Год основания: 1590 г.
Здание консерватории в Саратове
Саратов
– российский город, центр Саратовской области. Находится на правом берегу Волгоградского водохранилища, примерно на равном расстоянии от Волгограда и Самары.
Саратов основан
(2) 12 июля 1590 года, в день памяти положения пояса Пречистой Богородицы. Он был заложен как сторожевая крепость на месте города Увека. Увек был третьим по величине городом Золотой Орды, однако в 1395 году он был разрушен.
Зимой 1613 года в Саратове случился пожар, город полностью уничтожен и вновь отстроен на левом берегу Волги. В 1670 году Степан Разин подверг город трехдневному грабежу. Весной 1674 года по указу царя город переносят на правый берег реки Волги.
В 1708 году был в осаде войск Булавина. А в августе 1774 года армия Емельяна Пугачева окружила и после боя взяла город. Но вскоре Саратов перешёл под контроль правительственных войск.
В 1780 году город становится центром Саратовского наместничества, переименованного позже в Саратовскую губернию. В городе и в окрестностях селится большое количество русских немцев, в Саратове открывается «Контора канцелярии опекунства иностранных» – центр управления немецкими колонистами в Поволжье.
Саратов — неофициальная столица Поволжья Быстрый рост промышленности и торговли в городе начался в конце 19 века, после завершения строительства железной дороги Тамбов-Саратов. Дорога соединила город с Москвой и Петербургом.
До конца 1920-х годов Саратов был крупнейшим из городов Поволжья (больше Казани, Нижнего Новгорода, Самары) и нередко неофициально именовался как «столица Поволжья».
Бурное развитие города происходит в годы Великой Отечественной войны, с запада СССР были эвакуированы заводы и военные училища. До 1990 года Саратов был закрытым городом, так как в городе работало несколько крупных предприятий оборонной промышленности.
Указом Президента РФ от 2 июля 2022 года Саратову за значительный вклад жителей города в достижение Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, обеспечение бесперебойного производства военной и гражданской продукции на промышленных предприятиях, проявленные при этом массовый трудовой героизм и самоотверженность было присвоено почетное звание Российской Федерации «Город трудовой доблести
».
Автодорожный мост через Волгу соединяет Саратов и Энгельс
Современный Саратов является известным в России центром высшего образования. Помимо одного из старейших университетов России, СГУ, в городе существует более десяти различных вузов. Город славится машиностроением, нефтяной и химической промышленностью.
Достопримечательностями
Саратова считают: автодорожный мост, соединяющий его с городом-спутником Энгельсом; парк Липки; Троицкий собор; Саратовскую государственную консерваторию им. Л.Собинова; остатки древнего города Увек, крупного центра Золотой Орды.
Интересно
, что рядом с Саратовом, в 16 километрах, к югу от города Энгельс, находится место приземления первого космонавта мира Ю.А. Гагарина.
В городе проживает более 830 тысяч человек (2020).
День города
в Саратове празднуют в сентябре.
Приграничный форт
Согласно общепринятой трактовке считается, что дата основания Саратова – 12 июля 1590 года. Город появился как крепость, постепенно развившаяся в серьезное укрепление на юго-восточных рубежах России. Отсюда продолжалось освоение и заселение обширных земель. Дата основания города Саратова совпала с очередным витком развития торговли по Волжскому пути.
Крепости, строившиеся тогда по малоосвоенным берегам великой реки, представляли собой мощный заслон от набегов ногайцев и крымских татар. Опасные кочевники принудили царское правительство почти одновременно построить Самару, Царицын и Саратов. У всех этих городов был один отец-основатель – Григорий Осипович Засекин. Умелый фортификатор, опытный военачальник и строитель остался одной из главных фигур, ассоциирующихся с закреплением власти России на Волге. 1590-й (год основания Саратова) – дата, оказавшаяся важной вехой в этом процессе. Благодаря крепости удалось наладить постоянную связь низовий и верховий Волги.
Особенности крепости
Засекин определил не только то, какой будет дата основания Саратова, но и то, каким будет первоначальное место строительства крепости. Им стала удобная переправа на Волге, расположенная ровно на половине пути от Царицына в Самару. На первых порах в поселении служило около 300 стрельцов. Рядом с городком находился холм. Его использовали как удобную площадку для обзора местности на несколько километров вокруг.
Город был защищен не только фортификациями, но и природными преградами: крутыми речными склонами, лесом, старицами, протоками и небольшими озерцами. С одной из сторон естественной границей Саратова был глубокий овраг. Постарались и строители города. Когда наступила дата основания Саратова, на пустынном прежде месте появились крепостные стены и сторожевые башни.
