Страна | Россия |
Субъект федерации | Рязанская область |
Муниципальный район | Клепиковский район |
Почтовый индекс | 391001 |
Часовой пояс | UTC+4 |
Координаты | Координаты: 55°06′43″ с. ш. 40°33′58″ в. д. / 55.111944° с. ш. 40.566111° в. д. (G) (O) (Я)55°06′43″ с. ш. 40°33′58″ в. д. / 55.111944° с. ш. 40.566111° в. д. (G) (O) (Я) |
Конфессиональный состав | большинство православные |
Код ОКАТО | 61 210 554 |
Прежние названия | Николаевская Тума |
ПГТ с | 1938 |
Национальный состав | большинство русские |
Население | ▲ 6 350[2] человек (2010) |
Автомобильный код | 62 |
Глава | Лазарев Виктор Михайлович[1] |
Тума — посёлок городского типа в Клепиковском районе Рязанской области России.
Население 6357 человек (2008 год).
Посёлок расположен на реке Нарма (приток реки Гусь), в центральной части Мещёрской низменности на небольшом возвышении — Егорьевско-Касимовской моренной гряде. Расстояние от районного центра — 30 км, от Рязани — 96 км, от Москвы — 200 км.
Железнодорожная станция: ширококолейная (Тума — Владимир) и узкоколейная (Тума — Голованова Дача) дистанции.
История
Статус посёлка городского типа получен в 1938 году, до того времени — село. Первоначальное название — Николаевская Тума, первый компонент которого связан с местной церковью: населённый пункт упоминается в писцовых книгах 1637—1648 гг. как погост с церквями во имя Николая Чудотворца и Ильи Пророка. Название Николаевская Тума было противопоставлено названию Воскресенская Тума, которое носило соседнее селение (село Воскресенье). После 1917 года во избежание ассоциаций с именем императора Николая II село стало называться Тума.
В начале 1930 года здесь произошло антиколхозное выступление крестьян. Поводом послужило закрытие сельской Троицкой церкви районной властью. С требованием открыть её в ночь на 23 февраля выступило 150 человек, а на следующий день их было уже 500. Такие же требования были высказаны ещё в 5 соседних селениях, а в 4 селениях раздавались лозунги «Долой колхозы!». Как отмечали чекисты, возглавлявшие движение элементы пытались придать ему политический характер, выставляя лозунг «Долой коммунистов!». Движением были охвачены Тума, Тверино, Извеково, Ветчаны и Спирино. В последнем 28 февраля совершено покушение на заместителя секретаря Тумского райкома ВКП(б) Брусилова — в него выстрелили из револьвера.
Тума Николаевская | Достояние
Паустовский в заметках о прозе Куприна отсылает читателя к любопытному рассказу «Болото», который, по его мнению, «с потрясающей силой обличает идиотизм деревенской жизни и тупую, поистине рабскую покорность человека перед недоброй силой тогдашнего общественного строя». Да и весь цикл рассказов, который Александр Куприн написал будучи в мещёрских краях, открыли дореволюционному столичному читателю глаза на естество старой мещёрской деревни, поведали о горькой судьбе «богом проклятого» захолустья в рассказах «Мелюзга», «Болото», «Лесная глушь», «На глухарей». В «Попрыгунье-стрекозе» писатель поминает и Туму — это большое торговое село, о котором сами местные про себя говорили «Тума железная, а люди в ней каменные».
