Достопримечательности города Хотьково (Московская область)

Хотьково — самый лучший город на земле. Точкой отсчета его истории можно считать основание Покровского Хотькова монастыря в 1308 году. Сегодня Хотьково — небольшой город в Сергиево-Посадском районе Московской области с населением порядка 20 тыс человек.

Местоположение Хотькова примечательно тем, что с древних времен через него проходила дорога из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру. По одной из версий, с этим фактом связано название города, который получил его от ходоков, заходивших в Покровский монастырь по дороге в Лавру для того, чтобы поклониться захороненным здесь мощам родителей Преподобного Сергия Радонежского — Кирилла и Марии.

Впрочем, правильность этой версии под большим вопросом, так как Хотьково (Хотьковский монастырь) старше Троице-Сергиевой Лавры. Ведь именно из Хотькова, похоронив здесь своих родителей, Сергий и его старший брат Стефан отправились на гору Маковец, где и основали новый монастырь.

В советское время в Хотькове действовало несколько крупных предприятий. Самым известным из них была фабрика мягкой игрушки. А самым крупным — «Электроизолит», химический завод, производивший изоляционные материалы и регулярно выдыхавший в хотьковское небо фенол, отчего оно окрашивалось в розовый цвет и становилось приторно-сладким на вкус.

Второй по размеру и причиняемому городу вреду была так называемая «Лакокраска». Производство там тоже было связано с какой-то химией, но, в отличие от «Изолита», «Лакокраска» специализировалась на загрязнении воды, сбрасывая свои зловонные отходы в Подкову — запруду характерной дугообразной формы на реке Паже. Рыбу, которая, заплыв по ошибке в Подкову, не успевала всплыть вверх пузом без посторонней помощи, невозможно было есть даже после предварительной выдержки в чистой воде на протяжении нескольких дней.

В начале девяностых хотьковские заводы и фабрики на несколько лет встали. К настоящему времени кто-то из них «почил в бозе», кто-то перепрофилировался, а кто-то восстановил производство, но уже не в тех масштабах, что прежде. Сегодня в городе действует несколько предприятий, но при этом значительная часть его жителей каждый день отправляется на работу в Москву и Сергиев Посад.

Гораздо более, чем фабриками и заводами, Хотьково славится своими дачами. Хорошо иметь дачу в Хотькове! Здесь нет супер-элитных дачных поселков и все-таки иметь дачу в окрестностях Хотькова, которое находится в часе езды от Москвы, достаточно престижно.

Летом в местных магазинах нередко можно встретить «лица из телевизора». А многие местные жители до сих пор главным злом в своей жизни считают дачников-москвичей, которые из года в год, из лета в лето съедают весь хлеб, выпивают все молоко и своим неумеренным потребительским аппетитом способствуют антигуманному росту цен на помидоры, огурцы и прочие огородные радости, которыми торгуют на хотьковском рынке.

Достопримечательности Хотькова

Покровский женский монастырь — основная достопримечательность Хотькова. Славен он, прежде всего, тем, что в нем покоятся мощи родителей преподобного Сергия Радонежского — Кирилла и Марии. По этой причине, а так же благодаря своей транспортной доступности (монастырь находится в 10-ти минутах ходьбы от железнодорожной станции Хотьково Ярославского направления), обитель привлекает большое число паломников. В Хотьковском монастыре неоднократно бывал и служил прежний патриарх Алексий II. Служил в нем и нынешний патриарх — Кирилл.

На территории монастыря расположились два собора — Покровский (1816 г) и Никольский (1904 г). Никольский собор, построенный по проекту архитектора А.А. Латкова, признавался одним из красивейших соборов Московской епархии. К сожалению, в своем первозданном виде после постройки собор оставался недолго, так как в послереволюционное время его постигла участь многих других храмов — здание его использовалось под различные хозяйственные и производственные нужды и постепенно приходило в упадок. Большую часть советского периода он простоял без купола; крыша его поросла травой и деревьями.

Сейчас это трудно представить, но в свое время в центре монастыря возвышалась четырехярусная колокольня с часами; построенная в 1834 году, она была разобрана спустя столетие. Причина была более чем веская — колокольня мешала проезду трактора. В последнее время на территории монастыря достаточно активно ведутся реставрационные и строительные работы — кто знает, возможно, очень скоро будет восстановлена и колокольня.

Древнейшее из сооружений на территории монастыря, сохранившихся до наших дней — возведенные в 1742–1745 годах Святые ворота с надвратной церковью во имя Рождества Иоанна Предтечи (1791 г).

Восстановлением Хотьковского монастыря власти занялись во второй половине 1980-х. Работы были приурочены к 1000-летнему юбилею крещения Руси. Проходили они ни шатко ни валко; было время, когда их объявляли чем-то вроде комсомольской стройки — ознаменовалось оно появлением красного знамени на месте купола Никольского собора.

Впрочем, дело сдвинулось с мертвой точки только после того как монастырь передали Православной церкви в начале 1990-х годов. На сегодняшний день храмы Хотьковского монастыря полностью восстановлены, в обоих ведутся службы. Собственно, Покровский собор был открыт для верующих уже давно, еще в 1990-х, а с недавнего времени службы проводятся и в более вместительном Никольском соборе.

В настоящее время завершаются реставрационные работы по воссозданию Никольского собора в прежнем виде — не так давно были восстановлены четыре угловые башенки на крыше собора, в свое время снесенные вместе с куполом.

