Наверняка все слышали про Кольский полуостров. Но все ли знают, почему он так называется?
Кольский полуостров получил свое название от небольшого городка Колы. Этот город считается старейшим населенным пунктом и историческим центром полуострова. Мне посчастливилось побывать в Коле в 2015 году, когда город праздновал свое 450-летие.
И сегодня я приглашаю вас совершить вместе со мной виртуальное путешествие в этот удивительный северный городок.
- Страницы истории
- Благовещенская церковь
- Мост через реку Тулому
- «Кольский Алеша»
- Штрихи к портрету города
Кликайте по фотографиям — и они откроются в увеличенном формате
Этимология
Город получил своё название от реки Кола, на которой он стоит. У происхождения названия реки есть две версии. Первая предполагает, что название пошло от финно-угорского Кульйоки — «рыбная река», однако письменных источников, подтверждающих эту версию, не найдено. Согласно другой версии, название происходит от саамского Кольйок — «золотая река». Считается, что сначала оно было усвоено русскими в виде полукальки «Кола-река», упоминаемой в летописи под 1532 годом, которая затем трансформировалась в современное «река Кола»[2].
История города
Основание
Как раньше считали историки, датой основания Колы можно было считать 1565 год. Это говорили данные за вышеупомянутый год, что в Коле есть три дома. Эту версию предложил известный мурманский краевед Иван Фёдорович Ушаков. До этого предположения бытовало мнение, что Кола была основана в 1264 году. Эта дата вошла во все советские энциклопедии, но вышеупомянутым историком она была опровергнута. В наше время российские учёные обнаружили несколько неизвестных грамот великого князя Василия III 1517 года. Эти грамоты хранятся в архивах Норвегии и Дании. В одной из этих грамот сообщается следующее: «Когда сборщик дани отправится из этого Терского погоста, то должен послать терскую дань назад, к Варзуге-реке, а сам ехать в Ловозеро, в Колу…». Исходя их этого учёные пришли к выводу, что теперь дату основания Колы следует считать 1517 годом, а не 1264 и 1565, как думали раньше.
XVI—XVII века
Город Кола возник на острове между рекой Туломой и Колой, а также Кольским заливом. Жители Колы занимались тем, что ходили на промыслы в море. Большинство населения были мужчины. Кола торговала с голландцами, шведами, норвежцами.
Но были и печальные страницы в истории города: соседние государства также приносили полнейший разгром не только Коле, но и всему Кольскому побережью. Если в 1565 году в Коле было три дома и три семьи, то в 1573/74 году, по писцовой книге Василия Агалина, в Коле было уже 33 двора. Кола росла благодаря торговле с Антверпенской компанией. Благодаря этой торговле в 70-е 80-е годы XVI века Кола превратилась в основной международный торговый порт, где велась торговля. Там закупали рыбу, а также пушнину.
К концу XVI — началу XVII веков Кола являлась сильно укрепленным, а также единственным опорным пунктом в Заполярье. А в середине XVII века в Кольском остроге сторожевую службу несли уже 500 человек, возглавляемые стрелецким головой и пятью сотниками, а также 9 пушкарей, имелся большой запас боеприпасов. Первым кольским воеводой стал Аверкий Иванович Палицын.
XVIII век
В августе 1700 года началась Северная война, и шведы стали угрожать Кольскому полуострову и Беломорью. Указом Петра I было велено произвести полную реконструкцию острога с целью лучшей обороны от противника. Тем не менее эскадра под руководством адмирала К. Х. Леве всё же пыталась захватить Колу, но у него ничего не вышло. В 1706 году восстановление и укрепление Кольского острога закончилось.
18 (29) декабря 1708 года Россия была поделена на восемь губерний. Кольский уезд вошёл в состав Архангелогородской губернии. В 1713 году стрелецкий полк в Коле был переименован в солдатский, а главные управители в уездах стали именоваться комендантами. В 1719 году Кольский острог с небольшими изменениями выглядел также, как в начале XVII века. У него было 5 башен: Егорьевская и Никольская, Водяная и Ерзовская, а также Чепучинная. В 1723 году Пётр I учредил Кольское китоловство. На него отпускалось 5000 рублей. Но Пётр I умер, а его дело было практически заброшено. За 1726—1729 годы было добыто только 5 китов. В феврале 1731 года Кольское китоловство из-за понесённых убытков ликвидировалось. В Коле в то время бывал Ломоносов, сын Василия Дорофеевича Ломоносова из Курострова Двинского уезда. В 1727 году Санкт-Петербургской академией наук в Колу был командирован французский астроном Людовик Делиль де ла Круайер.
Обсерваторию для профессора обосновали на горе Соловарака. Это была первая академическая экспедиция в России. Со второй половины 17 века неугодных правительству людей стали ссылать в Колу. Особенно много людей сослали после восстания Емельяна Пугачёва.
В 1775 году Кола перестала быть Кольским острогом и крепостью С 6 февраля 1780 года стала официально называться городом в составе Вологодского наместничества, а через четыре года, именовалась уездным центром Архангельской губернии. В территорию Кольского уезда были включены Варзуга и Умба, до этого относившееся к Двинскому уезду. С 1797 года комендантов заменили городничие, а бурмистров — земские исправники. Последним комендантом и первым городничим в Коле был полковник Б. И. Ернер, умерший в 1800 году. 2 октября 1781 года был утверждён и внесён в Полное собрание законов Российской Империи герб уездного города Колы: «В первой части щита герб Вологодский (в красном поле выходящая из-за облака рука, держащая золотую державу с серебряным мечом). Во второй части- кит в голубом поле. В знак того, что жители того города в ловле сих рыб упражняются».
27 февраля 1783 года Екатерина II пожаловала Коле 8000 рублей на постройку каменного храма.
XIX век
В 1804—1807 годах в Коле был построен каменный Благовещенский храм. В 1807 году было построено каменное здание уездного казначейства. В 1800 году по указу Павла I артиллерию и боеприпасы с Кольского острога стали отправлять в Соловецкий монастырь. В Коле осталась только инвалидная команда. В 1809 году английская эскадра разорила всё Кольское побережье, в том числе и Колу. В мае-августе 1826 года под руководством Михаила Францевича Рейнеке, морского офицера, была произведена подробная опись Кольского залива. В 1830 году в Санкт-Петербурге была издана книга «Описание города Колы в Российской Лапландии». В 1837 и 1842 годах в Коле побывал автор «Калевалы», фольклорист, Элиас Лённрот. В 1839 году, 31 марта, было открыто одноклассное приходское училище — первое на Кольском полуострове.
