Судогодский краеведческий музей

У этого термина существуют и другие значения, см. Судогда (значения).

Город
Судогда

Герб

Страна РоссияРоссия
Субъект Федерации Владимирская областьВладимирская область
Муниципальный район Судогодский
Городское поселение город Судогда
Координаты 55°57′00″ с. ш. 40°52′00″ в. д. / 55.95000° с. ш. 40.86667° в. д. / 55.95000; 40.86667 (G) [www.openstreetmap.org/?mlat=55.95000&mlon=40.86667&zoom=12 (O)] (Я)Координаты: 55°57′00″ с. ш. 40°52′00″ в. д. / 55.95000° с. ш. 40.86667° в. д. / 55.95000; 40.86667 (G) [www.openstreetmap.org/?mlat=55.95000&mlon=40.86667&zoom=12 (O)] (Я)
Глава города Смирнов Александр Викторович
Первое упоминание 1552
Город с 1778 года
Площадь 12 км²
Высота центра 100
Население ↘10 673[1] человек (2016)
Плотность 889,42 чел./км²
Конфессиональный состав православные
Названия жителей судого́дцы, судого́дец
Часовой пояс UTC+3
Телефонный код +7 49235
Почтовый индекс 601350
Автомобильный код 33
Код ОКАТО [classif.spb.ru/classificators/view/okt.php?st=A&kr=1&kod=17252501000 17 252 501 000]
Официальный сайт [www.sudogdagorod.ru ogdagorod.ru]
Судогда

Москва

Владимир

Судогда

Аудио, фото и видео

на Викискладе

Су́догда

— город (с 1778[2]) во Владимирской области России, административный центр Судогодского района, образует городское поселение «Город Судогда».

Население — 10 673[1] человека (2016)[⇨].

Происхождение названия

Город назван по расположению на реке Судогда. В свою очередь гидроним по наиболее распространённой версии имеет финно-угорское происхождение[3]. Согласно ей гидроним происходит от древнего финно-угорского «Суткеда/Судгеда» («Извилистая»), что реально отражает топографию русла реки. Название другой реки Судогодского района, Соймы (Суоймы), происходит от финно-угорского «Суойама» («Защитница»)[4].

По другой версии происходит от татарского су

— вода и
догд
— вокруг («кругом вода», «большая вода»; соответственно название реки Соймы объясняется как «малая вода»)[5].

История


Впервые упоминается в 1552 году как Ямская слобода
с населением «финского происхождения» (имелись в виду потомки финно-угорского племени мурома), затем в XVII веке как
Судогодская слобода
, принадлежавшая сначала думскому дьяку Ивану Грязеву, а после его смерти в 1640 году — московскому Симонову монастырю.

В 1778 году по указу Екатерины II Судогда стала уездным городом Судогодского уезда Владимирского наместничества, с 1796 года — заштатным, в 1803 году восстановлена в правах уездного города Судогодского уезда Владимирской губернии.

В 1781 году появился герб города, четверо серебряных граблей в нижней части герба символизировали основное занятие судогодцев — заготовку сена. В 1784 году в городе была проведена первая перепись населения, согласно которой в 50 дворах Судогды проживало 243 человека, из них 126 мужчин и 117 женщин. К 1788 году был разработан генеральный план застройки города, по которому он был разбит на сетку прямоугольных кварталов, расположенных вдоль дороги из Владимира в Муром.

В 1806 году сильным пожаром были уничтожены почти все постройки города, в том числе деревянные церкви Николая Чудотворца и св. мученика Мины. В 1814 году на новом месте был освящён каменный Екатерининский собор, но второй крупный пожар, случившийся в 1838 году, вновь нанёс сильный ущерб: собор обгорел снаружи и внутри, были спасены только некоторые иконы, утварь и ризница. Храм был восстановлен и освящён в 1891 году. В 50-х годах ХХ века был взорван, в последние годы вновь ведётся восстановление.

В 1870 году в Судогде были построены здание присутственных мест и церковь Александра Невского, которая в основном выполняла функции тюремной (рядом с церковью располагалась уездная тюрьма). Церкви принадлежала тюремная библиотека, которой заведовал настоятель церкви о. Аркадий Колеров (1865—1914), обучавший желающих (из неграмотных заключённых) чтению и письму.

В 1879 году начала работу первая в городе льнопрядильная фабрика, в августе 1897 года — бутылочный завод, ставший впоследствии крупнейшим предприятием города — , выпускавшим стеклотару, а с 1960-х годов — стекловолокно, стеклоткани и стеклопластики.

Начиная с 1991 года «Красный химик» (с июля 1996 года — ОАО «Судогодское стекловолокно»), пройдя ряд реорганизаций, распался на несколько автономных компаний, производящих стеклопластик и базальтовую нить. В 2002 году была предпринята попытка ограбления с целью захвата платиновых ванн, используемых при протяжке стекловолокна. Благодаря самоотверженным действиям охраны, награбленное было возвращено. При задержании банды один из нападавших был убит, один сотрудник ОВО — ранен.

Карта

Судогда: карты

Судогда: фото из космоса (Google Maps)Судогда: фото из космоса (Microsoft Virtual Earth)

Судогда. Ближайшие города. Расстояния в км. по карте (в скобках по автодорогам) + направление. По гиперссылке в графе расстояние
можно получить маршрут (информация любезно предоставлено сайтом АвтоТрансИнфо)
1Радужный33 (56)З
2Владимир34 (38)СЗ
3Гусь-Хрустальный39 (49)Ю
4Мелехово44 (110)СВ
5Камешково45 (88)С
6Ковров53 (121)СВ
7Собинка53 (68)З
8Ставрово56 (65)З
9Красная Горбатка56 (85)В
10Лакинск57 (64)З
11Курлово57 (70)Ю
12Суздаль60 (75)СЗ
13Рошаль69 (228)ЮЗ
14Никологоры73 ()В
15Савино (Ивановская область)74 (164)С
16Костерёво77 (93)З
17Мстёра81 (173)СВ
18Гаврилов Посад82 (101)СЗ
19Меленки83 (134)ЮВ
20Муром84 (93)ЮВ
21Вязники86 (152)В
22Петушки87 (100)З
23Тума (Рязанская область)91 (110)Ю
24Лежнево (Ивановская область)92 (129)С
25Шатура93 (198)ЮЗ
26Юрьев-Польский95 (107)СЗ
27Навашино95 (109)ЮВ
28Досчатое (Нижегородская область)98 ()ЮВ
29Кольчугино99 (110)СЗ
30Спас-Клепики100 (135)ЮЗ
31Южа100 (217)СВ

Краткая характеристика

Город расположен на Мещёрской низменности, на левом берегу р. Судогда (приток Клязьмы), в 6 км от одноимённой ж.д. станции, в 40 км к юго-востоку от Владимира.

Территория (кв. км): 12

Информация о городе Судогда на русском сайте Википедии

Исторический очерк

Упоминается в документах начала 17 в. как Судогодская слобода, принадлежавшая князю М. Грязеву. Позже село Судогда. Название по расположению на р. Судогда (правый приток Клязьмы). Гидроним типичен для дорусской гидронимии Севера: основа Суд- и формант -огда неоднократно встречаются в гидронимах финно-угорского происхождения.