Из прочих достопримечательностей Хотькова следует упомянуть железнодорожный мост московско-ярославской железной дороги. Мост этот примечателен тем, что в годы Великой Отечественной войны, благодаря своему стратегическому значению, он неоднократно становился мишенью немецких бомбардировок. К счастью, ни одна из них не достигла своей цели, и хотьковский мост пережил войну целым и невредимым.

Список достопримечательностей самого Хотькова этим исчерпывается, но в его ближайших окрестностях есть немало интересных мест. В первую очередь это музей-усадьба Абрамцево; так же недалеко от Хотькова находятся села Радонеж и Ахтырка.

Многие заблуждаются, считая, что Сергий Радонежский произошел из Радонежа. На самом деле, это не так. В Радонеж в свое время переселились из Ростова Великого родители преподобного; вместе с ними, а также с семьей своего старшего брата Стефана на протяжении нескольких лет здесь жил и преподобный. Для своего времени Радонеж было относительно большим селением; и пусть сегодня о тех временах почти ничего не напоминает, все равно это место заслуживает внимания путешественников.

Недалеко от Радонежа, по другую сторону Ярославского шоссе стоит деревня Воздвиженское, которую тоже можно отнести к хотьковским достопримечательностям. В Воздвиженском в свое время находился путевой дворец русских государей; с этим дворцом связано несколько драматических страниц русской истории: в 1682 году по приказу сестры Петра Первого царевны Софьи здесь был казнен начальник стрелецкого приказа князь Иван Хованский с сыном. А спустя 7 лет, в сентябре 1689 года в этом же дворце по приказу молодого Петра была арестована уже сама царевна, которой так и не суждено было стать царицей.

Село Ахтырка, которое находится в нескольких километрах от Хотькова примечательно тем, что здесь было замечательное по своей красоте имение князей Трубецких. Было… На сегодняшний день от имения сохранилась только лишь церковь начала XIX века; все остальные достопримечательности были уничтожено на заре советской власти.

В силу своего близкого расположения к Абрамцеву, Ахтырка служила летней резиденцией многим творческим личностям, имевшим отношение к Абрамцевскому кружку. В Ахтырке была написана известнейшая картина Виктора Михайловича Васнецова «Аленушка».

Для особенно любознательных путешественников будет интересно посетить хотьковский краеведческий музей, который находится недалеко от юго-западных ворот Покровского монастыря. Это тоже, в своем роде, достопримечательность Хотькова. Официально музей имеет статус филиала историко-художественного и литературного музея-заповедника «Абрамцево».

Выставка небольшая, но достаточно интересная. Помимо постоянной экспозиции, которая является продолжением музея в Абрамцеве и, в основном состоит из резной мебели и прочих утилитарно-декоративных предметов из дерева, здесь выставляются и работы современных художников; при желании, что-то из выставляемых экспонатов можно приобрести. Причем, здесь можно наткнуться на весьма любопытные работы, которые могут украсить любой интерьер. В общем, эта достопримечательность может вас неожиданно и приятно удивить, а, кроме того, помочь сохранить долгую и добрую память о Хотькове.

Если этот список покажется недостаточно внушительным для самостоятельного путешествия в Хотьково, то заглянуть сюда можно и по пути в Сергиев Посад — так, как в давнем прошлом это делали ходоки, по одной из версий подарившие городу его имя!

Побывать в городе можно, не выходя из дома, с помощью 3d-панорам Хотькова, размещенных на нашем сайте.

Вы также можете оставить свой отчет и посмотреть отчеты других пользователей о Хотькове.

Шестнадцатого июля т.г. из Хотьково, небольшого подмосковного города, начинался крестный ход в Сергиев Посад, который возглавил патриарх Кирилл. Этим крестным ходом было положено начало празднествам в честь 700-летия преподобного Сергия Радонежского.


Покровский монастырь.


Круговое движение у моста.


Вид с железнодорожного моста.

Городское поселение Хотьково расположено на северо-востоке Московской области в 60 км от Москвы, на территории Сергиево-Посадского муниципального района, в 11 км от города Сергиев Посад и занимает площадь 12 625 га.

В состав городского поселения входят следующие населённые пункты: город Хотьково, село Абрамцево, деревни Антипино, Арханово, Ахтырка, Быково, Гаврилково, Глебово, Жучки, Золотилово, Короськово, Кудрино, Матрёнки, Машино, Морозово, Мутовки, Ново-Подушкино, Новосёлки, Подушкино, Репихово, Стройково, Тешилово, Уголки, Филимоново, Шапилово, посёлки ст. Желтиково, Механизаторов, ОРГРЭС, хутор Митино.

На гербе города — три основных элемента. Крест символизирует православие, ведь Хотьково и соседнее село Радонеж связаны с одним из самых известных русских святых — Сергием Радонежским. Жар-птица символизирует искусство резьбы по дереву, черпающее вдохновение в древнерусских мотивах и легендах. Щит с изображением палящего солнца говорит о современности: самые крупные предприятия города заняты производством электроизоляторов. Солнце символизирует энергию, а щит — защиту.

Хотьково впервые упоминается в 1308 г. как «Покровский монастырь на Хотькове», действующий и поныне. Место и его окрестности, где расположено городское поселение, связаны с известным проповедником Сергием Радонежским.

