Время нипочем: пять самых старых зданий Ростова-на-Дону

Архитектура города Ростова не вызывает такого восхищения, как архитектура Лондона, или Парижа, но это лишь субъективное мнение. В действительности, самому большому южному городу России есть чем удивить своих гостей. Это и памятники исторической архитектуры, ведь город был основан в далеком 1749 году, и современные здания, и оригинальные архитектурные решения, которые стали достоянием городской архитектуры Ростова.


Особенности архитектуры Ростова-на-Дону

Архитектура Ростова диктовалась его положением на экономической карте России, долгое время город был Северными воротами в страну, будучи оплотом страны на границе с Северным Кавказом. Именно через Ростов следовали все транспортные развязки ведущие грузы с Южных городов на Север страны. Город был крепостью с множеством оборонительных сооружений и являлся центром донского казачества, где регулярно вспыхивали очаги восстаний и несогласий с властью страны. Только с окончанием великой Октябрьской революции город стал развиваться, как промышленный центр и были построены огромные заводы, ставшие лицом Ростова. Такой завод, как Ростсельмаш стал важной частью городской архитектуры города.

Классическая архитектура Ростова

К классической архитектуре Ростова-на-Дону можно отнести многие строения 20-го века, которые и воплощают в себе историю города и его истинное лицо.

  • Доходный дом Шендерова – классическое здание в стиле модерн, с легкими нотками эклектики, которое было построено в конце 19-го века. Изначально, дом принадлежал купцу Шендерову, который сдавал небольшие помещения в центральной части дома под торговые учреждения. Позже, дом был национализирован и стал собственностью СССР. Дом был разрушен в годы Великой Отечественной войны, но его восстановили уже в 1950 году. Сейчас, доходный дом Шендерова является важной частью архитектуры Ростова, и служит отделением Альфа-банка.

  • Жилой дом Ивана Зворыкина – еще одно здание в городе, построенное в стиле модерн. Строительство дома датировано 1912 годом, как жилой дом для ростовского градоначальника Ивана Зворыкина. Дом построен в три этажа и стоит на угловой части квартала. В оформлении фасадов дома присутствуют элементы готики. Дом имеет довольно сложную внутреннюю конструкцию, с двумя входами с двух улиц. В жилом доме Ивана Зворыкина работал легендарный драматург Владимир Киршон, о чем гласит памятная табличка на фасаде здания. Дом является объектом культурного наследия регионального значения.

  • Особняк Парамонова – яркий пример классической архитектуры в Ростове-на-Дону. Особняк в стиле неоклассицизм и является чрезвычайно популярным среди гостей города. Особняк был возведен в 1914 году, но в собственности Парамонова пробыл недолго, особняк был забран для нужд ревкома большевиков. После, особняк служил в медицинских целях, и лишь в 30-х годах стал зданием культурного значения – в его стенах располагался Краеведческий Музей. Сейчас, здание служит библиотекой при Ростовском национальном университете. В особняке регулярно проводятся реконструкции, из-за скапливающейся сырости в подвальных помещениях. Фасад особняка Парамонова имеет типичный фасад для неоклассицизма, с прямыми линиями и симметричной композицией. С южной стороны, фасад украшен двумя рядами красивых колонн, а к центральному входу ведет двусторонняя двумаршевая лестница.

  • Дом братьев Мартын – очень колоритное здание в Ростове, архитектура которого впечатляет. Здание возведено из красного кирпича в конце 19-го века, и его собственником был гражданин Британии Иван Мартын. Здание имеет два этажа и построено в стиле эклектики. Главной изюминкой дома является остроконечная башня в угловой части здания, так напоминающая архитектуру британских городов. В настоящее время, в доме братьев Мартын расположен Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова.

Храмовая архитектура города очень развита, так как Ростов является южной столицей православной жизни страны. Сейчас, в городе расположено 41 действующих православных храма.

  • Собор Рождества Пресвятой Богородицы – построенный в 1860 году собор является центром православной жизни города. Собор построен на месте старинного храма Рождества Пресвятой Богородицы, который обветшал и не подлежал реконструкции. Собор представляет собой пятикупольный храм из прочнейшего камня. Если смотреть с высоты, то собор имеет форму креста. Возле храма располагается трехуровневая колокольня, высотой 75 метров. Перед собором Рождества Пресвятой Богородицы находится Соборная площадь с памятником святителю Дмитрию.

  • Покровская церковь – ростовская церковь имеет глубокую историю, уходящую корнями в 17 век. Храм несколько раз перестраивался. Современный храм датирован 2007 годом. Церковь окрашена в светлые тона и имеет небольшие размеры. Но ее красота подчеркивается новизной и богатым убранством внутреннего церковного зала, который был сделан за счет благотворительных пожертвований горожан.

Ростовский областной музей изобразительных искусств

Ростовский областной музей изобразительных искусств на пр…

Ростов-на-Дону

Музей изобразительных искусств располагается на улице Пушкинской — одной из самых красивых улиц Ростова-на-Дону. В старинном особняке XIX века разместились выставочные залы — в 1958 году здесь открылась первая экспозиция «Русское искусство XVII — начала XX века».

Изобразительное искусство XIX века представлено полотнами «Шторм» Айвазовского, «Сироты» Клодта, «Бесприютные» Складовского, «Гибель Помпеи» Тропинина, «Осень» Левитана и другими работами. Иностранный отдел знакомит с французской, итальянской, немецкой, голландской, фламандской живописными школами, а также прикладным искусством и скульптурой Японии и Китая.

Лучшие архитектурные достопримечательности Ростова-на-Дону

В последнюю номинацию вошли красивые здания, фонтаны и скульптуры с памятниками.

