Памятник В.И.Ленину
Памятник В.И. Ленину расположен на площади в районе Детской музыкальной школы по улице Спортивной.
Скульптура являет собой фигуру В.И.Ленина в полный рост на постаменте. Отлита из гипса, окрашена под бронзу. Высота скульптуры вместе с постаментом около 3-х метров. Памятник изготовлен в 1957 году и первоначально находился в сквере в районе местного дома культуры.
В начале 80-х годов, во время строительных работ, памятник был перенесен в район РК КПСС. Сейчас в этом здании находится Детская музыкальная школа. Первоначально на постаменте имелась надпись «Ленин». Буквы были изготовлены из жести. Во время переноса памятника они были утеряны. Фамилии авторов проекта памятника и его изготовление не установлены.
Памятник включен в реестр муниципальной собственности муниципального образования г.Тынды. И на памятник имеется кадастровый паспорт, составлена схема расположения земельного участка, выписана карточка объекта, составлен акт технического состояния.
Памятник занимает площадь 90 м2. Реставрационные работы не проводились. Необходим реставрационный ремонт постаменту и покраска всего памятника.
Памятник включен в экскурсионный маршрут по городу.
Типологическая принадлежность — памятник истории.
Включен в государственный реестр памятников истории и культуры. Использовался жителями города в дни, связанные с днем рождения В.И.Ленина и Октябрьской революции в России в 1917 году.
Памятник землякам — Тындинцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны и в войне с Японией
Памятник находится на холме, вдоль трассы АЯМ в районе улицы Красноармейской. Установлен в честь 50-летия Октябрьской революции в связи с подготовкой к празднованию 22-й годовщины победы над фашистской Германией в октябре 1967 года.
Средства на строительство памятника были заработаны жителями поселка Тындинский на субботниках и воскресниках.
В разработке проекта и сооружении памятника принимали участие:
Секретарь КПСС В.М. Бусыгин, председатель райисполкома А.Н.Сухоносов. Чертежи проекта подготовил инженер прииска «Соловьевский» А. А.Бондарь. Сооружали монумент рабочие ДРСУ-1.
В апреле 1985 года накануне празднования 40-летия победы в Великой Отечественной войне была произведена пристройка в виде двух склоненных знамен с датами «1941-1945 годы» и изготовленным из жести орденом «Победа» в верхней части этих знамен.
Сам памятник состоит из нескольких бетонных плит, поставленных вертикально на бетонное основание.
На меньшей по размеру плите укреплен барельеф — скульптурное изображение 2-х солдат и женщины, символизирующие единство фронта и тыла в годы Великой Отечественной войны, на фоне приспущенного знамени.
Справа от памятника — деревянная трибуна для выступления участников митинга 9 мая.
К памятнику ведет дорожка, выложенная плитами. Вокруг памятника разбит сквер с посаженными в 1968 году деревьями и кустарниками. По обе стороны дорожки располагаются конусообразные бетонные плиты, символизирующие противотанковые инженерные сооружения.
Площадь земельного участка составляет 1531м.кв .
Памятник включен в реестр муниципальной собственности муниципального образования г.Тынды и имеет кадастровый и реестровый номера и паспорта. В августе 2009 года составлен акт технического состояния памятника. Типологическая принадлежность — памятник истории.
Используется жителями города в дни, связанные с событиями Второй мировой и Великой Отечественной войн.
Включен в государственный реестр памятников истории и культуры. Используется в экскурсионной работе местного музея.
Памятник с 1-ого км. Восточного участка БАМа
Первоначально памятник «Камень с 1 км. Восточного участка БАМа» был установлен в июне 1975 года на территории в\ч 46120, у главного корпуса. Символизировал участие солдат железнодорожных войск в строительстве Восточного участка. Этот камень был поднят ковшом экскаватора во время отсыпки полотна под железную дорогу.
Памятник был установлен на кирпичном постаменте, который состоял из двух частей: в верхней части была установлена табличка с надписью «Камень с 1 км. Восточного участка БАМа».
После завершения строительства БАМа и перехода в/ч 46120 на другое место дислокации он долгое время находился в заброшенном поселке военных строителей.
В июне 1999 года камень был перенесен на площадь имени 25-летия БАМа и установлен на постаменте около 2-х метров в районе Лицея № 8. На камне была сделана надпись «Даешь БАМ», ниже — «Июль 1974 года».
