У этого термина существуют и другие значения, см. Приморск.
Город Приморск Герб |
Страна | РоссияРоссия |
Субъект Федерации | Калининградская областьКалининградская область |
Муниципальный район | Балтийский |
Городское поселение | Приморское |
Координаты | 54°44′00″ с. ш. 20°00′00″ в. д. / 54.73333° с. ш. 20.00000° в. д. / 54.73333; 20.00000 (G) [www.openstreetmap.org/?mlat=54.73333&mlon=20.00000&zoom=12 (O)] (Я)Координаты: 54°44′00″ с. ш. 20°00′00″ в. д. / 54.73333° с. ш. 20.00000° в. д. / 54.73333; 20.00000 (G) [www.openstreetmap.org/?mlat=54.73333&mlon=20.00000&zoom=12 (O)] (Я) |
Основан | 1268 |
Прежние названия | до 1946 — Фишхаузен |
Город с | 2008 |
Площадь | 4 км² |
Высота центра | 1 |
Население | ↘1929[1] человек (2016) |
Часовой пояс | UTC+2 |
Телефонный код | +7 40152 |
Почтовый индекс | 238510 |
Автомобильный код | 39, 91 |
Код ОКАТО | [classif.spb.ru/classificators/view/okt.php?st=A&kr=1&kod=27405555 27 405 555] |
Аудио, фото и видео
на Викискладе
К:Населённые пункты, основанные в 1268 году
Примо́рск
(до 1946 года
Фишхаузен
, нем.
Fischhausen
, польск.
Rybaki
, лит. Žuvininkai) — город в Балтийском муниципальном районе Калининградской области России (в 2005—2008 годах — посёлок городского типа).
Население — 1929[1] чел. (2016).
История
Немецкий период (до 1945 года)
Основан в 1268 году как город Фишхаузен — по-немецки «рыбный садок»К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 2348 дней
]. В замке Фишхаузена в 1618 году умер слабоумный герцог Альберт Фридрих. Вследствие этого Иоганн Сигизмунд объединил Пруссию с Бранденбургом. Фишхаузен с 1818 года являлся окружным центром[2]. Имел герб: щит, на котором епископский посох перекрещивается с мечом орденского рыцаря (замландский герб), под ними располагалась рыба головой вверх.
Советский период (до 1991 года)
С 1945 года в составе СССР. В 1947 году переименован в Приморск, новое название присвоено по расположению на берегу Калининградского залива. В 1946—1963 годах находился в составе Приморского района (с центром в городе Зеленоградске) и Зеленоградского района.
В 1963 году Президиум Верховного Совета РСФСР своим указом передал город Приморск в подчинение Светловскому городскому Совету.
В 1953 году в Приморске был образован городской Совет депутатов трудящихся. С 1977 года он стал именоваться Советом народных депутатов и просуществовал вплоть до 1994 года. Исполнительную власть в городе осуществлял Исполнительный комитет городского Совета. Председателями исполкома работали[2]:
- А. П. Затеев (1953—1957),
- И. В. Карпов (1957—1959),
- П. Т. Ноздрин (1959—1960),
- Ф. Н. Быков (1960—1965),
- Е. П. Кожевникова (1965—1981),
- Л. М. Медведева (1981—1985) и
- Г. Н. Григоренко (1985—1994).
Российский период (с 1992 года)
С образованием округа в Приморске появилась городская администрация, руководителями которой были Г. Н. Григоренко (1994—2001) и А. Н. Мамаев (2001—2005)[2].
В 1994 году областные власти приняли решение об образовании Балтийского городского округа и ввели в его состав город Приморск. До 2005 года имел статус города, но, в связи с уменьшением численности населения, вновь преобразован в посёлок городского типа в составе Балтийского городского округа.
В 2008 году был принят закон Калининградской области о преобразовании Балтийского городского округа в муниципальный район и о создании на его территории трёх муниципальных образований, в том числе Приморского городского поселения. При этом Приморску был возвращён статус города[3].
Герб Приморского городского поселения
Геральдическое описание.
В серебряном поле скрещенные червленые (красные) епископский посох в перевязь справа и меч острием вниз, сопровождаемые внизу лазоревой (синей) рыбой в столб.