В 1854 году английским корветом «Миранда» под командованием капитана Эдмунда Лайонса был полностью разрушен Кольский острог с Воскресенским собором, выдающимся памятником деревянного зодчества, а также выгорела большая часть Колы. Героически проявили себя все Коляне, в особенности организатор обороны Колы, лейтенант флота Андрей Мартынович Бруннер.
Кола пришла в полный упадок. В 1858 году Кольский уезд ликвидировали, его бывшую территорию отнесли к Кемскому уезду, а Колу отнесли к заштатным городам. Несмотря на то, что Кола пребывала в полном запустении, Святейший Синод выделил на восстановление Благовещенского храма 8514 рублей. С лета 1855 года уехавшие жители стали возвращаться в Колу.
В 1866 году в Коле насчитывалось 96 частных домов и 734 жителя. В 1867 году в Коле появился первый фотограф, норвежец, исследователь саамского языка, писатель, Йенс Фрис. В 1870 году Колу посетила группа офицеров и архангельских чиновников во главе с сыном императора Александра II — великим князем Алексеем Александровичем. В 1875 году, 6 мая, было открыто Архангельско-Мурманское срочное пароходство. В январе 1878 года в Коле на берегу Туломы начала действовать метеорологическая станция — первая на Кольском полуострове. 8 февраля 1883 года по указу Александра III был восстановлен Кольский уезд с центром в городе Коле. Летом 1885 года в городе побывал брат императора Александра III — великий князь Владимир Александрович. В 1886 году в Коле проживало 686 жителей, было 124 жилых здания, 83 хозяйственные постройки, 10 торговых лавок, 4 каменных здания, 2 церкви. В 1886 году кольская администрация приобрела маломощный пароход «Мурман» с местом базирования в Екатерининской гавани. Летом 1894 года на участке Кандалакша-Кола работала группа инженера путей сообщения Б. А. Риппаса для изыскания трассы будущей железной дороги. 28 июня 1895 года в Коле был освящён святой водой и водружён первый телеграфный столб. 12 октября 1896 года телеграф заработал, он связал Колу с Кемью и Норвегией.
XX век
В начале XX века Кола утратила статус уездного центра. В 1901 году в Коле проживало 503 человека, в 1910 году 659 человек. Основу населения составляли мещане. В городе были сиротский суд, училище, санитарная часть, две церкви, торговые лавки И. П. Хипагина, В. А. Чертова, А. В. Жеребцова, в Колу ходил пароход Архангельск — Варде. За порядком в городе следили полицейский надзиратель с двумя помощниками-городовыми. В 1903 году в Колу снова начали ссылать. В конце 1904 года в Коле было 13 политссыльных, а летом 1906 года — 14. В январе 1908 года Кола перестала быть местом ссылки. С весны 1915 года Кола, в связи с началом стройки железной дороги, порта, а также города Романов-на-Мурмане, стала вновь многолюдной. В неё приехало 700 строителей. 3 ноября 1916 года закончилось сооружение Мурманской железной дороги, самого северного в мире железнодорожного пути. Заканчивалась Мурманская железная дорога самой северной на тот период железнодорожной станцией — Кола, которая была построена одновременно со строительством мурманской железной дороги в 1916 году. В 1918 году в Коле поселились английские интервенты. В 1920 году они ушли. 23 февраля 1920 года в кольском училище состоялось общее собрание жителей, открыл его председатель земской управы А. В. Жеребцов, а вёл собрание В. Н. Беглецов, секретарём был А. М. Кочеров. Была зачитана телеграмма из Мурманска и одобрена приветственная телеграмма в связи с восстановлением советской власти в уезде.27 февраля коляне избрали Временный волостной исполнительный комитет во главе с председателем Иваном Павловичем Хипагиным. 8 марта на заседании временного волисполкома был избран исполнительный комитет Кольско-Лопарского Совета рабочих и крестьянских депутатов. В начале 1920-х годов в Коле было 112 дворов и 610 жителей. 15 марта 1926 года Кола стала селом. В 1935 году село Кола стало рабочим посёлком. В 1920 году возникли партийные ячейки на станции Кола, через два года они объединились в одну организацию. В 1924 году был создан волостной комитет комсомола, в том же году появились первые пионерские отряды. На станции Кола открылся клуб имени М. И. Калинина, а потом в самом селе — «Красный рыбак». 27 июля 1927 года состоялась первая партийная конференция Кольско-Лопарского района. В 1928 году Кольскую начальную школу преобразовали в семилетнюю, в 1937 году школа стала средней, накануне войны состоялся первый выпуск. 2 апреля 1930 года некоторые коляне объеденились в рыболовецкий колхоз «Пробуждение». В 1928 году в городе появилось электричество. В 1934 году построена грунтовая дорога Мурманск-Кола. С расширением города Мурманска, ставшего 28 мая 1938 года областным центром, Кола по существу стала его пригородом. В Великую Отечественную войну Кола играла роль важной станции Кировской железной дороги и перевалочной базы через Кольский залив. Для переброски войск и техники здесь находилась понтонная переправа. С 1940 года в Коле дислоцировался 33-й отдельный зенитный артиллерийский дивизион под командованием майора Ермошкина. Немцы немного бомбили и Колу, но не так сильно, как Мурманск. Около трёхсот колян не вернулись с войны. В 1948 году в Коле начали строить водопровод. он тянулся от водонапорной башни у горы Соловарака через Туломское шоссе по главным улицам посёлка. В 1951 году вошёл в строй Кольский пивоваренный завод. 23 февраля 1951 года открылась новая средняя школа, в 1955 году был открыт Дом культуры. В 1953 году Кольскую амбулаторию преобразовали в котельную. В 1954 году заработала мебельная фабрика, в 1959 году макаронная фабрика. В 1956 году появился асфальт на улице Красная набережная, а в 1957 году на Советском проспекте. В 1962 году вступила в строй городская котельная. В 1974 году открылось сельское профессионально-техническое училище. 10 февраля 1954 года через Колу в Печенгу по новой магистрали стали ходить поезда. В это же время построили шоссе Кола-Печенга. В 1952 году берега реки Туломы соединил новый металлический мост. В середине 60-х годов Кола была рабочим посёлком с развитой лёгкой промышленностью, оснащённым автоматикой железнодорожным узлом. 2 августа 1965 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий посёлок Кола был преобразован в город районного подчинения. В 400 — летие города на Красной набережной возводится первый типовой панельный дом. В 1990 году у Колы снова появился свой старый герб.