Тума Николаевская в качестве погоста упоминается в списках писцовых книг Василия Крапоткина 1637-1648 годов — «В Тумской же волости погост на государеве и великого князя Михаила Фёдоровича всеа Руси земле». К 1649 году в Туме уже существовала церковь — царь Алексей Михайлович выдал специальный документ, что принадлежит оной обозначенный участок земли. Вместо обветшавшей деревянной в честь пророка Ильи в 1791 году «дозволено было построить» новую церковь — деревянную же —в честь Святой Троицы с приделом Ильинским, «старую же церковь велено разобрать и годный из нея лес употребить на вновь устрояемую». В Клепиковском районе каменное строительство всегда было делом дорогим, ведь природный строительный материал здесь — многие метры песка, а ближайшие доступные месторождения камня залегают на востоке Мещёры в районе Касимова. Потому прежние тумчане привыкли строить из дерева. В 1797 году ту церковь достроили и освятили, но, не простояв и полувека, 17 марта 1841 года она сгорела. На месте деревянной Никольской церкви стольником Леонтьевым построена каменная, в которой, хотя и находилось три престола — в честь Воскресения Христова, Иоанна Предтечи и Святителя Николая, но «по причине малых ея размеров, прихожане едва помещались». Вследствие этого приступили к строительству ныне существующей каменной Троицкой церкви. Из примечательного хранится в церкви Евангелие, пожертвованное супругой стольника Леонтьева, Ириною Ивановною, «для поминовения мужа ея», которого здесь же под церковью и похоронили, а на место погребения указывает сохранившийся доселе надгробный памятник.
Соседствовало с Николаевской Тумой село Тума Воскресенская — название дала церковь Вознесения Христова. Сегодня это село Воскресение в Клепиковском районе. Само же название селения — Тума — объясняют, опираясь на изученные эрзя-мордовский и марийский языки. В марийских диалектах «тум» — это дуб, а также «глушь, непроходимый лес».
Как и Клепики, Тума выгодно расположилась у Московско-Саратовского тракта, по которому шли товары из Москвы в Поволжье и с юга в Москву. Дорога обросла легендами, в коих упоминается и о разбойниках, которыми будто бы славились Тума и село Окатово, что вслед по той же дороге. Так вот, тумские и окатовские «шалили» по тракту и грабили купеческие обозы, откуда пошла купеческая поговорка: «Проедешь Туму да Окатово — доедешь до Саратова»… Скудно по тем временам жили не в одних Клепиках — все мещёрские селения не отличались благополучием. По официальным данным, в 1891 году в Туме было 76 дворов, грамотных из четырёх мужчин — один, а женщин — единицы. С 1885 года существовала здесь двухклассная церковно-приходская школа. Не имелось ни клубов, ни библиотек, зато спросом пользовались кабаки — на Туму насчитывалось аж одиннадцать питейных заведений.
К началу XX века проложенная через Мещёру узкоколейка от Рязани до Владимира стала своеобразной точкой невозврата. Село развивалось — отстроили депо для паровозов, имелась земская больница, школа, аптека, почтовая станция, четыре кузницы, кирпичный заводик, две пекарни, винный склад, пруд и 27 колодцев с не очень хорошей водой. После 1917 года, по одной из версий, во избежание ассоциаций с именем Николая II название села усекли до Тумы, а к 1938 году оно приобрело статус посёлка городского типа. В Великую Отечественную многие девушки из Тумы и окрестных деревень и сёл работали на добыче торфа у Шатуры и Туголеса. Добытый торф вагонами отправляли на электростанции — за мужскую работу принимались не раздумывая, — страна ждала топливо, благодаря которому не останавливались заводы, нуждающиеся в энергии, в домах был свет и тепло. Но труд на торфяниках был безумно тяжёлым: как вспоминает Любовь Семёновна Ярцева, 1925 года рождения, уроженка деревни Амлешево, 16-летней девушкой в две смены лопатой швыряла торф в вагонетку. Рассказывает, «было страшно — то здесь, то там сухой торф начинал гореть, а одна из девушек провалилась и сгорела на наших глазах, шанса помочь ей не было, ведь пропасть росла, не было времени даже оплакивать подругу».
Центр жизни посёлка нынче — придорожный рыночек. Он примкнул к автовокзалу, где транзитники всегда рады закупить домой «правильного» товару. В маленькой Туме остановку делают автобусы, следующие на Рязань, Касимов, Муром, Владимир, Нижний Новгород, и автобусики на Малахово, Воронцово, Бусаево да Колесниково. В любое время года тут и товар согласно сезону: к осени — ягодно-грибная тема расходится в банках, в качестве сувениров местные умельцы предлагают тушки животных, а ближе к телу — душевные шерстяные носочки, варежки и телогрейки на выбор.
