Татарстанская «Википедия»: мемориальный комплекс «Родина — Мать»

У этого термина существуют и другие значения, см. Родина-мать.

Основная статья: Памятники Набережных Челнов

Мемориальный комплекс
Родина-мать

СтранаРоссия
ГородНабережные Челны
Автор проектаИльдар Ханов
Строительство1975—9 мая 1975 годы

«Родина-мать»

— мемориальный комплекс, расположенный в городе Набережные Челны и являющийся одной из его главных достопримечательностей. Открыт 9 мая 1975 года к 30-летию Победы[1].

История создания

Идея создания в молодом строящемся городе монумента, посвящённого героям Великой Отечественной войны возникла в начале 1970-х годов и сразу же была поддержана комсомолом и одобрена горкомом партии. Автором памятника выступил молодой скульптор-монументалист Ильдар Ханов[2]. Работы по возведению памятника были начаты не дожидаясь постановления вышестоящих органов, — в конце зимы 1975 года. Руководство города и партии рассчитывали, что будет возведена небольшая скульптура: женщина-мать либо солдат с ружьём. Однако в планах скульптора было создать монумент высотой 40 метров. Но в связи с отсутствием техники, способной поднять скульптуру на такую высоту от этой идеи автору пришлось отказаться[3]. По мнению специалистов, для строительства подобного сооружения требовалось как минимум 2-2,5 года, тем не менее «Родина-мать» была воздвигнута в кратчайшие сроки – за 2 месяца 17 дней[4].

— Каждый день со мной работали по 5-7 тысяч человек одновременно. С заводов людей присылали, трудились несколько батальонов железнодорожных войск, интернациональные бригады: из Чечни, Белоруссии, солдаты из Туркмении. Строительство было инициативой комсомола, делали все на эмоциональном порыве, в три смены работали[3].

— Из воспоминаний Ильдара Ханова.

9 мая 1975 года — специально ко дню торжественного открытия мемориала был доставлен факел, зажженный от вечного огня на Мамаевом кургане, в Волгограде, от которого в свою очередь был зажжен вечный огонь в Набережных Челнах.

Внешние изображения
[img-fotki.yandex.ru/get/9765/91065134.6/0_f36f3_77927c7c_orig Парад победы у мемориала «Родина-мать», конец 1970-х. гг ]

Строительство и открытие памятника повлекло за собой благоустройство всего близлежащего района. В течение полугода было приведено в порядок расположенное неподалёку кладбище, проложены трамвайные пути, построены новые дома, и сама площадь перед памятником[3].

Вся правда о потайной комнате в памятнике «Родина-мать»

К сожалению, автор проекта — скульптор Ильдар Ханов — скончался пять лет назад. Поэтому «Челнинские известия» провели собственное расследование.

— Правда ли, что в памятнике есть потайная комната, где до сих пор стоит раскладушка Ханова?

– Пустота внутри хвоста появилась после монтажа гигантских заготовок, доставленных с завода, – рассказывает ответственный за строительство памятника Биктимир Мурясов, в 1971-1975 годах занимавший пост первого заместителя горисполкома. – Я своими глазами видел эту нишу, размером она с комнату в 8-10 квадратных метров. Там не только Ханов, но и группа строителей могла разместиться. Честно говоря, было трудно уследить, ночевал ли там Ильдар: он курировал всю работу, которая велась днем и ночью. Спал мало, и у него был свой вагончик на стройплощадке.

По словам Биктимира Мурясова, когда пришло время, эту пустоту полностью заполнили не бетоном (иначе была бы и без того большая нагрузка на фундамент), а огромными деревянными бочками, коробками и ящиками.

Ильдар Ханов (второй справа) и Биктимир Мурясов (второй слева)

Но есть и другая версия. Приехав в наш город, в одном из интервью Ильдар Ханов рассказал:

«В Москве узнали, что памятник поставили с нарушением постановления ЦК КПСС, не в лучших традициях советской скульптуры, и автор – лишь успел закончить институт. На открытие приехала межведомственная комиссия из Москвы. Приняли решение памятник взорвать, автора — в тюрьму. Депеша пришла в обком, в Министерство культуры. Меня предупредили: «Ильдар, прячься, тебя милиция должна забрать». Я забрался на хвост памятника (когда заливали бетон, там полость образовалась, внутри целая комната — поставил туда раскладушку). Ребята-шоферы подняли меня на подъемнике, и я жил, как Гаврош, полтора месяца. Занимался йогой, голодал. Ночью иногда спускался, собирал на кладбище крапиву».