Набережная Космонавтов
Туристы, которые приезжают в этот город, в своих отзывах с удовольствием говорят о прогулках по набережной Космонавтов протяженностью в полтора километра. Она тянется от автодорожного моста до улицы Вольской.
Вопрос о строительстве набережной в городе был поднят в начале XX века. Ранее на этом месте были пристани и городские задворки. Однако при царской власти денег на такой затратный проект так и не нашли.
В советское время к проекту возвращались несколько раз, но фактически работы начались только в 1947 году. Они велись методом народной стройки, когда каждый из районов города получил определенный участок. В результате получилась набережная, выполненная в четыре яруса.
Ее официальное открытие состоялось в 1962 году, а свое название она получила в честь знаменательного приземления Юрия Гагарина под Саратовом годом ранее.
Город служилых людей
Сердцем нового поселения сразу же стала канцелярия воеводы. Рядом с ней располагались дворы стрельцов, сотников и других военных. Остальную часть города заняли постройки торговцев и ремесленников. Служилые люди (в том числе пушкари) жили поблизости от крепостных стен, чтобы в случае объявления тревоги моментально подготовиться к обороне города.
Отдельно от остальных зданий стояли пороховые погреба, амбары с хлебом и тюрьма. Самым высоким строением была церковь, которая возвышалась над остальными постройками. Саратов по большей части построили из дерева, из-за чего существовала постоянная опасность пожара. Ради безопасности жителей гончарные и металлургические горны стояли в голом поле. Удачная дата основания Саратова и природные условия Нижнего Поволжья позволили городу быстро вырасти. Здесь были огромные нетронутые пространства плодородной земли и обильных пастбищ. Богатые бортные и охотничьи угодья также привлекали сюда все новых переселенцев.
Приток населения
В истории русской колонизации Поволжья дата основания города Саратова стала важной отметкой, после которой приток переселенцев в регион значительно увеличился. Служилые люди ехали в степи ради новых перспектив и приличного жалованья. Стрельцы сопровождали торговые суда и караваны, борясь не только с кочевниками-ногайцами, но и с бандами «воровских» казаков, грабивших купцов.
Основатель города Григорий Засекин был назначен его первым воеводой. Он заведовал всей городской жизнью и отвечал за выплату стрельцам жалованья. В дни отдыха от военного дела они занимались огородничеством, хлебопашеством и разведением скота. Очередная волна людей, желавших поселиться в Саратове, появилась в начале XVII века, когда Российское государство пережило кровопролитную Гражданскую войну и польскую интервенцию.
Памятник Чернышевскому
Рассказывая, что посмотреть в Саратове за 1 день, нужно обязательно упомянуть про одну из главных достопримечательностей города — памятник Чернышевскому. Он установлен на площади, которая названа его именем.
Интересна его история. Дело в том, что до Октябрьской революции тут был установлен монумент, посвященный императору Александру II, а площадь в то время называлась Новособорной. С приходом к власти большевиков его снесли и установили памятник скульптора Дундука, который был выполнен в 1918 году. Первоначальный вариант оказался недолговечным, так как был выполнен то ли из гипса, то ли из бетона, а после покрашен черной краской. Поэтому в 1935 году был объявлен конкурс на новый монумент.
Но установить его удалось только к 1953 году, автор — Александр Кибальников.
В Смутное время
На фоне ужасов войны жители посадов и крестьяне бежали от хаоса центральных провинций в Поволжье. Дата образования Саратова – 1590 год, однако именно через 20 лет он вырос в настоящий город за счет вынужденных переселенцев. В то же время волжской крепости пришлось пережить длительные притеснения здешних казаков, которыми командовали всевозможные самозванцы (например, Илейка Муромец и Илья Горчаков).
Летом 1607 года появилась новая угроза. Некий царевич Иван-Август собрал казачий отряд, захватил Царицын и двинулся вверх по Волге. Саратовским гарнизоном тогда командовали Владимир Аничков и Замятия Сабуров. Защитники крепости отбили все приступы банды и не позволили ей войти в город.
Саратовский мост
Автомобильный мост через Волгоградское водохранилище — вот что посмотреть в Саратове стоит обязательно. Он соединяет правый берег города Саратова с левым берегом Энгельса.
