Козельск город воинской славы Достопримечательности Козельск фото


Достопримечательности Козельск фото города

Церковь Сошествия Святого Духа. Каменный храм построен в 1789 году купцом Петром Месняевым, в начале XIX века к нему была пристроена каменная трехъярусная колокольня.

Каменный крест — копия древнего Каменного Козельского креста, стоявшего на братской могиле погибших при обороне в 1238 г., установлен в 2008 году. Древний каменный крест хранится в Козельском краеведческом музее.

Второй раз город был сожжен в 1480 году во время нападения татаро-монголов по приказу хана Большой Орды Ахмата, которому пришлось отступить в степи из-за несостоявшегося наступления на Москву.

Его снова отстроили, и в XVI веке во времена правления Иоанна Грозного он становится одной из крепостей на Южной границе Московского государства.

Во время Великой Отечественной войны он оказался на пути немецко-фашистских захватчиков на подступах к Москве, 8 октября 1941 года Козельск был захвачен гитлеровскими войсками. Почти три месяца до 27 декабря продолжались кровопролитные бои за город.

28 декабря 1941 года Козельск был освобожден Первым Гвардейским кавалерийским корпусом в результате Белёвско-Козельской операции, которая была одним из этапов битвы за Москву.

В декабре 2009 года Указом президента России Козельску присвоено почетное звание «Город воинской славы». В честь этого на Площади воинской славы установлена памятная стела с гербом страны.

Мемориальный парк города посвящен славной истории Козельска, здесь установлены монументы защитникам от татаро-монголов в 1238 году, а также погибшим во время Великой Отечественной войны.

Мемориал Скорбящая мать с Вечным огнем в память о советских воинах, погибших в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 г.

Стена памяти защитникам города:

Стела и Каменный крест в память о князе Василии Козельском и героях обороны от татаро-монголов в 1238 году:

В 1961 году в городе началось строительство военного городка. В районе Козельска размещается 28 Гвардейская дивизия ракетных войск стратегического назначения.

Самолет-памятник МИГ-17 установлен на окраине военного городка:

На улице Чкалова у ракетной дивизии Памятник советским воинам, погибшим в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 года:

В память защитникам отечества на постаменте у Дома культуры Российской армии в 1996 году установлен Танк:

Здесь же в 1996 году у Дома культуры установлена Пушка — в знак уважения 28-й Гвардейской пушечно-артиллерийской бригаде от воинов-ракетчиков:

На улицах находится много православных святынь, архитектурных и религиозных достопримечательностей.

На правом берегу Жиздры в трех километрах от Козельска находится Свято-Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь, по преданию основанный в XV веке и восстановлен как действующий в 1987 году. Это один из важнейших духовных центров России, сюда приезжают много верующих и просто туристов.

Женский монастырь Казанская Свято-Амвросиевская пустынь Шамордино находится в 30 км от города, была основана как женская община в 1884 году Амвросием Оптинским.

Мужской монастырь Спаса Нерукотворного Пустынь в Клыково — был открыт в июле 2001 года, здесь жила часть монастырской братии из Оптиной Пустыни с 1924 года.

Святые места Козельского района каждый год посещают тысячи паломников и туристов. Козельск и окрестности — красивейшие природные и исторические места России.

Выбрать и заказать онлайн самые лучшие экскурсии в Калуге

Козельск и сейчас является городом-крепостью, современным городом-воином — злым и храбрым для врагов, и доброжелательным для друзей. Он небольшой, но с очень интересной историей — прошлой, настоящей и будущей.

Его надежно охраняют Гвардейская дивизия и Три Богатыря:

«Огонек» побывал на малой родине Николая Карамзина

Официальная часть подходит к концу, но тут слово берет экскурсовод, краевед и секретарь Козельского общества русских литераторов Галина Горохова:

— Именно здесь, в Козельске, родился принцип «умереть, но не сдаться», который прошел потом через всю русскую историю,— наставляет она школьников.— Когда приходит враг, мы должны быть едины. Мы ведь и сейчас остаемся городом воинов, потому что у нас в лесах часть ядерного щита Родины.