Хотя бы ради встречи с приветливо-застенчивыми тумчанами стоит отправиться сначала по трассе М5 до Рязани, далее по касимовской дороге и, преодолев 96 километров, запастись природными дарами к предстоящему ужину.
comments powered by HyperComments
Людмила Рубцова
dostoyanie.info
Экономика
В посёлке действует тумское автотранспортное предприятие и рязанский леспромхоз, асфальтобетонный , швейная фабрика. Пищевая промышленность представлена молочным заводом и фермерскими хозяйствами. В окрестностях посёлка располагается газокомпрессорная станция «Тума».
Сфера торговли представлена сетевыми универсамами («Магнит», «Пятёрочка», «Дикси», «Авакадо», «Красное и Белое»). Раз в неделю, по четвергам в Туме работает вещевой и сельскохозяйственный рынок.
В посёлке работают отделения Почты России, Сбербанка, действует метеостанция.
В Туме находится больница и станция скорой медицинской помощи, расположенные посреди лесного бора в близлежащем селе Снохино.
Транспорт
Через посёлок проходят трассы Р105 и Р73, соединяющие Москву с Касимовым и Туму с Владимиром. Расстояние до Касимова — 60 км, до Рязани — 100 км, до Москвы — 205 км, до Владимира — 130 км.
Автостанция Тума располагается на развилке этих дорог, и обслуживает межобластные и транзитные маршруты на Москву, Владимир, Муром, Нижний Новгород и Иваново, внутриобластные на Рязань, Спас-Клепики, Касимов и местные перевозки.
Автостанция
Тума — исторический железнодорожный узел на севере Рязанской области (станция Тумская). В конце XIX века через посёлок была проложена линия Рязанско-Владимирской узкоколейной железной дороги, и почти на столетие Тума стала ассоциироваться именно с ней. В Туме было построено крупное железнодорожное и локомотивное депо.
В 1924 году участок магистрали на отрезке Тума — Владимир был перешит на широкую колею, и тумское депо стало обслуживать сразу два вида железнодорожной техники.
В 2011 году руководство Горьковской железной дороги несмотря на многочисленные протесты со стороны общественности и статуса исторического памятника Рязанской области демонтировало все узкоколейные железнодорожные пути, оставив на станции обслуживание только широкой колеи.
Через Туму также проходит магистральный газопровод Нижняя Тура — Пермь — Горький — Центр, на котором размещена компрессорная станция.
Затерянная Рязань. Тумское противостояние
Спас-Клепики и Тума. Два населенных пункта, не уступающие друг другу ни численностью населения, ни характером. Объединенные одной районной властью, они живут совершенно по-разному. Первый – город – обласкан, насколько это возможно, финансированием из государственного бюджета. Второй – поселок – со своими бедами привык справляться сам. Наверное, отсюда и берет свое начало некое противостояние между Спас-Клепиками и Тумой, известное сегодня по всей Рязанской области. Журналисты YA62.ru
, в рамках проекта «Затерянная Рязань», решили посетить поселок с богатой, но отчего-то забытой историей.
Жителей Тумы правильно называть – тумчане. Но, как говорят местные, на «тумаков» они тоже не обижаются. Есть много версий, откуда пошло такое название населенного пункта. Если отойти от толкового словаря Даля, то по-рязански «тума» – это низменность, заполненная туманами. Однако если посмотреть географически, то Тума, наоборот, располагается на возвышенности, а окружают ее болота. Еще по одной версии, «тумо» означает «дуб», и это куда ближе к истине, поскольку поселок всегда был окружен лесами. Правда, в основном хвойными.
