Город Калининград (бывший Кенигсберг) занимает положение полу эксклава по отношению к Российской Федерации: у них нет общей границы. Регион соседствует с Литвой и Польшей, имеет прямой выход в незамерзающее Балтийское море. Такое удобное расположение позволяет территории города иметь устойчивое развитие. В последние годы Калининград несколько раз признавался лучшим российским городом.
Возникший во второй половине 13 века замок Кенигсберг («королевская гора) тесно связан с историей рыцарей Тевтонского ордена. Именно они перенесли сюда из Польши свою столицу. А далее способствовали развитию герцогства Прусского, где власть целиком принадлежала церковной иерархии. Вокруг крепости процветали города:
- Альтштадт
- Лебенихт
- Кнайпхоф
Им и суждено было объединиться с Кенигсбергом, ставшим столицей Прусского государства в 1724 году. Через несколько лет столица Пруссии стала ненадолго русским городом в результате разгрома русским войсками «пруссаков» в Семилетней войне.
Историки склонны оценивать четырехлетний период русского владычества как положительный для развития города. Индустриализация Кенигсберга началась позже, когда развитие получили деревообработка, судостроительство.
К началу первой мировой войны город стал крупным международным торговым портом и в то же время являлся немецким эксклавом после поражения Германии в войне. От страны он был отделен польским коридором. Это сказалось на развитии территории: Кенигсберг был самым отсталым немецким городом в силу своего удаления от Германии. Таким он и вступил во вторую мировую войну.
В 1944 году британская авиация разрушила центральную часть города, пострадали исторические памятники, тысячи мирных граждан. В апреле 1945 года советские войска под командованием маршала Василевского успешно завершили штурм Кенигсберга, добившись полной капитуляции немецких войск.
Будущая судьба прусского города окончательно была решена после полной победы советских войск – по Потсдамскому решению часть прусских земель вместе с Кенигсбергом отошла к Советскому Союзу, а в июле 1946 года город был переименован в Калининград и стал центром одноименной области. Началась новая эпоха в истории древнего прусского города.
Новейшая история Калининграда
В советский период развития Калининграда выделим несколько этапов:
- Великое переселение народов. В 1946 году по призыву правительства в Калининградскую область начали переселяться граждане из всех советских республик. Это определило многонациональный состав региона. Немцы покинули город и устремились в Германию.
- Борьба с разрухой. Калининград был разрушен почти полностью: не работали предприятия, транспорт, водопровод и канализация. Переселенцам пришлось немало потрудиться над восстановлением народного хозяйства, зданий и жилых домов. Их труд был оценен наградой — орденом Трудового Красного Знамени.
- В изоляции. С распадом СССР положение областного центра и всего региона ухудшилось. С вступлением Литвы е Евросоюз российские граждане не могли попасть в регион без заграничного паспорта и визы. Правительство России в целях развития изолированной территории проводит комплекс мероприятий, связанных с 750 — летием образования города и 60-летием вхождения его в состав России.
- От поддержки – к развитию. В 2003-2007 годах регион улучшает показатели социально-экономического развития, становится вторым регионом (после Санкт-Петербурга) в Северо — Западном федеральном округе. Получает признание Совета Европы.
- Промышленный гигант. В регионе ведется сборка легковых автомобилей, сложной бытовой техники, развивается мебельное производство, укрепляют позиции предприятия легкой и пищевой промышленности. Дальнейшее развитие получает судостроение в ОАО «Прибалтийский судостроительный . В области вводится режим особой экономической зоны, в которой работают 34 тысячи предприятий различных видов собственности. 67 процентов всех предприятий сконцентрированы в Калининграде.
Население и климат
На территории в 220 квадратных километров проживает около 450 тысячи человек, по официальным данным. На деле же, численность Калининграда перевалила за полмиллиона граждан за счет легальных трудовых мигрантов из республик бывшего Советского Союза.
По национальному составу в Калининграде проживают:
- Русские
- Украинцы
- Белорусы
- Армяне
- Татары
- Литовцы
- Немцы
- Поляки.