Это правда, в Козельске базируется дивизия РВСН. В окрестных чащах спрятаны пусковые шахты, в самом городе — штаб, плац, армейский дом культуры, хозслужбы и огромный военный городок. Дивизия — одно из двух градообразующих предприятий. Второе — расположенная в нескольких километрах от города Оптина пустынь. Поэтому в Козельске очень много иногородних. Одни приехали служить в дивизии, другие — молиться в пустыни. Галина Эдуардовна с супругом из последней категории, родом они из Москвы. Так уж сложилось, что все козельские краеведы нездешние.

Какой же Козельск без козлов?

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Под конец Галина Горохова переходит от высоких материй к низким. Оказывается, жители Дешовок уже много веков ищут в окрестностях села Батыев клад. Якобы во время осады Козельска у хана простудилась и умерла дочь. Похоронили ее здесь вместе с золотой ладьей.

— Искать клад надо непременно в ночь на Пасху. Не в церковь идти, а к кургану! — вещает ораторша.— Тогда там открывается пещера, в ней какие-то колдовские лягушки, и если что-то сделать неправильно, кладоискатель погибает. Бабушки это из поколения в поколение как сказку рассказывают. Но мне самой наши женщины говорили: может, и сказка, но вот такой мужик помер, другой помер.

Собрание окончено, буквально за минуту школьники одеваются и исчезают в дверях. Работники дешовского дома культуры рассаживают за чаем и вспоминают местных кладоискателей:

— Действительно, свекровь рассказывала, что ее родственник тоже копал и погиб.

— А я от нашего бывшего директора слышала: у нее муж все копал землю, клад искал, а потом и помер.

День Победы 9 мая

На главной улице:

Группа армейского рукопашного боя:

К Параду в честь Дня Победы готовы!

Праздник День Победы 9 мая:

Посмотрите небольшую часть праздника:

Исторические споры

Археологи подтвердили: домонгольский Козельск все-таки был. Прежде по этому поводу шли жаркие споры

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Последние находки указывают, что детинец древнего Козельска стоял на микроскопическом холмике у самого впадения реки Другузки в Жиздру. Там нашли несколько метров культурного слоя и следы сильнейшего пожара XIII века. В домонгольском слое обнаружили оружие, шпоры (признак наличия профессиональных военных), фрагмент церковной утвари. А чуть выше в грунте — стеклянные браслеты второй половины того же века. То есть город, получается, довольно скоро заселили вновь.

Директор краеведческого музея Илья Яценко (тоже, естественно, приезжий) ведет нас к подножью холма в пойме Жиздры. Здесь теперь стадион.

— В 2012 году весной река затопила футбольное поле и подошла под склоны холма, тут был настоящий бурный поток. Думаю, в старину так бывало каждый год, и по весне Козельск превращался в неприступную крепость,— говорит музейщик.

Кафедральный собор вблизи

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Ноги, впрочем, и сейчас вязнут в топкой почве. В огородах кричат петухи и лают собаки. И холм, на котором стояли исторические укрепления, выглядит неопрятным и маленьким. На месте детинца еще в древности построили монастырь. Потом от монастыря остался только храм XVII века, при СССР тут сделали хлебозавод, а после снова вернули церкви. Теперь это епархиальная гостиница в декорациях советского предприятия — со сдвижными железными воротами и окнами из стеклоблоков. Хозяин хлебозавода в 1997 году запретил археологам портить асфальт во дворе, чем чуть не лишил родной город исторического звания. Но в 2010-м тут уже была церковь, и монашки просто потребовали с археологов 15 тысяч рублей за испорченные грядки.

Козельские активисты простили археологов, из списка врагов вычеркнули и даже в 2016 году вручили им значки «Друг Козельска». Но выводам ученых по-прежнему верят не до конца.

