«От Пиллау до Балтийска»: история самого западного города России (фото)

Балтийск необычный город — с трех сторон он окружен водой и является самым западным городом России. Главные достопримечательности Балтийска — это в первую очередь Балтийское море, Балтийская коса, набережная и цитадель Пиллау. Здесь находится крупнейшая база ВМФ — Балтийская военно-морская база Балтийского флота, поэтому можно увидеть множество военных действующих кораблей.

Куда сходить и что посмотреть в Балтийске, описание, фото и адреса самых красивых и интересных мест.

Несколько фактов о Балтийске

  • До 1946 года Балтийск был немецким, как и вся Калининградская область, и назывался Пиллау.
  • Дата основания Пиллау — 1626 год.
  • До 1986 года город был закрытым, вход осуществлялся по пропускам.
  • Балтийск город небольшой — население составляет 33 тыс. человек.
  • Город разделен Балтийским проливом, соединяющим Калининградский залив с Гданьским заливом и акваторией Балтийского моря.
  • Ежегодно в городе проходит парад кораблей Балтийского флота.
  • От Калининграда до Балтийска около 43 км.

История города Балтийск

Балтийск (до 1946 года — Пиллау, нем. Pillau) — город в Калининградской области Российской Федерации. С 2008 года — административный центр Балтийского района. Расположен на берегу Балтийского пролива, соединяющего Калининградский залив с Балтийским морем. Балтийск — самый западный город России. Крупный морской порт, паромный терминал, железнодорожный вокзал. В Балтийске расположена крупнейшая база военно-морского флота России на Балтийском море.

В древние времена Вислинская коса (Wislany, Frische Nehrung, сейчас Балтийская)входила в территорию земли Самбия (на немецком языке Samland, на литовском языке Semba, на польском языке Sambia),

входившую в состав Древней Пруссии.
Земля занимала весь Самбийский (Земландский) полуостров Балтийского моря— до реки Прегель (на немецком языке Pregel; сейчас Преголя) на юге, Деймы на востоке.
Жители Самбии занимались рыболовством и охотой, немного земледелием и скотоводством, торговали янтарем и мехами.

В 1237 году рыцари Тевтонского ордена вторглись на территорию Пруссии, и в 1246 году орден завоевывает земли Земландского полуострова. В 1257 — 1258 годах Самбия была поделена между магистром Тевтонского ордена и самбийским епископом.

В 1258 году впервые упоминается селение рыбаков Вограм, находившееся между Балтийском и Мечниково.

В 1270 году Тевтонский орден начинает строительство орденского замка Лохштедт (Lochstädt), где в то время находился Лохштедтский (1) пролив. К 1363 году относится первое упоминание о поселении «Пиле» или «Пиль» (от прусского «пилз» — крепость). Теперь это поселение известно под названием «Старый Пиллау».Вероятно, что здесь находилось небольшое укрепление. Деревня имела так называемую «осетровую избу», то есть помещение, где мариновали и перерабатывали рыбу. Отлов осетра — до 1.000 штук в год — и его последующая переработка были государственной монополией. Мастера осетрового дела и их подручные считались государственными служащими и были наиболее влиятельными из жителей Пиллау. «О, их кубышки всегда полны!» — уважительно отзывались о них соседи, подняв палец к небу.

В 1414 году селение Вограм получило от великого магистра ордена Михаэля Кюхмейстера фон Штернберга права на торговлю. В 1479 году, образуется пролив «Пиллав» (2). К быстрому развитию крепости привел сильный шторм 10 сентября 1510 года. В результате этого шторма образовался пролив (3), соединивший Балтийское моря с заливом Фриш Гафф (Frisches Haff). Немного позже, этот пролив был углублен, и стал доступным для судов. Именно это и сыграло решающую роль в дальнейшем развитии поселения, которое с появлением пролива стало очень важным транспортным узлом.

В 1537 году, на южной оконечности Пиллауского полуострова, в Хакене (район маяка ), построили блокгауз, переданный позже в распоряжение таможни. В 1543 году возвели складские помещения, в которых лоцманы хранили свое имущество.

В 1550 году Христофор фон Фальменхайм построил земляные укрепления и деревянный блокгауз, где принимались таможенные сборы и жили сами таможенники, тем самым положил начало строительства цитадели. В 1583 году жители селения Вограм, построили вблизи моря, церковь Святого Адальберта, который был родом из Праги и принял мученическую смерть, будучи прусским миссионером. В 1601 году между Старым Пиллау и Новым Пиллау, голландский инженер Никлас де Камп строит новые защитные рвы, которые шли от Фишхаузена до Хакена. Немецкий фортификатор из старинного дворянского рода Абрахам фон Дона начинает строительство первого бастиона.

В 17 веке начался длинный период оккупаций Пиллау различными захватчиками.

В 17 веке, в результате прусско-шведской войны, поселение было оккупировано шведской армией. 6 июля 1626 года король Швеции Густав II Адольф высадился у Пиллау с моря и вошел в город.
Пиллау был захвачен за три часа. Шведы заложили одну из главных достопримечательностей современного Балтийска — звездообразную пятиугольную крепость Пиллау (цитадель Пиллау), сохранившуюся до наших дней.
Относительно долгий мирный период начался в Пиллау после заключения в 1660 году польско-шведского мирного договора. К тому времени новый Великий курфюрст Фридрих Вильгельм, понимавший стратегическую важность местоположения Пиллау, начал прикладывать усилия по развитию города. Здесь были построены каменная кирха, мельница и маяк. Кроме того, для того чтоб развивать торговлю, жителям разрешено проводить куплю-продажу товаров с владельцами грузов судов, которые проходили через пролив. Об активном развитии селения свидетельствуют не только новые постройки, но и количество жителей, которое в период с 1660 по 1697 год увеличилось с 300 до 4000 человек.

18 января 1725 года произошло знаковое в жизни Пиллау событие — прусский король Фридрих Вильгельм I подписал указ о придании поселению статуса города: «Мы нашим всемилостивейшим особенным расположением к преданным нам обывателям Пиллау объявляем эту местность городом, присваиваем магистрату и обывателям все прерогативы и привилегии, которыми пользуются все малые города нашего королевства, за исключением тех, какие нами дарованы особо». 26 мая 1745 года, было открыто здание городской ратуши.

Во время Семилетней войны, в 1758 году, Пруссия была занята русскими войсками Елизаветы Петровны. В Пиллау была построена Русская Дамба и православная церковь.

В начале 19 века Пруссия находилась в состоянии войны с Францией. 1 июня 1807 года французская армия вошла в Пиллау, однако не смогла взять крепость. 2 июля того же года был заключен Тильзитский мир.

В 1812 году французские войска опять заняли Пиллау при отступлении из России. Однако уже 8 февраля 1812 года они были вынуждены отступить из города под натиском русского корпуса генерала Сиверта.
В 1816 году в Пиллау был построен новый маяк высотой 31,38 метра, а в 1871 году была проведена полная перестройка крепости.
15 ноября 1901 года был открыт судоходный Кёнигсберский канал, позволявший судам заходить из Балтийского моря в Кёнигсберг минуя причалы Пиллау. Это оказало сильное влияние на жизнь горожан, постепенно городское хозяйство начало приходить в упадок.