На постаменте была прикреплена табличка с надписью «Первостроителям БАМа — июль 1999 год». Камень установлен на бетонном основании, имеет ограждение в виде цепей.
Памятник внесен в государственный реестр памятников.
Кроме этого нет никаких сведений об авторах проекта данного памятника и о том, какая организация устанавливала данный памятник на площади.
Типологическая принадлежность — памятник истории. Характер современного использования — туристско-экскурсионный.
[править] Достопримечательности Тынды
- Собор Живоначальной Троицы, построенный в 1994-2001 годах.
- Валун с надписью «Даёшь БАМ. Июль 1970 г.» на улице Красная Пресня.
- Монумент строителя БАМа на Амурской улице.
- Железнодорожно-автобусный вокзал, построенный в конце 1970-х годов и отмеченный наградой на Всемирном архитектурном биеннале в 1981 году в Софии (Болгария).
- Паровоз Еа-3246 — памятник первопроходцам БАМа, установленный в июле 2004 года у железнодорожного вокзала.
- Бюст Героя Советского Союза Виктора Петровича Мирошниченко, сержанта железнодорожных войск, который осенью 1941 года во время Великой Отечественной войны при наступлении немцев на Москву погиб, взорвав железнодорожный мост через реку Снопоть. Бюст установлен у железнодорожного вокзала.
Город Тында Амурской области:
Город Тында
— административный центр Тындинского района Амурской области. Иногда город называют «столица БАМа». Статус города получен с ноября 1975, до этого — с 1907 посёлок Тындинский. Фактическое число проживающих около 36 тыс. человек.
Город расположен на реке Тында (бассейн Амура), в 839 км от Благовещенска, до Москвы — по железной дороге около 6,7 тыс. км, воздушным путём — около 5,1 тыс. километров. Расположен в восточной части, в месте впадения Геткана в реку Тында, на высоте более 500 м над уровнем моря. Крупный транспортный узел на северо-западе Амурской области, в котором пересекаются линии Тайшет-Ургал и Бамовская-Беркакит. Умеренный географический пояс. В городе растут: ива, берёза, хвойные, тополь, рябина, черёмуха. Основную часть растительности составляет тайга.
Тында — самый северный и самый молодой город Приамурья.
Образование в городе
Тында.
После слияния некоторых образовательных учреждений (Гимназия № 2 слилась с школой № 1 и № 5) в городе осталось 4 школы и частная гимназия № 1, которая признана самой богатой и самой дорогой гимназией в области.
Самая первая школа № 1 теперь № 7 в Тынде находилась по ул. 2-я Пятилетка на этом месте находится сейчас школа № 2 ныне ул. Спортивная.
В Тынде находятся техникум железнодорожного транспорта и филиал Дальневосточного государственного университета путей сообщения (ДВГУПС), объединённые в 2007 году в Байкало-Амурский институт — филиал ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения» в г. Тынде. Так же в городе имеются филиалы других учебных заведений.
Экономика города Тында:
В начале января 2010 года Тында вошла в список моногородов России
из-за одного градообразующего предприятия — железной дороги.
ОАО «Бамстроймеханизация»
крупнейшая на Дальнем Востоке компания, специализирующаяся на строительстве железных и автомобильных дорог. Годовой оборот более 10 миллиардов рублей. Основной спонсор многих проектов.
ЛПК Тында-лес
— крупнейший лесопромышленный комплекс в России.
Мостострой — 10
— крупнейшее предприятие специализирующееся на постройке железнодорожных веток и мостов.
В городе много предприятий железнодорожного транспорта:
Тындинское отделение Дальневосточной железной дороги (планируется расформирование с 1 июля 2010 года в связи с переходом на безотделенческую структуру), локомотивное и вагонное депо, линейные предприятия.
Работают мерзлотная и гидрометеорологическая станции. Недалеко от города расположена Тындинская геолого-поисковая экспедиция.
Общественный транспорт города представлен автобусами, маршрутными такси и такси.
Тында это транспортный узел здесь пересекаются федеральная автотрасса М56 «Лена» и железнодорожные линии БАМ и АЯМ. До Благовещенска курсирует единственный в Амурской области .
Климат
Тында имеет субарктический климат (Классификация климатов Кеппена Dwc
) с сурово холодной, довольно сухой зимой и теплым, очень дождливым летом.
