Музей истории городского округа Кохма
В процессе становления Кохмы есть ещё много занимательных подробностей, узнать которые можно посетив музей истории городского округа Кохма. Он основан в 2008 году в здании училища Ясюнинских.
В музее множество экспонатов, которые помогут лучше понять этот город, да и весь округ в целом. Это доподлинные документы, фотографии, книги, альбомы, картины, предметы быта и многое другое.
Вышеупомянутый музей расположен в здании училища, построенного купцами Ясюнинскими в конце девятнадцатого столетия. Изначально это было приходское училище, затем по ходатайству купцов его преобразовали в двухклассное министерское учреждение народного просвещения. В 1889 году по инициативе Ясюнинских было возведено и торжественно открыто новое здание, сохранившееся до сих пор.
Местоположение: улица Советская — 30.
Усадьба Ясюнинского
В городе есть ещё одно здание, принадлежащее когда-то купцу Василию Никитичу Ясюнинскому. Это фамильная усадьба с обсерваторией на крыше, где впоследствии жили и наблюдали за звёздами дети и внуки купца. Позже в здании располагались местный райком партии, редакция газеты и типография, техникум, интернат, школа рабочей молодёжи и, наконец, школа искусств, которая действует по сей день.
Местоположение: улица Ивановская — 8.
Здание администрации
Один из внуков Василия Никитича, а именно Василий Арсеньевич в самом начале двадцатого века построил в городе ещё одну усадьбу, состоящую из жилого дома, ворот, ограды и конюшен с каретником.
Изначально он планировал поселиться в усадьбе сам, но что-то не срослось, и он стал её сдавать. До 1917 года там жил немецкий колорист Мецгер со своим семейством, а после революции обосновался Городской Совет. Начиная с 1998 года и до наших дней, в усадьбе В. А. Ясюнинского располагается администрация Кохмы.
Местоположение: улица Советская — 23.
Примечания
- ↑ 123
www.gks.ru/free_doc/doc_2016/bul_dr/mun_obr2016.rar Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года - СССР. Административно-территориальное деление союзных республик на 1 января 1980 года / Составители В. А. Дударев, Н. А. Евсеева. — М.: Изд-во «Известия Советов народных депутатов СССР», 1980. — 702 с. — С. 122.
- ↑ 12
[www.ivanovoobl.ru/departmentregulation.aspx?id=55 Устав городского округа Кохма] - [www.rk37.ru/index.php?go=one_news&id=3066 Вотчина героя Смутного времени]
- ↑ 12
[statehistory.ru/1937/Formirovanie-fabrichnogo-goroda-Kokhma/
Водарский Я. Е.
Формирование фабричного города Кохма] - «Владимирская губерния. Список населённых мест по сведениям 1859 г.», Санкт-Петербург, 1863 г. [kartolog.ru/2009/11/spiski-naselennyx-mest-rossijskoj-imperii/]
- ↑ 12345678910111213
[www.MojGorod.ru/ivanovsk_obl/kohma/index.html Народная энциклопедия «Мой город». Кохма]. Проверено 2 июля 2014. [www.webcitation.org/6QlskfRhY Архивировано из первоисточника 2 июля 2014]. - [demoscope.ru/weekly/ssp/rus59_reg2.php Всесоюзная перепись населения 1959 года. Численность городского населения РСФСР, её территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу] (рус.). Демоскоп Weekly. Проверено 25 сентября 2013. [www.webcitation.org/6GDOghWC9 Архивировано из первоисточника 28 апреля 2013].
- [demoscope.ru/weekly/ssp/rus70_reg2.php Всесоюзная перепись населения 1970 года Численность городского населения РСФСР, её территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу.] (рус.). Демоскоп Weekly. Проверено 25 сентября 2013. [www.webcitation.org/6GDOiMstp Архивировано из первоисточника 28 апреля 2013].
- ↑ 123
[ivanovo.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/ivanovo/resources/4ce371004da3f783837cf741cd117b4b/itogi_vpn2010_table_volume_1.pdf Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года, том 1. Численность и размещение населения Ивановской области]. Проверено 8 августа 2014. [www.webcitation.org/6Rfo0NidC Архивировано из первоисточника 8 августа 2014]. - [www.perepis2002.ru/ct/doc/1_TOM_01_04.xls Всероссийская перепись населения 2002 года. Том. 1, таблица 4. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, районов, городских поселений, сельских населённых пунктов — райцентров и сельских населённых пунктов с населением 3 тысячи и более]. [www.webcitation.org/65AdCU0q3 Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012].
