Общая информация о городе Железногорск-Илимский
Железногорск-Илимский – город в Нижнеилимском районе Иркутской области. Город расположен в 16 километрах от реки Илим, в честь которой и был частично назван. Вторая часть названия происходит от горы Железной, у которой было обнаружено первое месторождение железной руды в районе, давшие городу толчок в развитии. От областного центра Железногорск-Илимский отделяет 850 километров по автомобильной трассе. Кроме федеральной дороги через город проходит линия железной дороги, в черте города функционирует аэропорт, из которого осуществляются регулярные рейсы до Иркутска. Город является центром Нижнеилимского района и относится к поселениям районного уровня.
История города Железногорск-Илимский
История города начинается в XVII веке с основанием русскими казаками на реке Илим Илимского острога. Больше двух веков Илимск считался заштатным городом, население которого в лучшие времена не превышало тысячи жителей. При строительстве Усть-Илимской гидроэлектростанции бывший острог был затоплен и его истории не получила бы продолжения, если в 1948 году не было бы решено начать разведку месторождений железной роды у горы Железной. С началом разведывания месторождения у горы был основан поселок Коршуниха, позже получивший статус рабочего поселка и название Железногорск. Городской статус и название Железногорск-Илимский были получены городом в 1965 году, в этом же году начал свою работу первый горно-обогатительный комбинат. Город стал третьей крупной металлургической базой Восточной Сибири, строительство города продолжалось на протяжении почти десяти лет и считается одной из самых масштабных всесоюзных строек страны.
Экономика Железногорска-Илимского
Основой экономики города стала металлургическая промышленность, представленная Коршуновским горно-металлургическим комбинатом. На Коршуновском комбинате ведется добыча и обогащение железной руды, выпускается железнодорожный комбинат, из которого в дальнейшем вылавливают сталь. Сырьевой базой для промышленности является Коршуновское месторождение, но стоит отметить, что основная часть залежей уже выбрана. Кроме того, в городе успешно развиваются железнодорожная и энергетическая отрасли экономики. В городе расположена теплоэлектростанция, обеспечивающая теплом предприятия промышленности и объекты ЖКХ города. Железная дорога также играет немаловажную роль в экономике города. В Железногорске-Илимском действует железнодорожная станция, с которой осуществляется отправка полученного на комбинате концентрата, также действует ремонтное депо. В городе в основном ведется плановое обслуживание путей и железнодорожных тоннелей, проложенных через одну из гор Лено-Ангарского плато.
Достопримечательности Железногорска-Илимского
Центр Нижнеилимского района строился как промышленный город, где люди могут жить и работать с комфортом, и если во время строительства о привлечении туристов не задумывались, со временем город все-таки обрел свои скромные, но заслуживающие внимания достопримечательности. Одна из таких достопримечательностей мемориальный музей М. К. Янгеля, знаменитого конструктора, родившегося в деревне Зыряновка, расположенной неподалеку от города. В музее можно ознакомиться не только с историей города, но и коллекцией личных писем и фотографий академика. Любители активного отдыха также не сочтут, что поездка в Железногорск-Илимский прошла впустую – город со всех сторон окружен лесом и горами, на которых присутствие человека мало отразилось. Рядом с городом расположено популярное место сбора туристов – Артурова поляна, откуда начинаются все туристические маршруты Приилимья.
Железногорск-Илимский находится в Среднем Приангарье, в 1224 км к северу от областного центра по железной дороге и в 480 км по прямой. Через него проходит железнодорожная магистраль Тайшет – Лена. Является административным центром Нижнеилимского района Иркутской области. Относится к городским поселениям районного уровня. Занимает площадь 27 км2 (2,7 тыс. га).
Рельеф
Город расположен в северной оконечности Лено-Ангарского плато, на высоте 430 м над уровнем моря, в 16 км от правого притока Ангары — реки Илим (отсюда название — Илимский).
Окружен холмистой, покрытой лесом местностью. Абсолютная высота окрестных возвышенностей достигает 610 м над уровнем моря. Перепад высот в пределах города — около 100 м. Одна из гор преграждает въезд в Железногорск-Илимский по железной дороге из Братска, сквозь нее проложен тоннель протяженностью 950 м.