В Хотькове находится монастырь и несколько храмов. Здесь исторически сложились уникальные традиции промыслов: абрамцево-кудринская резьба, производство столярных и токарных изделий, производство художественной мебели, мягких игрушек для детей, изготовление традиционных лоскутных мячиков и различных женских рукоделий, керамические художественные изделия и роспись по дереву.

Вид с ж/д моста. Железнодорожный мост. Пролетая над Хотьково…

Значительное влияние на развитие Хотькова оказывали старые русские имения Абрамцево и Ахтырка. В XVIII веке у дворянства вошло в моду обзаводиться подмосковными поместьями. Так появилось на пустоши имение князя Трубецкого — Ахтырка, около села Жучки — имение Майковых, «дворянское гнездо» Абрамцево, превратившееся в XIX веке в один из ярких очагов культуры и художественной жизни тогдашней России. С 1870 по 1918 гг. Абрамцево принадлежало Мамонтовым. Владелец усадьбы Савва Иванович Мамонтов — сын И.Ф. Мамонтова, построившего в 1862 г. железную дорогу от Москвы к Троице. Его супруга Елизавета Григорьевна Мамонтова внесла огромный вклад в развитие народного искусства и образования в России, создала для жителей школу, мастерские, аптеку, больницу, библиотеку. Сейчас её имя присвоено крупнейшему культурному центру Хотькова. Промышленник и меценат С.И. Мамонтов находился в близких отношениях с известными художниками и актерами последней трети XIX в.

В Абрамцеве жили и работали И.Е. Репин, В.Д. Поленов, В.М. и Л.М. Васнецовы, В.А. Серов, М.В. Нестеров, В.И. Суриков, М.А. Врубель, М.М. Антокольский, сюда приезжали Ф.И. Шаляпин, Н.В. Салина, Г.Н. Федотова. Здесь были созданы сотни картин и этюдов, а также всемирно известные произведения живописи, такие как «Алёнушка» и «Богатыри» В.М. Васнецова, «Проводы новобранца» И.Е. Репина, «Видние отроку Варфоломею» М.В. Нестерова, «Девочка с персиками» В.А. Серова. В Хотькове и Абрамцеве писал И.Е. Репин свои картины «Не ждали» и «Крестный ход в Курской губернии».

Лучшие образцы изделий абрамцевских мастерских можно увидеть сейчас в Государственном историко-художественном и литературном музее-заповеднике «Абрамцево».

В городе Хотькове существовала фабрика резных художественных изделий, созданная в 1960 г. из разрозненных артелей художественного промысла, начало которому было положено в Абрамцеве. Старейшим художественным училищем страны является Абрамцевский художественно-промышленный колледж им. В.М. Васнецова, который готовит специалистов-художников по дереву, металлу, кости и керамике.

Хотьковцы свято чтят память о людях, внёсших достойный вклад в развитие города, прославивших себя на фронтовых дорогах и в труде. С 1963 г. в школе № 5 действует музей юной партизанки Лары Михеенко, расстрелянной фашистами в районе города Осташкова.

Одна из улиц города носит её имя. Не один год проработал директором НПО «Лакокраспокрытие» Герой Социалистического Труда И.К. Седин. Его именем названа новая улица города.

Среди достопримечательностей города — Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь. Это одна из древнейших монашеских обителей на Руси. Время его основания неизвестно, поэтому возраст монастыря начинает свой отсчёт с первой даты, упоминаемой в летописях — 1308 год. Жизнь обители с древних веков связана с именами преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского.

Их святые мощи с 1337 г. почивают в Покровском соборе монастыря и лишь на период закрытия были захоронены рядом с храмом. В настоящее время монастырь отреставрирован. На территории обители находится детский пансион для девочек. Реставрационные работы в скором времени должны коснуться и усадьбы Ахтырка, что в трех километрах от Хотькова. Роскошный дворец, церковь Ахтырской Божией матери, плотина с водяной мельницей, большой водоём, образованный заливами реки Вори, лодочная станция — всё было сделано в лучших традициях гражданской архитектуры 10—20-х годов XIX в.

Градообразующим предприятием в советский период в Хотькове был завод производственного объединения «Электроизолит», вокруг которого возник рабочий посёлок.

В 1949 году образовался город Хотьково, ставший, благодаря новым промышленным предприятиям, наукоградом.

Теперь на предприятиях и в учреждениях работают около 50 докторов и кандидатов наук, в научно-исследовательской работе участвует более 1500 инженеров. По-прежнему работает мощный научный комплекс ФНПЦ ОАО «ЦНИИСМ», появляются такие современные предприятия, как «Диэлектрик», «Галилео Нанотех».

В современном Хотькове помимо общеобразовательных школ, имеются музыкальная и художественная школы, созданы все условия для занятий молодёжи физкультурой и спортом.

В 2010 г. было введено в эксплуатацию новое здание школы № 5, в 2011-м — современный комплекс культурно-досугового центра, в 2013-м — новый детский сад комбинированного вида. С декабря 2015 г. для жителей и гостей открыт парк «Покровский». Он находится на правом берегу реки Пажи, с западной стороны Покровского Хотькова монастыря.

Город Хотьково при небольшом, всего 50 лет, возрасте имеет древние корни. Особое место в его истории занимает Покровский Хотьков девичий монастырь с Бобыльской слободой и ближайшие к нему села и деревни — Горбуново, Митино, Комякино. С этих поселений начался город, они во многом определили его облик, планировку, занятия жителей.