XXI век
Сейчас Кола представляет собой город с населением 10000 человек, является центром Кольского района Мурманской области. В 2001 году в Коле возвели храм преподобного Варлаама Керетского.
Страницы истории
Давайте посмотрим, что нам говорит о Коле Википедия:
Административный центр Кольского района Мурманской области, исторический центр Кольского полуострова, город-спутник Мурманска. Город расположен при слиянии рек Кола и Тулома, близ их впадения в Кольский залив Баренцева моря, в 12 км от центра города Мурманска. Население — около 10 тысяч человек по данным на 2022 год.
Кола считается древнейшим городом Кольского полуострова. Историки называют две ключевых даты, связанных с основанием Колы:
- 1264 год — волость Коло упоминается как поселение поморов
- 1565 год — город Кола, в котором построен Кольский острог
Насчет этимологии самого названия нет единого мнения. Все сходятся в том, что поселение названо в честь реки, на которой оно стояла. Тогда почему сама река получила такое имя?
Версия первая: от финно-угорского Кульйоки, что переводится как «рыбная река».
Версия вторая: от саамского Кольйок, что переводится как «золотая река».
В любом случае, в русский язык это название пришло как Кола-река, которое потом модифицировалось в Кола. Затем Колой назвали поселение, а от поселения имя перешло к целому полуострову.
Уже при Иване Грозном на Кольском полуострове возникает международная торговля. В 1582 году в ответ на агрессивные действия Дании царь сажает в Кольский острог воеводу Аверкия, в монашестве Авраамия Палицына. Это был известный писатель и церковный деятель. Именно Авраамий Палицын учредил в Коле гостиный двор, почтовую службу, ввел торговые и промысловые пошлины.
В мурманском краеведческом музее (он называется «Музей истории») есть целый зал, посвященный истории возникновения и развития Колы. Там рассказывается о повседневной жизни и занятиях колян.
Суровый северный климат не позволял колянам выращивать зерновые культуры. Однако они снимали такой богатый урожай капусты и репы, что продавали эти овощи датчанам, жившим на побережье.
Кольская капуста
Академик Н.Я.Озерецковский, изучавший быт колян, писал:
«Капуста родится хорошо… но никогда в вилки не завивается, как бы долго осенью на грядках не стояла, и какие бы морозы ее не корчили и не сжимали; листы ее, поднимаясь вверх, всегда расходятся в сторону и бывают широки и длинны.В таком виде снятую с гряд капусту коляне сечками не рубят, как обыкновенно по всей России то делается, а целыми листами варят ее в воде, и потом укладывают в кадки, подливая самою тою водою, в которой варила, но несколько просоленою. Когда же надобно варить, то ее рубят, и кольские щи бывают отменно вкусны…».
Ещё коляне собирали морошку, которая пользовалась большим спросом по всей России. Они арендовали у местных жителей-лопарей целые острова и занимались сбором ягод. Оказывается, морошку поставляли даже к императорскому двору!
А вот мне ни в Мурманске, ни в Коле морошку найти не удалось. Вернее, зеленые ягоды я видела в Мурманске, когда гуляла по сопкам. Но хотелось узнать, какой же вкус у спелой морошки. И удалось попробовать эту удивительную ягоду лишь неделю спустя, уже в Архангельской области, когда я приехала в гости к Светлане Харюшевой.
Разумеется, занимались жители Колы и рыбной ловлей, и китобойным промыслом, и извозом.
«Кольский тракт»: Кола — Кандалакша
Кола была местом пересечения северных морских и сухопутных путей. Именно здесь заканчивалась единственная на Кольском полуострове дорога. Называлась она «Кольский тракт» и шла из Кандалакши в Колу. Она соединяла Кольский полуостров с остальной частью России.
Именно по этому тракту в Колу приезжали купцы и промышленники со всего Поморья, ученые и архангельские губернаторы. Весной они собирались в Коле, а затем расходились по становищам Мурманского побережья. Местные жители-лопари занимались извозом по суше, а русские судовладельцы — морскими перевозками.
На тракте было оборудовано 10 дорожных станций, так называемых «ямов».
Вот так выглядели почтовые станции в начале ХХ века.
В одном из залов Музея истории в Мурманске я обнаружила интересные высказывания о Коле. Если бы я сейчас работала учителем истории, точно «захомячила» бы этот материал для урока. Столько интересных речевых оборотов — это уже во мне говорит лингвист! — и фактов, на основе которых можно придумать творческие задания!
Давайте, к примеру, возьмем одну-единственную фразу из этого списка: «От Холмогор до Колы — тридцать три Николы». И сразу возникает туча вопросов.
- Где находятся Холмогоры?
- Почему именно из Холмогор до Колы, а не до другого населенного пункта?
- В каком значении употреблено имя Никола?
- Что значит «тридцать три Николы»?
- Почему именно тридцать три?
- Как звучала бы эта фраза на современном русском языке?
Да тут запросто можно сделать самый настоящий квест! Причем, не только для учеников, но и для взрослых. Например, для тех, кто приезжает в Мурманск в качестве туриста. Я бы точно поучаствовала!
Достопримечательности города
Хотя город и был основан в 1517 году, но от его прошлого практически ничего не осталось. Сейчас город застроен обычными хрущёвками, панельными девятиэтажными домами, а также домами сталинской постройки. Из старых построек в Коле остались два здания:
Благовещенская церковь , построенная в 1804 году, а также здание уездного казначейства постройки 1807 года. Про церковь Благовещения есть отдельная статья.