Примечания[править | править код]
- ↑ 123
Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2022 года (рус.). Дата обращения: 17 октября 2022. Архивировано 17 октября 2022 года. - Совершён первый регулярный авиарейс из Иркутска в Железногорск-Илимский
- ↑ 123456789101112
Народная энциклопедия «Мой город». Железногорск-Илимский - Всесоюзная перепись населения 1970 года Численность городского населения РСФСР, ее территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу. (рус.). Демоскоп Weekly. Дата обращения: 25 сентября 2013. Архивировано 28 апреля 2013 года.
- Всесоюзная перепись населения 1979 года Численность городского населения РСФСР, ее территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу. (рус.). Демоскоп Weekly. Дата обращения: 25 сентября 2013. Архивировано 28 апреля 2013 года.
- Всесоюзная перепись населения 1989 года. Численность городского населения (неопр.)
. Архивировано 22 августа 2011 года. - Всероссийская перепись населения 2002 года. Том. 1, таблица 4. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, районов, городских поселений, сельских населённых пунктов — райцентров и сельских населённых пунктов с населением 3 тысячи и более (неопр.)
. Архивировано 3 февраля 2012 года. - Численность постоянного населения Российской Федерации по городам, посёлкам городского типа и районам на 1 января 2009 года (неопр.)
. Дата обращения: 2 января 2014. Архивировано 2 января 2014 года. - Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года по Иркутской области (неопр.)
. Дата обращения: 23 сентября 2013. Архивировано 23 сентября 2013 года. - ↑ 12
Численность населения по муниципальным образованиям на 1 января 2012 года : стат. бюл. / Иркутскстат. – Иркутск, 2012. – 81 с.
(неопр.)
. Дата обращения: 24 сентября 2016. Архивировано 24 сентября 2016 года. - Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2013 года. — М.: Федеральная служба государственной статистики Росстат, 2013. — 528 с. (Табл. 33. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов) (неопр.)
. Дата обращения: 16 ноября 2013. Архивировано 16 ноября 2013 года. - Таблица 33. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2014 года (неопр.)
. Дата обращения: 2 августа 2014. Архивировано 2 августа 2014 года. - Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2015 года (неопр.)
. Дата обращения: 6 августа 2015. Архивировано 6 августа 2015 года. - Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года (рус.) (5 октября 2018). Дата обращения: 15 мая 2022. Архивировано 8 мая 2022 года.
- Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2022 года (рус.) (31 июля 2017). Дата обращения: 31 июля 2022. Архивировано 31 июля 2022 года.
- Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2022 года (рус.). Дата обращения: 25 июля 2018. Архивировано 26 июля 2022 года.
- Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2022 года (рус.). Дата обращения: 31 июля 2019. Архивировано 2 мая 2022 года.
- с учётом городов Крыма
- https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/bul_Chislen_nasel_MO-01-01-2021.rar Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2022 года (1.85 Мб, 30.07.2021)
- Распоряжение Правительства РФ от 29 июля 2014 года № 1398-р «Об утверждении перечня моногородов»
- Sakata’s Overseas Sister City and Friendship City(English) — 酒田市 Архивная копия от 15 июля 2011 на Wayback Machine
- Города-побратимы | Посольство Японии в России Архивная копия от 26 марта 2011 на Wayback Machine
Облик города
Железногорск-Илимский расположен на склонах возвышенностей наподобие амфитеатра. Застроен он преимущественно пяти- и девятиэтажными благоустроенными каменными домами. Сохранились микрорайоны с деревянной застройкой периода, когда Железногорск был еще рабочим поселком.
Город является центром железорудной промышленности на востоке страны. На его южной окраине расположено Коршуновское железорудное месторождение, карьер которого почти примыкает к жилым кварталам. Рядом находится Коршуновский горно-обогатительный комбинат — основное градообразующее предприятие Железногорска-Илимского. Он добывает руду и производит железорудный концентрат.
