Билибино, Чукотка. Где находится на карте России, фото

В нашей стране есть удивительное место — Чукотка. Билибино — город, расположенный в этой области с континентальным климатом. Для этой местности характерны холодные, до -40, зимы и теплое, до +25, лето. За полярным кругом жить сложно, но, оказывается, возможно. А в советское время было даже престижно. Людей привлекала Чукотка. Билибино — это город, в который приезжали, чтобы заработать деньги, здесь строили дома и культурные учреждения. Чем живет город в наше время? Расскажем в этой статье.

Где находится Билибино?

Билибино на карте России находится в западной части Чукотского автономного округа. Небольшой город стоит у места слияния речки Каральвеем с притоком Колымы рекой Большой Кепервеем.

Город расположен у отрогов Анадырского плоскогорья и Анюйского хребта. Высота его центра над уровнем моря составляет около 240 м. Географические координаты Билибино по широте равны 68°3′, а по долготе 166°27′.

От столицы автономного округа города Анадырь Билибино отделяет расстояние в 653 км. Ближайший относительно крупный город и порт Певек находится на берегу Восточно-Сибирского моря в 240 км. Разница по времени с Москвой составляет +9 часов.

Что можно посетить?

На Атомную электростанцию можно попасть с экскурсией, если заранее на нее записаться. Тем, кто хочет осмотреть то, что находится внутри, надо надеть специальные тапки, а при входе в помещение с атомным реактором вообще разуться. Внутри все выглядит довольно чисто и аккуратно. Все работает и находится на своих местах.

Примечательно, что на некоторых приборах можно увидеть иконы. Конечно, желательно, чтобы Бог хранил г. Билибино (Чукотка) от опасных происшествий и тем более от взрыва электростанции.

Как добраться?

Быстро доехать до удаленного города Билибино можно лишь на самолёте. Перелёт из Магадана до аэропорта Кепервеем продолжается 3 ч. Цена билета в зависимости от рейса очень значительно колеблется: от 10 до 20 тыс. руб.

Из Кепервеем авиакомпания Чукотавиа совершает регулярные рейсы в города Певек и Анадырь. По мере необходимости авиапредприятия Газпромавиа, ИрАэро, Якутия организуют чартерные рейсы из Москвы, Иркутска и Якутска.

Состоятельные туристы имеют возможность зафрахтовать вертолёт для поездки в Билибино. Стоимость полётного часа в авиакомпании Билибиноавиа составляет 170-180 тыс. руб. Услуги пилотов Чукотавиа стоят ещё на 10-15% дороже.

Билибино на карте России по грунтовой дороге удалено от аэропорта на расстояние в 32 км. С городом аэродром связывает регулярное автобусное сообщение. В зимнее время из Магадана до Билибино автомашина может проехать по зимнику. Протяжённость сезонной дороги составляет 2,5 тыс. км.

В сочетании с суровыми погодными условиями чукотской зимы этот маршрут мало подходит неподготовленным водителям и путешественникам.

Конец истории

Такое благополучие закончилось в 1997 году, когда комбинат прекратил свою деятельность. Потеряла привлекательность для желающих подзаработать и Чукотка. Билибино утратил свои достоинства в виде рабочих мест и заработной платы, и даже прекратились выплаты работникам. Жители города, особенно молодежь, начали уезжать в поисках лучшей жизни. В итоге население сократилось почти на 10 тысяч от былых 16-ти.

Сейчас горно-обогатительного комбината не существует и юридически, и физически. От богатого предприятия остались только руины.

Оставшиеся жители работают на атомной электростанции, на золотодобывающем руднике «Каральвеем», в магазинах, в бюджетных учреждениях, оставшихся в городе, в службе такси.

Личных автомобилей здесь почти нет. Да и трудно представить, как их доставляют в Билибино (Чукотка). Как добраться туда? По воздуху. Ближайший аэродром в Магадане и Анадыре. Долететь от них до Кепервеем можно за три часа. А оттуда до Билибино останется преодолеть всего 40 километров на автотранспорте.

Также функционирует зимняя дорога, которая пролегает по маршруту Магадан – Зырянка – Билибино и имеет протяженность 2500 километром. Интересно, что некоторые романтики приезжают сюда в поисках приключений, несмотря на тяжелый путь и стоимость полета, которая составляет около 20 000 рублей.