Большая Садовая улица

Рейтинг достопримечательности: 5.0

Фото: Moreorless, CC BY-SA 3.0

Большая Садовая улица начинается от вокзала и проходит до Театральной площади. Именно здесь расположены знаменитые здания – городская дума, различные особняки, дом М. Черновой, парки и скверы. На всем пути встречают лавочки, магазины, кафе.

Оживленная улица не слишком подходит для пеших прогулок днем. Лучше проехать по ней в комфортном автомобиле. Гости города в восторге от красивой архитектуры. Советуют спуститься в подземный переход. Он украшен мозаичными картинами. Лучше пройтись по улице вечером, когда не так много людей.

Ростовский музей космонавтики

Ростовский музей космонавтики

Ростов-на-Дону

Ростовский музей космонавтики открылся в 2009 году — первую экскурсию для посетителей провел летчик-космонавт, Герой России Юрий Усачев. В музее можно увидеть образцы космической техники, скафандры, макеты спутников связи и продукты, которыми питается экипаж космического корабля.

Главный экспонат музея — уникальный спускаемый аппарат, который использовали в экспедиции на Международную космическую станцию. Аппарат переоборудован в тренажер — он позволяет моделировать процесс маневрирования и причаливания корабля в космосе. Это единственный в своем роде действующий экспонат на Юге России.

Природные достопримечательности Ростовской области на машине

Разумеется, в теплый южный край многие туристы приезжают ради природных панорам. Они в Ростовской области очень интересные и разнообразные.

Природный заповедник «Ростовский»

Уникальные просторы Ростовской области охраняет природный биосферный заповедник «Ростовский». Он учрежден в 1995 году, и входит в перечень природных объектов под охраной ЮНЕСКО. Заповедник состоит из четырех кластеров, с совершенно разными пейзажами — реки, озера, острова, степи, солончаки, песчаники. По заповеднику проложены экологические тропы, наиболее интересными объектами считаются цветущие по весне степи, колонии диких донских мустангов, гнездовья журавлей и пеликанов.

На заповедных островах отдыхают в период миграции множество видов птиц. Не менее богата и флора заповедника, особенно по весне и в начале лета, когда степи цветут особенно красиво и благоухающе. Не пропустите и реликтовое соленое озеро Маныч-Гудило, часть древнего водоема, соединяющего Черное море с Каспийским.

Подробнее: Природный заповедник «Ростовский»

Степи заповедника летом Фото: © Заповедник «Ростовский»

Озеро Маныч-Гудило

Что включить в ваш маршрут путешествия по Ростовской области на машине? Разумеется, огромное соленое озеро на юге России, омывающее сразу три региона, с солидной площадью в сотни квадратных километров — это Маныч-Гудило. Ростовчане называют его с уважением, Большой Маныч. И любят отдыхать на берегу озера — купаться, загорать, рыбачить, ходить в походы по его побережью.

На Маныче есть острова, наиболее известные — Водный и Птичий. На Водном обитают дикие кони, символ заповедника «Ростовский», на Птичьем можно полюбоваться колониями пернатых красавцев. Не менее самобытен цветущий покров побережья озера — ковыль, полынь, камыши, даже лаванда.

Подробнее: Озеро Маныч-Гудило

Озеро Маныч-Гудило Фото: © Женя Пьянова

Павло-Очаковская коса

Но Ростовская область, это не только степи и долины рек. Тут есть популярные морские курорты, наиболее востребована у туристов Павло-Очаковская коса. Итак, Азовское море, Таганрогский залив и длинный песчаный пляж, уходящий в море. Форма косы дугообразная, по ней здорово гулять и делать симпатичные фото.

Природный мыс уходит в воды Азовского моря, радуя туристов с мая по октябрь — вода прогревается довольно быстро. Кстати, тут можно не только купаться, загорать, искать ракушки и строить песчаные замки. Павло-Очаковская коса очень популярна у фанатов водных видов спорта, таких как кайт и виндсерфинг. Здесь часто проходят состязания спортсменов — смотрится это очень эффектно. Если вы пока не освоили серфинг, покатайтесь на «ватрушке», катамаране или гидроцикле.

Подробнее: Павло-Очаковская коса

Павло-Очаковская коса Фото: © Магдалина happiness

Парк «Лога»

Любите гулять по красивым ухоженным ландшафтным паркам, в окружении дивной природы? Именно такой парк есть в Ростовской области, записывайте адрес: Каменский район, хутор Старая Станица, улица Большевистская, 77. Тут невероятно красиво и живописно, а еще один бонус для путешественников — вход в парк совершенно бесплатный.

В парке «Лога» понравится как взрослым, так и маленьким путешественникам. Здесь красивые прогулочные аллеи, пруды, мосты, много фото-локаций. Есть гостевой дом, ресторан и зона для пикников на свежем воздухе. Малышей ждет мир «Зазеркалья», небольшой зоопарк, веселый паровозик и настоящая печка из русских сказок.

Подробнее: Парк «Лога»

Парк «Лога» Фото: © Julia Alisova

Ростовский областной музей краеведения

Ростовский областной музей краеведения

Ростов-на-Дону

История Ростовского областного музея краеведения началась в 1910 году. В первую экспозицию вошли личные вещи русского писателя Даниила Мордовцева, серебряные кубки выдающегося полководца Александра Суворова, треуголка и шпага ростовского градоначальника середины XIX века Андрея Байкова.

Сегодня в Музее краеведения можно познакомиться с историей Донской земли с древности до наших дней. Здесь представлены старинные золотые монеты, серебряные «чешуйки» времен Ивана Грозного, медные пятаки с вензелями Екатерины II. В этнографической коллекции находятся праздничные шубы донских казачек уникального покроя, шитые жемчугом кички и вышитые рубахи.

Памятники Ростова

.

Секретарь «Шолоховского круга» Союза писателей России. Сотрудник Академии по развитию родовых поместий. (Филиал Академии управления при президенте России)

Круглов Ю.Н.

