Карта Воронежа подробная с улицами, номерами домов и районами

На побережье реки Ворона в 16 веке был заложен город Воронеж. Он располагается в европейской части России, в южной стороне. Карта Воронежа со спутника позволяет увидеть, что город обладает различными формами рельефа. Одна часть города располагается на холмистой местности, а вторая на плоской равнине. С помощью карты легко ориентироваться по улицам города и спланировать свой маршрут на целый день. Практически весь город находится на Окско – Донской равнине. О рельефе данной местности можно узнать по названиям улиц. Например, Кубанская гора, Мясная или Ремесленная гора.

Где находится Воронеж

Воронежская область, административным центром которой и является город, была основана 13 июня 1934 года. Однако весь регион, где находится Воронеж, заселен людьми на протяжении многих столетий. Принято считать, что сам город был основан в 1586 году в стратегически важном месте на берегу реки Воронеж, в восьми с половиной километрах от места ее впадения в реку Дон. Сейчас на территории города находится одно из самых крупных водохранилищ в мире.

Относительная близость к государственным границам того времени и крупные реки сделали Воронеж центром строительства первого регулярного флота России, которое началось во время правления Петра l. Первый корабль сошел со стапелей воронежского адмиралтейства в 1700 году. Линейный корабль назывался «Гото Предистинация» и был первым в стране кораблем, построенным без участия иностранных специалистов. Именно появление собственного флота позволило России подписать мирный договор с Османской империей, чтобы вскоре вступить в войну со Швецией и отвоевать побережье Балтийского моря.

ВОРО́НЕЖ

ВОРО́НЕЖ, город в России, административный центр Воронежской области, образует городской округ. Население 1058,3 тыс. чел. (2019; 877,9 тыс. чел. в 2010; 886,8 тыс. чел. в 1989; 447,2 тыс. чел. в 1959); вместе с пригородами образует агломерацию с населением свыше 1,3 млн. чел. (2018). Расположен на границе Среднерусской возвышенности и Окско-Донской равнины, на реке Воронеж, близ её впадения в реку Дон.Крупный транспортный узел. Через В. проходят автомобильная магистраль «Дон» (Москва – Ростов-на-Дону), автомобильная дорога Курск – Воронеж – Саратов; здесь берёт начало автомобильная дорога Воронеж – Тамбов. Узел железнодорожных линий на Москву, Ростов-на-Дону и станцию Касторная; три железнодорожных вокзала (Воронеж-I, Воронеж-Курский и Придача). Международный аэропорт Чертовицкое (1933; 853,6 тыс. пассажиров в 2019; осуществляет также грузовые перевозки).

История

Основан осенью 1585 как крепость (строитель и первый воевода В. – С. Ф. Сабуров Папин) на юго-западной границе Русского государства для защиты от крымских и ногайских татар, в 1590 сожжён ими. Крепость восстановлена в 1594. В середине 17 в., в связи со строительством Белгородской черты, утратил военное значение, превратившись в торговый и ремесленный центр. С 1696 в В. под руководством Ф. М. Апраксина началось строительство русского морского флота (в т. ч. судов, участвовавших во 2-м Азовском походе 1696). В 1705–69 (с перерывами) основные работы велись на верфи в г. Тавров (ныне – в черте В.). В 1708–15 уездный город, в 1715–25 центр Азовской губернии, в 1725–1928 – Воронежской губернии (в 1779–96 – Воронежское наместничество). В 18 – сер. 19 вв. один из ключевых центров суконного производства в Центральной России (мануфактуры Гардениных, Тулиновых). Через В. прошли линии Козлово-Воронежской (1868), Воронежско-Ростовской (1871) и Киево-Воронежской (1894) железных дорог. Во 2-й пол. 19 – начале 20 вв. В. превратился в один из крупнейших промышленных городов Центральной России. В 1879 в В. состоялся съезд «Земли и воли» 1870-х гг. 30 окт. (12 нояб.) 1917 в городе установлена сов. власть. В окт. 1919 занят корпусом генерал-лейтенанта А. Г. Шкуро, в том же месяце, в ходе Воронежско-Касторненской операции 1919, взят частями Рабоче-крестьянской Красной Армии. В 1928–34 центр Центральночернозёмной области, с 1934 – Воронежской области. В 1930-е гг. в его состав вошло левобережье реки Воронеж. В Великую Отечественную войну, с окт. 1941 по май 1942 в В. находился штаб Главного командования войск Юго-Западного направления и Юго-Западного фронта. 6.7.1942 правобережная часть города была оккупирована германскими войсками, освобождена 25.1.1943, в ходе Воронежско-Касторненской операции. В результате боёв было разрушено ок. 90% жилого фонда города, восстановлен к сер. 1950-х гг. Город воинской славы (2008).