Проект моста был разработан во времена Советского Союза, летом 1965 года состоялось его торжественное открытие. Вскоре по нему была даже запущена линия междугороднего троллейбуса, которая соединила Саратов с Энгельсом. Фактически она работала до 2004 года, пока не произошло падение нескольких опор, которые поддерживали контактную сеть. После обследования моста эксперты пришли к выводу, что его конструкции находятся в аварийном состоянии.
В данный момент завершена капитальная реконструкция. Однако после нее мост проработает только 20 лет, после чего будет снесен или переведен в разряд пешеходных, так что если вы еще не видели это чудо саратовской инженерной мысли, то вам стоит поторопиться.
Новые вызовы
Мнимый царевич Иван бежал на Дон, где погиб в стычке с войском Лжедмитрия II. Саратов также ненадолго перестал подчиняться московской власти – власть в нем захватили сторонники очередного самозванца.
Вскоре наступил мир, однако в 1614 году поселение настигла настоящая катастрофа. Город сгорел дотла. Многие жители погибли, а те, кому удалось выжить, перебрались в Самару. Постепенно крепость все-таки восстановили. Ее возрождение совпало с восстановлением легитимной власти в Москве (трон перешел к династии Романовых).
Поволжье тем временем продолжало жить своей провинциальной жизнью, оторванной от больших политических страстей. Главным событием здесь было строительство новых крепостей (например, основополагающей для региона стала дата основания Саратова). История края в XVII веке известна достаточно отрывочно. В 1636 году Саратов посетил Адам Олеарий – глава немецкого посольства, оставивший уникальные заметки о жизни тогдашней России.
Рост поселения
В 1674 году, при Алексее Михайловиче, Саратовскую крепость перенесли на новое место неподалеку от Соколовой горы. Во время Персидского похода здесь побывал Петр I. Основание Саратова уже давно было позади. Теперь город стабильно рос и развивался. Путешественники отмечали его прямые улицы и богатые торговые ряды. Саратов стал центром гончарного ремесла, мануфактурного производства, выращивания хлеба, солеварения. Гордостью местных жителей была фабрика, выпускавшая тафту, атлас и чулки. В 1774 году город атаковал отряд Емельяна Пугачева. Его восстание уже было на последнем издыхании. Атамана арестовали той же осенью неподалеку от Саратова.
Росту города и окрестных селений способствовали помещики, правящие круги и купцы. Новые жители появлялись и стихийно. Такими переселенцами были бежавшие от помещиков крепостные крестьяне. Множество сел возникло вокруг монастырей (например, будущий Хвалынск). В середине XVIII столетия в Саратовском крае жило уже более 200 тысяч человек. В этот период в городе строились новые слободы рабочих, задействованных в солеварении на озере Эльтон.
Как развивался Саратов
Саратов был основан в первых числах июля 1590 года как сторожевая крепость для охраны южных рубежей Российского государства. Дело в том, что после походов русских войск на Казанское ханство и на Астраханское ханство Русское царство получило обширные территории Поволжья. Было решено строить на Волге новые города-крепости. Летом 1586 года была основана крепость Самара, а летом 1589 года — Царицын (ныне Волгоград
). Саратов основали князь Григорий Засекин и боярин Федор Туров на полпути между Самарой и Царицыном.
Сегодня мы вспоминаем основные вехи истории Саратова — крупного культурного, экономического и образовательного центра Поволжья.
Точное место первоначального Саратова неизвестно. Город закладывался русскими воеводами три раза: в 1590, 1617 и 1674, и каждый раз на новом месте. К югу от горы, которая сейчас называется Соколовая, полковник Александр Шель заложил уже третью на новом месте постройку города в 1674 году. Соколовая гора и сейчас является популярным местом, откуда виден весь центр города.
Существует несколько гипотез о названии Саратова, но общепринятой на данный момент нет. Одна из гипотез предполагает, что Саратов получил свое название по названию Соколовой горы, по-татарски «сары тау» — «жёлтая гора». Также есть предположение, что название города произошло от слов «сар атав» — «низменный остров» или «сарык атов» — «ястребиный остров». Еще существует предположение, что Саратов получил свое название от скифско-иранского гидронима «сарат». Существует также множество гипотез.
По Областной реформы 1708 года Петра I Саратов был отнесён к Казанской губернии. Спустя 10 лет город отошел к Астраханской губернии, еще спустя 10 лет — вновь к Казанской, а в 1739 году — вновь к Астраханской.
