Национальная библиотека имени С.Г. Чавайна Республики Марий Эл


Команда Кочующие

Марий Эл — республика в Среднем Поволжье, рядом с Чувашией и Татарстаном. Основная территория региона лежит в лесном Заволжье (левый берег Волги), и небольшая часть на правом берегу — Горномарийский район РМЭ. В республике всего 14 районов и четыре города — это Йошкар-Ола (столица Марий Эл), Волжск, Звенигово и Козьмодемьянск. Площадь региона почти 24 тысячи кв. км.

САМЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ ПРО МАРИЙ ЭЛ — ТУТ!

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МАРИЙ ЭЛ — ТУТ!

АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ МАРИЙ ЭЛ — ТУТ!

ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ МАРИЙ ЭЛ — ТУТ!

РОДНИКИ И ИСТОЧНИКИ МАРИЙ ЭЛ — ТУТ!

ПОХОДЫ, СПЛАВЫ И ПУТЕШЕСТВИЯ ПО МАРИЙ ЭЛ — ТУТ!

Каждый район республики чем-то да выделяется среди остальных районов, и в каждом районе Марий Эл есть свои достопримечательности и интересные объекты — о чем мы уже долгие годы рассказываем на страницах нашего сайта. Напомним читателям, что про каждый район РМЭ можно получить подробную информацию, если нажать ТЭГ данного района под текстом статьи. Наш сайт выведет полный перечень статей про район: озера и реки, населенные пункты, памятники природы и геологии, родники и источники, исторические и культурные места.

В данной статье сделана попытка обобщить информацию про разные районы Марий Эл и вкратце представить основные достопримечательности каждого района.

Звениговский район РМЭ (Провой кундем) — один из крупнейших по площади (около 12% территории) — это родина Кочующих (пос. Красногорский). Стлица — г. Звенигово на левом берегу Волги. По территории района протекают такие известные реки как Большая и Малая Кокшага, Илеть и Юшут. Звениговский район — один из рекордсменов по озерам, все озера можно посмотреть по разделам в левой колонке меню на сайте (Мушан-ер, Шардарьер, Большой и Малый Марьер, Пуциер, Лисичкино и другие). Кроме озер в районе есть другие памятники природы: родники, лесные урочища, небольшая часть Вятского вала (Катай-гора). В Звениговском р-не расположено самое концептуальное туристическое место Марий Эл — это слитие Илети и Юшута. Есть в районе и священные рощи, например, в д. Исменцы, в Кушнуре, около д.Озерки. Выдающимися деятелями марийского народа выделяется село Кокшамары (на Б.Кокшаге). Есть одно чувашское поселение — Чуваш-Отары.

Моркинский район (Морко кундем) — один из самых загадочных районов республики. тут сохранились легенды и предания о загадочном существе — Овда (Обдасола), есть таинственные рощи, где исполняются желания, есть древние крепости (Карман-Курык), известен далеко за пределами республики Пьяный ключ, тут расположена высочайшая точка Марий Эл — гора Чукша, здесь много священных рощ и священных деревьев (Онапу). В селе Шоруньжа расположен настоящий центр мира финно-угорских народов, где проводят этнографические праздники, выступления фольклорных коллективов, языческие моления и съемки фильмов. В районе большое количество источников и родников, во многих местах есть живописные озера. Обнаружены загадочные черные камни в деревне Кожлаер.

Горномарийский район (Кырык мары кымдем) — район, который заметно отличается от всех других районов республики. Во-первых, расположен он на правом берегу Волги, во-вторых, населен горными мари, у которых своеобразный язык и культура. В-третьих, тут особенные памятники природы и культуры, огромное количество памятников археологии. Жемчужиной Марий Эл является город Козьмодемьянск с огромным музейным комплексом под открытым небом, с ветряными мельницами, с картинной галереей, с фестивалем Бендериада, с памятниками архитектуры. Особую гордость этого района представляют марийские гусляры. В этом районе также много родников и источников, часть из которых представлены на нашем сайте.

Сернурский рйон (Шернур кундем) — один из классических марийских районов республики. Считается, что именно в Сернурском районе в наиболее полном объеме сохранились религиозные, обрядовые и культурные традиции народа мари. В Сернурском районе самое большое количество священных рощ — кюсото (так, у д.Орехово сразу пять священных рощ), при этом во многих рощах моления проводятся в наши дни, а периодически проводят Мировые моления (Туня кумалтыш), когда собираются марийцы со всей страны. На севере района находится резиденция марийского Деда Мороза — Йўштє Кугыза (тут расположена самая северная точка Марий Эл — граница с Кировской областью). Известны по всей республике минеральные источники в Эшполдино и родник Марьян-памаш. По району протекает уникальная река Немда, на которой расположены главные святилища марийского народа, а также памятники природы. Интересны Тиминские скалы недалеко от Сернура.

