Аксай (Ростовская область) достопримечательности и история города

Аксай

, город в России, административный центр Аксайского городского поселения и района Ростовской области, в пределах Аксайского благочиния Ростовской-на-Дону епархии. Расположен на крутом правом берегу излучины р. Дон, у впадения в неё р. Аксай (рукав Дона). Промышленный город-спутник в 16 км от Ростова-на-Дону. Ж.д. станция Северо-Кавказской железной дороги. Пристань на реке Дон. Близ Аксая проходит объездная автомобильная магистраль, огибающая с востока Ростов-на-Дону. Население — 45,1 тыс. чел. (2018)

  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

По преданию, на склонах Кобяковой балки в Кобяковом городище в 1185 году в стане половецкого хана Кобяка томился пленённый новгород-северский князь Игорь Святославович — герой «Слова о полку Игореве».

Аксай основан донскими казаками во второй половине XVI века как городок. Впервые упоминается в 1569 году как станица Усть-Аксайская

.

В период Азовских походов 1695-1696 Петра I и впоследствии в борьбе с турками за выход России к южным морям станица служила сторожевым постом, контролирующим подступы к Черкасску — в то время центру Области войска Донского. В XVIII веке здесь существовала система земляных фортификационных сооружений, соединённых подземными переходами и оборудованных складскими помещениями с запасами продовольствия и оружейных припасов. Зимой 1783/84 в Усть-Аксайском стане находился А.В. Суворов, командовавший Кубанским корпусом.

До XVIII века городок сменил ряд названий: Нижние Раздоры

(раздор — место слияния двух рек и земля между ними);
Кобяковский
(Кобяк — татарское личное имя);
Атаманский
,
Нижний
.

В 1720-1740 годах на аксайской земле размещалась царская, а потом таможенная застава.

В 1742 году нанесён на карту как Усть-Аксайский стан

, где Аксай — «белый сай» (сай — тюрк. «сухое русло, овраг, ручей в овраге, река»).

В 1768 году в Аксае была построена первая деревянная Троицкая церковь с приделом в честь Николая Чудотворца. Чуть позже в 1783 года, на месте прежней обветшалой, заложили новую каменную церковь. Главным устроителем новой церкви был отец Василий Петров. Троицкая церковь была снесена в 1937 году. Сейчас на этом месте находится Аллея славы Героев — аксайчан.

С 1791 года — станица Аксайская

.

На рубеже XIX- веков в Аксайской станице проживало коренного населения более 5 тыс. человек и более 2 тыс. иногородних, имелось 5 школ, мореходный класс, три церкви, 8 мельниц, один стекольный, 2 свечных, 2 гончарных и 7 рыбоспетных заводов.

В Аксае узкие, мощённые камнем улочки спускаются к берегу Дона, через овраги перекинуты небольшие мосты. Главные улицы застроены одно-двухэтажными классицистическими домами 1-й половины XIX века в тремя окнами на главном фасаде и боковыми галереями.

Станица Аксайская стремительно развивалась и к концу первой четверти XIX века стала одной из крупнейших и преуспевающих станиц земли Войска Донского.

Экономическое развитие Аксайской станицы достигает своего расцвета в 1860-1863 годах, когда от Грушевских копий (ныне г. Шахты) до ст. Аксайской была проведена первая на Дону железная дорога. 1 января 1864 года открылось движение по железной дороге,

Среди памятников архитектуры: дом почтового смотрителя и почтовая станция (XIX в., классицизм), Одигитриевская церковь (1897) в русско-византийском стиле.

1 июля 1924 года образовался Аксайский сельский район с центром в городе Нахичевани-на-Дону.

Во время Великой Отечественной войны станица была оккупирована немецко-фашистскими войсками с 21 по 29 ноября 1941 года.

В 1957 году станица Аксайская преобразована в город Аксай

.

В 1963 году Аксайский район был упразднен, и его территория была передана Азовскому району. В 1965 году, после смены высшего руководства страны, Аксайский район был восстановлен в прежних границах.

В городе имеются краеведческий музей, ПО «Химпродукт», , консервный, стекольный и др. Ремонтно-эксплуатационная база флота Волго-Донского речного пароходства.

Экономика и промышленность Аксая

В структуре экономики города 60% занимает оборот компаний на потребительском рынке, по 15% — строительство и промышленность, остальное – сельское хозяйство, транспорт и другие сферы.

80% промышленного производства представлено компаниями отрасли обработки, в основном – изделий из пластмассы и резины. 15% — предприятиями металлообработки и машиностроения, в основном занимающимися производством запасных частей для сельскохозяйственных машин и ремонтом судов. 10% промышленного оборота приходится на производство неметаллических минеральных продуктов.