По мнению исследователей, заселение славянами территории современного города Хотьково и округи началось в XI-XII вв., а первыми появились в этих глухих, покрытых девственными лесами, местах славяне-Кривичи. Здесь они встретились с редким населением балтских и финно-угорских племен.

Будущая хлебопекарня.


Начало строительства домов «3 поросенка». 1989 г.


Вид на южные ворота Покровского монастыря, 70-е гг.

Мирное соседство и постепенное смешение мерян и балтов со славянами отразилось и в местной топонимике. Так, балтскими по происхождению являются названия рек Веля и Воря. Названия реки Пажи и ее притока, ручья Подмаш — мерянские. К раннеславянским относятся названия поселений Хотьково и Радонеж.

Первоначально славяне заселяли долины рек, устраиваясь на возвышенностях речных поймах, на террасах коренных берегов, на высоких мысах в речных излучинах. К последнему типу поселений относятся Радонеж и Хотьково.

С XIV в. славяне селились не только по берегам рек, но и на суходолах. На территории Хотькова археологам удалось обнаружить 11 селищ (остатков неукрепленных поселений) того времени. В основном это были починки или деревни в один — реже два-три двора. Одно из таких селищ oмечено и на территории монастыря.

Покровский Хотьков монастырь стоит на узком и длинном мысу, образованном речкой Пажей и Комякинским оврагом. Место, которое он занимает, издревле называлось «Хотково» или «Хотков». Среди различных версий прохождения названия Хотькова монастыря наиболее правдоподобной представляется та, согласно которой в его основе лежит древнеславянское мужское имя «Хот» или «Хотьк».

Хотков, — так, вероятно, называлось небольшое славянское земледельческое поселение, на месте которого возник Покровский Хотьков монастырь. Поселение могло быть основано в X-XII столетиях и запустеть, или исчезнуть в 30-90-х годах XIII в. из-за неоднократных татарских нашествий. Но его название осталось в народной памяти и перешло на обжитое первыми поселенцами место, которое позднее занял Покровский монастырь. Не случайно в дошедших да нас документах XIV — XVI вв. его называли монастырем «иже на Хоткове», уточняя таким образом месторасположение обители.

Историки и краеведы сходятся в том, что Покровский монастырь появился в первое тридцатилетие XIV в. Это было время, когда в результате татарских набегов на богатые центральные области и города Владимиро-Суздальской земли произошел отток населения в доселе малообжитые лесные окраины.

В начале 30-х годов XIV в.в «весь, глаголемую Радонеж» из города Ростова перебралось сразу несколько семей, среди которых был боярин Кирилл «с всем домом своим, и с всем родом своим», отец будущего троицкого игумена Преподобного Сергия Радонежского, в миру Варфоломея. Незадолго до смерти, последовавшей, согласно мнению церковных историков, в 1337 г., Кирилл и его жена Мария приняли постриг в Покровском монастыре и были погребены в нем. Еще раньше, после смерти жены Анны, также погребенной в Хотькове монастыре, здесь принял постриг старший сын боярина Степан, в монашестве Стефан. Имеющиеся документы позволяют утверждать, что ко времени пострижения родителей Преподобного Сергия Покровский монастырь относился к характерному для средневековой Руси типу так называемого «мирского монастыря».

Такие монастыри создавались при содействии целого общества для того, чтобы, по словам В.0. Ключевского, «обывателям было где постричься в старости и при смерти «устроить душу» посмертным поминовением.


Привокзальная площадь. Храм во имя св. Алексия, Человека Божия.


Колокольня Покровского Хотьковского монастыря. Разрушена в 30-х гг.

Мирское происхождение объясняет отсутствие сведений об основателе и дате основания монастыря, ведь основал его не князь, не архиерей, а крестьянский мир, жизнью которого мало интересовались летописцы. Об этом говорит и то, что в нем проживали как мужчины, так и женщины; в нем не было игумена или игуменьи, а руководство повседневной жизнью осуществлял священник Покровской церкви.

В XIV в. деревянная Покровская церковь скорее всего была небольшой, простейшего так называемого «клецкого» типа. Немногочисленные деревянные кельи старцев и стариц стояли ниже Церкви, занимая территорию южной оконечности Хотьковского мыса. Так, вероятно, выглядел Покровский монастырь при жизни родителей Преподобного Сергия и при нем самом. Вполне возможно, что уже тогда сложилась его необычная «уличная» планировка.

После кончины княгини Ульяны (не позже 1374 г.) Радонежская волость досталась двоюродному брату великого Московского князя Дмитрия Ивановича, князю Владимиру Андреевичу Серпуховскому. Герой Куликовской битвы князь Владимир Андреевич умер в 1410 г. «Радонеж с тамгою и с мыты» получил в наследство его четвертый сын Андрей Владимирович.

При князе Андрее в Радонеже произошли важные события. Волость вместе с двумя соседними волостями, также полученными князем в наследство от отца, превратилась в небольшое удельное княжество, «столицей» которого стал городок Радонеж. Такое название получило бывшее село Радонежское после возведения на его западной окраине, на холме в излучине речки Пажи, дерево-земляной крепости, валы которой сохранились до нашего времени. Князь умер в мор 1426 — 1427 гг. Его небольшой удел достался племяннику Василию Ярославичу Серпуховскому-Боровскому, княжение которого пришлось на годы династической войны 1425 -1453 гг.