История Ростова в памятниках.

Кораблик и табличка об основании Темерницкой таможни на Садовой.

Не случайно появляется в 1749 году на берегу реки Темерник та­можня. Ее появление четко объясня­ет наличие очень развитой торговли на донском берегу. Берега Дона явля­ются местом, важным не только эко­номически, но стратегически. Когда-то Азов граничил с Турцией. После того, как он стал в 1736 году русским городом, граница отодвинулась. И вот в 60-е годы XVIII века около таможни возникает крепость Святого Дмит­рия, которая решает сразу две зада­чи. Укрепляет границы России про­тив Турецкой стороны и является уг­розой для сохранявшей автономию земли Войска Донского.

Изначально, составные Ростова были интернациональны. Неподале­ку от места, где возникнет Ростов, уже стоят казачьи станицы: Гниловская, Аксайская, Александ­ровская. Позже рядом появляется армянское поселение — Нахичевань, которое потом вольется в состав города. Стояла неподалеку станица украинцев — запорожских казаков — Полуденка. Современный Ростов является одним из самых многонаци­ональных городов Северного Кав­каза, и это закономерно. Он насле­дует традиции античного Танаиса и средневекового Азова.

Как торговое место, Ростов полу­чает с середины XIX века чрезвычайно большое значение. Торговля с Западной Европой в начале 20 века становится настолько значительной, что в местных торговых предста­вительствах Бельгии, Англии, Фран­ции образуются даже консульства, то есть место пребывания офици­альных властей этих стран, что являлось для города предметом престижа и большого уважения к нему со сто­роны других городов.

Переулок Крепостной. Пушки и фрагмент стены рассказывают…

Как крепость, Ростов никогда не использовался по-настоящему. Его не осаждали враги в XVIII -XIX и нача­ле XX века. Его пушки и гарнизон не принимали участия в боевых действиях. В 1835 году гарнизон крепос­ти Святого Дмитрия расформировы­вают и рассылают по разным горо­дам. Ему исторически повезло боль­ше, чем Танаису или Азову. Только в Великую Отечественную войну Рос­тов был ареной ожесточенных боев, от чего очень пострадал его истори­ческий центр. В Ростове почти не осталось зданий XVIII века или даже начала XIX.

С начала XX века Ростов очень активно проявлял свою претензию на право быть современным горо­дом. В городе в начале XX века вводят трамвайное движение. Бель­гийские вагоны были очень красивы и составляли гордость горожан. Вла­сти очень следили за чистотой в цен­тре города. Штрафовали хозяев, не убирающих у своего дома, стоящего на «красной линии». В центре запре­щалось появляться в нетрезвом виде. Это грозило штрафом и арестом.

Моды в Ростове в начале XX века были современнейшие. Богатые горо­жанки носили то же, что и парижан­ки, и англичанки, и немки. Кружева, шляпки, платья, граммофоны и мод­ные песни на пластинках. Ростовчанки очень элегантны на фотогра­фиях.

Значительность истории основа­ния города придает и то, сколько известнейших людей участвовало в его основании.

Садовая. Памятник Елизавете Петровне

.

Сама императрица Елизавета Петровна подписывает указ об основании таможни.

Первое лицо казачества, атаман Донского Степан Ефремов в годы XVIII в. содействует построению поселения. Выделяет казаков для службы в крепости. Казаки, носившие красивые мун­диры-доломаны, создают поселение -станицу Доломановскую. Позже она сольется с

городом. Памятью о казаках Ефремова с их красивыми одеждами будет современная улица Доломановская.

В честь императрицы назовут в «дореволюционном Ростове один из спусков к Дону — Елизаветинский.

Необычный человек будет возводить саму крепость. Александр Иванович Ригельман — инженер, генерал-майор не только построит оригинальное оборо­нительное сооружение, но и будет изве­стен как человек, впервые описавший казаков в серьезном научном труде.

Планы крепости в бронзе. На Пушкинской и в других частях города

.

Крепость Святого Димитрия была создана в форме звезды. Ригельман выбрал такую форму, готовя крепость к серьезным боям и штурмам. Из-за оригинальной формы укреплений штур­мовать их было чрезвычайно трудно. Это грозило большими потерями, воз­можно, поэтому никто так и не пытался этого сделать. А также потому, что вско­ре, крепость из пограничной преврати­лась в тыловую. Расширялись границы Российской империи.

А труды Ригельмана не остались на периферии. Одна из самых важных для нашего края монографий недавно переиздана в 1992 году, и название ее звучит так: «История о донских ка­заках, собранная и составленная через труды инженер генерал-майора и кавалера Александра Ригельмана».

Памятник св. Дмитрию. Рыночная площадь

.

Важно отметить и того, кто дал имя крепости. Святой Дмитрий Рос­товский, до того как стать святым, прославился как активный сторонник Петра Первого в работе императора по подчинению церкви государству. Он же является автором многотомно­го издания «Четьи — Минеи» — чтения на каждый день о разных чудесах и житиях православных святых.

Давая имя крепости, Елизавета Петровна рассчитывала на бывших сподвижников батюшки, показы­вала, как дороги ей петровские тра­диции и сами деятели того времени. Лишний раз напоминала Елизавета Петровна, что готова держаться курса Великого императора. Так что само скрещение имен и судеб русской императрицы, ярослав­ского епископа, донского атамана и служивого немецкого дворянина с рус­ским отчеством — это уже удивитель­ное достояние культуры Рос­това.

Советские времена лиши­ли Ростов его древнейшего пласта памяти, но именно в эти времена судьба Рос­това оформилась, и город приобрел свои завершенные, сформировавши­еся черты.

Первое

. Официально Ростов стал столицей всей области с 1937 года.

