Город Химки расположен сразу за МКАДом, на берегу канала им. Москвы, вдоль автотрассы Москва – С.-Петербург (Ленинградское шоссе), примыкая к столице с северо-запада.
Город с численностью населения 250.000 человек получил статус отдельного городского округа, и условно делится на Старые и Новые Химки, а они, в свою очередь, состоят из микрорайонов: Сходня, Подрезково, Клязьма-Старбеево, Новогорск, Левобережный, Планерная и Фирсановка.
Транспортная доступность
Автомобильное сообщение с Москвой развито очень хорошо, здесь много дорог: это и «Ленинградка», и ее платный дублер, а также Куркинское, Новокуркинское, Новосходненское шоссе. Однако загруженность дорог настолько высокая, что в рабочие часы в Химках почти всегда есть пробки (сказывается и то, что идет много транзитного транспорта в Санкт-Петербург, а также большое число торговых центров, куда приезжают за покупками москвичи).
Общественным транспортом из Москвы сюда можно добраться от ст. метро «Комсомольская», «Петровско-Разумовская» (Электрички Ленинградского направления), «Речной вокзал» и «Планерная» (автобусы и маршрутки).
История развития города
Город получил свое название, так как возник на реке Химка (ее на картах больше нет – поглощена системой канала) как пристанционный поселок, появившийся при прокладке железной дороги, соединившей в 1851 году две российские столицы.
К середине XIX века это было популярное дачное место вокруг сел: Киреево, Козмодемьянское, Красные Горки, позже — дачными поселками застроили Толстоулову пустошь, и все эти места объединили и назвали Химками.
Вместе с промышленным бумом конца XIX – начала XX веков, в Химки пришли серьезные предприятия: красильный завод, суконная и шерстопрядильная фабрики, а благодаря транспортному потоку из Москвы в Петербург местность стремительно развивалась.
Затем грянула революция, а уже после нее появились мебельная и трикотажная фабрики, началось строительство канала Москва – Волга (часть канала имени Москвы). Канал строили в 1932-1937 годах, в 1937 Химкам был присвоен статус рабочего поселка, а через два года – города.
Вариант №2
Химки — это прекрасный город, расположенный на территории Московской области со своей великой и интересной историей.
География и история возникновения
В России на территории Московской области в 1939 году, был образован город Химки. В 1950-е гг. Химки являлись одним из важнейших центров космической и ракетной отраслей, в связи с тем, что на территории города располагались главные предприятия оборонного назначения. Город находится на берегу каналы Москва, граничит с МКАД (Московской кольцевой автомобильной дорогой) на северо-западе столицы, а на северо-востоке доходит до таких районов Москвы, как Куркино и Молжаниновскй. В Химках протекают реки: Химка, благодаря которой и произошло название города, Клязьма, Сходня, Горетовка. Помимо рек имеются водохранилища: Химкинское и Клязьминское.
Население
На момент возникновения население города на 2022 год насчитывается порядка 255 тысяч человек.
Культурные центры и учебные заведения
В городе существует множество культурных центров, например таких, как: дома культуры и детского творчества, Химкинский драматический театр «Наш дом», кинотеатр, музеи. Среди учебных заведений: школы, техникумы, училища, высшие учебные заведения, множество библиотек, а также центральная детская школа искусств. Помимо прочего довольно в большом количестве сохранились и памятники, посвященные химчанам, отстоявшим свою родную землю в годы Великой Отечественной Войны. Также есть множество парков, скверов и спортивных объектов.
Достопримечательности
Самой популярной достопримечательностью в городе является Химкинская картинная галерея им. С.Н. Горшина, которая была основана в 1993 году, благодаря переданным в дар городу С.Н. Горшиным частной коллекции рисунков живописи начала 19-го и конца 20-х веков. В галерее также насчитывается почти 500 редчайших книг и порядка 11 тысяч открыток, изображающих копии работ российских и зарубежных художников. В 1966 году известными советскими архитекторами А. Михе, И.П. Ермишиным, А.А. Агафоновым был возведен монумент защитникам Москвы под названием «Ежи». Основной смысл названия заключается в том, что монумент представляет собой конструкцию, из колючей проволоки и рельсов. Эти сооружения создавали преграды танкам противника, помогая нашим солдатам в борьбе в период войны. Помимо вышеуказанного в городе имеется достаточное количество различных достопримечательностей в виде храмов, парков, монументов и театров.