Здание уездного казначейства, как уже выше упоминалось, было построено в 1807 году, во время обстрела Колы в 1854 году это здание не подверглось разрушению. Уже в наше время здание казначейства сначала было передано под казино, а потом под продуктовый магазин. Его обшили сайдингом и оно полностью потеряло свой исторический облик. Единственное, что напоминает о ценности здания — табличка, которая говорит о том, что это первое каменное нецерковное здание на Кольском полуострове. В городе также сохранились валы Кольского острога.
Из природных достопримечательностей можно выделить гору Соловараку. На этой горе располагалась научная обсерватория астронома Жак-Андре Мале. В феврале 1772 года на этой горе во время землетрясения, которое редко в этих краях, случился оползень. Его можно видеть и по сей день.
Из зданий сталинской постройки следует отметить торговый дом «Пассаж», Кольский суд.
Благовещенская церковь
Одна из достопримечательностей современной Колы это Благовещенская церковь. Она считается старейшим каменным зданием на всем Кольском полуострове.
Я сначала даже не поняла, что меня смущает в архитектуре этой церкви. Присмотрелась. Обычно у храмов купола ставятся на цилиндрический барабан. А здесь огромный «луковичный» купол посажен прямо на основу, так называемый четверик.
Ученые выяснили, что раньше Благовещенская церковь составляла единый комплекс с деревянным Воскресенским собором конца XVII века и колокольней, которые до наших дней не сохранились. В краеведческом музее представлен макет собора. А в церковном дворике стоит вот такой макет бревенчатой стены.
Во внутреннем дворике храма установлен вот такой стол с табуретками из срубов.
В самом храме находится ещё одна достопримечательность. Это Путный крест.
Путный (поклонный) крест
Крест был установлен в 1655 году кольским воеводой Г.И.Волынцевым у судовой пристани. Этому кресту поклонялись (отсюда и название — поклонный) рыбаки, выходящие на промысел в море и купцы, которые привозили товары на Кольский полуостров. Ему молились местные поморы и благодарили за спасение жизни во время штормов.
В начале ХХ века крест стоял у дороги, затем его снесли и долгое время о нем не было ничего известно. Впоследствии крест нашли и установили прямо в храме.
В 1974 году он был признан памятником архитектуры федерального значения.
Памятники
В городе есть памятники, которые повествуют о героических защитниках города в дореволюционное время, погибших колянах в годы войны, о первом воеводе Колы, о личностях, в честь которых названы улицы города. Памятный знак «Во славу земли Русской», повествующий о героических защитниках города в разные годы, установлен в 2005 году в городском парке. На сопке, практически на выезде из города, установлен памятник колянам, павшим в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 годов.
Рядом с этим памятником есть братская могила, в которой похоронен экипаж самолёта Пе-3. У здания уездного казначейства расположен памятник В. И. Ленину. На проспекте Миронова установлен памятник этому герою, который проявил себя в годы ВОВ. У здания Кольской администрации установлена памятная доска первому Кольскому воеводе Авраамию Палицыну, а также памятник Защитникам Советского Заполярья. У здания ГИБДД установлен памятный крест в память о святом Феодорите Кольском.
«Кольский Алеша»
Давайте перейдем по мосту на другой берег реки Туломы, где находится ещё один монумент. Лестница с тремя пролетами ведет на вершину холма. Там возвышается памятник с именами и фамилиями всех жителей Колы, которые погибли в годы Великой Отечественной войны. Местные жители окрестили этот монумент «Кольским Алешей».
Население
Численность населения
Кола на протяжении своей истории никогда не была большим городом. Построенная для торговли и обороны северных территорий России от врагов, в Коле жили только члены семей служащих в Кольском остроге, священники, члены братии Кольско-Печенского монастыря, когда тот был в городе, а также торговцы и поморы с коренными народами Кольского полуострова. После варварской бомбёжки города в 1854 году из города уехали практически все жители. Население города начало увеличиваться в начале XX века в связи с постройкой Мурманской железной дороги, Мурманского порта, а также самого Мурманска. В период с 1930 по 1990 года в Коле с небольшими изменениями в худшую или в лучшую сторону жили примерно 15 000 жителей. Так как город является спутником Мурманска, то в нём также живут и те люди, у которых не хватило денег на покупку квартиры в Мурманске, а работа у них находится в областном центре. Но с оттоком населения из Мурманска, который продолжается с 1990-х годов по наше время, из Колы также начали уезжать. В настоящее время прослеживается тенденция к дальнейшему снижению населения.
Численность населения проживающего на территории населённого пункта по данным Всероссийской переписи населения 2010 года составляет 10437 человек, из них 4770 мужчин (45,7 %) и 5667 женщин (54,3 %)[1][22].
Кола, уездный город Архангельской губернии [1910]
Густаф Халльстрём (1880—1962)
Исторические примечания о Архангельской губернии и топографическое оной описание с присовокуплением таковаго ж о рыбных и звериных морских промыслах
[1]
Среди выдающихся памятников отечественной географической науки XVIII столетия особое место занимают «топографические описания».
Идея составления единого экономико-географического описания Российской империи была выдвинута М.В. Ломоносовым на основе предшествующих разработок В.Н. Татищева. На отработку идеи ушло несколько десятилетий. Основные работы по описанию проводились с 70-х годов XVIII века по начало XIX века и совершались по наместничествам и губерниям. Сегодня этот важнейший источник по истории экономики, быта и этнографии народов империи, так как уже в XIX веке описания прочно заняли свои места на архивных полках.
