Города Вологодской области по численности населения

Город в Вологодской области, Россия

Грязовец

Грязовец

Городок[1]
Аэрофотосъемка, Грязовец
Флаг

Герб

Расположение Грязовца
Грязовец

Расположение Грязовца

Показать карту России

Грязовец

Грязовец (Вологодская область)

Показать карту Вологодской области

Координаты: 58 ° 53′N 40 ° 15’E / 58,883 ° с. Ш. 40,250 ° в. / 58.883; 40.250Координаты: 58 ° 53′N 40 ° 15’E / 58,883 ° с. Ш. 40,250 ° в. / 58.883; 40.250
СтранаРоссия
Федеральный субъектВологодская область[1]
Административный районГрязовецкий район[1]
Город районного значенияГрязовец[2]
Первое упоминание1538[3]
Статус города с25 января 1780 г.[3]
Высота185 м (607 футов)
численность населения
(Перепись 2010 г.)[4]
• Общий15,528
• Оценивать
(2018)[5]
14,800 (-4.7%)
Административный статус
• Капитал изГрязовецкий район[1], город районного значения Грязовец[2]
Муниципальный статус
• Муниципальный районГрязовецкий муниципальный район[6]
• Городской поселокГрязовецкое пгт.[6]
• Капитал изГрязовецкий муниципальный район[6], Пгт Грязовецкое[6]
Часовой поясUTC + 3 (МСК [7])
Почтовый индекс (а)[8] 162000
ОКТМО Я БЫ19624101001

Грязовец

(русский: Гря́зовец) это городок и административный центр из Грязовецкий район в Вологодская область, Россия, расположенный на Ржавка, 47 километров (29 миль) к югу от Вологда, административный центр область. Численность населения: 15,528 (Перепись 2010 г.);[4]16,172 (Перепись 2002 года);[9]16,424 (Перепись 1989 года).[10]

История

Первое упоминание о Грязовце относится к 1538 году, когда он описывался как поселение, зависимое от Корнильево-Комельский монастырь.[3] Поселение было зарегистрировано 25 января 1780 г., когда оно стало резиденцией Грязовецкий уезд из Вологодское наместничество.[3] В 1796 году наместничество было упразднено, а его часть, в которую входил Грязовецкий уезд, стала Вологодская губерния.[11][12]

На протяжении XIX века население Грязовца составляло от двух до трех тысяч человек, большинство из которых были заняты в сельском хозяйстве.[13] Самой распространенной отраслью была крашение.[13] В 1872 году железная дорога, соединяющая Ярославль и Вологда был построен, а в Грязовце открыта железнодорожная станция, что способствовало развитию торговли.[13]

7 августа 1924 года Грязовецкий уезд был упразднен, а территория вошла в состав Вологодский уезд.[14] 15 июля 1929 г. несколько губерний, в том числе Вологодская, были объединены в Северный крайбыли упразднены уезды, а Грязовец стал административным центром вновь образованного Грязовецкого района.[14]

Состав населения

По результатам переписи 1897 года порядка 85% населения Вологодской, Новгородской и Олонецкой губерний относилась к крестьянскому сословию. Во всех уездных городах крестьяне к началу XX века также уже составляли большинство населения. Остальная часть приходилась на мещан и около 1% на дворян и священнослужителей.

Несмотря на широко распространенное утверждение «На севере крепостного права не было», в Вологодской области существовали крепостные крестьяне. По обработанным данным из списка населенных мест 1859 года, которые есть на сайте Familio, крепостное право было распространено в следующих местностях:

Значительную долю населения составляли государственные крестьяне:

Кроме этого, в Вельском и Тотемском уездах значительная доля населения относилось к редкой категории удельных крестьян, которые принадлежали лично императорской семье:

Административный и муниципальный статус

В рамках структура административных единиц, Грязовец служит административный центр из Грязовецкий район.[1] Как административное деление входит в состав Грязовецкого района как город районного значения Грязовца

.[2]

Как муниципальное образование, город районного значения Грязовец, вместе с поселок из Пирогово в Перцевский сельсовет и деревня Свистуново в Ростиловский сельсовет Грязовецкого района, входит в Грязовецкий муниципальный район как Грязовецкое пгт.