Волжский район (Юлсер кундем) — самый южный район Марий эл, граничит одновременно с Татарстаном и Чувашией. Площадь района почти тысяча кв. километров. Примечательно Сотнурское нагорье — южная часть Вятского вала, тут на карстовых изломах и провалах множество озер и родников. В сто чудес России вошло уникальное по красоте озеро Морской глаз, очень популярны (даже в Казани) чудотворные Петьяльские источники и Петьяльский храм. Известны озера Пужан-ер, Челдови, Елан-ер, Шем-ер. На территории Волжского района расположено самое большое озеро Марий Эл — это Яльчик. Уникальны по природному составу урочища Кленовой горы — это Дуб Пугачева, загадочное озеро Конан-ер, Зеленый ключ, Кипящая площадь, Кленовогорская дубрава,

Юринский район (Йюрны кундем) — известен далеко за пределами Марий Эл тем, что в поселке Юрино расположен замок графа Шереметева, который окутан легендами и преданиями. Юрино находится на месте впадения реки Ветлуги в Волгу, и является местом куда часто приезжают туристы, ибо во всем Поволжье нет такого интересного по своей архитектуре замка! Юринский район — самый западный в Марий Эл — он граничит с Нижегородской областью, именно в междуречье Ветлуги и Керженца располагаются самые нетронутые уголки природы, многочисленные озера (в том числе, легендарный Светлояр), огромные болотные комплексы и места обитания редких зверей и птиц. В Юринском районе также много памятников археологии, тут в древности обитали племена пермско-азелинской культуры, а потом пришли финно-угорские народы.

Советский район — район в центральной части Марий Эл. Площадь примерно 1400 кв. км., население — около 28 тыс. человек. Часть района расположена на равнине, а восточная часть подходит к Вятскому валу. В районе много целебных и красивых родников — это легендарный Кугенерский родник, Казанский источник (Шабаши), Виян памаш, Ронго памаш, родник Дружбы народов, исток Малого Кундыша и другие источники. Есть в районе священные рощи, где проводятся марийские моления — роща Вич Парня у деревни Шуармучаш, также священное место есть у истока М.Кундыша. Район в свое время был известен Фокинским ЛВЗ, где делали замечательный бальзам на уникальной местной воде. Очень живописны Кундуштурское озеро, Горная поляна, озеро Песчанка, Абаснурские озера.


Параньгинский район (Параньга кундем) — это самый татарский по населенности район Марий Эл, тут компактно проживают параньгинские татары, бежавшие в эти края в 16-17 веках. В Параньге одновременно празднуют Сабантуй и Пеледыш пайрем. Площадь района примерно 800 кв. км., а население около 18 тыс. человек. В районе берет свой исток легендарная река Илеть — известный в соседних республиках сплавной туристический маршрут. Тут расположены многие памятники природы: Реликтовые леса, урочища Вятского вала, Ший памаш в Олорах, исток реки Буй, река Ноля и другие. По району проходит водораздел реки Волга и реки Вятка (по Вятскому валу).

Оршанский район (Оршанке кундем) — известно самым глубоким озером в Марий Эл (и не только в Марий Эл, но и в Поволжье, и даже в европейской части России) — это Табашинское озеро (Зрыв) глубиной почти 60 метров. Рядом же расположена интересная аномальная зона, про которую есть статья на сайте. В районе вдоль Сернурского (Уржумского) тракта множество старинных сел с древними церквями и святыми источниками. Известны источники в Упше, Неупиваемая чаша в Большой Орше, Владимирский источник в Малой Кучке, исток Малой Кокшаги в Куглануре и другие родники. Есть в районе интересные музеи — это Оршанский краеведческий музей, музей гармони в селе Кучка, музей Майорова-Шкетана в Старом Крещено.

Новоторъяльский район (У Торъял кундем) — один из традиционных марийских районов Марий Эл, тут проходит Вятский вал и протекает легендарная река Немда, собирающая многочисленные притоки. Район известен целебными родниками и источниками: источник св. Пантелеймона в д. Бахтино, Вий памаш (родник силы), Красный ключ, Ший памаш, источник в Старом Торъяле и другие. Тут множество священных рощ (кюсото), например, в роще Саваран-ото проводили всемарийское мировое моление Туня кумалтыш. Популярна и Белая роща у деревни Нурсола (Соборная кюсото). Есть в районе памятники природы и археологические места. Новый Торъял известен краеведческим музеем и музеем ретротехники.