Древние жители сей страны были самоеды, лопари и зыряне[2], которые поныне обитая в Архангельской губернии удержали наименования свои, язык и образ жизни. Предки сих жителей принадлежали к Перми или Биармии[3], которой пределы простирались до Финляндии. Они известны были россиянам под общим названием заволоцкой чуди[4], получивших сие от россиян наименование по лесному, гористому, болотистому и необитаемому пространству земли, которым и ныне Каргопольский уезд к западу отделяется от Двинской страны, именуясь волоком. Впрочем многие реки, заливы, деревни и другия урочища во всей Архангельской губернии и до настоящего времени сохранили прежние чудские названия. Первые завоеватели чуди были новгородцы. Время и обстоятельства сего покорения хотя и не означены в российских летописях, однакож известно, что в начале 11-го столетия платили дань Новгороду не токма при Двине и во всей тамошней стране постоянными селениями жившие народы, но и кочующие за Печерою июгорские самоеды, и что под властью новгородцев в том краю находилось тогда все Заволочье, Печера, Югра и Кола; большею же частию заволоцкой земли во время новгородцкого управления владели новгородские посадники, бояре и новгородские архиереи. (…)
Двиняне, имея многия удобности к торговле, торги свои производили не только со внутренними российскими областями, но и с иностранными пограничными государствами; они для получения мягкой рухляди ездили на реку Обь и до Мангазеи или Туруханска на судах, именуемых кочами, но коих, достигнув реки Тары, обыкновенно на ней их оставляли; далее же до обской губы ходили сухим путем, при которой строили уже новые суда. Профессор Фишер в «Сибирской истории»[5] утверждает, что в 15-м столетии архангелогородцы на кочах прошли далее Новой Земли даже до самой Мангазеи. Они, начав путь от города Архангельска, сперва оной продолжали вдоль мезенских и пустозерских берегов, и потом уже чрез пролив вайгацкий доходили до Карской губы[6]. Плавание сие для торгу двиняне продолжали до 1620-го года, в котором оное чаятельно по причине усмотренного потаенного товаров провозу прекращено.
Пристани для сего торгу учреждены были в Кевроле, что ныне в Пинегской округе, Мезене, в Кольском и Пустозерском острогах и в Варзуге, где таможенные служители находились; по построении ж города Архангельска оные уменьшены, а в 1691-м году и совсем уничтожены, исключая таможни в Кольском остроге. Настоящая от города Архангельска, с европейскими народами отправляемая, торговля открылась в 1553-м году по поводу прибывшего на двинское устье английского корабля под начальством Рышарда Шанцелорда, который прибывающим на Холмогорах царским правителем, объявив себя послом англинскаго короля, требовал свободного пропуску в Москву ко дворцу величества; получа же дозволение ездил в оную и 15-го марта 1554 года в царствование царя и великаго князя Иоанна Васильевича Второго заключил торговый между Англиею и Россиею договор. Он, прибыв из Москвы обратно на Двину, пробыл до весны в Холмогорах, и потом со славою первого обретателя российских берегов на севере, возвратился в свое отечество. В 155-м году тот же Рышард со многими торговыми гостьми прибыл на кораблях, нагруженных разными аглицкими товарами на двинское устье и выгрузя там оные в наемные на Холмогорах суда, отправился сам в Вологду и оттоле в Москву; а с 1556-го года начали приходить на Двину голланские и бременские купеческие корабли.
В том же 1555-м году посланные от великого государя царя в посольство Осип Непея и гости Фофан Макаров и Михайло Григорьев отправились с Двины в Англию на немецких кораблях. Привозные и отвозные товары чрез 30-ть лет от начатия торга с англичанами складывались при двинском корельском устье близь Никольского монастыря, почему сей порт долгое время от иностранных именовался портом Святого Николая; но потом в 1584-м году построен вокруг Архангельского монастыря деревянный город; а в 1668-м году каменной с гостиными дворами для складки товаров. Конторы иностранных купцов, производивших торги чрез Архангельский порт, находились сначала в Холмогорах, в Вологде, Ярославле и в Москве.
Архангельская губерния состоит из осьми городов, из коих один губернский и семь уездных. Губернский и торговый город Архангельск построен в 1584-м году по случаю открывшегося в 1553-м году торга с Англиею и другими европейскими народами; населяться же начал в 1587-м и именовался сначала Ново-холмогорским, а потом принял нынешнее название по причине бывшего на сем месте Архангельского монастыря, вокруг которого первый город построен был деревянной. Сей торговый город лежит на правом берегу Северной Двины в 34-х верстах от Белого моря, в том месте, где Двина делится в разные рукава, впадающие в оное море. В нем производится знатной заграничной или иностранной с европейскими народами торг, как собственными своими, так Вологодской, Вятской и Пермской губерний продуктами и товарами, доставляемыми к оному порту по течению рек: Двины, Ваги, Покшенги, Вологды, Верхней и Нижней Сухоны, Лузы, Югу, Сысолы, Вычегды. Впрочем сей город после пожара, бывшаго в 1793-м году, восприемлет на себя новый. вид, украшаясь изрядными каменными как казенными, так и частными зданиями и множеством по плану выстроенных обывательских деревянных домов.
Уездные города суть: Холмогор, Шенкурск, Пинег, Мезень, Онег, Кола и Кемь.
