Республика Адыгея |
Республика Адыгея
, входит в состав Южного федерального округа России, является частью Северо-Кавказского экономического района. Столица — Майкоп. Расположена на юге Европейской части, в северо-западной части Кавказа, северная часть находится на Прикубанской равнине, а южная — на склонах Большого Кавказа. Территория республики со всех сторон окружена территорией Краснодарского края. Площадь территории 7,8 тыс. кв. км, население 453,4 тыс. чел. (2018)
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Адыги как народ с единым языком и культурой сложились к X веку, они занимали территорию от Таманского полуострова до Абхазии и до Приазовья и реки Кубань. Самоназвание «адыге» предположительно отражает название племени зихи через промежуточную форму а-дзыге — это подтверждает абхазское наименование адыгов азыху и грузинское — джики. Зихи упоминаются в «Географии» (Кн. XII) Страбона (18 г. до н. э.), позже встречаются в сочинениях греческих и латинских авторов, в византийских источниках VI-X веков, исчезая из литературы с XIII века, когда появляются новые наименования адыгов — касоги, черкесы. В дальнейшем продолжалось формирование и обособление этнических групп.
В XVI-XVIII веках войны против адыгов вели Османская империя и Крымское ханство, что заставило их искать покровительства Русского государства. В 1552-1557 годах в Москву прибыло несколько адыгских посольств. Летописи являются единственными источниками, по которым можно судить о деталях русско-адыгейских переговоров. Речь шла о защите от набегов крымских татар. Связи адыгов с Русью устанавливались через ногайских правителей, ориентировавшихся на Русь. Обращение адыгов к Москве не означало их немедленного вхождения в состав России. Включение адыгов в российскую административно-политическую систему началось только после окончания Кавказской войны (1817-1864).
Адыги жили отдельными большими племенами или союзами племен. Каждое племя занимало свою территорию, отличалось обычаями. Исторически шел непрерывный процесс консолидации племен в единую народность. В источниках X века упоминаются три крупных племенных объединения: Зихия, Папагия и Касахия. В XVI-XVII веках предпринимались безуспешные попытки объединить адыгов в единое государство. XVIII век отмечен широкой колонизацией Сев. Кавказа русскими и украинскими поселенцами. Черкесия явилась одним из театров русско-турецких войн 1787-1791 и 1806-1812 годов. В сложных условиях противостояния держав, ведущих экспансионистскую политику, адыги вели вооруженную войну за свою независимость. По Ясскому (1791) и Бухарестскому (1812) мирным договорам, заключенным между Россией и Турцией, Черкесия находилась под контролем Османской империи. В то же время Российская империя не отказывалась от своих интересов в этом регионе, проводя свою политику и экономическими, и военными средствами.
В результате русско-кавказской войны 1817-1864 годов, большинство адыгов стали мухаджирами, переселившись в пределы Османской империи. Оставшиеся были расселены на равнинных землях на левом берегу Кубани.
После Октябрьской революции 1917 года территория Адыгеи с мая 1918 находилась в составе Кубано-Черноморской советской республики.
27 июля 1922 года была образована Адыгейская (Черкесская) автономная область
на территории Майкопского и Екатеринодарского отделов Кубано-Черноморской области, органы власти которой размещались в городе Краснодаре. 13 августа 1928 года была переименована в
Адыгейскую автономную область
.
С 2 августа 1924 по 28 декабря 1934 года область входила в состав Северо-Кавказского края, затем до 13 сентября 1937 года входила в состав Азово-Черноморского края, затем вошла в состав Краснодарского края.
10 апреля 1936 года центр области был перенесен в город Майкоп, который был включен в состав Адыгейской автономной области.
28 апреля 1962 года области из Краснодарского края был передан Тульский (ныне — Майкопский) район.
15 декабря 1990 года Адыгейская автономная область вышла из состава Краснодарского края.
3 июля 1991 года автономная область преобразована в Республику Адыгея.
10 марта 1995 года Законодательным Собранием (Хасэ) была утверждена Конституция Республики Адыгея.
Республика Адыгея состоит из семи районов и двух городов республиканского подчинения Адыгейска и Майкопа.
