Карталы — Kartaly — Wikipedia

Город в Челябинской области, Россия

Карталы

Карталы

Городок[1]
Памятник в Карталы
Флаг

Герб

Расположение Карталы
Карталы

Расположение Карталы

Показать карту России

Карталы

Карталы (Челябинская область)

Показать карту Челябинской области

Координаты: 53 ° 03′N 60 ° 39’E / 53,050 ° с. Ш. 60,650 ° в. / 53.050; 60.650Координаты: 53 ° 03′N 60 ° 39’E / 53,050 ° с. Ш. 60,650 ° в. / 53.050; 60.650
СтранаРоссия
Федеральный субъектЧелябинская область[1]
Административный районКарталинский район[1]
ГородокКарталы[1]
Основан1810
Статус города с17 апреля 1944 г.
Высота300 м (1000 футов)
численность населения
(Перепись 2010 г.)[2]
• Общий29,131
• Оценивать
(2018)[3]
28,607 (−1.8%)
Административный статус
• Капитал изКарталинский район[1], Г. Карталы[1]
Муниципальный статус
• Муниципальный районКарталинский муниципальный район[1]
• Городской поселокКарталинское пгт.[1]
• Капитал изКарталинский муниципальный район[1], Пгт Карталинское[4]
Часовой поясUTC + 5 (МСК + 2 [5])
Почтовый индекс (а)[6] 457350–457354, 457357–457359
ОКТМО Я БЫ75623101001
Интернет сайтwww.asha-gp.RU

Карталы

(русский: Карталы́) это городок и административный центр из Карталинский район в Челябинская область, Россия, расположенный в долине р. Река Карталы-Аят (оставили приток из Тобол), 260 км (160 миль) к юго-западу от Челябинск, административный центр область. Численность населения: 29,131 (Перепись 2010 г.);[2]29,908 (Перепись 2002 года);[7]37,132 (Перепись 1989 года).[8]

Карта

Карталы: карты

Карталы: фото из космоса (Google Maps)Карталы: фото из космоса (Microsoft Virtual Earth)

Карталы. Ближайшие города. Расстояния в км. по карте (в скобках по автодорогам) + направление. По гиперссылке в графе расстояние
можно получить маршрут (информация любезно предоставлено сайтом АвтоТрансИнфо)
1Локомотивный3 ()З
2Варна42 (47)СВ
3Бреды73 (77)Ю
4Фершампенуаз76 (99)СЗ
5Чесма85 (109)С
6Агаповка104 (188)З
7Магнитогорск118 (168)З
8Кизильское122 (194)З
9Кваркено (Оренбургская область)124 ()ЮЗ
10Троицк129 (247)СВ
11Верхнеуральск132 (219)СЗ
12Сибай138 (209)З
13Пласт146 (206)С
14Аскарово (Республика Башкортостан)146 (212)З

Краткая характеристика

Город расположен на Южном Урале, на холмистой равнине в долине р. Карталы-Аят (левый приток Тобола), в 260 км к юго-западу от Челябинска. Узел ж.д. линий.

Территория (кв. км): 86

Информация о городе Карталы на русском сайте Википедии

Исторический очерк

Возник в 1810 г. как поселение на р. Карталы-Аят. До 1917 тупиковая станция Самаро-Златоустовской железной дороги. Гидроним из тюркского карталы «чёрная ива»; аят казахское родоплеменная группа, а также мужское личное имя.

Значение Карталы возросло со строительством перед началом Великой Отечественной войны железной дороги Акмолинск — Карталы.

ПГТ с 20.06.1933, город с 17.04.1944.

В состав города вошёл посёлок Полтавка (центр Полтавского района) — 3.9 тыс. жит. (1939).

Экономика

Предприятия: железнодорожного транспорта, по производству стройматериалов, запасных частей для сельскохозяйственных машин, ковровых изделий.

Архитектура, достопримечательности

Застройка в основном одноэтажная. Жилые кварталы расположены среди железнодорожных путей, складских помещений и вспомогательных ж.д. построек. В старой, привокзальной части города — компактная застройка.

Численность населения по годам (тыс. жит)
193913.7199630.4200728.9201528.7
195933.9199830.5200828.8201628.7
196740200030.4201029.0201728.6
197042.8200130.3201129.1201828.6
197938.9200329.9201228.9201928.4
198937.1200526.9201328.8202028.2
199236.9200629.4201428.8202128.0

Карталы

(Челябинская область)

Код ОКАТО:
75418
Основан:
1810
Поселок городского типа с:
1933
Город с:
1944 Город районного подчинения (Карталинский р-н Челябинской области)
Центр:
Карталинский р-н
Телефонный код (справочный телефон)

35133*****2-22-22

Отклонение от московского времени, часы:
2
Географическая широта:
53°03′
Географическая долгота:
60°39′
Высота над уровнем моря, метров:
300 Время восхода и захода Солнца и Луны в городе Карталы

Казачий поселок Полтавский, как и его соседи — Бреды и Варна, был основан в 1843 году, когда по указу царского правительства началось заселение и освоение так называемого Новолинейного района, образованного между рекой Урал на западе и новой оборонительной линией, проложенной от Орской крепости до редута Березовский на восток. Стоял этот поселок на опушке Джабык-Карагайского бора, вдали от дорог.

Строительство железной дороги в нашем крае началось в 1915 году. Рабочие, нанятые предпринимателями Тыриным и Селезнёвым, прокладывали рельсы к Анненску и Лесу (район современных Мочагов) на протяжении 40 вёрст для вывоза изделий лесопильных заводов. Рельсы укладывались без сооружения насыпи – прямо на землю. В это же время в 1915-1917, велось строительство железной дороги Троицк – Карталы. Это был участок Троицко – Орской железной дороги.