В северо-западной части города располагаются садово-огородные и дачные участки горожан.
Железногорск расположен у Коршуновского железорудного месторождения. Карьер, в котором добывается руда, примыкает к жилой застройке с юга. Рядом находится Коршуновский ГОК.
Население
До строительства горно-обогатительного комбината численность населения рабочего поселка Железногорск была небольшой. С середины 1960-х гг., после пуска Коршуновского ГОКа и получения Железногорском статуса города, она стала быстро расти. Положительная демографическая динамика сохранялась и в 1970-х гг. — за счет большого притока населения из других регионов страны на строительство БАМа.
Своей максимальной численности (33,5 тыс. чел.) город достиг к началу 1990-х гг. Затем население Железногорска стало сокращаться в результате как естественной убыли, так и отрицательной миграции.
В настоящее время в Железногорске-Илимском проживают 26,2 тыс. чел. (по состоянию на 2010 г.), или около 1 % населения Иркутской области. Основное занятие жителей — работа на Коршуновском ГОКе, железной дороге, в бюджетных учреждениях города.
Таблица 32. Динамика численности населения Железногорска-Илимского, тыс. чел.
Население[править | править код]
Численность населения | ||||||||
1959[3] | 1967[3] | 1970[4] | 1979[5] | 1989[6] | 1992[3] | 1996[3] | 1998[3] | 2000[3] |
2000 | ↗17 000 | ↗22 179 | ↗29 087 | ↗32 326 | ↗32 800 | ↗33 700 | ↘33 200 | ↘32 300 |
2001[3] | 2002[7] | 2003[3] | 2005[3] | 2006[3] | 2007[3] | 2008[3] | 2009[8] | 2010[9] |
↘31 500 | ↘29 093 | ↗29 100 | ↘27 800 | ↘27 200 | ↘26 900 | ↘26 600 | ↘26 352 | ↘26 079 |
2011[10] | 2012[10] | 2013[11] | 2014[12] | 2015[13] | 2016[14] | 2017[15] | 2018[16] | 2019[17] |
↘25 953 | ↘25 446 | ↘24 955 | ↘24 505 | ↘24 235 | ↘23 979 | ↘23 643 | ↘23 412 | ↘23 137 |
2020[1] | ||||||||
↘22 950 |
На 1 января 2022 года по численности населения город находился на 606-м месте из 1116[18]городов Российской Федерации[19].
История
Своим появлением и развитием Железногорск обязан Коршуновскому железорудному месторождению, железной дороге Тайшет-Лена и Коршуновскому ГОКу.
Железную руду в Приангарье обнаружили в XVII в. Ее изысканием в то время занимался русский рудознатец Шестак Коршунов. Его именем назван поселок Шестаково на берегу Илима (в 27 км от Железногорска-Илимского), где в 1647г. была основана первая в Сибири «государева домница». Производимые ею железные изделия поступали в Илимск, Усть-Кут и Верхоленск. Всего до революции в бассейне средней Ангары были открыты магнетиты Ермаковского, Кежемского, Долоновского, Краснояровского, Коршуновского месторождений, которые стали рудной базой для основанных вблизи Ангары Николаевского (построен в 1847г.) и Лучихинского (1895) железоделательных заводов, успешно работавших в Иркутской губернии до 1924 г.
Уже в советское время, с началом строительства магистрали Тайшет-Лена, в примагистральной полосе были развернуты геологические изыскания с целью расширения минерально-сырьевой базы данной территории и скорейшего вовлечения в народнохозяйственный оборот дополнительных высокоэффективных ресурсов.
В те годы ставилась задача возобновить металлургическое производство в Приангарье, разрушенное в послереволюционный период, сформировать здесь основу для создания третьей металлургической базы СССР.
Возможность развития в Приангарье крупного металлургического производства широко обсуждалась на Конференции по изучению производительных сил Иркутской области в 1947г. (данной теме посвятили одну из секций конференции). Было решено ускорить геолого-поисковые работы по формированию соответствующей минерально-сырьевой базы, обратив особое внимание на уже известные крупные проявления железосодержащих руд в Нижнеилимском районе.