1 апреля 1903 года в состав Пиллау вошли ранее отдельные административные единицы Старый Пиллау и деревня Вограм. 1 апреля 1921 года Пиллау был объявлен базой германского флота. Свободный доступ в город был закрыт. Крепость также перешла в подчинение ВМС Германии. Ранней весной 1938 года начались строительные работы по созданию Военно-морской гавани для стоянки кораблей военного флота. Город Пиллау готовился к второй мировой войне.

Зимой 1945 года на подземном заводе Штиле, где работали военнопленные, взорвалось несколько тысяч морских мин. Из полутора тысяч заключенных, оказавшихся в эпицентре взрыва, в живых осталось не более четырех сотен. На месте взрыва образовался огромный кратер — 350 метров длиной, 150 метров шириной и глубиной в 75 метров.

В середине апреля 1945 года советская авиация и артиллерия нанесли массированный удар по Пиллау, вызвав в нем сильные пожары и разрушения. Армии 3-го Белорусского фронта перешли в наступление. В ночь на 18 апреля части и соединения 11-й гвардейской армии заняли боевые позиции для штурма Пиллау. В 11 часов 20 апреля 1945 года началось общее наступление советских войск. 25 апреля 1945 года войска 11-й гвардейской армии 3-го Белорусского фронта под командованием генерал-полковника К. Н. Галицкого и моряки Балтийского флота штурмом взяли город и крепость Пиллау. Закончилась история немецкого города Пиллау (Pillau).

27 ноября 1946 году указом Президиума Верховного Совета РСФСР город Пиллау Приморского района переименован в город Балтийск.

До конца 1940-х годов в Балтийске восстанавливалась инфраструктура, органы власти. 18 сентября 1945 году был создан контрольно-пропускной пункт «Застава». В город можно было попасть только по пропускам.

В 1952 году в городе была создана крупнейшая на Балтийском море база военно-морского флота. Это сыграло решающую роль в развитии Балтийска. Он стал закрытым городом.

После распада СССР были предприняты шаги к восстановлению гражданской власти в городе. 15 августа 1994 года было подписано постановление о создании Балтийского городского округа, в который, помимо Балтийска, вошел город Приморск и несколько небольших населенных пунктов: Дивное, Лунино, Цветное, Береговое, а также Балтийская коса.

С 1 сентября 1995 года Балтийск стал доступен для свободного посещения жителями Калининградской области при наличии документов с местной пропиской. В 2004 году часть Балтийской военно-морской базы была отдана Министерству транспорта для использования в целях торгового мореплавания. 25 июня 2008 года решением Калининградской областной Думы Балтийский городской округ был упразднен, вместо него был создан Балтийский муниципальный район, в состав которого вошли городские поселения Балтийск и Приморск, а также сельское поселение Дивное.
Город Балтийск — самый западный город России, расположенный на 50 километров западнее Калининграда. Общая площадь Балтийска — около 50 км².
Герб города Балтийска

18 января 1725 года селение Пиллау (Pillau) получило от прусского короля Фридриха Вильгельма I городские права, а также печать и герб.

На гербе был изображен осетр плывущий по морю, украшенный короной, напоминавшей по форме ту, что носили первые прусские короли. Еще ее называли янтарной короной. Выбор осетра в качестве символа Пиллау имеет свое объяснение. На протяжении многих столетий осетр оставался самой ценной из промысловых рыб. В сети пиллауских рыбаков во время весеннего нереста рыбы и ее возвращения в море в осенний период попадали двух — и трехметровые осетры.

В 1916 году герб Пиллау был впервые изменен, для того чтоб соответствовать новым правилом. Теперь на изображении был серебряный осетр в золотой короне на фоне синей воды и красного неба.

В 1993 году Совет народных депутатов Балтийска утвердил официальный исторический герб города, над эскизом которого работали краеведы и сотрудники музея Балтийского флота.

Теперь на нем располагалась крепость и под ней дата – 1725, именно в этом году поселение Пиллау (ныне Балтийск) получило статус города. Именно эту дату и считают датой основания Балтийска.

Известен проект герба Балтийска, разработанный еще в бытность СССР.

На красном фоне щита изображался якорь и звезда на фоне восходящего над морем солнца.

Современный герб города Балтийск.

памятник Петру I на фоне маяка в Балтийскепамятник «Жена рыбака»далномерная вышка береговой батареи

76 мм пушка бронекатера № 509крепость Пиллау

библиотека имени В. С. Пикулякафедральный храм Александра Невского
памятник Ленинучасовня в честь Дмитрия Донскогоморской собор балтийского флота

приход пресвятого имени Мариимемориал «Балтийская слава»

Елизаветинский фортфорт «Западный»

Немного истории

Первые упоминания о населенном пункте под названием Пиллау относятся к 14 веку. Название происходит от прусского слова «пилис» — крепость.


Порт Пиллау

С XVI по XX век город поочередно находился в руках Швеции, Речи Посполитой и Пруссии. Город постоянно развивался благодаря своему географическому положению. Он был промежуточным портом на пути из Кенигсберга в Атлантический океан. Будучи хорошо укрепленной крепостью, Пиллау служил надежной защитой для проходящих судов.

Во время Великой Отечественной войны в Пиллау шли ожесточенные бои. Именно отсюда морем в панике эвакуировалось гражданское население всей Восточной Пруссии с 13 января по 25 апреля 1945 года — операция «Ганнибал».

Советская армия столкнулась в Пиллау с яростным сопротивлением немцев, это был последний опорный пункт Восточной Пруссии. 25 апреля 1945 года под натиском наступающей Красной армии город пал. После войны территория Пиллау перешла к СССР.

История

Старая прусская деревня

Балтийск изначально был местом Старый прусский рыбацкая деревня, основанная на побережье Вислинская коса в какой-то момент в 13 веке. В нескольких документах деревня называлась «Пиле» или «Пиль», возможно, так как пилс

то Старый прусский язык слово для форт.[
нужна цитата
] В конечном итоге он был завоеван Тевтонские рыцари, название которого превратилось в Немецкий форма Пиллау. В 1497 г. штормовая волна выкопал новый гат перед деревней, и еще один сильный шторм создал судоходную Балтийский пролив через ворота 10 сентября 1510 года. Это способствовало развитию Пиллау в важный порт Герцогство Пруссии, а сруб был построен в 1537 году, за ним последовала система складских помещений в 1543 году, а самые ранние укрепления — в 1550 году. Тридцатилетняя война, гавань была занята Швеция после их победы над Речь Посполитая, и король Густав Адольф высадился там со своим подкреплением в мае 1626 года. прекращение огня из Altmark в 1629 году шведы удержали Пиллау и приступили к модернизации его укреплений, построив Звездный форт который остается одной из достопримечательностей города. В 1635 году жители Пиллау заплатили выкуп из 10 000 талеры, после чего шведские войска передали поселение Курфюрст Бранденбургский.