Особенности недвижимости
Массовое жилищное строительство началось в Химках в 1930-х годах, когда застраивался поселок Левобережный и северная часть будущего города, в следующие десятилетия – район Дубки возле канала.
Затем возведение жилых домов переместилось на юг, куда следом сдвинулся центр города (так называемые Новые Химки). В дальнейшем жилье строилось для работников авиационно-космической промышленности, на которой по сей день специализируется город.
Если Вас интересуют квартиры в новостройках Химок, рассмотрим преимущества этого города.
Во-первых, Химки занимают стратегически выгодное положение между Москвой и Шереметьево, — это и транспортная доступность, и рабочие места, и экономически развитый, а значит, социально благополучный район.
Во-вторых, здесь благоприятная экологическая обстановка, обилие природных богатств (лесные массивы), близость «большой воды» (акватория канала им. Москвы, Химкинское водохранилище, реки Клязьма и Сходня).
Химки
Предыстория
Существовал стан (остановка) Химка на тракте Санкт-Петербург — Москва (714 вёрст от СПб. и 14 от М.[16], и позднее деревня Химки — станция Петербургского шоссе, но она лежала несколько южнее современных Химок, напротив Алёшкина, в районе современного (ныне часть района Москвы Левобережный, район массовой жилищной застройки Химки-Ховрино, близ Прибрежного проезда).
В 1812 году в деревне Химки расположился французский авангард корпуса Эжена Богарне, атакованный в ночь на 15 сентября отрядом генерала В. Д. Иловайского[17]. С 1830-х годов район Химок стал популярным дачным местом. В 1859 году число её жителей обоего пола составляло 154 при 28 дворах[18].
А на территории современных Химок ранее располагались сёла Куркино (до 1704 года — Патриаршье село), Козлово, Козмодемьянское (в конце XVI века вотчина Бориса Годунова), Киреево, деревня Красные Горки и многие другие.
Станция Химская
Станция 4 класса Химка в 1860-е годы Вокзал станции Химки ок. 1900 Платформа станции Химки, ок. 1900 Дорога у станции Химки (ныне Железнодорожная ул.) около 1900 г. Плотина на р. Химке близ станции. Вода использовалась для заливки тендеров паровозов. Фото 1906 г.
Начало городу было положено 1 (13) ноября 1851 года, когда была открыта станция Петербургско-Московской железной дороги Химская (ныне станция Химки), а при ней возник пристанционный посёлок. Поезда стояли на Химской 10 минут[19]. Станция, на 18-й версте от Москвы, была первой от города; она была отнесена к 4-му классу, и по штату ей полагались один кассир, один начальник станции и его помощник и один жандарм. На станции были построены деревянные платформы, «гостиница» (вокзал), железнодорожная будка и жилой дом для железнодорожников (сохранился по адресу ул. Гоголя, д.5 — ныне в нём некоторые подразделения Химкинского УВД). Возле пассажирского дома располагалась палатка-буфет, увенчанная золотым гребешком. Вокруг этих построек до самого Петербургского шоссе стояла густая дубовая роща(см.»Путешествие из Петербурга в Москву»). В 1869 году в посёлке Химская станция постоянно проживало 39 человек, главным образом железнодорожные рабочие и служащие. От станции к Петербургскому шоссе через лес была проведена дорога — Царская аллея (ныне Московская улица), к началу XX века замощённая булыжником. На юге станционный посёлок отделяла от села Космодемьянского лесистая пустошь Красная горка (по названию некогда бывшей здесь деревни) и овраг. С ростом станционного посёлка он соединился с Космодемьянским, главная улица которого — Кузьминка (ныне ул. Кирова) — обогнула овраг и дотянулась до станции. В 1860 году на двух дачах близ станции П. М. Третьяковым было открыто училище для глухонемых детей с 12 учениками, первым директором которого был назначен И. Б. Арнольд; в 1869 году училище получило название Арнольдовского.