Детальная доразведка подтвердила наличие здесь очень крупных запасов, и в 1948 г., во исполнение решений конференции, было объявлено об открытии крупного Коршуновского железорудного месторождения (месторождение, как и протекающая здесь речка, названо в память о Ш. Коршунове, который первым обнаружил в этом районе железную руду).
Вблизи месторождения был основан поселок геологов и строителей, также названный Коршуниха. Вскоре здесь проложили железную дорогу и открыли станцию Коршуниха-Ангарская. Для добычи и обогащения железной руды начали строить крупный ГОК, который должен был стать поставщиком сырья для будущего Восточно-Сибирского металлургического комбината, возвести который планировали в Тайшете.
В январе 1957 г. на станцию Коршуниха-Ангарская прибыл первый десант строителей. Началось возведение ГОКа. Вскоре поселок Коршуниха получил статус рабочего и был переименован в Железногорск.
С началом добычи руды и пуском ГОКа, в 1965 г., поселок преобразовали в город. К его прежнему названию добавили еще одно слово — «Илимский», указывающее на его местонахождение вблизи реки Илим (для отличия от другого города с таким названием, находящегося в Курской области).
Железногорск быстро рос и вскоре стал центром железорудной ленности Сибири. При этом Коршуновский ГОК по-прежнему рассматривался как начальное звено будущего металлургического комбината (который планировалось возвести в Тайшете). Экспертный совет Госплана СССР предлагал начать его строительство в 1971 г. с пуском первой очереди в 1978 г. и завершением всех работ в 1980 г.
На комбинате предполагалось создать коксохимическое производство, наладить выпуск листового проката и стальных труб специальных сортов для быстро развивающегося в те годы нефтегазового комплекса Сибири, а также стальных конструкций для новостроек.
Таким образом, планируемый в Иркутской области металлургический комплекс предусматривал полный производственный цикл — от добычи руды и ее обогащения (в Железногорске-Илимском) до выплавки высококачественной стали и изготовления различных металлоконструкций (в Тайшете). Планировалось также наладить производство ферросплавов и электросталей, легированных ниобием. Выпуск подобной продукции мог бы существенно снизить металлоемкость стальных изделий и улучшить качество отечественной машиностроительной продукции. Тем самым закладывалась инновационная основа для развития в Иркутской области мощного машиностроительного комплекса. К сожалению, эти грандиозные планы так и не были реализованы.
Тем не менее город продолжал развиваться. Устойчивая работа градообразующего предприятия, а также строительство БАМа позволяли быстро возводить жилье, сооружать уникальные даже по нынешним временам социально-культурные объекты, такие как кинотеатр «Илим» — первый широкоформатный кинотеатр в Иркутской области, плавательный бассейн «Дельфин» — один из крупнейших в Восточной Сибири, крытый ледовый корт, горнолыжную трассу и др. Для повышения надежности железнодорожных перевозок в 1973г. вблизи города был построен тоннель. Развивались и международные связи, были установлены побратимские отношения с японским городом Саката.
Являясь монопромышленным городом, Железногорск в полной мере ощутил на себе последствия экономических реформ 1990-х гг. Были приватизированы, а затем оказались в кризисе почти все промышленные предприятия города. Некогда успешно работавший ГОК сам стал нуждаться в помощи.
В 2003 г. на комбинат пришла группа «Мечел», и у градообразующего предприятия появились новые перспективы развития в составе крупной корпорации. Началось масштабное обновление техники и запуск новых производств. Со стабилизацией работы ГОКа у города тоже появились перспективы.
Таблица 33. Некоторые события истории Железногорска-Илимского
История[править | править код]
В разделе не хватает ссылок на источники. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть удалена. Вы можете отредактировать статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 11 января 2022 года . |
История города восходит к г. Илимску (Илимскому острогу), основанному казаками на реке Илиме в 1630 году. С 1897 года Илимск — заштатный город, 512 жителей. При строительстве Усть-Илимской ГЭС острог оказался в районе затопления Усть-Илимским водохранилищем.