Медведевский район (Медведево кундем) — самый центральный район Марий Эл, который примыкает к столице республики городу Йошкар-Ола. Второй по площадив РМЭ — 2800 кв. км., и первый по численности населения — 68 тыс. человек. Тут расположен заповедник Большая Кокшага с уникальным составом флоры и фауны. Район один из самых озерных в регионе: озера Чуркан, Щучье, Шуш-ер, Светлое, Большой и Малый Мартын, Шап, Солёное, Коше-ер, Капсино, Карасье, Гусиное, Игирьер, Лесная Сказка, Орьер, Шильма, Оланга, Ширенга и другие. В районе найдены памятники археологии (Пеленгерские курганы) и действует самый интересный музей археологии в пос. Медведево.


Мари-Турекский район (Марий Турек кундем) — самый восточный район Марий Эл, тут находится граница с Татарстаном и с Кировской областью, тут же расположена самая восточная точка республики. Это единственный район РМЭ, где компактно проживают удмурты (д.Карлыган). Район находится на водоразделе Вятки (и небольшая часть Волжского бассейна). Реки Буй, Уржум, Ирека и другие являются притоками Вятки. На склонах Вятского вала множество родников — Буйские родники, источник Петра и Февронии в Мари-Туреке, Никольский источник (село Нартас), родник Ивская Вершина, Ляминский родник, истоки рек Буй и Уржумка и другие. В районе действует заказник Холодный Ключ на реке Ноля.

Куженерский район (Куженер кундем) — самый родниковый и самый красивый район республики. Располагается прямо по Вятским увалам, который проходит через всю Марийскую республику с севера на юг. Тут расположены настоящие горы — Каменная гора, Тумерская гора, Шургинская гора, урочище Ашнак, на всю республику знаменито урочище Визимбирь с родниками и с гостевым банным комплексом. Тут встречаются даже родниковые долины, например, на реке Нолька, источники Шой-Шудумарь. Район известен штольнями для добычи мельничных камней (пос. Горняк, Нолькин камень) — Горное Заделье. В Куженерском районе берут истоки реки Немда и Юшут. Интересны источники Серебряный родник у деревни Фомичи и источник Лисья гора.

Килемарский район (Килемар кундем) — самый большой по площади район в Марий Эл — более 3 тысяч кв. км. Один из самых глухих и малонаселенных районов РМЭ, тут проживает около 11 тыс. человек. Килемарский район — рекордсмен по озерам и болотам, известны такие болота как Куплонгское болото (самое большое в РМЭ), Пошкит куп, Кужу куп (куп — по-марийски: болото), Мадарское болото. Озера района: Цинглок, Мадарское, Брюхан, Тогашское, Боровское, Молевое, озеро Красное, Убш-ер, Шукши-яр, Кум-яры, Юксы-яры, Шам-яры, Изи-яр, Вась-яр, Пось-яр, Мо-яр, Визимьярские озера и другие. Протекают реки Большая Кокшага, Большой Кундыш, Рутка, Арда. На реке Рутка стоит деревянный Богородице-Сергиев монастырь.


Йошкар-Ола — отдельно хочется представить столицу Марийского края. С марийского переводится как Красный город. Население — 274 тыс. человек. Является центром культуры финно-угорских народов. Раньше назывался Царевококшайск (Краснококшайск). В городе есть театры, учебные заведения, многочисленные музеи, выставочные залы. Очень своеобразно была сделана набережная Малой Кокшаги в стиле Западной Европы. Уникален по своей экспозиции Национальный музей Марий Эл — тем кто интересуется жизнью марийского народа, обязательно стоит побывать тут. В городе Йошкар-Ола сделан настоящий Кремль из красного кирпича, реконструированы церкви и соборы, в пригороде столицы есть кюсото — Дубовая роща.

В Йошкар-оле постоянно проводятся фестивали и праздники по этнографической тематике.

___________________________________________________________________________________________________________ ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО: Команда Кочующие.

Издательство Йошкар-Ола, 2004. 320 с. — (История сёл и деревень Республики Марий Эл). — 1500 экз. — ISBN 5-87898-267-6. Памятники природы Марий Эл. Достопримечательности Марийского края.

Сайт Марийской епархии https://www.mari-eparhia.ru/ https://www.12rus.ru/ Самые красивые места Марий Эл. География Марий Эл.

Министерство природных ресурсов Марий Эл.

Атлас озер Марий Эл.

История Йошкар-Олы

Впервые Йошкар-Ола упоминается 1 ноября 1584 года в разрядной книге — главном документе «Разрядного приказа» 1475 — 1598 годов. Однако, археологические раскопки свидетельствуют, что люди в окрестностях этих мест жили уже с эпохи мезолита (12 тыс. лет до н. э.). Территория вокруг современного города всегда была окружена богатыми лесами, что позволяло местному населению заниматься охотой и собирательством, а лес использовать в качестве строительного материала. Места лесных вырубок распахивались и использовались под нужды земледелия и скотоводства. Были развиты бортничество и рыболовство. На поселениях находят много изделий из кости, связанных главным образом с охотой (различных форм наконечники стрел, гарпуны, наконечники мотыг), обломки глиняной посуды, украшения.

