Город Лесозаводск
|
Страна | РоссияРоссия |
Субъект Федерации | Приморский крайПриморский край |
Городской округ | Лесозаводский |
Координаты | 45°28′00″ с. ш. 133°24′00″ в. д. / 45.46667° с. ш. 133.40000° в. д. / 45.46667; 133.40000 (G) [www.openstreetmap.org/?mlat=45.46667&mlon=133.40000&zoom=14 (O)] (Я)Координаты: 45°28′00″ с. ш. 133°24′00″ в. д. / 45.46667° с. ш. 133.40000° в. д. / 45.46667; 133.40000 (G) [www.openstreetmap.org/?mlat=45.46667&mlon=133.40000&zoom=14 (O)] (Я) |
Основан | в 1932 году |
Город с | 1938 года |
Тип климата | умеренный муссонный |
Население | ↘36 027[1] человек (2016) |
Названия жителей | лесозаводча́не, лесозаводча́нин, лесозаводча́нка; лесозаво́дцы, лесозаво́дец |
Часовой пояс | UTC+10 |
Почтовые индексы | 692030—692042 |
Автомобильный код | 25, 125 |
Официальный сайт | [лесозаводск-пк.рф/ одск-пк.рф] |
Лесозаводск Москва |
Владивосток Лесозаводск |
К:Населённые пункты, основанные в 1932 году
Лесозаво́дск
— город в Приморском крае России. Расположен на реке Уссури в 349 км от Владивостока. Входит в состав Лесозаводского городского округа. Население — 36 027[1] чел. (2016). В прошлом — центр деревообрабатывающей промышленности, отсюда название города. В настоящее время градообразующие предприятия отсутствуют[2]. Крупнейший работодатель — узловая железнодорожная станция Ружино.
История
История города ведёт начало с образования в 1894 году переселенцами из Киевской, Черниговской и Полтавской губерний станиц на берегу реки Уссури. На рубеже XIX—XX веков на левом берегу Уссури рядом с Транссибирской железнодорожной магистралью появляется первый лесопильный завод. В 1924 году на правом берегу реки был основан лесопильный завод, позднее выросший в «Уссурийский деревообрабатывающий комбинат» — крупнейший на Дальнем Востоке страны. Первое поселение носило название Дальлес, в 1932 году посёлок был объединён с деревней Новостройка, сёлами Донское (бывшая казачья станица Донская), Лутковка, Медведицкое и железнодорожной станцией Уссури, получив современное наименование Лесозаводск. В 1938 году рабочий посёлок получил статус города[3]. В 1972 году образован крупный завод по производству кормовых дрожжей, в 1974 — швейная фабрика «Уссури», в 1987 — мебельный комбинат[4].
Лесозаводск // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)
ЛЕСОЗАВОДСК, город краевого подчинения в Приморском крае, административный центр одноименного района. Расположен на Уссурийской низменности, в месте пересечения реки Уссури (приток Амура) с Транссибирской магистралью и автодорогой Владивосток—Хабаровск, в 349 км к северо-востоку от Владивостока.
Железнодорожная станция Ружино. В 1894 возникло село Лутковка, в 1895 — станицы Медведицкая и Донская. В 1924 начато строительство лесозавода, при котором возник поселок Дальлес. В 1932 возникшие при лесозаводах поселки Дальстрой и Новостройка объединены с прилегающими селениями в один рабочий поселок с названием Лесозаводск, в 1938 преобразованный в город. Численность населения (тыс. человек): 1939 — 24,1; 1959 — 32,1; 1970 — 35,0; 1979 — 38,8; 1989 — 44,0; 1998 — 46,0; 2002 — 42,2; 2007 — 41,7.
Лесозаводск развивался вместе с Уссурийским лесозаводом, который в начале 1960-х гг. преобразован в лесокомбинат, выпускавший в конце 1980-х гг. до 40 видов изделий. Город расширялся в северном направлении и соединился со станции Ружино, имевшей локомотивное и вагоноремонтное депо. Основные промышленные предприятия: АО «Уссурийский деревообрабатывающий комбинат», заводы: биохимический, «Ламмебель», швейная фабрика «Уссури»; пищевые предприятия: мясокомбинат, молочный завод, хлебокомбинат. В окрестностях Лесозаводска- месторождения гранита, известняка, гальки, гравия, строительного песка, глины и др. В 1950-е гг. 3 средних, 3 семилетние и 4 начальные школы, лесной техникум, ремесленное училище. В 1970-е гг. медицинское училище. В современном Лесозаводске действуют 2 общеобразовательных школы, медицинское училище, Приморский промышленно-экономический техникум, 2 профессионально-технических училища, филиал Дальневосточного государственного технического университета, дом культуры, дом офицеров, библиотека, художественная школа. К юго- востоку от Лесозаводска находится курорт Шмаковка.
