Город в Челябинской области, Россия
Карталы Карталы | |
Городок[1] | |
Памятник в Карталы | |
Флаг Герб | |
Расположение Карталы | |
Карталы Расположение Карталы Показать карту России Карталы Карталы (Челябинская область) Показать карту Челябинской области | |
Координаты: 53 ° 03′N 60 ° 39’E / 53,050 ° с. Ш. 60,650 ° в. / 53.050; 60.650Координаты: 53 ° 03′N 60 ° 39’E / 53,050 ° с. Ш. 60,650 ° в. / 53.050; 60.650 | |
Страна | Россия |
Федеральный субъект | Челябинская область[1] |
Административный район | Карталинский район[1] |
Городок | Карталы[1] |
Основан | 1810 |
Статус города с | 17 апреля 1944 г. |
Высота | 300 м (1000 футов) |
численность населения (Перепись 2010 г.)[2] | |
• Общий | 29,131 |
• Оценивать (2018)[3] | 28,607 (−1.8%) |
Административный статус | |
• Капитал из | Карталинский район[1], Г. Карталы[1] |
Муниципальный статус | |
• Муниципальный район | Карталинский муниципальный район[1] |
• Городской поселок | Карталинское пгт.[1] |
• Капитал из | Карталинский муниципальный район[1], Пгт Карталинское[4] |
Часовой пояс | UTC + 5 (МСК + 2 [5]) |
Почтовый индекс (а)[6] | 457350–457354, 457357–457359 |
ОКТМО Я БЫ | 75623101001 |
Интернет сайт | www.asha-gp.RU |
Карталы
(русский: Карталы́) это городок и административный центр из Карталинский район в Челябинская область, Россия, расположенный в долине р. Река Карталы-Аят (оставили приток из Тобол), 260 км (160 миль) к юго-западу от Челябинск, административный центр область. Численность населения: 29,131 (Перепись 2010 г.);[2]29,908 (Перепись 2002 года);[7]37,132 (Перепись 1989 года).[8]
Карта
Карталы: карты |
Карталы: фото из космоса (Google Maps)Карталы: фото из космоса (Microsoft Virtual Earth)
Карталы. Ближайшие города. Расстояния в км. по карте (в скобках по автодорогам) + направление. По гиперссылке в графе расстояние можно получить маршрут (информация любезно предоставлено сайтом АвтоТрансИнфо) | |||
1 | Локомотивный | 3 () | З |
2 | Варна | 42 (47) | СВ |
3 | Бреды | 73 (77) | Ю |
4 | Фершампенуаз | 76 (99) | СЗ |
5 | Чесма | 85 (109) | С |
6 | Агаповка | 104 (188) | З |
7 | Магнитогорск | 118 (168) | З |
8 | Кизильское | 122 (194) | З |
9 | Кваркено (Оренбургская область) | 124 () | ЮЗ |
10 | Троицк | 129 (247) | СВ |
11 | Верхнеуральск | 132 (219) | СЗ |
12 | Сибай | 138 (209) | З |
13 | Пласт | 146 (206) | С |
14 | Аскарово (Республика Башкортостан) | 146 (212) | З |
Краткая характеристика
Город расположен на Южном Урале, на холмистой равнине в долине р. Карталы-Аят (левый приток Тобола), в 260 км к юго-западу от Челябинска. Узел ж.д. линий.
Территория (кв. км): 86
Информация о городе Карталы на русском сайте Википедии
Исторический очерк
Возник в 1810 г. как поселение на р. Карталы-Аят. До 1917 тупиковая станция Самаро-Златоустовской железной дороги. Гидроним из тюркского карталы «чёрная ива»; аят казахское родоплеменная группа, а также мужское личное имя.
Значение Карталы возросло со строительством перед началом Великой Отечественной войны железной дороги Акмолинск — Карталы.
ПГТ с 20.06.1933, город с 17.04.1944.
В состав города вошёл посёлок Полтавка (центр Полтавского района) — 3.9 тыс. жит. (1939).
Экономика
Предприятия: железнодорожного транспорта, по производству стройматериалов, запасных частей для сельскохозяйственных машин, ковровых изделий.