— Я вам логически докажу, что в устье Другузки детинца быть не может,— не успокаивается Валерий Цветков.— Такой маленький город, да еще и в низине, семь недель оборонять невозможно. Монголы бы его просто шапками закидали.

Гиды на обзорных экскурсиях, как и раньше, водят туристов на место позднесредневековой крепости. Особым видением истории обладает и глава города Алексей Петрович Тихонов. «Я вам расскажу такую версию, которую вы нигде больше не услышите»,— сразу предупреждает он.

— Крепость эту строили иностранцы. Откуда они брались, неизвестно. Приехали сюда примерно 19 человек и построили город Козельск. Частокол состоял из четырех рядов. Во внутреннем круге жил князь Василий, в следующем — дружина, их было 418 человек дружинников, не больше и не меньше,— Алексей Петрович рисует на листке бумаги нечто вроде платоновской Атлантиды.

Главный символ города — так называемый козельский крест. Считается, что это переделанный древний идол

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Он коренной козельчанин, окончил в Смоленске институт физкультуры, прослужил 22 года в ракетной дивизии, вышел в отставку в звании подполковника и теперь работает главой города, директором 1-й школы, а заодно учителем истории. Он уверяет, что свою версию почерпнул от знающего человека, который вычитал ее в тайных монастырских книгах.

— Город был торговым центром. Почему монгол пришел сюда? Чтобы поживиться, пограбить после ярмарки. Но разведка у козельчан работала хорошо, она донесла, что идет монгол, и караваны ушли. Своими вылазками козельчане не давали спать монголам, стреляли в них из арбалетов, которые хорошо пробивали монгольские доспехи,— рассказывает глава города.— Монгол ушел в степи и два года залечивал раны. Тем самым козельчане спасли всю Западную Европу.

По мнению Алексея Тихонова, героическое прошлое помогло городу уже в наши дни.

— Нашу дивизию сначала хотели разместить в соседних Сухиничах, но потом решили, что Козельск своей историей ее заслужил.

780-летие героической обороны глава как бывший физкультурник решил отметить по-спортивному. Провел лыжный кросс, а на середину апреля назначил футбольный турнир.