.[6]

Грязовец

Грязовец хоть и провинция, но никакая не глубинка, если мерить по нашим российским меркам. От Москвы до него по трассе «Холмогоры» всего-то четыреста двадцать километров на северо-восток, да еще то ли четыре, то ли пять вправо и все – приехали.

Зимой, в январе, по свету добраться можно. Даже если пообедать по пути в придорожном кафе «Сытый ежик», купить пластмассовое ведерко обледенелой клюквы или брусники у таких же обледенелых торговок, поглазеть на огромных розовых и белых плюшевых медведей ростом с настоящих, которыми торгуют с незапамятных времен у деревни Новинцы и каменных от мороза судаков со щуками возле Ростова Великого.

Впрочем, все это теперь. При Иване Грозном не было ни федеральной трассы «Холмогоры», ни розовых плюшевых медведей, а был лишь большак, пыльный летом и раскисающий весной и осенью, прорубленный в дремучих лесах, идущий от Москвы к тому месту, где еще только-только появился крошечный зародыш Архангельска в виде монастыря, окруженного факториями английских и голландских купцов. В те далекие времена Грязовец уже существовал, правда, не был он тогда ни городом, ни даже селом, а был починком Грязовитским. Упомянут этот починок среди других деревень в жалованной грамоте Ивана Грозного, выданной Корнилиево-Комельскому монастырю. Как и полагается всякому старинному русскому населенному пункту, упомянут он впервые в связи с тем, что разорили его казанские татары.

И пока не стал Грязовец городом по указу Екатерины Великой, был он и Грязивицами, и Грязовицами, и Грязлевицами, и Грязницами, и Грязцами. Корень «грязь» так въелся в его название, что вытравить его оттуда не было никакой возможности. И навоз, добавлю я от себя. Во времена расцвета заморской торговли через Архангельский порт по селу Грязлевицы, оно же Грязивицы, оно же Грязницы в день проезжало до восьмисот подвод. Только одних воробьев на этот пир на весь мир слеталось видимо-невидимо. Тысячи несмазанных тележных колес скрипели так отвратительно, что у людей с тонкой нервной организацией случались припадки. Между подводами во множестве сновали мальчишки, подбирая не только упавшее с возов, но даже и то, что было крепко к возам привязано.

Трактирные половые зазывали проезжающих отведать горячих щей, заливных заячьих потрохов и щучьих голов с чесноком. Кабаки… Про кабаки надобно сказать отдельно. Их было столько, что редкая лошадь, не говоря о возницах, уходила из Грязовца трезвой. Грязовчане и вовсе не уходили, а сидели, лежали и валялись, напившись до зеленых, красных и синих чертей. Те же, кто еще мог ходить и мычать нечленораздельное – дрались между собой и все вместе с проезжающими купцами. И такая дурная слава пошла про грязовецкие попойки и драки, что сам Петр Первый, проезжая как-то раз мимо села Грязлевицы, оно же Грязцы, захотел посмотреть на это безобразие, а, если получится, то и самому принять в нем участие.

Понятное дело, что местные власти, заблаговременно узнав о таком желании Петра Алексеевича, приказали все грязовецкие кабаки закрыть на большие амбарные замки до тех пор, пока Государь не изволит проехать мимо. И кабаки закрылись. Едет, стало быть, царь по притихшему враз селу и видит несколько мужиков, сидящих на ступеньках закрытого кабака и охвативших руками больные свои головы… Если рассказывать все по порядку – выйдет длинно для такого короткого рассказа как мой, а если коротко – кабаки Петр велел открыть, всех страждущих опохмелил бочкой пива за свой государственный счет и сам первый выпил.

На самом деле неизвестно – сколько бочек царь выставил мужикам, было ли это пиво или водка, сколько больных сидело на ступеньках закрытого кабака, все ли кабаки были закрыты или все же где-нибудь из-под полы наливали, поскольку вся эта история лишь легенда.