Общие данные и исторические факты

Первые русские поселенцы пришли на Западную Чукотку в середине XVII в. после состоявшейся в 1648 г. экспедиции С. Дежнёва. На протяжении десятилетий зимний путь по долине Малого Анюя связывал Анадырский острог с Якутском. В XIX в. в исследование территории региона внесли большой вклад учёные из состава экспедиций Ф.Ф. Матюшкина, Г.Л. Майделя, Ф.П. Врангеля.

В 1778 г. был заключен мирный договор с чукчами. Спустя всего 10 лет, с 1788 г., на реке Большой Анюй стали проводится регулярные ярмарки. В XX в. в советский период истории на территории Западной Чукотки работало множество геологических экспедиций.

Весной 1955 г. геолого-разведывательным отрядом Н.В. Маковского на берегу реки Каральваам обнаружено крупное месторождение россыпного золота.

История города Билибино начинается как раз с этого момента, за которым последовали дальнейшие события:

  1. К поздней осени 1955 г. на месте палаточного лагеря на реке построены первые деревянные дома по Сейчанской улице. Начато сооружение взлётно-посадочной полосы.
  2. В феврале 1956 г. на собрании геологов принято решение назвать новое поселение Билибино в честь геолога Ю.А. Билибина.
  3. В 1958 г. Билибино присвоен статус рабочего посёлка. На прииске имени Ю.А. Билибина добыто первое золото.
  4. Летом 1961 г. Поселок геологов становится райцентром Билибинского района.
  5. В 4 км от Билибино в 1974 г. закончено строительство атомной электростанции.
  6. В 1993 г. Билибино присвоен статус города.
  7. В 2010 г. в подчинение муниципалитета Билибина перешёл расположенный в 32 км от города посёлок Кепервеем.

Билибино – самый дорогой город России, или взгляд путешественника

Фото предоставлены автором

История города

Билибино – один из самых крупных населённых пунктов на Чукотке. Его население около 5 500 человек, по чукотским меркам это большая цифра, около 10% от всего населения ЧАО. На фоне остальных поселений Чукотского автономного округа его выделяют две особенности: первая, он носит статус города, а второй является то, что Билибино находится в глубине материка. Все крупные города и посёлки Чукотки расположены на берегах Северного Ледовитого или Тихого океанов. Городов на Чукотке всего три, это вышеупомянутый Билибино, а также Певек и столичный Анадырь. Певек – самый северный город в России, является важным портом на Северном морском пути в восточном секторе русской Арктики, Анадырь же расположен на берегах Тихого океана. Вдоль океанского побережья расположены и самые крупные чукотские ПГТ и посёлки: Эгвекинот, Угольные Копи, Провидения, Лаврентия, Беринговский. Прибрежное расположение делает эти населённые пункты доступнее для завоза грузов, поэтому в сравнении с ними до Билибино, расположенного в глубине материка, не так-то просто доставить грузы и товары народного потребления.

Именно удаленность от основных транспортных путей и делает Билибино одним из самых дорогих для проживания городов России. Для чего же живут 5500 человек в такой «глуши»? Город был основан в 1955 году, когда в долине реки Каральваам было обнаружено первое россыпное золото промышленной концентрации, и с тех пор маховик стройки и промышленного освоения только набирал обороты. К 1989 году в Билибино уже жило 15 558 человек. К слову сказать, 1989 год стал годом наибольшего расцвета для всей русской Арктики, тогда, в конце 1980-ых, там было сосредоточено максимальное количество населения за всю историю освоения Севера. Во времена СССР на всей территории Крайнего Северо-Востока нашей страны строились новые посёлки, осваивались новые месторождения, люди переселялись сюда из центральной России – жить и работать.

В 1991 году страна распалась на части, но голод, разруха и общее обнищание до Чукотки дошли не сразу. Волна общенационального бедствия достигла самой восточной части России году эдак к 1995, и всего через 5 лет квартира в Билибино стоила каких-то 5 000 рублей и это при зарплате местных золотодобытчиков в 10-15 тысяч рублей и при цене на самолёт Билибино – Москва около 4-6 тысяч рублей (квартира по цене билета на самолёт!). В то странное время население Чукотки и соседней Магаданской области сократилось на две трети (60%!). На Чукотке закрывались целые посёлки, людей переселяли на Большую Землю, например, в Воронеж и Белгород. Вот и в Билибино от былых 15 558 жителей осталось около 5 500.