- [www.gks.ru/bgd/regl/B09_109/IssWWW.exe/Stg/d01/tabl-21-09.xls Численность постоянного населения Российской Федерации по городам, посёлкам городского типа и районам на 1 января 2009 года]. Проверено 2 января 2014. [www.webcitation.org/6MJmu0z1u Архивировано из первоисточника 2 января 2014].
- [www.gks.ru/free_doc/doc_2012/bul_dr/mun_obr2012.rar Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям. Таблица 35. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2012 года]. Проверено 31 мая 2014. [www.webcitation.org/6PyOWbdMc Архивировано из первоисточника 31 мая 2014].
- [www.gks.ru/free_doc/doc_2013/bul_dr/mun_obr2013.rar Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2013 года. — М.: Федеральная служба государственной статистики Росстат, 2013. — 528 с. (Табл. 33. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов)]. Проверено 16 ноября 2013. [www.webcitation.org/6LAdCWSxH Архивировано из первоисточника 16 ноября 2013].
- [www.gks.ru/free_doc/doc_2014/bul_dr/mun_obr2014.rar Таблица 33. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2014 года]. Проверено 2 августа 2014. [www.webcitation.org/6RWqP50QK Архивировано из первоисточника 2 августа 2014].
- [www.gks.ru/free_doc/doc_2015/bul_dr/mun_obr2015.rar Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2015 года]. Проверено 6 августа 2015. [www.webcitation.org/6aaNzOlFO Архивировано из первоисточника 6 августа 2015].
- с учётом городов Крыма
- [www.gks.ru/free_doc/doc_2016/bul_dr/mun_obr2016.rar Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года. Таблица «31. Численность населения городов и пгт по федеральным округам и субъектам Российской Федерации на 1 января 2016 года». RAR-архив (1,0 Mб)]
- [commfy37.ru/company/3414365 ОГОУ «Кохомская школа-интернат VI вида» — Ивановская область]
Казарма с Народным домом
Эти казармы были построены специально для одиноких рабочих мануфактур. Кроме самого жилья, здесь имелись столовая и библиотека. А также театр, который занимал весь верхний этаж и включал в себя большой зрительный зал со сценой, гримёрные комнаты и склады для реквизита.
Театр очень ценился фабрикантами, в нём имелась своя труппа, состоящая из рабочих. Об этом говорит и то, что на центральном фасаде казармы выложена надпись «ТЕАТРЪ». К его появлению приложил свою руку другой внук купца Ясюнинского, а именно Николай Арсеньевич.
После революции семнадцатого года в здании казармы уже никто не жил, а размещались разные организации. Сначала там был клуб одного из предприятий города, затем школа, госпиталь и районная больница, а сегодня это лишь старинный памятник.
Местоположение: улица Ивановская — 36.
Отрывок, характеризующий Кохма
– Они, ваше благородие, – сказал приказный во фризовой шинели, – они, ваше высокородие, по объявлению сиятельнейшего графа, не щадя живота, желали послужить, а не то чтобы бунт какой, как сказано от сиятельнейшего графа… – Граф не уехал, он здесь, и об вас распоряжение будет, – сказал полицеймейстер. – Пошел! – сказал он кучеру. Толпа остановилась, скучиваясь около тех, которые слышали то, что сказало начальство, и глядя на отъезжающие дрожки. Полицеймейстер в это время испуганно оглянулся, что то сказал кучеру, и лошади его поехали быстрее. – Обман, ребята! Веди к самому! – крикнул голос высокого малого. – Не пущай, ребята! Пущай отчет подаст! Держи! – закричали голоса, и народ бегом бросился за дрожками. Толпа за полицеймейстером с шумным говором направилась на Лубянку. – Что ж, господа да купцы повыехали, а мы за то и пропадаем? Что ж, мы собаки, что ль! – слышалось чаще в толпе. Вечером 1 го сентября, после своего свидания с Кутузовым, граф Растопчин, огорченный и оскорбленный тем, что его не пригласили на военный совет, что Кутузов не обращал никакого внимания на его предложение принять участие в защите столицы, и удивленный новым открывшимся ему в лагере взглядом, при котором вопрос о спокойствии столицы и о патриотическом ее настроении оказывался не только второстепенным, но совершенно ненужным и ничтожным, – огорченный, оскорбленный и удивленный всем этим, граф Растопчин вернулся в Москву. Поужинав, граф, не раздеваясь, прилег на канапе и в первом часу был разбужен курьером, который привез ему письмо от Кутузова. В письме говорилось, что так как войска