Архитектура

Воронеж. Покровский собор. 1833–41. Архитектор И. А. Блицын (?). Колокольня. 1791.

Воронеж. Каменный мост. 1826. Архитектор И. А. Блицын. Фото А. И. Нагаева

Воронеж. Памятник И. С. Никитину. 1911. Художник И. А. Шуклин. Почтовая открытка. 1910-е гг.

Основой восстановления В. после Великой Отечественной войны стал генплан 1946 (архитектор Л. В. Руднев и группа воронежских архитекторов). В классицистических формах реконструированы бывшие образцы стиля конструктивизм (Управление Юго-Восточных железных дорог, 1928–32, 1952, архитектор Н. В. Троицкий; дом «Утюжок», 1930–34, архитектор А. И. Попов-Шаман, 1955–1957, архитектор В. С. Левицкий; одно из зданий Центрально-Чернозёмного инженерного университета). Среди архитектурных памятников: барочные церкви – Воскресения (1761–68), Введения (1770–80), Никольская (1712–20; перестроена в 1749–55); дома в стиле барокко (купца Савостьянова и губернатора Потапова – дворцового типа); Казённая палата (1786–87; проект Дж. Кваренги, руководил строительством губернский архитектор И. И. Волков; перестроена после Великой Отечественной войны), Покровский собор (1833–41, возможно архитектор И. А. Блицын; колокольня – 1791) и особняки (Тулиновых, Ненарокомовой, т. н. дом Мартынова) – в стиле классицизма. Акатов во имя святителя Алексия Московского женский монастырь объединяет постройки 17–19 вв. и современные здания (основан в 1620, возобновлён в 1990; Свято-Алексиевский 2-этажный храм, 1804–19, 1844; шатровая колокольня, 1674, и др.). В исторической застройке В. преобладают архитектурные сооружения 2-й пол. 19–20 вв., в т. ч. здания в формах неоклассицизма (архитектор М. Н. Замятнин и др.) и необарокко (главный корпус аграрного университета имени императора Петра I, 1913–16; инженеры А. И. Дитрих, В. В. Соколовский); в стиле модерн построена гостиница «Бристоль» (1909–10, инженер М. Е. Фурманов) и др. Памятники: Петру I (1860; скульптор А. Е. Шварц, архитектор А. А. Кюи; статуя возобновлена в 1956, скульптор Н. П. Гаврилов), А. В. Кольцову (1868, скульптор А. Трискорни), Жертвам белого террора (1929, архитектор Попов-Шаман), В. И. Ленину (1940, скульптор Н. В. Томский; восстановлен в 1950), И. С. Никитину (1911, художник И. А. Шуклин) и др. Мемориалы Великой Отечественной войны: «Ротонда» (руины одного из корпусов больницы с мемориальным сквером, 1960–80-е гг.), «Чижовский плацдарм» (1975; скульпторы А. А. и О. П. Толмачёвы, архитектор В. К. Селютин) и др.