Сами тумчане не любят называть свои взаимоотношения с жителями Клепиков противостоянием. Говорят, дети могут перенять, начнут возникать конфликты. Поэтому предпочитают делать упор на некую спортивную борьбу, возможность посоревноваться в чем-то и набраться друг у друга опыта. Например, устроить товарищеский хоккейный матч между населенными пунктами. Конечно же, на клепиковском льду.
– А у нас в Туме нет такой хоккейной коробки, – рассказывают местные жители, которые приехали за 20 км от дома, чтобы привезти на игру своих детей и болельщиков. – Дело в том, что все блага цивилизации перепадают только Спас-Клепикам, потому что это районный центр. Здесь на бюджетные деньги строят спортивные объекты, а мы справляемся своими силами. Хотя население Тумы больше, чем Клепиков.
Представители администрации Клепиковского района разговаривать с журналистами YA62.ru
и отвечать на вопросы не захотели. Оказывается, чиновники здорово обиделись за публикацию в рамках проекта «ИнспекциYA62» о славном мещерском городке. Говорят, слишком уж низкую оценку мы им поставили за дороги и туристический потенциал: мол, Лужеградом назвали ложно, да и туристических баз на территории Клепиковского района аж четыре штуки. Правда, почему-то умолчали о том, что кроме как на такси из Клепиков в выходные дни вечером турист уехать даже в Рязань ни на чем не может. Также представители Клепиков посоветовали тумчанам свой поселок журналистам не показывать – якобы, плохо напишем.
– А нам стесняться и бояться нечего, мы привыкли своими силами со всеми трудностями справляться, – парировал житель Тумы Сергей. – У нас, например, хоккея не было до прошлого года. Детям и поиграть было негде. Потом как-то решили с коллегами во дворе нашей фирмы сделать для себя каток: погонять шайбу после рабочего дня. Смотрим – туда молодежь потянулась. Наши дети, сыновья. В этом году сделали уже два катка – чтобы фигуристы с хоккеистами не конфликтовали.
Каток этот организуется и поддерживается силами местного предпринимателя. Он сам играет в хоккей с удовольствием и сына к спорту приобщает. Местные мужики сами изобрели машины по заливке льда и по очистке снега: сварили чудо техники из того, что под руку попалось. Но получилось в итоге хорошо. Лед на тумских катках ровнее и чище, чем на городских рязанских. Все потому, что перезаливают его два раза в неделю, а к уборке снега приставлен дворник, который за работу свою получает жалование. Не из местного бюджета, конечно. А опять же из личного заработка предпринимателя.
Еще на катке организовано освещение, и заниматься спортом можно даже когда стемнеет. И все эти блага цивилизации тумчане создают за свой счет. Говорят, что у Клепиковской администрации ни на что денег не допросишься. А если и выделяются на район какие-то финансы, то все естественным образом оседают в райцентре. Отсюда и обида у местных: чем мы хуже?
В Туме много чего нет, не только установленной на государственные деньги хоккейной коробки. Например, местные отмечают, что в поселке нет тротуаров. Особенно зимой, когда после очистки трассы кучи снега лежат прямо у заборов. А еще здесь нет краеведческого музея, так что о Туме можно узнать разве что из «Википедии». Впрочем, своего рода хранительницей истории поселка можно назвать владелицу кафе «Лофт» Наталью Ивановну. Посетители заведения всегда с интересом рассматривают старые фотографии поселка, развешанные по стенам. Женщина собирала их несколько лет и едва успела оцифровать, когда в 2010 году вся ее коллекция была уничтожена страшными пожарами вместе с тем зданием, в котором хранилась.
– А вы знаете, что Тума – это рязанская Греция? – рассказывает Наталья Ивановна. – Я когда сюда приехала, здесь все было. Столько предприятий работало. Богатое было поселение. Исторически так сложилось, что этот населенный пункт транзитный, а потому и славился чуть ли не на всю Россию своими придорожными кабаками и гостиницами для ночлега. Раньше здесь было много дореволюционных построек. Но они постепенно разрушались. Сейчас осталось несколько, но власти не заинтересованы в них как в исторических памятниках.