отступают на Рязанскую дорогу за Москву, то не угодно ли графу выслать полицейских чиновников, для проведения войск через город. Известие это не было новостью для Растопчина. Не только со вчерашнего свиданья с Кутузовым на Поклонной горе, но и с самого Бородинского сражения, когда все приезжавшие в Москву генералы в один голос говорили, что нельзя дать еще сражения, и когда с разрешения графа каждую ночь уже вывозили казенное имущество и жители до половины повыехали, – граф Растопчин знал, что Москва будет оставлена; но тем не менее известие это, сообщенное в форме простой записки с приказанием от Кутузова и полученное ночью, во время первого сна, удивило и раздражило графа. Впоследствии, объясняя свою деятельность за это время, граф Растопчин в своих записках несколько раз писал, что у него тогда было две важные цели: De maintenir la tranquillite a Moscou et d’en faire partir les habitants. [Сохранить спокойствие в Москве и выпроводить из нее жителей.] Если допустить эту двоякую цель, всякое действие Растопчина оказывается безукоризненным. Для чего не вывезена московская святыня, оружие, патроны, порох, запасы хлеба, для чего тысячи жителей обмануты тем, что Москву не сдадут, и разорены? – Для того, чтобы соблюсти спокойствие в столице, отвечает объяснение графа Растопчина. Для чего вывозились кипы ненужных бумаг из присутственных мест и шар Леппиха и другие предметы? – Для того, чтобы оставить город пустым, отвечает объяснение графа Растопчина. Стоит только допустить, что что нибудь угрожало народному спокойствию, и всякое действие становится оправданным. Все ужасы террора основывались только на заботе о народном спокойствии. На чем же основывался страх графа Растопчина о народном спокойствии в Москве в 1812 году? Какая причина была предполагать в городе склонность к возмущению? Жители уезжали, войска, отступая, наполняли Москву. Почему должен был вследствие этого бунтовать народ? Не только в Москве, но во всей России при вступлении неприятеля не произошло ничего похожего на возмущение. 1 го, 2 го сентября более десяти тысяч людей оставалось в Москве, и, кроме толпы, собравшейся на дворе главнокомандующего и привлеченной им самим, – ничего не было. Очевидно, что еще менее надо было ожидать волнения в народе, ежели бы после Бородинского сражения, когда оставление Москвы стало очевидно, или, по крайней мере, вероятно, – ежели бы тогда вместо того, чтобы волновать народ раздачей оружия и афишами, Растопчин принял меры к вывозу всей святыни, пороху, зарядов и денег и прямо объявил бы народу, что город оставляется. Растопчин, пылкий, сангвинический человек, всегда вращавшийся в высших кругах администрации, хотя в с патриотическим чувством, не имел ни малейшего понятия о том народе, которым он думал управлять. С самого начала вступления неприятеля в Смоленск Растопчин в воображении своем составил для себя роль руководителя народного чувства – сердца России. Ему не только казалось (как это кажется каждому администратору), что он управлял внешними действиями жителей Москвы, но ему казалось, что он руководил их настроением посредством своих воззваний и афиш, писанных тем ёрническим языком, который в своей среде презирает народ и которого он не понимает, когда слышит его сверху. Красивая роль руководителя народного чувства так понравилась Растопчину, он так сжился с нею, что необходимость выйти из этой роли, необходимость оставления Москвы без всякого героического эффекта застала его врасплох, и он вдруг потерял из под ног почву, на которой стоял, в решительно не знал, что ему делать. Он хотя и знал, но не верил всею душою до последней минуты в оставление Москвы и ничего не делал с этой целью. Жители выезжали против его желания. Ежели вывозили присутственные места, то только по требованию чиновников, с которыми неохотно соглашался граф. Сам же он был занят только тою ролью, которую он для себя сделал. Как это часто бывает с людьми, одаренными пылким воображением, он знал уже давно, что Москву оставят, но знал только по рассуждению, но всей душой не верил в это, не перенесся воображением в это новое положение.
Кинотеатр «Восток»
В Кохме очень много архитектурных достопримечательностей, одним из которых является кинотеатр «Восток», хотя изначально он назывался «Союзкино».