Вскоре после окончания войны великий Московский князь Василий II бросил Василия Ярославича в тюрьму, а его земли, включая и Радонежье, разделил на уезды и присоединил к своим владениям.

Покровский Хотьков монастырь.


На фрагменте карты 1903 года, Хотьково обозначен как Хотьковский девичий монастырь.


Железнодорожный мост.

Политические события XV в. не изменили характер жизни монастыря «на Хоткове». Он по-прежнему оставался небольшой мирской обителью при Покровской церкви. 28 февраля 1534 г., вскоре после смерти Василия III, великокняжеская руга была подтверждена от имени малолетнего великого князя Ивана IV.

1 -го августа 1544 г. четырнадцатилетний Иван IV, находясь на богомолье в Троице-Сергиевом монастыре, передал ему в управление Покровский монастырь «на Хоткове». Передача была оформлена соответствующей жалованной грамотой, подписанной великим князем здесь же в Троице. В этой грамоте монастырь «на Хоткове» впервые назван девичьим.

Подчинение Троице-Сергиеву монастырю коренным образом изменило характер монастыря «на Хоткове». Сохранив за собой великокняжескую ругу, он приобрел покровительство влиятельной и богатой Троицкой обители. Неудивительно, что девичий монастырь начал постепенно приходить в лучшее чем прежде состояние. К середине 80-х годов XYI в. в нем появилась ещё одна деревянная церковь — Никольская, в состав причта был включен пономарь.

В начале XYII в. в Московском государстве, ослабленном неудачной Ливонской войной и опричниной, голодом и крестьянскими восстаниями, началась долгая кровавая смута.

Долгое пребывание вражеских отрядов под стенами Троицкой обители привело к разорению и запустению ее окрестностей. Не избежали этого и городок Радонеж с окружающими его деревнями, и Покровский монастырь.

В январе 1610 г. осада была снята, но окрестности Троице-Сергиева монастыря были опасны для проживания и находились в запустении из-за хозяйничавших повсюду «воровских людей».

При поддержке Троице-Сергиева монастыря Хотьковская обитель была восстановлена к середине 20-х годов XVII в.

В феврале 1764 г., в соответствии с подписанным императрицей Екатериной II указом о секуляризации церковного землевладения, многочисленные вотчины Троице-Сергиевой Лавры перешли в распоряжение государства, в том числе и крестьяне лаврских деревень Комякино, Подушкино, Машино, Матренкино и Морозове, а также хотьковские крестьяне деревни Филимоново и Бобыльской слободы. Эти деревни и их жители считались отныне казенными. Наряду с казенными селениями в окрестностях Хотькова монастыря были и частновладельческие. Так, например, сельцо Абрамково в конце 70-х годов XVIII в. принадлежало помещице И.А. Головиной, вдове унтер-лейтенанта флота Ф.И. Головина.

Лев слева от Южных ворот Покровского монастыря (ныне не сохранился). 1940-1950 гг. Вид с колокольни монастыря на южные ворота.


Вид на покровский монастырь.

На некотором удалении от сельца стояли 4 крестьянских двора деревеньки Абрамково. Головиной принадлежали также деревни Быково и Мутовки. Ближайшее к монастырю сельцо Митино принадлежало генеральше М.Е. Щербининой, сельцо Горбуново — прапорщику в отставке Н.И. Моложеинову. К частновладельческим относилось и сельцо Суконниково, принадлежавшее секретарю Г.И. Рудоневскому и располагавшееся западнее сельца Митино, а также деревни Гаврилково и Ильино. Пройдет немного времени и сельцо Митино превратится в одноименную деревню, сельцо Горбуново в промышленное село, а сельцо Суконниково исчезнет, останется лишь одноименная пустошь, напоминающая о нем.

Указ 1764 г. имел прямое отношение и к судьбе Покровского Хотькова монастыря. Он был выведен из ведения Троице-Сергиевой Лавры и подчинен Московскому епархиальному архиерею в качестве монастыря 3-го класса со штатом в 17 монашествующих.

Таким образом, государственное содержание, на которое был переведен Хотьков монастырь в 1764 году, подобно великокняжеской руге XVI в. и лаврскому жалованью 1544-1763 гг., обеспечивало насельниц лишь минимумом необходимых средств.

Поэтому хотьковские монахини и белицы должны были, как и в прошлые времена, сами заботиться о себе. Выручали их небольшие угодья, оставленные монастырю, и навыки к рукоделию. Почти все монахини умели прясть и шить, в том числе серебром и золотом.

В конце XYIII в. искусством золотого, жемчужного и лицевого шитья прославились монахини Прасковья Шатилова, Анна Титова, Авдотья Иванова и Наталья Баскакова. Их руками вышиты замечательные по красоте церковные облачения, хранящиеся ныне в собрании Сергиево-Посадского музея в Лавре. Свои рукоделья монахини и белицы продавали в монастыре или на рынке в селе Клементьеве..

В монастыре торговля оживлялась в дни храмовых праздников, главным из которых был Покров Пресвятой Богородицы 1(14) октября. В этот день и всю последующую неделю внутри и вне монастыря торговали не только монашескими рукодельями, но и калачами, пряниками, яблоками, орехами, прочим «съестным харчем». Многолюдство, шум и крик торгующихся придавали девичьей обители вид большого села в разгар ярмарки.