Прусский город

Маяк
К концу 17 века Пиллау значительно расширился, и маяк и построили каменную церковь. Петр Великий, то Царь России, посетил Пиллау трижды, первый из которых был в 1697 году в связи с его Великое посольство к западная Европа. В настоящее время рядом с маяком стоит статуя Петра Великого. После того, как Пиллау получил городские привилегии в 1725 г. Барокко-стиль ратуша был построен и открыт в мае 1745 года, но был разрушен в конце Второй мировой войны. Российские войска оккупировал город во время Семилетняя война и построил небольшой Православный церкви там, с событием, ознаменованным конной статуей Императрица Елизавета, открыт в 2004 году. В июне 1807 года Пиллау был штурмом Наполеонс Grande Armée вовремя Наполеоновские войны, хотя в остальной части XIX века никаких выдающихся событий не произошло. Записи Шотландский «Колония», основанная в Пиллау в 1815 году, появилась в публикации 1890 года, хотя их подлинность сомнительна. Маяк был построен на высоте 31,38 метра (103,0 фута), а вся крепость была обновлена ​​и перестроена Пруссаки в 1871 г.

Значение Пиллау уменьшилось с 15 ноября 1901 г., когда судоходный канал была открыта, соединяя Вислинский залив около Циммербуде (ныне Светлый) к Кенигсберг. Экономика Пиллау в значительной степени основывалась на том, что большие судоходные суда были вынуждены швартоваться в городе из-за небольшой глубины лагуны возле Кенигсберга, столицы и крупнейшего города страны. Восточная Пруссия, а затем товары будут перевезены из Пиллау в Кенигсберг другими способами. Построенный огромной стоимостью в тринадцать миллионов марок, канал позволял судам длиной 21 фут (6,4 м). проект швартоваться у города или плыть прямо в Кенигсберг, не останавливаясь в Пиллау, что приведет к серьезному спаду в экономике города.

Вторая Мировая Война

Festung Пиллау Эвакуация немецких мирных жителей из Пиллау, 26 января 1945 г., спасаясь от Красная армия
В течение Вторая Мировая Война, У Пиллау был Подводная лодка учебного комплекса, а 16 апреля 1945 г. Немецкая подводная лодкаU-78

был потоплен Красная армияартиллерийский огонь, когда она стояла у причала электроснабжения в порту Пиллау, и была единственной подводной лодкой, которая когда-либо была потоплена наземными силами во время Второй мировой войны. Когда Красная Армия вошла в Восточную Пруссию, более 450 тысяч беженцев были переправлены из Пиллау в центральную и западную Германию, и город в конечном итоге был захвачен Советами 25 апреля 1945 года.

Современный Балтийск

Старая церковь Святого Георгия
После войны Пиллау был включен в состав северной части Восточной Пруссии, перешедшей к Советский союз это стало Калининградская область, а Жители Германии были изгнаны. Вовремя русификация В 1946 году название города было изменено на Балтийск.[11]

В 1952 году советские власти открыли военно-морская база для Балтийский флот из Советский флот в Балтийске, и в результате стал закрытый город доступ был запрещен иностранцам или лицам без разрешения. Вовремя Холодная война его обслуживали Балтийская авиабаза. Город, наряду с Калининградом, остается одним из двух круглогодичных незамерзающие порты вдоль Балтийское море Береговая линия доступна для России.

В 2022 году на волне антизападных настроений вслед за Россией аннексия Крыма, были призывы изменить герб города немецкой эпохи, на котором изображен осетр в короне короля Фридрих Вильгельм I Прусский. Исторический герб был передан городу, тогда известному как Пиллау, в 1725 году.[12]

Достопримечательности Балтийска


Вид на балтийскую набережную с Западного форта

Главные достопримечательности Балтийска — это крепость Пиллау и набережная. Именно на пешеходной набережной, которая называется Морской бульвар, можно увидеть Балтийскую косу, отделенную от города проливом. А также посмотреть маяк и памятники Петру I, жене моряка и российской императрице Елизавете. Крайняя точка набережной — Северный мол, другая точка — пирс и паромная станция на Балтийскую косу.

Здесь же, рядом с крепостью Пиллау, находится Спортивно-оздоровительный комплекс ЦСКА (бывший «Прибой»), в котором есть аквапарк, боулинг, бильярд, кафе и смотровая площадка на крыше с панорамным видом на море. Спорткомплекс был построен в 2008 году.

Цитадель Пиллау


Цитадель Пиллау

Стоимость входного билета: 100 руб., школьники, студенты, пенсионеры — 50 руб., дошкольники — бесплатно. Стоимость экскурсии (1 час): 200 руб., входной билет обязателен, дошкольники — бесплатно. Билеты приобретаются в музее Балтийского флота.

Главной достопримечательностью Балтийска является цитадель Пиллау. Она построена в форме пятиугольника, каждая сторона которого равна 80 метрам. На карте отчетливо видна форма крепости в виде пятиугольной звезды. Каждый угол звезды — бастион с собственным названием: Кёниг (Король), Кёнигин (Королева), Кронпринц (Наследный принц), Альбрехт и Пруссия.

Цитадель окружена рвом с водой и находится на берегу пролива, разделяющего Балтийск и Балтийскую косу.

Крепость начали строить в 1626 году по приказу шведского короля Густава II Адольфа во время Польско-шведской войны. В 1697 году в крепости обучался бомбардирскому, артиллерийскому и фортификационному искусству Петр I.

Крепость Пиллау использовалась немцами в качестве хранилища артиллерийских боеприпасов. После 1945 года крепость принадлежала Министерству обороны РФ. В 1994 году крепость Пиллау отнесли к памятнику истории и культуры, в 1999 году часть крепости отдали Музею Балтийского флота — филиалу Центрального Военно-Морского музея, расположенного в Санкт-Петербурге. В 2022 году военные полностью передали цитадель музею.

Цитадель Пиллау — это еще один предполагаемый вариант, где может находиться утраченная знаменитая Янтарная комната, похищенная немцами из Пушкина в 1941 году, и другие ценности, вывезенные из СССР.

«От Пиллау до Балтийска»: история самого западного города России (фото)

Балтийск прочно ассоциируется у калининградцев с военной базой, чудесными широкими пляжами и длинным молом. Недавно открытый для «посторонних» глаз приморский город привыкает к своей привлекательности и не стесняется рассказывать тысячи историй своего существования.

Так получилось, что за Пиллау (именно так назывался Балтийск до 1945 года), боролись многие короли и даже природа. Море всячески способствовало появлению и развитию города. К сожалению, как и во многих городах Калининградской области, от прежней архитектуры в основном остались лишь рассказы. Но узкие мощёные улочки, памятники и набережные помнят всех, кто когда-то пытался стать хозяином этого города.

Гуляя по Балтийску под рассказы гида, то и дело хотелось закрыть глаза и представить Пиллау во все времена — начиная от появления в нём первых авантюристов в погоне за янтарём и заканчивая строительством Северного мола, который по сей день принимает гостей для длительных прогулок на закате. Однако обо всём по порядку.

Русалки, осётр и шторм

Известно, что Балтийск сформировался из пяти самостоятельных деревень. Первые упоминания о поселении в этом районе относятся к XIII веку. Называлась эта деревня Вограм и занимала территорию в 17 гектаров. Населяли её рыцари и переселенцы из Европы, которым приглянулось богатое рыбой море и леса, полные добычи. Впрочем, многих влекло и желание разбогатеть — песок у моря был «размешан» дорогостоящим янтарём.

Как уже говорилось, борьбу за эту территорию предпринимали не только люди, но и стихия. Ненормальные в нашем понимании природные явления случались на этой местности довольно часто. Среди них и Северное сияние, и падение метеорита, и снег в июне. Что касается ветра, то он сыграл решающую роль в жизни этих мест. Так, первый разрушительный шторм обрушился на Вограм в 1690 году, и выжившие люди были вынуждены перебираться в другие поселения.