Кинотеатр был выстроен в 1931 году в связи с тем, что Кохма получила статус города. Это было всеми любимое место, фойе представляло собой зелёный сад, разбитый ещё фабрикантами Щербаковыми, в нём играл духовой оркестр, люди наслаждались музыкой и танцевали. Там же постоянно проводились выставки и творческие вечера. Так продолжалось до 1990 года, в котором по причине отсутствия выгоды кинотеатр был закрыт. А с 2001 года в здании располагается производство пуговиц. Прекрасный сад, несмотря на статус памятника природы, к сожалению, заброшен.
Местоположение: Октябрьская площадь — 16.
Кохма
Историческая справка
Дореволюционная история города
Кохомская земля вместе с соседними территориями входила в основное ядро Российского централизованного государства, где формировалась русская народность. История заселения нашего края насчитывает несколько тысячелетий. О том, что первые стоянки человека в нашем крае были уже в эпоху мезолита (8-6 тыс. до н.э.), говорят находки, сделанные на территории Кохмы – примитивные орудия труда – ножи, скребки, изготовленные из кремня. Богатая рыбой река Уводь способствовала развитию рыболовства, а лес кормил и одевал – люди занимались бортничеством, охотились на зверей и птиц.
На рубеже 5-6 веков н.э. коренным населением нашего края стало угро-финское племя меря. Племя, обитавшее здесь, видимо, и дало название нашему городу. Мерянское словосочетание «Кох-ма» исследователи переводят, как «Земля Коха», «Вот земля» или «Чудесный уголок». Но наиболее интересной является версия «Гористая или холмистая земля» или «Вершина земли». Она находит подтверждение и в топонимике, что сочетается и с ландшафтом города. До сих пор существуют названия: «Майская Горка», «Монастырская гора», «Любимая горка», улица 1 Мая в XIX-начале XX века звалась «Капказ» или «Кавказ», что означает горы. Улица Советская называлась «Чудской край». Некоторые сведения об историческом прошлом Кохмы можно почерпнуть из местных преданий. Согласно одному из них, у обосновавшихся здесь племён был князь по имени Кох. Отсюда и название города.
В X веке нашей эры начался процесс славянской колонизации Волго-Окского междуречья. Главную роль в нём сыграли славяне-кривичи, ильменские словены-новгородцы. Захватывая новые территории, славяне внедряли свою христианскую религию. По-видимому, с приходом славян Кохма стала именоваться Рождествено-Кохма по названию построенной здесь церкви во имя Рождества Христова. Но это название не прижилось и с XVIII века Кохма носит только мерянское название.
Если последние войны обошли наш край стороной, то в XII-XIII веках в Кохме проходили сражения с монголо-татарами, к тем временам относится легенда о создании первых подземных ходов под селением, где скрывались женщины, дети, чтобы уйти в леса. Другая легенда гласит, что монголо-татары в наказание и для обеспечения своей безопасности, велели кохомцам скрыть большую гору, из-за которой они долго оборонялись, помогала и широкая река на пути врага.
После свержения монголо-татарского ига в 1561 году Иван Грозный подарил Кохму, как богатую вотчину, князьям Темрюковым – Черкасским. В конце XVI века сёла Кохма и Иваново перешли к князьям Скопиным – Шуйским. Княжеский и боярский род Шуйских происходил от потомков брата Александра Невского – Андрея и дал России немало выдающихся государственных деятелей.
Скорее всего Кохомская волость стала вотчинным владением Скопиных – Шуйских в результате дробления Суздальского княжества на уделы. После присоединения Суздальско – Нижегородского княжества к Москве Кохомская волость вместе с другими сёлами Опольного стана попадает в конце XVI века в разряд государевых земель.