Между XIII и XV веком территория современной Йошкар-Олы была заселена коренными марийцами и входила в состав Золотой Орды, а затем, до середины XVI века, являлась северной периферией Галицкой даруги Казанского ханства, через которую осуществлялись торгово-экономические и военно-политические связи между Казанью и северо-восточными русскими землями. В частности, известно, что эту местность пересекала Галицкая дорога, проходившая на северо-запад от Казани в сторону города Галича — важного средневекового города северо-восточной Руси.

В составе Казанского ханства у марийцев не было городов, они жили небольшими поселениями — «илемами».

Длительное военное соперничество между русскими княжествами и Золотой Ордой, а в последующем — между Русским государством и Казанским ханством, завершилось в октябре 1552 года разгромом Казанского ханства войсками Ивана Грозного, и присоединением Среднего Поволжья, в том числе и Марийского края, к Российскому государству. С этим непосредственно связано основание города Царевококшайска. Часть местного населения уже в середине октября 1552 года была приведена к присяге на верность русскому царю и обязалась платить ему ясак. Но уже в декабре марийцы во многих местах восстали, отказались подчиняться новым порядкам московского правительства, а с весны 1553 года на всей развернулось широкое национально-освободительное движение, получившее название «черемисских войн».

Для подавления восстания на земли луговых марийцев направлялись московские войска под управлением воевод «на вылазке». И характерно, что важным пунктом их дислокации была «волость Ошла» (речка Ошла впадает в Кокшагу рядом с городом), а наряду с ней в летописных сообщениях впервые упоминаются Кокшага, Манага и другие окрестности. В одном ряду с ними называется также Мамич-Бердеева волость по имени предводителя мятежного движения. Возможно, и она находилась на Малой Кокшаге, близ устья Ошлы, включая место будущего города. Здесь Мамич-Бердей даже попытался провозгласить независимое «царство» с приглашением править ногайского царевича, но при попытке склонить «горных черемис» на совместную войну с Москвой был пленен и отправлен в Москву на расправу.

Черемисские войны прошли тремя волнами: 1552—1557 гг., 1572—1574 гг., 1582—1584 годы. Во время второй из них Иван Грозный решил не ограничиваться временными военно-ресурсными базами, опорными военными пунктами на вновь присоединенной территории и указал там «городы и остроги ставити». Так, в 1574 году был построен между устьями Большой и Малой Кокшаги город Кокшажск (Кокшайск), и контроль над значительной частью Луговой стороны был установлен — восстание прекратилось. Но через несколько лет вновь стало неспокойно в центре марийской земли. Сюда многократно посылались войска, но подавить сопротивление долго не удавалось. Тогда решили построить города-крепости и в глубинных районах на расстоянии дневного перехода пеших войск (это составляло тогда 50-60 верст), чтобы окончательно усмирить мятежников. Это было осуществлено уже после смерти Ивана Грозного, в царствование Федора Иоанновича. «Сам государь праведный, — сказано в летописи, — рассмотрев, да видя их, и чая от них впредь измены, и посла воевод своих и повелел ставити во всей Черемисской земле городы», и тем укрепил здесь московское правление.

Летом 1584 года войска русских воевод поднялись по Малой Кокшаге из Кокшайска, разгромили основные силы мятежников и на Малой Кокшаге, в её среднем течении на правом берегу в наиболее удобной местности, уже освоенной ими со времен первой черемисской войны, заложили крепость и сообщили об этом в Москву. И появилось в «Разрядных книгах» первое документальное упоминание Царёва города на Кокшаге «в Черемисе». «Лета 7093-го ноября в 1 день государь царь и великий князь Федор Иоаннович всея Руси указал послати в новый Царёв город с нарядом и с запасы воевод на три полки. В большом полку воевода князь Иван Ондреевич Ноготков да голова князь Григорий Вельской. В передовом полку воевода князь Иван Васильевич Гагин-Великого. В сторожевом полку князь Петр Шеховской. И как воеводы запасы и наряд в город провезут, и быти в Царёве городе воеводами князю Ивану Ноготкову да Михаилу Александрову сыну Нагово; в городничих быти Звяге Воейкову… » В другом летописном сообщении указано: «Лета 7092. Того же году и в Черемисе Царёв город» По бытовавшему тогда византийскому календарю «от сотворения мира» 7092 год охватывал время с 1 сентября 1583 года по 31 августа 1584 года. Следовательно, 1 ноября — дата первого упоминания города, построенного уже до 31 августа. Поскольку Царёвых городов оказалось несколько, то для уточнения стали писать Царёв город на Кокшаге или Царёв Кокшайский, а через эту форму в первой половине XVII века закрепилось название Царевококшайск. К городу был приписан уезд, который ещё в течение длительного времени назывался «Царегородский» (отсюда и распространенная в этих краях фамилия Царегородцев).