Отрывок, характеризующий Козельск

– Qui s’excuse – s’accuse, [Кто извиняется, тот обвиняет себя.] – улыбаясь и махая корпией, говорила Жюли и, чтобы за ней осталось последнее слово, сейчас же переменила разговор. – Каково, я нынче узнала: бедная Мари Волконская приехала вчера в Москву. Вы слышали, она потеряла отца? – Неужели! Где она? Я бы очень желал увидать ее, – сказал Пьер. – Я вчера провела с ней вечер. Она нынче или завтра утром едет в подмосковную с племянником. – Ну что она, как? – сказал Пьер. – Ничего, грустна. Но знаете, кто ее спас? Это целый роман. Nicolas Ростов. Ее окружили, хотели убить, ранили ее людей. Он бросился и спас ее… – Еще роман, – сказал ополченец. – Решительно это общее бегство сделано, чтобы все старые невесты шли замуж. Catiche – одна, княжна Болконская – другая. – Вы знаете, что я в самом деле думаю, что она un petit peu amoureuse du jeune homme. [немножечко влюблена в молодого человека.] – Штраф! Штраф! Штраф! – Но как же это по русски сказать?.. Когда Пьер вернулся домой, ему подали две принесенные в этот день афиши Растопчина. В первой говорилось о том, что слух, будто графом Растопчиным запрещен выезд из Москвы, – несправедлив и что, напротив, граф Растопчин рад, что из Москвы уезжают барыни и купеческие жены. «Меньше страху, меньше новостей, – говорилось в афише, – но я жизнью отвечаю, что злодей в Москве не будет». Эти слова в первый раз ясно ыоказали Пьеру, что французы будут в Москве. Во второй афише говорилось, что главная квартира наша в Вязьме, что граф Витгснштейн победил французов, но что так как многие жители желают вооружиться, то для них есть приготовленное в арсенале оружие: сабли, пистолеты, ружья, которые жители могут получать по дешевой цене. Тон афиш был уже не такой шутливый, как в прежних чигиринских разговорах. Пьер задумался над этими афишами. Очевидно, та страшная грозовая туча, которую он призывал всеми силами своей души и которая вместе с тем возбуждала в нем невольный ужас, – очевидно, туча эта приближалась. «Поступить в военную службу и ехать в армию или дожидаться? – в сотый раз задавал себе Пьер этот вопрос. Он взял колоду карт, лежавших у него на столе, и стал делать пасьянс. – Ежели выйдет этот пасьянс, – говорил он сам себе, смешав колоду, держа ее в руке и глядя вверх, – ежели выйдет, то значит… что значит?.. – Он не успел решить, что значит, как за дверью кабинета послышался голос старшей княжны, спрашивающей, можно ли войти. – Тогда будет значить, что я должен ехать в армию, – договорил себе Пьер. – Войдите, войдите, – прибавил он, обращаясь к княжие. (Одна старшая княжна, с длинной талией и окаменелым лидом, продолжала жить в доме Пьера; две меньшие вышли замуж.) – Простите, mon cousin, что я пришла к вам, – сказала она укоризненно взволнованным голосом. – Ведь надо наконец на что нибудь решиться! Что ж это будет такое? Все выехали из Москвы, и народ бунтует. Что ж мы остаемся? – Напротив, все, кажется, благополучно, ma cousine, – сказал Пьер с тою привычкой шутливости, которую Пьер, всегда конфузно переносивший свою роль благодетеля перед княжною, усвоил себе в отношении к ней. – Да, это благополучно… хорошо благополучие! Мне нынче Варвара Ивановна порассказала, как войска наши отличаются. Уж точно можно чести приписать. Да и народ совсем взбунтовался, слушать перестают; девка моя и та грубить стала. Этак скоро и нас бить станут. По улицам ходить нельзя. А главное, нынче завтра французы будут, что ж нам ждать! Я об одном прошу, mon cousin, – сказала княжна, – прикажите свезти меня в Петербург: какая я ни есть, а я под бонапартовской властью жить не могу. – Да полноте, ma cousine, откуда вы почерпаете ваши сведения? Напротив… – Я вашему Наполеону не покорюсь. Другие как хотят… Ежели вы не хотите этого сделать… – Да я сделаю, я сейчас прикажу. Княжне, видимо, досадно было, что не на кого было сердиться. Она, что то шепча, присела на стул. – Но вам это неправильно доносят, – сказал Пьер. – В городе все тихо, и опасности никакой нет. Вот я сейчас читал… – Пьер показал княжне афишки. – Граф пишет, что он жизнью отвечает, что неприятель не будет в Москве. – Ах, этот ваш граф, – с злобой заговорила княжна, – это лицемер, злодей, который сам настроил народ бунтовать. Разве не он писал в этих дурацких афишах, что какой бы там ни был, тащи его за хохол на съезжую (и как глупо)! Кто возьмет, говорит, тому и честь и слава. Вот и долюбезничался. Варвара Ивановна говорила, что чуть не убил народ ее за то, что она по французски заговорила… – Да ведь это так… Вы всё к сердцу очень принимаете, – сказал Пьер и стал раскладывать пасьянс. Несмотря на то, что пасьянс сошелся, Пьер не поехал в армию, а остался в опустевшей Москве, все в той же тревоге, нерешимости, в страхе и вместе в радости ожидая чего то ужасного. На другой день княжна к вечеру уехала, и к Пьеру приехал его главноуправляющий с известием, что требуемых им денег для обмундирования полка нельзя достать, ежели не продать одно имение. Главноуправляющий вообще представлял Пьеру, что все эти затеи полка должны были разорить его. Пьер с трудом скрывал улыбку, слушая слова управляющего. – Ну, продайте, – говорил он. – Что ж делать, я не могу отказаться теперь! Чем хуже было положение всяких дел, и в особенности его дел, тем Пьеру было приятнее, тем очевиднее было, что катастрофа, которой он ждал, приближается. Уже никого почти из знакомых Пьера не было в городе. Жюли уехала, княжна Марья уехала. Из близких знакомых одни