В 1907 году станционный посёлок насчитывал уже 47 дворов. В посёлке построили почту, телеграф, частную аптеку (Клячко, на Царской аллее), две колониальные лавки, трактир, ресторан с кегельбаном. Общее население, с окрестными деревнями и дачами, составляло 1500 человек; летом население за счёт дачников составляло до 5 тыс. В соседних со станцией деревнях были школы: одноклассная церковно-приходская при церкви Косьмы и Дамиана в Космодемьянском, затем также трёхклассное земское училище в селении Кобылья Лужа
(ныне улица Родионова).
С 1912 года открылось заведение для показа «туманных картинок». В Космодемьянском на берегу Химки, в усадьбе купца Патрикеева «Белые столбы» (по цвету столбов въездных ворот) архитектором Ф. О. Шехтелем был выстроен дом — блестящий образец архитектурного стиля модерн (после революции санаторий, затем больница № 1, ныне терапевтическое и эндокриннологическое отделения Химкинской центральной городской больницы (ХЦГБ)).
Превращение в рабочий посёлок
До конца 1920-х годов Химки в целом сохраняли характер дачной местности. В 1923 году в посёлке постоянно проживало 1 805 человек, а в 1926 году уже 2 876, они насчитывали (после слияния с дачным посёлком Петропавловским) 359 домов. Были открыты школа, библиотека, клуб, амбулатория, появилась пожарная команда. Школу первой ступени открыл в 1919 году бывший дворянин Владимир Михайлович Болотов, отказавшись от государственного жалования. В 1928 году школа была преобразована в школу крестьянской молодёжи (ШКМ), Болотов был директором и преподавателем в школе; располагалась она там, где сейчас находится вход в парк им. Л. Н. Толстого.
С этого времени начинается промышленный рост Химок. В 1928 году была создана трикотажная артель, выросшая позднее в трикотажную бельевую фабрику. В связи с усилившимся строительством Никольский кирпичный завод стал работать круглый год, а не только сезон; с 1931 реконструирован. Тогда же была построена фабрика для изготовления мебели. Артель металлоизделий «Спартак» стала большим предприятием, и посёлок рабочих артели превратился в Спартаковскую улицу. Появились новые жилые посёлки: Лобановский, Чкаловский, Центральный, Грабаровский, Первомайский и Мебельный.
В 1932 году в Химках был основан авиационный ремонтный завод № 84 ГВФ.
С 1937 Химки получают статус рабочего посёлка в связи с началом сооружения в городе авиационного завода № 301 (ныне Научно-производственное объединение имени С. А. Лавочкина). По состоянию на 26 июня 1938 года посёлок насчитывал 21 тысячу человек.
В 1939 году на Московской улице были построены два первых многоэтажных каменных дома.
Канал и посёлок Левобережный
После сооружения в 1932—1937 гг. канала Москва—Волга (ныне канал имени Москвы) в Химках создан Северный речной порт, на левом берегу канала неподалёку от деревни Киреево образован посёлок Левобережный (1936). Туда, на бывшую дачу фабриканта Прохорова, в 1936 году был переведён из Москвы основанный Н. К. Крупской в 1930 году Государственный библиотечный институт (с 1964 года — Московский государственный институт культуры[20]). Поскольку же построенный в следующем году канал отрезал посёлок от станции Химки, по настоянию Н. К. Крупской была устроена платформа Левобережная.