Сильный толчок развитию города дало учреждение в 1747 году «соляного управления». Напротив Саратова, украинцами возчиками соли с Эльтона, основывается Покровская слобода. Расположение на пересечении кратчайшего сухопутного пути на Москву и водного с низовьев Волги и Каспия делает Саратов важным перевалочным пунктом, крупным центром торговли рыбой и солью. Так, в 1750 году из Саратова было отправлено подводами 3264 тонн рыбы (в 2005 году было добыто 1800 тонн).
11 января 1780 город стал центром Саратовского наместничества, переименованного в 1796 г. в Саратовскую губернию.
Основой развития города на более чем сто лет стал Генеральный план Саратова, утвержденный в 1812 году. Планировались правильные геометрической формы кварталы, так называемая регулярная застройка, а в старой части города предлагалось тоже «урегулировать» строительство домов.
Отечественная война 1812 года внесла свои коррективы в жизнь Саратова. Многие воины-саратовцы были отмечены боевыми орденами, а трое получили золотые шпаги с надписью «За храбрость». В 1813 году сюда ссылали пленных французов, которых использовали на общественных работах — они выравнивали овраги, строили плотины, сажали сады. В дальнейшем многие из них приняли русское подданство и остались навсегда в Саратове, заселив кварталы немецкой слободы.
В 1828 году в Саратове начала работать Саратовская табачная фабрика одна из первых в России. Кроме нее, действовали канатный, кожевенный, колокольный, кирпичный и ряд других заводов. Ткацкие мастерские вырабатывали знаменитую дешевую ткань — сарпинку, «родиной» которой был Саратов.
Дальнейший рост ремесла и торговли стимулировало развитие на Волге пароходства.
Саратовцы увидели первый пароход в 1820 году, окрестив его «чёртова расшива с печкой». Но активное развитие судоходство получает к середине XIX столетия, в бассейне Волги стали появляться крупные пароходные общества.
Волга, превратившаяся в главную транспортную магистраль России, сделала Саратов крупным портом, Число жителей города росло, изменялся и внешний облик города; по отзывам современников среди других городов «Саратов стал занимать одно из первых мест по красивости строений и по богатству жителей».
Сильнейший толчок к развитию Саратовской губернии дало строительство в июле 1871 года железной дороги Тамбов — Саратов, соединившей город с железнодорожной сетью страны, Саратов соединился железной дорогой с Москвой, Петербургом и портами Балтийского моря. К началу XX века по железной дороге из Саратова можно было проехать в 11 губерний России. Начался быстрый рост промышленности.
В 1908 году в Саратове появляется трамвай. Саратовская трамвайная система, одна из старейших трамвайных систем России. Строительство трамвая в Саратове началось в августе 1907 года. К этому времени в Саратове уже 20 лет работала конка. 1 октября 1908 года по Ильинской улице прошел пробный трамвай. 11 декабря 1908 года началось регулярное трамвайное движение.
Немалый вклад в экономическую и культурную жизнь губернии принадлежит меценатам. В Саратове было достаточно людей которые очень любили свой родной город и не жалели сил и средств на процветания своего края.
В числе первых благотворителей Саратовского края — крупные землевладельцы: князья С. Ф. Голицын и А. Б. Куракин, В. А. Вольский и К. В. Злобин, А. П. Сапожников, саратовский купец М. А. Устинов.
Ленин ведет заседание Совета народных комиссаров, на котором обсуждался декрет «О немецких колониях Поволжья»
Благодаря манифесту Екатерины II от 22 июля 1763 года Саратов долгое время был «центром притяжения» поволжских немцев, которых в начале XX века насчитывалось около 800 тысяч. После 1917 г. получили территориальную автономию — АССР Немцев Поволжья. 19 октября 1918 года декретом СНК РСФСР из части территорий Саратовской и Самарской губерний была образована первая в РСФСР автономная область — автономная область немцев Поволжья.
Поволжские немцы уезжают в Германию под опекой работников Красного Креста.
2 декабря1929 года,Свинемюнде
Коллективизация в немецкой деревне имела печальные последствия. Согласно оценкам историков, были уничтожены тысячи самых продуктивных крестьянских хозяйств, при этом их владельцы расстреляны, арестованы, посажены в тюрьмы, высланы, или, в лучшем случае, стали государственными батраками в «кулацких» спецпоселках.
По мере обострения отношений между СССР и Германией ухудшалось и отношение к советским немцам. Согласно приказу народного комиссара внутренних дел СССР № 00439 от 25 июля 1937 года, все немцы, работавшие на предприятиях оборонной промышленности (или имеющих оборонные цеха) должны были быть арестованы. С 30 июля начались аресты и увольнения, а с осени 1937 началась массовая операция. В 1941 году поволжские немцы были депортированы в Сибирь и Казахстан.
