Краснокаменск // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Чем дальше уходит эпоха, тем меньше от неё остаётся. Когда-то вся страна на протяжении десятилетий в едином порыве строила коммунизм, но в итоге все начинания и чаяния разбились о совсем другой строй, где человек человеку волк. И как волны смывают следы на песке, так с каждым годом растворяется память о том времени. И речь не только о памяти духовной и, если хотите, идеологической. Теряется архитектура, которая отображала дух времени и эпохи. Сейчас, лишённая идеологической подоплёки, она представляет собой в первую очередь культурную ценность, которую мы можем не сберечь. О культурном наследии молодого по историческим меркам Краснокаменска — в беседе с членом Союза архитекторов России Надеждой Кургановой.

Общие сведения и история

Краснокаменск расположен на юге Забайкальского края, в 380 километрах от его столицы, Читы, в 49 километрах от Китая, в 97-и – от Монголии. Является вторым по территории городом в крае. Находится в предгорьях Аргунского хребта. До Читы от Краснокаменска протянута железная дорога. Краснокаменск является моногородом. В 2007-м он стал «Самым благоустроенным городом Читинской области». А ранее ему присуждалось звание самого благоустроенного города России. — один из моногородов России. Городом является с 1969 года.

В 1963 году на территории будущего города было обнаружено уникальное урановое месторождение. Через пять лет оно начало разрабатываться, и одновременно велось строительство Краснокаменска. В 1970-м была получена первая партия урана. Вскоре в городе появилось несколько промышленных предприятий, а главным стало то, которое сейчас называется ОАО «Приаргунское производственное горно-химическое объединение». В настоящее время в городе действуют, кроме него, предприятия в строительной и пищевой отраслях.

Краснокаменск // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

КРАСНОКАМЕНСК, город краевого подчинения в Забайкальском крае, расположен в предгорьях Аргунско­го хребта, в 560 км по железной дороге к юго-востоку от Читы.

Железнодорожная станция, аэропорт. Основан в 1968 как поселок, в 1969 по­лучил статус города, с 1977 — административный центр Краснокаменского района. Численность населения (тыс. человек): 1970 — 13,8; 1979 — 50,6; 1989 — 66,8; 2002 — 55,9; 2007 — 55,6.

Краснокаменск возник в связи с открытием в 1963 и освоением Стрельцовского месторождения урана. Градообразую­щее предприятие — Приаргунское производственное горно-химическое объединение, единственное в России уранодобывающее предприятие, занимающееся также добычей угля (раз­рез «Уртуйский»), выработкой тепловой и электрической энер­гии (ТЭЦ), ремонтом машин и оборудования (Краснокаменский ремонтно-механический завод), производством серной кис­лоты (сернокислотный завод), строительной извести и др. В Краснокаменске более 30 МУП: «Автотранспортное», «Муниципальная аптека», «Дорожно-коммунальное хозяйство», «Жилищ­но-коммунальное управление», хлебозавод, мясокомби­нат, молокозавод и другие. С 1972 начала действовать железнодорожная ветка Забайкальской железной дороги. Социально-культурная сфера: 8 средних школ, гимназия, школа для детей с задержкой психического развития, 11 детских садов, детская музыкально-хореографическая шко­ла, детская художественная школа, 2 профессиональных училища, медицинский колледж, филиалы Читинского педагогического и Ангарского политехнического кол­леджей, Центр образования молодежи (до 1994 школа рабочей молодежи), 2 дома культуры, сеть библиотек, объектов здравоохранения, спортивных сооружений. Работают народный ансамбль танца «Забайкальцы», самодеятельный театр «Камер­тон», музей минералогии, памятник первопроходцам, памятник забайкальцам, погибшим в годы Великой Оте­чественной войны, православный храм, часовня на кладбище. Приграничное расположение способствует развитию культурных и торгово-экономических связей с КНР.

Герб утвержден в 2000. Щит разде­лен узким золотым крестом на 4 части. В первой червленой части — золотой атом с орби­тами электронов; во 2-й и 3-й лазоревых частях — золотое солнце; в 4-й червленой части золотом обозначена дата основа­ния Краснокаменска. В зеленой главе золотая. надпись с названием города.

Лит.: Вся Россия. Города и населенные пункты: Энциклопе­дия. М., 2001; Краснокаменск. ОАО ППГХО. 35 лет. Новоси­бирск, 2003; Энциклопедия Забайкалья: Читинская область. Но­восибирск, 2006. Т. 3.