Что касается деревни с названием, похожим на Пиллау (Пилль, Пиле), то она появилась на 166 лет позже возникновения деревни Вограм. В переводе с прусского это означало «гора», «замок», «крепость». Но существует древняя прусская легенда, что имя городу дала русалка Пилла, которая выходила на берег, чтобы посушить волосы. Верить этому или нет — решать читателю, но, на мой взгляд, такое начало истории для чудесного приморского города звучит вполне натурально.

Все жители этого селения были так или иначе заняты в отлове и обработке осетра. Важнейшим зданием деревни являлась Осетровая изба на холме — на её месте сейчас стоит православный храм. Стоит отметить, что именно этой рыбе Балтийск обязан своим становлением. Вокруг этой избы и появилось первое поселение, а само здание представляло собой что-то вроде казны — помимо рыбы сюда несли собранный янтарь. Тогда в год вылавливали до тысячи осетров, а его переработка была государственной монополией. Мастера осетрового дела и даже их помощники являлись самыми влиятельными жителями города. Впрочем, значимость этой рыбы не прошла мимо — её изображение позже стало красоваться на гербе Пиллау, а сейчас — на гербе Балтийска. Для многих, скорее всего, станет сюрпризом, что в нашем море когда-то водилась такая редкая рыба. Дело в том, что осётр любит чистую воду, и когда корабли перешли на мазутное топливо, он практически исчез из Балтийского моря.

Неизвестно, как сложилась бы судьба этой территории, если бы в 1510 году с моря не пришёл жесточайший шторм, во время которого образовался пролив, отделивший нынешнюю Балтийскую косу от суши. Отголоски этого шторма почувствовали и жители Кёнигсберга, многие из которых не смогли уснуть из-за бушевавшей Преголи. Позже жители Пиллау стали называть пролив «данным Богом», потому что с его возникновением резко к лучшему изменилась и жизнь уже нового поселения.

Новый Пиллау, шведы и первые камни крепости

После шторма жители Пиллау вышли из укрытий и обнаружили, что их город приобрёл иные очертания: часть суши отделилась, и образовался пролив. После этого дня жизнь уже не была прежней — люди обосновались на нынешней косе, а пролив стал судоходным, привнеся колоссальное развитие в экономику и историю города. Именно с этого момента Пиллау разделился на Старый и Новый.

Пролив под названием Фриш-Гаф обеспечил грандиозные перемены, доходы и развитие города. За десять лет в Пиллау появились жаровни с углём для освещения, примитивные фонари, пивная и пекарня. Город стал укрепляться и в военном плане — появился блокгауз, который позже был передан таможне и земляные укрепления, рвы. Таможенные сборы, которые вносили проплывающие суда, и благополучная торговля осётром приносили немалые доходы и обеспечивали жизнь поселения.

За век Пиллау стал лакомым кусочком для завоевателей, и во время прусско-шведской войны в 1623 году король Швеции Густав II Адольф высадился в мирном городе. Через три часа его войска полностью оккупировали Пиллау, а король заявил, что «эта плохая песчаная площадка нужна ему временно». Вскоре он поручил своим подчинённым построить крепость и отправился в поход. Для её возведения было собрано четыре тысячи человек — однако через год огромное количество жизней унесла чума. Строительство известной для нас Шведской крепости продолжилось лишь в год смерти короля, в 1632 году. Голландский инженер Матнал Венту приступил к возведению пятиконечного здания, которое через три года в честь примирения было продано Пруссии. История и архитектурные особенности этой крепости очень занимательны, и мы обязательно вернёмся к ним в следующий раз.

Фридрих Вильгельм Великий, статус города и первые русские следы

Через год после заключения мирного соглашения между пруссами и шведами в Пиллау вошли Бранденбургские войска. Их жизнь на этой территории была несладкой — всё зависело от количества денег, полученных от продажи янтаря и таможенных сборов. Зимой мореходство почти прекращалось, и жизнь становилась практически невыносимой. Однако это не убило боевой дух солдат, и они продолжали строительство крепости.

В 1657 году вновь вспыхнула польско-шведская война, и Пиллау снова угрожала опасность. Для защиты была собрана флотилия в три корабля, которая стала основой будущего прусского флота. Командовал кораблями губернатор Пиллау — полковник Пьер де ля Каве. Спустя три года Польша и Швеция вновь заключили мирный договор, что вернуло в город спокойные времена.

В это время к власти в Пиллау пришёл Фридрих Вильгельм Великий, который стал одной из ключевых фигур в истории города. За время его правления жители получили право торговли с владельцами корабельных грузов, была построена мельница и небольшой деревянный маяк. Недалеко от маяка появилась первая гостиница и первый бастион для защиты от шторма. К 1660 году в Пиллау проживало около 300 человек.

В 1697 году — за три года до того, как была завершена пятиконечная крепость, в рамках Великого посольства в Пиллау прибыл Пётр I. Его свита насчитывала четыре тысячи человек. Для того, чтобы лучше узнать архитектуру и укрепить связи, российский царь был в Пиллау ещё дважды — в 1711 и 1716 годах. Русский правитель пользовался большим уважением среди пруссов. Король Фридрих Вильгельм I даже преподнёс ему в подарок Янтарный кабинет в 55 квадратных метров и Янтарную комнату. Легенды об этой комнате хорошо известны калининградцам, ведь следующим пристанищем для сокровищ после Санкт-Петербурга стал Кёнигсберг. Дальнейшая судьба Янтарной комнаты неизвестна — сколько бы её ни искали. В ответ на щедрый подарок Пётр «преподнёс» пруссу 55 русских великанов для королевской гвардии. Ко дню 300-летия Балтийского флота в городе был установлен памятник последнему российскому царю.

Всё это время стремительно развивающееся и привлекательное для иностранцев поселение не имело статуса города. Его Пиллау приобрёл только в 1725 году. Тогда был введён и известный балтийцам герб с изображением осётра в золотой короне.

Следующий русский след в Пиллау был оставлен во время Семилетней войны, в 1758 году, когда армия Елизаветы I заняла прусские территории. Когда войска российской императрицы сошли на берег Пиллау, многие горожане сбежали в Кёнигсберг. Однако те, кто остался, не подвергались лишениям и пыткам. Напротив — всё население было объявлено свободным в вере, торговле и печати. Студенты продолжали учёбу, а преподаватели пользовались особым почтением русских. Даже занятые в строительстве прусские крестьяне отпускались домой на сбор урожая, который шёл на их обеспечение. В свою очередь, русские войска питались хлебом, привезённым с родных полей.

Рано или поздно патриотические чувства пруссам всё-таки пришлось усмирить — 24 января, в день рождения короля Фридриха Великого, все они дали присягу на верность России. Однако это была своего рода привилегия, ведь в России присягать имели право только дворяне. Своё колено перед Елизаветой преклонил и великий философ Иммануил Кант.

Такое положение дел, по понятным причинам, не устроило прусского короля, и он с первого дня вторжения на свои земли стал вынашивать план возмездия. Одну из ключевых ролей в этом заговоре сыграл почмейстер Пиллау Людвиг Вагнер, который передавал королю информацию и деньги. Несколько лет пруссы разрабатывали схему освобождения Пиллау от «узурпаторов», однако их планы не увенчались успехом. Заговор был раскрыт, а его участники, Вагнер и другие помощники короля, были сосланы в Сибирь.

