Город Дмитров и его недвижимость на сайте Недвио

Дмитров

, город областного подчинения Московской области в России, административный центр Дмитровского района Московской области, второй кафедральный город Сергиево-Посадской епархии. Расположен на реке Яхроме и канале имени Москвы, в 65 км к северу от Москвы. Железнодорожная станция на линии Москва-Савелово. Население — 65,7 тыс. (2015)

  • Сайт города:
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Дмитров — один из древнейших городов Подмосковья. Город основан в 1154 году Ростово-суздальским князем Юрием Долгоруким как форпост Владимиро-Суздальской земли. Назван в честь святого великомученика Димитрия Солунского — небесного покровителя сына Юрия Долгорукого, Всеволода, родившегося в тот год и получившего известность как Всеволод Большое Гнездо.

Дмитров имел не только стратегическое значение в качестве пограничной крепости, но и экономическое. Отсюда по рекам Яхроме, Сестре и Дубне шёл водный путь в верховья Волги, по суше город был связан с верховьями Клязьмы, откуда товары могли быть доставлены во Владимир.

После раздела Владимиро-Cуздальской земли в начале XIII века Дмитров перешел к Переславлю и попал в орбиту междоусобных войн. Вторжение монголо-татар на Русь тяжело сказалось и на Дмитрове, однако разорения, которым неоднократно подвергался город на протяжении XIII века, не уничтожили его окончательно.

В 1301 году после длительного периода междоусобиц в северо-восточной Руси, в Дмитрове состоялся съезд четырех князей: великого князя Владимирского Андрея, Тверского князя Михаила, Переславского князя Ивана и великого князя Московского Даниила. Съезд князей не решил всех спорных проблем, междоусобицы не прекращались, и тем не менее это замечательное событие нашло свое отражение на гербе Дмитрова.

В 1364 году Дмитровское княжество вошло в состав Московского, и этот факт имел для города большое значение, как в социально-политическом, так и в экономическом плане. В 1389 году Дмитрий Донской передал Дмитров в удел своего сына Петра Дмитриевича, в период его правления в городе имелся княжеский двор, и чеканилась собственная монета.

В начале XIV века Дмитров присоединён к Московскому княжеству, стал форпостом Москвы на границе с Тверью и в его истории наступил мирный период, способствующий его хозяйственному развитию и росту населения. Наивысшего расцвета город достиг в первой половине XVI века при князе Юрии, втором сыне Иоанна III. Именно в это время возводится Успенский собор и начинается каменное строительство в Борисоглебском монастыре. Торговые связи дмитровских купцов достигали Каспия, через Дмитров проходил торговый путь на север, куда поставляли хлеб и откуда в Москву везли пушнину, соль и ценных охотничьих птиц.

В — первой половине XVI веков Дмитров — один из крупнейших городов Русского государства, важный торговый центр. В 1569 году дмитровское удельное княжение ликвидируется, и город передается в опричнину, в это время Русь была ввергнута в тяжелый кризис, сказавшийся и на дмитровской торговле. В январе 1610 в городе укрепились отступившие от стен Троице-Сергиева монастыря отряды польско-литовских интервентов Сапеги и Лисовского. Однако, они в Дмитрове не задержались и дождавшись прибытия обозов с припасами, отошли к Волоколамску.

Польское разорение сказывалось еще долго: уничтоженные Сапегой деревянные укрепления Кремля больше не восстанавливались, тем более что и потребность в них отпала. В 1624 в городе жило лишь 127 человек в более чем 100 дворах. Однако уже через 25 лет население возросло в 10 раз, но так и не достигло показателя вековой давности. Возрождение старого речного торгового пути началось только с основанием Санкт-Петербурга, хотя ещё в конце XVII века он использовался для доставки к царскому столу в особых судах живой рыбы с Волги.

Первая четверть XVIII ознаменовалась целым рядом важных перемен в жизни Дмитрова и уезда, связанных с преобразованиями Петра I. С основания Петербурга в Дмитрове оживилась торговая деятельность. В это время в городе развивалось текстильное производство. В уезде, в отличие от города, где преобладали мелкие промышленные заведения, во второй половине века возникли сравнительно крупные мануфактуры. В ходе губернской реформы в 1781 году, Дмитров был утвержден уездным городом Московской губернии, в том же году был утвержден герб.

В конце XVIII века в городе возникают небольшие промышленные заведения — несколько кожевенных, солодовенных и сальных заводов. Во время отечественной войны 1812 года отряд французских войск захватил город, но, вскоре узнав о приближении русских войск из Клина, оставил город без боя.