Население
На 1999 год население Адыгеи составляло 449,3 тыс. чел., из которых 95,4 тыс. — адыгейцы (адыги), самоназвание — адыге (древнерус. касоги, устар. черкесы), сохраняются локальные этнографические и диалектные различия: абадзехи, бжедуги, шапсуги, бесленеевцы, жанеевцы, натухайцы, темиргоевцы, хатукаевцы, егерукаевцы, мамхеги, махошевцы, хакучи. В настоящее время Адыгею населяют в основном четыре субэтноса — абадзехи, бжедуги, шапсуги, темиргоевцы, представители остальных групп расселены среди этих субэтносов. В республике также проживают русские — 293,6 тыс., украинцы — 13,8 тыс., армяне — 10,5 тыс., белорусы — 2,7 тыс., татары — 2,7 тыс., немцы — 1,8 тыс., греки — 1,6 тыс., цыгане — 1,1 тыс.
Западные адыги (населяющие Адыгею) говорят на адыгейском языке (четыре диалекта), относящемся к адыгской группе западнокавказских языков. Официальными являются русский и адыгейский языки.
Города Республики Адыгея
Майкоп —
русское название города с труднопроизносимым именем Мыекъуапэ (именно так адыги называли эту землю). Впервые в русских отчетах упоминается в 1825 году, а в 1857 году на этих землях было построено укрепление, давшее начало городу. Сейчас население Майкопа составляет 144 683 человека, что на порядок больше, чем в любом другом населенном пункте Адыгеи.
Этот чистый и зеленый город — один из наиболее безопасных и экологически чистых в России. В экономическом плане есть трудности, так как для местных предприятий машиностроения уже нет того рынка, как был при СССР, и его теперь надо завоевывать. Тем не менее, предприятия стараются выжить — производят новую продукцию, демонстрируют ее на выставках. Все большую роль в экономике города играет туризм: ведь природа в окрестностях Майкопа прекрасна и летом, и зимой.
Религия
Большинство населения Адыгеи являются православными, около четверти населения мусульмане-сунниты ханифитского толка, незначительное число католиков и приверженцев других религий. На территории республики действуют 16 исламских организаций, старообрядческая община, армянская церковь «Святого Воскресения», три баптистских общины и община Адвентистов седьмого дня.
Русская Православная Церковь
В 1829 году была образована Донская епархия в состав которой вошла территория Адыгеи. С 4 апреля 1842 года Адыгея находилась в пределах новоучрежденной Кавказской и Черноморской (Ставропольской) епархии.
С 1919 года указом Временного Церковного управления на Юго-Востоке России была образована самостоятельная Кубанская епархия. В 1920-х годах было учреждено Майкопское викариатство Кубанской епархии.
28 марта 1991 году было создано Майкопское благочиние Краснодарской епархии с центром в Майкопе.
26 февраля 1994 года была учреждена самостоятельная Майкопская епархия на территории Республики Адыгея и тринадцати районах Краснодарского края. 28 декабря 2000 года из состава епархии были выделены приходы находящиеся в пределах Краснодарского края.
По состоянию на март 2022 года в Республике Адыгея действуют 59 приходов и один монастырь Русской Православной Церкви [1].
Язычество
Языческие верования адыгов существовали длительное время. Божества, которым поклонялись адыги, — великий бог Тхьэшхо, бог души Псатхьэ, бог грома Шыблэ, бог плодородия Тхьэгъэлэдж, бог леса и покровитель охотников Мэзытхьэ и др. В среде адыгов сохраняются реликты языческих верований.
Распространение христианства
Распространение христианства среди адыгов было связано с политикой Византии на Кавказе. К веку относится сведение о присутствии еп. Дамиана Зихского на Константинопольском Соборе 526 года, хотя существует мнение о более раннем (I в.) распространении христианства в регионе от Черного моря до Дагестана [2]. По мнению исследователя Э. Х. Панеш, в -VII веках имел место расцвет христианства среди адыгов. Христианство пришло через греч. черноморские колонии, а также через соседей адыгов, христианскую Абазгию. По крайней мере в веке существовала Фанагорийская кафедра: ее епископ значится в числе присутствующих на I Вселенском Соборе; в дальнейшем она не упоминается. В VIII веке продолжается распространение христианства среди адыгов прибрежных районов. Была основана архиепископия в области Зихия с кафедрой в Никопсии. Позже появляется Матрахская кафедра (Тамань): впервые она фиксируется под названием Таматарха как епископия Готской митрополии [3]; в веке отмечается как архиепископия в составе Константинопольской Патриархии [4].