За время правления Елизаветы в Пруссии в Пиллау была построена «Русская дамба», сегодня более известная как Русская набережная, и православная церковь. Российские средства вкладывались в развитие города, а армия императрицы работала над облагораживанием своих земель и с уважением относилась к местному населению.

Французы, маяк, Северный мол и упадок Пиллау

Во время франко-прусской войны в начале 19 века французы впервые вошли в Пиллау. Тогда армии не удалось взять крепость, а через месяц государства уже заключили Тильзитский мир. Вторая попытка обосноваться в приморском городе пришлась на 1812 год. Занявшие город французы оставались в нём недолго — в это же году они отступили под натиском русских солдат.

Вскоре после этих событий, в 1816 году, в Пиллау был построен новый маяк, который до сегодняшнего дня является одним из символов города. Его высота составляет более 30 метров. Автор постройки неизвестен — разные источники предполагают разные версии. Огонь, указывающий путь морякам, виден на 16 морских миль (около 30 километров).

В 19 веке в Пиллау появилась ещё одна достопримечательность, которая и сегодня является визитной карточкой Балтийска. Самая западная точка России — Северный мол — строился более сорока лет, с 1840 по 1883 год. Предпринять такой дорогой «проект» было необходимо для обуздания морских потоков и предотвращения обмеления пролива. Мол действительно выполнил свою функцию — глубина пролива увеличилась с трёх до девяти метров, а Пиллау не утратил привилегий таможни.

В сороковых годах 19 века Пиллау начал испытывать экономические трудности. Торговля шла хуже, и всё больше людей оставались без работы. Однако работа по развитию города шла непрерывно — в 1865 года Пиллау и Кёнигсберг связала железная дорога, что в разы облегчило доставку товаров. Весь 19 век и до 1945 года в городе проводилось плановое озеленение — высаживались деревья, строились широкие прогулочные дороги.

В 1817 году в Пиллау открылась первая типография, благодаря которой удалось сохранить сведения о судах, заходивших в городской порт. Позже, в 1848 году в будущем Балтийске появилась первая местная газета «Огни Пиллау». Постоянный труд жителей Пиллау и их крепкий дух позволили вывести город из кризиса — во второй половине 19 века он стал самым доходным в Восточной Пруссии. Для отдыха и для того, чтобы «подлечить нервы», в этот город приезжали «сливки» творческой элиты. В 1869 году здесь были впервые организованы соревнования кёнигсбергского яхт-клуба «Рил», которые с 1880 года ежегодно проводятся летом. С началом перестройки эта традиция возобновилась, и регата, как правило, проводится в День военно-морского флота.

Несмотря на успех горожан, прогресс сделал своё коварное дело — в 1901 году был открыт Кёнигсбергский канал, который позволял судам заходить в город, минуя Пиллау. Это событие постепенно стало приводить жизнь горожан в упадок.

С тех пор в городе начались попытки вывести его «на другой уровень». Власти намеревались «перепрофилировать» Пиллау в туристический объект, а для этого ему были необходимы изменения. Кроме того, в это время началось развитие промышленности. «В 1914 году началась первая мировая война. Русский флот заминировал побережье моря. По словам О. Шлихта, мины были очень хорошего качества, но плохо установлены. Настоящая паника была, когда их начало выбрасывать на побережье. Подрывались не только корабли и рыбачьи лодки в море, но и люди на побережье. Специалисты ходили по берегу и обезвреживали мины. Когда русские войска почти приблизились к Кёнигсбергу, многие бежали из города. Огромное впечатление на жителей произвело зрелище, когда конвой из кораблей шёл в сопровождении дирижабля», — пишет в своей книге «Тайны Пиллау» Лидия Довыденко.

Для жителей города наступили тяжёлые времена: еда по карточкам, основной продукт питания — брюква. Люди были обязаны отдавать металл, а ценности государство скупало. После окончания войны Пиллау стал единственной возможностью попасть из Восточной Пруссии в Германию без польского контроля. Через морские ворота города прошли сотни судов с желающими приехать в Пруссию или уехать из неё. В 1921 году Пиллау стал закрытым городом и был объявлен базой германского флота, что, однако, не мешало дальнейшему развитию инфраструктуры города. Так, в 1927 году в городе появился водопровод, а первая водонапорная башня сохранилась и по сей день. А построенные в том же году очистные сооружение остались практически нетронутыми и используются балтийцами сегодня. Кроме того, в тридцатые годы в Пиллау начали масштабно строить отели, пансионаты и маленькие кафе, а в 1934 году было начато строительство аэродрома. Туристы продолжали прибывать в город, было налажено транспортное сообщение с Кёнигсбергом и по городу.

Вторая Мировая война прервала все начинания и строительства и город вновь погрузился в нищету. Из воспоминаний Эрвина Фридриха Кафке, который работал в администрации Пиллау.

«Осётр над ратушей сверкал короной радостно, гостеприимно. Он видел бесконечную нищету, смерть и нужду, когда 18 января 1945 года поток восточно-прусских беженцев влился в город и торопился в порт».

Несмотря на вход советских войск в город, около 250 коренных жителей предпочли остаться в Пиллау. Однако в 1948 году они были принудительно депортированы. 27 ноября 1946 года Пиллау был переименован в Балтийск.

Воспоминания жителя Пиллау

Выходцы из Пиллау сейчас в основном проживают в немецком городке Эккенферде. Ежегодно они собираются у памятника Великому Кюрфюрсту, построенному в 1913 году в их родном Пиллау. Он случайно уцелел во время войны и был найден в Гамбурге, откуда его и доставили на новое место жительства этих людей.

Некоторые из них смогли побывать на родине и рассказать нынешним балтийцам, каково это было — жить в чудесном приморском городе. Лидия Довыденко любезно предоставила журналистам Калининград.Ru рассказ одного из них.

Из воспоминаний Иоахима Рюге, который проживает вместе с женой Верой недалеко от Дрездена:

«Мы любили собираться у большой кафельной печи, особенно в осенне-зимнее время и когда из-за шторма выключали электричество. Отец часто отсутствовал дома, потому что работал лоцманом и провожал заходившие корабли по морскому каналу в Кёнигсберг или в Эльбинг (Эльблонг). А мама всегда была с нами. Мы очень любили сумерничать, экономя электричество, сидя около нашей печи. Мы пели песни, например, «Знаешь ли ты, сколько звёздочек на небе», ели яблочный пирог, или мама рассказывала о своем детстве. Её родительский дом был таким крошечным, что в нем едва помещался стол со стульями вокруг него. Но это не мешало ему быть милым и уютным».

«4 апреля 1937 года я был записан в первый класс. По старой традиции я получил подарок. Была такая картонная упаковка в виде длинного конуса длиной около 80 сантиметров, которая наполнялась сладостями и мелкими предметами, необходимыми в школе. Народная школа, в которую я ходил, находилась на современной улице Головко, это здание не сохранилось. На занятия физкультурой шли мы через школьный двор в спортивный зал, который принадлежал средней школе для мальчиков (сейчас это здание матросского клуба), в которой я стал учиться после Пасхи 1941 года. Мой путь в школу был очень коротким, в отличие от моего старшего брата и сестры, которые учились в Пиллау-2 (сегодня это лицей №1). Английский был первым иностранным языком, а с 3 класса я начал учить латинский».