Вторая легенда связана с проездом через село Грязивицы Екатерины Великой. Императрица по питейным заведениям не ходила, а только и успела выставить ножку из кареты, как тотчас с нее упала в непролазную грязь атласная туфелька. Как ни искали ее придворные, как ни ползали по грязи… Только изгваздались все по самые парики, да потеряли, нырнувшего с размаху в грязь, какого-то то ли камер-юнкера, то ли камер-казака, одну фрейлину и одну дворовую девку, которая и вовсе шла мимо, да заманил ее пряником в карету граф… Ну, да это уж отношения к легенде никакого не имеет. По легенде царица, осерчав на потерю, велела подать ей немедля гербовую бумагу вместе с писцом и этим писцом написала указ о том, чтобы отныне и навсегда называться месту этому городом Грязовцом.

Третья легенда о проезде Высочайшей особы через Грязовец… и не легенда вовсе, а быль. Александр Первый, путешествуя по России, остановился в Грязовце, отстоял торжественную службу по случаю собственного приезда в городском соборе и изволил пить чай в доме городского головы — купца Гудкова. В благодарность за радушный прием царь подарил купчихе Гудковой бриллиантовый перстень и укатил в Вологду. Уже в Вологде, на торжественном обеде, между ботвиньей и жарким из куропаток с трюфелями, Александр Павлович спросил у предводителя губернского дворянства Брянчанинова об уездном городке Кадников, через который Государь не проезжал, поскольку тот лежал в стороне от царского пути.

Предводитель пожевал губами и ответил: — Еще хуже Грязовца. — Отчего же, — с улыбкой заметил император, — Грязовец довольно нарядный город.

Вот, собственно, и все истории, связанные с посещением Грязовца императорскими особами. После Александра Первого первых лиц государства в Грязовце не видали.

Вернемся, однако, к конскому навозу, которым город был обильно снабжаем на протяжении многих лет и даже столетий. Если им удобрять местные подзолы и суглинки… все равно ничего хорошего не получится. Плохо растут в тех местах овощи. И пшеница плохо растет. Рожь растет лучше, но не намного. Лучше всего растет лен. Вот его издавна и выращивали в тех местах.

Особенно после того, как Петр Алексеевич повелел всю заморскую торговлю вести через окно, которое он прорубил в Европу и Грязовец стал мало-помалу снова походить на обычное село, а там, глядишь, и до починка докатился бы, но… Стали жители грязовецкого уезда сеять лен, ткать из него холсты, красить их и продавать. При том, что грязовецкий уезд занимает менее двух процентов от всей площади губернии, давал он в позапрошлом веке почти половину вологодского льна, а вологодская губерния, в свою очередь, давала больше половины всего российского льна. По городу и уезду было устроено почти три десятка красилен.

В одном из залов грязовецкого музея истории и народной культуры висит женская льняная рубаха, называемая «сенокосницей». Это такая специальная праздничная рубаха, сшитая из нескольких полотен разного цвета, которую женщина надевает в первый, праздничный, день сенокоса. Первые полчаса директор музея Елена Смирнова рассказывала мне о технологии изготовления набивных льняных тканей, а вторые полчаса о том, что означает тот или иной узор на этой рубахе. И это не все. Перед рассказом о рубахе было вступление о том, как лен выращивают, убирают, жнут, вымачивают, сушат в сушилках, мнут мялками, треплют трепалками и чешут чесалками, о типах прялок, о том кто их делает, кто расписывает, об отличии местных прялок от других и о том, что одна из грязовецких прялок есть не где-нибудь, а в Русском музее.

Что же до технологии окраски льняных тканей… Черт ногу сломит в этих петельках, за которые привязывается полотно, опускаемое в куб с краской, во множестве гвоздиков для набивки рисунка, в специальных защитных составах, на основе пчелиного воска, которыми пропитывают участки ткани, которые не должны прокраситься, которые потом еще надо протравливать раствором алюмокалиевых квасцов, чтобы удалить этот восковой состав… Короче говоря, получалось красиво и весело – темно синий или голубой фон, а по нему глазки и лапки, глазки и лапки… Словом, бесподобно! Еще и цветочки.