Наука и образование

В. – крупнейший в Центрально-Чернозёмном районе центр науки и образования. Действуют: Воронежский филиал «ГипродорНИИ» (1933; проектно-изыскательские работы для строительства, реконструкции и ремонта автомобильных дорог и искусственных сооружений); конструкторское бюро химавтоматики (1941; разработка жидкостных ракетных двигателей); несколько исследовательских учреждений в составе концерна «Созвездие» (2004) на базе научно-исследовательского института связи (1958; НИОКР в радиоэлектронной промышленности), в т. ч. ВНИИ «Вега» (1956; разработка средств связи), НИИ полупроводникового машиностроения (1961) и электронной техники (1983), (1931); НИИ: экономики и организации агропромышленного комплекса Центрально-Чернозёмного района РФ (1930; в 1930–34 Институт социалистической реконструкции сельского хозяйства; в 1934–55 Институт экономики сельского хозяйства, в 1955–88 филиал ВНИИЭСХ), комбикормовой промышленности (1961), лесной генетики, селекции и биотехнологии (1970), ветеринарный НИИ патологии, фармакологии и терапии Россельхозакадемии (1971); Центрально-Чернозёмный НИИ Гипрозём; Механотроники-Альфа-НЦ (1992; разработка медицинской техники), автоматизированных средств производства и контроля (2007); безопасности; РосдорНИИ; «Современные технологии экспертиз», НИИ Автогенмаш, «Гидроаэроцентр» (разработка нефтегазового оборудования); Научно-производственное предприятие «ЭРА» (1990; разработка и внедрение новых технических решений в сфере промышленного электроснабжения); Государственный научно-исследовательский испытательный институт проблем технической защиты информации ФСТЭК России (2000); ряд НИИ в составе ВГУ (физики, математики, химии, геологии, экономики); филиал Санкт-Петербургского НИИ синтетического каучука имени академика С. В. Лебедева (1959) и др.

Вузы: Воронежский государственный университет [возник в 1918 на базе эвакуированного Дерптского (Тартуского) университета; в его составе ботанический сад имени профессора Б. М. Козо-Полянского, 1937]; Воронежский государственный медицинский университет имени Н. Н. Бурденко (возник в 1918 на базе эвакуированного русского отделения медицинского факультета Дерптского университета; с 1930 медицинский институт; с 1994 медицинская академия им. Н. Н. Бурденко; совр. назв. и статус с 2015), Воронежский государственный технический университет (1956; совр. назв. с 1993; с 2016 имеет статус опорного университета Воронежской обл. с присоединением к нему Воронежского государственного архитектурно-строительного университета), Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I (учреждён в1912; открыт в 1913; совр. назв. с 2011), Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г. Ф. Морозова (1930; совр. назв. с 2015 – Воронежский лесотехнический институт, Воронежская государственная лесотехническая академия), Воронежский государственный педагогический университет (1931; совр. назв. с 1993), Воронежский государственный университет инженерных технологий (в 1930–32 Воронежский институт пищевой промышленности, в 1932–47 Воронежский химико-технологический институт, в 1947–59 переведён в Ленинград, вошёл в состав Ленинградского технологического института пищевой промышленности, в 1959–94 Воронежский технологический институт, в 1994–2011 Воронежская государственная технологическая академия, совр. назв. и статус с 2011), Военно-воздушная академия имени Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина (1950); Воронежский государственный институт искусств (1971), Воронежский государственный институт физической культуры, Воронежский институт МВД России (оба – 1979), Воронежский институт Федеральной службы исполнения наказаний (2001), Воронежский институт Государственной противопожарной службы (2008); филиалы: Московского государственного университета путей сообщения, Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Российского государственного социального университета (все – Москва), Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова (Санкт-Петербург), Российского государственного университета правосудия; Академии Федеральной службы охраны Российской Федерации (институт правительственной связи; оба – Москва). Хореографическое училище (1938), художественное училище (1939). Духовная семинария (1745; закрыта в 1918; воссоздана в 1993).

Библиотеки: центральная имени А. П. Платонова (ведёт историю с 1834 с первой бесплатной публичной библиотеки; статус центральной с 1965; в 1988 получила имя уроженца В. А. П. Платонова; в 1978 на её базе создана централизованная библиотечная система), универсальная научная имени И. С. Никитина (1864), зональная научная ВГУ (1918), юношеская имени В. М. Кубанёва, специализированная для слепых имени В. Г. Короленко (обе – 1954), специальная городская библиотека искусств имени А. С. Пушкина (1959), центральная городская детская имени С. Я. Маршака (1966), городская имени Г. Н. Троепольского (1968), городская православная и др. Государственный архив Воронежской области (1919).