История и символика герба.
1344-1354 гг.
XVI век
1892 г.
1896, 1925 гг. Герб Приморска пока не зарегистрирован в Герольдии РФ.
Описание герба Фишхаузена: «В серебряном поле скрещенные червленые (красные) епископский посох в перевязь справа и меч острием вниз, сопровождаемые внизу лазоревой (синей) рыбой в столб. Над щитом голова серебряного Ангела». Старейшая известная печать «SIGILLUM DER STADT FISCHHAVSEN» («печать города Фишхаузена», диаметр 42 мм) относится к концу XVI в. и содержит то же изображение, что и герб. В авторитетном восточнопрусском гербовнике К. Бекхерна (1892 г.) герб Фишхаузена представлен в исторических красно-бело-синих цветах. Он отмечает также, что в гербе обыгрывается основание города епископом и его положение на заливе, определившем главное занятие тогдашних жителей — рыболовство.
В основе герба Приморска лежит герб Самбийского епископства, ведущий свою историю с XIV в: «В белом поле красные перекрещенные посох и меч». Эти цвета присутствовали на флаге, под которым сражались воины епископства на Грюнвальдском поле в 1410 г. Знамена после поражения ордена был захвачены поляками и вывешены в Краковском соборе, а в 1465 г. описаны польским хронистом Яном Длугошем. Ф. А. Фоссберг сообщает, что на печати перекрещенные меч и посох появляются также в качестве герба Самбийского епископства. Имеется еще одна, более известная печать, относящаяся к Самбийскому епископству «+S+officialsi+corie+*Sambiensis». Эта печать его соборного капитула6, датируемая XV–XVII вв. На ней изображается повернутая влево птица на обломанном сучке дерева, у которой левое крыло поднято, в нижней трети под ней перекрещиваются епископский посох и меч. Последний случай употребления ее Самбийской церковью (Замландской консисторией) зафиксирован в 1608 г., уже после Реформации.
Первоначальные цвета герба Фишхаузена в самом конце XIX в. были изменены геральдиком О. Хуппом. В его гербовнике поле герба вместо белого стало голубым, красные посох и меч поменяли цвет соответственно на золотой и серебряный с золотой рукоятью, а голубая рыба стала серебряной. Исторической основы у «сине-желтого» герба нет. Этот художник в угоду неоготическому стилю исказил многие гербы Пруссии. Однако цвета первоначального герба Фишхаузена, тогдашнего административного центра Самбии, были запечатлены в общей гамме герба Пиллау (1725 г.) — серебряная рыба в красно-синем поле.
В гербе средневекового Фишхаузена сохранялся герб 1344 г. (посох и меч), в XVI в. к ним добавились рыба и городской ангел-хранитель, соответствуя первоначальному имени Ихтиополис (Ichtyopolis, греч. «Рыбный город») и занятиям жителей. Городом исторически наследуется символика епископского герба, которая переосмысливается в духе нового времени.
В современном гербе Приморска посох — это память о святом мученике Адальберте, проповедь христианства и резиденция епископа Самбии. Меч — слово Божие, память о короле Оттокаре, об орденских временах. Меч и посох — крещение и защита веры. Посох святого пилигрима и меч слова Божия — это то единственное оружие, которым владел Адальберт. Красно-белый — цвета его крови и святости. Красно-белая основа герба могла происходить также из цветов Чехии, откуда были и Адальберт («посох»), и король-креститель Оттокар II Пржемысл («меч»). Епископский посох является символом главенства, руководства, скитания. Посох — символ духовной власти, данной Богом над верующими как власти пастуха над своим стадом.
Меч — символ слова Божия, которое несли епископы Самбии и, в первую очередь, сам Адальберт. И в то же время меч — символ физической решительности отстаивать интересы христианства. В этом плане и рыцарь рассматривался как защитник Света от сил тьмы. Меч — это сталь и твердость духа. Меч и посох являются атрибутами исключительно Самбийского епископства, а не Тевтонского ордена, знаком которого был крест, а в самбийских землях — всадник с крестной хоругвью (печать маршала).