Климатические данные для Тынды | |||||||||||||
Месяц | Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Октябрь | Ноя | Декабрь | Год |
Рекордно высокая ° C (° F) | 0.0 (32.0) | −0.5 (31.1) | 12.4 (54.3) | 25.3 (77.5) | 34.0 (93.2) | 35.2 (95.4) | 37.2 (99.0) | 34.4 (93.9) | 28.2 (82.8) | 20.2 (68.4) | 6.2 (43.2) | 0.0 (32.0) | 37.2 (99.0) |
Средняя высокая ° C (° F) | −23.0 (−9.4) | −16.0 (3.2) | −6.1 (21.0) | 4.1 (39.4) | 13.9 (57.0) | 22.1 (71.8) | 24.3 (75.7) | 21.5 (70.7) | 13.7 (56.7) | 1.4 (34.5) | −13.7 (7.3) | −23.4 (−10.1) | 1.6 (34.9) |
Среднесуточное значение ° C (° F) | −29.0 (−20.2) | −24.0 (−11.2) | −14.8 (5.4) | −3.0 (26.6) | 6.6 (43.9) | 14.4 (57.9) | 17.2 (63.0) | 14.3 (57.7) | 6.7 (44.1) | −5.6 (21.9) | −20.2 (−4.4) | −28.7 (−19.7) | −5.5 (22.1) |
Средняя низкая ° C (° F) | −35.1 (−31.2) | −32.0 (−25.6) | −23.5 (−10.3) | −10.1 (13.8) | −0.7 (30.7) | 6.6 (43.9) | 10.0 (50.0) | 7.1 (44.8) | −0.4 (31.3) | −12.5 (9.5) | −26.8 (−16.2) | −34.0 (−29.2) | −12.6 (9.3) |
Рекордно низкая ° C (° F) | −50.0 (−58.0) | −49.0 (−56.2) | −42.2 (−44.0) | −35.0 (−31.0) | −12.8 (9.0) | −3.9 (25.0) | −1.1 (30.0) | −6.0 (21.2) | −15.0 (5.0) | −32.5 (−26.5) | −45.0 (−49.0) | −48.9 (−56.0) | −50.0 (−58.0) |
Средний осадки мм (дюймы) | 11.4 (0.45) | 11.9 (0.47) | 19.7 (0.78) | 38.3 (1.51) | 74.7 (2.94) | 125.2 (4.93) | 123.3 (4.85) | 143.4 (5.65) | 76.4 (3.01) | 42.8 (1.69) | 23.4 (0.92) | 19.5 (0.77) | 710 (27.97) |
Средний относительная влажность (%) | 75.2 | 68.1 | 62.4 | 58.3 | 59.1 | 66.4 | 74.9 | 77.9 | 72.5 | 71.2 | 76.6 | 76.2 | 69.9 |
Источник: climbase.ru (1948-2011)[14] |
Рекомендации
Примечания
- ^ абcdежграмм
Закон № 127-ОЗ - ^ аб
Народная энциклопедия городов и регионов России - ^ аб
Федеральная служба государственной статистики России (2011). «Всероссийская перепись населения 2010 года. Том 1» [Всероссийская перепись населения 2010, т. 1].
Всероссийская перепись населения 2010 года [Всероссийская перепись населения 2010]
(на русском). Федеральная служба государственной статистики. - «26. Численность постоянного населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2022 года». Федеральная служба государственной статистики. Получено 23 января, 2022.
- ^ абc
Закон № 32-ОЗ - ^ абc
Закон № 414-ОЗ - «Об исчислении времени». Официальный интернет-портал правовой информации
(на русском). 3 июня 2011 г.. Получено 19 января, 2022. - Почта России. Информационно-вычислительный центр ОАСУ РПО. (Почта России
). Поиск объектов почтовой связи (
Поиск почтовых объектов
) (на русском) - Федеральная служба государственной статистики России (21 мая 2004 г.). «Численность населения России, субъектов Российской Федерации в составе федеральных округов, городских поселений, городских поселений, населенных пунктов, населенных пунктами 3 тысячи и более человек». [Население России, ее федеральных округов, субъектов федерации, округов, городских поселений, сельских населенных пунктов — административных центров, сельских населенных пунктов с населением более 3000 человек] (XLS). Всероссийская перепись населения 2002 года [Всероссийская перепись населения 2002 года]
(на русском). - «Всесоюзная перепись населения 1989 г. Численность наличного населения союзных и автономных республик, автономных областей и округов, краёв, областей, городских поселений и сёл-райАмурской правде», 25 августа 2007 г.