Ростовы оставались; но к ним Пьер не ездил. В этот день Пьер, для того чтобы развлечься, поехал в село Воронцово смотреть большой воздушный шар, который строился Леппихом для погибели врага, и пробный шар, который должен был быть пущен завтра. Шар этот был еще не готов; но, как узнал Пьер, он строился по желанию государя. Государь писал графу Растопчину об этом шаре следующее: «Aussitot que Leppich sera pret, composez lui un equipage pour sa nacelle d’hommes surs et intelligents et depechez un courrier au general Koutousoff pour l’en prevenir. Je l’ai instruit de la chose. Recommandez, je vous prie, a Leppich d’etre bien attentif sur l’endroit ou il descendra la premiere fois, pour ne pas se tromper et ne pas tomber dans les mains de l’ennemi. Il est indispensable qu’il combine ses mouvements avec le general en chef». [Только что Леппих будет готов, составьте экипаж для его лодки из верных и умных людей и пошлите курьера к генералу Кутузову, чтобы предупредить его. Я сообщил ему об этом. Внушите, пожалуйста, Леппиху, чтобы он обратил хорошенько внимание на то место, где он спустится в первый раз, чтобы не ошибиться и не попасть в руки врага. Необходимо, чтоб он соображал свои движения с движениями главнокомандующего.] Возвращаясь домой из Воронцова и проезжая по Болотной площади, Пьер увидал толпу у Лобного места, остановился и слез с дрожек. Это была экзекуция французского повара, обвиненного в шпионстве. Экзекуция только что кончилась, и палач отвязывал от кобылы жалостно стонавшего толстого человека с рыжими бакенбардами, в синих чулках и зеленом камзоле. Другой преступник, худенький и бледный, стоял тут же. Оба, судя по лицам, были французы. С испуганно болезненным видом, подобным тому, который имел худой француз, Пьер протолкался сквозь толпу. – Что это? Кто? За что? – спрашивал он. Но вниманье толпы – чиновников, мещан, купцов, мужиков, женщин в салопах и шубках – так было жадно сосредоточено на то, что происходило на Лобном месте, что никто не отвечал ему. Толстый человек поднялся, нахмурившись, пожал плечами и, очевидно, желая выразить твердость, стал, не глядя вокруг себя, надевать камзол; но вдруг губы его задрожали, и он заплакал, сам сердясь на себя, как плачут взрослые сангвинические люди. Толпа громко заговорила, как показалось Пьеру, – для того, чтобы заглушить в самой себе чувство жалости. – Повар чей то княжеский… – Что, мусью, видно, русский соус кисел французу пришелся… оскомину набил, – сказал сморщенный приказный, стоявший подле Пьера, в то время как француз заплакал. Приказный оглянулся вокруг себя, видимо, ожидая оценки своей шутки. Некоторые засмеялись, некоторые испуганно продолжали смотреть на палача, который раздевал другого. Пьер засопел носом, сморщился и, быстро повернувшись, пошел назад к дрожкам, не переставая что то бормотать про себя в то время, как он шел и садился. В продолжение дороги он несколько раз вздрагивал и вскрикивал так громко, что кучер спрашивал его: – Что прикажете? – Куда ж ты едешь? – крикнул Пьер на кучера, выезжавшего на Лубянку. – К главнокомандующему приказали, – отвечал кучер. – Дурак! скотина! – закричал Пьер, что редко с ним случалось, ругая своего кучера. – Домой я велел; и скорее ступай, болван. Еще нынче надо выехать, – про себя проговорил Пьер. Пьер при виде наказанного француза и толпы, окружавшей Лобное место, так окончательно решил, что не может долее оставаться в Москве и едет нынче же в армию, что ему казалось, что он или сказал об этом кучеру, или что кучер сам должен был знать это. Приехав домой, Пьер отдал приказание своему все знающему, все умеющему, известному всей Москве кучеру Евстафьевичу о том, что он в ночь едет в Можайск к войску и чтобы туда были высланы его верховые лошади. Все это не могло быть сделано в тот же день, и потому, по представлению Евстафьевича, Пьер должен был отложить свой отъезд до другого дня, с тем чтобы дать время подставам выехать на дорогу. 24 го числа прояснело после дурной погоды, и в этот день после обеда Пьер выехал из Москвы. Ночью, переменя лошадей в Перхушкове, Пьер узнал, что в этот вечер было большое сражение. Рассказывали, что здесь, в Перхушкове, земля дрожала от выстрелов. На вопросы Пьера о том, кто победил, никто не мог дать ему ответа. (Это было сражение 24 го числа при Шевардине.) На рассвете Пьер подъезжал к Можайску. Все дома Можайска были заняты постоем войск, и на постоялом дворе, на котором Пьера встретили его берейтор и кучер, в горницах не было места: все было полно офицерами. В Можайске и за Можайском везде стояли и шли войска. Казаки, пешие, конные солдаты, фуры, ящики, пушки виднелись со всех сторон. Пьер торопился скорее ехать вперед, и чем дальше он отъезжал от Москвы и чем глубже погружался в это море войск, тем больше им овладевала тревога беспокойства и не испытанное еще им новое радостное чувство. Это было чувство, подобное тому, которое он испытывал и в Слободском дворце во время приезда государя, – чувство необходимости предпринять что то и пожертвовать чем то. Он испытывал теперь приятное чувство сознания того, что все то, что составляет счастье людей, удобства жизни, богатство, даже самая жизнь, есть вздор, который приятно откинуть в сравнении с чем то… С чем, Пьер не мог себе дать отчета, да и ее старался уяснить себе, для кого и для чего он находит особенную прелесть пожертвовать всем. Его не занимало то, для чего он хочет жертвовать, но самое жертвование составляло для него новое радостное чувство.