Обращенная вверх рыба символизирует нижнюю стихию моря (в данном случае это залив). В XVI в. Фишхаузен за изобилие рыбы неслучайно был назван Ихтиополисом; именно балтийская сельдь наполняла неводы местных рыбаков. Рыба, устремленная вверх, сообразуясь с символикой Андреевского креста, образованного мечом и посохом, соотносится с нижним миром, с землей, а ангел — с Небом. Таким образом, герб Приморска образует своеобразную трехмерную вертикаль. Ангел украшает также герб жившего в Фишхаузене герцога Альбрехта Фридриха, в годы правления которого город приобрел свой герб.
Герб Фишхаузена выполнен в характерном для конца XVI в. стиле Ренессанс, черпавшем вдохновение в античных формах; для него были характерны резные щиты с четким полем, искусно закрученные в виде свитков (изначально вырез в верхней части щита тарч делался для копья). (Г. Л.)
Население
Численность населения | ||||||
1782[4] | 1939 | 1946 | 1947[5] | 1959[6] | 1970[7] | 1979[8] |
1110 | ↗3879 | ↘195 | ↗600 | ↗2049 | ↘1730 | ↘1706 |
1989[9] | 1996[10] | 1998[10] | 2000[10] | 2001[10] | 2002[11] | 2005[10] |
↗1792 | ↗2000 | →2000 | →2000 | →2000 | ↗2150 | ↘2100 |
2006[10] | 2007[10] | 2008[10] | 2009[12] | 2010[13] | 2011[10] | 2012[14] |
→2100 | →2100 | →2100 | ↘2087 | ↘1956 | ↗2000 | ↘1950 |
2013[15] | 2014[16] | 2015[17] | 2016[1] | |||
↘1923 | ↗1945 | ↘1943 | ↘1929 |
Климат
Климат города ― переходный к морскому. Зима короче и мягче, а лето прохладнее, чем в материковых районах. За год выпадает достаточно большое количество осадков. Погода относительно ветреная. Наиболее тёплый месяц июль. Весна длительная, март и апрель обычно прохладные, а май тёплый.
- Среднегодовая температура — +7,6 C°
- Среднегодовая скорость ветра — 2,6 м/с
- Среднегодовая влажность воздуха — 79 %
Климат Приморска | |||||||||||||
Показатель | Янв. | Фев. | Март | Апр. | Май | Июнь | Июль | Авг. | Сен. | Окт. | Нояб. | Дек. | Год |
Абсолютный максимум, | 12,7 | 15,6 | 23,0 | 27,9 | 30,6 | 33,5 | 36,3 | 36,5 | 31,2 | 26,4 | 19,4 | 13,3 | 36,5 |
Средний максимум, °C | 0,4 | 1,2 | 5,4 | 11,4 | 17,6 | 20,5 | 22,1 | 22,0 | 17,0 | 11,8 | 5,4 | 2,1 | 11,5 |
Средняя температура, °C | −1,9 | −1,4 | 1,7 | 6,6 | 12,1 | 15,4 | 17,4 | 17,1 | 12,7 | 8,2 | 3,1 | −0,1 | 7,6 |
Средний минимум, °C | −4,3 | −3,9 | −1,3 | 2,6 | 7,0 | 10,8 | 13,0 | 12,6 | 9,0 | 5,1 | 0,9 | −2,4 | 4,1 |
Абсолютный минимум, °C | −32,5 | −33,3 | −21,7 | −5,6 | −3,1 | 0,7 | 4,5 | 1,6 | −2 | −11,2 | −18,7 | −25,6 | −33,3 |
Норма осадков, | 62 | 46 | 45 | 40 | 51 | 78 | 74 | 84 | 83 | 85 | 78 | 78 | 804 |
Источник: [pogoda.ru.net/climate/26702.htm Погода и климат] |
Достопримечательности
Руины замка Фишхаузен
В северо-восточном направлении от Амтского моста сохранились руины храма — части замка самбийских епископов, прусских герцогов и бранденбургских курфюрстов. Строительство каменного замка на месте деревянного началось в 1285 г., во времена епископа Христиана фон Мюльхаузена (1276–1295). В 1525–1618 гг. храм был герцогской домашней капеллой. Здесь венчался герцог Альбрехт, крестили родоначальниц прусской и саксонской королевских и обеих мекленбургских герцогских династий, отпевали герцога Альбрехта Фридриха; при курфюрстах капелла использовалась в качестве храма для местных жителей. Во время шведского присутствия (1629–1635 гг.) замок был значительно укреплен, обнесен валом с бастионами и рвом. В 1701–1705 гг., несмотря на возражения горожан, уже изрядно обветшавший замок был частично разобран для постройки крепости Пиллау по приказу прусского короля Фридриха I; уцелели лишь капелла и жилое здание. В ХVII–ХVIII вв. на территории замка размещались различные административные и судебные учреждения. За три последних столетия остатки замка подверглись практически полному разрушению. (В. Б.)