В середине XIX века Дмитров вновь приходит в упадок, поскольку построенная между Москвой и Петербургом железная дорога свела на нет значение старого водного пути. Хозяйственный упадок привел к сокращению населения города. Из этого состояния город отчасти вывела постройка железной дороги Москва-Савелово в 1901 году, и ко времени Первой мировой войны начинается рост населения и промышленности. В частности, чугунолитейный завод Галкина получил заказ на изготовление ряда деталей экспериментального Царь-танка, проходившего испытания под Дмитровом. В 1876-1915 строилась и достраивалась Женская гимназия.

Очередной подъем города связан с возрождением водного пути на север. В 1932-1938 в городе существовало подразделение ГУЛАГа — Дмитровлаг, занимавшееся строительством канала имени Москвы. Стройка дала импульс промышленному развитию города, основаны ДЭЗ, ДЗФС, население увеличилось в 3 раза.

В ноябре 1941 года, недалеко от города Дмитрова, развернулось наступление немецко-фашистских войск, им удалось форсировать канал и закрепиться на Перемиловской высоте (к югу от Дмитрова), но 29 ноября они были выбиты оттуда, после чего началось контрнаступление Красной армии. 8 декабря 1941 года был освобожден от врага первый город — Яхрома. 11 декабря весь Дмитровский район был освобожден от захватчиков.

В 1960-1990 развивается жилищное строительство, в 2000-х после долгого перерыва оно возобновилось. В 2000 году была закончена реконструкция Советской площади. Заселен новый микрорайон в северной части города, улица Оборонная. В 2004 году была проведена масштабная кампания по благоустройству и развитию города. В 2005 году Дмитров занял первое место во Всероссийском конкурсе «Самый благоустроенный город России» в категории городов «До 100 тыс. жителей».

28 октября 2008 года указом президента Российской Федерации Д. А. Медведева городу Дмитрову присвоено почетное звание Российской Федерации «Город воинской славы».

Религия

Самостоятельная епископская кафедра «в княженье удельном в Дмитрове

» была впервые учреждена 26 января 1589 года на Московском Соборе, но решение не было приведено в исполнение.

С 1744 по 1788 год Дмитров входил в состав Переславль-Залесской епархии, по упразднении которой перешел к Московской кафедре.

Дмитровская кафедра была на деле учреждена 17 мая 1788 года как викариатство Московской епархии. С 1800 по 1877 годы Дмитровские епископы управляли Саввино-Сторожевским монастырём. Дмитровская кафедра была первым (старшим) Московским викариатством.

Дмитров был административным центром Дмитровского благочиннического округа Московской областной епархии.

С 13 апреля 2022 года — второй кафедральный город Сергиево-Посадской епархии.

Святые

  • Серафим (Звездинский) (1883 — 1937), еп. Дмитровский

Монастыри

  • Борисоглебский мужской монастырь

Храмы

  • Александра Невского, часовня
  • Бориса и Глеба
  • Введения во храм Пресвятой Богородицы
  • Всех Святых
  • Георгия Победоносца
  • Елисаветы Праведной
  • Илии Пророка
  • Казанской иконы Божией Матери, в Подлипичье
  • Марии Магдалины
  • Пантелеимона Целителя, при городской больнице
  • Серафима Саровского
  • Серафима (Звездинского), домовой
  • Сергия Радонежского
  • Спаса Нерукотворного образа
  • Сретения Господня
  • Троицы Живоначальной
  • Успения Пресвятой Богородицы, кафедральный собор

Дмитров история.

Начинаем знакомство с небольшой исторической справки. Город основан в 1154 году князем Юрием Долгоруким в заболоченной долине реки Яхрома. Назван в честь Всеволода Большое Гнездо (в крещении — Дмитрия, сына Юрия Долгорукого), родившегося в тот год. Город задумывался как форпост для защиты Владимиро-Суздальской земли. Дмитров находился на стыке границ Московского, Тверского и Переславского княжеств. В 1180 году во время войны Святослава Всеволодовича с Всеволодом Большое Гнездо, Дмитров был сожжён. Вскоре он оправился от разорения и к 1214 году это уже был большой город с предместьями, и принадлежал Ярославу Всеволодовичу. Не пощадили город татаро-монголы, которые сжигали его около шести раз.