В X-XI веках распространению христианства среди адыгов способствовали связи с Русью. Известно [5], что кн. тмутараканский Мстислав крестил сыновей адыг. кн. Редеди.
Впоследствии адыги испытывают влияние со стороны Грузии. Груз. летописи сообщают, что «Католикос Грузии коронует царей и посвящает пастырей всех народов и стран от Черного моря до Дербенда, включая сюда и Овсетию и Черкесию» [6]. По Э. Х. Панеш, «христианство стало проникать к адыгским племенам уже в первые века нашей эры, первоначально из греческих колоний, имевших постоянные торговые сношения с горцами и профессиональных проповедников христианства. В дальнейшем на христианизацию адыгов повлияли христианские народы Кавказа — грузины и армяне, а также соседние аланы и Тмутараканская Русь»
. Но христианство не возобладало в X-XII веке, по-прежнему основным верованием оставалось язычество.
Католичество принесли на Кавказ миссионеры в XIV веке. Его принимали в основном адыгейские владетели. В первой половине века в регионе был католический архиепископ и два епископа, действовали католические церкви и монастыри.
В XVI веке необходимость борьбы с Крымским ханством приводит к развитию военно-политических контактов адыгов с Россией. Приезжающие князья вместе со своими людьми принимают св. Крещение. Никоновская летопись упоминает, что в 1552 году царь Иоанн IV «черкаских князей отпустил по их челобитию в Черкасы, и крест государю целовали на том, что им со всею землею черкаскою служити государю до своего живота: куды их государь пошлет на службу, туда им ходити»
, в 1555 году приехали «из Черкас князи черкаские Сибок-князь да брат его Ацымгук князь Жаженьские, Черкаские государи, да Тутарык-князь, Езъболуев княжей сын; да с Сибоком-князем приехал сын его Кудадик, а людей с ними их полтораста человек. …И били челом князи Черкаские ото всей земли Черказкие, чтобы государь пожаловал, дал им помочь на Турского городы и на Азов, и на иные городы и на Крымского царя, а они холопи царя и великого князя и з женами и з деприехали князи черкаские»
[8]. В 1559 году «приехали из Черкас ко царю великому князю Темирюковы княжиа дети болшово князя из Кабарды Булгерук Мурза да Салнук Мурза бити челом, чтобы государь их жаловал, своих холопей и оборонь учинил от Шевкалского государя»
[9].
«По лете же едином послал государь с воеводами своими попов християньских в Черкасы Карбатиньские по умолению их, яко хотяху креститеся»
[10].
Ислам
Ислам среди адыгейцев стал распространяться с XVI века. В 1822 году на народном собрании представителей абадзехов, шапсугов и натухайцев был введен суд по шариату. Однако позиции ислама среди этих субэтносов не были достаточно прочными: в массовом сознании преобладали прежние религ. представления. Упрочение позиций ислама среди западных адыгов в XIX веке связано с деятельностью (в 1842-1859) наибов Шамиля — Хаджи-Мухаммеда, Сулеймана-эфенди и Мухаммеда Эмина.
К 1920 году во всех адыгейских аулах были мечети, которые в 1920-1930-х годах были закрыты, служители культа репрессированы.
С началом 1990-х годов наблюдается оживление религиозной жизни: увеличивается количество мечетей, подготавливаются служители культа. С 1993 года действует Духовное управление мусульман Республики Адыгея и Краснодарского края. На религиозную жизнь мусульман оказывает влияние диаспора (после поражения в Кавказской войне значительная часть адыгов была вынуждена переселиться на Ближний Восток).