Второе

. В 60-е годы XX века Нахи­чевань сливается с Ростовом физи­чески. На месте «границы», о которой помнили старожилы, непрерывной линией происходит застройка, и Рос­тов официально становится одним из самых многонациональных горо­дов Северного Кавказа.

Третье

. В Ростове существует и религиозное равноправие. Работает в городе и католический храм, и ме­четь. Синагога была построена еще до революции. То есть Ростов еще и крупный религиозный центр для жи­телей области. Его собор сияет золо­тыми куполами так, что виден почти в любой точке города. Колокольный звон слышен на весь центр.

Четвертое. Как крупнейший эко­номический центр, Ростов важен даже сейчас, в период кризиса. Его заводы и предприятия имеют для области огромное значение. С ним связаны многие города России и зарубежья.

Пятое. Именно Ростов является самым крупным по числу населения городом области и одним из крупней­ших на Юге России и на Северном Кавказе.

Тесно связан этот современный Ростов с Доном. Как показывают факты, тенденции к тому, каким быть главному, столичному городу, закла­дывались еще в античном Танаисе, успешно развивались в средневеко­вом Азове и ярко были выражены в портовом Таганроге.

Сейчас, Ростов является достойным преем­ником и выразителем исторических традиций своего края. И не только черт, но и характера. А каков он мы сейчас рассмотрим на исторических примерах.

Как Половецкие бабы поддержали Российского президента

В 2006 г выступление нашего президента В.В. Путина о поддержке семьи, о исправлении демографической ситуации взволновало всю страну. И оказалось, что именно в Ростове давно уже самим своим видом иллюстрируют тезисы президентского выступления «ростовчане »проживающие на Дону уже семьсот лет.

Думал ли Путин, что Половецкие бабы самим своим присутствием будут способствовать поддержке его программы. Нагляднейшим проводником его идей среди ростовчан.

Статуи.

Эти статуи видели наверное 70 % ростовчан. Почему? В школе детям хоть раз, хоть в обязаловку устраивали экскурсию – в краеведческий музей. Выгруженные из автобуса юные ростовчане толпились во дворике музея минут 5 -10 пока учителя договаривались с экскурсоводами о порядке прохождения групп. И дети невольно видели их. Стояли совсем рядом. Иногда самые любопытные пытались что-то выяснить о них у учителей. Учителя отмахивались раздраженно из за собственного незнания и загруженные заботой о сохранности «поголовья». Они и не могли что-то ответить. Про «баб» в обязательную программу не включалось. Так в центре города образовался своеобразный феномен — всем известные предметы, про которые ничего не известно. Мало кому в голову приходило, что они вообще чем-то могут быть интересны.

А сейчас они оказались актуальны. Почему?

Их можно счесть древнейшими на Юге России изображения отдающие дань уважения нашим бабушкам и матерям

.

Женские половецкие статуи это как раз олицетворения основательниц рода. Жены богатырей–батыров подарившие семье по 10-15 детей. Которые, в свою очередь, поддерживали традицию и тогда же умножались на 10-15каждый. И тогда уже в третьем поколении создавался могучий род в котором были и меткие охотники, и отважные воины, и умелые пастухи , и гении деторождения.

Память о бабушках порождавших такое крепкое потомство, явно стояло увековечить. Ведь сильный род в племени нередко приходил к власти. И эти бабушки оказывались родоначальницами ханских фамилий. Их изображали в роскошных нагрудных украшениях. В пышных головных уборах. Расшитых по подолу халатах. И в руках у всех был символ жизни – чаша. Ведь все они были дарительницами жизни. А не потребительницами вещей из дорогих бутиков. Не наездницами фирменных машин. Не истеричными амбициозным эгоистками .Таких к счастью нет и в современном Ростове.

Внучки тех бабушек оказались еще и героинями. Воспитание бабушек. Следование традиции и преумножать жизнь помогло им свершить подвиг. В 1238 году на будущей территории Ростова разыгралась трагедия. Сюда пришли орды монгола Батыя и перебили большинство половецких мужчин.

Рельеф на Доме молодёжного творчества.

Гермес — духовный покровитель Ростова.

Я шел по своим делам. Никого не трогал. Не задевал. И вдруг он коснулся меня. Притянул взгляд и зафиксировал.

-Остановись. Осмотрись. С тобой разговаривает сам Гермес.

Он говорил это прямо в моё сознание. А взгляд мой уперся в его лицо. В рельеф на нынешнем Доме молодёжного творчества. В прошлом культовом месте «Волго- Донской банк». Ироничный. Язвительный. Циничный. Тончайший психолог. Гермес фиглярничал, подмигивал, кривил губы.

Вы не разу не вступали в контакт с древнегреческим богом? Что? Паранойя долго лечится. Согласен, но вопрос повторю.

Что? Сейчас таких «вступающих» много развелось. И вообще от напряжения повседневности психика не справляется.

Отвечу. Вот он и не обратился к вам — потому что вы не верите. А ко мне обратился. И я убедился, что Гомер в «Илиаде» описал это явление технически правильно. Другим бог невидим. И предстаёт без всякой аффектации.

Что? Шарлатанов развелось много. Так я же не прошу верить. Я просто рассказываю, как было. Кстати, Бог напомнил любопытные вещи. У нас у всех есть родители. Родословная. Есть она и у нашего города. Историческая. Мифическая Духовная. Слишком велик и многогранен Ростов — чтобы взяться вот так из неоткуда. Его психологические и культурные традиции и закономерности развития закладывались еще 20 веков назад. Где? Как? В каком городе? Сейчас от Ростова на машине это минут 30.Место это известное и называется оно — Танаис. Именно он и был духовным прадедушкой Ростова. И все его родовые черты сохранил.

· Город на пути.

· Город на реке.

· Город, объединяющий дороги и с воды и суши.