Окрашивали ткани в Грязовце так искусно, что красильный чан даже попал на городской герб. Про узоры на грязовецкой рубахе и говорить нечего – они так подробно рассказывают о ее владелице, что никакому паспорту, даже и биометрическому, и не снилось. Красный верх означает, что девушка или женщина находится в детородном возрасте. Вышитые петушки по краю подола – это уже имеющиеся сыновья, а курочки – дочери. Если по краю ни курочек, ни петушков, а лишь точечки на белом поле – хозяйка рубахи в тягости. Точечки означают семя. Вышитые крестиком бутоны – девушка на выданье. Бутоны раскрыты – она уже просватана или замужем. И еще множество затейливых узоров изображающих обереги от порчи, дурного глаза и нечистой силы.

Смотрел я на эти грязовецкие узоры и думал о том, что мужская одежда не была так информативна, как женская, а могла бы… Представился мне ворот рубахи с вышитым оберегом типа «отойди, шалава, я женат», или, торчащий из нагрудного кармана пиджака кончик красного платка, или вышитый на подкладке этого пиджака женский каблук, означающий… Впрочем, к рассказу о Грязовце все это не имеет никакого отношения.

Как бы там ни было, а к середине девятнадцатого века и этот промысел стал умирать. Его убили ткацкие фабрики с их грохочущими машинами. Оставалось еще кружевоплетение. В начале прошлого века в городе и уезде им занималось более трех тысяч кружевниц. Кружевоплетение не убивал никто – оно само тихо умерло. Просто изменилась жизнь и на смену кружевам пришли короткие отрезки резких прямых линий. Впрочем, к рассказу о Грязовце…

Был у города и еще один кит или черепаха или слон, на котором он держался, да и сейчас держится – сливочное масло. В Вологодской губернии по производству масла крошечный Грязовецкий уезд был вторым. В девятьсот десятом году (1) только из Грязовца были вывезены более семидесяти четырех тысяч пудов сливочного масла. Это для нас масло просто вологодское, а на самом деле было оно разным – и сладким, которое называли нормандским, и соленым – голландским.

Сладкое масло делали осенью и зимой – с сентября до масленицы, а уж с масленицы до сентября – соленое (2). Везли его в Вологду, а из Вологды в Москву, Петербург, Ревель, Ярославль и даже в Париж, где его обидно называли «Петербургским». Везли, между прочим, не в брикетах, не в разноцветной фольге, а в небольших ольховых бочонках.

Если поделить количество пудов масла на количество жителей уезда в девятьсот десятом году и даже прибавить для ровного счета к жителям уезда жителей самого Грязовца, за вычетом кошек, собак и городовых, как не производящих ничего, и результат пересчитать в килограммы, то получится… почти дюжина килограмм живого масла на душу населения. Из полученной цифры, путем несложных арифметических вычислений, можно вывести, что в начале двадцатого в городе Грязовце и уезде проживало почти сто тысяч человек. Спустя сто лет здесь проживает едва половина. Сколько теперь масла приходится на душу населения – я не знаю, а тогда, когда масла было много, делали еще и сыр, чтобы он в этом масле катался. Уже в семидесятых годах позапрошлого века в грязовецком уезде было более двух десятков сыроваренных заводов. Молоко в Грязовец не возили, а сыр – честер, швейцарский и голландский – делали на месте. Какими они были на вкус, эти сыры… Наверное, прекрасными, с тонким вкусом и неповторимым ароматом – как и все, что исчезло навсегда.

Если рассказывать все по порядку, то непременно надо упомянуть три ежегодных ярмарки, купцов первой гильдии, Корнилиево-Комельский монастырь, которому в самом начале своей истории принадлежало село Грязлевицы, постройку огромного городского Христорождественского собора, городское освещение, библиотеку, женскую гимназию, пожарную команду, театральный кружок, семнадцатый год, войну, кинопередвижку «Дом крестьянина», клуб железнодорожников, драматический театр (3) тридцать восьмой год, детский дом, еще войну, разрушение в шестидесятых Христорождественского собора, проспект Ленина, который проходит по тому месту, где стоял собор, музей истории и народной культуры, занимающий половину огромного купеческого особняка (4), вторую половину этого особняка, стоящую с заколоченными окнами, газету «Сельская правда» (5), огромный валун на центральной площади с мраморной табличкой о «первом упоминании будущего города Грязовец 17 июня 1538 года» (исхитрились таки сформулировать), лечебные грязи, греческий сыр фета, который в количестве трехсот тонн в сутки производят местные сыроделы, но… я не стану.