— Правда ли, что лицо «Родине-мать» лепили с челнинки?

— Прототипом главной фигуры стала Гульсабира Хакимова, в 70-х годах работавшая заместителем председателя горисполкома. Она не выгнала художника Ханова, впервые появившегося в ее кабинете… босым.

— Когда впервые увидела скульптуру, еще на стадии ее создания, она мне не понравилась, – вспоминает Гульсабира Махмутовна. – Заглянула в огромное помещение, выделенное под возведение комплекса, после приглашения Ильдара Ханова. Он говорит: «Посмотри, как тебе ее лицо?». Я удивилась: «Зачем ты слепил женщину с таким огромным бюстом? Надо, чтобы у нее было красивое лицо». А он мне ответил: «Это самое красивое лицо». Так что лицо Родины-матери осталось таким, каким его задумал художник, а вот бюст он действительно уменьшил.

О том, что стала прообразом, Гульсабира Хакимова узнала лишь много лет спустя, когда уже работала директором картинной галереи и в 1993 году организовывала персональную выставку художника.

— Тогда он признался, что это мой образ. Как-то мы вместе поехали к памятнику, и я разглядела, что лицо монумента имеет какое-то сходство с моим, — вспоминает челнинка.

— Правда ли, что на верхотуре памятника спрятана бутылка шампанского?

– Действительно, там есть бутылка шампанского, – подтвердил артист Булат Саляхов, который, после армии устроившись в Камгэсэнергострой, с первого и до последнего дня работал на стройплощадке. – Ее принес Ильдар Ханов, и мы накануне открытия памятника, 8 мая, на возвышенности накрыли бутылку ведром и сверху залили бетоном.


Булат Саляхов (справа) и его друзья спрятали бутылку шампанского на памятнике фото Айдара Саляхова.

— Правда ли, что фотографироваться у памятника было запрещено?

– Нас сразу предупредили, что это — стратегический объект, – пояснил Булат Саляхов. – Но брат тайком пронес фотоаппарат и сделал несколько исторических снимков. Горжусь, что принимал участие в строительстве монумента, который мне очень нравится, несмотря на критические высказывания. Считаю, что это памятник не только воинам-победителям, но и всем первопроходцам КАМАЗа. По сей день вспоминаю Ильдара Ханова — талантливого и очень скромного. Лишь с высоты памятника, а он как пятиэтажный дом, мы наблюдали, как большие начальники «плясали» вокруг него. Обидно, что его даже на трибуне в день торжества не было — про него просто забыли!

— Правда ли, что Ханову не заплатили за работу?

– Ильдар Ханов никогда ничего не просил для себя и, как сам говорил, работал не за деньги, – рассказывает Биктимир Мурясов. – Ел по 15 граммов и был сыт целый день. Главное для него было, чтобы никто его не дергал. Откуда только силы брались? Вообще, работа в таком стремительном ритме вызывала много самых разных проблем, в том числе и с оформлением документов на поставку стройматериалов, на выплату зарплаты рабочим, которых было задействовано очень много.

— Правда ли, что Ханов исчез и его искали в аэропорту?

– Было такое, когда его исчезновение нас здорово напугало, – делится Биктимир Гизатуллович. – Ильдар проявлял чудеса работоспособности, и 10-минутные перерывы заменяли ему и ночной сон. Как он сам признавался, выдержать эти нагрузки ему помогали занятия йогой. Но однажды и это не помогло – Ханов пропал. Кто-то пустил слух, что он хочет скрыться, пошел пешком в сторону аэропорта. Послали людей в «Бегишево». Паника продолжалась до тех пор, пока случайно не обнаружили его в овражке у завода ЖБИ – изнуренного, перемазанного глиной и гипсом, погруженного в глубокий сон. Через несколько минут он был на ногах и, поднявшись на самый верх скульптуры по строительным лесам, снова начал лепить.

— Правда ли, что памятник хотели взорвать?