Город (1939)
Город Химки в составе Красногорского района на карте 1939 года
Указом Верховного Совета СССР от 26 марта 1939 года был образован город Химки в составе рабочих посёлков Химки, Петровское, Лобаново, дачных посёлков Петропавловский и Николаевский. Новый город насчитывал 23,1 тыс. человек. В 1940 году Химки стали центром новообразованного Химкинского района.
Великая Отечественная война (1941—1945)
Основная статья: Битва за Москву
Химки оказались ближайшим к Москве пунктом, до которого дошли немецкие войска. Существует легенда, что утром 16 октября 1941 года в Химках неожиданно появился отряд мотоциклистов, который захватил мост Ленинградского шоссе и был уничтожен то ли у самого моста, то ли у трамвайного поворотного круга на Соколе[21], то ли у водной станции «Динамо». Данные об этом долго скрывавшемся событии разнятся, тем более, что позже был и другой прорыв немецких частей к Химкам — нескольких танков, уничтоженных зенитной батареей на 23 км Ленинградского шоссе (на месте, где ныне стоит памятник «Ежи»)[21][22]. Согласно А. В. Исаеву, это были мотоциклисты 62-го сапёрного батальона армейского подчинения. Согласно историку Анатолию Хорькову, немецкая моторизованная разведка действительно выехала к мосту, но в бой не вступала и уничтожена не была, а, осмотрев местность, благополучно вернулась[23]. По другим данным, наоборот, немецкая мотопехота была разбита следовавшей на фронт колонной танков[24]. Согласно другим версиям, 16 октября немцы, сломив в Химках сопротивление наскоро собранных ополченцев из студентов, женщин и даже школьников, проехали до Сокола, но, не решившись въезжать в город, вернулись к мосту и заняли оборону до предполагаемого подхода основных сил, где и были уничтожены на следующий день стянутыми войсками. По некоторым данным, немцы были уничтожены у моста и водной станции «Динамо» Отдельной мотострелковой дивизией особого назначения НКВД СССР им. Ф. Э. Дзержинского (ОМСДОН) (17 танков и взвод мотоциклистов)[25].
Для прорыва мотоциклистов называется и дата 30 ноября[26].
По словам Пауля Кареля, «Мотоциклетные дозоры 62-го танкового инженерного батальона, изначально действовавшего в составе 2 тд, но 30 ноября выдвинутого самим Гёпнером вперёд — перед головными частями 2 тд — для нанесения удара по железнодорожной станции Лобня и по району к югу от неё, помчались к цели на своих мотоциклах и, не встречая противодействия, вышли к Химкам (…) в восьми километрах от окраины Москвы. Нагнав страха и вызвав панику среди местного населения, мотоциклисты повернули назад. Эти мотоциклисты и сапёры корпуса подобрались к ставке Сталина ближе всех»[27]. Уильям Ширер излагает следующий эпизод: «2 декабря разведывательный батальон 258-й пехотной дивизии проник в Химки, пригород Москвы, откуда были видны шпили кремлёвских башен; однако на следующее утро батальон был оттеснён из Химок несколькими русскими танками и разношёрстным отрядом наскоро мобилизованных рабочих города.»[28]. Возможно, у Ширера путаница с датами, возникшая из-за того, что 2 декабря был совершён последний порыв немцев под Москвой, обросший легендами. Но это произошло на участке 5-й армии, то есть под Звенигородом[29].
Старый мост через канал им. Москвы. Мост сфотографирован накануне разборки, он закрыт, рядом действующий новый мост.
Мост простоял до 1980 года, когда был разобран (несмотря на неоднократные протесты граждан, и, в особенности, ветеранов войны), однако не уничтожен, а сплавлен ниже по течению. Теперь он стоит на Рязанском шоссе у села Чулково под городом Жуковским[30].
Согласно решению ГКО от 17 октября в Химках начала спешно возводиться «Дополнительная линия обороны» по рекам Клязьме и Сходне. В конце ноября в это направление прикрывала формировавшаяся 20-я армия во главе с генералом А. А. Власовым, штаб которого находился тут же, по адресу Ленинградское шоссе, 16[31].[32]5 декабря 20-я армия успешно перешла в контрнаступление и освободила Лобню; однако ввиду личности командующего военная история Химок замалчивалась на протяжении всей советской эпохи. В настоящее время на месте, где находился штаб армии, открыта мемориальная доска.