С 1778 г. уездный город Владимирского наместничества (с 1796 г. — Владимирская губерния), с 1803 г. — заштатный город, с 1803 г. уездный город. В 19 в. осуществлял преимущественно административные функции.

В 1806 и 1838 гг. серьёзно пострадал от пожаров. В 1856 г. в уездном городе Судогда Владимирской губернии насчитывалось 2 церкви, 229 домов, 9 лавок.

В конце 19 в. в Судогде действовала льнопрядильная фабрика (до 1 тыс. рабочих) и бутылочно-стеклянный завод. Были открыты мужское и женское городские училища.

Экономика

Ведущее предприятие Судогды — АО «Красный химик» (производство стеклоткани). Фабрики: льнопрядильная (мешки) и швейная. Производство мебели.

В Судогодском районе выращивают картофель, зерновые культуры. Разводят крупный рогатый скот, птицу.

Месторождения известняка.

Основные предприятия

ХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

ОАО «Судогодское стекловолокно»
601240, Владимирская область, Судогодский р-н, г. Судогда, ул. Коммунистическая, 1
Предлагает:
стеклошарики, стеклохолст, стекловолокно, базальтовые ткани

Численность населения по годам (тыс. жит)
18562.5197912.4200612.7201610.7
18973.2198914.2200712.5201710.5
19134.1199214.6200812.4201810.4
19233.5199614.7201012.0201910.3
19264.1199814.6201111.8202010.1
19314.4200014.5201211.6202110.0
19396.2200114.5201311.3
19597.5200313.3201411.0
197010.5200512.9201510.8

Культура, образование, спорт

В городе — 2 средние общеобразовательные школы, основная общеобразовательная и вечерняя (сменная) школы, центр внешкольной работы, детский хоккейный клуб «Судогодец».

Действуют два храма, воскресная школа, районный дом культуры. В 2007 году был открыт краеведческий музей. Издаётся районная общественно-политическая газета «Судогда и судогодцы» (основана 25 апреля 1931 года, ранее выходила под названиями «Ударник» и «Ленинец»).

Крупным событием в жизни судогодцев является Всероссийский турнир юных хоккеистов памяти Александра Рагулина, проходящий ежегодно в дни зимних каникул (впервые организован самим олимпийским чемпионом в 2002 году).

В 2011 году создана организация «Судогда Кросс клуб» и проводятся официальные соревнования по автоспорту.

Планировка города и достопримечательности

Старая часть Судогды, расположенная на левом берегу реки, сохранила исторически сложившуюся прямоугольную сетку улиц. На центральной улице, носящей имя Ленина (бывшая Екатерининская), интерес представляют здания XIX — начала XX веков, среди которых дом основателя судогодского стекольного завода Евграфа Голубева и деревянный дом его матери, здания городского пожарного депо и реального училища (ныне — школа № 1), дом городского головы с барочными мотивами, храм Александра Невского и Екатерининский собор. На улице Красной (бывшей Дворянской) сохранился почти без изменений комплекс городской усадьбы конца XVIII — начала XIX веков (ныне — частный дом) и бывшее приходское училище (постройки 1903 года, ныне — почта). Застройка других улиц центра и примыкающих к нему микрорайонов Хорышево и Посадка — малоэтажная, в основном деревянная.

На правом берегу реки расположены новые микрорайоны Пойма, Химик, Строителей, Новая Фабрика, появившиеся благодаря развитию крупнейших предприятий города — и текстильной фабрики.

Судогда

Город Судогда – административный центр Судогодского района Владимирской области, с населением 10 527 человек (2017 г.). Расположен в 40 км к юго-востоку от Владимира, на реке Судогде (приток Клязьмы).

История

Именно река Судогда и дала название будущему городу. Само же имя реки, по признанной версии, имеет финно-угорское происхождение (еще пять тысяч лет назад между реками Судогда и Ока поселилось финно-угорское племя мурома). В древнем финно-угорском языке «Суткеда/Судгеда» означало «извилистая, путанная», что реально отражает особенности русла реки Судогда.

Информация о Судогде в исторических исследованиях собирается буквально по крупицам. Первое упоминание Судогды в письменных источниках относится к 1552 г. (официально считается годом ее основания). Но, согласно расшифровке приказного столбца дворянского рода Карамышевых (находится в Судогодском Краеведческом музее), это упоминание было даже на два десятилетия раньше – в 1529 г. Тогда, в соответствии с документом, великий князь Василий III пожаловал на кормление дворянину Ф.А. Карамышеву село Судогду.

Упоминание Судогды как Ямской слободы в середине XVI в. было оправдано, так как она располагалась на крупном почтовом тракте от Владимира в Муром (сейчас эта автотрасса Р-72 Владимир-Муром-Арзамас проходит севернее Судогды). В начале XVII в. церковь Николая Чудотворца на реке Судогда тоже упоминается, как «на старом яму» (нынешний город Судогда).

В начале XVII в. Судогодская слобода принадлежала думскому дьяку Ивану Грязеву. После его смерти в 1640 г. была передана по завещанию московскому Симонову монастырю, в вотчине которого, видимо, находилась до его упразднения в 1771 г. в связи с екатерининской секуляризационной реформой.

В соответствии с губернской реформой, в 1778 г. по указу Екатерины II Судогодская слобода стала уездным городом Владимирского наместничества. На правах города Судогда получила в 1781 г. свой герб, на котором в нижней части, под губернским львом, были изображены четверо серебряных граблей на золотых рукоятках, символизировавших заготовку сена, как основное занятие местных жителей.

В 1788 г. был разработан генеральный план застройки Судогды, по которому город был разделен на прямоугольные кварталы. Это пересечение улиц под прямым углом сохранилось в старой части города до сегодняшнего дня.

В 1806 г. сильный пожар уничтожил почти все постройки в городе, поэтому некоторые из них, например, Екатерининский собор, неоднократно перестраивались. Большинство сохранившихся зданий, отражающих исторический облик города, относятся ко второй половине XIX в. В настоящее время в старом центре Судогды представляют интерес дом основателя стекольного завода Евграфа Голубева и деревянный дом его матери, здания городского пожарного депо и реального училища (ныне – школа № 1), дом городского головы с барочными мотивами, здание бывшей городской Думы (ныне здесь располагается администрация Судогды и района, а также Судогодский краеведческий музей), храм Александра Невского и восстановленный Екатерининский собор. Почти без изменений сохранился комплекс городской усадьбы конца XVIII – начала XIX веков (ныне – частный дом) и бывшее приходское училище (постройки 1903 года, ныне – почта).

Экономика

К концу XIX в. в городе появляются промышленные предприятия, льнопрядильная фабрика и бутылочный завод, которые на столетие определили его производственную направленность. Бутылочный завод в XX в. стал крупнейшим предприятием города – , который выпускал стеклотару, а с 1960-х годов – стекловолокно, стеклоткани. После реорганизаций последних десятилетий эти традиции продолжают ряд автономных предприятий, например, ООО «Судогодские стеклопластики», ОАО «НПО Стеклопластик». Кроме того, в Судогде действуют текстильные производства (льняные ткани и пряжа) и крупный молочный завод, разнообразная продукция которого очень ценится не только во Владимирской области, но в Москве и Нижнем Новгороде.