· Город на перекрестье торговых путей соединявших Европу и Азию.

· Многонациональный. Разнокультурный.

· (Духовное родовое древо представить. Карту.)

Родословная тут выстраивается такая.

Сынком его можно назвать Азов. Внуком Таганрог. А правнуком Ростов. Статуэтка Гермеса найденная в Танаисе чётко свидетельствует о том, что ему тут поклонялись. Торжище Танаиса было огромным алтарём бога, а службой был торг. И церемонией —

торжище .И сейчас в Ростове самое колоритное место это его базар. В Ростове дух Гермеса веселится. Потому что в городе именно базар, а не рынок. Разница тут огромна.

Базарный стиль общения. Базарные интонации. Базарить

. Сколько ярких понятий. На ростовском базаре надо наслаждаться самим потоком страсти. Процессом. Повыбирать. Страстно зазвать покупателя, а потом обвесить. А поторговаться — это ключевое действие. Пусть всего-то на рубль – зато какое получает продавец удовольствие. А как смачно возмущаются на ростовском базаре продавцы- если покупатель заметив что то – робко пробует спорить. С ценой. С тем, что взвесили. Радости от самого процесса того что сколько-то удаётся выторговать…

О Гермесе.

Справка для непосвященных. Гермес (Меркурий — в римской мифологии). Имел очень много функций и все они точно отражают черты Ростова.

Во-первых

— об имени бога. На путях- дорогах древней Греции в 5 в. до н. э. устанавливали каменные столбы вехи – указатели. Их называли Гермами, по имени бога. Культовой вещи – поклонялись, представляя его образ.

Его первая функция

— покровитель путей и путешественников. И Ростов и возникает именно как город на Большой дороге. Отсюда и характер большинства горожан.

Вторая функция

Гермеса. Он — покровитель торговли. А Ростов потому и развился, что оказался перспективным и удобным торжищем. Как в Танаисе. Товары удобно было подвозить и увозить и по воде, и по земле.

Третья функция

Гермеса

Он покровитель плутов и воров. Где развивается торговля там, как у монеты две стороны. Её обратная сторона- плутовство, обман и прямое воровство. Гермес покровитель всех воров — и дневных, и ночных. К счастью это к Ростову не относится. Он славится как город честнейших чиновников и горожан к воровству никогда отношения не имевших. Его отцовская строгость в этом вопросе и породила его прозвище-
Ростов Папа
. А при папе не шалят.

Четвертая функция-

Гермес ещё и бог тайной мудрости. Тайных знаний. Они так и зовутся – герметическими. Есть целая наука «Герменевтика» наука истолкования, хитрого и субъективного, как правило. Где все вышеперечисленные стороны бога очень лихо применяются.

Ростов очень «герметичный» город. По всему периметру, как булка изюмом, напичкан он таинственными и загадочными местами. Одни созданы недавно. Другим тысячелетия. И если выстроить все имеющиеся факты в определённом порядке – все они на что-то намекают. Ростов подземный с лихвой займет воображение одними своими катакомбами. Одним сооружениям 2 тысячи лет. Другие вырыты казаками недавно. Кстати, может они их и не рыли, а воспользовались природными пещерами и углублениями в холмах. Следующие — нагородили еще в крепости Дмитрия Ростовского. Любая серьёзная крепость имела разветвлённую сеть подземных выходов.

А чего стоят разбросанные вокруг Ростова курганы скифских царей и героев, с их сокровищами Елизаветинской, объехавшими уже пол мира, вызывавшие восторг в Швейцарии, Японии, Франции. Иноземцы поверить не хотели, что такие высококлассные вещи принадлежат местной степной культуре. Сожалели, почему они не японского или французского производства.

Кстати, о подземных ходах шедших от подобных царственных курганов полно сказаний. Это по части Гермеса. Тут можно потолковать вкривь и вкось.. Что успешно и делают в разных вариантах. От печатных — до непечатных. Придумывают свои версии и варианты.

А скифские вещи действительно вещи культовые. Как и сами курганы. Места, имеющие подземные порталы в иномирие. В иное магическое измерение. Так говорят те, кто так же служит Гермесу. Истолковывают герметические факты. И то, что будет далее можно счесть игрою Гермеса. Он не случайно бог толкований. Подойдите герметично. Можно просто не поверить. И тогда не вы и не вам. Разошлись и счёт по нулям. А можно попытаться разобраться. Вдруг тут и вправду, какое то герметическое знание. Может есть в нём что то что можно использовать с выгодой .Лишь бы затрат не было. А тут единственное, на что вы потратитесь это вера. Вспомните формулу. по вере вашей воздастся вам. Тут она работает в полную мощь.

Что поведал Гермес

.

Модно сейчас говорить о местах силы. Их находят за морем. В джунглях Латинской Америки. В африканских пустынях. В руинах заброшенных древнеегипетских городов. И в гималайских пещерах. А Вы сначала уточните что такое – Место силы.

Во-первых, это место, которое обладает изначальным энергетическим потенциалом.

Во-вторых, этот потенциал способен с пользой применить человек.

В-третьих источник этого потенциала — Природный. Это Геомагнитная точка земли.

Природная Артерия. Называют их по-разному.

Другой взгляд

. Это место, которое стало священным, потому что люди здесь возвели что

то культовое. «Намолили »это место. То есть, сконцентрировали в одной точке огромный сгусток своей, определённого рода энергии. Наполнили это место своей «силой».

Возможно, происходило это по предназначению. Этому месту суждено было изначально стать культовым. Это веление свыше. Судьба. Люди лишь исполнили, не подозревая об этом то, что было предначертано. Считая, что действуют по своей воле.

И так — определения места силы

· Место — обладающее природной силой.

· Место, — которое благодаря людям становится местом силы. Которому это предназначено.