Депортация немцев в СССР привела к упадку национального языка и культуры, к ускоренной ассимиляции с остальным населением СССР. С конца 1980-х некоторые этнические немцы в малом количестве вернулись в город Энгельс, но значительно большее их число эмигрировало в Германию.
Бурное развитие Саратова отмечалось в годы Великой Отечественной войны, когда сюда с запада СССР были эвакуированы ряд заводов и военных училищ. До 1990 года Саратов был закрытым городом (не допускалось его посещение иностранцами), так как в городе работало несколько крупных предприятий оборонной промышленности, в частности, Саратовский авиационный завод, производивший военные и гражданские самолёты. Многие промышленные предприятия Саратова выполняли также заказы для советской космической программы.
Современный Саратов
В 2011 году в генеральном рейтинге привлекательности городов, составленном Российским союзом инженеров, Саратов занял 20 место из 164 городов. Учитывались динамика численности населения, транспортная инфраструктура, природно-экологический потенциал, доступность жилья, инновационная активность, благосостояние граждан и другие параметры.
Площадь Столыпина. Слева — саратовская мэрия, в центре —
памятникП.А. Столыпину, справа — Саратовская областная дума
По версии Forbes, в 2013 году Саратов занимает 10-е место по привлекательности для бизнеса из 30 городов. По итогам рейтинга этого года Саратов обошел по финансовой привлекательности Москву, Нижний Новгород, Санкт-Петербург и Екатеринбург.
Центр губернии
Возможно, Саратов сегодня не был бы столь крупным населенным пунктом, если бы еще Екатерина II не подписала указ о переселении в здешний край раскольников. Староверы основали множество слобод, в том числе Балаково и Пугачев. Рост Саратова происходил в юго-западном направлении, где появлялись новые жилые районы. В 1803 году в городе появился первый театр. В эпоху Екатерины II провинциальный центр наводнили немецкие колонисты.
В 1782 году была образована Саратовская губерния. До 1850-го она оставалась одной из крупнейших во всей России. В Саратов и его окрестности стремились люди из центральных уездов, где ощущалась нехватка земли. Помимо русских и колонистов из Германии в крае обосновались украинцы, мордва, татары. Согласно переписи 1897 года, в Саратовской губернии жило 2,5 миллиона человек, а накануне Первой мировой войны эта цифра перевалила за 3 миллиона. Рост прекратился только из-за кровопролития и последовавших затем потрясений. Население самого Саратова составляло 242 тысячи человек. Это был крупнейший город всего Поволжья (больше Казани, Астрахани, Самары и Нижнего Новгорода).
Информация о городе
Саратов является административным центром одноимённой области Российской Федерации. Находится на берегах реки Волги. Экономика представлена предприятиями машиностроительной, нефтехимической, приборостроительной, пищевой отрасли. Функционируют торговые компании, сферы услуг.
Близ населённого пункта проходят важные автомобильные трассы: М5 «Урал», М6 «Каспий», Р228, Р208 и ряд других. Пролегают линии Приволжской железной дороги. Расположен международный гражданский аэропорт. Работают профессиональные учебные заведения, ВУЗы и их филиалы. Численность населения составляет около 850 тысяч человек.
Саратов и Столыпин
Многие достопримечательности Саратова и окрестностей связаны с Петром Столыпиным (1862-1911), наверное, самым известным его уроженцем. Знаменитый государственный деятель эпохи Николая II несколько лет занимал должность премьер-министра России. Он был главным инициатором реформ в период существования царской Думы. Его путь в большую политику начался в родном Саратове – в 1903 году его назначили саратовским губернатором. В 1906-м он стал министром внутренних дел и покинул город, где после того бывал только наездами.
Столыпин погиб, будучи застреленным в киевском театре. Кресло, на которое он сел после рокового попадания пули, выставлено в Саратовском краеведческом музее. Также в городе находится портрет премьер-министра, нарисованный великим русским художником Ильей Репиным. В 2002 году в Саратове появился первый в современной России памятник Столыпину.
Саратовская гармошка
Здесь мы представим фото с описанием достопримечательности Саратова, которую смело можно считать одной из самых необычных и удивительных во всем городе. Причем появилась она сравнительно недавно. Новый памятник саратовской гармошке на проспекте Кирова появился благодаря скульптору Владимиру Пальмину.
