Общая информация о городе Киренск
Город Киренск — центр одноименного района, расположенного на северо-востоке Иркутской области. Город находится на реке Лене в месте впадения в нее реки Киренги, в 650 километрах от Иркутска. Киренск является самостоятельным образованием, входящим в состав района и относится к городам районного подчинения. Ближайшим крупным городом является Усть-Кут, расположенный в 170 километрах от Киренска. С Усть-Кутом и другими городами области Киренск связан федеральной автотрассой, аэропортом, откуда осуществляются регулярные рейсы в Иркутск, и рекой Леной — главной водной артерией района, связывающей с Киренском самые отдаленные населенные пункты района. Киренск, как и некоторые другие северные города области, относится к территориям, куда завоз грузов возможен лишь в ограниченные сроки.
История города Киренск
Киренск был основан в 1630 году, на 31 год раньше Иркутска, что делает его старейшим городом области. История города началась с образования русскими казаками Никольского погоста на реке Лене, который стал отправной точкой в исследовании северных районов современной Иркутской области. Спустя 35 лет после образования погоста, в 1665 году на его месте появился Усть-Киренский острог, название которому было дано в честь реки, впадающей в Лену на месте постройки острога. Само имя реки Киренги произошло от эвенкийского слова «кири», обозначающего грязь — дно реки в этой местности выложено темными камнями, придающими водам грязный, черный вид, несмотря на их прозрачность. Усть-Киренск стал важным перевалочным пунктом в экспедициях таких именитых путешественников, как Беринг и Дежнев, здесь же готовились к своим походам братья Лаптевы и другие землепроходцы. Став «северными воротами» в Якутию и Дальний Восток Киренск стал быстро развиваться, получив в 1775 году статус города.
Экономика Киренска
Градообразующей отраслью экономики Киренска стал водный транспорт. Необходимость в обеспечении северных районов области водным транспортом появилась с открытием в бассейне Витима золотоносных россыпей. Сегодня водный транспорт в городе представлен ремонтно-эксплуатационной базой и судоремонтным заводом. Не менее важной для города и района в целом является лесная промышленность. Киренский район располагает обширными запасами леса, его расчетная лесосека считается одной из крупнейших в области. В городе действуют предприятия, занимающиеся добычей и обработкой древесины. К другим значимым отраслям экономики города можно отнести пищевую и легкую промышленность, бытовое обслуживание и торговлю. Стоит отметить, что многие виды деятельности представлены частными предприятиями.
Достопримечательности Киренска
Киренск, как город с богатейшей историей, может похвастаться немалым количеством достопримечательностей, которые привлекают в довольно труднодоступный город тысячи туристов. Одна из таких достопримечательностей — дом-музей декабриста Голицына, рассказывающий о жизни ссыльного князя в Сибири. В музее также представлена уникальная коллекция мебели и предметов быта XIX века. Подробнее об истории города и всего района можно узнать, посетив Киренский краеведческий музей, в экспозиции которого находятся вещи и документы, рассказывающие о различных периодах развития Киренска и близлежащих деревень. Интересно, что значительная часть предметов музея была предоставлена жителями города. Один из залов музея посвящен Великой Отечественной войне, также в музее создан «русский угол», воспроизводящий интерьер классической русской избы с присущими ей атрибутами: веретеном, ткацким станком и прялкой.
Ки́ренск — город в Иркутской области, административный центр Киренского района, старейший из существующих ныне городов Иркутской области. Основан в 1630. Является самостоятельным муниципальным образованием, входящим в состав Киренского района. Относится к городским поселениям районного уровня. Прежние названия: Никольский погост, Усть-Киренск.
География
Киренск расположен в пойменной излучине реки Лены в месте впадения реки Киренги, на обоих берегах этих рек и на острове у их слияния, в 650 км северо-северо-восточнее Иркутска (по прямой линии). С материковой частью остров связан дамбой.
Высота Киренска над уровнем моря — 255 м.
Левобережная часть Лены более возвышенна. С северо-востока Киренск закрывает гора Соколиная, с которой открывается живописный вид на город-остров.
Топокарта квадрата O-49-В (Северо-Байкальское нагорье, Киренск)
Транспортная доступность
Ближайшие города — Усть-Кут (170 км на юго-запад), Северобайкальск (250 км на юго-восток).