Основание Царевококшайска было частью политики правительственной колонизации вновь приобретенных земель. С территории застройки города и в окружности не менее пяти верст коренные жители выселялись подальше или сами уходили, не дожидаясь насильственного изгнания. «Царёв город на Кокшаге» (отсюда позднее образовалось надолго закрепившееся официальное название города — Царевококшайск) был основан в 1584 году при царе Фёдоре Иоанновиче уже после смерти Ивана Грозного. Первоначально Царевококшайск представлял собой типичное военное укрепление, окружённое с четырёх сторон земляными валами с деревянными стенами. Со временем город перестал выполнять свою военную функцию, превращаясь в ремесленный и торговый центр. Здесь начали селиться ремесленники, торговцы, крестьяне, границы города тоже вышли за прежние пределы, образовав посад и слободу. Основным занятием населения стало земледелие. В окрестностях города выращивался хмель. Процветали пушной, лесной и винокуренный промыслы. Но основную часть населения по-прежнему составляли военные.

Царевококшайск в течение длительного времени оставался военно-административным центром в глубине марийского края. В городе размещались уездная администрация и военный гарнизон, состоящий из русских стрельцов и служилых людей, которым не раз приходилось подавлять стихийные волнения местного населения. Например, бунтующие крестьяне Поволжья и Вятской стороны (русские, татары, чуваши, марийцы) зимой 1609 года с боем захватили Царевококшайск. Для усмирения повстанцев из Казани прибыл царский карательный отряд, который жестоко расправился с восставшими. Царевококшайцы участвовали в ополчении Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Их посылали для усиления русского влияния на Дон и в калмыцкие степи. Сохранились предания, что царевококшайцы участвовали и в военных походах Петра I.

С созданием Царёва города на Кокшаге здесь появилось и русское население. Рядом с крепостью был расположен посад, где жили торговцы и ремесленники, в основном прибывшие из центральных районов Русского государства. В середине XVII в. деревни, находившиеся в окрестностях Царевококшайска, ныне вошедшие в черту города (Вараксино, Лапшино, Гомзово, Берёзово, Кожино, Марково, Пахомово, Ширяйково, Жуково, Княжна), принадлежали царскому окольничему князю В. Г. Ромодановскому. Во второй половине XVII в. после его смерти, они перешли в ведение дворцового управления, то есть государственной казны. Из нерусского населения в городе и его окрестностях проживали новокрещённые служилые люди — тарханы, о которых напоминает до сих пор название городского микрорайона «Тарханово». Возникнув как укреплённый город, Царевококшайск ещё более 300 лет назад стал центром уезда. Городом и уездом в XVII в. управлял воевода, назначаемый Разрядным приказом и подчинявшийся приказу Казанского двора. Он руководил вооружёнными силами, исполнял юридические функции, собирал ясак с марийского населения.

При Петре I Царевококшайск был приписан к Казанской губернии, в которую входило всё Поволжье от Нижнего Новгорода до Астрахани. В 1775 году издаётся указ, согласно которому в Казанскую губернию входило только Среднее Поволжье. Царевококшайск стал уездным центром вновь преобразованной Казанской губернии. В XVIII в. город несколько видоизменился: появились каменные дома, было построено 5 церквей: Троицкая (1736 год), Входо-Иерусалимская (1754 год), Вознесенская (1756 год), Воскресенский собор (1759 год), Тихвинская (1774 год). В «Экономических примечаниях Царевококшайского уезда», составленных в конце XVIII в., указывалось, что в Воскресенском соборе помещалась кладовая для хранения собираемой государственной денежной казны; в казённом помещении возле Троицкой церкви размещались городская полиция и тюрьма. В XVIII веке в городе появились первые промышленные предприятия, наблюдался бум каменного строительства (до этого город был полностью деревянным). В городе стала проводиться Александро-Елизаветинская ярмарка. Тогда же в городе складываются купеческие династии. В 1835 году был создан первый регулярный план Царевококшайска. На нём 1 марта 1835 года император Николай I собственноручно начертал: «Быть по сему». По этому плану город и развивался в дальнейшем, постепенно превращаясь в торгово-экономический и культурный центр Марийского края, хотя его население составляло всего около 2000 чел.