Местные жители вообще огорчены, что в плане туризма Туму по всем фронтам обошли стороной в пользу Клепиков. И теперь региональные власти рассматривают поселок исключительно как «придорожное кафе», где туристов можно покормить. В туристический маршрут по Клепиковскому району не попал даже тумский Троицкий храм, который расписывали ученики Васнецова, пока их наставник работал в Гусь-Хрустальном и, по некоторым данным, Гусь-Железном.
– Наши деды в советское время храм отстояли, – рассказывают местные жители. – С вилами вышли и не дали его закрыть и разрушить. Вы же наверняка знаете, что в 30-е годы с церквями чего только не делали.
А еще в Туме больше нет знаменитой узкоколейной железной дороги. Местные жители говорят, что до сих пор не понимают, кому она мешала. Многие уверены, что эту достопримечательность попросту разграбили те, кто находился тогда у власти. Сегодня единственным напоминанием о том, что узкоколейка когда-то существовала, остается памятник тепловозу, который стоит на станции «Тумская».
Зато в Туме есть собственная «Припять». Во всяком случае, выглядит пейзаж, как брат-близнец чернобыльской зоны. С той лишь разницей, что в Припяти когда-то жили люди, а здесь – никогда…
– Еще в 90-е годы эти дома построил Норильский горно-обогатительный завод для своих сотрудников, – рассказывают местные. – Раньше здесь было четыре многоэтажных дома и с десяток частных. Причем несколько успели даже отделать – были окна, двери, подведены коммуникации. В общем, заходи и живи. Но что-то пошло не так, и объект был брошен. Видимо, предприятие разорилось. Так местные власти все частные дома растащили и построили из них себе жилье на берегах озер. А одну кирпичную пятиэтажку полностью разобрали и уложили из кирпичей дорогу.
По словам тумчан, дома эти стоят бесхозными, хотя местной власти ничего не стоило заявить на недвижимость свои права и реализовать квартиры в пользу местного бюджета. Тем более что на них даже была очередь и у местных данные жилплощади пользовались большой популярностью. Сравнительно недавно появился в Туме московский предприниматель, который захотел дома эти выкупить и восстановить, заселить. Взамен он попросил у тумских властей разрешения построить небольшое предприятие, чтобы обеспечить жителей рабочими местами. Судя по всему, компромисс достигнут не был, и в Туме продолжают загнивать три новостройки.
Кстати, по словам местных жителей, дорога, которая ведет к этим домам, ровная, почти новая, а дорожных знаков на ней больше, чем во всем остальном поселении. Парадокс.
– Зато у нас есть новая больница! – отмечают жители Тумы, которые вызвались провести журналистам экскурсию. – Лет 10 назад ее построили. Чистенькая и аккуратная, внутри и снаружи. Только врачей нет. Больные сами себя лечат. Бродят тихонько по коридорам. Лечатся зеленкой да корвалолом.
Местные говорят, что на весь Клепиковский район только один хороший специалист – врач Алексей Малахов в ЦРБ. Он всех тяжелых и спасает. В остальном же ситуация со здравоохранением, как и везде.
– Машина скорой помощи у нас в этом году еще одна появилась, – говорят местные. – Из Клепиков нам списали. А туда новую привезли.
И то верно, какое может быть противостояние между Клепиками и Тумой, когда второй за первым, словно младший брат, «донашивает» блага социальной сферы. И то не всегда. Если верить рассказам местных жителей, то Тума вполне могла бы стать интересным местом для туристов. Жаль только, что обо всех достопримечательностях тумчане говорят в прошедшем времени.
– А какая у нас была вкусная газировка! – вспоминают местные. – Свой завод производил. Бутылка лимонада стоила 30 копеек. А пустая стеклотара – 20. И вот родители нам накупят «Буратино», мы его выпьем, бутылки соберем, они пустые отнесут, а на вырученные деньги еще покупают. И нигде по улицам бутылки не валялись. Чистота была.