В 2001 утвержден герб: в зеленом поле с тонко окаймленным золотом лазоревым Андреевским крестом в левом верхнем углу — стоящий золотой тигр, в правом нижнем углу — пурпурный цветок лотоса, тонко окаймленный золотом. Цветущий лотос принят символом Лесозаводска и района, указывая на экологически чистую среду, расположенные вокруг города реликтовые озера. Изображение лотоса в композиции с уссурийским тигром (символ Владивостока) символизируют богатства района, его региональную принадлежность. В 2006 утвержден герб Лесозаводского горного округа: поле щита разбито левой золотой перевязью на зелень и лазурь, поверх всего — пурпурный цветок лотоса.
В вольной части — герб Приморского края. Лазурь показывает, что горный округ расположен на берегу одной из крупнейших рек Дальнего Востока — Уссури — и окружен реликтовыми озерами, где произрастает лотос, также это цвет воды и неба, символизирует красоту и величие; золото — символ богатства недр, флоры и фауны, справедливости и великодушия; зелень символизирует богатую природу и лесные богатства, также это цвет свободы, надежды, благополучия и изобилия; цветок лотоса — символ долголетия и воскресения, достоинства, силы и могущества.
Лит.: Большая советская энциклопедия. 1954. Т. 14; 1973. Т. 25; Города России: Энциклопедия. М., 1998; Вся Россия. Города и населенные пункты: Энциклопедия. М., 2001.
В.М. Рынков
Климат
Климат Лесозаводска | |||||||||||||
Показатель | Янв. | Фев. | Март | Апр. | Май | Июнь | Июль | Авг. | Сен. | Окт. | Нояб. | Дек. | Год |
Средний максимум, °C | −12,1 | −7,2 | 2,5 | 14,1 | 21,0 | 25,2 | 27,7 | 27,2 | 22,0 | 13,6 | 1,6 | −8,7 | 10,6 |
Средняя температура, °C | −18 | −13,5 | −4 | 7,0 | 14,1 | 19,3 | 22,6 | 21,8 | 15,3 | 6,7 | −4,4 | −14,5 | 4,4 |
Средний минимум, °C | −23,9 | −19,8 | −10,5 | −0,1 | 7,2 | 13,4 | 17,5 | 16,4 | 8,6 | −0,2 | −10,4 | −20,3 | −1,8 |
Норма осадков, | 11 | 8 | 16 | 26 | 49 | 61 | 98 | 116 | 79 | 42 | 22 | 13 | 541 |
Источник: метеостанция «Лесозаводск» |
Город Лесозаводск является административным центром Лесозаводского района Приморского края. Расположен он на пересечении трёх магистралей — речной, железнодорожной, шоссейной. Здесь с юга на север протекает река Уссури, и почти параллельно ей район пересекает Дальневосточная железная дорога. К востоку от железной дороги проходит шоссе Владивосток — Хабаровск. Город образован в 1938 году из слияния сёл: Донское, Лутковка, Медведицкое и станции Ружино. Лесозаводск — город молодой, но имеет столетнюю историю. До 90-х годов девятнадцатого века на территории современного Лесозаводского района находились лишь четыре казацких поселения вдоль границы с Китаем (основаны в 50-60-е годы XIX века), Массовое заселение территории города и района крестьянами связано со строительством Восточно-Сибирской магистрали и её южной ветки Уссурийского участка, соединяющего Владивосток и Хабаровск. В связи с постройкой железной дороги возник вопрос с охраной дороги и хозяйственным освоением этой территории. В 1894 году близ железнодорожной станции Уссури переселенцами из Киевской, Полтавской, Черниговской губерний было образовано первое на территории современного Лесозаводского района крестьянское село Лутковское. В 1895 году на высоком правом берегу реки Уссури возник посёлок донских казаков Усть-Медведицкий. На противоположном низком берегу, напротив станции Уссури, в этом же году ещё одной партией донских казаков основана станица Донская. Село Лутковка с начала XX века являлось административным центром Лутковской волости Иманского уезда. Станица Донская — Донского станичного округа Уссурийского казачьего войска. Торговля была сосредоточена в Лутковке. Крестьяне из ближних сёл приезжали на еженедельные базары. До революции на территории города действовали две церкви: Свято-Троицкая (Лутковская), церковь имени Донской Иконы Божьей Матери в станице Донской. Так же до революции в Лесозаводске начали появлятся промышленные предприятия. Самым значимым была лесопилка, которая впоследствии стала заводом, принадлежащим вначале Шабанову, а за-тем Бередину. В 1922 году был создан государственный трест «Дальлес», в который и вошёл завод Бередина. В 1932 