«Сегодня центром Балтийска является Пиллау-2, а в моё время основная жизнь города была сосредоточена в Пиллау-1. Кажется, это небольшое пространство — а здесь была 21 улица и две площади. Дома по большей части были одноэтажными. Центральная площадь (сегодня конечная остановка микроавтобусов на Кронштадтской) имела треугольную форму. На ней стояла ратуша с башенкой, на шпиле которой вертелся металлический осётр и показывал направление ветра. Тут же располагалась аптека, кафе-мороженое, кайзеровский кафе-магазин, многочисленные торговые лавочки и всеми нами любимое кино. В центре площади был фонтан. Важнейшими постройками были маяк и лоцманская башня, памятник великому курфюрсту (на месте памятника Петру I), великолепное здание почты (не сохранилось), «Золотой якорь», здание суда (музей БФ), реформистская церковь (сегодня православная), старая крепость и казармы (здание штаба базы). Среди кафе и столовых любимым местом у горожан было кафе Ильске-Фалле (не сохранилось). Оно было оформлено в морском стиле, на стенах висели картины, связанные с темой моря и морской жизнью».

«За очистной установкой между крепостью и каналом был луг, и там находилась так называемая белильня. Здесь хозяйки сушили на солнце белое постельное бельё, белые полотенца и скатерти. Зимой же в этом месте один житель Пиллау (имя не помню) заливал здесь каток, и мы катались там, сколько хотели, за 10 пфеннигов. Каток был очень популярен».

«Во время войны в Пиллау стоял знаменитый лайнер «Роберт Лей» как раз напротив памятника курфюрсту. Его каюты стали квартирами для многих матросов-подводников. Мы, дети лоцманов, полностью излазили и изучили этот корабль, учили азбуку Морзе, одевали противогазы. Однажды я обрызгался кислотой, на месте этих брызг появились дырки. Это была катастрофа, и мама долго нашивала множество заплаток, так как другого костюма у меня не было. С августа 1944 года начались бомбардировки Кёнигсберга английской авиацией. Мы с братом залезли на чердак и из окна увидели кроваво-красное небо на востоке. Это горел Кёнигсберг».

Калининград.Ru благодарит за помощь в подготовке материала Лидию Довыденко, учёного и журналиста, которая уже трижды переиздавала свою книгу «Тайны Пиллау». Также редакция выражает благодарность Фёдору Мунтяну за экскурсию и старые фотографии города.

Интересные факты о городе

В 1585 году жители Пиллау наблюдали Северное сияние.

В 1642 году в Пиллау был издан указ, предусматривавший большие штрафы женщинам, которые были замечены в ссорах и сплетнях.

Знаменитый композитор Рихард Вагнер бежал от кредиторов в Лондон через Пиллау.

В 1769 году на территорию Пиллау упал метеорит.

Первый поезд с пассажирами из Кёнигсберга дошел до Пиллау за 78 минут.

В июне 1871 года в Пиллау выпал снег.

Текст — Елизавета Шафер, фото — Кирилл Новиков

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции Калининград.Ru

Музей Балтийского флота

Сайт: navalmuseum.ru. Адрес: ул. Кронштадтская, 1. Часы работы: с 10.00 до 18.00 — среда-воскресенье. Стоимость билета: 200 рублей, школьникам, студентам, пенсионерам — 100 руб., дошкольникам бесплатно.

Музей Балтийского флота открыт в 1959 году. С тех пор он неоднократно менял дислокацию. Сегодня он находится в здании, где до войны располагался суд города Пиллау. Здание интересно своей архитектурой: псевдоготический стиль, дата постройки — 1903 год.

Но главное достояние музея это его экспозиции. Здесь представлены макеты кораблей, вооружение, боеприпасы, документы, награды моряков времен Первой и Второй Мировых войн, портреты героев-балтийцев. Музей хранит историю Балтийского флота, в том числе развитие морской авиации, подводного флота, а также историю города Пиллау-Балтийска.

Экономика и население Балтийска

Жизнь современного Балтийска тесно связана с военной базой и морским портом. Большая часть жителей города, так или иначе, вовлечена в обслуживание именно этих двух объектов.

В Балтийске по состоянию на 2022 год проживает чуть более 33 тысяч человек. Средний возраст его жителей – 36 лет. Несмотря на низкую рождаемость, население города растет за счет притока мигрантов из стран СНГ. По сравнению с другими населенными пунктами Калининградской области Балтийск – достаточно «продвинутый» город. Об этом красноречиво свидетельствует один факт. В 2009 году жители одного из многоэтажных домов, в котором долгие годы не работал лифт, довели это дело аж до Страсбургского суда!

Ключевые отрасли местной экономики – судоремонтная и пищевая промышленность. В последние десять лет активно развивается туризм. Крупнейшее промышленное предприятие Балтийска – судоремонтный завод № 33, который обслуживает как военные, так и гражданские суда (в том числе, и иностранные). В городе также работает нефтеперевалочная компания.

Морской порт играл важнейшую роль в развитии города еще с момента его основания в XVI веке. Особенно бурно он развивался в XIX веке. Сегодня активно ведутся работы по его модернизации. Ежегодно через морской порт Балтийска проходит не менее одного миллиона тонн различных грузов.

Кафедральный морской собор

Адрес: ул. Адмирала Кузнецова, 3

Кафедральный Свято-Георгиевский морской собор находится в здании кирхи рядом с музеем Балтийского флота. Кирха была построена в 1866 году в неоготическом стиле из красного обожженного кирпича. В советское время здесь размещался матросский клуб, потом военные склады.

В мае 1991 года здание перешло РПЦ, теперь в бывшей кирхе действующий православный храм, что для Калининградской области является обычным делом.

Достопримечательности

Исторические здания в городе и его окрестностях включают пятиугольную Цитадель Пиллау, основанный шведами в 1626 году, завершенный пруссаками в 1670 году, отреставрированный в 1870 году, в настоящее время здесь находится военно-морской музей; руины замка Лохштадт 13 века; лабиринт морских укреплений XIX века; Георгиевский морской собор (1866 г.); 32-метровый (105 футов) Экспрессионист смотровая башня (1932 г.); то Готическое возрождение строительство Балтийский флот Музей (1903 г.); и элегантный маяк, датируемый 1813-1816 гг. Каменный крест, воздвигнутый в 1830 году в ознаменование предполагаемого места св.Адальберт ПражскийМученичество, было уничтожено Советским Союзом и восстановлено через тысячелетие после этого события, в 1997 году.

Памятник императрице Елизавете

В 2004 году в Балтийске был установлен памятник российской императрице Елизавете Петровне, скульптор — Георгий Франгулян. В честь событий Семилетней войны, когда Восточная Пруссия стала российской (1758-1762), а все ее население присягнуло на верность Елизавете Петровне.

Вес бронзового монумента 12 тонн, высота 14 метров. Императрица сидит на коне в форме полковника лейб-гвардии Преображенского полка. Памятник установлен на мощном постаменте на набережной.

Скульптура жена моряка

Если говорить о скульптурных памятниках, самым трогательным и символичным является скульптура женщины с ребенком «Жена моряка». Когда-то она находилась в городском парке, сейчас — на берегу Калининградского залива.