Местные в противостояние Тумы и Клепиков не верят. Говорят, что его создали искусственно те политические умы, которые давным-давно заводили разговоры об отделении поселка от Клепиковского района. Но дух конкуренции между жителями существует до сих пор. В прошлом году Рязанская область стала свидетелем рэп-баттла. Нет, не Оксимирона и Славы КПСС. А местного и оттого еще более крутого – между Клепиками и Тумой. Первые в своем вызове называют поселок «болотом». Тумчане же отвечают, что не только больше оппонентов по территории и численности населения, но и, в отличие от Клепиков, находятся на возвышенности. Но в конце зарисовки напоминают, что делить-то им друг с другом, по большому счету, нечего, потому что и те, и другие «с одного района».
Клепики с Тумой играют в хоккей, и силы явно неравны. Мальчишки из поселка проигрывают, потому что у них нет формы, нет тренера, который объяснил бы правила, и нет вратаря в непробиваемой защите. Но когда юные хоккеисты начинают возмущаться, родители мудро отвечают: «ведь так интереснее». И каждая шайба, забитая профессиональному сопернику, дорогого стоит. Пока команды меняются воротами, отцы уже обсуждают, где найти хорошего тренера детям, чтобы возродить в Туме хоккей.
– Снова будете делать это за свой счет?
– Ну, мы же из Тумы. Справимся. Нет такой задачи, которую бы мы не смогли решить своими силами.
И в этой бесконечной вере в себя у «тумаков» пальму первенства, пожалуй, вряд ли кто сможет отнять.
Фоторепортаж можно посмотреть по ссылке.
Силу воли тумских жителей оценила Дарья Копосова
Фото- и видеосъемку вела Мария Илларионова
Культура и достопримечательности
В посёлке действуют две средние общеобразовательные школы, детская школа искусств, а также спортивная школа, специализирующаяся на лыжном спорте. В центре посёлка располагается кинотеатр «Юность».
Церковь Троицы Живоначальной (Троицкая церковь) постройки 1823 года, уникальная своим мраморным иконостасом. Здание церкви является памятником архитектуры.
В лесах неподалёку от посёлка находится кладбище спецгоспиталя НКВД № 5963, на котором похоронены немецкие и румынские солдаты. В настоящее время там сооружён мемориальный комплекс.
Тума также привлекает индустриальных туристов комплексом ширококолейных и узкоколейных депо, оставшихся от Мещерской магистрали.
На железнодорожной станции Тумская есть музей узкоколейной железнодорожной техники.
В окрестностях Тумы также располагаются многочисленные затерянные в лесах бывшие станционные посёлки и лагеря НКВД, память о которых сохранилась в названиях населённых пунктов — Первое Мая, Чарусский, Оборона, Лубяники. Рядом с посёлком Голованово находятся остатки печально известного посёлка Курша-2, в котором в результате пожара летом 1936 года погибло 1200 человек.
Рядом с селом Ветчаны, в котором жил и работал русский писатель А. И. Куприн располагается урочище Курша, в котором во времена Олега Рязанского переселились выходцы из литовского княжества, создававшие в этих землях крупную католическую общину.
В центре посёлка располагается комплекс дореволюционных торговых лавок конца XIX — начала XX века.
В 2022 году отмечается 500-летие посёлка.
Тума (Рязанская область)
По переписи 1859 года в составе Касимовского уезда было 395 населённых пунктов, в число наиболее крупных входило село Николаевская Тума — 454 чел.
Аномалии климата 1890-1893 годов в Рязанской губернии (зимой до — 45, а летом до + 40) и, как следствие, неурожай и лесные пожары, подвинули к строительству узкоколейки Рязань-Пристань — Тума.