С середины XIX века Царевококшайск становится местом политической ссылки. Сюда были сосланы участники Польского восстания 1863 года. По уровню среднего образования Царевококшайск в этот период занимал первое место в губернии, опережая саму Казань: здесь на две тысячи населения было пять школ. Но в то же время в городе не было развитой промышленности. В 1837 году местный краевед, — уездный исправник, барон Александр фон Келлер, в очерковых заметках писал: « … фабрик и заводов нет … разных ремесленников находится: столяр — 1, сапожников — 2, портных — 2, медник — 1, оловянник — 1, красильщиков — 2».

Спустя почти полвека, в 1876 году, другой краевед, учитель И. О. Дерюжев, констатировал: «За исключением булочника, мясника, сапожника и немногих других ремесленников, занимающихся такими работами, без которых никакое скопление людей не могло бы существовать при самой небольшой степени образованности населения, ни одна отрасль промышленности не известна городскому населению». Только в конце XIX века в Царевококшайске был построен небольшой винокуренный завод, на котором работали 70 рабочих.

К началу XX века Царевококшайск оставался тихим провинциальным городом. Основу экономики составляло сельское хозяйство, самым многочисленным сословием было крестьянство. 17 февраля 1919 года Царевококшайск был переименован в Краснококшайск. 18 июня 1920 года вошёл в состав Вятской губернии. 4 ноября 1920 года принимается Декрет ВЦИК и СНК РСФСР об образовании Марийской автономной области, а уже 25 ноября Краснококшайск становится её административным центром.

25 января 1928 года Краснококшайск получил марийское национальное название — Йошкар-Ола («Красный город»). В декабре 1936 года Марийская автономная область была преобразована в Марийскую Автономную Советскую Социалистическую Республику и город Йошкар-Ола становится её столицей. В годы Великой Отечественной войны в Йошкар-Олу было решено эвакуировать некоторые заводы, что дало мощный толчок промышленному и социально-экономическому развитию, город стал активно застраиваться в западном и южном направлениях, а после и в заречной части. Большое значение для экономического роста города имело проведение из Зеленодольска высоковольтной линии электропередач (1959 год) и газопровода (1967 год).

В 1950—1960-х годах была осуществлена ансамблевая застройка центрального района города, которая явилась большим достижением йошкар-олинских архитекторов. Постепенно сформировалась застройка по ул. Институтской (ныне Ленинский проспект), которая стала главной улицей города. Здесь были возведены новые здания администрации города, дома правительства, гостиницы «Йошкар-Ола». В 1970—1980-х годах было реализовано наиболее крупное градостроительное мероприятие Йошкар-Олы — освоение левобережья Кокшаги и создание нового Заречного жилого массива — микрорайона Сомбатхей. Одной из самых памятных дат в истории Йошкар-Олы является награждение города в 1984 году орденом Трудового Красного Знамени «За успехи, достигнутые трудящимися города в хозяйственном и культурном строительстве, и в связи с 400-летием со времени основания».

В 1990 году город Йошкар-Ола был включен в число исторических городов России. В 2010 году был исключён из списка. 16 июля 1997 года Государственной регистрационной палатой Республики Марий Эл зарегистрирован устав муниципального образования города Йошкар-Олы, который определяет правовые, территориальные, экономические и финансовые основы городского самоуправления, роль жителей города и органов самоуправления в осуществлении народовластия, закрепляет полномочия, систему и структуру органов самоуправления города.

10 июля 2003 года Государственное Собрание Республики Марий Эл утвердило республиканскую целевую программу социально-экономического развития города Йошкар-Олы на 2003—2008 годы под названием «Столица». Её целью стало «создание качественной городской среды, понимаемой как совокупность благоприятных условий для жизни населения и деятельности хозяйствующих субъектов», что дало новый толчок к развитию города. Сейчас на территории города активно ведутся работы по восстановлению и реконструкции немногих сохранившихся зданий и церквей, строятся новые дома, создается благоприятные условия для жизни йошкаролинцев.

См. также:

→ Купеческие дома

→ Памятники в Йошкар-Оле

→ Экскурсии по городу

→ Достопримечательности Йошкар-Олы

→ Музеи Йошкар-Олы

Залечь на дно в Йошке: марийский шик, подкоголи и язычество

Добраться до Йошки можно на поезде: дорога из Москвы займет около 15 часов, билет в плацкартный вагон стоит примерно 1500 рублей, купейный — в два раза больше. По воздуху тоже можно, но сложнее. Единственный аэропорт республики существует довольно условно: на бумаге он есть и даже имеет федеральное значение, а на деле прилететь в него нельзя уже три года, и закрывается он не в первый раз. Добраться по воздуху всё же можно, потому что совсем недалеко от марийской столицы находятся Чебоксары (чуть больше часа на машине) и Казань (чуть больше двух) с их вполне живыми аэропортами.