Административно-территориальное деление
Территория административно делится на 7 районов и 2 республиканских городских округа республиканского значения (48 сельских поселений и 3 городских поселения)
Майкопский республиканский городской округ |
Адыгейский республиканский городской округ |
Гиагинский район |
Кошехабльский район |
Красногвардейский район |
Майкопский район |
Тахтамукайский район |
Теучежский район |
Шовгеновский район |
Литература
- Джанашвили М. Г. Известия грузинских летописей и историков о Северном Кавказе и России: Сб. для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1897;
- Кулаковский Ю. Где был построен императором Юстинианом храм для авазгов // Археологические известия и заметки. М., 1898. Т. 5. № 2. С. 33-37;
- Прозрителев Г. Н. Древние христианские памятники на Северном Кавказе. Ставрополь, 1906;
- Лавров Л. И. Доисламские верования адыгейцев и кабардинцев: Исслед. и мат-лы по вопросам первобытных религ. верований. М., 1959;
- Панеш Э. Х. Этапы и характер распространения христианства среди адыгов (V-XII вв.) // Проблемы изучения традиций в культуре народов мира. М., 1990. Вып. 1;
- Агеева Р. А. Какого мы роду-племени?: Народы России: имена и судьбы: Словарь-справочник. М., 2000. С. 26-30.
Федеральный округ
Территория области является частью Южного федерального округа, в который также входят:
№ | Субъект РФ |
1. | Республика Адыгея |
2. | Астраханская область |
3. | Волгоградская область |
4. | Республика Калмыкия |
5. | Краснодарский край |
6. | Ростовская область |
7. | Республика Крым |
8. | Город Севастополь |
Яндекс.КартыЮжный федеральный округ — Яндекс.Карты
История
Самые интересные и загадочные памятники древней истории в Адыгее — это дольмены. О том, каково назначение этих древних построек из плоских каменных плит, ученые спорят до сих пор. Возможно, это гробницы или культовые сооружения. Сами адыги дольмены называют «сирп ун» — «дома карликов». По местным легендам, карлики эти были кем-то вроде западноевропейских гномов: они имели способность находить редкие металлы и драгоценные камни, которые и прятали в своих каменных жилищах. Адыгейские дольмены интересны тем, что часто расположены целыми группами. Так, в урочище Богатырская поляна в станице Новосвободной из 50 каменных построек сложена целая аллея. Самый посещаемый дольмен в республике — Хаджохский, он находится в поселке Каменномостский (Хаджох). По некоторым данным, он был построен еще в начале III тысячелетия до н. э. В этом же поселке энтузиасты организовали музей «Сад камней». Здесь собрана ценная геологическая коллекция из различных камней и минералов. Туристам покажут и большую редкость — аммониты, окаменевшие древние моллюски.
Даховский яичный мост в станице Даховской называют так потому, что при строительстве в раствор добавляли яичный белок. В пользу этой технологии свидетельствует состояние моста. Он был построен через реку Дах казаками в 1906 году. И до сих пор прекрасно сохранился. Несмотря на то что казаки его строили принудительно, в качестве наказания. 2-й Урупский казачий полк отказался брать на себя полицейские функции и не пошел в грузинский Тифлис подавлять рабочее восстание. Вместо этого казаки разошлись по своим станицам. Такой пацифизм дорого обошелся станичникам: часть из них отправили на каторгу, а часть — улучшать транспортную инфраструктуру Российской империи. Сложенный ими мост в мирное время выдерживал огромные лесовозы, а в военные годы — даже танки. Сейчас, чтобы сберечь историческую постройку, рядом возвели современный мост.
Свято-Михайловский монастырь в поселке Победа считается самым высокогорным монастырем в России. Обитель основали еще в 1877 году. Каждый паломник, который приходил сюда, приносил с собой камни для строительства. А строили здесь не только кельи и храмы: на территории монастыря были даже алебастровый завод, метеорологическая станция, больница и школа для детей из ближайших станиц. Во время гонений на религию здесь размещались то детская трудовая колония, то совхоз, то турбаза. Окончательно Православной церкви это место вернули только в 2003 году. Но туристов здесь меньше не стало: это одно из самых посещаемых в Адыгее мест, тем более что рядом проходит целая сеть популярных пешеходных и даже конных маршрутов.
Транспорт
Транспортная инфраструктура республики Адыгея больше всего развита в сфере автомобильного, железнодорожного и трубопроводного.