Дуб мира
В 1871 г. после полной победы Пруссии во франко-прусской войне была провозглашена Германская империя. В честь этих событий жители Фишхаузена посадили против портала городской кирхи дуб, названный Дубом мира. Он пережил все бурные события XX в., в том числе бои Второй мировой войны. Дуб нуждается в охране в качестве не только исторической реликвии, но и памятника природы. (В. Б.)
Водонапорная башня
Одна из главных достопримечательностей современного города. Башня, сложенная в 1914 г. из красного кирпича на бутовом фундаменте, состоит из основания, протяженной части, резервуарного помещения, шатра, вентиляционного фонаря и шпиля. Общая высота башни составляет 28 м. Основание и протяженная часть имеют форму усеченного конуса. Высота основания — 2,5 м, внутренний диаметр — 6–6,2 м, толщина стен — 92 см. (В. Б.)
«Вилла Порр»
Это здание (в западной части совр. улицы Калининградское шоссе) получило название от имени своего прежнего хозяина Антона Порра. «Вилла Порр» упоминается еще к 1905 г., так что ее возраст составляет более ста лет. Представляет собой кирпичное трехэтажное здание с прямоугольными дверными и оконными проемами на первом этаже и с арочными оконными — на втором; имеет со стороны фасада фронтон необычной конфигурации, с двумя высокими оконными проемами в форме арки. С западной стороны — двухэтажная башенка прямоугольного сечения, с арочными оконными проемами и высокой шатровой пирамидальной крышей. В 1952–2010 гг. в здании виллы находилась туберкулезная лечебница. (В. Б.)
Мемориал в честь павших советских воинов
Мемориал на ул. Янтарной создан в 1975 г; реконструирован в 2008 г. В братской могиле покоятся останки 1807 военнослужащих. Авторы мемориала: архитектор И. А. Ефимова, скульптор В. В. Моргунов. Созданию мемориала предшествовал начатый в 1960-х гг. перенос туда останков из ряда захоронений, существовавших в черте города и за его пределами. Он представляет собой композицию из 24 надгробий с мраморными плитами, на которых высечены имена погибших, и фигуры воина с автоматом, окруженной развернутым красным знаменем. Захоронение располагается по обе стороны от монумента на двух площадках. К монументу ведет от шоссе частично ступенчатый проход шириной в 8,5 м. Фигура воина (высотой в 3,5 м) сделана из бетона; знамя (высотой в 10,5 м) выполнено из железобетона. Высота постамента равна 1 м. (В. Б.)
Амтский мост
Старый пешеходный мост, который ведет через устье реки Приморской. Он находится на месте моста, стоявшего напротив ворот замка Фишхаузен и связывавшего его территорию с городом. Название моста связано с тем, что с 1525 г. замок был административным центром одноименных гауптамта и амта. Перед Второй мировой войной мост уже имел современную конструкцию.
Мост состоит из двух пролетов, разделенных зазором для прохождения лодочных мачт. Ширина моста — 4,75 м, длина пролета — 11,9 м. Каждый пролет покоится на двух опорах из каменных блоков. Основой пролета является рама, состоящая из двух продольных и семи поперечных балок. Все составные части пролета соединены между собой заклепками. Сверху по всему пролету уложена гранитная брусчатка. (В. Б.)