Юбилей

Легенду о Козельске пытаются донести и до самых маленьких. В кадре — вход в детский парк «Три богатыря»

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

В прошлом году юнармейцы 3-й козельской школы заняли первое место по Калужской области и отправились защищать ее честь на соревнованиях Центрального федерального округа по сборке-разборке автомата Калашникова, скоростному надеванию противогаза и другим юнармейским видам спорта. Как представить себя другим регионам? Учитель физкультуры Михаил Зайцев предложил сделать постановку по обороне Козельска.

Сперва русский витязь и татарский воин дрались на мечах, потом на топорах, на ножах, а в конце татарин придушил русского. «Что делать, историю переписывать нельзя. Проиграли так проиграли»,— объясняет Михаил Зайцев.

По первоначальному плану это был, конечно, танец с элементами сценического фехтования, которые педагог долго высматривал в фильме «Александр Невский», но потом юнармейцы вошли в раж.

— У них даже фанерный меч сломался, мы думали, что это по сценарию так задумано, но нет. Бились по-настоящему, до синяков. Ребята сильные, один, который татарин, борьбой занимается,— вспоминает директор школы Елена Цукерник.

Случаются, впрочем, оплошности. Так, на улице Трубина (героя Великой Отечественной) увековечили почему-то Куликовскую битву

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Юнармейцам из других областей представление понравилось. «Весь зал встал»,— вспоминает физрук.

Но к 780-й годовщине прихода Батыя под стены города шоу планируется посерьезнее. Власти района хотят провести полноценную историческую реконструкцию обороны Козельска. Правда, будет это не весной, в настоящую годовщину героической обороны, а только в августе.

— У реконструкторов, занимающихся татарами, очень плотный график, все дни расписаны. Мы их успели забронировать на август, только потому что озаботились еще в том году,— объясняет замглавы Козельского района Марина Кавычкина.