Достопримечательности

Для туристов большой интерес представляют окрестности Судогды. Это, прежде всего, – усадьба В.С. Храповицкого в Муромцево (в трех километрах от Судогды), замечательный дворцово-парковый комплекс рубежа XIX-XXвв. До недавнего времени усадьба находилась в плачевном состоянии. В настоящее время ведутся работы по ее восстановлению.

Изумительной природной и духовной красотой наполнены места близ Спасо-Преображенского монастыря в Спас-Купалище (в 20 км от Судогды).

Есть недалеко от Судогды и природная достопримечательность, хорошо известная среди людей, увлекающихся альпинизмом, – Дюкинские карьеры. Здесь проводятся тренировки и соревнования скалолазов на обрывах высотой до нескольких десятков метров.

Судогда как центр хоккея

Судогда по праву считается центром юношеского хоккея Владимирской области. С 2002 г. здесь проводится Всероссийский турнир юных хоккеистов «Золотая шайба» имени трёхкратного олимпийского чемпиона Александра Рагулина. В сентябре 2016 г. этот турнир был удостоен 1 места по итогам конкурса Национальной премии в области событийного туризма «Russian Event Awards» (номинация «Лучшее туристическое событие в области спорта», Центральный Федеральный округ).

Автор: В. Королькова

Известные жители

  • Иероним (Чернов) (1878—1957) — архиепископ Детройтский и Флинтский (РПЦЗ), уроженец Судогды.
  • Кирилл Мерецков в 1915—1917 годах работал на канифольно-скипидарном заводе в селе Передел Судогодского уезда, был одним из организаторов Советской власти в Судогде, в 1917 году являлся секретарём судогодского уездного комитета РСДРП(б) и начальником штаба городского отряда Красной гвардии.
  • Алексей Бяков (1912—1941) — Герой Советского Союза.
  • Владлен Сироткин (1933—2005) — историк, доктор исторических наук[26].
  • Иван Ошмарин (1920—1943) — Герой Советского Союза, родился в деревне Хорышёво (ныне часть Судогды).
  • Екатерина Градова (род. 1946) — советская актриса, часто приезжает в Судогду и подолгу здесь живёт.

Окрестности

  • В посёлке Муромцево (в 3 км к юго-востоку от Судогды) — дворцово-парковый ансамбль (1884 год) усадьбы полковника лейб-гвардии В. С. Храповицкого, спланированный по образцу западно-европейских замков. После революции усадьба использовалась в качестве реального училища, впоследствии была заброшена, пережила пожар и до недавнего времени находилась в плачевном состоянии. В настоящее время ведутся работы по восстановлению культурного наследия и реставрации памятников. Некоторые здания используются Муромцевским лесхозом-техникумом для учебных помещений. Особый интерес представляет парк-дендрарий, где граф собрал деревья из разных стран, а также так называемый «собачий холм», где захоронена стая охотничьих собак Храповицкого, которых он приказал умертвить после 1917 года, перед тем как эмигрировать за границу[27].

Художники Республики Башкортостан

Тот мудрец уж тем мне дорог,

Что сказал, шутя слегка:

«Если Судогда – не город,

То и Волга – не река».

(В. Дмитриев)

Судогда — город во Владимирской области, административный центр Судогодского района. Находится в 40 км к юго-востоку от Владимира. Исторически Судогда располагалась на крупном почтовом тракте из Владимира в Муром; в настоящее время автомагистраль Р72 Владимир — Муром — Арзамас проходит к северу от города.

Город назван по расположению на реке Судогда (правый приток Клязьмы). В давние времена жили в этих лесных и озёрных дебрях финские племена – мещёра, мордва, мурома, мокша. Поэтому одна из распространённых версий происхождения названия реки − от древнего финно-угорского «Суткеда/Судгеда» («Извилистая»), что реально отражает топографию русла реки. Название другой реки Судогодского района, Соймы (Суоймы), происходит от финно-угорского «Суойама» («Защитница»).

По другой версии название Судогда появилось во время татаро-монгольского нашествия от татарского «су» — вода и «догд» — вокруг («кругом вода», «большая вода»); соответственно название реки Соймы объясняется как «малая вода». Разграбив Муром, татарский воевода Неврюй повел войско к Владимиру ближайшей дорогой — через Ушну, Судогду, Войнингу, Сойму. Через 30 лет после Неврюя через Муром судогодскими лесами прошли на Владимир татарские полчища Усовгадая и Амидая. Всего же в XIII веке Владимир был трижды разгромлен и четырежды опустошались его окрестности, в том числе и судогодские поселения.

Время первоначального поселения на месте города Судогда не известно, но оно существовало здесь ещё в XVI веке и называлось «Старый Ям». В глухие заклязьменские леса в те года ссылали за провинности и проступки. В частности, после успешного похода Ивана III на Новгород во Владимир, Муром, Судогду были переселены многие семьи непокорных князю новгородских посадников и купцов. Тут оседали и разбойники, промышлявшие с кистенём на муромской дорожке, и беглые крестьяне. По государевой грамоте великого князя Московского Василия III в 1529 году московский боярин Карамышев получил «на кормление» волостное сельцо Судогду.

В 1552 году Иван IV выступил походом на Казань. Шли сухопутным путём и по Оке, направляясь на Муром. Из поколения в поколение в Судогде передаётся рассказ, связывающий Ивана Грозного с возникновением двух местных церквей. Якобы на месте впадения речки Войнинги в Судогду, в жаркий день под сенью лип вел царь задушевную беседу с детьми боярскими и военачальниками. Позднее, говорят, на этом месте была выстроена Преображенская церковь, а поселение вокруг нее стали именовать Спас-Беседа. Преображенской церковью назвали и храм, выстроенный при впадении реки Судогды в Клязьму. Иван Грозный осматривал здесь суда, приплывшие с ратниками по Клязьме, к полудню утомился и решил искупаться. Это место назвали Спас-Купалище.

В 1628 году царь Михаил Фёдорович пожаловал слободку Судогда с деревнями Офонино, Ушаково, Степачёво и Лаврово в вотчинное владение дьяку Ивану Грязеву. В царской грамоте эта царская милость мотивируется тем, что дьяк Иван Грязев усмирил Ногайских мурз под Астраханью, привёл их в подданство русскому царю. В то время в слободке было 2 церкви – Николая Чудотворца с приделом святого Алексия, митрополита Московского (существовала до 1746 года) и церковь святого мученика Мины (сгорела в 1723 году, в этом же году снова построена).

После смерти бездетных Грязева и его жены Судогда с деревнями перешла по завещанию дьяка Московскому Симеонову монастырю. А числилось в той слободке и деревнях 50 дворов крестьянских, в которых жило 210 душ мужского пола и 30 дворов бобыльских, а в них 72 души мужского пола. В 1774 году Судогда с деревнями перешла в ведение коллегии экономии, которая ведала состоянием хозяйства царской России.