Гармошка с колокольчиками — старинный символ города, который теперь установлен в самом центре. Вот что посмотреть в Саратове за один день обязательно стоит.
Главный герой композиции — простой мужик, который сидит на лавочке под фонарем и играет на гармошке. Любой желающий может присесть с ним рядом, поразмышлять и сфотографироваться. Высота монумента — почти три с половиной метра, а вес — 750 кг. Символ города увековечен в бронзе.
Советская индустриализация
Из-за Первой мировой и Гражданской войн хозяйство Саратова значительно деградировало. Только после того как прошло больше десяти лет, объем производства вышел на рекордный прежде уровень 1913 года. В 30-е гг. город пережил индустриализацию и коллективизацию. Преобразования того периода сильно повлияли на то, что представляет собой Саратов сегодня.
Фото многих современных предприятий – это изображения заводов, основанных во время форсированной индустриализации. К ним можно отнести «Универсал» — завод, занимающийся производством станков, а также трикотажную фабрику, котельный завод, мясокомбинат и т. д. Благодаря индустриализации изменилась структура промышленности Саратова. Все большую роль в ней играла металлообработка, а все меньшую – пищевая отрасль.
Храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печаль»
Это достопримечательность Саратова (фото с описанием приведены в статье), которую должны увидеть все, кто интересуется православием.
Церковь была построена в 1906 году по проекту архитектора Петра Зыбина. По сохранившемуся до наших дней преданию, храмовая икона была заказана на святой горе Афон владыкой Гермогеном, она представляет собой точную копию чудотворного афонского первообраза. Официальное название иконы «В скорбех и печалех Утешение», в народе ее прозвали «Утоли моя печаль».
Во времена советской власти тут работал планетарий, по назначению церковь не использовалась. В 60-х годах с нее даже сняли кресты. Храм вернули епархии в 1990 году. Сегодня в нем завершена масштабная реставрация, установлен новый иконостас, проведены отделочные работы в районе алтаря.
При храме существует одна из лучших и крупнейших приходских библиотек во всей епархии. Просветительской работой занимается и воскресная школа, паломническая служба, православное молодежное общество.
Великая Отечественная война
Во время Великой Отечественной войны многие предприятия из прифронтовых регионов были эвакуированы в относительно безопасный Саратов. Фото и отзывы туристов, посещающих город сегодня, характеризуют его как центр современного производства, однако значительную часть этого экономического капитала заложили именно в 1941-1945 гг. Дополнительное развитие получили резиновая, текстильная и легкая отрасли местной промышленности.
В город-спутник Саратова Энгельс, расположенный на противоположном, левом берегу Волги, был эвакуирован Брянский машиностроительный завод, в будущем ставший троллейбусным. Появились и совершенно новые производства. Так, неподалеку от Саратова была налажена добыча газа, который поставлялся в город по специально выстроенному газопроводу. Большую часть предприятий реорганизовали под нужды фронта, из-за чего в городской экономике вырос удельный вес машиностроения.
Парк Липки
Это один из старейших парков в городе. Вот где погулять в Саратове стоит обязательно! В 1824 году было решено посадить сад вокруг собора Александра Невского, построенного после победы России в Отечественной войне 1812 года. Тем же летом высадили 1 080 липок.
Первоначально парк получил название Александровский бульвар, затем был переименован в Городской, а под своим нынешним названием известен с 1876 года. Вскоре тут появилась оранжерея, в которой выращивали эхеверии и агавы.
В настоящее время парк Липки остается востребованным у горожан и туристов. Тут растет около тысячи деревьев, более трехсот кустарников. Парк нередко упоминали русские писатели, например, Константин Федин.
Последние десятилетия
В 1950-е гг. в Саратове и окрестных городах появилось несколько крупных предприятий химической промышленности. Развивался топливно-энергетический комплекс, в том числе газовая, сланцевая, нефтяная и теплоэнергетическая отрасли. Город притягивал все больше высококвалифицированных специалистов научно-технического профиля.
Помимо всего прочего обновлялось приборостроение, машиностроение и заводы по производству электроники. Одновременно с тем областной центр стал одним из фронтов по поднятию целины в степных районах РСФСР и Казахстана.
В 1970-е гг. в Саратовском крае зародился и бурно развивался мелиоративный комплекс. Строились оросительные каналы и системы, а также другая сопутствующая инфраструктура. Сегодня Саратов остается одним из крупнейших городов Поволжья. Вместе с городом-спутником Энгельсом он образует агломерацию с населением в миллион человек.