Холмогор, как известно по истории, был столицею древней Биармии и пребыванием в нем чрез долгое время правителей Заволоцкия страны. Сей окружный город положение имеет при рукаве реки Двины, Курополкою именуемом, в 72-х верстах выше губернского города Архангельска и пользуется всею удобностию для произведения внутреннего и заграничного торгов. Прочие города: Шенкурск, Пинег, Мезень, Онег и Кола устроены в эпоху благополучнаго царствования Вторыя Екатерины при открытии Вологодскаго наместничества в 1780-м году, а в 1784-м, по учреждении Архангельской области губерниею, вступили в ея ведомство… Шенкурск лежит при немалой реке Ваге, впадающей в Двину, и производит торг хлебом и смолою, в знатном количестве ежегодно в город Архангельск доставляемыми. Пинег местоположение имеет при мелководной реке Пинеге, впадающей в реку Двину несколько выше города Холмогор. Город Мезень имеет положение при судоходной реке Мезень, впадающей в Северной океан в 40-ка верстах от города. Жители сего города производят прибыточной морской звериной промысел на Новой Земле и торг звериным салом и кожами. Портовый город Онег местоположение имеет при самом устье реки Онеги. Из сего порта аглинский купец Гомм производил весьма обширной лесной торг, для которого на Онегской рейде иногда бывало до 70-ти больших купеческих кораблей. Город Кола положение имеет между реками Колой и Туломой при Кольской губе в 50-ти верстах от Северного океана. Жители оного производят морские промыслы при своих берегах, а некоторые из них и у Шпицбергена. Город Кемь лежит при устье реки Кеми, впадающей в Белое море. Жители его занимаются морскими промыслами…
Наземная фауна носит характер общий с северной Финляндией и Скандинавией. Из млекопитающих здесь водятся медведь, волк, лисица, песец, росомаха, рысь, куница, выдра, горностай, северный олень, заяц-беляк, белка, лемминг. Из птиц имеют промысловое значение глухари, тетерева, рябчики, белые куропатки (Lagopus albus); в горах вдоль Мурманского берега — горный тетерев (Lagopus mutus). Из пресноводных рыб весьма многочисленны в озерах сиги, водятся также хариусы, пеструшки и др.; из проходных рыб важное значение имеет семга. Гораздо более своеобразна и важна для населения фауна моря. Из млекопитающих вдоль берегов водятся различные виды тюленей: нерпы (Phoca vitulina и foetida), гренландский тюлень или лысун, называемый также «кожей» (Phoca groenlandica), громадными массами собирающийся на льдах Белого моря и сильно вредящий весной мурманским рыбным промыслам, морской заяц (Phoca barbata), тевяк (Cystophora cristata); y входа в Белое море показываются иногда моржи. Из китообразных вдоль Мурмана водится несколько видов китов-полосатиков, чаще всего финвал (Balaenoptera musculus), синий кит (B. Sibbaldii), длиннорукий кит (В. longimana s. boops), некоторые виды дельфинов, как морская свинья (Phocaena communis), касатка (Orca gladiator), изредка попадается обыкновенная в Белом море белуха или белуга (Delphmapterus s. Beluga leucas). Вдоль берегов держатся многочисленные виды водяных птиц: гаг, уток, гусей, гагарок, чистиков, топориков, гагар, чаек, крачек и др.; местами гнездовья их представляют настоящие «птичьи горы» или «базары». Громадную роль в жизни населения играют морские рыбы; важнейшие из рыб Мурманского берега: треска, пикшуй, палтус, зубатка, сайда, несколько видов камбал, семга, менек, морской окунь, сельдь, несколько видов акул и служащие наживкой при лове первых 4 (и отчасти других) — мойва и песчанка. В Белом море важнейшие рыбы: сельдь, навага, также семга, треска, корюшка, зубатка, камбалы. Морская фауна беспозвоночных сохраняет вдоль большей части Мурмана характер северно-норвежский; но в восточной части Мурмана характер фауны делается более арктическим, еще резче это выражено в Белом море, фауна которого сильно приближается к фауне холодной области Ледовитого океана и к фауне Карского моря.
Кола, уездный город Архангельской губернии— уездный город Кольского уезда, Архангельской губернии, под 68°53′ северной широты и 33°1′ восточной долготы (Гринич), между устьями рек Колы и Туломы, при впадении их в Кольский залив, на низком песчаном месте, у подножия поросшего лесом холма Соловараки (см. ниже). Ближайшая к К. южная часть Кольского залива мелководна и все суда должны останавливаться на более или менее значительном расстоянии от города, к самому городу могут подходить лишь лодки. Значению К., кроме того, сильно вредит и удаленность от океана (около 70 км).
Это незначительный, плохо отстроенный городок с 750 жителями (к 1 января 1894 г.; 371 человек мужского пола и 379 женского). Из них дворян 24, духовенства 5, городского сословия 303 (в том числе мещан 292), крестьян 346, колонистов 47; почти все православные (1 католик, 32 протестанта). Уездные присутственные места, больница на 6 кроватей, приходское училище для мальчиков и девочек, 2 церкви, несколько лавок, хлебный магазин дирекции хлебных магазинов Архангельской губернии. Кольские купцы ведут торговлю с лопарями, а также на Мурманском берегу, некоторые снаряжают суда на мурманские промыслы. В нескольких км от океана, у западного берега Кольского залива, между берегом его и островом Екатерининским, лежит глубокая, почти незамерзающая и совершенно защищенная от ветров и волнения Екатерининская гавань, служащая местом зимовки для одного из пароходов мурманского пароходства и для административного парохода. Здесь несколько зданий для команды пароходов, угольные склады и мастерские, а также два дома колонистов.
Haceление. Число жителей К. уезда вместе с городом Кола к 1 января 1894 г. равнялось 8624 человека (4236 мужского и 4388 женского пола); число родившихся в 1893 г. 389 (21 незаконнорожденный); умерло 268, прирост 121 человек. Потомственных дворян 5, личных 23, духовенства белого 77, монашествующих 8, потомственных почетных граждан 8, личных 17, купцов 4, мещан 308, крестьян 6546, колонистов 1275, отставных и отпускных нижних чинов, их жен и детей 288, иностранных подданных 65. Из них православных 7760, протестантов 863, католиков 1. Главную массу населения составляют русские, второе место занимают лопари (1809 человек 1893 г.), остальное население состоит из финнов (выходцы из Финляндии), норвежцев и отчасти корелов. В 1893 г. из 2022 человека оседлых жителей Мурманского побережья (не считая города Колы) финляндцев считалось 707, русских 679, лопарей 454 и норвежцев 188. Финляндцы и норвежцы живут, главным образом, в западной части Мурмана. Русская колонизация Мурмана, несмотря на правительственную поддержку (льготы, ссуды и пособия), развивается туго; финляндская, несмотря на противодействие администрации, делает значительные успехи, и финские колонисты во всех отношениях стоят выше русских. Весной и летом население уезда увеличивается тысячи на 2½—3 и более промышленниками, являющимися из Кемского, Онежского и отчасти Архангельского уездов. В то же время к берегам океана перекочевывает и значительная часть лопарей и население Мурманского побережья достигает 5—6 тысяч. Единственный город — Кола; уезд делится на 6 волостей: Понойскую (восточная часть уезда), Тетринскую, Кузоменскую (острова), Мурманско-колонистскую (западный Мурман) и Кольско-лопарскую (восточный Мурман и часть внутренности полуострова). Колонисты сосредоточены в Кольско-лопарской и Мурманско-колонистской волостях, лопари образуют Кольско-лопарскую и Понойскую волости.