Река Лена является основной транспортной магистралью Киренска и всего Киренского района. На данном участке она имеет гарантированные глубины и судоходна со второй половины мая до конца октября (пять месяцев в году).
Аэропорт Киренска находится в пределах городской черты, в 3 км к западу от городского центра. Он может принимать легкие (Ан-2) и средние (Ан-24 и -26, Як-40) самолёты и вертолёты. Обеспечивает регулярное авиасообщение с областным центром и рядом других населенных пунктов области.
Во время Великой Отечественной войны аэропорт являлся ключевым пунктом воздушной трассы в Якутию и промежуточным пунктом перегона самолетов из США (с Аляски) на фронт. В те годы не было устойчивой навигации. От пилотов и штурманов требовалось особое мастерство. Самолеты находились в пути по шесть часов, зимой летали даже в снегопады, когда крылья и стабилизатор покрывались льдом. Наиболее сложный отрезок трассы был на участке Киренск — Красноярск.
Своё значение важного северного авиаузла аэропорт сохраняет и сегодня благодаря удобному географическому положению в центре северных районов Иркутской области. Через аэропорт производится авиационное обслуживание населения в северных районах области и выполнение авиационных работ по обслуживанию месторождений в северной части Иркутской области и в Якутии. По состоянию на 2020 осуществляются рейсы:
- регулярные: ИК 83/84 (Иркутск–Киренск–Иркутск);
- нерегулярные: Киренск–Непа–Преображенка–Ерема–Ербогачен–Хамакар–Накано (3 раза в месяц); Киренск–Токма–Бур–Ика (3 раза в месяц); Киренск–Мироново–Коршуново–Визирный (2-3 раза в месяц).
Киренск соединён автодорогой с Усть-Кутом (338 км), а также с рядом близлежащих поселков. Но из-за слабого развития дорожной сети автотранспорт не играет заметной роли в экономике данной территории (в отличие от водного транспорта). Только в зимний период доля грузо- и пассажироперевозок автотранспортом заметно возрастает. С ноября по апрель постоянно действуют зимники.
В целом город Киренск относится к территориям Иркутской области, куда массовый завоз грузов осуществляется в ограниченные сроки — летом водным транспортом.
Расстояние от Киренская до других городов по автодороге, км
Город | Расстояние |
Усть-Кут | 338 |
Братск | 707 |
Зима | 856 |
Черемхово | 863 |
Иркутск | 920 |
Тулун | 932 |
Шелехов | 938 |
Ангарск | 964 |
Усть-Илимск | 967 |
Бодайбо | 1040 |
Нижнеудинск | 1055 |
Байкальск | 1071 |
Тайшет | 1212 |
Климат
В Киренске резко континентальный климат.
Климат Киренска | |||||||||||||
Показатель | Янв. | Фев. | Март | Апр. | Май | Июнь | Июль | Авг. | Сен. | Окт. | Нояб. | Дек. | Год |
Абсолютный максимум, | 1,4 | 7,0 | 16,1 | 24,4 | 32,2 | 36,8 | 36,6 | 36,5 | 29,3 | 24,0 | 8,9 | 4,1 | 36,8 |
Средний максимум, °C | −21 | −14,8 | −3,6 | 5,5 | 15,4 | 22,8 | 25,2 | 22,0 | 12,9 | 2,6 | −10,5 | −19,4 | 3,1 |
Средняя температура, °C | −26,6 | −22,3 | −12,7 | −1,4 | 7,8 | 15,3 | 18,3 | 15,1 | 6,7 | −2,1 | −15,5 | −24,5 | −3,5 |
Средний минимум, °C | −32,2 | −29,1 | −21 | −8 | 0,9 | 7,8 | 12,2 | 9,5 | 2,3 | −6 | −20,5 | −29,7 | −9,4 |
Абсолютный минимум, °C | −57,8 | −56,2 | −47,7 | −36,8 | −13 | −3,8 | 0,4 | −5,3 | −10,8 | −37,6 | −49,6 | −57 | −57,8 |
Норма осадков, | 19 | 14 | 11 | 14 | 32 | 52 | 67 | 60 | 42 | 32 | 28 | 26 | 397 |
Источник: [pogoda.ru.net/climate/30230.htm Погода и климат] |
Население
Динамика численности населения
1856 | 1897 | 1926 | 1931 | 1959 | 1970 | 1979 | 1989 |
900 | 2300 | 4700 | 7900 | 14 412 | 14 453 | 16 154 | 16 137 |
1992 | 1996 | 1998 | 2001 | 2002 | 2003 | 2005 | 2006 |
16 500 | 16 200 | 15 600 | 15 100 | 13 712 | 13 700 | 13 100 | 12 900 |
2007 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 |
12 800 | 12 433 | 12 640 | 12 599 | 12 359 | 12 066 | 11 802 | 11 568 |
2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | |||
11 436 | 11 310 | 11 139 | 11 046 | 11 048 |
Примечания
- ↑ 123
www.gks.ru/free_doc/doc_2016/bul_dr/mun_obr2016.rar Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года - [www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php?regim=4&page=512&part=89 Высочайше утверждённый доклад Сената, с приложением гербов городам Иркутского наместничества.// Полное собрание законов Российской империи. — 1777. — Том 20. — Закон № 14598.]