Занятость населения Билибино

Меня, как любителя Севера и Арктики в частности, манили эти малоосвоенные, до сих пор дикие края. Поэтому в 2022 году, летом, я предпринял большое путешествие по Крайнему Северо-Востоку нашей страны. В рамках которого и посетил Билибино. В городе существуют три основные «касты»: военные, атомщики и золотодобытчики.

Несмотря на то, что в 1990-ых большинство военных частей на Дальнем Востоке были расформированы и сокращены, в Билибино до сих пор расквартированы военные. Войсковая часть секретная, поэтому подробнее о ней я рассказать не могу. Но это не мешает ей быть, как говорится, одним из «градообразующих предприятий» и стабильно выплачивать зарплату многим жителям города.

Другим крупным работодателем является Билибинская АЭС. Она является одной из самых северных атомных станций в мире. Была построена в 1976 году – именно тогда запустили последний 4 энергоблок. Каждый блок имеет мощность в 12 МВт (суммарная мощность 48 МВт), столько энергии требовалось для работы ГОКа (Горно-обогатительного комбината) и других крупных золотодобывающих предприятий в районе. Кроме электричества, станция вырабатывает тепловую энергию для теплоснабжения Билибино. Но после развала СССР, большого оттока населения и закрытия большинства предприятий столько электрической энергии стало не нужно, поэтому в 2022 году был выведен из эксплуатации I энергоблок и по плану в ближайшие 5-6 лет закроют и остальные. Это, конечно же, сильно ударит по жизни города – снова люди будут уезжать с насиженных мест. Взамен, кстати, в Певеке была установлена первая в мире ПАТЭС Академик Ломоносов (плавучая атомная станция). ПАТЭС ввели в эксплуатацию в 2020 году.

ПАТЭС Академик Ломоносов. Фото: Росэнергоатом

Третья «каста» – золотодобытчики. Большинство из них теперь приезжают лишь на вахты, и редко кто постоянно живёт в Билибино. В 1990-ых «невидимая рука рынка» решила, что слишком дорого содержать школы, больницы и прочую инфраструктуру в северных городах и посёлках, и большая часть из них была закрыта. Теперь золото добывают вахтовики, приезжающие сюда на один-два месяца.

Билибино в наше время, или жизнь простого человека

Из-за того, что Билибино потерял две трети населения, две трети домов в городе стоят заброшенными. Тех, кто решил остаться жить на севере, переселили в несколько кварталов, в которых поддерживается жизнь, остальные микрорайоны потихоньку разваливаются – их уже не восстановить. Так как все заброшенные дома стоят отдельно от жилых, то ощущения общей разрухи и безнадежности в Билибино отсутствует. Некоторые дома не так давно раскрасили разноцветными красками, и теперь они смотрятся не так уныло, как их серые собратья, до которых ещё не дошла очередь покраски.

Как я уже писал выше, специфическое расположение Билибино в глубине материка, в отдалении от наземных и морских транспортных путей делает его труднодоступным, но не для людей (сюда почти всегда без особого труда можно прилететь на самолёте, правда за баснословные деньги), а для товаров. Представьте сами, чтобы житель Билибино приобрел машину (если он не покупает одну из тех, что уже есть в Билибино), ему нужно провернуть следующее. Каким-то образом выбраться во Владивосток или другой крупный город России, купить автомобиль и затем отправить машину в Билибино. Машина проделает следующий долгий путь: сначала на платформе поезда до Владивостока, затем её перегрузят на судно и отправят в Магадан, затем оттуда, с помощью фуры, по трассе «Колыма» транспортируют в Сеймчан (порт в верховьях реки Колыма), в Сеймчане машину перегрузят на речное судно и отправят вниз по реке до посёлка Анюйск, и только там владелец сможет получить своё транспортное средство. При этом из Анюйска машину нужно будет перегнать 250 км по гравийной (круглогодичной) дороге в Билибино. Сравните это с тем, как покупает машину в автосалоне обычный житель мегаполиса типа Москвы или Новосибирска.