1 сентября 1778 года по указу Екатерины II Судогда стала уездным городом Судогодского уезда Владимирского наместничества, с 31 декабря 1796 года после воцарения Павла I — лишена уезда. 24 марта 1803 года при Александре I была восстановлена в правах уездного города Судогодского уезда Владимирской губернии. Решающим аргументом стала необходимость иметь тюрьму для временного содержания ссыльных, проходящих через Судогду по так называемой Владимирке (сибирскому тракту). Тюрьма должна была быть приписана к уездному центру.

В 1781 году Судогде пожаловали герб в виде разделённого пополам щита: в верхней части повторялись элементы Владимирского губернского герба – лев со скипетром и «шапкой Мономаха». В нижней – на зелёном поле четверо серебряных граблей. Герб символизировал основное занятие судогодцев – заготовление здесь на обширных заливных лугах сена. Автором герба был Александр Андреевич Волков.

В 1784 году в городе была проведена первая перепись населения, согласно которой в 50 дворах Судогды проживало 243 человека, из них 126 мужчин и 117 женщин. Это были в основном ямщики, извозчики, содержатели постоялых дворов, торговых лавок, ремесленники и священнослужители. Никакой мануфактурной промышленности тут не существовало. По сути, всё население было связано с обслуживанием Сибирского тракта — одной из главных сухопутных торговых дорог тогдашней России.

К 1788 году был разработан генеральный план города, по которому город был разбит на сетку прямоугольных кварталов, расположенных вдоль дороги из Владимира в Муром.

После переименования слободки в город начали строить городской собор. В 1806 году сильным пожаром были уничтожены почти все постройки города, в том числе деревянная церковь. В 1814 году на новом месте был освящён каменный Екатерининский собор с приделами св. Николая Чудотворца и св. муч. Мины, но второй крупный пожар, случившийся в 1838 году, вновь нанёс сильный ущерб: собор обгорел снаружи и внутри, были спасены только некоторые иконы, утварь и ризница. Храм был восстановлен и освящён в 1891 году. По своим размерам это был один из самых больших соборов в губернии. В 50-х годах ХХ века его взорвали, в последние годы вновь ведётся восстановление.

В 1870 году в Судогде были построены здание присутственных мест и церковь Александра Невского, которая в основном выполняла функции тюремной (рядом с церковью располагалась уездная тюрьма). Церкви принадлежала тюремная библиотека, которой заведовал настоятель церкви о. Аркадий Колеров (1865—1914), обучавший желающих (из неграмотных заключённых) чтению и письму. С течением времени город приобрел весь комплекс административных и общественных зданий: городскую думу (конец XIX в.), гимназию (1904 г.) и реальное училище (1905 г.).

Дома Голубевых.

Улица Ленина 1940-е гг.

В 1879 году начала работу первая в городе льнопрядильная фабрика, в августе 1897 года — бутылочный завод, ставший впоследствии крупнейшим предприятием города — , выпускавшим стеклотару, а с 1960-х годов — стекловолокно, стеклоткани и стеклопластики. Начиная с 1991 года «Красный химик» (с июля 1996 года — ОАО «Судогодское стекловолокно»), пройдя ряд реорганизаций, распался на несколько автономных компаний, производящих стеклопластик и базальтовую нить. В 2002 году была предпринята попытка ограбления с целью захвата платиновых ванн, используемых при протяжке стекловолокна. Благодаря самоотверженным действиям охраны бандиты были задержаны, один из нападавших убит, один сотрудник ОВО ранен.

1936 год

Старая часть Судогды, расположенная на левом берегу реки, сохранила исторически сложившуюся прямоугольную сетку улиц. На центральной улице, носящей имя Ленина (бывшая Большая Екатерининская), интерес представляют здания XIX — начала XX веков, среди которых изящный двухэтажный особняк фабриканта Петра Козьмича Голубева, здание реального училища (ныне — школа № 1), дом городского головы с барочными мотивами, храм Александра Невского и Екатерининский собор. На улице Красной (бывшей Дворянской) сохранился почти без изменений комплекс городской усадьбы конца XVIII — начала XIX веков (ныне — частный дом) и бывшее приходское училище (постройки 1903 года, ныне — почта). Застройка других улиц центра и примыкающих к нему микрорайонов Хорышёво и Посадка — малоэтажная, в основном деревянная.

На правом берегу реки расположены новые микрорайоны Пойма, Химик, Строителей, Новая Фабрика, появившиеся благодаря развитию крупнейших предприятий города — и текстильной фабрики.

В посёлке Муромцево (в 3 км к юго-востоку от Судогды) — дворцово-парковый ансамбль (1884 год) усадьбы полковника лейб-гвардии Владимира Семёновича Храповицкого, спланированный по образцу западноевропейских замков. Усадьба построена по проекту московского архитектора Петра Самойловича Бойцова. Это уникальный дворцово-парковый ансамбль, один из последних блестящих примеров русской усадебной культуры эпохи ее заката. Владелец был крупным лесопромышленником и предусмотрел подведение к усадьбе железной дороги, а также строительство складов, лабазов, конного и скотного дворов, магазина, почты и телеграфа. Увеличение заготовки и переработки лесоматериалов вело к истреблению леса на значительных территориях. Приводил в порядок эту часть хозяйства лесовод-практик Карл Францевич Тюрмер, благодаря которому с 1892 по 1900 годы лесом было засажено более 3 000 десятин земли. И это в Судогодском уезде, большая часть которого была покрыта лесами! После кончины Тюрмера в 1900 году работы по восстановлению леса продолжил его зять Павел Карлович Герле, занимавшийся этим вплоть до 1917 года.

После революции усадьба использовалась в качестве реального училища, впоследствии была заброшена, пережила пожар и до недавнего времени находилась в плачевном состоянии. В настоящее время усадьба передана Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику, ведутся работы по сбору средств на восстановление культурного наследия и реставрацию памятников. Некоторые здания используются Муромцевским лесхозом-техникумом для учебных помещений. Особый интерес представляет парк-дендрарий, где собраны деревья из разных стран, а также так называемый «собачий холм», где захоронена стая охотничьих собак Храповицкого, которых он приказал умертвить после 1917 года, перед тем как эмигрировать за границу.