***
Хотя город и был основан в 1517 году, но от его прошлого практически ничего не осталось. Сейчас город застроен обычными хрущёвками, панельными девятиэтажными домами, а также домами сталинской постройки. Из старых построек в Коле остались два здания: Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, построенная в 1804 году, а также здание уездного казначейства постройки 1807 года. Про церковь Благовещения есть отдельная статья. Здание уездного казначейства, как уже выше упоминалось, было построено в 1807 году, во время обстрела Колы в 1854 году это здание не подверглось разрушению. Уже в наше время здание казначейства сначала было передано под казино, а потом под продуктовый магазин. Его обшили сайдингом и оно полностью потеряло свой исторический облик. Единственное, что напоминает о ценности здания — табличка, которая напоминает о том, что это первое каменное нецерковное здание на Кольском полуострове. В городе также сохранились валы Кольского острога. Из природных достопримечательностей можно выделить гору Соловарку. На этой горе располагалась научная обсерватория астронома Жак-Андре Мале. В феврале 1772 года на этой горе во время землетрясения, которое редко в этих краях, случился оползень. Его можно видеть и по сей день. Из зданий сталинской постройки следует отметить торговый дом «Пассаж», Кольский суд. В городе есть памятники, которые повествуют о героических защитниках города в дореволюционное время, погибших колянах в годы войны, о первом воеводе Колы, о личностях, в честь которых названы улицы города. Памятный знак «Во славу земли Русской», повествующий о героических защитниках города в разные годы, установлен в 2005 году в городском парке. На сопке, практически на выезде из города, установлен памятник колянам, павшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Рядом с этим памятником, есть братская могила, в которой похоронен экипаж самолёта Пе-3. У здания уездного казначейства расположен памятник В. И. Ленину. На проспекте Миронова установлен памятник этому герою, который проявил себя в годы ВОВ. У здания Кольской администрации установлена памятная доска первому Кольскому воеводе Авраамию Палицыну, а также памятник Защитникам Советского Заполярья. У здания ГИБДД установлен памятный крест в память о святом Феодорите Кольском.
___________________________ [1] Пунктуация и орфография полностью из журнала. [2] Самоеды – древнерусское название ненцев; лопари – саамы, финское племя, проживающее на Кольском полуострове; зыряне – древнерусское название народов Коми. [3] Пермия или Биармия – в русских летописях народ коми и территория, на которой он проживал, употребляется под названием «Пермь». Различались «Малая» или «Старая Пермь» (располагавшаяся в бассейне рек Вычегда и Мезени) и «Великая Пермь» (в верхнем течении реки Камы). [4] Чудь – общее в Древней Руси название финских племенах. [5] Фишер Иоганн Эбергард (1697 – 1771) – историк и филолог, член петербургской Академии наук. Был в составе Камчатской экспедиции 1740-46 гг. Принимал участие в научной обработке материалов, собранных Г.Ф. Миллером в Сибири. В 1768 г. Издал сокращенный вариант «Истории Сибири» Миллера на немецком языке. Русский перевод – «Сибирская история с самого открытия Сибири до завоевания сей земли российским оружием, сочиненная на немецком языке и в собрании академическом читанная С.- Петербургской Академии наук и профессором древностей и истории, также членом исторического Геттингенского собрания И.Е. Фишером». СПб., 1774. [6] Вайгацкий пролив – ныне пролив Югорский Шар.
Власть и политика
Органы власти
Местное самоуправление
В соответствии с Уставом города, принятым решением Совета депутатов города Колы, глава города избирается Советом депутатов на 5 лет. В структуре местного самоуправления установлено 20 депутатов, а в аппарате Совета депутатов 4 должности, а также руководитель аппарата и три специалиста первой категории.
Исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Кола является администрация города Кола. Советом депутатов назначается также Глава администрации города Кола. Он назначается на эту должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение должности главы администрации, а также на срок полномочий Совета депутатов. Главой администрации города Кола является Рожкова Раиса Николаевна, а председателем Совета Депутатов — Кузьменко Регина Геннадьевна.
Городские
Глава администрации города Колы является Рожкова Раиса Николаевна назначена на должность Главы администрации в соответствии с решением Совета депутатов города Кола от 15 февраля 2012 года № 28/189.
Районные
В Коле находятся все законодательные, исполнительные и судебные органы власти Кольского района. Главой администрации Кольского района является Чекрыгин Михаил Владимирович, а замещают его Алексеев Пётр Григорьевич, Лихолат Александр Павлович, Юрьева Ольга Алефтиновна.
Административное деление
Город административно на районы не делится.
География
Географическое положение
Кола — бывший центр Кольского уезда, расположенный за Северным Полярным кругом, в зоне распространения вечной мерзлоты. Город расположен на стрелке слияния рек Колы и Туломы. В настоящее время является центром Кольского района Мурманской области. Недалеко от города расположен областной центр — Мурманск (12 километров от центра), также в 15 километрах находится посёлок городского типа Мурмаши с международным аэропортом «Мурманск», посёлки Молочный, Выходной и Зверосовхоз. Самая высокая точка города — гора Соловарка.
Часовой пояс
Город Кола находится в часовом поясе, обозначаемом по международному стандарту как Moscow Time Zone (MSK). Смещение относительно UTC составляет +4:00. Кольское время отличается от поясного времени на два часа.
Климат
Город находится в атлантико-арктической зоне умеренного климата. Климат Колы формируется близостью Баренцева моря, влияние которого усиливает тёплое Северо-Атлантическое течение. Но хоть Кола и находится рядом с Мурманском, климат её всё равно имеет некоторые различия. Так, например, более холодная зима. Также реки Тулома и Кола в холодные зимы, в отличие от Кольского залива в Мурманске, замерзают. В остальном климат ничем не отличается от мурманского.
Гидрография
Город расположен на слиянии двух рек — Кола и Тулома.
Эти реки имеют выход к Кольскому заливу.