К концу 1781 г. завершилось строительство каменной ограды вокруг монастыря, территория которого при этом значительно увеличилась за счет присоединения двух десятин земли с северной стороны. Ограда представляла собой кирпичную стену с высоким каменным цоколем. Плоскость стены высотой несколько более 5 арш. (3,5 метра) оживлялась ритмичным чередованием выложенных кирпичем лопаток и филенок. На углах возвышались четыре восьмиугольные башни с высокими, обшитыми тесом, шатровыми кровлями. В центре южной и северной линий ограды были устроены соответственно «Водяные» и «Святые» ворота. Последние сохранились до настоящего времени.

Митрополит Платон благословил строительство в монастыре нового большого Покровского собора, необходимого в связи со значительным увеличением числа хотьковских насельниц: со 115 человек в 1764 г. до 280 в конце столетия. Строительству нового собора предшествовала разборка старого, возведённого в 1644 — 1648 гг. Крепкие фрагменты стен старого собора XYII в. были включены в состав кладки нового.

Летом 1812г. строительство прервалось из-за войны с Наполеоном и быстрого приближения вражеских войск к Москве. Осенью 1812г. отряды французов появлялись даже в окрестностях села Озерецкого, совсем рядом с монастырем. Лишь в 1813 г. удалось продолжить работы и закончить здание собора вчерне.

В 1816 г. закончились работы по отделке и убранству интерьера и 9 июля 1816 г. архиепископ Дмитровский Августин освятил новопостроенный собор в честь Покрова Богоматери.


Кинотеатр Юбилейный.


Переезд около хотьковской поликлиники. Вид на Покровский монастырь.

Надгробия над могилами родителей Преподобного Сергия в новом соборе, как и в старом, были оставлены в трапезной с правой стороны под деревянным резным золоченным балдахином. Рядом находилась местночтимая икона Тихвинской Богоматери в серебряном окладе с жемчужным убрусом и короной с драгоценными камнями. В 1848 г., во время свирепствовавшей в округе холеры, икона была прославлена как защитница монастыря и окрестных селений от этой страшной болезни.

После Святых ворот Покровский собор — второе старейшее из сохранившихся сооружение Хотькова монастыря, характерный образец пятиглавого храма эпохи классицизма. Благодаря простой и гармоничной архитектуре он стал главным украшением обители.

В 1833 г. над Водяными воротами была возведена башнеобразная церковь святителя Митрофания Воронежского, завершенная подобно церкви над Святыми воротами глухим барабаном со сферическим куполом и небольшой луковичной главкой.

В 1834 г. несколько севернее игуменских келий, прямо на пересекавшей монастырь улице, была возведена четырехъярусная колокольня с проездной аркой в нижнем и часами в верхнем ярусах.

Строительные работы XVIII — первой половины XIX в. коренным образом изменили облик монастыря, придав ему богатый и благоустроенный вид. К концу игуменства Евпраксии земельные владения вверенной ей обители увеличились более чем на 160 десятин. Ей принадлежала мельница на реке Воре, обширный сад на берегу реки Пажи, большой скотный двор.

В игуменском корпусе рядом с вседневной трапезной было устроено «заведение разных женских рукоделий». В 1854 г., были умножены и хозяйственные заведения, в которых «руками послушниц совершается все потребное для общежительного устройства и сверх сего школа живописная».

Заведение живописной школы — заслуга игуменьи Магдалины. При ней же «для уничтожения проезда чрез весь монастырь» с восточной стороны обители в 1851-1852 гг. была устроена объездная дорога (ул. Кооперативная — прим. автора). С закрытием сквозного проезда торговля с территории монастыря была вытеснена наружу, за Водяные ворота.

Облик монастыря к концу XIX в. в очередной раз коренным образом изменился: на месте множества маленьких деревянных келий выросло несколько больших каменных корпусов. двух — трехэтажными незатейливой архитектуры домами вдоль главной улицы.


Никольский собор. Старая школа №1. Ахтырская церковь. Начало 20 в.

Изменения, происходившие в XIX в. в Хотькове монастыре и его округе, получили достойное завершение в начале следующего XX столетия, когда над монастырем, над окрестными селами и деревнями поднялась пятиглавая краснокирпичная громада Никольского собора. Новый Никольский собор был построен на месте одноименной церкви 1765 — 1768 гг. Свыше 130 лет Никольская церковь удовлетворяла потребностям монастыря. Но увеличение числа жителей в приходе во второй половине ХIХ в. и значительное умножение числа богомольцев после открытия железной дороги сделало старую церковь тесной.

Подобно Успенскому собору в Лавре, Никольский в Хотькове стал высотным ориентиром, организующей доминантой как архитектурного комплекса Покровского Хотькова монастыря, так и окрестных селений. Он продолжает выполнять эту роль и в наши дни.

Между торжествами освящения новопостроенного храма и учреждением города Хотьково всего 45 лет, но эти годы разделяют две разные России: царскую и советскую.

Первой и важнейшей предпосылкой для появления города стал Покровский Хотьков монастырь, который свыше 600 лет выполнял роль духовного и хозяйственного центра округи.

Именно исторически сложившаяся концентрация на сравнительно небольшой территории разнообразных промышленных заведений, железнодорожной станции, многочисленных и вместительных каменных зданий монастыря позволили уже новой, советской, власти учредить на основе Покровского монастыря, Бобыльской слободы, деревни Митино и села Горбуново сначала рабочий поселок, а затем и город Хотьково.