Источники:

  • Никонов В.М. «СУДОГДА: Историко-краеведческие очерки» – Владимир, 1994
  • Материалы из фондов музея.
  • < Назад
  • Вперёд >

Отрывок, характеризующий Судогда

Штаб находился в трех верстах от Зальценека. Ростов, не заходя домой, взял лошадь и поехал в штаб. В деревне, занимаемой штабом, был трактир, посещаемый офицерами. Ростов приехал в трактир; у крыльца он увидал лошадь Телянина. Во второй комнате трактира сидел поручик за блюдом сосисок и бутылкою вина. – А, и вы заехали, юноша, – сказал он, улыбаясь и высоко поднимая брови. – Да, – сказал Ростов, как будто выговорить это слово стоило большого труда, и сел за соседний стол. Оба молчали; в комнате сидели два немца и один русский офицер. Все молчали, и слышались звуки ножей о тарелки и чавканье поручика. Когда Телянин кончил завтрак, он вынул из кармана двойной кошелек, изогнутыми кверху маленькими белыми пальцами раздвинул кольца, достал золотой и, приподняв брови, отдал деньги слуге. – Пожалуйста, поскорее, – сказал он. Золотой был новый. Ростов встал и подошел к Телянину. – Позвольте посмотреть мне кошелек, – сказал он тихим, чуть слышным голосом. С бегающими глазами, но всё поднятыми бровями Телянин подал кошелек. – Да, хорошенький кошелек… Да… да… – сказал он и вдруг побледнел. – Посмотрите, юноша, – прибавил он. Ростов взял в руки кошелек и посмотрел и на него, и на деньги, которые были в нем, и на Телянина. Поручик оглядывался кругом, по своей привычке и, казалось, вдруг стал очень весел. – Коли будем в Вене, всё там оставлю, а теперь и девать некуда в этих дрянных городишках, – сказал он. – Ну, давайте, юноша, я пойду. Ростов молчал. – А вы что ж? тоже позавтракать? Порядочно кормят, – продолжал Телянин. – Давайте же. Он протянул руку и взялся за кошелек. Ростов выпустил его. Телянин взял кошелек и стал опускать его в карман рейтуз, и брови его небрежно поднялись, а рот слегка раскрылся, как будто он говорил: «да, да, кладу в карман свой кошелек, и это очень просто, и никому до этого дела нет». – Ну, что, юноша? – сказал он, вздохнув и из под приподнятых бровей взглянув в глаза Ростова. Какой то свет глаз с быстротою электрической искры перебежал из глаз Телянина в глаза Ростова и обратно, обратно и обратно, всё в одно мгновение. – Подите сюда, – проговорил Ростов, хватая Телянина за руку. Он почти притащил его к окну. – Это деньги Денисова, вы их взяли… – прошептал он ему над ухом. – Что?… Что?… Как вы смеете? Что?… – проговорил Телянин. Но эти слова звучали жалобным, отчаянным криком и мольбой о прощении. Как только Ростов услыхал этот звук голоса, с души его свалился огромный камень сомнения. Он почувствовал радость и в то же мгновение ему стало жалко несчастного, стоявшего перед ним человека; но надо было до конца довести начатое дело. – Здесь люди Бог знает что могут подумать, – бормотал Телянин, схватывая фуражку и направляясь в небольшую пустую комнату, – надо объясниться… – Я это знаю, и я это докажу, – сказал Ростов. – Я… Испуганное, бледное лицо Телянина начало дрожать всеми мускулами; глаза всё так же бегали, но где то внизу, не поднимаясь до лица Ростова, и послышались всхлипыванья. – Граф!… не губите молодого человека… вот эти несчастные деньги, возьмите их… – Он бросил их на стол. – У меня отец старик, мать!… Ростов взял деньги, избегая взгляда Телянина, и, не говоря ни слова, пошел из комнаты. Но у двери он остановился и вернулся назад. – Боже мой, – сказал он со слезами на глазах, – как вы могли это сделать? – Граф, – сказал Телянин, приближаясь к юнкеру. – Не трогайте меня, – проговорил Ростов, отстраняясь. – Ежели вам нужда, возьмите эти деньги. – Он швырнул ему кошелек и выбежал из трактира. Вечером того же дня на квартире Денисова шел оживленный разговор офицеров эскадрона. – А я говорю вам, Ростов, что вам надо извиниться перед полковым командиром, – говорил, обращаясь к пунцово красному, взволнованному Ростову, высокий штаб ротмистр, с седеющими волосами, огромными усами и крупными чертами морщинистого лица. Штаб ротмистр Кирстен был два раза разжалован в солдаты зa дела чести и два раза выслуживался. – Я никому не позволю себе говорить, что я лгу! – вскрикнул Ростов. – Он сказал мне, что я лгу, а я сказал ему, что он лжет. Так с тем и останется. На дежурство может меня назначать хоть каждый день и под арест сажать, а извиняться меня никто не заставит, потому что ежели он, как полковой командир, считает недостойным себя дать мне удовлетворение, так… – Да вы постойте, батюшка; вы послушайте меня, – перебил штаб ротмистр своим басистым голосом, спокойно разглаживая свои длинные усы. – Вы при других офицерах говорите полковому командиру, что офицер украл… – Я не виноват, что разговор зашел при других офицерах. Может быть, не надо было говорить при них, да я не дипломат. Я затем в гусары и пошел, думал, что здесь не нужно тонкостей, а он мне говорит, что я лгу… так пусть даст мне удовлетворение… – Это всё хорошо, никто не думает, что вы трус, да не в том дело. Спросите у Денисова, похоже это на что нибудь, чтобы юнкер требовал удовлетворения у полкового командира? Денисов, закусив ус, с мрачным видом слушал разговор, видимо не желая вступаться в него. На вопрос штаб ротмистра он отрицательно покачал головой. – Вы при офицерах говорите полковому командиру про эту пакость, – продолжал штаб ротмистр. – Богданыч (Богданычем называли полкового командира) вас осадил. – Не осадил, а сказал, что я неправду говорю. – Ну да, и вы наговорили ему глупостей, и надо извиниться. – Ни за что! – крикнул Ростов. – Не думал я этого от вас, – серьезно и строго сказал штаб ротмистр. – Вы не хотите извиниться, а вы, батюшка, не только перед ним, а перед всем полком, перед всеми нами, вы кругом виноваты. А вот как: кабы вы подумали да посоветовались, как обойтись с этим делом, а то вы прямо, да при офицерах, и бухнули. Что теперь делать полковому командиру? Надо отдать под суд офицера и замарать весь полк? Из за одного негодяя весь полк осрамить? Так, что ли, по вашему? А по нашему, не так. И Богданыч молодец, он вам сказал, что вы неправду говорите. Неприятно, да что делать, батюшка, сами наскочили. А теперь, как дело хотят замять, так вы из за фанаберии какой то не хотите извиниться, а хотите всё рассказать. Вам обидно, что вы подежурите, да что вам извиниться перед старым и честным офицером! Какой бы там ни был Богданыч, а всё честный и храбрый, старый полковник, так вам обидно; а замарать полк вам ничего? – Голос штаб ротмистра начинал дрожать. – Вы, батюшка, в полку без году неделя; нынче здесь, завтра перешли куда в адъютантики; вам наплевать, что говорить будут: «между павлоградскими офицерами воры!» А нам не всё равно. Так, что ли, Денисов? Не всё равно? Денисов всё молчал и не шевелился, изредка взглядывая своими блестящими, черными глазами на Ростова. – Вам своя фанаберия дорога, извиниться не хочется, – продолжал штаб ротмистр, – а нам, старикам, как мы выросли, да и умереть, Бог даст, приведется в полку, так нам честь полка дорога, и Богданыч это знает. Ох, как дорога, батюшка! А это нехорошо, нехорошо! Там обижайтесь или нет, а я всегда правду матку скажу. Нехорошо! И штаб ротмистр встал и отвернулся от Ростова. – Пг’авда, чог’т возьми! – закричал, вскакивая, Денисов. – Ну, Г’остов! Ну! Ростов, краснея и бледнея, смотрел то на одного, то на другого офицера. – Нет, господа, нет… вы не думайте… я очень понимаю, вы напрасно обо мне думаете так… я… для меня… я за честь полка.да что? это на деле я покажу, и для меня честь знамени…ну, всё равно, правда, я виноват!.. – Слезы стояли у него в глазах. – Я виноват, кругом виноват!… Ну, что вам еще?… – Вот это так, граф, – поворачиваясь, крикнул штаб ротмистр, ударяя его большою рукою по плечу. – Я тебе говог’ю, – закричал Денисов, – он малый славный. – Так то лучше, граф, – повторил штаб ротмистр, как будто за его признание начиная величать его титулом. – Подите и извинитесь, ваше сиятельство, да с. – Господа, всё сделаю, никто от меня слова не услышит, – умоляющим голосом проговорил Ростов, – но извиняться не могу, ей Богу, не могу, как хотите! Как я буду извиняться, точно маленький, прощенья просить? Денисов засмеялся. – Вам же хуже. Богданыч злопамятен, поплатитесь за упрямство, – сказал Кирстен. – Ей Богу, не упрямство! Я не могу вам описать, какое чувство, не могу… – Ну, ваша воля, – сказал штаб ротмистр. – Что ж, мерзавец то этот куда делся? – спросил он у Денисова. – Сказался больным, завтг’а велено пг’иказом исключить, – проговорил Денисов. – Это болезнь, иначе нельзя объяснить, – сказал штаб ротмистр. – Уж там болезнь не болезнь, а не попадайся он мне на глаза – убью! – кровожадно прокричал Денисов. В комнату вошел Жерков. – Ты как? – обратились вдруг офицеры к вошедшему. – Поход, господа. Мак в плен сдался и с армией, совсем. – Врешь! – Сам видел. – Как? Мака живого видел? с руками, с ногами? – Поход! Поход! Дать ему бутылку за такую новость. Ты как же сюда попал? – Опять в полк выслали, за чорта, за Мака. Австрийской генерал пожаловался. Я его поздравил с приездом Мака…Ты что, Ростов, точно из бани? – Тут, брат, у нас, такая каша второй день. Вошел полковой адъютант и подтвердил известие, привезенное Жерковым. На завтра велено было выступать. – Поход, господа! – Ну, и слава Богу, засиделись. Кутузов отступил к Вене, уничтожая за собой мосты на реках Инне (в Браунау) и Трауне (в Линце). 23 го октября .русские войска переходили реку Энс. Русские обозы, артиллерия и колонны войск в середине дня тянулись через город Энс, по сю и по ту сторону моста. День был теплый, осенний и дождливый. Пространная перспектива, раскрывавшаяся с возвышения, где стояли русские батареи, защищавшие мост, то вдруг затягивалась кисейным занавесом косого дождя, то вдруг расширялась, и при свете солнца далеко и ясно становились видны предметы, точно покрытые лаком. Виднелся городок под ногами с своими белыми домами и красными крышами, собором и мостом, по обеим сторонам которого, толпясь, лилися массы русских войск. Виднелись на повороте Дуная суда, и остров, и замок с парком, окруженный водами впадения Энса в Дунай, виднелся левый скалистый и покрытый сосновым лесом берег Дуная с таинственною далью зеленых вершин и голубеющими ущельями. Виднелись башни монастыря, выдававшегося из за соснового, казавшегося нетронутым, дикого леса; далеко впереди на горе, по ту сторону Энса, виднелись разъезды неприятеля. Между орудиями, на высоте, стояли спереди начальник ариергарда генерал с свитским офицером, рассматривая в трубу местность. Несколько позади сидел на хоботе орудия Несвицкий, посланный от главнокомандующего к ариергарду. Казак, сопутствовавший Несвицкому, подал сумочку и фляжку, и Несвицкий угощал офицеров пирожками и настоящим доппелькюмелем. Офицеры радостно окружали его, кто на коленах, кто сидя по турецки на мокрой траве. – Да, не дурак был этот австрийский князь, что тут замок выстроил. Славное место. Что же вы не едите, господа? – говорил Несвицкий. – Покорно благодарю, князь, – отвечал один из офицеров, с удовольствием разговаривая с таким важным штабным чиновником. – Прекрасное место. Мы мимо самого парка проходили, двух оленей видели, и дом какой чудесный!