Планировка и застройка
Главная часть города расположена на стрелке слияния рек Колы и Туломы. Так как город был основан в 1517 году, а тогда на сопках не строили, его основная часть лежит в низине, а новая — на сравнительно ровных участках. В Коле самыми многоэтажными домами являются девятиэтажные. Основная застройка города — «хрущёвки» и панельные девятиэтажки. В районе железнодорожной станции «Кола» присутствуют полуразвалившиеся деревянные дома. В старой части города есть два старых здания постройки XIX века — здание бывшего уездного казначейства и здание церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Также присутствуют дома сталинской постройки.
Мост через реку Тулому
Чтобы попасть на другой берег реки Туломы, жители и гости города пользуются мостом из железобетонных конструкций. Оказывается, он тоже считается одной из главных достопримечательностей Колы.
История строительства моста
Мост в 1952 году строили не гражданские организации, а инженерные войска Министерство обороны СССР. Строительство шло в приграничной зоне, в сложных погодных и климатических условиях. Мост считался достаточно важным объектом. Приведу один факт: авторы проекта и строители были выдвинуты на Сталинскую премию, поскольку мост имел самый большой в Европе арочный пролет для мостов такого типа.
Однако по политическим соображениям Министерство обороны предпочло не афишировать эту «стройку века» в приграничной зоне с участием инженерных войск.
На официальном сайте города Колы есть интереснейшая статья под названием «Мост через реку Тулома — трудовой подвиг инженерных войск в мирное время». В статье довольно много технических подробностей, но они как раз и позволяют понять всю сложность и масштаб строительства этого объекта.
А вот что я обнаружила буквально вчера, на одной из страничек «Комсомольской правды»:
Реконструкция это хорошо. Но жаль, что Кола лишится такой своеобразной достопримечательности.
Экономика
Промышленность
Кола — центр Кольского района с небольшим населением. В городе широкого понятия «промышленность» нет. Основными отраслями промышленности Колы являются железнодорожные и автомобильные перевозки, а также пищевая промышленность. В состав последней отрасли промышленности входят: Кольский пивоваренный завод и Кольская макаронная фабрика. Эти фабрики выпускают пиво, лимонады, а также макароны.
Торговые сети
В городе нет огромных торговых сетей, а, как и во всех маленьких городках, есть маленькие магазины.
Но недавно в городе появился крупный торговый гипермаркет «КиМ» сети «Сейд». В городе также есть торговый , расположенный в бывшем Доме культуры.
в Коле Ещё следует отметить магазин продуктов «Эконом +», который располагается в первом каменном здании на Кольском полуострове.
Туризм
На реке Тулома имеются турбазы. Зимой можно покататься на лыжах, снегоходах. Организовывается охота. На реках Кола и Тулома возможна рыбалка на семгу и лосося.[источник не указан 357 дней][24]
Транспорт
Городской транспорт
В городе нет своего городского транспорта, перевозки осуществляются пригородными маршрутами из Мурманска и других городов, а также маршрутными такси.
Железнодорожный транспорт
В городе есть железнодорожная станция «Кола», которая является первой станцией после Мурманска. Мимо неё проходят с небольшой остановкой пассажирские поезда из Мурманска в Москву, Санкт-Петербург и многие другие города, а также идут пассажирские и товарные поезда из железнодорожной станции Никель-Мурманский. Также идут товарные поезда из Мурманска на юг.
Дата основания города Колы
Как раньше считали историки, датой основания Колы можно было считать 1565 год. Это говорили данные за вышеупомянутый год, что в Коле есть три дома. Эту версию предложил известный мурманский краевед Иван Фёдорович Ушаков. До этого предположения бытовало мнение, что Кола была основана в 1264 году. Эта дата вошла во все советские энциклопедии, но вышеупомянутым историком она была опровергнута. В наше время российские учёные обнаружили несколько неизвестных грамот великого князя Василия III 1517 года. Эти грамоты хранятся в архивах Норвегии и Дании. В одной из этих грамот сообщается следующее: «Когда сборщик дани отправится из этого Терского погоста, то должен послать терскую дань назад, к Варзуге-реке, а сам ехать в Ловозеро, в Колу…». Исходя их этого учёные пришли к выводу, что теперь дату основания Колы следует считать 1517 годом, а не 1264 и 1565, как думали раньше.
Связь
Основные телекоммуникационные услуги в Коле включают в себя местную и внутризоновую телефонную связь, доступ к услугами междугородной и международной телефонной связи, доступ к сети Интернет по выделенным каналам (ADSL, Ethernet, Metro Ethernet, FTTB) и с помощью коммутируемого соединения, объединение корпоративных сетей. Операторы связи Колы и Кольского района — ОАО «Поларком», ОАО «Ростелеком», ОАО «Северо-Западная компания по телекоммуникациям и информатике», ЗАО «Петерстар», ОАО «Мурманские МультиСервисные Сети», ОАО «Колателеком».
Сотовая связь
В городе, как и на территории района и области, работают 4 оператора сотовой связи стандарта GSM и 1 стандарта CDMA 2000:
- «МТС»
- «Билайн»
- «МегаФон»
- «Tele2»
- «Skylink» (CDMA 2000)
Кола
(Мурманская область)
Код ОКАТО:
47205501
Основан:
1264
Поселок городского типа с:
1935
Город с:
1965 Город районного подчинения (Кольский р-н Мурманской области)
Центр:
Кольский р-н
Телефонный код (справочный телефон)
81553***** | — |
Отклонение от московского времени, часы:
0
Географическая широта:
68°53′
Географическая долгота:
33°03′
Высота над уровнем моря, метров:
60 Время восхода и захода Солнца и Луны в городе Кола
Литература
- Сорокажердьев В. В. Кольский острог — город Кола: страницы истории. 1517—2010. — Мурманск: Опимах, 2010. — 152 с. — ISBN 978-5-903748-42-6
- Евдокимов Ю. А. (пред. НИС) и др. Сост. Агаркова Т. В. и др. Кольская энциклопедия. — Т. 1: А — Д. — Санкт-Петербург: ИС; Апатиты; КНЦ РАН, 2008. — 593 с. — ISBN 978-5-9637-0022-8
- Евдокимов Ю. А. (пред. НИС) и др. Гл. ред. Воронин А. В. Кольская энциклопедия. — Т. 2: Е — К. — Виченца: Венграф; L.E.G.O.S.p.A, 2009. — 496 с. — ISBN 978-5-9637-0051-8