Центры культуры

Среди наиболее важных музеев города – краеведческий (1894), в его составе «Корабль-музей «Гото Предестинация»» (2014); областной литературный имени И. С. Никитина [1924; первоначально в доме И. С. Никитина; в 1994 реорганизован; ныне в его составе – главное здание (бывший Губернский музей, 1894), дом-музей И. С. Никитина, усадьба поэта Д. В. Веневитинова и музей-квартира певицы М. Н. Мордасовой (2005)], областной художественный имени И. Н. Крамского (1933), «Арсенал» (1983; в здании 1770-х гг., экспозиция посвящена Великой Отечественной войне). Дом-музей дрессировщика А. Л. Дурова (1978). Центр военно-патриотического воспитания «Музей-диорама» (2000). Воронежский театр оперы и балета. Академический театр драмы имени А. В. Кольцова (1802). Театр кукол «Шут» (1925). Театр юного зрителя (1932–41; возрождён в 1963). Камерный театр (1993).

Воронежский русский народный хор. Воронежская областная филармония (основана в 1937, с 1961 в нынешнем здании, построенном в 1908) с Концертным залом на 460 мест; в её составе – Воронежский академический симфонический оркестр (1925) и другие академические и фольклорные коллективы. Эстрадный хор «Русский формат» под руководством С. Дубанова (2008). Учреждение культуры «Воронежский концертный зал» (2012) имеет Большой (на 782 места) и Малый (на 178 мест) залы. Цирк (ведёт историю с 1882; в современном здании с 1975). Международные фестивали: «Джазовая провинция» (с 2003), Платоновский искусств (с 2011; оба – ежегодно), Другие фестивали: Всероссийский японской анимации (с 2000), русской песни «Золотая околица» имени А. И. Токмакова (с 2005), поэзии «Поэтех» (с 2007), Областной национальных культур «Воронеж многонациональный» (с 2011), Рождественский духовной музыки (с 2012), региональный фестиваль «Театральный синдром» (с 2014). Зоопарк (1994). Городские парки: Центральный культуры и отдыха (1929), «Орлёнок» (1954) и др.

Спорт

Среди спортивных сооружений – Центральный стадион профсоюзов (построен в 1934; современное название с 1973; 32,8 тыс. мест, домашний для футбольного клуба «Факел», 1947, современное название с 1977); стадион «Динамо» (1932; 5 тыс. мест), спортивно-оздоровительный комплекс «Чайка» (1953), «Локомотив»; ледовый дворец спорта «Юбилейный» (1986; 3 тыс. мест; на нём принимает соперников хоккейный клуб с шайбой «Буран», 1977). Самый титулованный клуб города – женский футбольный «Энергия» (1989): 5-кратный чемпион России (в период с 1995 по 2003), 6 раз становился серебряным и 3 – бронзовым призёром чемпионата, 7-кратный обладатель Кубка страны (1993–2001).

Хозяйство

Основа городской экономики – сфера услуг; её ведущие сектора: административные, финансовые, транспортно-логистические услуги, торговля, наука, образование и здравоохранение. На В. приходится 62,2% оборота розничной торговли Воронежской области (364,5 млрд. руб., 2019), 66,3% оборота общественного питания и почти 87% оборота платных услуг области.

Крупный индустриальный центр. Основные отрасли промышленности: машиностроение, химическая, металлургия и металлообработка и пищевкусовая. Значительная часть машиностроительных предприятий тесно связана с ОПК. Радиоэлектронная промышленность представлена концерном «Созвездие» [2004; производство комплексов, систем и средств связи для вооружённых сил РФ; в его составе: Воронежский научно-исследовательский институт «Вега» (проектирование системы управления и связи военного и гражданского назначения)] и (1931; новейшие средства радиосвязи коротковолновых, ультракоротковолновых и сверхвысокочастотных диапазонов для силовых структур и общетехнического применения, узлы и детали радиоэлектронной аппаратуры). Среди других крупных предприятий этого же профиля – научно-исследовательские институты: электронной техники (НИИЭТ; выпуск микроконтроллеров и других интегральных схем) и полупроводникового машиностроения (НИИПМ; 1961; специальное оборудование для производства микроэлектронной техники), Воронежский завод полупроводниковых приборов-Сборка (2002; радиоэлектронная техника). Разработку высокотехнологичного программного обеспечения осуществляют предприятия ОПК: Группа (1990; современные системы управления базами данных) и Специальное конструкторско-технологическое бюро «Системпрограмм». Медицинские инструменты для эндохирургии выпускает научно-производственная (1992).