О непростой судьбе царей и фотографов. И о городе Аксае.

Эта история началась с фотографии тогда еще не города Аксая, а Аксайской станицы, сделанной с левого берега Дона в 1869 г.

Мы на Меотиде затеяли расследование на тему: где были ветряные мельницы, видимые на снимке. Одна из этих мельниц хорошо видна левее колокольни Троицкой церкви. Напомню, что ни Успенской, ни Одигитриевской в то время еще не было. Сейчас наоборот.

Эта мельница хорошо видна на аэроснимке времен войны. Даже тени от лопастей можно рассмотреть.

Решили, что стояла эта мельница на северо-западной стороне перекрестка улиц Советской и Луначарского. На этом снимке перекресток Советской с Чичерина, а мельница была чуть выше, на следующем перекрестке.

Но уже в середине спора меня больше стал занимать вопрос не о месте расположения мельницы, а о месте, с которого был сделан снимок.

Взял уже упомянутый аэроснимок и провел на нем линию от мельницы и колокольни к вероятной точке, где стоял фотограф.

С удивлением попал на остров Межонка.

На обсуждаемом снимке на переднем плане хорошо видна небольшая протока, отделенная от основного русла Дона.

На сайте администрации города нашел это фото острова. Точно, есть в его западной части низина, которая вполне могла выглядеть на снимке как протока.

И некие строения видны примерно в той точке, где стоял фотограф в 1869 г. Хотя ,конечно, между 1869 и 1943 годами прошло много времени.

И на современном снимке в этом месте острова видны какие -то развалины. Но для того, чтобы их связать с 19-м веком, пока оснований нет. И надо помнить, что силуэт низкого песчаного острова со временем менялся радикально.

Начал изучать историю снимка. Она оказалась любопытной. Сделан он в числе многих во время путешествия наследника престола, будущего императора Александра III, на юг.

Этому путешествию посвящен целый фотоальбом. Не исключено, что первый такой в отечественной истории.

Вот августейших супругов встречают на вокзале в Новочеркасске.

Для иллюстрации подобрал самые яркие портреты молодых супругов – цесаревича и цесаревны.

История самого путешествия такова.

В 1865 году умирает старший сын императора Александра II – Николай, которого отец тщательно готовил к управлению государством. Титул цесаревича переходит к младшему сыну – Александру. А вместе с титулом Александр Александрович «наследует» невесту умершего брата, хорошенькую датскую принцессу Дагмару.

И Александр II начинает спешно учить младшего сына управлять государством.

С цесаревичем занимаются лучшие ученые, историки и государственные деятели того времени. Александр II хорошо понимал свою ответственность и старался максимально подготовить сына к тяжелому бремени короны Императора Российского.

На фото будущий Александр III и его супруга Дагмара, в православии Мария Федоровна, в окружении государственных мужей. 1869 г.

В числе форм обучения – конечно же, поездки по стране. 13 июня 1869 г. молодые люди, Александру тогда было 24 года, а Марии – 21 год, отправляются в большое путешествие на юг, чтобы поближе познакомиться с народом, которым им предстояло управлять.

Подозреваю, что папаша Александр II пинками вытолкал сына и невестку в эту поездку. Года не прошло, как у молодой четы родился сынок Коленька, который потом трагически окончит свою жизнь в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге, а второго сына, Сашеньку, невестка императора родила меньше чем за месяц до поездки!

Суров был к своим детям царь-освободитель.

На этом снимке Александр Александрович и Мария Фёдоровна с тремя из шести своих детей. Старший – будущий император Николай II, стоит слева.

Как бы там ни было, супруги – цесаревичи проследовали на поезде до Нижнего Новгорода по дороге, осыпаемы любовью и благодарностью подданных, затем спустились на пароходе по Волге, пересели опять на поезд и добрались до Калача. Там они снова пересели на пароход и доплыли до нашего благословенного края. Естественно на всех остановках купаясь в славе, почете и внимании граждан империи всех сословий.

В Таганроге они в третий раз пересядут на пароход и отправятся в Крым.

Представьте себе «комфорт» середины 19-го века, пусть и императорский. Многочисленные пересадки, встречи, балы, приемы, парады, обеды, опять пересадки, поезда, пароходы, конные экипажи и поездки верхом, и все это по кругу много раз. И хрупкая датская принцесса, едва отошедшая от родов и разлученная с ребенком.

Девушки, мечтайте о чем угодно, только не об участи принцессы.