Вместо этого лучше процитирую одного журналиста, побывавшего в конце девятнадцатого века в Грязовце: «Недоимок нет, грабежей и убийств тоже, мертвых тел не объявляется, процессов почти не ведут, живут по-божьему, не жалуются, не кляузничают, а сажают себе картофель, сеют лен…». Наверное, теперь в Грязовце живут по-другому, но мне показалось… Нет, не так. Мне бы хотелось думать… (1) Девятьсот десятый год был и вообще очень удачным для Грязовца. Общий оборот местных торговых домов достиг трех миллионов рублей. В городе к тому времени в купеческое сословие была записана одна десятая часть населения — триста человек. В пересчете на купеческую душу выходило по тысяче рублей. И это притом, что хорошая дойная корова стоила шестьдесят рублей, килограмм сливочного масла рубль двадцать, килограмм черной паюсной икры стоил дешевле килограмма красной, а за килограмм квашеной капусты и вовсе просили двугривенный. Да что капуста! Золоченые офицерские эполеты стоили тринадцать рублей, гармонь семь с полтиной, а рояль всего две сотни. На тысячу рублей можно было так замаслиться, перемазаться в черной икре и пройтись с гармонью по Грязовцу, сверкая золочеными эполетами… Вот только рояль за собой волочить неудобно.

(2) Вологодским масло стало только в тридцать девятом году после приказа Народного комиссариата мясной и молочной промышленности СССР. Ничего не попишешь – борьба с космополитизмом…

(3) В одном из коридоров музея на стене висит афиша «Колхозно-совхозного Грязовецкого драматического театра Вологодской области». Лето тридцать восьмого года. Понятное дело, что в тут и «Мещане» Горького и гоголевская «Женитьба», но еще понятнее присутствие в списке призывающей к бдительности пьесы братьев Тур «Очная ставка» и мелодрамы некоего Карасева «Путь шпиона».

(4) У Грязовецкого музея истории и народной культуры трудная судьба. Поначалу он был просто народным. Существовал при школе. Собирали его энтузиасты — краеведы, учителя истории и денег на придание ему какого-то официального статуса не было. Обратились в Вологду с просьбой сделать Грязовецкий музей филиалом Вологодского.

Вологда, увидев коллекцию русского фарфора восемнадцатого века, серебра и старинной зимней женской одежды, долго не раздумывала и согласилась, немедля наставив при этом своих инвентарных номеров на грязовецкие сокровища. Когда через десять лет грязовецкий музей захотел и смог стать самостоятельным муниципальным музеем, то большая часть фарфора, серебра и одежды… И сделать ничего нельзя.

Вот разве что заплакать, как заплакала нынешний директор музея, когда увидела грязовецкие экспонаты в Вологодском государственном историко-архитектурном музее-заповеднике. Только одним названием вологодского музея, если его обмотать вокруг шеи, можно удавиться. Можно, конечно, дружить сквозь слезы. Они и дружат. Иногда приезжают к ним выставки из Вологды. Директор, надо сказать, из тех, которые унывать не любят. Если сосчитать все экспонаты, которые она собрала вместе с сотрудниками музея в ходе своих экспедиций по району, то, как раз и получится нынешний музей. Ну, может, и не весь, но уж никак не меньше половины.