Первая временная узкоколейка в Мещёру Ока-Солотча-Пенкино (левая), построена в 1893-1894 годах. Автор проекта — генерал Анненков. Финансировали строительство в 1893-1894 годах московские предприниматели И. Поляков, И. Санин, И.А. Сытенко, а также Акционерное общество «Мещёрского подъездного пути» — купцов Лаптевых, Селиванова, Масленникова и других в числе 24 человек. Строительство узкоколейной железной поручено было инженеру П. С. Доброумову. Железная дорога работала шесть месяцев (июль-декабрь) в 1894 году и восемь с половиной месяцев (с января по 15 марта и июль-декабрь) в 1895 году. Июнь отводился на ремонтные работы и восстановление работоспособности железной дороги после разливов реки Оки. Перенос путей на постоянную узкоколейку Рязань-Пристань — Тума, осуществлено в 1897-1898 годах.
Железнодорожная станция: ширококолейная (Тума-Владимир) и узкоколейная (Тума — Голованова Дача) дистанции. Участок этой узкоколейной железной дороги является единственной в России узкоколейной железной дорогой колеи 750 мм.
14 января 1898 года, рязанцы, кто ещё не знал, с интересом читали в «Рязанских Губернских Ведомостях» напоминание:
«С 20 декабря 1897 года, открыто временное грузовое движение на участке Рязанско-Тумского подъездного пути, от станции Рязань-Пристань, до временной станции Спас-Клепики, на правом берегу реки Пры, с перевозкой частных грузов в рабочих поездах, на основании учреждённых Министерством Путей Сообщения временных правил».
В 1901 году было открыто сквозное движение от станции Рязань-пристань до Владимира (протяжённость линии — 211 километров). В 1920-х годах был построен участок Гуреевский — Голованова Дача (согласно некоторым источникам — Дача). В 1930-х годах продолжалось строительство «боковых» веток, почти все они являлись ведомственными (в составе НКПС-МПС находились только участки Владимир — Тумская — Гуреевский — Рязань-Пристань и Гуреевский — Дача). Железнодорожного моста через реку Ока в Рязани никогда не было. Сообщение между городом и станцией Рязань-Пристань осуществлялось с помощью парома либо наплавного моста, в зимнее время — по льду реки.
Согласно графика движения поездов на узкоколейной железной дороге курсировал пригородный поезд сообщением Тумская — Рязань-Пристань (1 пара, дни обращения — понедельник, четверг, суббота, воскресенье), два грузопассажирских поезда сообщением Тумская — Голованова Дача (1 пара — в ходу ежедневно, 1 пара — в ходу по воскресеньям).
В 1924 году участок от станции Тумская до станции Владимир был заменён железнодорожной линией широкой колеи. До 1960-х годов на узкоколейной железной дороге работали паровозы. Затем основным локомотивом стал тепловоз ТУ 2. С 1968 года пассажирские поезда курсировали по единственному маршруту — от станции Тумская до станции Голованова Дача, протяжённость — 31 километр, в том числе 6 километров — перегон Тумская — Гуреевский, являющийся частью бывшей Рязанско-Владимирской линии. В мае 2008 года движение пассажирских поездов сообщением Тумская — Голованова Дача было прекращено. На железнодорожной линии широкой колеи Владимир — Тумская паровозы продержались значительно дольше вплоть до 1978 года.
Автор: Бабошкин Виктор Иванович
www.bankgorodov.ru
Известные уроженцы
- Матфий Касимовский (Матвей Михайлович Рябцев) (1871—1918) — священномученик Русской Православной Церкви.
- Остроумов Стефан Иоаннович (1861—193?) — священник Троицкой церкви села Николаевская Тума, член IV Государственной думы от Рязанской губернии.
- Турбин Николай Васильевич (1912—1998) — советский генетик и селекционер, академик АН Белорусской ССР. Отец русской поэтессы и учёного-генетика Л. Н. Турбиной.
- Треков, Константин Иванович (1919—1952) — участник Великой Отечественной войны, штурман 3-го класса, советский лётчик-испытатель, старший лейтенант.