С.К. Патрина, А.П. Чечель

Численность населения Краснокаменска на 2022 и 2022 год. Количество жителей Краснокаменска

Данные количества жителей города взяты из федеральной службы государственной статистики. Официальный сайт службы Росстата www.gks.ru . Так же данные были взяты с единой межведомственной информационно-статистисеской системы, официальный сайт ЕМИСС www.fedstat.ru . На сайте опубликованы данные о количестве жителей Краснокаменска. В таблице указано распределение количества жителей Краснокаменска по годам, ниже на графике изображена тенденция демографии в разные годы.

Ссылки на официальные документы и ресурсы по переписи жителей помечены знаком [*] при наведении мыши вы увидите название документа.

Количество жителей КраснокаменскаГоды
56 000 человек2005 год
55 800 человек2006 год
55 600 человек2007 год
55 200 человек2008 год
55 666 человек2010 год
55 700 человек2011 год
55 429 человек2012 год
55 418 человек2013 год
54 608 человек2014 год
53 795 человек2015 год
53 242 человек2016 год
52 811 человек2017 год
52 299 человек2018 год

График изменения численности населения Краснокаменска:

Численность населения Краснокаменска в 2015 году составила примерно 53,7 тысяч человек.

По данным 2012 года жителей в трудоспособном возрасте в городе проживало 35 866. Большинство из них составили мужчины – 51,4%. Средний возраст горожан составил 35,7 лет.

Этнохороним: краснокаменцы, краснокаменец, краснокаменка.

Мозаика Краснокаменска

Но на сохранившихся уникальных образцах монументальной мозаики в Краснокаменске нет плакатного канона шаблонного образа рабочих и крестьян, патетики строителей коммунизма и пафоса эпохи — они все лишённые идеологической подоплёки. Например, фасад жилого дома №313, выполненный художниками А. Абдумамоновым, В. Тютюнковым, С. Рудым служит ярким цветовым акцентом среди типовых многоэтажек. Город растёт, перестраивается, обновляется, и всё, что не соответствует новым вкусам и задачам, безжалостно уничтожается, новые владельцы зданий в процессе «евроремонта» сбивают монументальные росписи советского периода, меняют декоративное оформление. Советское монументальное наследие необходимо сохранить для потомков, учитывая стойкий интерес к советскому периоду.

Карта города Краснокаменска. Краснокаменск яндекс карты

Создано с помощью сервиса Яндекса Народная карта (Yandex map), при уменьшении можно понять расположение Краснокаменска на карте России. г. Краснокаменск Яндекс карты. Интерактивная Яндекс карта города Краснокаменска с названием улиц, а так же номерами домов. На карте есть все обозначения Краснокаменска, пользоваться ей удобно и не сложно.

На странице вы можете ознакомиться с некоторыми описанием Краснокаменска. Так же увидеть расположение города Краснокаменск на карте Яндекс. Подробная с описанием и метками всех объектов города.

Поделитесь информацией с друзьями:

История – наставница жизни

Советское монументальное искусство периода 60—80-х годов принято называть советским модернизмом. Да, Краснокаменск, второй по величине город Забайкалья, не может похвастаться развалинами дореволюционных домов, местами сражений или историческими памятниками мирового масштаба. В 2022 году наш город отмечает скромную дату – 55 лет со дня основания, поэтому до сих пор Краснокаменск можно с полным правом называть уникальным «советским» городом. Когда-то в него съезжались специалисты со всего Советского Союза, создавая свое неповторимое культурное наследие. Но в советские времена никому не пришло в голову официально оформить, «паспортизировать» малые формы, мозаичные панно, советское «граффити».

— Содержание всех художественных объектов определялось идеологическими установками. Художник должен был воспевать коммунистические идеалы, человека труда, ратный подвиг советских людей, мир во всем мире, — рассказывает Надежда Курганова. — В результате монументальное искусство позднего СССР отличается стремлением к стилизации и упрощению форм. Обратим внимание на советские традиции формирования городской среды, оставившие «следы» в Краснокаменске, где сохранилось немало интересных монументальных объектов позднего СССР. Почти нет примеров бережного к ним отношения, стремления сохранить их для потомков, чтобы и через сто лет люди могли представить, что это было за время.