– Это все шутки, – улыбается Биктимир Мурясов.– Да, многим памятник не понравился. Хотя, когда руководство города впервые увидело макет Ильдара Ханова, никто слова не сказал.

Вообще, взорвать бы не получилось. Во-первых, при строительстве были использованы металлические японские конструкции, которые шли для перекрытия Нижнекамской ГЭС, и десятки тонн высококачественного бетона. Во-вторых, памятник стоял не в чистом поле, а в окружении многоэтажных жилых домов.

У Гульсабиры Хакимовой на этот счет несколько иная информация. Она рассказала, что памятник «Родина-мать» спас французский писатель и журналист Андре Ремакль, приехавший в Челны писать книгу о КАМАЗе.

– Он показал нам взятые с собой несколько иностранных журналов с фотографиями и статьями о монументе, где говорилось, что это лучший памятник, олицетворяющий Победу. Журналы передали руководству: «Что вы хотите взорвать? Весь мир ему рукоплещет!». Так и оставили, — говорит Гульсабира Махмутовна.

Строители работали в четыре смены — без праздников и выходных фото Айдара Саляхова.

Интересные факты

  • Открытие памятника состоялось 9 мая 1975 года – к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне.
  • Автор проекта – скульптор Ильдар Ханов, и это его первая работа в Челнах.
  • Центральный объект мемориала представляет собой большую скульптуру, стилизованную под птицу Феникс, у которой в виде крыльев размещены барельефные изображения героев Великой Отечественной войны.
  • Памятник должен был взмыть над городом, как птица, на 40-метровую высоту, но в городе не нашлось техники, способной поднять скульптуру на такую высоту.
  • Основу конструкции, гипсовую оболочку, изготовили в цехе завода ЖБИ-210 и потом разрезали по ярусам – получилось 15 ярусов, 780 частей. Когда все привезли на основную площадку, то улица от ограды кладбища до трамвайных линий была заставлена этими формами.
  • Построили памятник в кратчайшие сроки — за 2 месяца и 17 дней, работы велись практически круглосуточно: без выходных и праздников.
  • Для рабочих было введено строгое табу: памятник – дело святое, тем более, рядом кладбище, поэтому никакого сквернословия.

Фото Салиха Фаткуллина

Критика

С момента открытия памятника он неоднократно подвергалась критике как со стороны жителей города, так и со стороны высшего руководства, считая что он возведён не в лучших традициях советской скульптуры, а автор — не скульптор, а неизвестно откуда взявшийся студент, только что закончивший институт. Присутствовавшая в 1975 году на открытии памятника межведомственная комиссия из Москвы приняла решение взорвать его, а автора отправить в тюрьму. Однако ввиду крепости железобетонной конструкции и глубокого 20-ти метрового фундамента попытки уничтожить памятник не увенчались успехом. Ситуация изменилась, когда во многих зарубежных изданиях, начали появляться статьи с фотографиями монумента и положительными отзывами, многие из которых считали что это лучший памятник, посвященный войне. Монумент решено было оставить[3].

Реконструкция

В связи со значительным обветшанием мемориального комплекса за его почти 40-летнюю историю, в 2013 году администрацией Набережных Челнов было принято решение произвести его реконструкцию за счет благотворительных средств предпринимателей города, в результате которой к 9 мая 2014 года на месте мемориального комплекса появились дополнительные плиты мемориальной стены с именами героев, погибших после Великой Отечественной войны, большой экран, а также военная техника в виде двух боевых автомобилей и артиллерийской пушки[5][6]. Общая стоимость затрат на реконструкцию составила 11 миллионов рублей[7].