Источники
- Амурский областной Совет народных депутатов. Закон №127-ОЗ от 23 декабря 2005 г. «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства Амурской области», в ред. Закона №272-ОЗ от 11 ноября 2013 г. «О внесении изменений в Закон Амурской области» О порядке решения вопросов административно-территориального устройства Амурской области «». Вступил в силу со дня первого официального опубликования, за исключением подпункта «б» пункта 2 статьи 7, вступающего в силу с 1 января 2006 г. Опубликован: «Амурская правда», №11, 24 января 2006 г. (Амурский областной Совет народных депутатов. Закон № 127-ОЗ от 23 декабря 2005 г. О порядке решения вопросов административно-территориального устройства Амурской области
В редакции Закона от 11.11.2013 № 272-ОЗ.
О внесении изменений в Закон Амурской области «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства Амурской области»
. Действует со дня первой официальной публикации, за исключением подпункта «b» пункта 2 статьи 7, действующего с 1 января 2006 г.). - Амурский областной Совет народных депутатов. Закон №414-ОЗ от 19 января 2005 г. «О наделении муниципального образования города Тында статусом городского округа и об установлении его границ», в ред. Закона №100-ОЗ от 5 декабря 2005 г «Об образовании Беленького сельсовета в Тындинском районе и внесении изменений в Законы области административно-территориального устройства области». Вступил в силу по истечении десяти дней со дня первого официального опубликования. Опубликован: «Амурская правда», №19–20, 26 января 2005 г. (Амурский областной Совет народных депутатов. Закон № 414-ОЗ от 19 января 2005 г. О присвоении муниципальному образованию город Тында статуса городского округа и об установлении его границ
В редакции Закона от 05.12.2005 № 100-ОЗ.
Об образовании Беленького сельсовета в Тындинском районе и о внесении изменений в ряд законов области об административно-территориальном устройстве области
. Действует по истечении десяти дней со дня первого официального опубликования.). - Амурский областной Совет народных депутатов. Закон №32-ОЗ от 3 августа 2005 г. «Об установлении границ и наделении статуса государственного муниципального образования Тындинского района и муниципальных образований в его составе», в ред. Закона №100-ОЗ от 5 декабря 2005 г «Об образовании Беленького сельсовета в Тындинском районе и внесении изменений в Законы области административно-территориального устройства области». Вступил в силу со дня первого официального опубликования. Опубликован: «Амурская правда», №166, 24 августа 2005 г. (Амурский областной Совет народных депутатов. Закон № 32-ОЗ от 3 августа 2005 г. Об установлении границ и присвоении Тындинскому району и входящим в его состав муниципальным образованиям статуса соответствующего муниципального образования
В редакции Закона от 05.12.2005 № 100-ОЗ.
Об образовании Беленького сельсовета в Тындинском районе и о внесении изменений в ряд законов области об административно-территориальном устройстве области
. Действует со дня первой официальной публикации.).
Герб и флаг Тынды:
Флаг города Тында.
Флаг, утверждённый 26 января 2006 года, является официальным символом города Тынды и внесён в Государственный геральдический регистр Российской Федерации с присвоением регистрационного номера 2271.
Флаг составлен на основании герба города Тынды по правилам и соответствующим традициям геральдики и отражает исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные местные традиции.
Авторская группа:
идея флага: Константин Мочёнов (Химки), обоснование символики: Кирилл Переходенко (Конаково), компьютерный дизайн: Оксана Афанасьева (Москва).
Обоснование символики:
Флаг Тынды разработан на основе герба города. Город Тында был основан как один из опорных пунктов строительства БАМ. Сегодня здесь проходит Амуро-Якутская автодорога, располагаются участок Дальневосточной железной дороги и аэропорт. Поэтому Тында — крупный транспортный узел. Об этом говорит изображение на флаге ключа. Бородка ключа сделана в виде крылатого колеса — традиционной железнодорожной эмблемы. Мотив окружающей природы на флаге подчёркивается использованием зелёного цвета — символа природы, здоровья, жизненной энергии и белого цвета (серебра) — символа чистоты, совершенства, мира и взаимопонимания. Жёлтый цвет (золото) — символ богатства, уважения, стабильности, интеллекта; в гербе города также символизирует золотоносный шельф реки Тынды. Таким образом, флаг Тынды языком символов и аллегорий отражает исторические, природные и экономические особенности города.