Выше описан один из летних транспортных путей, по которому в Билибино могут попасть различные продовольственные и хозяйственные товары. Этим же путем, на попутном судне по реке Колыма попал на Чукотку и я в рамках своего путешествия по Дальнему Востоку России. Другой путь в Билибино начинается также из Владивостока. Судно идёт на Чукотку мимо берегов Камчатки, пунктом назначения может быть пгт Эгвекинот или Певек. Именно эти два населённых пункта связаны с Билибино посредством летней дорожной сети пятой категории (иначе «лишь бы проехать»), эта дорожная сеть функционирует с середины июля (именно в это время на реках заканчивается паводок) до середины сентября (редко до конца месяца, в зависимости от того, когда выпадет снег). От Эгвекинота до Билибино больше 1000 км в одну сторону, дорога непростая и опасная (местные шоферы добавили бы, что трезвым там ехать нельзя), через большинство рек мостов нет и их приходиться преодолевать вброд. В одиночку по таким дорогам ездят редко, чаще колоннами. От Певека до Билибино около 650 км по летней дороге, она тоже непроста, так как проходит через горы. Певек принимает суда не только из Владивостока, но и те, что пришли по Северному Морскому Пути из Мурманска или Архангельска.

Дорога Билибино – Певек.

Такая сложная логистика часто удваивает цены на товары долгого хранения типа гречки или картошки. За короткое лето нужно завести товаров на весь год вперёд, зато цены в течение года в магазинах не меняются. Но если что-то закончилось быстрее, чем планировали, то зимой для доставки груза приходится использовать самолёт, а это приводит к удорожанию товара в разы. Так, картошка к началу весны может стоить и 300-400 рублей за кило, десяток яиц около 200, бананы по 600-700 рублей за килограмм, зелень около 2000 за кило. Зимой. кроме самолёта, можно завезти товар по зимнику по маршруту Якутск – Усть-Нера – Зырянка – Среднеколымск – Анюйск – Билибино, но и он функционирует с середины февраля до апреля (всего два месяца!). Да и много ли привезёшь на КАМАЗе для города с населением в 5 500 человек.

Конечно же, большинство жителей занимаются рыбалкой, охотой и собирательством ягод и грибов. Если не делать летом никаких запасов на зиму и питаться исключительно едой из магазина, то никаких денег не хватит.

Другая такая привычная жителю мегаполиса вещь, как быстрый безлимитный интернет, тоже появилась совсем недавно, всего пару лет назад. Ещё 5 лет назад жители Чукотки, так же как и Магадана или Камчатки, раз в два года (за счёт льготного отпуска, т.е. когда оплачивают перелёт всей семье) вылетали на материк и там, у родственников или друзей, скачивали фильмы и музыку на переносные жесткие диски на два года вперёд.

Мобильная связь на Чукотке появилась впервые в 2008 году!

Жизнь на Крайнем Северо-Востоке страны совершенно отличается от жизни в Москве, Екатеринбурге и даже Сибири. С другой стороны, как интересно, когда в глобализированном мире ещё остаются такие заповедные уголки.

***

Константин Каськаев, специально для GoArctic

Климат и экология

Билибино на климатической карте России находится в пределах арктического пояса, характеризующегося очень низкими зимними температурами. Абсолютный минимум зафиксирован на уровне -58°С. Лето короткое, преимущественно холодное, но в аномально жаркие дни температура воздуха поднимается до 30°С и выше.

Полярная ночь на широте города наступает в первой декаде декабря и продолжается до середины января. Дни, когда над Билибино не заходит солнце, наступают в мае, а заканчиваются ближе к концу июля. Город находится в зоне вечной мерзлоты. В жаркий сезон почва оттаивает на глубину до нескольких десятков сантиметров.

Основные климатические характеристики:

месяц наименованиеянварьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь
Средняя температура, °С-32-33-29-19-471070-14-27-32
Количество осадков, мм10,09,222,36,510,656,170,479,526,325,033,713,6
Дни с туманом000000121000
Средняя
влажность воздуха, %
939492919165657280929494
Дни с метелями2519141071009201821
Количество солнечных дней4671010118107444
Средняя скорость ветра, м/с1,41,61,71,71,92,72,82,32,01,41,81,5

Большую экологическую угрозу для инфраструктуры города представляет глобальное потепление климата и связанное с этим усиление таяния вечной мерзлоты. При повышении температуры происходит освобождение из содержащих органику верхних слоёв вечной мерзлоты метана и углекислого газа, что ещё больше усиливает парниковый эффект.

Размораживание вечной мерзлоты также приводит к выталкиванию на поверхность воды, что провоцирует заболачивание новых территорий. Образующиеся при таянии трещины и провалы способны разрушить здания и инженерные коммуникации. Это особенно опасно в регионе, где расположена действующая АЭС.

Общая численность населения

На протяжении последних десятилетий население Билибино стабильно сокращалось. Город стал одним из лидеров в России по убыли числа жителей. Если в 1989 г. в нём проживало 15,5 тыс. человек, то в 2018 г. оно сократилось до 5,3 тыс. жителей.