- [www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php?regim=4&page=28&part=262 Рисунок герба Усть-Киренска Иркутского наместничества].// Полное собрание законов Российской империи. — 1777. — Том 20. — Закон № 14598. Книга чертежей и рисунков.
- ↑ 123456789101112
[www.MojGorod.ru/irkutsk_obl/kirensk/index.html Народная энциклопедия «Мой город». Киренск]. Проверено 12 ноября 2013. [www.webcitation.org/6L4UAkGEM Архивировано из первоисточника 12 ноября 2013]. - [demoscope.ru/weekly/ssp/rus59_reg2.php Всесоюзная перепись населения 1959 года. Численность городского населения РСФСР, её территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу] (рус.). Демоскоп Weekly. Проверено 25 сентября 2013. [www.webcitation.org/6GDOghWC9 Архивировано из первоисточника 28 апреля 2013].
- [demoscope.ru/weekly/ssp/rus70_reg2.php Всесоюзная перепись населения 1970 года Численность городского населения РСФСР, её территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу.] (рус.). Демоскоп Weekly. Проверено 25 сентября 2013. [www.webcitation.org/6GDOiMstp Архивировано из первоисточника 28 апреля 2013].
- [demoscope.ru/weekly/ssp/rus79_reg2.php Всесоюзная перепись населения 1979 года Численность городского населения РСФСР, её территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу.] (рус.). Демоскоп Weekly. Проверено 25 сентября 2013. [www.webcitation.org/6GDOjhZ5L Архивировано из первоисточника 28 апреля 2013].
- [demoscope.ru/weekly/ssp/rus89_reg2.php Всесоюзная перепись населения 1989 года. Численность городского населения]. [www.webcitation.org/617x0o0Pa Архивировано из первоисточника 22 августа 2011].
- [www.perepis2002.ru/ct/doc/1_TOM_01_04.xls Всероссийская перепись населения 2002 года. Том. 1, таблица 4. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, районов, городских поселений, сельских населённых пунктов — райцентров и сельских населённых пунктов с населением 3 тысячи и более]. [www.webcitation.org/65AdCU0q3 Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012].
- [www.gks.ru/bgd/regl/B09_109/IssWWW.exe/Stg/d01/tabl-21-09.xls Численность постоянного населения Российской Федерации по городам, посёлкам городского типа и районам на 1 января 2009 года]. Проверено 2 января 2014. [www.webcitation.org/6MJmu0z1u Архивировано из первоисточника 2 января 2014].
- [195.46.100.221/vpn2010/DocLib/totals-vpn2010-2.pdf Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года по Иркутской области]. Проверено 23 сентября 2013. [www.webcitation.org/6JqAskf9l Архивировано из первоисточника 23 сентября 2013].