Архитектура, достопримечательности
Застройка в основном одноэтажная. Жилые кварталы расположены среди железнодорожных путей, складских помещений и вспомогательных ж.д. построек. В старой, привокзальной части города — компактная застройка.
Численность населения по годам (тыс. жит) | |||||||
1939 | 13.7 | 1996 | 30.4 | 2007 | 28.9 | 2015 | 28.7 |
1959 | 33.9 | 1998 | 30.5 | 2008 | 28.8 | 2016 | 28.7 |
1967 | 40 | 2000 | 30.4 | 2010 | 29.0 | 2017 | 28.6 |
1970 | 42.8 | 2001 | 30.3 | 2011 | 29.1 | 2018 | 28.6 |
1979 | 38.9 | 2003 | 29.9 | 2012 | 28.9 | 2019 | 28.4 |
1989 | 37.1 | 2005 | 26.9 | 2013 | 28.8 | 2020 | 28.2 |
1992 | 36.9 | 2006 | 29.4 | 2014 | 28.8 | 2021 | 28.0 |
Карталы
(Челябинская область)
Код ОКАТО:
75418
Основан:
1810
Поселок городского типа с:
1933
Город с:
1944 Город районного подчинения (Карталинский р-н Челябинской области)
Центр:
Карталинский р-н
Телефонный код (справочный телефон)
35133***** | 2-22-22 |
Отклонение от московского времени, часы:
2
Географическая широта:
53°03′
Географическая долгота:
60°39′
Высота над уровнем моря, метров:
300 Время восхода и захода Солнца и Луны в городе Карталы
Казачий поселок Полтавский, как и его соседи — Бреды и Варна, был основан в 1843 году, когда по указу царского правительства началось заселение и освоение так называемого Новолинейного района, образованного между рекой Урал на западе и новой оборонительной линией, проложенной от Орской крепости до редута Березовский на восток. Стоял этот поселок на опушке Джабык-Карагайского бора, вдали от дорог.
Строительство железной дороги в нашем крае началось в 1915 году. Рабочие, нанятые предпринимателями Тыриным и Селезнёвым, прокладывали рельсы к Анненску и Лесу (район современных Мочагов) на протяжении 40 вёрст для вывоза изделий лесопильных заводов. Рельсы укладывались без сооружения насыпи – прямо на землю. В это же время в 1915-1917, велось строительство железной дороги Троицк – Карталы. Это был участок Троицко – Орской железной дороги.
Если бы кто посмотрел с высоты птичьего полета на эти места в 1917 году, то обнаружил бы, что населенный пункт состоит из небольших островков: станция Карталы с тремя железнодорожными путями и восемью домиками, скопище землянок вокруг четырех шахт, каменноугольный рудник «Пионер» и казачий поселок Полтавка. Между этими островками вилась линия железной дороги. Именно наличие угля в данном районе и предопределило строительство железной дороги. Интересно отметить, что большой вклад в разведку угля внес в 70-е годы прошлого века молодой А. П. Карпинский, первый выборный президент Российской Академии наук, президент АН СССР. Установить Советскую власть в здешних местах помогли в марте-апреле 1918 года красногвардейские отряды под командованием В. К. Блюхера, М. С. Кадомцева, М. В. Колмыкова, братьев Кашириных. Комиссарами отрядов были И. М. Малышев и Н. Г. Толмачёв. В разгроме банд атамана Дутова в 1918 году участвовало свыше 30 красногвардейских отрядов. На станции Карталы в это время базировалась восточная группа отрядов. В Полтавке в эти дни был создан свой красногвардейский отряд в 350 штыков из шахтеров угольных копей, который обеспечивал тыл группы В. К. Блюхера.
22 августа 1919 года 1-я бригада 35-й стрелковой дивизии, которой командовал легендарный мичман С. Д. Павлов, и кавалерийский полк имени С. Разина под командованием А. Е. Карташова окончательно освободили Карталы от колчаковцев и навсегда восстановили Советскую власть в этих краях.