Ведущие предприятия авиаракетно-космической промышленности: Воронежское акционерное самолётостроительное общество («ВАСО», основано в 1932 как Воронежский авиационный завод, современное название с 1993; в составе «Объединённой авиастроительной корпорации»; производство гражданских самолётов, транспортного самолёта Ил-112 и комплектующих для самолётов), (1956; приборы и системы для летательных аппаратов) и механический (основан в 1928 как завод по производству очистительных машин, с 1940 выпуск авиационных двигателей, с 2007 в составе Государственного космического научно-производственного центра им. М. В. Хруничева; авиационное, подземное, грузоподъёмное оборудование); «Конструкторское Бюро химавтоматики» (основано в 1940 в Москве как Конструкторское бюро-2, переведено в Воронеж в 1946, современное название с 1966; полный цикл создания жидкостных ракетных двигателей), «Опытно-конструкторское бюро моторостроения» (основано в 1959 в составе Воронежского механического завода №154, статус самостоятельного предприятия с 1960; агрегаты редукторно-шарнирной группы для авиационной техники; единственное в стране профильное предприятие) и научно-исследовательский институт автоматизированных средств производства и контроля (лазерные раскройные станки).

Среди предприятий тяжёлого машиностроения – заводы: тяжёлых механических прессов («Тяжмехпресс»; 1953; одно из крупнейших в мире профильных предприятий; выпуск автоматических прессовых линий, автоматизированных и механизированных комплексов для кузнечного и листоштамповочного производства, строительства и вагонно-колёсных мастерских, а также крупногабаритных металлоконструкций), «Рудгормаш» (1939; буровое, горно-шахтное и горно-обогатительное оборудование), станкостроительный (ВСЗ; 1960; производство шлифовальных, фрезерных и токарных станков), «Гидрогаз» (1996; насосы, запорно-регулирующая арматура, химическое ёмкостное оборудование и др.), «Автолитмаш» (1999; запасные части и комплектующие из бронзового и чугунного литья; мощность 2,4 тыс. т продукции в год).

В числе ведущих предприятий сельскохозяйственного машиностроения – (1917; современное название с 1943; производство оборудования для обработки зерна: очистки, сушки, транспортировки и хранения) и «Головное специализированное конструкторское бюро «Зерноочистка»» (1956; выпуск зерноочистительного, элеваторного оборудования и оптических сортировщиков).

Также действуют несколько ремонтных заводов: вагоноремонтный имени Э. Тельмана (1912; филиал ; ремонт товарных и пассажирских вагонов, выпуск запчастей, деталей и узлов, грузовых и пассажирских тележек), тепловозоремонтный (основан в 1868 как железнодорожные мастерские; филиал ; капитальный ремонт тепловозов), 172-й Центральный автомобильный ремонтный завод (1945; ремонт автомобильной техники, производство запчастей, деталей и узлов).

Среди ведущих металлургических предприятий – Воронежский металлургический завод (2006; производство сортового проката), «ТС литейное производство» (основан в 2000 как «ТС Инжиниринг», современный статус и название с 2016; чугунное и стальное литьё). Традиционно развито литьё церковных колоколов (Колокололитейный завод В.Н. Анисимова; мастерская художественно-монументального литья «Монумент»; художественная литейная мастерская Б. А. Подорожного).

В числе предприятий химической промышленности – (выпуск синтетического каучука), и шинный комплекс «Амтел-Черноземье» (оба – выпуск шин), завод полиэтиленовых труб «Воронеж-ПЛАСТ», фабрики: химико-фармацевтическая «Верофарм» и полимерных игрушек.

Лёгкая промышленность представлена трикотажной мануфактурой, «Dream World» и филиалом меховой фабрики «Каляев» (г. Москва).

Пищевкусовая – мукомольным, мясным и молочным комбинатами, дрожжевым комбинатом «Воронежские дрожжи» (в структуре французской ), заводами: плавленых сыров «Янтарь», Сажинский кондитерский комбинат (ранее ВКК «Дон»), кондитерские фабрики «Воронежская» (в составе холдинга «Объединённые кондитеры»), «Вижер» и пивоваренным . Действуют табачная фабрика и экспериментальный комбикормовый завод.