Например, фасад учебного корпуса здания горнопромышленного техникума (в то время ГПТУ №11) партийное руководство города решило украсить на тему науки, жажды к знаниям. Реализовать идею взялся талантливый художник, выпускник Строгановского училища Михаил Тренихин и архитектор Бугин. Так появился в 1980 горельеф — панно «Дорога в космос», где шестиметровая фигура Икара стремится к солнцу. Есть даже вертикальные солнечные часы, по которым в погожий день можно более-менее точно узнать время. Общая композиция выполнена из объёмных фигур кованого алюминия и полихромного антуража. Для охры смешивали молотый кирпич с простым цементом, а для голубого цвета — голубой цемент с белым и добавлением мраморной крошки. Исключительно советские материалы сохранили панно в первозданном виде. И это очень хорошо: у людей есть возможность прийти и погрузиться в эпоху «развитого социализма».

— Лучшего или подобного за последние десятилетия не создано. Одним из самых популярных направлений монументального искусства в СССР были огромные мозаичные панно, как на фасадах зданий, так и в интерьерах. Мозаика, пожалуй, самая эффектная и вместе с тем самая «уязвимая» часть советского художественного наследия, — говорит Надежда Курганова. — Мозаичные панно изменяют городскую среду, но и сами изменяются. Чаще всего в худшую сторону: никак не защищённые, они исчезают, разрушаются, уходя в прошлое.

Например, судьба фасада первого общественного центра. Мозаика на здании лишена пролетарского пафоса с непременными серпами и молотами, знаменами и прочей коммунистической символикой. Вместо этого — танцующие фигуры, символизирующие энергию мира, созидания, тепла. Такая мозаика вполне могла бы украсить здание в любой стране мира. Безжалостно вырезаются технические проёмы на мозаичном фасаде, закрывается рекламой мозаичный фриз, а некоторые части уничтожаются и закрашиваются. Это какое-то совершенно дикое самоуправство — в угоду коммерческим задачам демонтировать объекты монументального наследия.

Хранить бережно

Наибольшую тревогу вызывает «граффити» — стена «Мой Краснокаменск». После распада СССР оказался недостроенным виадук, соединяющий здание администрации с площадью. Подпорная стена долгое время оставалась необлагороженной. По инициативе руководства города член Союза художников СССР Эдуард Давтян с помощниками взялись за роспись этой стены в 2005 году. Композиция состоит из нескольких медальонов, отражающих всю культурную составляющую города. На эмблемах графическим языком показаны герб города, его спорт, музыка, медицина, школа. На торцах стены — стилизованная панорама первого фото города со словами Маяковского: «Я знаю — город будет. Я знаю — саду цвесть». Время не щадит роспись. Более того, администрация Краснокаменска приняла поспешное решение наложить поверх уникального для Краснокаменска рисунка мозаичное панно. Сейчас группа энтузиастов во главе с Надеждой Кургановой вышла с письмом на имя главы города Юрия Диденко и председателя Совета городского поселения Петра Безбородова с предложением паспортизировать культурное наследие советских времен и, согласно Уставу города, взять его под охрану.

Юрий Житлухин

Малые формы

Интересным примером советского монументального искусства служат малые архитектурные формы. В тесном сотрудничестве архитекторы, скульпторы создавали произведения, продолжающие и сегодня радовать глаз.

— Изучение современного облика Краснокаменска позволяет сделать вывод, что сохранившихся в первозданном виде образцов городского монументального искусства осталось крайне мало. Без должного внимания эти замечательные произведения советской эпохи могут исчезнуть. Сохранение культурного наследия, ярких произведений монументального искусства придаёт индивидуальность облику города, вновь сообщая значимым в обществе и культуре идеям долгую, «монументальную» жизнь, — объясняет Надежда Курганова. — Группа «Шахматисты», автор архитектор А. Загвозкин, скульптор В. Петров, расположенная между домами №113 и №139 — фигуры шахматных королей из металлопластики утеряны. Композиция «Осень» около №637, автор — архитектор А. Загвозкин. Стела «Краснокаменцам-первопроходцам» из природного камня, установленная в 1988 году к 20-летию Краснокаменска за ДК «Даурия», архитектор Юрий Чупин, А. Загвозкин и скульптор В. Петров. Памятник «Афганский излом», установленный в 1990 году — через год после вывода войск — символизирует изувеченные судьбы молодого поколения. Если присмотреться, можно разглядеть стилизованные фигуры солдат — один закрывает другого от взрыва.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]