К стати ещё и поэтому христианские храмы ставились на месте языческих святилищ. Язычники угадывали природную силу места. Опредмечивали её — возводя святилище а посвященные в такого рода тонкости, знающие теорию, священных мест «служители креста » не просто утверждали свою победу и свою власть, разрушив чужое и возведя своё, а ещё и следовали принципу наследования и рационального использования известных культовых мест в своих целях. Яркий пример, когда на месте святилища Перуна Метавшего Молнии в Новгороде возводили церковь Ильи Громовержца. В 15 веке в Константинополе собор Софии Премудрости — стал крупнейшей мечетью Айя София. Но вернёмся к Ростову.

Поведал Гермес что Ростов, будучи изначально расположен на Священной Земле богов и героев (о чём знали еще две тысячи лет назад — по источникам, приведенным в 1916 году историком Е. .Савельевым) имеет еще и ряд энергетических точек. Пребывание на них оздоравливает… Дает прилив сил. Люди отмечали такие места бессознательно. Подсознательно они решили выявить эти точки — совсем не думая ни о чём подобном, решая свои административные дела. Служебные, карьерные.

Выявили они эти точки. Поставив на них памятники либо возведя здания, которые вдруг начинают притягивать внимание, даже перестав выполнять свою примитивную рабочую функцию. Превращаясь в руины. Далеко не все руины и развалины притягивают глаз. Иные вызывают и отторжение. Здание перестало функционировать и, глянув на него, хочется поскорее его снести. Возвести на его месте что-то новое. Архитекторов издревле не случайно наделяли магическими способностями. Их образование позволяло им интуитивно чувствовать и выявлять места силы.

В этом они сходны с лозоходцами. Которые как раз каналы энергии и выделяли только в поисках воды.

Так же чувствуют и выявляют эти места архитекторы. Они считают, что руководствуются профессиональными логическими расчетами, но дело гораздо глубже. Создание чего-то уже факт магический. Архитекторы называют то — что возникает у них в сознании банальным словом привязка к местности. Архитектор решает свои профессиональные задачи, а свершается при этом магическое. Так вот по территории города в разное время и выявился ряд мест посредством установленных на них памятников.

Не случайное явление и «содержание» памятника. Фигура возникает именно там где ей быть должно. Она «проступает» из стены в виде памятной доски или вырастает из под земли в виде статуи с постаментом. Поводы для этого иногда формальные – прототип персонажа здесь жил или работал, обитал.

Примеры

.

Горький на Набережной

Трудился амбалом. Выгружал с пароходов тюки. Есенин в таком — то здании просто выступал. А Солженицын там то учился.

Памятники очень точно показывают своё отношение к месту. Шолохов к Ростову встал именно тем местом, каким при жизни писателя Ростов «стоял» к Шолохову. Писатель любил Дон и к любимому предмету устремил свой взгляд. «Тихий Дон» лучшее его произведение. Так что обоснование чтобы быть памятнику там, где он встал интересное. Он не столько в Ростове — сколько на Дону.

Другой пример Кировский — Садовая напротив Белого Рояля. Стояла там раньше церковь. Было явное «место силы». Её снесли — воздвигли памятник одному из революционных языческих демонов — Кирову. Да еще и с культовыми словами, что «…жить чертовски

хорошо».

Прошло время и демон изгнан и на этом намоленном месте с 2005 года вновь возникает храм Христа. А вот Киров оказывается в месте случайном. На перекрёстке Пушкинской. Тут ему не властвовать как на Кировском — где в его честь и было «наречено» целое место. А место Кирова заняла императрица Елизавета Петровна. Роскошная. Чеканная Величественная. Вокруг неё уже начинает виться интеллигенция. Один коллекционер тут уже провел выставку перстней её времени- коллекции. Она привлекло массу творческого народу: историков и художников об этом успела написать сама «Вечёрка».

На Пушкинском «властвует» «аполонический» дух Пушкина.

Три взгляда на Парамоновские руины.

Раздраженно — практичный.

Были путевые помещения. Можно было хоть как-то использовать. А тут мало того во время войны порушилось, да еще и бомжи добавили. Сгорела крыша. Совсем стало всё никуда негодным. Ни под склад — ни под жилое помещение. Да ещё и добила природа. Источники снизу пробились. А это значит и средства в ремонт и реставрацию вкладывать бесполезно. Не возвернутся. Всё будет медленно разрушаться. А еще гадость, какая — что по ночам тут кого только не набивается. И те же алкаши бездомные. И шпана всякая… Чёртиков на стенах рисуют — по причине полного отсутствия мозгов. Ночуют. Пьянствуют. Костры жгут. Место стало совсем похабным. Того гляди, там грохнут кого нибудь бутылкой по голове. А шприцы так уже валяются. А как замусорено. Как загажено. Фу!

Восторженно-романтичный.

Как удивительно по бархатно — изумрудным замшелым кирпичам там течёт прозрачная вода. Поистине Магическое место и как всё сходятся все его определения. Вода Земля. Природа и строение – след человеческой деятельности. И неподалеку знак Победителя. Знак Силы и удачливости места. Памятник адмиралу Ушакову.

И не каждому городу выпадает иметь такое удивительное место. Сочетание природы и урбанистики. Считай — в центре города и такой удивительный уголок. А как романтичны торчащие из краснокирпичной стены полусгнившие деревянные желоба из которых сыпалось зерно. И в мешки, и на корабли. И по миру. А как здорово смотрятся заросли прямо в стенах летом и весной. Можно представлять что угодно. Джунгли Индии или Бразилии где погибали заброшенные после краха каучуковой монополии дворцы. И ведь рядом шумит дорога. Несутся машины. Всё банально и стандартно. Здорово, что рядом Набережная. Она в любом городе радует душу. Это один из примеров того, как устойчивы энергии «места силы».