Использованные материалы

  • «История Дмитровского района» // Страница официального портала Администрации Дмитровского муниципального района Московской области:
  • «Путеводитель по Дмитрову» // Страница сайта LIONS & GUIDES
    :
  • «История Дмитрова» // Страница информационного портала Мосгуберния.RU
    :
  • «Дмитровский округ» // Страница официального сайта Московской епархии:
  • «Дмитров (Московская область), церкви и монастыри, карта.» // Страница сайта «Народный каталог православной архитектуры»:

Спорт и жизнь после спорта в Дмитрове

Одно время город Дмитров был рядовым городишкой на севере Московской области. Никому особо не был интересен. Но вот в самом начале 21 века правительство России увлеклось горными лыжами и решило организовать Альпы у себя под боком. Я думаю, что из-за приемлемого горного ландшафта выбор пал на Дмитровский район, тем более что некоторые наработки по лыжному спорту уже были.

В поселке Яхрома, что под Дмитровом, организовали горнолыжный курорт. И пошло дело. Там стали отдыхать физически и душевно многие шишки. Рестораны, гостиницы, банкетные залы, клубы, SPA-центры и, конечно, качественные трассы были построены и оснащены по самому последнему слову техники. Город и район жили припеваючи. Я точно знаю, что во время кризиса, когда район был не в состоянии рассчитаться за электричество, ему списывали долг полностью или частично. Что не сделаешь из-за любви к лыжам и здоровому образу жизни!

За это время не только в Яхроме открылись спортивные учреждения. В самом Дмитрове построили огромнейший фитнес-центр полного цикла и несколько ледовых дворцов для разных видов спорта.

Один из ледовых дворцов. Фото by https://fotki.yandex.ru/users/polk51890/

А за этим всем последовало открытие многочисленных магазинов спортивной одежды. В городе с населением 60 000 человек магазинов спортивного инвентаря и амуниции больше пятнадцати! Сейчас они потихоньку начинают перепрофилироваться в продуктовые отделы.

А потом любовь властителей к Дмитрову и к подмосковному спорту немного угасла. Район перестали так щедро финансировать. А уже настроено много крупных объектов! Кажется, что это хорошо, но не так все красиво. Чтобы достойно содержать здания, комплексы, дороги и прочую инфраструктуру нужен постоянный приток средств. Денег у района не стало. Многие частники закрыли магазины и производства и стали сдавать помещения в аренду. В городе остался действующим только один завод. С Яхромой все не так грустно. Туда дмитровчане и москвичи до сих пор ездят на выходные пожарить шашлычков и покататься на лыжах.

Я молодая девушка. Люблю ходить по магазинам, но в Дмитрове кроме спортивной одежды нормальных магазинов одежды практически нет. В городе есть один большой торговый центр, но его можно обойти за 10 минут и не выбрать ничего интересного. Есть несколько брендовых магазинчиков со средней и низкой ценой за наряды, но в них не привозят новые коллекции. За одеждой все едут в Москву. И за работой тоже!


Торговые ряды в городе. Фото by jul-karina (https://fotki.yandex.ru/users/jul-karina/)

Электрички ходят каждый час до Савеловского вокзала. А вот на машине до столицы добраться без пробок можно только ночью или рано-рано утором. Дорога до Дмитрова уже несколько лет утопает в крупных ремонтах. Ее не расширяют, а делают дополнительные развязки и эстакады. Если надо доехать до Москвы днем, то средняя скорость будет не больше 12 км/ч. Но ехать надо! Без посещения столичных торговых центров, в том числе и продуктовых, жить в маленьком городке с невысокими зарплатами сложно. Считается хорошо, если получаешь 20 000 рублей.

А, вообще, много моих знакомых стали покупать товары в интернет-магазинах. Заказывают доставку на Савеловский вокзал, едут туда на электричке и забирают то, что купили. Доставлять покупки онлайн-магазины в Дмитров не любят. Дорога кривая, в пробках и населенных пунктах. Если уж берутся за доставку, то цену такую заломят, что 10 раз подумаешь о необходимости такого сервиса.


Историческая площадь. Фото by jul-karina (https://fotki.yandex.ru/users/jul-karina/)

Из развлечений кинотеатры, один театр, исторические достопримечательность, 3 клуба, несколько кафешек и ресторанчиков. В хорошую погоду все гуляют пешком по центру и в роще. Летом купаться негде, если только найти какой-нибудь маленький прудик. Рядом с городом проходит канал имени Москвы, но он не приспособлен для купания.