Примечания

  1. [moi.nabchelny.ru/index.php?option=com_joomgallery&func=detail&id=353&Itemid=8 Фотогалерея «Мои Челны»: Мемориальный комплекс «Родина-мать»]. www.moi.nabchelny.ru. Проверено 6 января 2014. [www.webcitation.org/6FizqxS3j Архивировано из первоисточника 8 апреля 2013].
  2. Людмила Пахомова.
    [elabuga.com/hall/_hanov_fenomen.html Феномен Ильдара Ханова]. www.elabuga.com (16 августа 2011). Проверено 6 января 2014. [www.webcitation.org/6FizriSGZ Архивировано из первоисточника 8 апреля 2013].
  3. 1234Ольга Арминен.
    [www.chelnyltd.ru/obshchestvo/chelovechishche Человечище]. Челны ЛТД (10 мая 2011). Проверено 6 января 2014. [www.webcitation.org/6FizuKCmH Архивировано из первоисточника 8 апреля 2013].
  4. Эльмира Яковлева.
    [v-chelny.ru/news/luchshie-pamyatniki-i-skulpturi-goroda/ Лучшие памятники и скульптуры города]. Вечерние Челны (23 июня 2004). Проверено 6 января 2014. [www.webcitation.org/6FizsZIN3 Архивировано из первоисточника 8 апреля 2013].
  5. [www.chelny-izvest.ru/city/23507.html Реконструкция комплекса «Родина-мать» в Челнах будет идти до февраля.]. Челнинские известия (28 октября 2013). Проверено 6 января 2014.
  6. [chelny-biz.ru/rubrics/12/248.html «Родина-мать» зовёт!]. www.chelny-biz.ru (16 сентября 2013). Проверено 6 января 2014.
  7. [v-chelny.ru/online/5-millionov-za-rodinu-mat/ 5 миллионов за «Родину-мать»]. Вечерние Челны (18 сентября 2013). Проверено 6 января 2014.

Примечания[править | править код]

  1. Фотогалерея «Мои Челны»: Мемориальный комплекс «Родина-мать» (неопр.)
    . www.moi.nabchelny.ru. Дата обращения: 6 января 2014. Архивировано 8 апреля 2013 года.
  2. Людмила Пахомова.
    Феномен Ильдара Ханова
    (неопр.)
    (недоступная ссылка). www.elabuga.com (16 августа 2011). Дата обращения: 6 января 2014. Архивировано 10 марта 2013 года.
  3. 1234Ольга Арминен.
    Человечище
    (неопр.)
    . Челны ЛТД (10 мая 2011). Дата обращения: 6 января 2014. Архивировано 8 апреля 2013 года.
  4. Эльмира Яковлева.
    Лучшие памятники и скульптуры города
    (неопр.)
    . Вечерние Челны (23 июня 2004). Дата обращения: 6 января 2014. Архивировано 8 апреля 2013 года.
  5. Реконструкция комплекса «Родина-мать» в Челнах будет идти до февраля. (неопр.)
    . Челнинские известия (28 октября 2013). Дата обращения: 6 января 2014.
  6. «Родина-мать» зовёт! (неопр.)
    . www.chelny-biz.ru (16 сентября 2013). Дата обращения: 6 января 2014.
  7. 5 миллионов за «Родину-мать» (неопр.)
    . Вечерние Челны (18 сентября 2013). Дата обращения: 6 января 2014.

Отрывок, характеризующий Родина-мать (Набережные Челны)