- ↑ 12
[www.irkobl.ru/sites/economy/Anticorrup_ekspertiza/statistika.doc Численность населения по муниципальным образованиям на 1 января 2012 года : стат. бюл. / Иркутскстат. – Иркутск, 2012. – 81 с.]. Проверено 24 сентября 2016. [web.archive.org/web/20160306103555/irkobl.ru/sites/economy/anticorrup_ekspertiza/statistika.doc Архивировано из первоисточника 24 сентября 2016]. - [www.gks.ru/free_doc/doc_2013/bul_dr/mun_obr2013.rar Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2013 года. — М.: Федеральная служба государственной статистики Росстат, 2013. — 528 с. (Табл. 33. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов)]. Проверено 16 ноября 2013. [www.webcitation.org/6LAdCWSxH Архивировано из первоисточника 16 ноября 2013].
- [www.gks.ru/free_doc/doc_2014/bul_dr/mun_obr2014.rar Таблица 33. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2014 года]. Проверено 2 августа 2014. [www.webcitation.org/6RWqP50QK Архивировано из первоисточника 2 августа 2014].
- [www.gks.ru/free_doc/doc_2015/bul_dr/mun_obr2015.rar Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2015 года]. Проверено 6 августа 2015. [www.webcitation.org/6aaNzOlFO Архивировано из первоисточника 6 августа 2015].
- с учётом городов Крыма
- [www.gks.ru/free_doc/doc_2016/bul_dr/mun_obr2016.rar Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года. Таблица «31. Численность населения городов и пгт по федеральным округам и субъектам Российской Федерации на 1 января 2016 года». RAR-архив (1,0 Mб)]
- lenaturflot.ru/en/peleduy-ust-kut-peleduy-raspisanie/ Расписание движения скоростных пассажирских судов на линии Пеледуй – Киренск
Экономика
Градообразующей основой Киренска остаётся водный транспорт. Данная отрасль представлена ОАО «Киренская РЭБ флота» и судоремонтным заводом.
Второй по важности отраслью специализации Киренска является лесозаготовка. Район располагает значительными лесосырьевыми ресурсами (расчётная лесосека — одна из крупных в области — 5,3 млн. м3).
К числу прочих отраслей можно отнести пищевую промышленность, торговлю, бытовое обслуживание. Данными видами деятельности занимаются в основном частные предприниматели.
Читайте в Иркипедии:
- Киренская РЭБ флота
- Киренский район водных путей ФГУ «Ленское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства»
- Экономическое и культурное развитие Киренска во второй половине XIX – начале XX в.
- Купцы, торговые люди и предприниматели города Киренска
История города Киренска
Киренск — старейший из существующих ныне городов Иркутской области. Он основан казацким отрядом под предводительством десятника Василия Бугра в 1630 (на 31 год раньше Иркутска) как Никольский погост.
В 1665 на месте погоста был основан острог — Усть-Киренск. Своё название он получил по имени реки Киренги, в устье которого он находится. По наиболее распространённым версиям, это название пришло из эвенкийского языка: от киренӈа в значении «орлиное гнездо» либо от кири — «грязь, грязный» (из-за того, что дно Киренги выложено камнями, река кажется чёрной, хотя вода в ней прозрачная и чистая). Подробнее о версиях см.: Киренга.
В остроге организовали ярмарку и таможню. В начале XVIII Киренск представлял уже достаточно обжитое поселение, где была Спасская церковь и съезжая изба, располагались гостиный двор, таможенный дом, амбары, лавки, около 40 жилых домов и часовня.
Стратегическое месторасположение Киренска, ставшего плацдармом русского продвижения на восток, было использовано при подготовке ряда важнейших экспедиций, осуществлявшихся Хабаровым, Дежневым, братьями Лаптевыми, Чириковым и Берингом, другими первопроходцами и исследователями новых северных и восточных территорий. В те годы именно Киренск был последним опорным пунктом на пути в Якутию, на Камчатку и Чукотку, в Северную Америку.
Расположенный на перекрестке двух рек, он улучшал также транспортную доступность близлежащей территории, позволял осваивать новые богатые пушниной районы.
Статус города и название — Киренск — поселение получило в 1775, в 1783 Киренск стал уездным городом, а в 1822 — окружным городом Иркутской губернии. В то время в нем насчитывалось 140 домов, 5 церквей и 10 торговых лавок.
Открытие золота в бассейне Витима и развитие во второй половине XIX пароходства в бассейне Лены дали новый импульс для роста Киренска. Здесь был организован крупный отстойный пункт, где на зимний ремонт останавливалось около десятка пароходов и столько же грузовых барж. В районе затона располагались кузница, паровой молот, механическая мастерская, лесопилка и литейка. Группа этих предприятий стала прообразом первого производственного объединения на Лене. Обслуживание водного транспорта превратилось в очень важную статью городского дохода.