Первое найденное упоминание Кохмы в документах относится к 1519 году. Первым владельцем Кохмы был Василий Фёдорович Скопин – Шуйский, выдающийся деятель времени Ивана Грозного. Участник Земского собора 1556 года, боярин с 1577 года, он отличился в Ливонской и русско-шведской войнах. Его сын – Михаил Васильевич Скопин – Шуйский вошёл в историю как талантливый полководец, проявивший себя во время польско-литовской интервенции. 19-летним юношей он участвовал в борьбе со сторонниками Ивана Болотникова. За разгром Болотникова Скопин – Шуйский получил в 1606 году сан боярина. К сожалению, он неожиданно умер в апреле 1610 года, находясь на вершине славы. Умер он 23 лет от роду, оставив молодую жену вдовой. Детей у них не было, вдова и мать героя ушли в монастырь. Мать, старица-инокиня Анисья, умирая в 1631 году, завещала Кохму с деревнями на помин души архиереям Суздальским. Село и относящиеся к Кохме деревни насчитывали в то время 600 дворов. Таким образом Кохма стала монастырской вотчиной и оторвалась от села Иванова, которое с деревнями продолжало оставаться боярским владением и стало составлять обособленную «Ивановскую вотчину». В 1678 году в Кохме насчитывалось 640 дворов. 15 февраля 1719 года Кохма была выведена из Монастырского приказа и отдана в Коллегию экономии, а затем иноземцу Ивану Тамеса для создания здесь полотняной мануфактуры. Тамес получил для своих фабрик Кохму с деревнями, всего 641 крестьянский двор. На крестьян была положена особая повинность – доставлять с каждого двора на мануфактуру по 4 фунта льняной пряжи. Устройство мануфактуры в селе подтверждается донесением в Берг-коллегию в июне 1720 года. В 1724 году суздальский архиепископ возбудил ходатайство о возвращении Кохмы под своё начало. В 1731 году сын Тамеса отказался от села, и оно было отдано президенту Мануфактур-коллегии Василию Яковлевичу Новосельцеву и Даниилу Ивановичу Чевкину. Вплоть до реформы 1861 года Кохма оставалась вотчинным владением вначале Дмитрия Андреевича Новосельцева, а с 1830 года – известного писателя Михаила Николаевича Загоскина.
К началу XIX века Кохма была уже крупным торговым центром. В 1795 году в селе проживало 712 человек. Еженедельно происходил торжок и дважды в год – ярмарка, на которую приезжали из Шуи и ближних селений. Торговали шёлковыми, шерстяными изделиями, хлебом и съестными продуктами, а также бумажными изделиями.
Полотняная мануфактура существовала в Кохме, по-видимому, на протяжении всего XVIII века. В 1795 году в селе были две полотняные «фабрики» с 37 станами, на которых работали и сами владельцы. В 1797 году в Кохме было не менее трёх полотняных заведений. Крестьяне, как и прежде, находились в оброке. Ситценабивное и миткалевое производство в Кохме стало развиваться с 1812 года. XIX век – особый период в истории Кохмы. В связи с бурным развитием промышленности она с середины столетия превратилась в фабричное село, а к концу века приобретает вид типичного русского промышленного города. В 1804 году в Кохме было 8 полотняных заведений со 178 рабочими и 2 набоечных (ситцевых) с 13 рабочими, а в середине века насчитывалось 15 ( а с окружающими деревнями – 20) ситценабивных, миткалевоткацких и полотняных заведений. По мнению современников, население Кохмы, которое к этому времени достигло 1125 жителей, было «…приличнее назвать фабричным».
Во второй половине XIX века Кохма развивается быстрыми темпами. В1882 году в селе имеется 273 двора (в том числе и 4 каменных), из них 143 безлошадные. На 273 дома приходилось 74 хозяйственных постройки. С 1891 года начали строить казармы при фабрике Ясюнинских, возникает рабочий посёлок. В 1897 году был построен трёхэтажный каменный корпус, в котором жили 549 рабочих. А в 1900 году была построена вторая казарма.
Крупнейшим предприятием Кохмы было основанное в 1822 году заведение Ясюнинских, которое в 1869 году преобразилось в Торговый дом братьев Ясюнинских, а в 1887 году – Товарищество мануфактур. К 1889 году на фабриках Ясюнинских работало 3356 человек. Другое крупное заведение Щербаковых было основано купцом Королёвым в 1798 году. В 1830 году начала работать полотняная ткацкая мануфактура, а в 1865 году была построена льноткацкая фабрика, к которой в 1886 году добавилась льнопрядильня. В 1896 году было создано Товарищество мануфактур В.Щербакова с сыновьями. В Кохме действует до 20 набойных и мануфактур. У истоков местной промышленности стояли: Чаяновы, Ремезовы, Медведевы, Пошвины, Королёвы, Безеновы, Балдины, Клюевы и другие купцы. Выходцами из Кохмы были и известные шуйские купцы Киселёвы. Василий Максимович Киселёв построил в Кохме большой деревянный мост через Уводь, простоявший долгие годы. Способствовало развитию промышленности и открытие железнодорожной станции Кохма в 1868 году. С 1897 года по 1907 год число жителей села Кохма увеличилось с 4018 до 5662. Н.А.Ясюнинский открывает театр, действует 7 учебных заведений, в 1905 году открыта земская больница.