Старый малый

Удивительное, всё-таки, дело: то ли город у нас такой невезучий, то ли впрямь слишком уж запутаны ниточки его истории, уходящие порою во времена самые давние, — только вот куда ни кинь, за какую статью или книжку ни возьмись (а их и так-то совсем немного), — обязательно найдёшь самые разнообразные ляпы и неточности, оказывающиеся, кроме всего прочего, ещё и очень живучими… «Завиральные» цитаты расходятся направо и налево, как горячие пирожки на базаре, — и скоро, очень скоро уже и концов не найдёшь, и не узнаешь, откуда берутся некоторые причудливые утверждения… Вроде того, что владелец усадьбы в Муромцево Владимир Семёнович Храповицкий носил якобы титул графа… Да никогда он им не был! Однако ж с детских лет повторяем друг за другом: «граф Храповицкий» да «граф Храповицкий»… Таким вот литературным неточностям и псевдоисторическим фактам (а самое главное — замене их вещами реальными) мы посвятим даже не одну, а целую серию статей на нашем сайте.

Откроем одну тяжёлую, толстую книгу… Пошуршав страницами, находим то, что искали.

«Судогда — город во Владимирской области. Льнопрядильная фабрика, завод стекловолокна. Основан в 1552 году».

Вот такая информация о нашем городке приводится в одном из самых популярных справочных изданий советских времён — в «Советском энциклопедическом словаре» (тот, что листаем, — 1979 года издания, но я более чем уверена уверена, что и в иные года информация перепечатывалась без изменений). Немного, правда? Тем не менее, это тот «сухой остаток», который посчитали составители самым важным… И достойным внимания во всесоюзных, так сказать, масштабах.

Но удручает даже не сугубая краткость этой справки (что и говорить, не так уж Судогда велика…), а ещё сразу два других факта — и сразу скажу, что оба этих повода для огорчений мы попытаемся сегодня устранить.

Первый — это то, что и подавляющее большинство самих судогодцев не смогло бы что-то добавить к этому, говоря о древних вехах нашей местной истории.

Ну а второй — неясность в самом тексте словарной статьи… Вот с неё-то мы и начнём.