Кроме того, реконструкторы в один голос объявили, что весной они тут завязнут не хуже татар. Но была и более веская причина.

В Козельске, несмотря на легендарность, на лицо признаки провинциального городка

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

— В марте пост, и мы должны уважать людей, которые здесь проживают. А в мае у нас День Победы, нельзя два больших мероприятия в одну кучу,— объясняет Марина Кавычкина.— Из-за статуса города воинской славы парад синхронизирован с мероприятием на Красной площади. Дивизия выставляет барабанщиков, военный оркестр, солдат и технику. Идут строем кадеты и юнармейцы районных школ. Жители приезжают из соседних областей.

Великая Отечественная понемногу вытесняет татаро-монгольскую тематику. В 2015-м Козельск как город воинской славы вошел во все мероприятия, посвященные 70-летию Победы. Сюда заезжали автопробеги, снимались документальные фильмы о Козельской операции.

— Все приезжают и путают, даже телевидение. Думают, что мы за войну звание получили. И очень удивляются, когда мы объясняем, что за монголо-татар,— жалуется Марина Кавычкина.

Текст: Никита Аронов. Фото: Дмитрий Лебедев

Коммюнике 5 декабря 2015 г.

Есть мнение

Существует немало гипотез относительно первопричин наречения нашего города, что стоит на берегу реки Жиздры – притоке Оки, да при речках Клютоме, Другусне и Ордёнке, — Козельском. Сегодня мы знакомимся с очень, на наш взгляд, интересным вариантом объяснения. Лишённое какой бы то ни было интриги, столь модной у краеведов, это объяснение обращает нас к тем корням, от которых все мы пошли. Дадим слово кандидату исторических наук Владимиру Зубкову, а затем приведём некоторые комментарии.

В.Н. Зубков

КОЗЕЛЬСК – ГОРОД ХЛЕБОРОБОВ

К вопросу о происхождении названия города Козельск

Загадка названия города Козельска волнует многих. Первое, что приходит на ум большинству топонимистов (объяснителей названий географических объектов), попытаться связать имя Козельска с известным животным. Отсюда в интернете и в печатной публицистике, коль речь заходит о Козельске, тут же появляются бродящие дикие козлы и фигурирует лес, богатый козами. Вот и на стене в одном из козельских скверов, где последовательный ряд художественно выполненных сюжетов призван показать глубину и величие истории Козельска, всё начинается с горных козлов (фото ниже). Это они, будто бы на своих рогах принесли нам откуда-то название городу. Давайте всё же взглянем на причину наречения города и на связь её с этими животными под иным углом.

Стена истории Козельска в сквере в центре города и её фрагмент. Фото С.А. Рябова,

май 2011 г.

Начнем с города. В силу природных условий, рельефа местности, водных путей, Козельск возник как «город», огороженное, укрепленное место, в отличие от неукрепленного. Городом в социально-экономическом смысле Козельск стал тогда, когда перед населением встали задачи государственного масштаба: преодоление угрозы распада; необходимость новых форм солидарности и сотрудничества; принятие христианства, и т.д.

Козельск стал центром группы общин, занимавшихся выращиванием хлеба и его обменом на иные товары. Название «КОЗЕЛЬСК» означало – ГОРОД ХЛЕБОРОБОВ.

В дохристианский период это имя было довольно популярно. Достаточно вспомнить города Козелец, Козлов, Козельщина и так далее. В древности духом нивы, божком хлебного поля было козлоподобное существо, преследуемое жнецами и скрывающееся от них в последнем несжатом снопе. Козел был символом плодородия. Народный фольклор сохранил обряд завершения жатвы, величания последнего снопа в поле. Козлу завивали бороду, а сноп украшали лентами припевая: «лежит козел на меже, дивуется бороде».