Кохма первой половины XX века
После революционных событий в 1919 году фабрики были остановлены и возобновили работу к середине 20-х годов. Однако село продолжало расти стабильными темпами. С 1897 года по 1937 год население Кохмы возрастало в среднем на 20% каждые 10 лет и в 1937 году достигло 23 тысяч человек.
В 1925 году Кохма получила статус города, а 1 февраля 1933 года постановлением ВЦИК был образован Кохомский район. Значительная часть населения района ( 26% ) работала на крупных предприятиях города, общая валовая продукция которых, по данным 1932 года, составила 32,6 миллионов рублей.
В 30-е годы Кохма обслуживалась водопроводом со среднесуточной подачей воды для городских нужд в 115 куб. метров и снабжалась электроэнергией через подстанцию Ивановской районной электростанции. Жилищный фонд Кохмы составлял 55,4 тысяч квадратных метров. В городе имелись баня, 2 больницы, 4 школы и ФЗУ. Современная Кохма.
Город Кохма расположен на левом берегу р. Уводь в 10 км от г. Иваново и в 20 км от г. Шуи. 6 июня 1925 г. Кохма получила статус города, а 1 февраля 1933 г. постановлением ЦИК был образован самостоятельный Кохомский район, который в 1948 г. влился в Ивановский. В соответствии с законом Ивановской области от 10.04.1998 г. № 26-ОЗ было создано новое муниципальное образование «Город Кохма».
Отрасли социальной сферы муниципального образования представлены муниципальным предприятием жилищно-коммунального хозяйства «Кохмабытсервис», на балансе которого находится весь муниципальный жилищный фонд, широкой сетью учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта. На фоне крупных и средних предприятий города сравнительно неплохо смотрится малый бизнес, который является одним из важнейших факторов развития и наращивания экономического потенциала муниципального образования. Основными направлениями развития малого предпринимательства в городе является производство товаров народного потребления (в городе работает около 30 швейных цехов и складов), пилорамы и цеха деревообработки, выпуск рыбопродукции, выпуск глазированных творожных сырков, производство и розлив минеральной воды, оптовая и розничная торговля, оказание бытовых услуг населению и другие направления.
Несмотря на экономические и социальные трудности последних лет, город сохранил все возможности и потенциал для дальнейшего развития, для подъема промышленности, расширения количества малых предприятий и увеличения объемов выпускаемой ими продукции (работ, услуг), расширения сети предприятий, работающих в сфере потребительского рынка, увеличения численности населения, занятого в экономике города. Именно на рост промышленного производства, увеличение количества и качества предоставляемых услуг, создание новых рабочих мест, решение социальных вопросов, ежегодное повышение уровня и качества жизни населения и направлены мероприятия комплексной программы социально-экономическою развития города Кохмы.
Набойная Мануфактура
Ещё одним старейшим представителем архитектурного и исторического наследия Кохмы является здание набойной мануфактуры, построенное на стыке 18 и 19 веков. Оно входило в комплекс фабричных строений, принадлежащий купцам Чернышёвым, отчего жители города называют это место «Чернышевский двор».
Местоположение: улица Октябрьская — 30.
Храмы и часовни
В начале 20 столетия в Кохме имелось пять православных храмов, а также некоторое количество часовен, являющихся на тот момент основным архитектурным и культурным украшением города. Было бы здорово на них посмотреть, но они, к сожалению, в конце этого же века по ряду причин были разрушены. Но зато появляются новые, не менее красивые и интересные. Например, Свято-Благовещенский Храм (ул. Октябрьская — 1, на фото выше), который начал строиться в 1998, а освящён в 2011 году.
На первом этаже храма работает своеобразный музей, точнее «Духовно-просветительский центр». Там выставлены любопытные и редкие экспонаты — старинная церковная утварь и прошитое золотыми нитками облачение священнослужителей, серебряные монеты, исторические книги, документы и многое другое. Посетить стоит, очень интересно и необычно. Ещё в городе имеется Часовня Иконы Божьей Матери «Утоли мои печали» (ул. Рабочая — 13, на фото выше), построенная и освящённая чуть ранее, а именно в 1997 году.