Старый граф поехал домой; Наташа с Петей обещались сейчас же приехать. Охота пошла дальше, так как было еще рано. В середине дня гончих пустили в поросший молодым частым лесом овраг. Николай, стоя на жнивье, видел всех своих охотников. Насупротив от Николая были зеленя и там стоял его охотник, один в яме за выдавшимся кустом орешника. Только что завели гончих, Николай услыхал редкий гон известной ему собаки – Волторна; другие собаки присоединились к нему, то замолкая, то опять принимаясь гнать. Через минуту подали из острова голос по лисе, и вся стая, свалившись, погнала по отвершку, по направлению к зеленям, прочь от Николая. Он видел скачущих выжлятников в красных шапках по краям поросшего оврага, видел даже собак, и всякую секунду ждал того, что на той стороне, на зеленях, покажется лисица. Охотник, стоявший в яме, тронулся и выпустил собак, и Николай увидал красную, низкую, странную лисицу, которая, распушив трубу, торопливо неслась по зеленям. Собаки стали спеть к ней. Вот приблизились, вот кругами стала вилять лисица между ними, всё чаще и чаще делая эти круги и обводя вокруг себя пушистой трубой (хвостом); и вот налетела чья то белая собака, и вслед за ней черная, и всё смешалось, и звездой, врозь расставив зады, чуть колеблясь, стали собаки. К собакам подскакали два охотника: один в красной шапке, другой, чужой, в зеленом кафтане. «Что это такое? подумал Николай. Откуда взялся этот охотник? Это не дядюшкин». Охотники отбили лисицу и долго, не тороча, стояли пешие. Около них на чумбурах стояли лошади с своими выступами седел и лежали собаки. Охотники махали руками и что то делали с лисицей. Оттуда же раздался звук рога – условленный сигнал драки. – Это Илагинский охотник что то с нашим Иваном бунтует, – сказал стремянный Николая. Николай послал стремяного подозвать к себе сестру и Петю и шагом поехал к тому месту, где доезжачие собирали гончих. Несколько охотников поскакало к месту драки. Николай слез с лошади, остановился подле гончих с подъехавшими Наташей и Петей, ожидая сведений о том, чем кончится дело. Из за опушки выехал дравшийся охотник с лисицей в тороках и подъехал к молодому барину. Он издалека снял шапку и старался говорить почтительно; но он был бледен, задыхался, и лицо его было злобно. Один глаз был у него подбит, но он вероятно и не знал этого. – Что у вас там было? – спросил Николай. – Как же, из под наших гончих он травить будет! Да и сука то моя мышастая поймала. Поди, судись! За лисицу хватает! Я его лисицей ну катать. Вот она, в тороках. А этого хочешь?… – говорил охотник, указывая на кинжал и вероятно воображая, что он всё еще говорит с своим врагом. Николай, не разговаривая с охотником, попросил сестру и Петю подождать его и поехал на то место, где была эта враждебная, Илагинская охота. Охотник победитель въехал в толпу охотников и там, окруженный сочувствующими любопытными, рассказывал свой подвиг. Дело было в том, что Илагин, с которым Ростовы были в ссоре и процессе, охотился в местах, по обычаю принадлежавших Ростовым, и теперь как будто нарочно велел подъехать к острову, где охотились Ростовы, и позволил травить своему охотнику из под чужих гончих. Николай никогда не видал Илагина, но как и всегда в своих суждениях и чувствах не зная середины, по слухам о буйстве и своевольстве этого помещика, всей душой ненавидел его и считал своим злейшим врагом. Он озлобленно взволнованный ехал теперь к нему, крепко сжимая арапник в руке, в полной готовности на самые решительные и опасные действия против своего врага. Едва он выехал за уступ леса, как он увидал подвигающегося ему навстречу толстого барина в бобровом картузе на прекрасной вороной лошади, сопутствуемого двумя стремянными. Вместо врага Николай нашел в Илагине представительного, учтивого барина, особенно желавшего познакомиться с молодым графом. Подъехав к Ростову, Илагин приподнял бобровый картуз и сказал, что очень жалеет о том, что случилось; что велит наказать охотника, позволившего себе травить из под чужих собак, просит графа быть знакомым и предлагает ему свои места для охоты. Наташа, боявшаяся, что брат ее наделает что нибудь ужасное, в волнении ехала недалеко за ним. Увидав, что враги дружелюбно раскланиваются, она подъехала к ним. Илагин еще выше приподнял свой бобровый картуз перед Наташей и приятно улыбнувшись, сказал, что графиня представляет Диану и по страсти к охоте и по красоте своей, про которую он много слышал. Илагин, чтобы загладить вину своего охотника, настоятельно просил Ростова пройти в его угорь, который был в версте, который он берег для себя и в котором было, по его словам, насыпано зайцев. Николай согласился, и охота, еще вдвое увеличившаяся, тронулась дальше. Итти до Илагинского угоря надо было полями. Охотники разровнялись. Господа ехали вместе. Дядюшка, Ростов, Илагин поглядывали тайком на чужих собак, стараясь, чтобы другие этого не замечали, и с беспокойством отыскивали между этими собаками соперниц своим собакам. Ростова особенно поразила своей красотой небольшая чистопсовая, узенькая, но с стальными мышцами, тоненьким щипцом (мордой) и на выкате черными глазами, краснопегая сучка в своре Илагина. Он слыхал про резвость Илагинских собак, и в этой красавице сучке видел соперницу своей Милке. В середине степенного разговора об урожае нынешнего года, который завел Илагин, Николай указал ему на его краснопегую суку. – Хороша у вас эта сучка! – сказал он небрежным тоном. – Резва? – Эта? Да, эта – добрая собака, ловит, – равнодушным голосом сказал Илагин про свою краснопегую Ерзу, за которую он год тому назад отдал соседу три семьи дворовых. – Так и у вас, граф, умолотом не хвалятся? – продолжал он начатый разговор. И считая учтивым отплатить молодому графу тем же, Илагин осмотрел его собак и выбрал Милку, бросившуюся ему в глаза своей шириной. – Хороша у вас эта чернопегая – ладна! – сказал он. – Да, ничего, скачет, – отвечал Николай. «Вот только бы побежал в поле матёрый русак, я бы тебе показал, какая эта собака!» подумал он, и обернувшись к стремянному сказал, что он дает рубль тому, кто подозрит, т. е. найдет лежачего зайца. – Я не понимаю, – продолжал Илагин, – как другие охотники завистливы на зверя и на собак. Я вам скажу про себя, граф. Меня веселит, знаете, проехаться; вот съедешься с такой компанией… уже чего же лучше (он снял опять свой бобровый картуз перед Наташей); а это, чтобы шкуры считать, сколько привез – мне всё равно! – Ну да. – Или чтоб мне обидно было, что чужая собака поймает, а не моя – мне только бы полюбоваться на травлю, не так ли, граф? Потом я сужу…