году населённые пункты «Дальлес», «Новостройка» с селениями Донское, Лутковка, Медведицкое, а так же железнодорожная станция Уссури вошли в черту вновь созданного рабочего посёлка Лесозаводск. В годы предвоенных пятилеток на территории современного города был построен Ружинский железнодорожный узел с паровозным и вагонным депо, электростанцией и другими объектами. Возникли предприятия местной промышленности. Лесозаводы 1-2 превратились в крупнейшее предприятие Дальневосточного края и положили начало Уссурийскому ордена Трудового Красного Знамени деревообрабатывающему комбинату, а также городу. Постановлением Президиума ВЦИК от 2 февраля 1938 года рабочий посёлок Лесозаводск Шмаковского района Уссурийской области Дальневосточного края был преобразован в город с сохранением названия Лесозаводск. Телефонный код: +7 42355 Сайты города: https://lesozavodsk.net, https://lesozavodsk.ru, https://лесозаводск-пк.рф
Отрывок, характеризующий Лесозаводск
Подъехавшие верховые были Наполеон, сопутствуемый двумя адъютантами. Бонапарте, объезжая поле сражения, отдавал последние приказания об усилении батарей стреляющих по плотине Аугеста и рассматривал убитых и раненых, оставшихся на поле сражения. – De beaux hommes! [Красавцы!] – сказал Наполеон, глядя на убитого русского гренадера, который с уткнутым в землю лицом и почернелым затылком лежал на животе, откинув далеко одну уже закоченевшую руку. – Les munitions des pieces de position sont epuisees, sire! [Батарейных зарядов больше нет, ваше величество!] – сказал в это время адъютант, приехавший с батарей, стрелявших по Аугесту. – Faites avancer celles de la reserve, [Велите привезти из резервов,] – сказал Наполеон, и, отъехав несколько шагов, он остановился над князем Андреем, лежавшим навзничь с брошенным подле него древком знамени (знамя уже, как трофей, было взято французами). – Voila une belle mort, [Вот прекрасная смерть,] – сказал Наполеон, глядя на Болконского. Князь Андрей понял, что это было сказано о нем, и что говорит это Наполеон. Он слышал, как называли sire того, кто сказал эти слова. Но он слышал эти слова, как бы он слышал жужжание мухи. Он не только не интересовался ими, но он и не заметил, а тотчас же забыл их. Ему жгло голову; он чувствовал, что он исходит кровью, и он видел над собою далекое, высокое и вечное небо. Он знал, что это был Наполеон – его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками. Ему было совершенно всё равно в эту минуту, кто бы ни стоял над ним, что бы ни говорил об нем; он рад был только тому, что остановились над ним люди, и желал только, чтоб эти люди помогли ему и возвратили бы его к жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он так иначе понимал ее теперь. Он собрал все свои силы, чтобы пошевелиться и произвести какой нибудь звук. Он слабо пошевелил ногою и произвел самого его разжалобивший, слабый, болезненный стон. – А! он жив, – сказал Наполеон. – Поднять этого молодого человека, ce jeune homme, и свезти на перевязочный пункт! Сказав это, Наполеон поехал дальше навстречу к маршалу Лану, который, сняв шляпу, улыбаясь и поздравляя с победой, подъезжал к императору. Князь Андрей не помнил ничего дальше: он потерял сознание от страшной боли, которую причинили ему укладывание на носилки, толчки во время движения и сондирование раны на перевязочном пункте. Он очнулся уже только в конце дня, когда его, соединив с другими русскими ранеными и пленными офицерами, понесли в госпиталь. На этом передвижении он чувствовал себя несколько свежее и мог оглядываться и даже говорить. Первые слова, которые он услыхал, когда очнулся, – были слова французского конвойного офицера, который поспешно говорил: – Надо здесь остановиться: император сейчас проедет; ему доставит удовольствие видеть этих пленных господ. – Нынче так много пленных, чуть не вся русская армия, что ему, вероятно, это наскучило, – сказал другой офицер. – Ну, однако! Этот, говорят, командир всей гвардии императора Александра, – сказал первый, указывая на раненого русского офицера в белом кавалергардском мундире. Болконский узнал князя Репнина, которого он встречал в петербургском свете. Рядом с ним стоял другой, 