В декабре 1941 года был полностью эвакуирован в Ташкент авиационный ремонтный завод № 84 ГВФ.
Послевоенные годы
Здание райкома КПСС (ныне здание городской администрации) около 1960 г.
В 1950-е годы Химки стали одним из важнейших центров советской ракетно-космической отрасли. В городе располагались главные предприятия нескольких научно-производственных объединений оборонного назначения. В их числе КБ «Энергомаш», обеспечивавшее разработку ракетных двигателей межконтинентальных баллистических ракет и ракет-носителей космических аппаратов. МКБ «Факел» являлось головным предприятием по разработке зенитных ракет, включая ракеты для зенитных ракетных комплексов С-75 «Двина», 9К33 «Оса», С-125, С-200, С-300 и других. НПО им. Лавочкина занималось разработкой ракет класса «земля-воздух» и «воздух-воздух», крылатых ракет и широкого спектра космических аппаратов, в том числе лунохода. Кроме военно-космического направления в городе развивалось направление по разработке лесозаготовительной техники. Головным институтом считался ЦНИИМОД, затем ЦНИИМЭ (Московская 21).
В 1970-е годы в микрорайоне Левобережный, рядом с Московским государственным институтом культуры, было построено 9-этажное здание филиала Ленинской библиотеки (отделы газет, диссертаций и не пользующейся спросом литературы). В микрорайоне Новогорск находится головной ВУЗ МЧС — Академия гражданской защиты МЧС России.
В 1984 году постановлением Совета Министров РСФСР значительная часть территории Химкинского района была передана Москве, включая земли вокруг Куркино, Молжаниновки и Ново-Подрезково. В результате этого Химкинский район оказался разделённым на две части территорией Москвы.
Постсоветский период
Въезд в г. Химки со стороны Москвы.
Исчерпание свободных и удобных для нового строительства площадей в Москве и охвативший Москву транспортный коллапс привели на рубеже XX—XXI веков к выводу в ближнее Подмосковье, в том числе на территорию Химок, большого числа офисов, представительств и прочих объектов различных коммерческих компаний. С начала 2000-х годов Химки, как и другие пригороды Москвы, являются районом массовой жилой застройки. Побочным результатом этого стал транспортный коллапс на Ленинградском шоссе, связывающем Химки с Москвой.
В 2004 году происходило объединение населённых пунктов Химкинского района. Так 19 июля дачный посёлок Фирсановка и деревня Усково были присоединены к городу Сходня[33]; а посёлок Новогорск, деревня Кирилловка, посёлок подсобного хозяйства «Сходня», деревня Филино — к рабочему посёлку Новоподрезково[33]; деревни Яковлево, Трахонеево и Свистуха были включены в состав деревни Клязьма[33]; деревня Терехово — в состав деревни Ивакино[33]; дачный посёлок Старбеево и деревня Вашутино были включены в состав города Химки[33].
9 августа 2004 года рабочий посёлок Новоподрезково был присоединён к городу Сходня[34], а деревни Ивакино и Клязьма к городу Химки[34].
С 15 сентября 2004 года город Сходня вошёл в состав города Химки[35]. В итоге после упразднения Химкинского района и образования городского округа Химки в 2005 году город Химки остался единственным населённым пунктом в составе этого муниципального образования[3].
В последние годы город стал известен своим движением за сохранение Химкинского леса. В ходе конфликта вокруг Химкинского леса произошёл ряд событий, широко освещавшихся в СМИ, в частности, нападение на Константина Фетисова, в результате которого были задержаны и осуждены сотрудники администрации города.
28 июля 2010 года здание мэрии города Химки подверглось акту вандализма, которое совершила группа молодых людей, считающихся одними из противников вырубки химкинского леса[36].