Магический взгляд.

Памятник Ушакову на Набережной возвели совсем недавно – в 2004 году. Он очень хорошо акцентировал необычное место, которое с разных сторон самые разнообразные люди уже сакрализировали. Место это — руины Парамоновских складов.

Чудо природы. Оригинальное и уникальное зрелище и явление. Пробившие пол и Бьющие прямо внутри здания подземные источники. Стихия воды.

Крыша этого здания обгорела. Поперек комнат лежат в величественном хаосе груды обуглившихся бревен След оставленный
стихией огня
. Уже это совмещение стихий в одном месте на многое. Само место изначально служило торговым складом. То есть проходит по ведомству Гермеса. Торговый склад – место церемониальных действий в культе Гермеса. Здесь свершалось служение богу в форме — погрузка-разгрузка товаров. И вот в конце 90-х г.г. ХХ века уже начинается своеобразное поклонение источникам, затопившим здание. Им приписывается исцеляющая сила. Люди создают целый обряд. Окунуться в источник приходят именно на рассвете. С лучами первого солнца. Считается, что целебное воздействие именно в это время очень эффективно.

Как площадку его начинают использовать специалисты по ролевым играм –толкиенисты. А потом стены начинают покрываться изображениями магических сил. Их знаками. Это уже молодёжь из движения «готов» начинают проводить здесь алкогольно -эротические тусовки.

Когда в одном месте сходятся стихии огня , воды и проворятся культовые ритуалы бога Гермеса место заслуживает того, чтобы назвать его «герметическим». Приобщенным к области таинственных знаний. Здесь сошлись все стихии и знак Гермеса присутствует. И получается, что и Парамоновские руины исполняют именно то что, им предназначено. И люди якобы случайно обратившие на эти места внимание действовали не по собственному желанию, а подчиняясь тайной воле судьбы. «Силе» места.

Подземный мир Ростова.

Врата в Аид.

Еще Геродот Галикарнасский в своей «Истории» утверждал, что некие киммерийцы являются стражами подземного мира. А в Ростовском и Новочеркасском музеях хранят вещи подтверждающие, что именно на нашей земле жили те самые киммерийцы. А что это был за Аид? По греческим преданиям это Мир Мёртвых и местонахождение его под землей.

Оказывается, под Ростовом есть огромные геологические линзы. Еще киммерийцы их использовали как пещеры, убежища, святилища. Возможно, это было связано с обрядом захоронения мёртвых. И видевшие всё это греки сочли, что киммерийцы — хранители неких Подземных врат.

На территории Дона находились тысячи курганов, в которых были поземные камеры. В этих камерах хоронили вождей с конями, золотом и оружием. Получается что подземелья, пещеры, тайные ходы были известны на Дону очень давно. Их использовали так, что даже иностранцы это отмечали.

Казаки и подземелья.

Одной из точек основания Ростова считается Темерницкая таможня, а она потому и была поставлена, что некогда именно через эти пещеры – подземелья казаки контрабандисты очень лихо проносили контрабандные ткани, табак, вино, оружие. В старинных подземельях созданных из пещер они прятали товары. Выводили их на берег к местам причаливания контрабандного судна. И буквально исчезали под носом у таможенников. Отсиживались в пещерах после ранения с свежими ранениями. Шрамами и прострелами. И опять получается, что благодаря тайной подземной жизни и возник Ростов. Это была одна из причин. Собирать налоги с ростовчан, которые по сей день- своим нравам не изменяют. Можно сказать, подземная жизнь и наличие подземелий формировали образ жизни и характер будущего ростовчанина

Очередной раз подземелья возникли из крепости Дмитрия Ростовского. Что за крепость, из которой нельзя выйти тайно. До наших дней лучше всего в центре города сохранились именно подземные ходы проложенные под нынешней Садовой улицей. Со всеми своим разветвлениями и выходами наверх.

Ростовские предания. Подземная клубничка

Ехидные старожилы охотно рассказывали в 80-х годах 19 века любопытный анекдотец о лучших людях города. На территории Парка им. 1 мая около Мед. Университета была ротонда. Чайная. Туда удивительно охотно собирались попить чайку солидные бородатые преуспевающие купцы, заботившиеся о своей репутации. А через дорогу, напротив, на месте нынешней Филармонии было одно из самых дорогих Заведений с девицами. Роскошный Тайный Публичный дом для солиднейшей публики. У него был один недостаток подход к нему был с Садовой. И это очень сдерживало заботившихся о своей репутации потенциальных посетителей. И однажды рабочие случайно нашли отрезок подземного хода начинавшегося под Заведением и выводивший к Чайной на соседней стороне улицы. Содержатели заведения сообразили мгновенно. Проход был расчищен. Обтянут обоями, покрыт паркетом. Купцы, представители чиновничеств, военные с золотыми погонами толпами повалили на посещение ротонды «с чаем». Они заходили туда, а потом оттуда же выходили. Престиж был соблюден. В чайной ничего кроме чая и сладкого не подавали. О клубничке ожидавшей их на той стороне дороги знали только посетители. Доход Заведения увеличился за два года с открытия прохода в восемь с половиной раз. Девиц стали выписывать из Берлина и Парижа. Привозить из Китая и с Кавказа. На все вкусы. Заведение стало выделять деньги на все благотворительные заведения. На Дома для сироток и ночлежки. Оно было на лучшем счету в городе, как опора культуры и просвещения. Проход, после того как ротонда была после революции разрушена, очень долго был виден и до 60-х зиял. Его помнили те, кто лазил туда мальчишками.

Тайный план Донского тайноведа А. П. Зимина.