Текст составлен К. А. Филимоновым, ведущим сотрудником Сергиево-Посадского музея заповедника.

Станция Хотьково, начало XX в.


Хотьковский женский монастырь.


Хотьковская больница. Своеобразная центральная площадь, старой Хотьковской слободы. На переднем плане, в центре , между деревьями , сохранившееся по сей день здание краеведческого музея, бывшая аптека, на заднем — дорога уходящая в д. Комякино. Собственно сам монастырь, слева сразу за обрезом картинки. Фото начала ХХ века.


Хотьковская молодежь на демонстрации. Начало 30-х гг.


Переезд. Конец XIX в. Фотография сделана «со стороны поликлиники». Станция Хотьково. Согласно расписания 1862 года, поезда из Москвы уходили в 7 часов утра и в 1 час дня, а обратно из Сергиевского Посада в 10 утра и 6 вечера. Поезд делал 4 остановки: Мытищи, Пушкино, Софрино, Хотьково. Билет в I-ый класс стоил 2 рубля, в вагон III-его класса 80 копеек.


Общий вид на монастырский двор и Хотьковскую слободу. Совсем скоро, на месте приземистого здания храма на переднем плане, поднимется красавец византийского стиля из красного кирпича.


После закрытия монастыря как такового, в нем была расквартирована, часть РККА (рабоче-крестьянской красной армии). На этом фото конца 20-хх начала 30-хх годов, воинская часть НКВД, проводит лыжно-стрелковую подготовку, на «комякинской» горке. Приглядевшись, мы разглядим хорошо знакомый купол Никольского собора.


Вид на Покровский монастырь. Дороги уходящей влево к мосту на круговое движение еще нет.


Церковь Алексия человека Божиего в сельце Горбуново, фотография начала 20-ого века.


Вид на деревню Быково.


Деревня Репихово. Фрагмент карты Сергиево-Посадского района 1920 г. Фрагмент топографической карты восточной части нашего района 1920 год. Собственно никакого города пока еще нет. На месте поселка Семхоз — питомник, положивший начало развитию нового предприятия и соответственно поселка «семенное хозяйство». Общежитие абрамцевской школы ФЗУ, 30-е гг. Восточные ворота Покровского монастыря. Оказывается помимо основных, Водяных (южных) и Святых (северных) ворот существовали еще и ворота Восточные, смотрящие так, сказать своим выходом на д. Комякино. Вид на Покровский монастырь. На фото конца 19 века, на месте здания «нового» Никольского собора из красного кирпича пока старое, а справа здание колокольни, стоявшей во дворе самого монастыря и разрушенной в 1933 году. А знаете почему разрушили? А потому, что мешала ученикам школы механизаторов, размещенной в монастыре, осваивать новую технику.


Восточные ворота Покровского монастыря. Вид на Покровский монастырь с вновь отстроенным Никольским собором.


Вид на Покровский монастырь.


Демонстрация в Хотькове.


Покровский монастырь.


Вид на Покровский монастырь.


Вид на Покровский монастырь.


Вид на Покровский монастырь.


Первомайская демонстрация 70-е годы. 5 школа на первомайской демонстрации. 70-е годы. Улица Михеенко. Конец 70-х гг.


Переименование улицы Школьной в улицу Л. Михеенко. Храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Тешилово. Построен 1704 году на месте деревянного Никольского храма. Разобран на кирпичи в 1949 году для строящегося в Жучках дома отдыха. Колокольня Покровского Хотьковского монастыря. Разрушена в 30-х гг. Храм во имя св. Алексия, Человека Божия. Строительство спорткомплекса «Энергия», 1972 г. Хотьковский Покровский монастырь 70-е гг.


Хотьковский Покровский монастырь 70-е гг.


Горбуновская церковь св. Алексея человека Божиего. Южные ворота Покровского монастыря. Митинская горка — «едем» от кругового движения под мостом в гору к «Электроизолиту» . Вид на готовый к отправлению в Москву поезд, со стороны вокзала ст. Хотьково.


Мост, через речку «Воря» между существующими ныне станциями «Радонеж» и «Абрамцево». Вид со стороны усадьбы Абрамцево в сторону д.Арханово. Хотьковский женский монастырь. Строительство девятиэтажки на улице Туристическая. 1988г. Вид на Туристическую улицу. Будущая хлебопекарня. Начало строительства домов «3 поросенка». 1989 г.


Строительство пекарни. 1990 г. Вид на южные ворота Покровского монастыря, 70-е гг.


Будущий Хотьковский Аграрный Колледж, июль 1971 г.


Улица Седина, 34.


Волейбольная площадка на стадионе Химик.


Строительство детского сада на Туристической.


Вид на Туристическую улицу. 1971 г.


Хотьковский ж/д вокзал, вид с о стороны монастыря.


Строительство дороги под хотьковским ж/д мостом.


Начало строительства кооперативного дома на ул. Менделеева, 1985 г.


Улица Ленина. Конец 70-х, начало 80-х гг.


Вид на ул. Ленина. Красный дом. Покровский монастырь

Покровский женский монастырь

В годы Советской власти монастырь был закрыт. Многие его здания основательно пострадали, поскольку использовались не по назначению.

В 1992 году монастырь начал свое новое возрождение, потому что его передали опять Православной Церкви. Реставрировались и постройки обители.