Только в 2022 г. наметилась стабилизация, а в следующем году наметился небольшой рост: к концу 2022 г. население Билибино составило 5,5 тыс. человек. Среди них доля мужского населения составляет около 52 %.

Трудоспособные жители города заняты на крупнейших предприятиях города. К ним относятся филиал концерна Росэнергоатом Билибинская атомная элекростанция, золотоносный рудник Кепервеем, старательские артели Полярная звезда, Луч, Сияние и овощная фабрика Росинка.

В этническом отношении в городе преобладают жители чукотской народности, составляющие 41% населения. Около 21% приходится на представителей других северных народов: эвенов, коряков, ительменов, ламутов. Русские и другие некоренные национальности составляют примерно 38% населения.

Демография

В типичном для постсоветского периода развитии Дальний Восток России, Население Билибино значительно сократилось после распад Советского Союза. Вовремя Советская перепись 1989 года, население Билибино составляло 15 558 человек;[16] он упал до 6 181 в Перепись 2002 года[17] и далее до 5 506 в Всероссийская перепись 2010 г..[4] По состоянию на январь 2010 года этнический состав города в основном был Россияне (71%) и Украинцы (15%); Чукчи и Эвены составили 6% и 3% соответственно; при этом на все остальные национальности приходится менее 1% каждая.[нужна цитата

]

Достопримечательности

Билибинский краеведческий музей им. Г.С. Глазырина ‒ самая значимая достопримечательность городка. Он создан как общественное учреждение в 1972 г. Инициатором его открытия стал геолог Григорий Сергеевич Глазырин, имя которого теперь присвоено музею.

В экспозиции выделяется количеством экспонатов палеонтологичеекий отдел, где представлена фауна ледникового периода. Один из главных экспонатов ‒ муляж мамонтёнка в натуральную величину. Среди других отделов большой интерес у посетителей вызывает этнографическая экспозиция, разделы о природных богатствах региона, истории его освоения.

Необычную историю имеет городской памятник участникам Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. В 1990-е гг. огромный валун весом в несколько тонн с отверстием в середине был доставлен геологами в центр города в знак протеста против закрытия рудников.

После преодоления конфликта камень так и остался на улице. В 2015 г. в год 70-летия победы вылун был превращён в памятник погибшим. На его поверхности появилась надпись в память о погибших героев, а сквозное отверстие было закрыто красной звездой.

Ещё один памятник установлен на улице в честь основателя города, геологу Ю.А. Билибину, стоявшему у истоков разработки золотых приисков в регионе. Он открыт в январе 2004 г. в городском сквере.

Основанием для бронзового бюста стал валун весом около 20 т. Любопытная достопримечательность Билибино ‒ смотровая площадка на сопке Орбита. С высоты её склона виден весь городок в окружении отрогов гор.

Транспорт

По улицам Билибино общественный транспорт ходит по двум автобусным маршрутам. Один из них связывает центр города с посёлком Кепервеем, где расположен ближайший аэропорт. Автобусы второго маршрута связывает несколько микрорайонов городка. Для пассажирских перевозок используются автобусы МАЗ-103 и ЛАЗ-695Н.

С ближайшими посёлками город связан сетью автодорог с грунтовым покрытием. Важнейшая из них ‒ грунтово-галечная трасса, по которой из порта Зелёный Мыс на реке Колыме ведётся основное снабжение города.

Ближайший аэропорт с грунтовой взлётно-посадочной полосой в посёлке Керпеевем построен в 1970 г. С этого года он мог принимать самолёты Ан-2, Ил-14, с 1972 г. здесь стали приземлятся Як-40, Ан-24, а через год вертолёты Ми-8.


Аэропорт Керпеевем, Билибино, Чукотка

Инфраструктура и здание аэропорта были построены к 1975 г. В 2008 г. весь аэродромный комплекс был модернизирован. После реконструкции, аэропорт стал принимать современные среднемагистральные самолёты.

Жильё

Единственная в городе гостиница Северянка находится в 800 м от центра на Октябрьской улице. Одновременно она может принять 48 постояльцев в 24 номерах классов стандарт-бизнес и люкс. Также можно забронировать спальное место в общем номере. Стоимость отдельного номера начинается от 2 400 руб./сутки.