Следует отметить, что бывшие коренные народности в структуре национально состава Калининграда составляют пол процента – около 2 тысяч человек.
Калининград признавался лучшим по благоустройству городом России и местом, где приятно жить. Уровень безработицы в областном центре не превышает 0, 5 процента, в то время как в регионе этот показатель составил 1 процент от экономически активного населения (по данным на конец 2014 года). Более половины безработных – женщины трудоспособного возраста. 38 процентов от числа безработных калининградцев составляют сельские жители.
На рынке труда переизбыток дипломированных юристов и монтажников электронной аппаратуры. Востребованными на рынке труда остаются медицинские работники и рабочие строительных специальностей.
В Калининграде проживает половина всех пенсионеров региона – более 120 тысяч человек. Средняя зарплата в Калининграде составляет 32 тысячи рублей, что больше, чем в целом по области на 2,5 тысячи рублей. Самые высокие зарплаты – до 45 тысяч рублей – на предприятиях по добыче полезных ископаемых.
Климатические условия проживания в регионе можно назвать благоприятными. На погоду влияет незамерзающее Балтийское море и теплый Гольфстрим. Зима здесь теплее, чем на материковых территориях, весна ранняя и продолжительная. То же можно сказать об осени, начало которой совпадает с календарем. Купальный сезон на Балтике начинается в середине июня – летний период умеренно-прохладный.
Калининградцы любят мягкую прибалтийскую зиму, средняя температура которой в пределах нуля градусов. Нередко январскую погоду омрачают сильные штормы. Крайне низкие январские температуры – скорее исключение. Несмотря на близость моря, влажность воздуха в среднегодовых значениях не превышает 80 процентов.
Популярные темы сообщений
- Золотая осень
Подошло к концу знойное лето, а сменить его проснулась золотистая, пасмурная, долгожданная осень. Еще в самом начале сентябрьских деньков все еще держится приятная и теплая погода, греет приятный солнечный диск в небе, - Операционная система linux
Создателем операционной системы (ОС) является финский программист Линус Торвальдс. В 1991 году, будучи студентом университета в Хельсинки, Линус увлекся изучением ОС. Прототипом Linux была лицензия Minix, - Охотское море
Это самое холодное из морей Тихого океана. Раньше называлось Камчатским. А сейчас называется так, потому, что в него впадает река Охота. Всего в него впадает около ста двадцати рек, но все они небольшие. Море омывает берега только двух стран — Японии
Экология Калининграда
Основными источниками загрязнения воздуха в черте города является транспорт. По обеспеченности личным легковым транспортом Калининград занимает 5 место в РФ. На тысячу жителей приходится почти 350 единиц автотранспорта. Самые неблагоприятные улицы города по содержание оксидов азота:
- Улица Горького
- Улица Дзержинского
- Проспект Победы
- Проспект Мира
- Советский проспект
- Ленинский проспект
С изменением транспортных потоков, их перераспределения из центральной части города экология значительно улучшена.
Лучшим районом для проживания считается Ленинградский, где новые жилые комплексы расположены в зеленых зонах.
Физико-географические показатели
Неслучайно еще многие годы назад начало стремительно расти населения г. Калининграда. Людей привлекала близость к реке Преголи Сейчас город расположен на обоих ее берегах. Имеется здесь немало водных объектов, позволяющих улучшить состояние экологии. Это различные пруды, ручьи и озера.
Населенный пункт живет по калининградскому времени. Смещение относительно Москвы – два часа вперед. Климат города переходит от морского к континентальному. Зимы здесь значительно теплее, нежели в столице России. Иногда приходится ждать снега несколько месяцев. А вот в летнее время здесь достаточно жарко. Неслучайно рядом с городом имеется немало оздоровительных санаториев.
Инвестиции в экономику
Калининград является благоприятным для инвестиций городом. Сюда устремляются не только общероссийские денежные потоки, но и иностранный капитал. Инвесторы вкладывают деньги в промышленность, развитие транспортной инфраструктуры и связи.