Производство строительных материалов и конструкций осуществляют предприятия компаний: Воронежский комбинат строительных материалов (ВКСМ; 1954; силикатный кирпич, газосиликатные блоки, плитка тротуарная), стеклотарный завод (филиал ). Фабрика музыкальных инструментов «Акко» (производство баянов и аккордеонов).

Энергоснабжение обеспечивают: ТЭЦ-1 (1933; установленная мощность 168 МВт) и ТЭЦ-2 (1957; 127 МВт; обе в качестве топлива используют природный газ). Близ В. – Нововоронежская АЭС (г. Нововоронеж; 1964; установленная мощность 1834 МВт) и Воронежский природный биосферный заповедник имени В. М. Пескова (1923).

Основание Воронежа

Регион, где находится Воронеж, с 1725 года назывался Воронежской губернией, которая занимала обширные пространства от собственно Азова на юге до Мурома на севере. Город постепенно развивался, появилась духовная семинария, в которой готовили низший клир.

Как и все русские города, Воронеж был застроен преимущественно деревянными домами и это создавала высокий риск пожаров, сильнейший из которых случился 10 мая 1748 года. Весь исторический центр, располагавшийся на берегу реки, был уничтожен огнем, однако вскоре город был снова отстроен на месте нынешней Университетской площади.

Важное место город занимал и во время Отечественной войны 1812 года, когда с ближайших губерний в город прибывали рекруты для вступления в сопротивление. Регион, где находится город Воронеж, не был занят вражескими войсками в то время, поэтому именно здесь происходили сборы денег и обмундирования для добровольцев.

Воронеж в XVII веке

В годы смуты Воронежцы были настроены против официальной власти. На это повлиял плохой урожай хлеба 1601 года в центральной части Московского государства. От голода люди умирали тысячи людей. Многие искали продовольствие на юге страны, и огромное количество народа поехало в Воронеж. Появление большого количества переселенцев серьезно усложнило ситуацию с продовольствием и в самом городе. «Последней каплей» стала так называемая «десятинная повинность», введённая Борисом Годуновым (работа на 300 десятинах пашни около города для сбора урожая в пользу государства). Все это привело к высказыванию неудовольствий властью. Именно поэтому в 1605 году Воронеж поддержал самозванца — Лжедмитрия I, а после его смерти не принял воцарение Шуйского.

На гравюре — Воронеж в XVII веке.

В 1610 году жители Воронежа оказывали поддержку Лжедмитрию II, который готовил себе в городе убежище, собирая здесь оружие и продовольствие. Однако переждать неприятности в Воронеже Лжедмитрий II так и не смог — 22 декабря 1610 года он был убит. В середине XVII века через Воронеж следовали русские и иностранные послы в Турцию, Крым и на Кавказ. Город должен был обеспечить их всем необходимым, в том числе и вооруженную охрану. Восстания в городе были частым явлением — так, в 1648 году в Воронеже произошло восстание жителей против воеводы Василия Грязного, который через несколько дней вернул себе власть в городе. В середине XVII века Воронеж стал частью в Белгородской черты — укрепительные сооружения, защищавшие от Российское государство до конца века.

В 1670—1671 г.г. проходила Крестьянская война под предводительством Разина С. Т., чей родной дядя жил в Воронеже. В это время воронежские воеводы смогли не допустить мятежа в городе, а война вокруг Воронежа была завершена царскими войсками под руководством белгородского воеводы Г.Ромадановского. В 1677 году в городе было более 300 посадских, подьячих и крестьянских дворов (без слобод), 15 церквей (3 монастырских).

В 1682 году по решению собора была образована Воронежская епархия. Ее первым главой стал епископ Митрофан в возрасте 58 лет. В 1683 году было документально зафиксирована численность Воронежского солдатского полка — 1099 солдат (580 человек из Воронежа и Воронежского уезда).

Климат Воронежской области

Регион, где находится г. Воронеж, находится на территории европейской части России, на границе Окско-Донской возвышенности. В связи с этим рельеф области холмистый и пересеченный.

Что касается климата, то регион, где находится город Воронеж, относится к зоне умеренного климата с умеренно-морозной зимой, которая считается немного теплее московской, и теплым летом.