Intro. «Кохма ила»
Пару лет назад на «Битловской» улице Эбби Роуд в Лондоне появилась надпись «Кохма ИЛА». Типа того что «Кохма жива». Написано-то фанатами кохомской бит-группы Г.Р.К. было «Кохма СИЛА». Но на картинке веб-камеры одна буква оказалась закрыта створкой ворот. И люди во всём мире вот так невзначай приобщились к нашему родному мерян каляк. Прикольно получилось!
Кохма. Загадка имени.
Что выражает собой название города Кохма, с точностью никто не скажет. За последние десятилетия выдвигалось несколько правдоподобных и не больно версий.
Некоторые говорят о «земле Коха», не пытаясь даже выяснить этимологию этого имени.
Другие убеждены, что это «гористая, холмистая земля» или даже «Вершина Земли». В подтверждение приводятся косвенные данные: то, что Кохма расположена на холмах (Майская горка, Любимая горка, Монастырская горка, Капкас (Кавказ)), то, что селения со схожими названиями в Карелии и Финляндии (Кухмо, Кухмойнен) тоже расположены на высоких местах, а так же то, что Кохма находится в верховьях реки Уводь (Увать). Однако, близких параллелей в лингвистике эта версия не находит. Кроме разве что аллюзии с германским «хох». Вот такая хохма!
«Родноверы» усматривают здесь славянскую фразу «кохане място» (в «кох.-мя»), что подаётся как «любимое/ чудесное место». Место действительно чудесное: зелёная долина с пышными кронами ивняка, обрамлённая холмами с сосновым лесом. Но с лингвистической точки зрения эта версия не выдерживает критики: не в природе славянских (да и других) языков так «аббревиатурно» урезать слова при образовании топонимов…
Более продуктивным представляется вариант, связывающий название Кохма с прибалто-финским лексическим пластом. Отсюда происходит версия, что название родилось из восклицания: «вот земля!». Здесь перекличка идёт, к примеру, с эстонским «кохт»/ «коха» — место, участок, — плюс «маа» — земля, область. Термины близкие и частично пересекающиеся по смыслу. Поэтому их сочетания дают понятия с оттенками смыслов. «Кохт маа» — место земли. «Коха маа» — «из земли, из страны». «Маа кохт» — земли помещение. «Маа коха» — земельный участок. «Маакохт» / «Маакоха» — сельская местность.
Исходя из этих вариантов, можно предполагать первоначальный смысл названия. Быть может, имелось в виду «место для сходки жителей сельского округа». А может – «пограничная для суздальских меря местность». Либо, если словопостроение у меря было несколько более вольное, чем уприбалто-финнов, — «удел», «поместье».
Кохма — на приволье.
Любопытна так же современная полная самоиронии топонимическая хохма: «Кохма – столица Японии». Смешную «разгадку» этой хохмы дадим в конце очерка. Здесь же для нас интересен её этнографический подтекст. Люди замечали, насколько необычно для русского уха звучит название их городка, сталкивались с вопросом «А где это?!», и понимали, что живут в необычном месте. Отсюда и самоирония, и попытка «перевести стрелки» смешной «разгадкой». В этой связи добавим, что одна из частей села Кохма (к северо-западу от ист.центра – за ручьём, в сторону Иванова) вплоть до середины 20 века называлась «Чудской край».
Кохма — таинственный уголок.
Кохомский художник Александр Лебедев и его творение.
Кохма. Удел князей Скопиных-Шуйских.
На высоком угоре в самом центре Кохмы расположен старинный квартал необычной округлой (яйцеобразной) формы. Здесь некогда (в 16-нач.17 вв.) располагался центр удела князей Скопиных-Шуйских, которым в Шуйском уезде принадлежала Кохомская волость, включавшая тогда и земли нынешнего города Иваново. Судя по всему, это была небольшая крепостца, внутри которой находились дворище (усадьба) князя и церковь. Вокруг крепости выросло село. Оно как бы «обнимало» исторический центр с северо-запада и северо-востока.
Погост Кохма (податный округ местных славяно-мерян) издревле являлся частью Шуйского удела князей Суздальско-Нижегородской династии. При Иване Грозном эта местность перешла в разряд казённых земель («Опричнину»). Некоторое время они были под управлением шурьев Ивана Васильевича — князей Черкасских. Но вскоре были переданы представителям одной из ветвей князей Шуйских — Скопиным-Шуйским.
Иван Васильевич «Скопа» Шуйский (кон.15 – 2/4 16 вв.) положил начало династии Скопиных-Шуйских.
Фёдор Иванович Скопин-Шуйский (начало 16 в. – 1557) – видный военачальник своего времени.