Скульптура символизирует ценность семейного очага, значение которого намного увеличивается в условиях длительного отрыва моряков от родной базы. Эта достопримечательность Балтийска сразу же после ее установки полюбилась жителям города.

Маяк

Красно-белый маяк является символом и достопримечательностью Балтийска. Интересна технология его постройки. У входа в Балтийский пролив в морское дно вбиты бетонные сваи, которые связаны между собой цепями. в промежутки между сваями заложены большие полевые камни. Так образуется фундамент маяка.

Маяк Балтийска имеет фору усеченного конуса высотой 31,4 метра. Первоначально свечение достигалось горением растительного масла, затем — керосина. Сейчас для этой цели используется электричество. Дальность видимости огня в ясную погоду достигает 16 морских миль (около 30 километров).

Памятник Петру I

Адрес: Морской бульвар

В 1998 году Балтийский флот отмечал трехсотлетний юбилей. К этой дате в Балтийске был установлен памятник Петру I работы И. Минина и В. Бартенева. Высота памятника с постаментом 6,4 метра, вес 2,5 тонны. Император Петр изображен в полный рост, в правой руке он держит подзорную трубу, левой опирается на свиток, лежащий на пюпитре.

Примечательно, что российский император трижды посещал Пиллау, который чем-то понравился Петру, и он дал этому городу название «маленький Амстердам».

Климат

Балтийск имеет умеренный океанический климат (Köppen CFB

граничит с
Dfb
).[13] Зима от холодной до мягкой, лето теплое. В июле и августе, самом теплом сезоне, высокие температуры в среднем составляют 21 ° C (70 ° F), а низкие температуры в среднем 15 ° C (59 ° F). В январе и феврале, самом холодном сезоне, высокие температуры в среднем составляют 3 ° C (37 ° F), а низкие — -2 ° C (28 ° F).

Климатические данные для Балтийска
МесяцЯнвФевМарАпрМайИюнИюлАвгСенОктябрьНояДекабрьГод
Рекордно высокая ° C (° F)14.5 (58.1)17.1 (62.8)14.9 (58.8)25.0 (77.0)27.1 (80.8)29.4 (84.9)31.7 (89.1)31.3 (88.3)26.7 (80.1)22.6 (72.7)17.1 (62.8)17.0 (62.6)31.7 (89.1)
Средняя высокая ° C (° F)2.5 (36.5)2.5 (36.5)4.6 (40.3)9.7 (49.5)14.9 (58.8)17.8 (64.0)20.6 (69.1)21.0 (69.8)16.8 (62.2)12.4 (54.3)6.4 (43.5)3.5 (38.3)11.1 (52.0)
Среднесуточное значение ° C (° F)0.3 (32.5)0.4 (32.7)2.5 (36.5)7.0 (44.6)11.7 (53.1)15.0 (59.0)17.9 (64.2)18.4 (65.1)14.4 (57.9)10.1 (50.2)4.6 (40.3)1.4 (34.5)8.7 (47.7)
Средняя низкая ° C (° F)−1.8 (28.8)−1.6 (29.1)0.3 (32.5)4.0 (39.2)8.2 (46.8)11.8 (53.2)14.8 (58.6)15.6 (60.1)12.1 (53.8)8.1 (46.6)2.9 (37.2)−0.4 (31.3)6.2 (43.2)
Рекордно низкая ° C (° F)−20.8 (−5.4)−17.6 (0.3)−12.9 (8.8)−4.0 (24.8)−0.2 (31.6)1.4 (34.5)7.8 (46.0)8.1 (46.6)4.3 (39.7)−1.4 (29.5)−8.8 (16.2)−14.8 (5.4)−20.8 (−5.4)
Средний осадки мм (дюймы)65 (2.6)54 (2.1)50 (2.0)41 (1.6)53 (2.1)71 (2.8)78 (3.1)69 (2.7)73 (2.9)62 (2.4)66 (2.6)73 (2.9)752 (29.6)
Источник: Kaliningrad-meteo.ru[14]

Торпедный катер

Адрес: между Георгиевским морским собором и площадью Балтийской Славы.

Памятник «Торпедный катер» установлен в 1973 году в честь моряков Первой Краснознамённой бригады торпедных катеров. Представляет собой настоящий боевой катер «Комсомолец» образца 1944 года с бортовым номером 36 на постаменте.

Пехотные казармы

Адрес: проспект Ленина, дом 1

Пехотные казармы Балтийска были построены в 1904 году для размещения военного гарнизона Пиллау. Здесь размещались штаб, Северная и Южная казармы, водонапорная башня высотой 30 метров, склады и другие хозяйственные постройки. Перед Первой мировой войной была построена Артиллерийская казарма. После войны в зданиях сначала размещались склады, а потом различные подразделения германской армии.

Во время Второй мировой войны здесь находилась школа подводников, тут готовили элитные войска ВМФ Германии. После войны казармы были сильно разрушены, восстановлены в 50-е годы прошлого века.

Интернациональное мемориальное кладбище

На кладбище похоронены жертвы Второй мировой войны, в основном первых месяцев (январь-апрель) 1945 года, когда на территории Восточной Пруссии велись бои. Захоронениями занимается Народный союз Германии по уходу за военными могилами согласно германо-российскому Соглашению от 16 декабря 1992 года.

Мемориальное захоронение в Балтийске начали строить в 1996 году, в 2000 году оно было построено. Раньше территория военного Балтийска была закрыта для всех, что делало невозможным здесь работу немецкой организации.

На кладбище не только могилы немецких солдат и офицеров, но и мирного населения, в том числе 204 беженца с корабля «Вильгельм Густлофф», потопленного советской подводной лодкой под командованием Александра Маринеско 30 января 1945 года. Здесь также захоронены граждане СССР и других стран, погибшие в войну.

На кладбище установлен памятник в виде трех крестов: один православный, два латинских. Кресты на могилах сгруппированы по три на всей территории мемориала. Здесь установлены мемориальные плиты с именами опознанных людей, их даты рождения и смерти.

Рекомендации

Примечания

  1. ^ абcdежграммчас
    Разрешение # 640
  2. ^ аб
    Федеральная служба государственной статистики России (2011). «Всероссийская перепись населения 2010 года. Том 1» [Всероссийская перепись населения 2010, т. 1].
    Всероссийская перепись населения 2010 года [Всероссийская перепись населения 2010]
    (на русском). Федеральная служба государственной статистики.
  3. «26. Численность постоянного населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2022 года». Федеральная служба государственной статистики. Получено 23 января, 2022.
  4. ^ абcdе
    Закон № 274
  5. «Об исчислении времени». Официальный интернет-портал правовой информации
    (на русском). 3 июня 2011 г.. Получено 19 января, 2022.
  6. Почта России. Информационно-вычислительный центр ОАСУ РПО. (Почта России
    ). Поиск объектов почтовой связи (
    Поиск почтовых объектов
    ) (на русском)
  7. Кеммерер, Маргарет (2004). Ortsnamenverzeichnis der Ortschaften jenseits von Oder u. Neiße
    (на немецком). п. 125. ISBN 3-7921-0368-0 .
  8. פּילאַווע, идишланд https://www.yivo.org/yiddishland-topo
  9. Федеральная служба государственной статистики России (21 мая 2004 г.). «Численность населения России, субъектов Российской Федерации в составе федеральных округов, городских поселений, городских поселений, населенных пунктов, населенных пунктами 3 тысячи и более человек». [Население России, ее федеральных округов, субъектов федерации, округов, городских поселений, сельских населенных пунктов — административных центров, сельских населенных пунктов с населением более 3000 человек] (XLS). Всероссийская перепись населения 2002 года [Всероссийская перепись населения 2002 года]
    (на русском).
  10. «Всесоюзная перепись населения 1989 г. Численность наличного населения союзных и автономных республик, автономных областей и округов, краёв, областей, городских поселений и сёл-райЭльблонг — Подстроны / Мяста партнерские». Эльблонский Дзенник Интернетовы
    (по польски). Архивировано из оригинал 15 марта 2011 г.. Получено 1 августа, 2013.
  11. «Эльблонг — Партнерские Мяста». Elbląg.net
    (по польски). Получено 1 августа, 2013.