Крупные инвестиционные потоки направлены на реконструкцию международного аэропорта Храброво, который своим полуразвалившимся видом наводил ужас на гостей города. Проектом предусмотрено развитие как аэровокзального, так и многофункционального коммерческого комплекса. Развитие инфраструктуры международного аэропорта началось как нельзя кстати – он обеспечит комфортные условия прилетающим на чемпионат мира по футболу в 2022 году. Как ворота города улучшит инвестиционную привлекательность региона. До середины 2013 года обшарпанное здание аэровокзала вызывало немало критических замечаний гостей города.
В Калининграде успешно реализованы проекты по созданию инвестиционных брендов:
- ООО «Пивоварни Ивана Таранова»
- ЗАО «Алмазхолдинг
- ООО «Лесобалт»
- ЗАО «Автотор»
- ООО «Рыбная деревня»
Как сообщают в Министерстве регионального развития РФ, на территории области действует свыше 40 инвестиционных площадок. Самый крупный проект аккумулировал 12 миллиардов рублей – строительство нового жилищного комплекса в поселке Холмогоровка.
В результате реализации перспективного проекта по созданию эко-агропарка будет создано до 4,5 тысяч новых рабочих мест. Инновации в сумме 9 миллиардов рублей идут рамках российской программы.
В инвестиционных планах особой экономической зоны — расширение производства немецких автомобилей BMW – создание 2 тысяч новых рабочих мест и 11 миллиардов инвестиций в основной капитал.
Музеи города
Центр поддержки населения Калининграда особое внимание уделяет культурному развитию жителей города. Местной администрацией поддерживаются музеи. На их развитие также выделяются средства из федерального бюджета. Немало хороших отзывов можно услышать о Калининградской художественной галерее, которая была открыта в ноябре 1988 года. Музей известен не только в стране, но и за ее пределами. Здесь выставляются работы художников с мировым именем. Есть также работы местных художников.
Интерес у приезжих может вызвать также музей янтаря, который открылся для посетителей в декабре 1979 года. Здесь представлены различные ювелирные изделия и картины, созданные из полезного ископаемого.
Бюджетные процессы
Бюджет МО «Город Калининград» складывается в основном из собственных доходов. За первое полугодие 2014 года в городскую казну поступило 4,8 миллиарда рублей, расходная часть превысила наполнение казны на полмиллиарда рублей.
2014 год не стал благоприятным периодом для социальных проектов. Причина банальная – нехватка бюджетных средств. Было решено деньги из городской казны направить на разработку проектно-сметной документации по сооружению объектов к предстоящему чемпионату мира по футбола. Такое решение приняли депутаты, чтобы получить федеральное финансирование на строительство самих объектов. Хотя, следует отметить, у города неплохие бюджетные показатели.
Городская казна на 2014 год выглядит следующим образом:
- Доходная часть 9,4 миллиарда рублей, собственные доходы муниципального образования 7, 4 миллиарда рублей
- Субсидии из областной казны — 2 миллиарда
- Дефицит бюджета 125 миллионов рублей
- Государственный долг на 1 января 2015 (прогноз) – 7 миллиардов рублей. Практически равен ежегодным собственным доходам.
Миграция
В течение 20 лет город входит в шестерку основных центров внутренней миграционной активности среди регионов Российской федерации. Этот фактор обеспечивает положительный баланс в демографии Калининграда и области: к 1 января 2022 г население за 3 предшествующих года выросло на 2,7% (до 1012,5 тыс. чел.). Естественную убыль (минус 6 тыс.) с лихвой покрыл миграционный прирост в 32,1 тыс. чел.
Районы и транспорт Калининграда
Ранее в Калининграде было деление на пять административных районов. Сегодня их всего три:
- Центральный. Самый большой район по площади, но не по плотности населения. Во время войны территория этой части города меньше всего пострадала от бомбардировок – здесь сохранились здания немецкой постройки. В Центральном районе находятся Калининградский драматический театр и один из крупнейших зоопарков мира. Хорошо развит общественный транспорт, который связывает район с Московским и Ленинградским районами.
Здесь же расположен Северный железнодорожный вокзал.