Немецкий военный мемориал
Мемориал (на ул. Советской) был создан в 1992–1996 гг. совместными усилиями российской и германской сторон на месте фишхаузенского городского кладбища, где имелось и большое захоронение немецких военнослужащих периода Второй мировой войны. Главными составными частями мемориала являются 30 стел с именами 982 солдат и офицеров, погибших в Фишхаузене и на других участках фронта, кресты и большой памятный камень. Эта гранитная глыба в 1923–1945 гг. стояла в Фишхаузене перед зданием городской школы в качестве памятника здешним жителям, павшим в войнах 1864–1918 гг. (В. Б.)
Социальная сфера
Учреждения образования
МБОУСОШ № 8. Адрес: 238510 Балтийский городской округ, Приморск, улица Железнодорожная, д.2а. Директор — Цигас Елена Александровна[18].
Учреждения культуры
В 1997 году был открыт Музей истории города Приморска (Фишхаузена)., который находится в Доме культуры. Так же в ДК г. Приморска на первом этаже разместилась Городская библиотека. Адрес:238510, Калининградская область, г. Приморск Балтийского ГО, ул. Железнодорожная, 8. тел. 8-40145-68535.
Детская школа искусств. Адрес: 238510 Балтийский городской округ, Приморск, ул. Железнодорожная, д. 10. Год основания: 1995. Директор: Тымкован Николай Петрович[19].
Содержание
- 1История 1.1Немецкий период (до 1945 года)
- 1.2Советский период (до 1991 года)
- 1.3Российский период (с 1992 года)
- 5.1Учреждения образования
Отрывок, характеризующий Приморск (Калининградская область)
– Для чего? я не знаю. Так надо. Кроме того я иду… – Oн остановился. – Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне! В соседней комнате зашумело женское платье. Как будто очнувшись, князь Андрей встряхнулся, и лицо его приняло то же выражение, какое оно имело в гостиной Анны Павловны. Пьер спустил ноги с дивана. Вошла княгиня. Она была уже в другом, домашнем, но столь же элегантном и свежем платье. Князь Андрей встал, учтиво подвигая ей кресло. – Отчего, я часто думаю, – заговорила она, как всегда, по французски, поспешно и хлопотливо усаживаясь в кресло, – отчего Анет не вышла замуж? Как вы все глупы, messurs, что на ней не женились. Вы меня извините, но вы ничего не понимаете в женщинах толку. Какой вы спорщик, мсье Пьер. – Я и с мужем вашим всё спорю; не понимаю, зачем он хочет итти на войну, – сказал Пьер, без всякого стеснения (столь обыкновенного в отношениях молодого мужчины к молодой женщине) обращаясь к княгине. Княгиня встрепенулась. Видимо, слова Пьера затронули ее за живое. – Ах, вот я то же говорю! – сказала она. – Я не понимаю, решительно не понимаю, отчего мужчины не могут жить без войны? Отчего мы, женщины, ничего не хотим, ничего нам не нужно? Ну, вот вы будьте судьею. Я ему всё говорю: здесь он адъютант у дяди, самое блестящее положение. Все его так знают, так ценят. На днях у Апраксиных я слышала, как одна дама спрашивает: «c’est ca le fameux prince Andre?» Ma parole d’honneur! [Это знаменитый князь Андрей? Честное слово!] – Она засмеялась. – Он так везде принят. Он очень легко может быть и флигель адъютантом. Вы знаете, государь очень милостиво говорил с ним. Мы с Анет говорили, это очень легко было бы устроить. Как вы думаете? Пьер посмотрел на князя Андрея и, заметив, что разговор этот не нравился его другу, ничего не отвечал. – Когда вы едете? – спросил он. – Ah! ne me parlez pas de ce depart, ne m’en parlez pas. Je ne veux pas en entendre parler, [Ах, не говорите мне про этот отъезд! Я не хочу про него слышать,] – заговорила княгиня таким капризно игривым тоном, каким она говорила с Ипполитом в гостиной, и который так, очевидно, не шел к семейному кружку, где Пьер был как бы членом. – Сегодня, когда я подумала, что надо прервать все эти дорогие отношения… И потом, ты знаешь, Andre? – Она значительно мигнула мужу. – J’ai peur, j’ai peur! [Мне страшно, мне