Сейчас, кроме собора в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в монастыре действуют Никольский собор, Надвратный храм святителя Митрофана Воронежского, трехчастные Святые ворота с надстроенной над ними церковью Рождества И. Предтечи и многие другие постройки. В монастыре живут монахини и послушницы. Там действуют детский приют, воскресная школа, иконописная и швейная мастерские, имеется подсобное хозяйство.

То ли деревня, то ли хутор

Вскоре Хотьково стало центром волости, поселком городского типа, где работали меднолитейный завод, ткацкие фабрики, артели. Городом районного подчинения Хотьково стало в 1949 году.

Без сомнения, главной достопримечательностью города является Покровский Хотьков монастырь, на территории которого, кстати, действует музей.

Недалеко от города расположен музей-усадьба «Абрамцево», которая некоторое время была собственностью русского писателя Сергея Аксакова. Усадьбу посещали И.С. Тургенев, Н.В. Гоголь и другие творческие люди того времени. Когда она перешла к богатому промышленнику Савве Мамонтову, художественная жизнь в ней не замерла. Ведь этот человек был еще и меценатом, любителем искусства. Был создан Абрамцевский художественный кружок, в котором собирались известные художники, музыканты, поэты.

К сведению, Преображенская церковь является подворьем Троице-Сергиевой лавры.

Справочная информация

Историческая справка

Городское поселение Хотьково — один из промышленных, культурно-исторических и туристических центров Сергиево-Посадского района Московской области. Входит в состав Сергиево-Посадской городской агломерации, одной из 18, образующих поселенческий каркас Московской области. Имеет статус города с 1949 года.

Расположен на реке Пажа в 45 км от МКАД и 11 км от Сергиева Посада, районного административного центра.

Хотьково является железнодорожной станцией Ярославского направления Московской Железной Дороги. Историческое ядро города — ансамбль Покровского Хотькова монастыря (основан в XIV веке), расположенный на высоком берегу р.Пажа . Именно он вместе с прилегающими к монастырю слободой и близлежащими селениями положил начало будущему городу.

В XIX веке начал формироваться ремесленнический и фабричный профиль Хотькова. В начале XX века здесь действовало около десятка различных предприятий, в числе которых были меднолитейный и металлопрокатный завод Шапошникова, фарфоро-фаянсовая фабрика Попова, шерстяная (д. Репихово), прядильная (с. Жучки), шелковая, миткалевая фабрики. Местное население наряду с хлебопашеством занималось столярничеством, выделкой мехов, добычей камня, шедшего преимущественно для мощения дорог.

Бесценно художественно-историческое наследие Хотькова, расположенного на древней земле Радонежья. Богатое храмовое зодчество этих мест, соседство с Троице-Сергиевой Лаврой сформировали интереснейший природно-архитектурный ансамбль и создали уникальный культурно-исторический контекст. Огромное влияние на художественное наследие Хотькова оказали располагавшиеся в этих краях старые русские имения — Абрамцево и Ахтырка.

Расположенная в 4 км к югу от Хотькова усадьба Абрамцево надолго определила значение этих мест как уникального очага русской культуры.

Известное с XIV века, свою знаменитую историю подмосковное имение начинает с 40-х годов ХIХ века. В гостеприимном доме писателя Аксакова бывали Белинский, Гоголь, Тургенев, историк Соловьев. После смены хозяев усадьбы и ее приобретения известным русским промышленником и меценатом Саввой Мамонтовым частыми гостями дома стали представители нового поколения художественной культуры — Поленов, Врубель, Левитан, братья Васнецовы, Серов, Суриков, Шаляпин и многие другие.

С 1920 года Абрамцево — музей-усадьба, с 1977 — историко-художественный и литературный музей-заповедник.

Подмосковье

Вдоль Ярославского шоссе расположены поистине удивительные, сказочные места, где в царстве русского леса можно укрыться от столичной сутолоки и суеты, искупаться в чистейшей ключевой воде, приобщиться к святыням древней земли.

В Сергиевом Посаде, входящем в «Золотое Кольцо России», находится Троице-Сергиева Лавра, которая на протяжении столетий является одной из самых почитаемых общерусских святынь, крупнейшим центром духовного просвещения и культуры. Овеянные романтикой времени Мураново и Абрамцево, ставшие символом респектабельности Валентиновка и Загорянка, демократичные Клязьма и Пирогово… Родовые гнезда русской аристократии девятнадцатого века, центры притяжения деятелей художественной культуры, ставшие музеями.

Ярославское направление сегодня входит в число востребованных мест загородного проживания. Транспортная доступность, развитая социальная инфраструктура, прекрасные ландшафты с водоемами и лесными массивами делают эту местность все более привлекательной.

Здесь есть и большая вода — каскад водохранилищ (Пироговское, Учинское, Пестовское) рассекает эти земли с северо-запада, и живописные озера, и небольшие речки с древними названиями (Пажа, Воря, Канчура).

То, что сегодня Ярославское направление находится несколько в стороне от ажиотажного земельного спроса уберегло ее от скученности и перенаселения, характерного для направлений-лидеров.

Здесь нет вычурности Рублевки с ее перегруженными инженерными сетями, не рассчитанными на такие объемы потребления тепла и света, дефицитом хороших участков и заоблачными ценами, а по условиям жизни и отдыха Ярославская дорога, пожалуй, превзойдет престижные Новую Ригу или Киевское шоссе

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]