«Основан в 1552 году»… Что значит — «основан»? В самом деле, случай, когда некая историческая личность приходит на доселе необжитое место и торжественно восклицает: «Здесь будет город заложён!..» — вещь для российской истории настолько редкая, что в отношении малых городов, существующих много столетий, об этом и говорить-то серьёзно не стоит. Да мы и не будем — ибо никакой «закладки», равно как и основания, в традиционном понимании этих слов у Судогды не было, и быть не могло. 1552 год действительно памятен для неё, и в этом составители издания не ошиблись… «Основанием» принято называть дату первого упоминания населённого пункта в письменных источниках — хотя понятно, конечно же, что речь в них идёт при этом об уже существующих поселениях, и нередко — существующих уже очень давно. Так что речь здесь, по сути дела, совсем о других событиях, которые к «основанию» города отношения даже близко не имеют. О каких именно? И правильная ли дата упомянута в словаре? Это мы сегодня и попытаемся выяснить.

Берега речки Судогды обживались людьми ещё несколько тысяч лет назад

…А жили-то люди здесь издавна, — и, пожалуй, трудно найти на Владимирщине другую землю, население которой как в разные века, так и одномоментно было бы столь же пёстрым и неоднородным…

Археологическая карта Судогодского района, изданная РАН в 1995 году во составе сборника «Археологическая карта России. Владимирская область» под редакцией Ю. А. Краснова

Если уж начинать копать (как в переносном, так и прямом смысле) с самых древних эпох, то разговор начать следует с археологических раскопок на территории Судогодского района… Которых практически не было. То есть были, конечно, — но по сравнению с тем, насколько изучены соседние Владимирская и Муромская территории, — Судогодская земля представляет собою всё тот же «белый лист». На археологическую карту Владимирской области, изданную Российской Академией Наук в 1995 году, на территории Судогодского района нанесено лишь несколько точек вдоль течения реки Судогды, самые древние находки из которых датируются эпохами мезолита и неолита. Другими словами, эти места были обжиты уже как минимум семь тысяч лет назад… а то и все десять. «Улов» археологов, свидетельствующий о быте наших земляков в те далёкие времена, небогат: каменные орудия, похожие на ножи, отщепы кремня, точило, обожжённые и расколотые камни — вот практически и всё, что найдено на берегах Судогды и Клязьмы. Сохранились ещё кости животных и рыб, свидетельствующие о том, что жили эти люди охотой и рыболовством.

Местечко Осановка близ деревни Лаврово Судогодского района. Здесь было обнаружено сразу несколько стоянок древнего человека, в том числе и самых старых, относящихся к эпохе мезолита

Каменный нож и наконечник стрелы, найденные в Судогодском районе

В более поздних пластах — находок уже больше, но представляют они собой почти сплошь одни только осколки керамики, которые исследователей также заинтересовали крайне мало.

Однако не так уж всё и безнадёжно с перспективами раскопок, если рассматривать подобные находки не с точки зрения их уникальности и неповторимости, а именно как свидетельства жизни нашего края в далёкие века. Но те же могильники-курганы домонгольской эпохи, которых здесь довольно много, много больше интересуют, увы, «чёрных копателей», нежели профессиональных археологов. Так и получается, что фонды музеев района пополняются не найденными при раскопках предметами, а случайно обнаруженными, порой просто под ногами у местных жителей валяющимися артефактами — так, например, на популярном месте купания, практически в черте города, находили ямочно-гребенчатую керамику, в микрорайоне Посадка — каменный наконечник стрелы, близ посёлка имени Воровского — сразу несколько каменных орудий… Ни одного из этих «месторождений» нет на Археологической карте РАН.

Фрагмент ямочно-гребенчатой керамики, найденный в русле реки Судогда. Предположительно — около 3 тыс. лет до н.э.

Между тем, уже само географическое положение Судогды (единственная в округе река плюс оживлённая с самых древних лет дорога, проходящая через эти места) как раз и порождало ту пестроту событий и лиц, которая в историческом разрезе тем более любопытна для нас. Исконными жителями этой земли были финно-угорские племена, говорившие на своих языках (разных, хоть и близких) и имевшие каждое свою особую культуру. И как раз на месте нынешнего Судогодского района был «стык» сразу трёх территорий: жили здесь племена меря, мурома и мещера. Самое интересное в этом во всём, пожалуй, то, что как раз на периферии, в глухих местах, вдалеке от главных поселений после прихода славян и могли дольше всего сохраняться нетронутые «островки» традиционной для этих мест финно-угорской культуры. Поэтому о временах существования этих племён, указанных в любом справочнике, мы говорить не будем — а лучше расскажем о том, что в «хрестоматийные» даты никак не укладывается… Но и фактом доказанным в полном смысле этого слова не является. Возможно — пока…

Ещё предстоит узнать, какой именно источник имелся в виду, но среди местных краеведов ходит история о том, что в одной из ревизских сказок (документ, составлявшийся после своеобразной «переписи населения» с целью обложения подушным налогом) 18 (!) века Судогда значится как финское поселение. Более того — до сих пор живут здесь люди, считающие своими предками людей племени мурома. Всё это может прозвучать довольно странно (и, повторюсь ещё раз, перед возведением в ранг исторического факта требует всесторонней и тщательной проверки), однако же, как говорится, — дыма без огня не бывает…

Но если уж говорить о вещах, которые можно не только обдумать, но и в руках подержать, — пожалуйста, такие тоже имеются. В Судогодском Краеведческом музее. Я была удивлена, когда увидела, насколько похожи образцы плетёных корзин из соснового корня (само по себе очень экзотическое, согласитесь, ремесло), экспонирующиеся в Судогде, на такие же вещи из местных музеев, посвящённых культуре и быту финно-угорских племён, проживающих и поныне на территории Ленинградской области.

Корзины, сплетённые из соснового корня. Из фондов Судогодского Краеведческого музея

Да и само слово «Судогда»… Пожалуй, ни один из других краеведческих вопросов «местного значения» не порождал столько фантазий, как этот. С чем его только ни связывали! И со славянским словом «судок», и с татарским «су» (реально существующее — «вода») и неким татарским же гипотетическим «догда» (якобы — «вокруг, кругом»), которого на самом деле в этом языке в помине нет, равно как и похожих на него по звучанию и смыслу… И уж конечно, даже не будучи лингвистом, нетрудно заметить, что «славянская» и уж тем более «татарская» версии — слишком «молодые» для того, чтобы казаться хоть сколько-нибудь правдивыми. Ибо Судогда — это ещё и река, и естественно, что именно город назван по её имени, а не наоборот. А как раз гидронимы (названия водоёмов) и хранят всегда самые древние следы местных языков, — и не может быть двух мнений, что слово «Судогда» всё-таки именно финского происхождения, а не какого-нибудь иного.

Собственно говоря, это уже и было доказано несколько лет назад, вполне убедительно, московским лингвистом Виталием Чернявским, проводившим работу по расшифровке гидронимов Судогодского района на основе современного финского и родственных ему языков, в том числе и древних. Слово «Судогда» он перевёл как «извилистая», и это название кажется очень метким — стоит только взглянуть на крутые изгибы русла нашей речушки на карте…

Извилистость Судогды сомнений на свой счёт не вызывает…

Тут-то мы и подходим к тому вопросу, с которого и начинали эту статью. А именно — что за даты, связанные с историей нашего городка, мы можем считать самыми ранними. Естественно, их мы узнаём из письменных источников — таких, как летописи и другие письменные документы далёких веков. Таковые имеются, и их даже несколько — самых старых, самых значимых. Судогда упоминается в них — и даже не один, а несколько раз — в 16-м веке. Многие из нас как минимум слышали об этом когда-то… Но рискну предположить, что с ходу припомнить, что именно это за документы, смогут единицы. А уж похвастаться тем, что видел их «живьём» — так уж и вовсе никто…

А между тем, ходить для этого далеко не пришлось бы. Трудами большого друга Краеведческого музея (и просто замечательного и неравнодушного человека) москвича Ильи Карташева в музее теперь есть не только копии двух из тех самых текстов, но и вся информация, какая только может быть с ними связана. В этой статье «судьбоносные» для Судогды страницы старинных документов воспроизводятся впервые, и наши земляки могут теперь наконец увидеть их воочию.