Воздушный
Майкопский гражданский аэропорт прежде всего предназначен для пассажирских авиаперевозок и почты и в 1997 году зарегистрирован, как международный. Сейчас авиасообщение работает со столицей России Москвой и заграницей.
Автомобильный
Через республику проходят следующие трассы:
- A146 «Краснодар — Верхнебаканский»;
- М4 «Дон»;
- Р-217 «Кавказ».
Автотранспорт имеет важное значение в отрасли, как в прочем во всех регионах. Но география Адыгеи такова, что огромный поток грузо- и пассажироперевозок ложится на автомобильный транспорт. Общие автодороги с твердым покрытием растягиваются более 3 тыс. километров.
Яндекс.КартыА-146 — Яндекс.Карты
Железнодорожный
Протяжённость железных дорог республики насчитывает 170 км. Самую первую линию построили в 1947 из Краснодара в Туапсе, которое имеет очень большое экономическое значение для региона. Для жителей Адыгеи важно то, что есть возможность ездить на море оздоравливаться.
Главные ветки:
- Новосибирск – Краснодар;
- Армавир – Туапсе;
- Белореченская — Майкоп – Каменномостский.
Связь с другими регионами:
- Ростовской областью;
- Краснодарским краем;
- Ставропольским краем;
- другими районами Северного Кавказа.
Железнодорожные грузовые перевозки включают в себя продукцию с/х, стройматериалов, древесины, нефти, деревообрабатывающей промышленности.
Водный
В республике есть речной порт.
Трубопроводный
Этот субъект Российской федерации имеет ещё один вид транспорта –трубопроводный. Осуществляет он доставку газообразных и жидких продуктов. Этот узкоспециализированный вид транспорта очень перспективный для области.
Достопримечательности
Туризм здесь предназначен для любителей адреналина и ярких впечатлений, а также любителей очень красивой дикой природы. Это и пещеры и бурные реки, вершины. Можно полетать на дельтоплане, погонять на квадрацикле, по ущельям верхом на коне поскакать.
Одни из самых популярных достопримечательностей Республики Адыгея( и это далеко не весь список):
- Хаджохская теснина реки Белой
- Лаго-Наки
- Водопады реки Руфабго
- Савранская Канатная Дорога
- Таинственные дольмены
- Веревочный парк приключений «Тетис»
- Свято-Михайло-Афонский монастырь
- Скала Чертов палец
- Ущелье и водопады реки Мишоко
- Музей природы Кавказского Заповедника
- Гранитное ущелье реки Белой
- Лагонакское нагорье (плато Лаго-Наки)
- Пещеры Лагонакского нагорья
- Фишт-Оштенский горный массив
- Долина аммонитов
Поедем поедим
Сыр — это главный кулинарный бренд Адыгеи. Национальная кухня славится молочными продуктами, но он по популярности опережает даже айран. Мягкий адыгейский сыр готовится по особенному рецепту: он не созревает, а молочный белок при его производстве осаживается с помощью сыворотки. Благодаря этой технологии калорийность продукта даже меньше, чем у брынзы, в нем сохраняются полезные минералы и витамины. Адыги стараются сохранять вековые традиции сыроделия, каждый год здесь устраивают региональный фестиваль сыра. В нем принимают участие фермеры, предприниматели, представители молочных производств. Адыгейский сыр отлично сочетается с зеленью и овощами, его используют в варениках, национальных пирогах гуубатах и халюжах. День халюжа — пирожка с сырной начинкой — отмечают в июне, в празднике принимают участие мастерицы из всех районов республики.
А вот древние традиции виноделия в регионе сберечь не удалось. Хотя старинные источники утверждали, что по вкусу местное вино было сходно с греческим. Но богатые виноградники сначала пали жертвой сухого мусульманского закона, а позже — Кавказской войны. Во время этого разрушительного противостояния сады и виноградники вырубались в массовом порядке. Сейчас адыгейские виноделы соперничать с греками не берутся, но на региональный рынок все-таки выходят. Самым популярным слабоалкогольным напитком в республике считается местное пиво. Первый пивоваренный завод здесь появился еще в 1882 году, дело ставили приглашенные чешские пивовары. Видимо, поэтому знатоки отмечают определенное сходство между чешским и адыгейским пенным напитком.