- Московский район находится в «золотой серединке» по площади и численности населения. В 2009 году был объединен с Балтийским районом. С центральной частью район связан автобусным и троллейбусным сообщением. На дорогу уходит около получаса. На территории района реализуется крупнейший инвестиционный проект «Рыбная деревня» — строительство комплекса зданий в стиле прусского старинного города. В границах района расположены два порта и три гавани.
- Ленинградский район – самый густонаселенный, но по площади уступает двум остальным районам. Территориальный центр города, где расположены многие достопримечательности:
- Королевский замок и ворота
- Оборонительная башня Дона, где сейчас расположен Музей янтаря
- Башня Врангеля.
Через район пролегают основные транспортные магистрали, ведущие в аэропорт Храброво и связывающие город со взморьем. На территории хорошо развито автобусное сообщение, но в часы «пик» нередки пробки на улицах Нарвской и Горького.
Железнодорожный вокзал
Железнодорожный вокзал Калининград-Пассажирский — это главный вокзал в городе, который обслуживает поезда дальнего и ближнего следования. Количество платформ на ЖД-вокзале — 6, общее число путей — 11. Вокзал расположен по адресу ул. Железнодорожная, 13-23. Дата открытия вокзала — 1929 год. В здании железнодорожного вокзала для пассажиров доступны билетные кассы, просторный зал ожидания, буфет, камера хранения для багажа и личных вещей.
Самые популярные направления поездов дальнего следования: Светлогорск, Советск, Мамоново, Балтийск, Минск, Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Смоленск, Адлер, Челябинск, Орша.
Достопримечательности
У города непростая историческая судьба, неповторимый архитектурный облик, который привлекает туристов из разных уголков мира. В Калининграде расположено более пятисот объектов культурного и исторического наследия.
Познакомиться с бытом прусского города, можно посетив его фортификационные сооружения, Кафедральный собор, где представлены многочисленные музейные экспозиции истории Кенигсберга. Под его стенами захоронен известный философ Эммануил Кант – его имя начертано на хорошо сохранившемся надгробье.
Калининград считается янтарным краем – здесь создан единственный в России Музей янтаря. Обосновался он в историческом здании – оборонительной башне Дона. Ничего общего с известной русской рекой историческое здание не имеет – оно связано и именем прусского фельдмаршала Фридриха Карла Дона.
На тысяче квадратных метров расположилась самая большая экспозиция одного минерала.
Янтарь в Калининграде повсюду – его вам предложат у входа в музей, на набережной, в сувенирных лавочках, на вокзалах и в аэропорту. Это могут быть как сувениры, так и необработанный камень, из которого местные жители готовят целебную настойку.
Морской город не может обойтись без соответствующего фетиша – в Калининграде есть Музей мирового океана. Здесь воссозданы макеты многих исторических судов. В апреле в стенах музея проходит любимый праздник горожан – День селедки.
Самые посещаемые туристами объекты:
- Калининградский зоопарк является одним из самых больших в России и неизменно оказывается в числе лучших мировых зоопарков. Здесь мирно существуют более трех тысяч животных 300 видов. Большая их часть включена в Красную книгу
- Комплекс «Рыбная деревня» — набережная и полтора десятка зданий, выполненных в различных стилях старого прусского города. Здесь же расположен пешеходный разводной мост. На набережной проводится День ремесленника (май) и День кота, приуроченный к началу учебного года.
Кафедральный собор Христа Спасителя – новый символ древнего города, его украшение.
Основные сведения
История
Был основан 1 сентября 1255 года. Началом современного города стал замок, воздвигнутый на месте прусского городища Твангсте в нижнем течении реки Прегель. Основателями считаются великий магистр Тевтонского ордена Поппо фон Остерна и король Чехии Пржемысл Отакар II.
Твангсте был осаждён рыцарями, но после прихода помощи со стороны короля Чехии, поселение пало. Первое строение было из дерева, а в 1257 году началось возведение кирпичных стен.
Замок получил название Кенигсберг, он трижды (в 1260, 1263 и 1273 годах) был подвержен осаде со стороны прусских племён, но устоял. В последующие годы начали прибывать немецкие колонисты для освоения прусских земель. Коренные жители подверглись ассимиляции и к XVI веку их осталось лишь 20% от всего населения.