Зимой на территории всей Воронежской области устойчиво держится обильный снежный покров, который, впрочем, образуется не ранее середины декабря. Довольно часто в зимний период случаются понижения температуры до двадцати градусов ниже нуля. Такие температуры могут держаться до недели и больше. Среди летних месяцев самым жарким считается июль, в начале которого температуры могут достигать тридцати градусов. Однако в целом лето считается умеренно теплым и сухим. Стоит отметить, что среднегодовая температура в регионе, где находится Воронеж, составляет 6,5 градуса по Цельсию.

Распад СССР. 1990-е годы

После развала СССР изменилась политико-экономическая ситуация в России. Многие крупнейшие промышленные предприятия Воронежа оказались на грани банкротства. Для преодоления экономического кризиса большинство из них вошли в концерны и холдинги с другими предприятиями.

На фотографии — разрушенная Адмиралтейская церковь в начале 1990 — х г.г. У городского хозяйства возникли крупные проблемы. Ухудшалось состояние дорог, уничтожались многие памятники архитектуры. Однако невзирая на экономические проблемы, с 1990 года в Воронеже произошли значительные политические и культурные события.

На картинке — герб Воронежа в 1990-х г.г.

В 1990 году Министерство культуры и Госстрой РСФСР внесли Воронеж в список исторических городов России. В 1991 году в Воронеж приезжал кандидат в Президенты России — Б.Н. Ельцин. В 1992 году, в 6,5 км от черты города, было начато строительство Воронежской атомной станции теплоснабжения, которое было приостановлено на основе проведённого среди воронежцев референдума. Сегодня станция находится в режиме консервации. В 90-е годы XX века многие церкви были возвращены епархии. Была продолжена (а в некоторых случаях начата) их реставрация. 11 июня 1989 года в Воронеже было основано колокололитейное предприятие. В 2001 году была открыта Традиционная гимназия во имя свт. Митрофана Воронежского. Построены и строятся множество храмов. С 1998 года строится в замен утраченного новый Благовещенский кафедральный собор.

В начале и середине 1990-х годов были заключены договоры о побратимских отношениях между Воронежем и городами Шарлотт (США), Чунцин (Китайская Народная Республика) и Сливен (Болгария). 1990-е годы стали тяжелым испытанием для городского транспорта. Централизованные поставки транспортного оборудования прекратились, возникли проблемы с обеспечением подвижного состава трамвая и троллейбуса дорогостоящими и дефицитными запасными частями.

Экология города и региона

Воронеж является одним из крупнейших промышленных центров центрального Черноземья. Учитывая то, что на сравнительно ограниченной территории сосредоточено значительное количество промышленных предприятий, нет ничего удивительного в напряженной экологической обстановке, которая сложилась в городе.

Помимо предприятий, загрязнению воздуха в городе способствует также большое количество автомобильного транспорта и частые пробки. Движение в городе затруднено из-за большого числа маршруток и незначительного числа маршрутов электротранспорта. Сегодня в городе существует несколько троллейбусных маршрутов, а трамвай был полностью ликвидирован в 2009 году.

Восстановление Воронежа после войны и дальнейшее развитие города

Восстановление Воронежа началось в 1943 году сразу же после его освобождения (25 января 1943 года) от немецко-фашистских захватчиков и завершилось к концу 50-х годов. Население города в 1959 году составило 448,2 тысячи человек.

На фотографии — главный городской проспект Революции в 1950 году.

К 1950 году восстановление Воронежа было практически завершено. Были восстановлены многие здания и архитектурные памятники города. В 1950-е годы в городе заработали новые предприятия Воронежский керамический завод, шинный завод и др. В Воронеже на предприятии Конструкторского бюро химавтоматики (КБХА) был разработан кислородно-керосиновый жидкостно-ракетный двигатель РД0105 для третьей ступени ракет-носителей «Луна». С помощью этого двигателя в 1959 году впервые в мире была достигнута вторая космическая скорость. На основе двигателя РД0105 был создан двигатель для третьей ступени ракеты-носителя, которая вывела в космос космический корабль «Восток» с первым в мире космонавтом Ю. А. Гагариным на борту. Именно в Воронеже на Воронежском авиационном заводе в 1968 году был впервые в мире серийно построен сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144. В октябре 1977 года на заводе был построен первый отечественный аэробус (широкофюзеляжный самолёт) Ил-86.