Итак, 31 июля путешественники достигли Аксайской станицы, где пересели на поезд и отправились в Новочеркасск. А 3-го августа выехали из Новочеркасска, Аксай проехали транзитом и остановились только в Ростове.

Когда придворный фотограф успел переправиться на Межонку, найти возвышенность, а фото явно сделано с высокого места, и сделать снимок огромным фотоаппаратом с треногой?

Герой!

Имя фотографа известно, это Антонопуло Иван Антонович. На паспарту его снимков можно встретить название городов: Ростов, Таганрог, Севастополь, Феодосия, Одесса.

На одном из одесских сайтов нашел такую информацию об этом фотографе.

Иван Антонопуло приехал в Одессу из Таганрога в 1871 году. Изначально его фотографическая мастерская размещалась на углу улиц Екатерининской и Дерибасовской, в доме Греческого училища. Здесь фотограф более десяти лет делал портреты и групповые фотографии одесситов. Интересно, что на паспарту ранних снимков Антонопуло (1874 года) нет ни наград, ни придворных званий, к тому же, отсутствует адрес.

Награды и медали не заставили себя долго ждать: в середине семидесятых , удачно сняв членов семей царствующих особ Европы, Антонопуло удостоился звания Придворного фотографа Ее Величества Греческой Королевы Хелены и особых наград Великого Князя России, ставшего в 1881 году Императором Александром III.

Это ссылка на сайт

А от себя добавлю, что на одной из фотографий мастера Антонопуло я нашел титул «придворный фотограф», хотя не понятно какого двора.

Но несомненно, что старания фотографа были оценены. И так же несомненно, что кортеж семьи наследника престола не стал бы ждать фотографа , переправляющегося с помощником на лодке на остров, потом искавшего или строившего там возвышенное место, громоздившего на него свой фотоаппарат и потом ломившегося с ним по зарослям камыша, чтобы успеть переправиться обратно к ожидавшему его поезду.

Смог!

Так или иначе, этот снимок- яркая память о непростой судьбе царей и фотографов. И о прошлом города Аксая, конечно.

Здесь весь альбом фотографий той части путешествия, которая прошла по нижнему Дону.

Достопримечательности Аксая

  • Музейный комплекс «Таможенная застава» — содержит экспонаты быта, карты, рукописи, образы оружия таможенников 18 в.
  • Музей «Почтовая станции 19 в».
  • Храм иконы Божией Матери «Одигитрия».
  • «Домик Суворова» — военно-исторический музей, экспонаты середины 20 в.
  • Военно-исторический музей города Аксая. В экспозиции советская и российская техника, тоннели, подземный командный пункт СКО.
  • Система подземных ходов.

Историческая справка

  • Годом основания города считается 1570 – именно к этому году относится первое его письменное упоминание в летописях: на этом месте произошла встреча турецких представителей и русского посла Новосильцева.
  • В 1734 году застава при Усть-Оксае была упомянута в летописи, перечислявшей царские заставы вокруг центра Войска Донского – Черкасска (Старочеркасская).
  • В 1783 году была заложена Троицкая церковь. В 1786 – Триумфальные ворота.
  • В 1797 году поселение было принято преименовать в станицу Усть-Аксайскую. Приставка вскоре была убрана из названия.
  • В 1850-х гг в станице Аксайской открываются Мореходные классы. 1854-1855 (Крымская война) – годы основания гребной флотилии.
  • В 1868 году железная дорога, соединяющая угольные копи в современном городе Шахты с ж/д сетью страны, была доведена до Ростова-на-Дону и Аксайской.
  • В 1957 году впервые официально на карте России появился город Аксай. В 1965 году он стал центром Аксайского района.

Основные улицы на карте Аксая

  • Улица Садовая. Проходит по центру Аксая, граничит с ул. Казачьей и просп. Ленина. На ул. Садовой находится много зелёных зон, Аксайское городское кладбище.
  • Проспект Ленина. Пересекается с ул. Садовой, Аксайским проспектом. Здесь находится Аксайская ЦРБ, Старое городское кладбище, Аксайский рынок.
  • Улица Луначарского. Находится на юге Аксая, пересекается с улицами Толпинского, Советской, Октябрьской.
  • Улица Чапаева. На карте Аксая с домами можно увидеть здесь МФЦ, Пенсионный фонд, санаторий «Здравица».
  • Улица Западная. По ней проходит часть трассы М-4 «Дон», имеет выезд на Аксайский мост с одной стороны и Новочеркасское шоссе с другой. Здесь находится много зелёных зон, промышленная зона, спортивный комплекс «Ледакс».
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]