Йошка, само собой — город контрастов. Когда-то я уже писал такое про Астрахань, но там с деревянными трущобами и панельками контрастируют питерский модерн и индийские подворья, а в Йошке те же избушки и хрущи окружают куда более странное (и по-своему впечатляющее) зрелище.

С Мордовией Марий Эл объединяет не только общее финно-угорское наследие, но и наличие эксцентричных экс-губернаторов с фамилиями на букву «М» — Меркушкина и Маркелова. Мордовский Меркушкин ограничился постройкой здания МГУ (Мордовского государственного университета) — уменьшенной стеклянной копии главного здания московского тезки — в центре Саранска. Жители Мордовии до сих пор спорят, лучшее это здание в городе или худшее.

Йошкаролинцам их бывший правитель Маркелов предоставил больше тем для разговоров: центр марийской столицы чуть ли не наполовину состоит из копий известных и не очень строений из других городов и стран. Один мой знакомый как-то пошутил, что Маркелов хотел поделиться с друзьями впечатлениями от своих поездок, но не смог осилить интерфейс инстаграма. Пришлось потратить весь бюджет республики на постройку того, что он видел за пределами Йошкар-Олы, в самом ее центре в натуральную величину.

Так в Йошке появились копии Спасской башни Московского Кремля, Царь-пушки и Храма Василия Блаженного, а также Итальянский парк, Архангельская слобода и — барабанная дробь — набережная Брюгге. С 2010 года берег реки Малая Кокшага украшает ансамбль домов во фламандском стиле. Здесь, как и в Саранске, население города разделилось на два лагеря: одни говорят, что это красиво, другие — что уродливее не бывает. Оставим эти споры эстетам: вне зависимости от ваших стилистических предпочтений, нельзя не согласиться, что такого нет больше нигде в России, и это как минимум странно, интересно и достойно посещения. Топонимика в этом районе тоже новая и амбициозная: Царьградская и Патриаршая площади, Кремлёвская улица.

Кстати, несмотря на столь значительный вклад Маркелова в развитие республики и ее имиджа, закончил он не очень хорошо. Резюмировать его настоящее положение можно заголовком из «Комсомолки»: «Арестованный экс-глава Марий Эл строил в Йошкар-Оле Венецию для любимой, а она сбежала в Лондон с другим».

Приезжие тревел-блогеры уделяют очень много внимания всем этим новостройкам и довольно мало — всему остальному. На самом деле в марийской столице есть и другие, менее очевидные достопримечательности. Стоит зайти в народный музей ГУЛАГа на Советской, понюхать сирень в уютном и бесплатном ботаническом саду, посмотреть на памятник Грейс Келли и князю Ренье у городского загса, который, видимо, символизирует любовь и семейное счастье.

Еще один неочевидный повод гордости местных жителей — мем «Йошкар-Ола — родина Йошкиного кота». Кот, как и Грейс Келли, заслужил памятник: в 2011 году на площади Ленина была установлена композиция — Йошкин кот сидит на скамейке. Кстати, ему принято тереть лапку на счастье. Через два года на соседнем проспекте Гагарина открылось кафе «Йошкина кошка», а рядом с ним поставили памятник и ей, и теперь у кота есть подруга. В честь вездесущего кота назвали и хостел «Йошкин кот» в сталинке на улице Лобачевского. Кстати, переночевать там можно всего за 450 рублей.

Стоит зайти в Национальный музей республики, только не перепутайте его с городским историческим, в котором, кроме старых фотографий, смотреть не на что. В Национальном же хорошая и подробная этнографическая экспозиция, чучела животных, много всего о марийском язычестве и трогательные картины в стиле этнического соцреализма.

География Йошки предельно проста: есть старый центр со сталинками, остатками купеческого модерна и резными избушками, новый центр, описанный выше, и всё остальное. Остальное — это частный сектор и панельные микрорайоны, названные либо номерами (Первый, Второй, Третий), либо прилагательными (Восточный, Спортивный, Прибрежный, Вашский, Оршанский). На краю города есть новый микрорайон с эпичным названием Интеграл. Советская топонимика перемежается марийским национальным компонентом: в городе есть бульвар Чавайна, улицы Йывана Кырли, Орая и Шкетана. Всё это — марийские литераторы.

Маленькая республика породила непропорционально большое количество писателей, поэтов и драматургов. В основном они писали на родном языке, но многое переведено на русский: советская власть не жалела денег на продвижение малых культур, языков и литератур, поэтому печатали и переводили очень многое.