(5) В предыдущем своем рождении газета «Сельская правда» называлась «Деревенский коммунар» и писала эта газета в августе двадцать третьего года о том, что «Прибывший из России американский сенатор Фолль заявил, что денежное хозяйство России значительно улучшилось. По его мнению, не позже, чем через два года Литва, Латвия и Эстония будут просить у Советской России включить их в Союз Советских республик». В августе двадцать третьего года писала, а не в июне сорокового. Дом купца Гудкова, в котором останавливался Александр Первый. Панорама Грязовца начала прошлого века. В центре Христорождественский собор. На юг от него шла Московская улица, а на север – Вологодская. Теперь собора нет, и город разрезает на две части проспект Ленина. Герб Грязовца. Серебряный фон, на котором изображен красильный куб, означает, что качество льна было исключительно высоким. Был бы лен плох – фон был бы бронзовым или даже медным в пятнах патины. Это грязовецкая прялка. В музеях мимо таких прялок мы проходим и не оглядываемся, а зря. Эта прялка сделана из одного куска дерева. Она целиковая, а не клееная. Зимой шли в лес, долго обстукивали подходящий ствол и слушали — какой раздается звук. Если звонкий, то не просто рубили дерево, а выкапывали с корнем. Нижняя часть прялки – это корень, а верхняя уже ствол. Таких прялок в жизни женщины было обычно три. Первую делал ей отец, вторую жених, а третью муж. По прялке судили о том, откуда растут руки у жениха. Прялку надо было украсить затейливой резьбой, расписать, и только потом, через год или два, жена тебе скажет в сердцах: «Уж лучше бы ты тогда подарил мне золотое колечко…». Рубаха-сенокосница. Эта ткань прокрашена два раза. Сначала фон прокрасили в голубой цвет, а потом в темно-синий, а перед этим защитили специальным составом все эти бесчисленные микроскопические горошинки. При этом нельзя было во время этого многочасового нанесения защитного слоя, прокрашивания, протравливания ни разу закричать: «Не получается! Да провались оно все пропадом!» и разорвать холст на лоскуты. Замучаешься рвать – прочная была ткань. Вот так местный художник изобразил выступление Петра Первого перед грязовецкими синяками. Вот так – проезд Екатерины Второй. Александр Первый дарит бриллиантовый перстень купчихе Гудковой. Куда он этот перстень нацелился ей положить… Грязовец будущего глазами этого же художника. Собственно, это уже и не Грязовец, а Нью-Грязовец. Здание грязовецкого музея истории и народной культуры. Замки, повешенные молодоженами перед входом в музей. Не просто так они там висят, а потому, что в музее проводят свадебные обряды на старинный манер. После современного загса молодожены вместе с родственниками приезжают сюда и тут над ними музейные сотрудники священнодействуют не меньше часа. Видимо, все это достаточно занимательно и интересно, если поток молодоженов не иссякает. Камень с мраморной табличкой и хитрой надписью на площади перед зданием музея. Рядом с камнем – директор музея, Елена Александровна Смирнова.

Экономика

Промышленность

В Грязовце расположены предприятия лесной и пищевой промышленности.

Транспорт

Одна из главных магистралей России, , который соединяет Москва и Архангельск, проходит возле Грязовца. Есть и местные дороги, автобусное движение идет из Грязовца.

В Грязовце есть железнодорожная станция на соединяющей железной дороге. Ярославль и Вологда.

Грязовец имеет газоперекачивающую станцию. Здесь Газопровод Грязовец – Выборг ответвляется от основной Трубопровод северного сияния в западном направлении.[13]

Столица Вологда — второй по численности населенный пункт

Столица региона Вологда, по сравнению с лидером рейтинга, меньше по площади и количеству обитателей с показателями 116 км²/312 420 вологжан. Однако по плотности она Череповец обгоняет: цифра впечатляет, составляя 3 433,19. Для сравнения, в соседнем Санкт-Петербурге плотность 3 837,47, в расположенном к северу Архангельске — 1 187,9.

Туристическая привлекательность, высокая плотность, относительно высокий уровень жизни приводят к излишней автомобилизации, образованию пробок, ухудшению экологии. Уровень загрязненности атмосферы высок: основной источник проблем — выхлопные газы. Промышленные предприятия вносят меньший негативный вклад, однако не стремятся модернизировать системы экологической безопасности.