Много народу ездит на работу в аэропорт Шереметьево или в Москву. Некоторые люди возят своих детей учиться в московские школы, гимназии или лицеи. В самом Дмитрове с высшими учебными заведениями настоящая беда. Всего в одном учреждении можно получить высшее образование. Опять же, молодежь уезжает в столицу, а потом не приезжает назад. Молодых учителей и врачей в городе просто нет. С одной стороны хорошо, что врачуют и преподают в основном опытные специалисты. А что делать, когда они все уйдут на пенсию? Конечно, найдут кого-нибудь на место учителей и врачей, но кто это будет — неясно. Молодежь рвется в Москву! Город Дмитров превращается в подобие деревушки, где живут родители, которые ждут на выходные своих деток. И родители с маленькими детками, которые уже в средней школе начинают учиться в московских школах.

А еще сюда стали перебираться москвичи. В городе построили поселок таун-хаусов. Столичные жители очень быстро раскупили там домики. Вообще, в городе с жильем громадных проблем нет. Запущено несколько новостроек. Приятно, что исторический центр не трогают. Город растет вширь за счет присоединения окраин и ближайших поселений.


На заднем плане новостройки. Фото by jul-karina (https://fotki.yandex.ru/users/jul-karina/)

Жилье жильем, а с транспортом сложности имеются. Я не представляю, как жить в Дмитрове без машины. Маршруток мало, автобусы ходят по такому хитрому расписанию, что понять его способен не каждый. Таксисты есть. Я лично несколько раз, вызывая такси, слышала отрицательный ответ на вопрос можно ли вызвать машину. Иногда нужно ждать очередь до 2-х часов. И это не в праздничные дни! Короче, покупайте машину, и будет вам радость. Только лучше брать с хорошей подвеской. Ведь Дмитров — это Россия, и дороги тут русские…

Пробки незначительные по сравнению со столичными заторами. Обычно, они бывают только в двух местах. У меня они даже улыбку вызывают. Приятно, что народ в Дмитрове стал на машинах разъезжать. В городе жить нормально, если зарплата хорошая. Езда на работу в Москву и на ночевку в Дмитров очень изматывает и выбивает из колеи. Многие сдаются и успокаиваются после 2 — 3 лет такой гонки. Кто-то после такого опыта пытается что-то открыть в городе. Для примера могу привести то, что в Дмитрове мелких парикмахерских столько, что только в Париже их больше. Уровень сервиса в них оставляет желать лучшего, но цены на услуги компенсируют неудобства.

Сам город не особенно красивый. Много советских построек, дороги узкие и с ямками. Правда, дышится легче, чем в столице. Народу меньше и заводов не осталось. Вот так и живем. В тайне мечтаем о Москве, но при этом остаемся провинциалами.

Дмитровский кремль.

В самом центре города располагается Дмитровский кремль, он обнесен, сохранившимися до наших дней земляным валом. Архитектурной доминантой кремля является Успенский собор, построенный между 1509 и 1533. Рядом располагается административный комплекс (присутственные места, служебные флигели, тюрьма), здания которого строились в разное время с 1810 по 1830-е. Гораздо позже к нему была добавлена тюремная Елизаветинская церковь в псевдорусском стиле. Также в границах укреплений находится гимназия, дворянское собрание и церковно-приходская школа. Возле проезда Никольских ворот в 1868 на средства горожан в ознаменование чудесного спасения Александра II от покушения на него в 1866 построена часовня св. Александра Невского в эклектичном «тоновском» стиле.

Дмитров история.

Во второй половине XIX века после строительства Николаевской железной дороги Москва — Санкт-Петербург через Клин (1851) и Ярославской железной дороги через Сергиев Посад (1869) Дмитров, оставаясь административным центром, оказывается в относительно невыгодном экономическом положении. В начале XX века Дмитров переживает на себе все тяготы революционного движения. В период советской власти, ключевым в истории города становится строительство канала им. Москвы. Строительство способствовала росту населения и промышленному развитию. В 1960-е—1980-е годы город застроен многоквартирными домами в период бурного развития промышленных предприятий и приобрёл основные черты современного облика. К 850-летию города (2004) была проведена масштабная кампания по благоустройству и развитию города.

Дмитров история.

Дмитров в период раздробленности Руси, переходил от одного князя к другому. В 1569 году Дмитровский князь Владимир Андреевич был казнён, оказавшись последним удельным князем на Руси, и город передаётся в опричнину. Период с XVI до второй половины XVII вв. историки связывают с упадком города. Ситуация изменилась в 1781, когда Дмитров становится центром уезда и в числе многих русских городов получает герб. К концу XVIII века начинается новое оживление в местной торговле, что сказывается на развитии Дмитрова. Возобновляется каменное строительство, перестраиваются старые деревянные церкви, в 1784 город получает регулярный план застройки.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]