С окончанием гражданской войны вновь заработали Полтавские угольные копи. В условиях голода и разрухи шахтеры вносили свою лепту в смягчение острого топливного кризиса, разразившегося по всей стране. Добываемый ими антрацит шел на заводы Урала.
Возникновение и развитие Карталов напрямую связано со строительством железной магистрали, которая и сегодня определяет экономику нашего района. Карталы прошли путь от казачьего отряда до города областного подчинения.
Карталы — город железнодорожников. Пожалуй, в нашей области не найти другого города, где железнодорожный транспорт имел бы такой вес и влияние. Невозможно представить Карталы без железнодорожников, как, скажем, Магнитогорск без металлургов, а Каспи без литейщиков. Железнодорожное строительство, начавшееся в 1926 году, с небольшими перерывами продолжалось почти до начала 70-х годов. Даже в войну шло расширение станции Карталы. В 1929 году была проложена ветка до Магнитогорска, а годом позднее достроена линия до Орска.
В 1931 году был построен одноэтажный вокзал. И уже к 1933 году станция Карталы превратилась в крупный железнодорожный узел. Перед самой войной было открыто рабочее движение на линии Карталы-Акмолинск.
В 1934, учитывая настоятельную необходимость бесперебойной работы транспортной артерии для строящегося Магнитогорского гиганта металлургии и других важных новостроек Урала и Сибири, Совнаркомом было принято решение об организации в Уральском регионе целого ряда вагонных депо для технического облуживания вагонов, в том числе и в Карталах. А в годы ВОВ вагонники ускоренными темпами производили деповской ремонт вагонов.
Тридцатые годы — это бурный рост Карталов. Помимо железнодорожного транспорта получила развитие местная промышленность, обслуживающая сельское хозяйство района, заработал рудник по добыче хроминского железняка.
В годы Великой Отечественной войны карталинские железнодорожники обеспечивали бесперебойную работу Магнитогорского металлургического комбината. Железнодорожники, угольщики, горняки хромистого рудника, работники местной промышленности трудом своим приближали победу.
В апреле 1944 года рабочий поселок Карталы был преобразован в город. В послевоенные годы город железнодорожников продолжал расти и развиваться. Появились и заработали новые предприятия: завод по ремонту тракторов К-700, ретранслятор телепередач, ковровая фабрика (ковры ручной работы были отмечены на Всемирной выставке в Брюсселе в 1957 году). Из Средней Азии, а затем с севера Тюменской области в город пришел природный газ. В 60-70-80-годы в городе высокими темпами шло строительство жилья, дорог, благоустраивались улицы и дворовые территории. Шла газификация домов частного сектора.
Появление новых отраслей, однако, не смогло вытеснить старинный народный промысел, появившийся здесь вместе с первыми жителями — выходцами из Оренбургской губернии. И поныне Карталы славятся своими пуховыми платками, шалями, косынками, которые вяжут местные женщины. Сто с лишним лет живет этот старинный промысел!
Сегодня город Карталы — это крупный транспортный узел. В нём сходятся железнодорожные магистрали четырёх направлений: Троицкого, Орского, Магнитогорского и Тобольского. От КС-17 магистральные газопроводы большого диаметра идут в четырёх направлениях – на Челябинск, Магнитогорск, Оренбургскую область и республику Казахстан. В городе 12 детских садов, 6 школ, 2 профессиональных училища, а именно: Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище №42» и Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (Среднее специальное учебное заведение) «Карталинский агротехнологический техникум». Кроме того, на территории города расположены филиалы Челябинского Юридического колледжа и Челябинского института путей сообщения, представительства ряда ВУЗов, а так же, детско-юношеская спортивная школа, спортшкола «Локомотив» по Греко – римской борьбе, стадион «Локомотив», спортивный клуб «Факел», Центр дополнительного образования для детей. Из учреждений культуры действую три дома культуры: МКУ ДК «Радуга» и МДК «Россия», МКУ ДК«40 лет Октября», а так же школа искусств, Историко-краеведческий музей, библиотеки. Основные памятники архитектуры и культуры города – храм Казанской Иконы Божьей Матери и монумент Славы, Приход Храма в честь архангела Михаила и прочих Небесных Сил бесплодных.