Хулиганов, погасивших Вечный огонь в Челнах, пригласили на Пост №1

Известие о том, что в Набережных Челнах два школьника потушили снегом Вечный огонь, в течение нескольких часов приобрела федеральный статус. Об инциденте сообщили все известные СМИ, прокуратура начала проверку, полиция установила личности хулиганов и привлекла к ответственности их родителей. Повышенное внимание к ЧП неслучайно. К сожалению, подобные происшествия в последнее время стали происходить все чаще. Так, в этом году общественность уже обсуждала, как в Тольятти подростки закидали снежками пламя Вечного огня, в Санкт-Петербурге жарили шашлык и танцевали в мемориальный зоне лезгинку. Недавно в список «оскверненных» городов попала и Елабуга — компания школьниц грела ноги над символом памяти.

Что стоит за происходящим — необузданность поколения тик-токеров или пробелы патриотического воспитания? Этот вопрос «Челнинские известия» задали своим экспертам.

Все равно, что на кладбище плясать!

«Я глубоко возмущена произошедшим, — сказала нашему изданию председатель Совета ветеранов 1, 2, 4-го комплексов Комсомольского района Людмила Селезнева. — Никому не придёт на ум бегать-прыгать на кладбище! А мемориальный комплекс — такое же священное место, куда люди приходят почтить память погибших в войну. Мы поднимали вопрос, чтобы у мемориала не устраивали мероприятия с песнями-плясками. К сожалению, из-за пандемии ветеранам запретили проводить патриотические уроки в школах».

Не совсем согласна с мнением ветерана председатель ТОС 4, 4А комплексов поселка ГЭС Ольга Айдимирова.

«Мемориальный комплекс в поселке ГЭС — место оживленное, особенно летом. Там можно увидеть молодёжь, катающуюся на скейтбордах, велосипедах. Многие приходят с детьми, и те с удовольствием лазают по боевым машинам, задают вопросы — где эта техника применялась, в каких боях участвовала. И это здорово! Это тоже патриотическое воспитание. Не должен мемориальный комплекс быть мёртвой зоной, шереметьевской деревней, в которую людей пускают только по большим праздникам», — уверена общественница.

Другой вопрос — поведение некоторых подростков.

«Если ребёнок ведёт себя непочтительно по отношению к символами памяти, то это недоработка родителей. Значит, в семье детям не дали представление о базовых нравственных ценностях», — считает Айдимирова.

По мнению председателя ТОС, в Комсомольской районе не хватает молодёжной инфраструктуры.

«Да, подростки ходят тусоваться на Вечный огонь, занимаются там активными видами отдыха, потому что у нас нет своего экстрим-парка. А такая площадка в старой части города точно бы не помешала «, — уверена жительница района.

«Назначили» виновными родителей?