19 летний мальчик, тоже раненый кавалергардский офицер. Бонапарте, подъехав галопом, остановил лошадь. – Кто старший? – сказал он, увидав пленных. Назвали полковника, князя Репнина. – Вы командир кавалергардского полка императора Александра? – спросил Наполеон. – Я командовал эскадроном, – отвечал Репнин. – Ваш полк честно исполнил долг свой, – сказал Наполеон. – Похвала великого полководца есть лучшая награда cолдату, – сказал Репнин. – С удовольствием отдаю ее вам, – сказал Наполеон. – Кто этот молодой человек подле вас? Князь Репнин назвал поручика Сухтелена. Посмотрев на него, Наполеон сказал, улыбаясь: – II est venu bien jeune se frotter a nous. [Молод же явился он состязаться с нами.] – Молодость не мешает быть храбрым, – проговорил обрывающимся голосом Сухтелен. – Прекрасный ответ, – сказал Наполеон. – Молодой человек, вы далеко пойдете! Князь Андрей, для полноты трофея пленников выставленный также вперед, на глаза императору, не мог не привлечь его внимания. Наполеон, видимо, вспомнил, что он видел его на поле и, обращаясь к нему, употребил то самое наименование молодого человека – jeune homme, под которым Болконский в первый раз отразился в его памяти. – Et vous, jeune homme? Ну, а вы, молодой человек? – обратился он к нему, – как вы себя чувствуете, mon brave? Несмотря на то, что за пять минут перед этим князь Андрей мог сказать несколько слов солдатам, переносившим его, он теперь, прямо устремив свои глаза на Наполеона, молчал… Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял, – что он не мог отвечать ему. Да и всё казалось так бесполезно и ничтожно в сравнении с тем строгим и величественным строем мысли, который вызывали в нем ослабление сил от истекшей крови, страдание и близкое ожидание смерти. Глядя в глаза Наполеону, князь Андрей думал о ничтожности величия, о ничтожности жизни, которой никто не мог понять значения, и о еще большем ничтожестве смерти, смысл которой никто не мог понять и объяснить из живущих.
Лесозаводск
Территория города на рубеже XIX–XX веков
История города Лесозаводска уходит своими корнями в конец XIX века, когда с 1894 г. переселенцы из Киевской, Полтавской и Черниговской губерний начали основывать на берегу реки Уссури первые поселения, давшие начало одному из будущих городов Приморского края. Так, в 1894 г. появилось село Лутковка, в 1895 г. – село Тихменево, станицы Донская и Медведицкая. Население сел и станиц занималось животноводством и земледелием. В 1897 г. в станице Донской был выстроен деревянный храм в честь Донской иконы Божией Матери.
На рубеже XIX и XX столетий велось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали, быстрыми темпами развивались крупные приморские города – Владивосток и Никольск (будущий Уссурийск). Возникла необходимость в создании лесопильного производства в Приморье. Стали появляться небольшие частные заводы по переработке леса. Первый небольшой лесопильный завод был основан на левом берегу реки Уссури, рядом с железной дорогой, он принадлежал Бородину. В селе Лутковка работал медпункт, единственный на три села в округе, действовала школа.
С 1900 г. один за другим возникли многочисленные населенные пункты: в 1899 г. – Тараща, в 1900 г. – Глазовка, Елизоветовка, Ружино, в 1901 г. – Невское, Орловка, Иннокентьевка, в 1902 г. – Метрофановка, Тургенева, в 1907 г. – Петровка, в 1909 г. – Пантелеймоновка, Пчельное, Ильмовка. С 1901 по 1910 гг. здесь возникло 13 новых сел с 1 775 хозяйствами. Была образована Лутковская волость с центром в селе Лутковка. Волостное правление находилось в подчинении Иманского уездного управления.
До Октябрьской революции жители Донского, Лутковки, Медведицкого занималось главным образом земледелием, сеяли рожь, пшеницу, сою, овес, выращивали огородные и бахчевые культуры. В районе Тюхменева и Кабарги корейцы сеяли рис. Ремеслами занимались немногие. Торговали в основном китайцы, но русские тоже имели свои лавки. Одним из предприятий был сезонный лесораспиловочный завод Пилюгина, здесь работали 2 рамы на ручном приводе. Лес сплавлялся по реке Уссури и затем отправлялся за границу. Распиловку делали летом, а на зимний период большинство рабочих увольняли.