Гостиничные номера оснащены удобной мебелью, холодильником, телевизором, микроволновой печью, другими бытовыми и кухонными приборами. Предоставляется доступ к Интернету через wi-fi. Питание в гостинице не предусмотрено.


Гостиница Северянка

Альтернативным вариантом временного проживания в Билибино может стать аренда квартиры. Средняя стоимость услуги по данным сайта «Твой адрес» в апреле 2022 г. составляет 6 191 руб. в месяц. Стоимость аренды однокомнатной квартиры начинается от 5 000 руб./месяц, двухкомнатной ‒ от 6 тыс. руб./месяц и выше.

Есть возможность арендовать квартиру посуточно по цене от 1 500 руб. в день. Основной жилищный фонд города состоит из построенных на сваях домах средней этажности. Крупнопанельные или блочные здания в 4-5 этажей симпатичны ярко раскрашенными фасадами.

Продукты

Билибино на карте России отмечен в числе городов с самыми высокими ценами на продукты. Связано это со значительным удалением от морских портов, через которые в основном ведётся снабжение Крайнего Севера.

Примерные цены на отдельные категории товаров приведены ниже:

  • картофель, капуста ‒ 100 руб./кг
  • лук, свёкла ‒ 130 руб./кг
  • яблоки ‒ 260 руб./кг
  • апельсины ‒ 520 руб./кг
  • молоко, 2,5% ‒ 180 руб./л.
  • кефир ‒ 210 руб./л.
  • сметана, 220гр ‒ 165 руб.
  • сыр ‒ от 590 руб./кг
  • яйцо отборное ‒ 220 руб./десяток
  • свинина, окорок ‒ 600 руб./кг
  • оленина ‒ 400руб./кг
  • говядина ‒ от 400 руб./кг
  • колбаса ‒ от 800 руб./кг
  • пельмени, 0,5 кг ‒ от 440 руб.
  • рыба ‒ от 400 руб./кг
  • макароны ‒ от 125 руб.
  • рис ‒ от 180 руб.
  • гречка от 220 руб.
  • хлеб ‒ от 60 руб.
  • сахар ‒ от 245 руб./кг

В городе есть собственное небольшое сельскохозяйственное производство, что позволяет немного сдерживать рост цен. На фабрике Росинка в год выращивается до 68 т овощей. В 2022 г. запущен в эксплуатацию колбасный цех.

Общественные услуги

Для посещающих город туристов организация питания остаётся непростой задачей. Единственный ресторан Билибинский в будни работает с 1300 до1500 ч. По меню комплексный обед из трех блюд на одного человека стоит от 550 руб. По субботам при ресторане открывается кафе Сладкоежка.

К немногочисленным альтернативным вариантам общественного питания относятся кафе У дяди Фёдора и Chill out. В первом из них полноценно пообедать можно только по предварительному заказу. В более уютном кафе Chill out нет своей кухни и предложить здесь могут лишь чай или кофе с выпечкой и сладостями.

Взять в аренду спортивное снаряжение для активного отдыха и путешествия по окрестностям города можно у сотрудников городского спортивно-оздоровительного комплекса. Под его крышей также находятся плавательный бассейн с пятью дорожками и сауна. В Билибино созданы условия для занятий сноубордом, лыжами, хоккеем и другими игровыми видами спорта.

Какие здания в Билибино?

Живут в городе в многоэтажках и частных домах. Лучше всего выглядит район «Арктика». Дома, стоящие на сваях, как и положено в северных условиях, покрашены жизнерадостными, разноцветными полосами и выглядят вполне крепкими. Билибино (Чукотка) — это город, в котором много заброшенной техники и пустующих зданий. Вывозить все это отсюда дорого.

Интересно, что до сих пор ведутся строительства, различных объектов. Например, в 2011 году возвели православную церковь. В городе много детских площадок, да и сами дети пока есть. Даже в таких условиях люди хотят создавать семьи и обзаводиться малышами.

Раньше здесь был бассейн, здание которого не выдержало морозов и потрескалось. Но в сентябре 2014 года открылся новый современный спортивно-оздоровительный комплекс. Чтобы посетить бассейн, расположенный в нем, надо, как и везде, получить медсправку и приобрести купальные принадлежности. Здесь тщательно следят за составом воды и даже установили бойлер, чтобы в здании всегда было чем помыться в душе. Как и во всех северных городах, в Билибино имеется баня, в которой можно погреться.