Вам так же может быть интересно: «Городские ворота Кенигсберга: история, фото и описание«
28 февраля 1286 года поселению у стен замка, носящему одноимённое название, были присвоены городские права. Вокруг стремительно разрастались и другие населённые пункты. В 1300 году городом стал называться ещё один – Лёбенихт, именно в нём в 1523 году была открыта первая типография, а в 1524 напечатана первая книга.
С административной точки зрения, оба города были независимы, но по факту составляли единое целое. Объединённые города получили название Кенигсберг, а первая и самая старая его часть была переименована в Альтштадт («старый город»).
Третьим, получившим официальный статус, поселением стал Кнайпхоф и он так же составил часть Кенигсберга.
В 1466 году в результате тринадцатилетней войны столица Тевтонского ордена была перемещена из Мариенбурга в Кенигсберг.
В 1525 году теократическое государство стало именоваться Прусское Герцогство, а великий магистр Альбрехт провозгласил себя герцогом. С XVI века город стал культурным центром, в нём проживали важные деятели и выпускались первые книги на литовском языке.
В 1660 году начался выпуск собственной газеты, её экземпляры регулярно отправлялись и в Россию, для составления обзоров, предназначавшихся Боярской думе и царю Алексею Михайловичу.
Территориально единый, но состоящий из административно независимых округов, город просуществовал до 1724 года, затем состоялось официальное объединение трёх городов, окружающих их предместий, посёлков и замка. Название осталось прежним – Кенигсберг.
Во время семилетней войны город был захвачен Россией и с 1758 по 1762 год входил в ее состав. В 1762 возвращён Пруссии по условиям заключённого с ней российским императором Петром III Петербургского мирного договора.
В XIX веке Кенигсберг стремительно рос и модернизировался, строилось бесчисленное количество равелинов, бастионов и оборонительных валов (многие из построек сохранились до сих пор).
В 1857 году в Кенигсберге появилась железная дорога, а 1862 было проложено железнодорожное сообщение с Россией. В мае 1881 появился новый вид транспорта – конка (конно – железная городская дорога), а ровно через 14 лет (в 1895)- первые трамваи. В 1901 году началась электрификация общественного транспорта.
В 1919 году был построен и запущен в эксплуатацию первый в Германии и один из первых в мире аэропорт – Девау. Регулярные рейсы Кенигсберг – Рига – Москва были организованы в 1922 году. В XX веке город существенно расширился, были построены:
- вокзалы;
- жилые здания;
- коммерческие здания.
Наибольший вклад в архитектуру города внесли Ганс Хопп и Фридрих Хайтманн. Большое место отводилось памятникам и скульптурам, их создавали как выпускники, так и преподаватели Кенигсбергской академии художеств. В это же время были произведены исследования и реконструкция в старом замке.
В августе 1944 года во время бомбардировок со стороны Британии, город был сильно разрушен и уничтожен весь старый центр Кенигсберга.
В том же году, его взяли штурмом советские солдаты.
Штурм и взятие в 1945 году
Осада города началась в декабре 1944 года, а штурмовые отряды были отправлены 5 апреля 1945. 10 апреля над башней Дер Дона (современный музей янтаря) был поднят флаг, обозначающий конец немецкого правления. В ходе ожесточённых боёв обе стороны понесли потери в 50 тысяч человек.
Предлагаем посмотреть видео о штурме Кенигсберга.
Кому давали медаль за взятие?
9 июня 1945 года Президиумом ВС СССР было приказано учредить медаль за взятие города – крепости Кенигсберга.
Этой медалью награждались военнослужащие армии, флота и войск НКВД, принимавшие личное участие в битве за город, а также организаторы и руководители боевых действий в период с 23 января по 10 апреля 1945 года.
Данная медаль единственная, учреждённая в СССР за взятие крепости, все остальные были за освобождение и взятие столиц.