Доходило до абсурда: в 1988 году правительство профинансировало печать одного короткого марийского стихотворения Сергея Чавайна о любви к природе в переводе на сорок пять языков — от абхазского до французского. Изданием столь экстравагантного фолианта марийцы отметили столетие со дня рождения любимого поэта. Марийскую прозу тоже стоит почитать — в интернете легко найти русскоязычное издание романа Шкетана «Эренгер» с несколькими рассказами в придачу. В этих произведениях кондовый ранний совок переплетается с древними верованиями, лесными духами, простым сельским бытом и историями любви и ревности.

Вообще, присутствие титульной нации здесь ощущается гораздо живее, чем в том же Саранске, хотя и мордвы в Мордовии, и марийцев в Марий Эл примерно по 40 %. В Йошке по-марийски дублируют не только названия улиц (это выглядит довольно бессмысленным — на табличках обычно что-то вроде «Советская улица / Советский урем»), но и вывески частных заведений: вы довольно быстро запомните, что магазин по-марийски — кевыт.

Певучую и немного шипящую марийскую речь нетрудно услышать на улице или в общественном транспорте. В самой Йошке марийцев не очень много — русские составляют больше двух третей населения, а еще есть татары и чуваши, но в селах республики живут в основном мари, которые часто ездят в город и говорят там на родном языке.

Марийские села — отдельная история. Среди широких полей, густых лесов и волжских разливов республики встречаются такие деревни, где до сих пор верят в бога Кугу-Юмо, духов утренней зари и других природных явлений, молятся в священных рощах и приносят жертвы языческим богам.

Это не современное неоязычество, а настоящая марийская традиционная религия, чудом сохранившаяся и пережившая волны полунасильственной христианизации народов России. Марийцев называют последними язычниками Европы, этим они известны и за рубежом. Про это можно посмотреть неплохой фильм «Небесные жены луговых мари», снятый по книге казанского писателя Дениса Осокина. Фильм, кстати, целиком на марийском языке, русские в нем только субтитры.

С духами, рощами и жертвами в марийских селах соседствуют заниженные «Жигули» и сельские дискотеки с bassboosted попсой на всё том же марийском языке и бодрыми сельчанами в вышитых рубахах и валенках. Под такой музон качаются не только старички, но и подростки — они же потом иногда под него и дерутся. Существует и марийский рэп, правда, мне удалось найти лишь одну композицию в этом жанре — «У марий рэп». «У» по-марийски — «новый», так что где-то, наверное, должен быть и марийский рэп старой школы.

Местным селам действительно стоит посвятить хотя бы денек, если вы окажетесь в Марий Эл. Республика в принципе небольшая, и доехать в любую ее точку не составит труда. Если будет пара свободных дней, можно съездить в районный центр Козьмодемьянск, где почему-то непропорционально больше исторической архитектуры, чем в Йошке, свой особый дореволюционно-купеческий шарм и хрущевки с рисунками и надписями, выложенными на стенах кирпичами. Летом в Кузьме — так этот город называют местные — проходит фестиваль сатиры и юмора «Бендериада». Остапа Бендера здесь уважают не меньше, чем в Элисте, где ему установлен памятник в окружении двенадцати стульев. Жители Кузьмы свято верят, что именно их город фигурирует в литературе под именем Васюков, где Бендер дал местным шахматистам сеанс одновременной игры.

Перед осмотром просторов региона стоит всё же закончить знакомство с его столицей. После прогулок по пряничному району Маркелова с мини-кремлем и «копией» Брюгге можно залечь на дно прямо там: сходить в цветочную кофейню Flobar или гастробар Kitchen с местным крафтовым пивом на Воскресенской набережной. Чуть дальше в сторону старой части центра есть хорошая и дешевая бургерная «Кетчуп».

Стоит попробовать и блюда марийской кухни — за звание самых известных ее представителей сражаются подкоголи и коман мелна. Подкоголи похожи на русские пельмени, но отличаются формой и более широким ассортиментом начинок (не только мясо — от ягод до щуки).

В уютном трактире «Теплая речка» в центре города ассорти из четырех видов подкоголей обойдется в 355 рублей. Там же предлагают и коман мелна, их еще называют трехслойными блинами. Они действительно состоят из трех тонких слоев: ржаной муки, овсяной муки и овсяной крупы или хлопьев. Есть и совсем аутентичные места, где подкоголями и блинами в душевной столовской атмосфере наслаждаются и местные жители, а не только туристы. Это, например, «Сандал» на Пролетарской и «Мари» на улице Подольских Курсантов. Местные, которым родная марийская кухня уже приелась, советуют сходить в «Манилофф». Несмотря на пафосное ресторанное название, там есть шаурма за 200 рублей, и она считается лучшей в городе.

Так и живет маленькая республика — единоросской эклектикой, подкоголями, юмором и жертвами языческим богам, а марийские старички ловят карасей в Малой Кокшаге, склонившись с удочками на краю набережной Брюгге. В общем, приезжайте в Марий Эл!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]