Источники

  • Правительство Калининградской области. Постановление №640 от 30 августа 2011 г. «Об утверждении реестра административно-территориального деления Калининградской области», в ред. Постановления №877 от 21 ноября 2011 г «О внесении изменений в Постановление Правительства Калининградской области от 30 августа 2011 г. №640 ». Вступил в силу со дня официального опубликования. Опубликован: «Калининградская правда» (вкладыш «Официально»), №170, 15 сентября 2011 г. (Правительство Калининградской области. Постановление № 640 от 30 августа 2011 г. Об утверждении Реестра объектов административно-территориального деления Калининградской области
    В редакции постановления № 877 от 21 ноября 2011 г.
    О внесении изменений в постановление Правительства Калининградской области № 640 от 30 августа 2011 г.
    . Действует со дня официального опубликования.).
  • Калининградская областная Дума. Закон №274 от 3 июля 2008 г «Об организации местного самоуправления на территории муниципального образования« Балтийский городской округ »», в ред. Закона №370 от 1 июля 2009 г. «О территориях муниципальных образований Калининградской области». Вступил в силу со дня официального опубликования. Опубликован: «Калининградская правда», №124, 11 июля 2008 г. (Калининградская областная Дума. Закон № 274 от 3 июля 2008 г. Об организации местного самоуправления на территории муниципального образования «Городской округ Балтийский»
    В редакции Закона № 370 от 01 июля 2009 г.
    О составе территорий муниципальных образований Калининградской области
    . Действует со дня официального опубликования.).
  • Бедекер, Карл, Северная Германия
    , 14-е исправленное (на английском языке) издание, Лейпциг, Лондон и Нью-Йорк, 1904 г.

Городской парк имени Головко

Жители Балтийска очень любят отдыхать в городском парке имени адмирала А.Г. Головко, расположенный на берегу Гданьского залива. Парк был разбит в начале XIX века, как защита от песка и сначала назывался Приморский.

Здесь в тени деревьев уединяются влюбленные. Работает летняя эстрада, где выступают местные и заезжие исполнители. Действуют кафе, продается мороженое.

В девяностые годы прошлого века парк пришел в запущение. Но в последующие годы силами военных строителей были проведены восстановительные работы. и сейчас он вновь стал радовать горожан.

Балтийская военно-морская база

Балтийская военно-морская база является главной базой Российского флота. Особенно интересно здесь бывает в день ВМФ России. Можно посмотреть парад кораблей, театрализованное представление по высадке морского десанта. В городе организуется выставка образцов вооружения и снаряжения.

Оказаться на палубе боевого корабля — сокровенная мечта каждого мальчишки. А пройти по его помещениям: рубкам, кубрикам,спуститься по трапам, поесть матросского борща на камбузе — это вообще предел мечтаний. В день Военно-морского флота (последнее воскресение июля) эта мечта становится реальностью. В этот день проводятся организованные экскурсии под руководством боевых офицеров, которые покажут и расскажут, как работают образцы вооружения, и даже разрешат их потрогать.

Северный и южный молы


Северный мол

Северный и южный молы Балтийска — это морские ворота города. Были построены для защиты пролива от песка и волн. Северный мол был построен в 1883 году, а Южный мол в 1887 году. На Северном моле установлена башня с красным огнем, на Южном с зеленым.


Южный мол

Южный мол находится на Балтийской косе через Балтийский пролив, на расстояние 361 метр.

Крайние точки России

Названия крайних точек континентальной России известны всем еще со школьной скамьи – это:

  • Мыс Челюскин (северная).
  • Гора Базарзюго (южная).
  • Балтийская коса (западная).
  • Мыс Дежнева (восточная).

Список самых крайних городов России (на карте ниже отмечено их местоположение) выглядит следующим образом:

  • Певек (самый северный).
  • Дербент (самый южный).
  • Балтийск (самый западный).
  • Анадырь (самый восточный).

Любопытно, что самый северный и самый восточный города России расположены в пределах одного субъекта федерации – Чукотского автономного округа. Расстояние между ними относительно невелико – каких-то 600 км. Анадырь и Певек – это суровые северные города, население которых вынуждено жить в экстремальных климатических условиях.
А вот крайний южный город страны кардинально от них отличается. Морозы здесь – огромная редкость. Лето в Дербенте длится 250 дней, а улицы древнего города украшает вечнозеленая субтропическая растительность.

Далее мы максимально подробно расскажем вам о самом западном городе России. Где находится Балтийск, какой там климат, и сколько в нем проживает людей? Давайте вместе разбираться.

Балтийская коса

Балтийская коса

Южная часть города Балтийска находится на Балтийской косе — это поселки Коса и Рыбачий. Попасть на косу можно переплыв Балтийский пролив (на пароме или катерах). Здесь можно насладиться диким отдыхом: песчаные пляжи, рыбалка и красивая природа.

Из достопримечательностей Балтийской косы — построенный немцами в 1939 году аэродром Нойтиф с двумя бетонными взлетными полосами и гидрогаванью. После войны аэропорт использовался русскими военными. В настоящее время заброшен всеми, разграблен и разрушается от времени.

Форт Западный — памятник фортификационного зодчества середины XIX века. Разрушается морем, людьми и временем. Никаких мер по сохранению Западного форта власти не предпринимают.

Балтийск очень красивый и уникальный морской город России. Достопримечательности Балтийска отражают богатую историю и культуру старинного города.

Архитектура и районы

В архитектуре Балтийска доминирует поздняя советская застройка в виде типовых панельных домов. Также встречаются кирпичные двухэтажные дома, выстроенные немцами. Новостройки единичны и расположены преимущественно на окраинах города.

Помимо крошечного центра, в Балтийске выделяется еще несколько районов: Мечниково, Балтийская Коса, поселок Севастопольский. Мечниково расположено в четырех километрах от центра города и примыкает к Калининградскому шоссе. В советское время данная территория была закрытой. Балтийская Коса – это район, расположенный к югу от пролива, на одноименной песчаной косе. С центральной частью Балтийска он связан паромной переправой. Камсигал (или поселок Севастопольский) находится на берегу Приморской бухты. Жилой фонд данного микрорайона представлен старыми немецкими домиками в один этаж и (фрагментарно) новостройками.

Транспорт Балтийска представлен обычными и маршрутными такси. С Калининградом и другими районами области город связан регулярными автобусными маршрутами.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]