На фотографии — Чернавский мост, вид на Левый берег Воронежа. 1970-е г.г

В 60-е и 70-е годы продолжалось развитие города, сопровождавшееся расширением жилого фонда, появлением новых благоустроенных микрорайонов. В 1972 году было создано Воронежское водохранилище. При этом были утеряны остатки церкви Взыскания погибших середины XIX века и здания адмиралтейства Петра I на Петровском острове, а Адмиралтейская церковь оказалась в подтопленном состоянии. В 1975 году, в дни празднования 30-летия Победы над немецко-фашистскими захватчиками, город Воронеж по Указу Президиума Верховного Совета СССР был награжден орденом Отечественной войны I степени за мужество и героизм в годы Великой Отечественной войны и успехи в развитии народного хозяйства.

Экономика города

Воронеж является крупным экономическим центром не только региона, но и одним из крупнейших во всей стране. В первую очередь, экономика города базируется на крупных предприятиях, построенных еще в советские годы. Однако хорошо развиты также торговля, финансы и пищевая промышленность, ориентированные на местный потребительский спрос.

В сфере тяжелой промышленности в последние десятилетия наблюдается значительный спад производства, что способствует снижению доходов городского бюджета. Однако до 2010 года хорошие показатели демонстрировала химическая промышленность, однако затем и в этой отрасли случился затяжной спад.

Таким образом, можно смело говорить о том, что наибольшим инвестиционным потенциалом в городе обладают недвижимость, торговля и пищевая промышленность, ориентированная как на местных потребителей, так и на местных поставщиков. Огромное значение в экономике города играет транспорт.

Волгоград (859, 4 кв. км)

Волгоград – город-герой, первоначально назывался Царицыным, потом некоторое время Сталинградом. Сейчас в нём более миллиона жителей. Город стоит на Волге, по которой проходили древнейшие торговые пути. Этот город навсегда связал своё имя с крупнейшей во Второй мировой войне Сталинградской битвой, в которой проявился героизм, мужество и несгибаемая воля наших бойцов. Для увековечения памяти об этом сражении в Волгограде был воздвигнут величественный монумент «Родина-мать», ставший с тех пор визитной карточкой города.

Транспортная инфраструктура

Ответить на вопрос в какой области находится Воронеж, не так сложно, ведь он является административным центром Воронежской области. Регион находится в центре европейской части страны, что делает его положение особенно выгодным.

Много железнодорожных линий проходит через регион, где находится Воронеж. От Москвы город находится в 466 километрах, и это расстояние поезд преодолевает за шесть с половиной часов.

Кроме того, в городе существует аэропорт Воронеж, имеющий с 1995 года статус международного. Через аэропорт город связан воздушными линиями с Москвой, Санкт-Петербургом, Сочи и Симферополем. летают из него и международные рейсы в Стамбул, Барселону и Салоники.

Подготовка будущих специалистов

Есть огромное количество городов, вспоминая которые сразу на ум приходят определенные ассоциации, к примеру: Сочи – это город-курорт, Москва – дорогой мегаполис. А Воронеж – это, в первую очередь, город студентов. На сегодняшний день в городе насчитывается свыше 35 высших учебных заведений и более 50 средних специальных учреждений, в которых проходит обучение около 127 тысяч студентов. Воронеж занимает по всей России третье место по числу иностранных студентов – в местных вузах обучаются более 1400 человек из Европы, стран Африки, Южной Америки.

Воронежский государственный университет является самым старейшим учебным заведением Черноземья. Он обладает уникальной историей и по праву считается центром отечественной культуры и науки. Со времен открытия из его стен вышли отменные специалисты в различных сферах деятельности: юристы, журналисты, экономисты, экологи и провизоры.

Ещё один не менее значимый ВУЗ России – это Воронежская государственная медицинская академия имени Бурденко, которая была основана в 1918 году. В 21 веке она считается огромным научным, учебным и лечебным комплексом, в котором обучаются и стажируются свыше 10 тысяч студентов, докторов и курсантов. Структура академии имеет в составе 7 факультетов, три НИИ, две собственные клиники, научно-медицинскую библиотеку и даже музейный комплекс.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]