Максимальный период роста вологжан пришелся на советские времена, когда с 60 000 поселение выросло до 280 000. После распада СССР начался демографический спад, следы которого чувствуются поныне: о стабильном росте говорить нельзя, увеличение происходит скачкообразно.

Рекомендации

Примечания

  1. ^ абcdе
    Разрешение № 178
  2. ^ абc
    Закон № 371-ОЗ
  3. ^ абcd
    Н. В. Солдатова (2006). Г. В. Судаков (ред.). Вологодская энциклопедия (PDF) (на русском). Вологда: ВГПУ, Русь. п. 192. ISBN 5-87822-305-8 . Получено Двадцать первое ноября, 2013.
  4. ^ аб
    Федеральная служба государственной статистики России (2011). «Всероссийская перепись населения 2010 года. Том 1» [Всероссийская перепись населения 2010, т. 1].
    Всероссийская перепись населения 2010 года [Всероссийская перепись населения 2010]
    (на русском). Федеральная служба государственной статистики.
  5. «26. Численность постоянного населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2022 года». Федеральная служба государственной статистики. Получено 23 января, 2022.
  6. ^ абcdе
    Закон № 1114-ОД
  7. «Об исчислении времени». Официальный интернет-портал правовой информации
    (на русском). 3 июня 2011 г.. Получено 19 января, 2022.
  8. Почта России. Информационно-вычислительный центр ОАСУ РПО. (Почта России
    ). Поиск объектов почтовой связи (
    Поиск почтовых объектов
    ) (на русском)
  9. Федеральная служба государственной статистики России (21 мая 2004 г.). > [Население России, ее федеральных округов, субъектов федерации, округов, городских поселений, сельских населенных пунктов — административных центров, сельских населенных пунктов с населением более 3000 человек] (XLS). Всероссийская перепись населения 2002 года [Всероссийская перепись населения 2002 года]
    (на русском).
  10. «Всесоюзная перепись населения 1989 г. Численность наличного населения союзных и автономных республик, автономных областей и округов, краёв, областей, городских поселений и сёл-райАдминистративно-территориальное деление Архангельской губернии в XVIII-XX вв.» (на русском). Архивы России. 2000. Архивировано с оригинал 24 июля 2011 г.. Получено 25 ноября, 2013.
  11. Государственное управление в 18–19 веках (на русском). Правительство Вологодской области. Архивировано из оригинал 3 декабря 2013 г.. Получено 25 ноября, 2013.
  12. ^ абcd
    Этапы исторического развития (на русском). Администрация Грязовецкого Муниципального Района. Архивировано из оригинал 6 октября 2013 г.. Получено Двадцать первое ноября, 2013.
  13. ^ аб
    Справка об изменениях административно-территориального устройства и сети партийных и комсомольских органов территории Вологодской области (1917–1991) (на русском). Архивы России. Получено Двадцать первое ноября, 2013.
  14. Памятники истории и культуры народов Российской Федерации (на русском). Минкультуры России. Получено 2 июня, 2016.
  15. Краеведческий музей г. Грязовца (на русском). Российская сеть культурного наследия. Получено Двадцать первое ноября, 2013.

Великий Устюг — в широком смысле «малая» родина Деда Мороза

Великий Устюг — одно из древнейших поселений на территории России, основанное в 1141. Несмотря на скромные показатели количества устюжан — 31 606, и площади — 17 км, он известен жителям страны, являясь важным направлением зимнего семейного туризма. Помимо резиденции Деда Мороза можно увидеть 28 церквей и храмов постройки 17-18 веков, что также привлекает гостей.

Туризм является важной статьей доходов, поскольку промышленных предприятий практически нет. С 2006 по 2010 в Устюге работал крупнейший российский завод производства топливных гранул, возобновивший деятельность в 2022. Развиваются народные промыслы, действуют предприятия по производству ювелирных, традиционных деревянных изделий. Туристический поток не смог кардинально изменить положение вещей: городок продолжает оставаться сонным, провинциальным, приводя к сокращению количества устюжан: с 1989 уровень уменьшился почти на 5 000.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]