Если бы кто посмотрел с высоты птичьего полета на эти места в 1917 году, то обнаружил бы, что населенный пункт состоит из небольших островков: станция Карталы с тремя железнодорожными путями и восемью домиками, скопище землянок вокруг четырех шахт, каменноугольный рудник «Пионер» и казачий поселок Полтавка. Между этими островками вилась линия железной дороги. Именно наличие угля в данном районе и предопределило строительство железной дороги. Интересно отметить, что большой вклад в разведку угля внес в 70-е годы прошлого века молодой А. П. Карпинский, первый выборный президент Российской Академии наук, президент АН СССР. Установить Советскую власть в здешних местах помогли в марте-апреле 1918 года красногвардейские отряды под командованием В. К. Блюхера, М. С. Кадомцева, М. В. Колмыкова, братьев Кашириных. Комиссарами отрядов были И. М. Малышев и Н. Г. Толмачёв. В разгроме банд атамана Дутова в 1918 году участвовало свыше 30 красногвардейских отрядов. На станции Карталы в это время базировалась восточная группа отрядов. В Полтавке в эти дни был создан свой красногвардейский отряд в 350 штыков из шахтеров угольных копей, который обеспечивал тыл группы В. К. Блюхера.

22 августа 1919 года 1-я бригада 35-й стрелковой дивизии, которой командовал легендарный мичман С. Д. Павлов, и кавалерийский полк имени С. Разина под командованием А. Е. Карташова окончательно освободили Карталы от колчаковцев и навсегда восстановили Советскую власть в этих краях.


С окончанием гражданской войны вновь заработали Полтавские угольные копи. В условиях голода и разрухи шахтеры вносили свою лепту в смягчение острого топливного кризиса, разразившегося по всей стране. Добываемый ими антрацит шел на заводы Урала.

Возникновение и развитие Карталов напрямую связано со строительством железной магистрали, которая и сегодня определяет экономику нашего района. Карталы прошли путь от казачьего отряда до города областного подчинения.

Карталы — город железнодорожников. Пожалуй, в нашей области не найти другого города, где железнодорожный транспорт имел бы такой вес и влияние. Невозможно представить Карталы без железнодорожников, как, скажем, Магнитогорск без металлургов, а Каспи без литейщиков. Железнодорожное строительство, начавшееся в 1926 году, с небольшими перерывами продолжалось почти до начала 70-х годов. Даже в войну шло расширение станции Карталы. В 1929 году была проложена ветка до Магнитогорска, а годом позднее достроена линия до Орска.

В 1931 году был построен одноэтажный вокзал. И уже к 1933 году станция Карталы превратилась в крупный железнодорожный узел. Перед самой войной было открыто рабочее движение на линии Карталы-Акмолинск.

В 1934, учитывая настоятельную необходимость бесперебойной работы транспортной артерии для строящегося Магнитогорского гиганта металлургии и других важных новостроек Урала и Сибири, Совнаркомом было принято решение об организации в Уральском регионе целого ряда вагонных депо для технического облуживания вагонов, в том числе и в Карталах. А в годы ВОВ вагонники ускоренными темпами производили деповской ремонт вагонов.


Тридцатые годы — это бурный рост Карталов. Помимо железнодорожного транспорта получила развитие местная промышленность, обслуживающая сельское хозяйство района, заработал рудник по добыче хроминского железняка.

В годы Великой Отечественной войны карталинские железнодорожники обеспечивали бесперебойную работу Магнитогорского металлургического комбината. Железнодорожники, угольщики, горняки хромистого рудника, работники местной промышленности трудом своим приближали победу.

В апреле 1944 года рабочий поселок Карталы был преобразован в город. В послевоенные годы город железнодорожников продолжал расти и развиваться. Появились и заработали новые предприятия: завод по ремонту тракторов К-700, ретранслятор телепередач, ковровая фабрика (ковры ручной работы были отмечены на Всемирной выставке в Брюсселе в 1957 году). Из Средней Азии, а затем с севера Тюменской области в город пришел природный газ. В 60-70-80-годы в городе высокими темпами шло строительство жилья, дорог, благоустраивались улицы и дворовые территории. Шла газификация домов частного сектора.

Появление новых отраслей, однако, не смогло вытеснить старинный народный промысел, появившийся здесь вместе с первыми жителями — выходцами из Оренбургской губернии. И поныне Карталы славятся своими пуховыми платками, шалями, косынками, которые вяжут местные женщины. Сто с лишним лет живет этот старинный промысел!

Сегодня город Карталы — это крупный транспортный узел. В нём сходятся железнодорожные магистрали четырёх направлений: Троицкого, Орского, Магнитогорского и Тобольского. От КС-17 магистральные газопроводы большого диаметра идут в четырёх направлениях – на Челябинск, Магнитогорск, Оренбургскую область и республику Казахстан. В городе 12 детских садов, 6 школ, 2 профессиональных училища, а именно: Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище №42» и Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (Среднее специальное учебное заведение) «Карталинский агротехнологический техникум». Кроме того, на территории города расположены филиалы Челябинского Юридического колледжа и Челябинского института путей сообщения, представительства ряда ВУЗов, а так же, детско-юношеская спортивная школа, спортшкола «Локомотив» по Греко – римской борьбе, стадион «Локомотив», спортивный клуб «Факел», Центр дополнительного образования для детей. Из учреждений культуры действую три дома культуры: МКУ ДК «Радуга» и МДК «Россия», МКУ ДК«40 лет Октября», а так же школа искусств, Историко-краеведческий музей, библиотеки. Основные памятники архитектуры и культуры города – храм Казанской Иконы Божьей Матери и монумент Славы, Приход Храма в честь архангела Михаила и прочих Небесных Сил бесплодных.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]