Описание:
Прямоугольное полотнище с отношением ширины к длине 2:3, разделённое крестообразно на четыре не равные части (вертикальная линия деления отстоит от древка на ? длины полотнища): две белые (вверху у древка и внизу у свободного края) и две зелёные. Поверх линий пересечения – жёлтый ключ кольцом вверх, заканчивающийся внизу крылатым колесом.
Герб города Тында.
Обоснование символики герба города Тынды.
Город Тында был основан как один из опорных пунктов строительства БАМ. Сегодня здесь проходит Амуро-Якутская автодорога, располагаются участок Дальневосточной железной дороги и аэропорт. Поэтому Тында — крупный транспортный узел. Об этом говорит изображение в гербе ключа. Бородка ключа сделана в виде крылатого колеса — традиционной железнодорожной эмблемы. Фигура оленя показывает, что город находится в районе исторических и ныне существующих эвенкийских оленеводческих поселений. Ель — символ вечности и долголетия в гербе символизирует окружающую город природу – девственную, непроходимую тайгу, экологический источник жизни. Мотив окружающей природы в гербе подчёркивается использованием зелёного цвета — символа природы, здоровья, жизненной энергии и серебра — символа чистоты, совершенства, мира и взаимопонимания. Изображённые в основании герба бруски в виде пирамиды аллегорически показывают Тынду как молодой, растущий город. Золото — символ богатства, уважения, стабильности, интеллекта; в гербе города также символизирует золотоносный шельф реки Тынды. Таким образом, герб Тынды языком символов и аллегорий отражает исторические, природные и экономические особенности города.
Описание флага города Тынды:
«Флаг города Тынды представляет собой прямоугольное полотнище с отношени¬ем ширины к длине 2:3, разделённое крестообразно на четыре не равные части: две белые (вверху у древка и внизу у свободного края) и две зелёные. Посередине полотнища жёлтый ключ кольцом вверх, заканчивающийся внизу крылатым колесом».
История Тынды:
В 1850-х годах горный инженер Павел Аносов открыл первые месторождения золота в реках, протекающих близ нынешнего города Тынды[4]. По архивным данным, в 1907-1908 годах на месте Тынды был образован переселенческий участок Тындинский. Участок был рассчитан на 108 переселенцев мужского пола, но заселен не был.
В 1917 году, Тында стала перевалочным пунктом золотодобытчиков, в этом же году было первое упоминание о нём.
По переписи 1924 года, в посёлке проживало 180 человек.
В 1931 году, в Тындинский были отправлены жители из европейских и приграничных районов Дальнего Востока. Большинство жителей осталось в посёлке.
Про поселение вспомнили уже в 1937 году, когда для освоения Дальнего Востока потребовалась железнодорожная магистраль. Уже 1 ноября этого же года по ветке Бам-Тында отправился первый паровоз.
Согласно переписи населения, проведённой в 1939 году, в Тынде проживало около четырёх тысяч человек. Для дальневосточной глубинки сталинских лет это очень много.
С 15 ноября 1975 года посёлок стал городом Тындой. Строители БАМа из различных республик СССР обосновывались в новом городе, определённой «столицей» БАМа.
В 1985 году был заложен фундамент будущей обувной фабрики, которая так и осталась фундаментом, а также открыт новый мясо-молочный комбинат. В 1986 году поставка продовольствия и сырья городу была значительно урезана. Городу буквально перекрыли воздух. По БАМу в десятки раз снизилась перевозка грузов. Магистраль почти не использовалась. Но несмотря на это город развивался: по переписи 1989 в городе проживало 62,3 тысячи человек. Численность населения достигла своего пика в январе 1991 года, по данным переписи, в городе проживало 65 тысяч человек.
Но уже к концу 1990-х в городе насчитывалось около 47 тысячи человек. Начался резкий отток населения. Город был объявлен бесперспективным, количество рабочих мест сокращалось. Строительство жилых домов по всему городу было прекращено. Правительство объявило магистраль убыточными.
В 1997 году БАМ была расформирована, её западный участок был присоединён к Восточно-Сибирской железной дороге, а восточный в составе Тындинского и Ургальского отделений к Дальневосточной. Почти на пятнадцать лет в городе начинается «эпоха застоя».
К 2012 году должен быть сдан в постоянную эксплуатацию завод по переработке отходов. Появление этих заводов приведёт к введению новых специальностей в учебных заведениях города и возможно к притоку населения.