После революции
В советское время темпы экономического развития территории на месте будущего Лесозаводска ускорились. Частные предприятия были национализированы. В 1924 г. на правом берегу Уссури был основан государственный лесопильный завод – Лесозавод №1, впоследствии выросший в «Уссурийский деревообрабатывающий комбинат», один из крупнейших на Дальнем Востоке. Одновременно началось развитие рабочего поселка Дальлес, возникшего при предприятии. В 1925 г. организуется Уссурийский леспромхоз. В 1931 г. он был ликвидирован, а на его базе создана Уссурийская сплавная контора, со временем ставшая одним из самых крупных предприятий лесной промышленности в Приморском крае.
В 1930 г. началась реконструкция бывшего завода купца Бородина, здесь появились новые цеха, росла техническая оснащенность. Однако накануне ввода завода в эксплуатацию в июле 1933 г. он сгорел. Объем государственного убытка составил около 11 миллионов рублей. Но уже в 1934 г. предприятие было отстроено вновь и оснащено новейшим по тем временам оборудованием.
Следствием бурного развития лесной и лесоперерабатывающей промышленности, строительства поселков Новостройка и Дальлес стало изменение статуса этой населенной территории. Постановлением ВЦИК от 1 июня 1932 г. возникшие при Уссурийских лесозаводах населенные пункты Новостройка и Дальлес с прилегающими селами Лутковка, Медведицкое, Донское и станцией Уссури были объединены в границы единого населенного пункта, который отнесен к категории рабочих поселков и получил современное наименование Лесозаводск.
В 1932 г. начались работы по строительству железнодорожного узла Ружино, при котором рос железнодорожный поселок. К 1936 г. строительство узла в основном было закончено.
2 февраля 1938 г. рабочий поселок Лесозаводск, относящийся к Шмаковскому району Уссурийской области Дальневосточного края, преобразован в город.
В 1939 г. начал работу хлебокомбинат, а также другие предприятия местного назначения: пищекомбинат, промкомбинат, маслозавод, комбинат бытового обслуживания.
Годы войны и послевоенный период
Около 10 тыс. лесозаводцев сражались на фронтах Великой Отечественной войны, каждый шестой домой не вернулся. Геройски сражались на войне рабочие цехов лесозавода, железнодорожных и сельскохозяйственных предприятий, сплавной конторы, других предприятий и учреждений. Лесозаводцы воевали в Белоруссии, на Украине, на Курской дуге, участвовали в боях за Москву, Сталинград, Ленинград. Федор Григорьевич Литвинюк был удостоен звания Героя Советского Союза, Тимофей Иванович Скидан стал полным кавалером орденов Славы. Многие лесозаводцы принимали участие в войне с Японией.
Самоотверженно трудились оставшиеся в тылу. В короткие сроки в Лесозаводске освоили производство продукции для военных нужд. Здесь выпускали волокуши для боеприпасов, понтонные мосты, авиационную фанеру, лыжи обычные и артиллерийские, другую необходимую фронту продукцию. Только за 1942 год было произведено 35 000 пар лыж, 500 пар лыж артиллерийских, 600 волокуш, 300 понтонных мостов. Жители города сдавали свои сбережения на производство военной техники.
После войны Лесозаводск стал развиваться особенно быстрыми темпами, город становится крупным центром лесной и деревообрабатывающей отраслей промышленности Приморья. На Уссурийский деревообрабатывающий комбинат, директором которого долгие годы был Моисей Иванович Будник, приходилось около половины всего объема промышленного производства города Лесозаводска. В 1956 г. открылся Дом Культуры деревообрабатывающего комбината.
В 1972 г. вступил в строй крупнейший на территории Дальнего Востока Лесозаводский биохимический завод. В 1974 г. сдана в эксплуатацию и начала выпуск продукции швейная фабрика «Уссури», на тот момент крупнейшая в Приморье. В 1976 г. принял первых зрителей кинотеатр «Юность». В 1987 г. веден в эксплуатацию мебельный комбинат, выпускавший ламинированные плиты, а позднее и корпусную мебель. 5 июня 1988 г. для посетителей открылся музей истории Лесозаводска, открытие было приурочено к 50-летнему юбилею города.
Радикальные политические и экономические изменения в жизни страны, произошедшие в 1990-х гг., отразились и на жизни Лесозаводска: на месте гигантов деревообрабатывающей и лесной отрасли стали возникать частные предприятия. Закрылись швейная фабрика и биохимический завод.