Много интересного увидит в городе турист. Далекое, но замечательное и любимое местными жителями место — Билибино (Чукотка). Фото, которые можно увидеть в этой статье, показывают, что жить люди хотят везде.

Город, в принципе, не собирается умирать, хотя, похоже, скоро ему все-таки придется это сделать, если закроют атомную электростанцию, что уже в планах у государства.

Вообще, Билибино (Чукотка) — это живописное место. Там имеется и горы, и лес, и река. Некоторые жители настолько привыкли к своему городу, что не хотят никуда отсюда уезжать. А другим попросту некуда.

Связь и Интернет

К 2022 г. Чукотка осталась единственным субъектом Российской Федерации, не имеющей волоконно-оптических каналов связи (ВОЛС) для передачи информации.

Региональные провайдеры Интернета вынуждены предлагать своим клиентам спутниковый Интернет, что приводит к росту тарифов при низком качестве услуги. Информационный сигнал поступает с орбиты с космических спутников Ямал-300 и Экспресс-AMS.

Ростелеком предлагает в Билибино единственный тариф со скоростью доступа до 8Мбит/с с трафиком в 4ГБ за 465 руб./месяц. Безлимитный Интернет от АрктикРегионСвязь обходится потребителям в 16,1 тыс./руб. ежемесячно.

В 2022 г. планируется завершить строительство магистрального канала ВОЛС с веткой до Билибино. До этого времени с целью снижения тарифов администрация Чукотки подписала соглашения о предоставлении субсидий на услуги сотовой связи и Интернета с компаниями Ростелеком, Вымпелком и Мегафон.

Сотовая связь в Билибино представлена тремя федеральными операторами: МТС, Билайн, Мегафон. Они обеспечивают достаточно стабильную связь, но относительно низкого качества. В городе также работает небольшая АТС, обслуживающая несколько сотен стационарных телефонов.

Туризм

Сфера туристического бизнеса в Билибино находится в стадии становления. В городе нет ни достаточного количества гостиниц, ни сопутствующей индустрии развлечений. При этом, город и его окрестности не остаются без внимания туристических компаний из других регионов Чукотки и страны.

Билибино на карте России служит начальной точкой маршрутов спортивного и экстремального туризма. Всего в 70 км от Кепервеема находится уникальная геологическая аномалия ‒ Анюйский стратовулкан. Для мира науки его открытие произошло совсем недавно, в 1956 г.

Кратер вулкана расположен на склоне горы Вулканная на высоте м. Необычная особенность природной достопримечательности ‒ застывший «лавовый язык», длина которого по разным источникам, составляет от 40 до 56 км.

Захватывающим приключением для подготовленных туристов может стать сплав по рекам Омолон, Большой и Малый Анюй. Путешествие по воде по почти незаселённым местам ‒ уникальная возможность лучше узнать первозданную природу края.


Сплав по реке Омолон

На территории Билибинского района находится несколько памятников археологии. В верховьях реки Малый Анюй на берегах озера Тытыль обнаружены культовые места и стоянки древних охотников. Возраст сделанных там находок оценивается в 10 тыс. лет. Стоянки эпохи неолита также найдены на мысе Синицына, озере Среднем и ряде других мест.

Отмена почти по всей Чукотке в 2022 г. режима закрытой пограничной зоны открыла новые горизонты развития туризма в Билибинском районе. Город и регион привлекателен для любителей экстремального и экологического туризма, водными и сухопутными маршрутами по труднодоступным и редкозаселённым местам.

Потенциально перспективным направлением считается познавательный этнический туризм. Серьёзными препятствиями для превращения Билибино в новый туристический центр на карте России остаётся высокая стоимость туров по Чукотке, сложная экономическая ситуация, удалённость от транспортных узлов и недостаточное развитие необходимой инфраструктуры.