Генеральный директор , многодетный отец Павел Евдокимов, не в полной мере разделяет точку зрения об ответственности родителей за произошедшее на территории комплекса «Родина-мать».

«Я против упрощенного подхода к таким происшествиям. А у нас это входит в моду. Если происходит что-то из ряда вон выходящее, быстренько назначается виновный, и летит доклад наверх, что меры приняты. В данном случае, крайними сделали родителей. Я многодетный отец и, честно признаюсь, в семейном кругу не провожу беседы об уважении к старшему поколению в целом. Потому что считаю: уважение заслуживает, в первую очередь, не возраст, а поступки и поведение человека. Что же касается памятных мест, то лично меня за ручку родители по ним не водили, скорее, это были эпизоды из школьной жизни. В патриотическом воспитании заинтересовано государство, так может тогда госслужащим пора оторваться от своих кресел и начать прикладывать усилия, чтобы память о войне перестала быть формальностью? Это наше поколение выросло на дворовых «войнушках с фашистами» и дедовских рассказах. У нынешних подростков такого ресурса, увы, нет», — сказал предприниматель.

Более категорично высказался директор Музея-мемориала Великой Отечественной войны Национального музея Министерства культуры РТ Михаил Черепанов.

«Такие инциденты, к сожалению, случаются. То бомжи сушат носки над Вечным огнём, то тик-токеры устраивают пляски. Вопрос даже не в этом. В другом — кто должен следить за тем, чтобы такое не происходило? Если позволите, я вам напомню. Набережные Челны — один из немногих городов России, где действует Пост №1. Его основная функция — стоять на охране Вечного огня. Спрашивается, где были постовые и почему не уберегли символ памяти?» — задался вопросом историк.

Издание переадресовало его педагогу-организатору Поста №1 Николаю Бердникову.

«Даже когда жерло чистим, ставим лампадку рядом»

«Пост №1 действует в городе 46 лет, начиная с 9 мая 1975 год. Вечный огонь в Набережные Челны привезли из Волгограда и зажгли пламя возле нового памятника. Это сделали Герои Советского Союза Юрий Кардашенко, Николай Якупов и полный Кавалер орденов Славы Зиатдин Арусланов. В первые годы вахту на Посту №1 несли только по знаменательным датам. В 1985 году город принял решение создать постоянный пост», — сообщил педагог-организатор Николай Бердников.

По словам педагога, Вахту памяти несут челнинские школьники, за год через пост проходят 1200 учащихся. Каждый подросток приходит на пост на семь дней.

«На это время он становится солдатом — надевает военную форму, берет в руки макет боевого оружия, обучается и выполняет строевые и голосовые приемы, которые используются при охране мемориала погибших и без вести пропавших челнинцев. На мраморном полотне челнинского мемориала выбито 6812 имён, из них 5060 погибших и 1749 — пропавших без вести», — напомнил Бердников.

Из 75 существующих постов в России на постоянной основе работают только три: в Москве и Волгограде службу несут военные, в Набережных Челнах — подростки. Именно поэтому существует традиция — периодически возле Могилы неизвестного солдата в Москве почётный караул наравне с солдатами несут челнинские дети. Им на Посту даже доверяют настоящие карабины.

Постовые дежурят с семи часов утра до четырёх часов вечера ежедневно. В вечернее же время мемориал находится под охраной сотрудников Комсомольской ОВД, также ведётся видеонаблюдение. Кстати, по камерам и удалось отследить хулиганов.

«Бывает, Вечный огонь гасится из-за сильного дождя или ветра. Мы сразу принимаем меры. А когда чистим непосредственно жерло, из которого поднимается пламя, рядом ставим лампадку или горящую свечу, потому что огонь памяти никогда не должен гаснуть», — говорит Бердников.

Собеседник издания отметил, что участились случаи, когда постовых начали задирать пришлые ребята.

Бердников признался, что произошедшее задело его за живое.

«У меня дед пропал без вести под Волгоградом в январе 1942 года. Поэтому переживаю, когда сталкиваюсь с непочтительным отношением к памяти о войне. Но все равно приглашаю хулиганов к нам на Пост №1 — проведём экскурсию, покажем все достопримечательности. Больше шалить не будут, надеюсь!» — заявил педагог.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]