Итак, самое раннее упоминание Судогды, известное доселе… Поиск его оказался делом непростым, — но указание на его существование содержалось в другом, столь же почтенном источнике, который, если бы не беспощадное время, сам мог бы стать «отправной точкой» Судогодской истории — в приказном столбце дворянского рода Карамышевых.

Что это за документ такой — «приказной столбец»? Родословные людей, находящихся на государевой службе, раньше велись весьма тщательно, делалось это в Разрядном приказе, где год за годом, когда нужно было добавить к уже имеющемуся документу новые сведения, к старым листам подклеивались снизу новые, и в итоге получался длинный-предлинный свиток, — он-то и получил меткое название «столбец». Отсюда же, кстати, пошло и известное всем нам с детства из пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке» выражение «столбовая дворянка» (или — дворянин), указывавшее на древность дворянского рода.

Так вот, в карамышевском свитке — в самом его начале — значится следующее: «…а Василью Васильевичу дана жалов. грамота в кормление от в. кн. Ив. Вас-ча на Ржеву … десят девятого году… Васильевича четыре сына … Александр, Тимофей … Дана жалов. грам[ота] … дою от в. кн. Вас. Ивановича на Листвин, да на Судогду».

Следовательно, объект, нас интересующий, — как раз там самая грамота великого князя Василия III, согласно которой боярину Карамышеву и была пожалована «в кормление» Судогда. К сожалению, Вы сами видите, насколько мало порой можно понять из заветных, столь важных для нас строк, даже если они попали к нам в руки… Сама грамота и вовсе не дошла до наших дней. Но увлечённые историки были во все времена, и благодаря трудам исследователя Александра Юшкова, более ста лет назад изучавшего карамышевский столбец и расшифровавшего копию грамоты, приводившуюся там, мы можем сегодня с полной уверенностью сказать, что знаем, что в ней было написано. Здесь мы приводим страницу сборника, изданного им:

Судя по обилию многоточий-пропусков, уже век назад состояние документа оставляло желать лучшего. Главная проблема как раз и заключается в том, что датировка занесения в столбец текста самой грамоты утеряна, а сохранилась только дата подтверждения грамоты, поставленная сделавшим следующую запись дьяком.

Слово «подтверждение» в данном случае означает — «продление». Как мы видим из текста, Судогда была пожалована боярину «в кормление», то есть не навсегда, а временно — обычно этот срок составлял один год, гораздо реже — полтора. Потому-то и поставлен Александром Юшковым знак вопроса после почти наверняка правильно установленной им даты написания самой грамоты: 1529 (?)… И именно из-за этой малости, из-за этого самого знака, и трактуется в современных источниках столь по-разному дата «основания» Судогды: «1529» — для тех, кто счёл достаточной эту вероятность; «1552» — для тех, кто привык пользоваться только стопроцентно точными и выверенными данными.

Однако для полноты картины мы должны взглянуть и на второй источник, согласно которому и обозначили нашу главную дату составители Советского энциклопедического словаря. И снова перед нами предстаёт не оригинал документа, а его копия… Но на сей раз — издание репринтное, то есть воспроизводящее документ в первозданном виде. Кроме того, нам немыслимо повезло: текст рукописи сохранился прекрасно.

Перед Вами творение неизвестного летописца, названное очень длинно: «Сказание о зачатии Царства Казанского, и о победах Великих Князей Московских, со Царьми Казанскими преславно содеянных (…) Благочестивого Государя Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича, Всея России Самодержца». Речь здесь идёт, как многие уже догадались, об Иване Грозном, и именно с его именем связано ещё одно упоминание Судогды.

Поскольку чтение старославянских текстов — занятие, которое не каждому окажется по зубам, «переведём» этот текст — да и сами впридачу расскажем немного о событиях, в нём описанных.

Происходил эпизод, которому посвящена интересующая нас страница, вскоре после взятия юным царём (а было ему тогда всего лишь 22 года) Казани. Из завоёванной крепости он поспешил отправиться в обратный путь: государя ожидала нежно любимая жена, Анастасия Романовна, которая должна была вот-вот разрешиться от бремени. До этого у супругов уже родилось две девочки, и обе умерли, — а потому можно представить, с каким трепетом и надеждами ожидал молодой царь рождения долгожданного наследника… В один из дней, следуя со своей свитой домой, он встретил гонца, принесшего радостную весть. Об этом и рассказывает нам летописец:

«В лето же 7061е, месяца октября в 11 день, на память святого апостола Филиппа во вторник, двигся пойде православный царь ко отческому престолу здрав со всеми людьми, светлую и пресветлую победу неся … И пойде из своея отчины из Казани, и ночевал на песку на Волге напротив Гостина острова, утром же пойде к новому граду Свияжску, и тут пребыв день един, и пойде из Свияжска в четверток [четверг] … и прииде в Нижний Нове Град [Нижний Новгород], и тут пребыв два дни, и пойде во струзех [стругах] к Балахне Волгою рекою, и от Балахны всшедши на конь, пойде благоверный князь на ям [почтовую станцию], зовомый Судогда.

И тогда встрете его вестник, болярин Василей Юрьевич малой Траханиот, и возвещает ему Государю царю сицевый [такой] привет: …Супруга твоя государыня царица великая княгиня Анастасия Романовна здравствует, тебе же Великому Государю царю родила сына царевича наречена Димитрия.

И тогда прииде православному царю неизглаголанная радость, яко образу его цветущу, и веселием сердца радовашеся, непрестанно славя Бога».

Таковы строки, благодаря которым Судогда может обозначить самые ранние (из достоверно известных на сегодняшний день) вехи своей истории. Теперь Вы знакомы с ними не «заочно», по скупым справкам энциклопедий, а посмотрели на них своими глазами. Любопытно, не правда ли?

Напомним, что для пересчёта лет «от сотворения мира» на современный стиль следует от указанной даты отнять 5508 лет (или 5509, если событие происходило с сентября по декабрь). Таким образом, мы и получаем достоверно известный 1552 год.

Не менее интересны и другие, более поздние странички истории нашего городка, изложенные самыми разными людьми, но так или иначе ведущие нас назад по тропинке Времени. По ней мы прогуляемся ещё не раз, чтобы увидеть, как оживают картины Судогодского Прошлого, сохранившиеся в чьей-то памяти — и доверенные некогда бумажным страницам, ныне уже пожелтевшим…

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]