страшно!] – прошептала она, содрогаясь спиною. Муж посмотрел на нее с таким видом, как будто он был удивлен, заметив, что кто то еще, кроме его и Пьера, находился в комнате; и он с холодною учтивостью вопросительно обратился к жене: – Чего ты боишься, Лиза? Я не могу понять, – сказал он. – Вот как все мужчины эгоисты; все, все эгоисты! Сам из за своих прихотей, Бог знает зачем, бросает меня, запирает в деревню одну. – С отцом и сестрой, не забудь, – тихо сказал князь Андрей. – Всё равно одна, без моих друзей… И хочет, чтобы я не боялась. Тон ее уже был ворчливый, губка поднялась, придавая лицу не радостное, а зверское, беличье выраженье. Она замолчала, как будто находя неприличным говорить при Пьере про свою беременность, тогда как в этом и состояла сущность дела. – Всё таки я не понял, de quoi vous avez peur, [Чего ты боишься,] – медлительно проговорил князь Андрей, не спуская глаз с жены. Княгиня покраснела и отчаянно взмахнула руками. – Non, Andre, je dis que vous avez tellement, tellement change… [Нет, Андрей, я говорю: ты так, так переменился…] – Твой доктор велит тебе раньше ложиться, – сказал князь Андрей. – Ты бы шла спать. Княгиня ничего не сказала, и вдруг короткая с усиками губка задрожала; князь Андрей, встав и пожав плечами, прошел по комнате. Пьер удивленно и наивно смотрел через очки то на него, то на княгиню и зашевелился, как будто он тоже хотел встать, но опять раздумывал. – Что мне за дело, что тут мсье Пьер, – вдруг сказала маленькая княгиня, и хорошенькое лицо ее вдруг распустилось в слезливую гримасу. – Я тебе давно хотела сказать, Andre: за что ты ко мне так переменился? Что я тебе сделала? Ты едешь в армию, ты меня не жалеешь. За что? – Lise! – только сказал князь Андрей; но в этом слове были и просьба, и угроза, и, главное, уверение в том, что она сама раскается в своих словах; но она торопливо продолжала: – Ты обращаешься со мной, как с больною или с ребенком. Я всё вижу. Разве ты такой был полгода назад? – Lise, я прошу вас перестать, – сказал князь Андрей еще выразительнее. Пьер, всё более и более приходивший в волнение во время этого разговора, встал и подошел к княгине. Он, казалось, не мог переносить вида слез и сам готов был заплакать. – Успокойтесь, княгиня. Вам это так кажется, потому что я вас уверяю, я сам испытал… отчего… потому что… Нет, извините, чужой тут лишний… Нет, успокойтесь… Прощайте… Князь Андрей остановил его за руку. – Нет, постой, Пьер. Княгиня так добра, что не захочет лишить меня удовольствия провести с тобою вечер. – Нет, он только о себе думает, – проговорила княгиня, не удерживая сердитых слез. – Lise, – сказал сухо князь Андрей, поднимая тон на ту степень, которая показывает, что терпение истощено. Вдруг сердитое беличье выражение красивого личика княгини заменилось привлекательным и возбуждающим сострадание выражением страха; она исподлобья взглянула своими прекрасными глазками на мужа, и на лице ее показалось то робкое и признающееся выражение, какое бывает у собаки, быстро, но слабо помахивающей опущенным хвостом. – Mon Dieu, mon Dieu! [Боже мой, Боже мой!] – проговорила княгиня и, подобрав одною рукой складку платья, подошла к мужу и поцеловала его в лоб. – Bonsoir, Lise, [Доброй ночи, Лиза,] – сказал князь Андрей, вставая и учтиво, как у посторонней, целуя руку. Друзья молчали. Ни тот, ни другой не начинал говорить. Пьер поглядывал на князя Андрея, князь Андрей потирал себе лоб своею маленькою рукой. – Пойдем ужинать, – сказал он со вздохом, вставая и направляясь к двери. Они вошли в изящно, заново, богато отделанную столовую. Всё, от салфеток до серебра, фаянса и хрусталя, носило на себе тот особенный отпечаток новизны, который бывает в хозяйстве молодых супругов. В середине ужина князь Андрей облокотился и, как человек, давно имеющий что нибудь на сердце и вдруг решающийся высказаться, с