Андрей Петрович Зимин прозванный «патриархом Донского казачества» был по своей специальности архитектором и одним из признанных тайноведов Донской истории. Он собрал вокруг себя историков, писателей, архивистов, художников и коллекционеров. Частью они входили в «Шолоховский круг» первым почетным председателем, которого он был. В котором вел тему Тайноведения. А подземелья города были одной из серьезнейших его Тайн. Ходили слухи, что у него хранилась карта ростовских катакомб и подземелий. Возможно, это был один из перлов его уникальной коллекции вещей, переворачивавших представления об историческом процессе. Во времена Советской власти такая информация была строго засекречена. Зимин, работавший в архитектурных кругах- получил дореволюционную копию карты и к нему приходили очень многие люди с самыми разными целями чтобы её купить, скопировать. Интерес к тайнам Ростовских катакомб был уже с 80-х огромен. Возможно, там прятали документы во Времена Гражданской войны. Возможно, уголовный мир 19- начала 20 века находил там убежища и имел склады краденного.

Несомненно, во Время Великой Отечественной войны наши подпольщики использовали подземелья для тайных военных операций. Оттуда вылезали и нападали на немцев. Там прятали листовки и оружие.

В 80-х вокруг Зимина вились желавшие поискать старинные клады подземелий, а также те, кто мечтал там устроить тайные религиозные организации. Разумеется — они ничего не добились

Во 2-й половине 80-х, многие пророки тайно готовили свою паству, и получить неконтролируемый государством подземный храм было бы для них очень заманчиво.

Сам Зимин рассказывал, что обилие подземных ходов под городом объясняется именно удобством их создания из геологических пустот, которые люди приспосабливали по своим потребностям. А. П. Зимина не стало в середине 90-х. Куда исчез документ, о котором столько говорили неизвестно. До сих пор в разных местах города открываются проходы разветвлённой сети катакомб, о которых доподлинно мало кому известно.

Рядом памятник адмиралу Ушакову

— современнику Суворова. Человеку, который всю свою жизнь вложил в своё дело. Превратил энергию и талант в победоносную историю Российского флота. И эту победоносную энергию излучает место, где стоит ему памятник.

Вот так оказывается иногда, и нет прямой связи у памятника с местом его возведения. Нет простого обоснования. А памятник встал и стоит.

Половчанки.

Когда вы идете по Садовой вы их проходите. Стремительно, не замечая. Не желая даже оглянуться. Редко вы обращаете на них внимание и тогда когда идете в краеведческий музей.

Ведь экспонаты, то ради чего вы идете – там. Там история, а тут только антураж. Преддверие. Тем более некогда их разглядывать, если вы пришли в антикварную лавку во дворе Музея. Тут уж вовсе не до них. И не подозреваете вы при этом, что тут изрядные ценности. В этих статуях, внешне серых, контрастирующих с этим миром. Мир бежит, а они замерли. Мир суетится, а они полны величия, спокойствия. Мир вокруг кипит, а они олицетворяют бесстрастие. Они молчаливы – эти половецкие женщины и мужчины. О, как красноречиво они молчат. Для горожанина они ничего не значат.

Для историка формалиста – они просто памятники, какой-то малоизвестной эпохи. Памятники основателям родов. Стоявшие на возвышенностях, обозначая границы кочевий, совмещающие функции дорожного святилища. Духи — покровители путников. Проезжающие приносили им жертвы. Изготовлены статуи в
XI-XII веках
. В
период расцвета Половецкой культуры.
Называли их «балбаны». По русски говорили – болваны. А казаки стали называть «каменные бабы». Вот и всё. Сухая формальна справка.

Ростовский академический театр драмы имени Максима Горького

Ростовский академический театр драмы имени Максима Горького

Ростов-на-Дону

Ростовский театр драмы открылся в 1863 году спектаклем «Ревизор» по пьесе Николая Гоголя. В 1920 году театр получил название Государственный драматический театр имени Луначарского, в 1931 году ему присвоили имя Максима Горького. На его сцене выступали известные актрисы Вера Комиссаржевская и Мария Блюменталь-Тамарина.

Здание театра построено в стиле советского конструктивизма. Внешний облик постройки напоминает трактор: в советское время Ростов-на-Дону был столицей сельскохозяйственного машиностроения. В театре работают три сценические площадки — Большой зал, который вмещает почти тысячу зрителей, Малый зал на 380 мест и Экспериментальная сцена на 70 мест.

Ростовский государственный театр кукол имени В.С. Былкова

Ростовский государственный театр кукол им. В.С. Былкова

Ростов-на-Дону

Ростовский театр кукол начал свою работу в 1935 году. В разное время театром руководили Борис Сахновский — ученик Константина Станиславского и Леонид Стельмахович — ученик Всеволода Мейерхольда. Более 30 лет театр возглавлял режиссер Владимир Былков — сегодня театр носит его имя.

За всю историю театра на его сцене поставили более пяти тысяч спектаклей. Сегодня в репертуаре театра кукол — «Буратино», «Золушка», «Щелкунчик», «Гулливер в стране лилипутов», «Три поросенка», «Кот в сапогах», «Аленький цветочек», «Огниво» и другие постановки по произведениям русских и зарубежных классиков.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Ростове-на-Дону

Ростовская область

Собор Рождества Пресвятой Богородицы возвели в 50-е годы XIX века на месте сгоревшей церкви. Автором проекта стал русский архитектор Константин Тон. В 1887 году к храму пристроили четырехъярусную колокольню. В советское время собор закрыли, в его помещениях устроили зоопарк, а затем склад. В 40-е годы уничтожили два верхних яруса колокольни. После войны храм отремонтировали и восстановили.

В 1999 году, к 250-летию города, колокольне вернули ее первоначальный облик. Колокола названы в честь небесных покровителей — великомученика Пантелеимона Целителя, святого князя Владимира, архистратига Михаила, преподобного Сергия Радонежского и Пресвятой Богородицы. Колокольню осветил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]