В геральдике козел служит символом весны, так как в знаках Зодиака Овен соответствовал месяцу марту. Очевидно, что ДЕНЬ ГОРОДА КОЗЕЛЬСКА

можно отмечать и 20 марта, в день вступления Солнца в знак зодиака, и 18 апреля, в день вступления Солнца в созвездие Овна.

В научной литературе есть изображение не наградного, Екатерининского, а иного герба Козельска. Он приведен на странице 218-й книги В.С. Драчука «Рассказывает геральдика» (М.:Наука 1799). На мой запрос об источнике информации, автор издания ничего не ответил. Попытка привлечь к этому делу тогдашнего директора музея В.Н. Сорокина окончилась конфузом.

Герб города, приведённый в книге В.С. Драчуна

Он опубликовал в районной газете статью о найденном им домонгольском гербе Козельска. Поэтому для молодых, изучавших информатику краеведов, хорошая тема для поисков. Откуда взял В.С. Драчук следующее черно-белое изображение козельского герба: идущий козел на спине которого держава, шар с крестом сверху? Подобно пермскому медведю (зооморфный символ Макоши), на спине которого Евангелие. Может один и тот же автор их разрабатывал?

Комментарий С.А. Рябова, ведущего сайт.

Лично мне, рассуждения В.Н. Зубкова, кажутся очень интересными.

Они исподволь, не так «топорно» как это пытаются делать иные краеведы, подводят к знаменитым козлам и козам. Полагаю, что образ этих любимых всеми животных, несправедливо замалчивается в трактовке названия Козельска или представляется вне свзи со славянскими традициями. Поддерживая мысли Владимира Николаевича, хотелось бы обратить внимание КОЗЕЛЬЦЕВ на то, что КОЗЁЛ, сам образ этого животного, должен смелее использоваться для формирования БРЕНДА Козельска.

Согласитесь, Козельск нуждается в развитии имиджа. Нужно смелее использовать положительный опыт, который есть в некоторых других городах. Городок Мышкин на Волге стал многим известен благодаря своему названию и грамотной политике в продвижении бренда этого города – мышки. Здесь есть музей мыши, игрушки и сувениры – мыши, и т.д. Бренд «Великий Устюг – родина Деда Мороза» тоже всем известен.

Вот и Козёл вполне может рассматриваться как элемент бренда города на Жиздре.

Его следует активнее включать в исторические реконструкции славянских обрядов на козельской земле – древней родине славного племени ВЯТИЧЕЙ.

И рассуждения Владимира Зубкова, как никакие другие, подтверждают это.

Что касается «домонгольского» герба, о котором идёт речь выше, видимо, это герб города Козельца (Козелец (укр. Козелець) – посёлок городского типа в Черниговской области Украины, районный центр Козелецкого района). Город это моложе Козельска.

Так вот у этого города действительно был герб, который использовался на печати города Козельца после присоединения украинских земель к Российской империи. Это старый польский герб прежнего польского Козельца.

На магистратской печати Козельца 1698 года как раз и изображался козел, на спине которого держава. Надпись по кругу: «ПЕЧАТЬ МАГИСТРАТУ МЕСТ. КОЗЕЛЦ» (По книге В.Румянцевой. «Эмблемы земель и гербы городов Левобережной Украины периода феодализма»).

Герб Козельца (города Киевского наместничества) утвержден 4 июня 1782 года: «В красном поле серебряный козел, а на нем золотая держава с крестом» (текст взят из гербовника П.П.фон Винклера), с сайта.

И вот ещё что. Изображение, похожее на то, что имеет герб Козельца (Черниговского), ОЧЕНЬ ДРЕВНЕЕ И ИЗВЕСТНОЕ. Это АГНЕЦ, один из древнейших святынь-символов христианства. Его избражение найдено в катакомбах, где скрывались от гонений самые первые христиане (ниже — рисунок из таких катакомб).

Так что герб города Козельца (Черниговского) никоим образом домонгольским гербом Козельска не является. О нашем гербе мы разговор уже прежде начали здесь. И надеемся его продолжить.

Следующая >
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]