выражением нервного раздражения, в каком Пьер никогда еще не видал своего приятеля, начал говорить: – Никогда, никогда не женись, мой друг; вот тебе мой совет: не женись до тех пор, пока ты не скажешь себе, что ты сделал всё, что мог, и до тех пор, пока ты не перестанешь любить ту женщину, какую ты выбрал, пока ты не увидишь ее ясно; а то ты ошибешься жестоко и непоправимо. Женись стариком, никуда негодным… А то пропадет всё, что в тебе есть хорошего и высокого. Всё истратится по мелочам. Да, да, да! Не смотри на меня с таким удивлением. Ежели ты ждешь от себя чего нибудь впереди, то на каждом шагу ты будешь чувствовать, что для тебя всё кончено, всё закрыто, кроме гостиной, где ты будешь стоять на одной доске с придворным лакеем и идиотом… Да что!… Он энергически махнул рукой. Пьер снял очки, отчего лицо его изменилось, еще более выказывая доброту, и удивленно глядел на друга. – Моя жена, – продолжал князь Андрей, – прекрасная женщина. Это одна из тех редких женщин, с которою можно быть покойным за свою честь; но, Боже мой, чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым! Это я тебе одному и первому говорю, потому что я люблю тебя. Князь Андрей, говоря это, был еще менее похож, чем прежде, на того Болконского, который развалившись сидел в креслах Анны Павловны и сквозь зубы, щурясь, говорил французские фразы. Его сухое лицо всё дрожало нервическим оживлением каждого мускула; глаза, в которых прежде казался потушенным огонь жизни, теперь блестели лучистым, ярким блеском. Видно было, что чем безжизненнее казался он в обыкновенное время, тем энергичнее был он в эти минуты почти болезненного раздражения. – Ты не понимаешь, отчего я это говорю, – продолжал он. – Ведь это целая история жизни. Ты говоришь, Бонапарте и его карьера, – сказал он, хотя Пьер и не говорил про Бонапарте. – Ты говоришь Бонапарте; но Бонапарте, когда он работал, шаг за шагом шел к цели, он был свободен, у него ничего не было, кроме его цели, – и он достиг ее. Но свяжи себя с женщиной – и как скованный колодник, теряешь всякую свободу. И всё, что есть в тебе надежд и сил, всё только тяготит и раскаянием мучает тебя. Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество – вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти. Я теперь отправляюсь на войну, на величайшую войну, какая только бывала, а я ничего не знаю и никуда не гожусь. Je suis tres aimable et tres caustique, [Я очень мил и очень едок,] – продолжал князь Андрей, – и у Анны Павловны меня слушают. И это глупое общество, без которого не может жить моя жена, и эти женщины… Ежели бы ты только мог знать, что это такое toutes les femmes distinguees [все эти женщины хорошего общества] и вообще женщины! Отец мой прав. Эгоизм, тщеславие, тупоумие, ничтожество во всем – вот женщины, когда показываются все так, как они есть. Посмотришь на них в свете, кажется, что что то есть, а ничего, ничего, ничего! Да, не женись, душа моя, не женись, – кончил князь Андрей.
Известные люди
- Густав Кордьен[de] (1838–1907) — филолог.
- Артур фон Хиппель[en] (1841–1916) — офтальмолог.
- Вильгельм Вин (1864–1928) — лауреат Нобелевской премии по физике.
- Арнольд Федерманн[de] (1877–1952) — писатель, искусствовед и историк литературы.
- Маргарет Федерманн[de] (1882–1965) — художница.
- Дитрих фон Заукен (1892–1980) — немецкий генерал танковых войск (1944), последний из 27 награждённых Рыцарским Крестом с Дубовыми Листьями, Мечами и Бриллиантами.
- Мария Йонас[en] (1893–1944) — врач.
- Карл Покерн[de] (1895–1933) — мясник, член спортивного клуба Fichte Berlin[de] и жертва «кровавой недели в Кёпенике[en]».
- Эрика Мария Виганд[de] (1921–2009) — художница и скульптор.
- Арно Мотульский[en] (1923–2018) — врач и генетик, известен как «отец фармакогеномики».
- Никита Бурмистров (1989) — российский футболист, нападающий и полузащитник.