В начале XX в городе насчитывалось около 300 жилых строений (в том числе несколько каменных), а численность населения превысила 2 тыс. чел. Действовали судоремонтное, небольшие портняжные и сапожные производства. Основными занятиями населения были обслуживание водного транспорта, хлебопашество и огородничество, сезонная работа на золотых приисках.
До революции в Киренске проживало также несколько судовладельцев и представителей торговых фирм, в том числе обладателей миллионных состояний. Они поставляли на Ленские золотые прииски сено, овощи и картофельную муку местного приготовления, занимались скупкой пушнины и отправкой ее в Иркутск. Участвовали в сезонных ярмарках (с середины мая по июль), оборот которых оценивался в 50-100 тыс. р. золотом.
В то время в городе было несколько церквей, мужской Свято-Троицкий монастырь и часовня. Из образовательных учреждений действовали уездное и городское училища, приходское училище для мальчиков, женская прогимназия, церковноприходская школа. Работала больница и фельдшерский пункт. Имелась хорошая гостиница. Торговля велась в нескольких магазинах и 30 лавках. Действовали пристань, отстойный пункт для флота, имелись большие склады, в том числе винные.
В 1928 был образован Киренский район, и город стал районным центром. В эти же годы в Киренске жил и работал будущий Председатель Совета Министров СССР Алексей Николаевич Косыгин, возглавлявший правительство СССР на протяжении 16 лет. Он был направлен в Сибирь в 1924 после окончания Ленинградского кооперативного техникума, где до 1930 работал в системе потребительской кооперации. Благодаря «северному» опыту он смог инициировать строительство знаменитой Дороги жизни вдоль восточного берега Ладожского озера в период блокады Ленинграда. Косыгин также персонально отвечал за организацию водного транспорта на Ладожском озере, применяя опыт судоходства на Лене.
В послевоенный период и вплоть до начала перестройки Киренск развивался очень динамично. Он сохранял свое транспортное значение и служил опорным пунктом при освоении северных территорий. Большое внимание уделялось развитию Киренской и Алексеевской ремонтно-эксплуатационных баз флота. Начиная с 1950-х старый паровой флот постепенно заменили новыми, более эффективными дизельными судами повышенной грузоподъемности с более высокими технико-экономическими показателями. В городе строилось новое благоустроенное жилье.
В 1980 рассматривалась возможность прокладки железной дороги от Усть-Кута до Киренска и создания здесь крупного речного порта.
В 1990-е город лишился лучшей части флота.
В 2001 город пережил большое наводнение.
История образования в г. Киренске:
- Киренское городское приходское училище
- Киренское уездное училище
- Киренская женская прогимназия
Градообразующей основой Киренска остаётся водный транспорт. Данная отрасль представлена ОАО «Киренская РЭБ флота» и судоремонтным заводом.
Второй по важности отраслью специализации Киренска стала лесозаготовка. Район располагает значительными лесосырьевыми ресурсами (расчетная лесосека — одна из крупных в области — 5,3 млн. м3).
К числу прочих отраслей можно отнести пищевую промышленность, торговлю, бытовое обслуживание. Данными видами деятельности занимаются в основном частные предприниматели.
Уроженцы и жители
- Валерьян Михайлович Голицын — декабрист, участник Русско-турецкой войны 1828-1829, Кавказской войны 1817-1864.
- Максим Лукич Галат — революционер.
- Фёдор Григорьевич Углов — российский хирург, академик РАМН.
- Алексей Николаевич Косыгин — советский государственный и партийный деятель, глава Правительства СССР.
- Афанасий Никитич Антипин — участник ВОВ, писатель, заслуженный учитель РСФСР, директор Института усовершенствования учителей Иркутской области.
- Леонид Николаевич Кулагин — советский и российский актёр, кинорежиссёр, сценарист, народный артист РСФСР.
- Евгений Васильевич Талалаев — доктор биологических наук, профессор, один из ведущих микробиологов страны, заведующий кафедрой физиологии растений и микробиологии Иркутского государственного университета.