Рекомендации

Примечания

  1. ^ абcdе
    Закон № 33-ОЗ
  2. ^ абcdежграммчас
    Официальный сайт Билибинского района. Общее описание города Билибино В архиве 16 марта 2016 г. Wayback Machine (на русском)
  3. ^ аб
    Официальный сайт Билибинского района. О районе. Городские и сельские поселения (на русском)
  4. ^ абc
    Федеральная служба государственной статистики России (2011). «Всероссийская перепись населения 2010 года. Том 1» [Всероссийская перепись населения 2010, т. 1].
    Всероссийская перепись населения 2010 года [Всероссийская перепись населения 2010]
    (на русском). Федеральная служба государственной статистики.
  5. «26. Численность постоянного населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2022 года». Федеральная служба государственной статистики. Получено 23 января, 2022.
  6. ^ абcdе
    Закон № 43-ОЗ
  7. «Об исчислении времени». Официальный интернет-портал правовой информации
    (на русском). 3 июня 2011 г.. Получено 19 января, 2022.
  8. Почта России. Информационно-вычислительный центр ОАСУ РПО. (Почта России
    ). Поиск объектов почтовой связи (
    Поиск почтовых объектов
    ) (на русском)
  9. Чуванайские горы, Национальный атлас России
  10. ^ аб
    Petit Fute.
    Чукотка
    , п. 100
  11. ^ абc
    Petit Fute.
    Чукотка
    , стр. 102f
  12. ^ абc
    Совет по сотрудничеству в области безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе (CSCAP). Ядерная прозрачность в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Билибинская ГРЭС В архиве 8 июля 2008 г. Wayback Machine
  13. Директива № 517-рп
  14. Наттолл, Марк. Энциклопедия Арктики
    . Рутледж. п. 241. ISBN 1-57958-436-5 .
  15. ^ аб
    «Билибино-2 в России с лицензией на эксплуатацию до 2025 года — Nuclear Engineering International».
    www.neimagazine.com
    . Получено 4 мая, 2022.
  16. «Всесоюзная перепись населения 1989 г. Численность наличного населения союзных и автономных республик, автономных областей и округов, краёв, областей, городских поселений и сёл-рай Об административно-территориальном устройстве Чукотского автономного округа «». Вступил в силу по истечении десяти дней со дня его опубликования. Опубликован: «Ведомости», №7 (28), 14 мая 1999 г. (Дума Чукотского автономного округа. Закон № 33-ОЗ от 30 июня 1998 г. Об административно-территориальном устройстве Чукотского автономного округа
    В редакции Закона от 09.06.2012 № 55-ОЗ.
    О внесении изменений в Закон Чукотского автономного округа «Об административно-территориальном устройстве Чукотского автономного округа»
    . Действует по истечении десяти дней со дня официального опубликования.).
  17. Правительство Чукотского автономного округа. Распоряжение №517-рп от 30 декабря 2008 г. «Об утверждении реестра административно-территориальных и территориальных образований Чукотского автономного округа», в ред. Распоряжения №323-рп от 27 июня 2011 г. «О внесении изменений в Распоряжение Правительства Чукотского автономного округа от 30 декабря 2008 года №517-рп». Опубликован: База данных «Консультант-плюс». (Распоряжение Правительства Чукотского автономного округа от 30 декабря 2008 г. № 517-рп Об утверждении Реестра административно-территориальных и территориальных образований Чукотского автономного округа
    В редакции Директивы № 323-рп от 27.06.2011 г.
    О внесении изменений в постановление Правительства Чукотского автономного округа от 30 декабря 2008 г. № 517-рп.
    . ).
  18. Дума Чукотского автономного округа. Закон №43-ОЗ от 29 ноября 2004 г. «О статусе, границах и административных центрах муниципальных образований на территории Билибинского района Чукотского автономного округа», В ред. Закона №88-ОЗ от 20 октября 2010 г «О преобразовании путём объединения поселений на территории Билибинского муниципального района и внесении изменений в Закон Чукотского автономного округа« О статусе, границах и административных центрах муниципальных образований на территории Билибинского района Чукотского автономного округа »». Вступил в силу через десять дней со дня официального опубликования. Опубликован: «Ведомости», №31 / 1 (178/1), 10 декабря 2004 г. (Дума Чукотского автономного округа. Закон от 29 ноября 2004 г. № 43-ОЗ). О статусе, границах и административных центрах муниципальных образований на территории Билибинского района Чукотского автономного округа
    В редакции Закона от 20 октября 2010 г. № 88-ОЗ.
    О преобразовании (присоединении) населенных пунктов на территории Билибинского муниципального района и внесении изменений в Закон Чукотского автономного округа «О статусе, границах и административных центрах муниципальных образований на территории Билибинского района Чукотского автономного округа»
    . Действует в течение десяти дней после официальной даты публикации.)
  19. Petit Fute. Чукотка
    .
  20. Макнайт, Том Л; Гесс, Даррел (2000). «Климатические зоны и типы». Физическая география: оценка ландшафта
    . Река Аппер Сэдл, Нью-Джерси: Prentice Hall. ISBN 0-13-020263-0 .
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]