Легенда о подземном Калининграде
Суть легенды заключается в том, что под городом расположился подземный город – дублёр, построенный во времена немецкого правления. В нём есть электростанции, многочисленные склады продовольственных и хозяйственных товаров, имеются танковые и авиастроительные заводы.
Также подземный город является хранилищем для многих ценностей, в том числе и Янтарной комнаты. Существует две версии окончания легенды:
- Во время штурма города советскими солдатами, немцы обрушили и частично затопили несколько проходов.
- После войны в подземелье была отправлена экспедиция, но полностью исследовать все ходы она не смогла. Было принято решение замуровать необследованные туннели.
Часть жителей утверждают, что все системы в нижнем городе работают исправно и иногда кто-то включает их для проверки, тогда из подвалов слышится рокот и появляется свечение.
По некоторым версиям, под землёй до сих пор проживают люди.
Легенда зародилась ещё в 1950 годах, спровоцировали её появление многочисленные художественно – документальные произведения тех времён.
Где находится на карте?
Город расположился на берегу Балтийского моря. С южной стороны граничит с Польшей, а с восточной и северной – с Литвой. С Россией сухопутных границ не имеет.
Что означает это название по-немецки?
- Центром города являлся замок, при основании получивший название «Королевская гора» (перевод с немецкого Königsberg), в честь короля Чехии Пржемысла Отакара II, являющегося одним из основателей.
- По другой версии слово «Кенигсберг» имеет готское происхождение: kuniggs – глава рода, а berg – берег.
К какой стране относится?
В 1945 году прошла Потсдамская конференция, по её решению немецкая провинция вместе со своей столицей была присоединена к Советскому Союзу. После смерти председателя верховного совета М. И. Калинина 4 июля 1946 года город получил новое имя – Калининград, а его область стала Калининградской.
Герб
Современный герб утверждён 17 июля 1996 и доработан 28 апреля 1999. Авторы проекта – Эрнест Григо и Сергей Колеватов. За основу был взят старинный герб Кенигсберга.
На синем фоне изображён серебряный корабль с одним парусом и серебряным двухконечным вымпелом с Андреевским крестом. Мачта уходит вниз тремя зелёными листами. Под кораблём 12 золотых безантов, уложенных в форме волны.
В центре мачты – щит, пересечённый серебром и червленью, в верхней части корона, в нижней – равноконечный греческий крест (обе фигуры переменных цветов). Вокруг щитка располагается лента медали за взятие Кенигсберга.
Образование
В Калининграде работает более 180 муниципальных образовательных учреждений:
- Дошкольные образовательные учреждения
- Средние школы
- Детские учреждения дополнительного образования (художественные, музыкальные школы)
- Подростковые клубы
- Спортивные школы
- Частные и негосударственные образовательные учреждения.
В городе ведется обучение 21 высшим учебном заведении. Самые известные из них:
- Балтийский университет имени Эммануила Канта
- Балтийская академия рыбопромыслового флота
- Высшее инженерное морское училище
- Балтийский военно-морской институт
- Калининградский пограничный институт
Развита филиальная сеть средних специальных учебных заведений. Часть из них функционирует на базе отраслевых ВУЗов.
Автомобильные магистральные трассы
Через город Калининград проходит слеующие автомобильные дороги:
- А217 — скоростная автомобильная дорога федерального значения «Приморское кольцо». Общая длина трассы — 123 км. Автодорога связывает несколько городов: Калининград, Светлогорск, Пионерский, Зеленоград. Дорожное покрытие: асфальт.
- А229 — трасса федерального значения, которая является частью европейских маршрутов Е28 и Е77. Общая протяженность автомобильной дороги — 142 км. Трасса берет свое начало в Калининграде и проходит через Гусев, Гвардейск, Нестеров, Черняховск. Конечная точка назначения маршрута — граница с Литовской Республикой. Дорожное покрытие трассы А-229: асфальтобетон.
- Е28 — трасса европейской маршрутной сети, общая протяженность которой составляет 1 230 км. Автомобильная дорога проходит через города следующих стран: Россия, Литва, Белоруссия, Германия, польша. Основные города: Вильнюс, Гданьск, Минск, Щецин.