Василий Фёдорович Скопин-Шуйский (2/4 16в. – 1595) – видный военачальник и администратор.
Михаил Васильевич Скопин-Шуйский (1586 – 1610) – выдающийся полководец, организатор освободительного похода на Москву. Молодой князь отличался здоровьем, большой физической силой и был страстным охотником. Заведённая им в селе Кохма охота (псари, охотничьи собаки) славилась даже в Москве.
Леонид Константинов. Князь М.В.Скопин-Шуйский в окружении своих воевод и шведских наемников.
Акты конца 1610-х — начала 1630-х годов фиксируют сёла Иваново и Кохма во владении княгинь Анны Петровны и Александры Васильевны Скопиных-Шуйских, матери и жены Михаил Васильевича. По завещанию «старицы княгини Анисьи Петровны» Скопиной, Иваново с деревнями отошло к Ивану Ивановичу Пуговка-Шуйскому, — последнему представителю рода Шуйских, а Кохма — в дом суздальских архиепископов.
С этого времени село стало называться по имени церкви: Рожествено. Впрочем, церковным владением оно оставалось лишь до 1719 г. На картах начала 19 века указано и его прежнее название. В ходе земской реформы 2-й половины 19 века селу было возвращено его старинное имя — Кохма. Кроме того, было ещё и при-монастырское сельцо Кохма, расположившееся рядом – к юго-востоку от центра, вдоль реки Уводь, по дороге на Шую. Тогда же, во 2-й пол.19 в. село и сельцо слились в один посёлок.
Слева — «Чудской край». В центре — древнейшая часть Кохмы. Справа — купеческая «Новая» улица, быв.при-монастырское сельцо Кохма. фото нач.20 в.
Кохма. Загадка Рождественской колокольни.
Как известно, алтарную часть православных храмов устраивают в восточной стороне. А звонницу или колокольню – в западной. Отклонения бывают, как правило – в сторону линии С.-З. – Ю.-В. В новейшее время подобные отклонения чаще диктуются необходимостью учёта архитектурного окружения. Однако, первоначально они имели под собой календарный смысл: при отклонении на юго-восток лучи солнца на вечернюю службу в те или иные летние праздники проникали через открытые двери и падали на алтарь. Однако, в Ивановской области нередко встречается отклонение на северо-восток. Причём, чаще среди наиболее старинных храмов. Обычно, отклонение небольшое. Поэтому здесь можно предположить особое почитание в старину цикла осенних праздников. Любопытна в этой связи параллель с данными из Ветлужского региона, отличающегося сохранением ряда архаических этнографических явлений. Там «свои, домашние» осенние праздники противопоставлены «официальным» весенним.
В Кохме же храм и удивительной красоты шатровая колокольня расположены строго по линии юго-запад – северо-восток. Подобная ориентация крайне необычна. Думается, разгадка кроется в названии храма: Христо-Рождественский. Этот праздник календарно приближен к зимнему солнцестоянию, когда солнце садится на юго-западе. Солнечные лучи должны были освещать иконостас и алтарь на вечерней службе именно в середине зимы!
Учитывая, что в большинстве случаев наиболее старинные храмы мерянской земли ставились на месте мерянских святилищ, и что Кохма – одно из таких мест, можно предположить некоторую связь между названием храма и его необычной ориентацией – и прежней местной мерянской традицией. Здесь можно проследить связь с общим для многих финно-угорских народов праздником зимнего солнцестояния и «нового солнца». У марийцев это Шорык Йол. По фински Рождество – Йоулу-пайвя.
Кстати, ещё одна загадка: с острого конца «яйца» ист.центра на высоком угоре колокольня горделиво смотрела на речную долину. Слева и справа её обрамляли торговые ряды (сохранившиеся до нашего времени). Не припомню, где бы ещё колокольня была бы встроена в торговые ряды?! В таком соседстве больше уж на каланчу похоже. Их в 18 веке немало понастроили. Но это всё же колокольня. В целом, подобная компоновка напоминает крепостные формы, намёк на некогда существовавший на этом меcте кремль княжеской усадьбы. На месте выстроенных полукругом торговых рядов – крепостные стены. На месте колокольни с воротами – крепостные ворота.
Колокольня перед разрушением. Начало 1960-х гг.
Момент разрушения колокольни. 1960-е гг.
Продолжение следует.
Васка Шёмтолгай. Кохма. «Metsa Kunnta»