В 1948 году при месторождении железной руды у горы Железная образован посёлок Коршуниха. Название посёлка — по расположению на реке Коршунихе (правый приток Илима), а река названа по имени открывателя месторождения, русского рудознатца Шестачко Коршунова, жившего в XVII веке.
В 1950-х гг. в связи с началом современной добычи руды поселение получает статус рабочего посёлка и название Железногорск. В 1965 году он преобразуется в город с названием Железногорск-Илимский. Определение указывает на положение города при реке Илим и дано для отличия его от одноимённых городов в Курской области, а позднее Красноярском крае.
В 1965 году введён в эксплуатацию Коршуновский горно-обогатительный комбинат.
Осваивать Коршуновское железорудное месторождение начали в шестидесятые годы XX века, хотя известно о нём было давно. Строительство КГОКа и города Железногорска-Илимского стало возможным только после строительства железнодорожной магистрали Тайшет — Лена.
В 1956 году XX съезд КПСС принял решение о создании третьей металлургической базы на востоке страны. Намечено построить среди прочих объектов Коршуновский железный рудник в Восточной Сибири.
На правом берегу речки Коршунихи располагался посёлок геологоразведчиков — контора, барак, пекарня, баня.
В декабре 1956 г. на Коршунихе появились первые строители строительно-монтажного управления треста «Кузнецктяжстрой» Министерства строительства металлургической и химической промышленности СССР. Они приехали строить гигант чёрной металлургии. Рабочие расчистили в тайге, вблизи от железнодорожного разъезда, первые площадки для строительства жилья, начали строить первые жилые дома. В феврале 1957 г. в коллективе было 200 человек. В августе 1957 г. в Коршуниху прибыл отряд строителей из Братска. К ноябрю сданы в эксплуатацию первые постройки будущего города — шесть четырёхквартирных домов, баня, столовая, небольшая электростанция. В старый посёлок геологов проведено электричество. Но в связи с реорганизацией трест «Кузнецктяжстрой» перешёл в ведение Кемеровского совнархоза, который отказался от строительства КГОКа. Работы на Коршунихе были прекращены.
В конце 1957 г. по решению Совета народного хозяйства Восточно-Сибирского экономического района подрядчиком по строительству КГОКа с 1 января утверждается специальное управление «Братскгэсстрой». Специальным приказом по Братскгэсстрою в Коршунихе было создано новое подразделение — «Коршуновстрой».
В Коршуниху из разных городов прибывают строители. Растёт палаточный городок. Строительство КГОКа и города Железногорска-Илимского активизируется.
В апреле 1958 г. около палаточного городка открылось первое культурно-просветительное учреждение Коршунихи — клуб «Рудник». В нём начался показ звуковых фильмов.
В 1958 г. были выстроены первые кварталы посёлка из сборно-щитовых домов.
Начали строить восьмиквартирные брусчатые дома на кирпичных фундаментах-цоколях, где располагаются магазины, учреждения, квартиры. Пролегают улицы: Ангарская, Ленская, Амурская. Самой первой была улица 40 летия ВЛКСМ.
В 1958 г. построены 77 сборно-щитовых домов, два каркасно-щитовых восьмиквартирных дома, 7 одноэтажных брусчатых домов, 6 общежитий. Летом был построен первый капитальный детский сад. Построена почти за месяц первая трёхэтажная школа-десятилетка. Это было первое высотное здание в посёлке.
13 сентября 1958 г. населённый пункт Коршуниха был отнесён к категории рабочих посёлков с присвоением ему наименования «Железногорск».
В феврале 1959 г. бюро Иркутского обкома комсомола объявило сооружение КГОКа ударным комсомольским объектом.
В декабре 1959 г. приступил к выполнению своих обязанностей директор строящегося КГОКа В. В. Беломоин.
В начале 1961 г. в Коршуниху приехала группа московских инструкторов по передаче передовых методов труда.
В 1961 г. была построена и сдана в эксплуатацию школа № 2. Это была первая школа в кирпичном исполнении.
В 1961 г. строительство возглавил Матвей Исаакович Тест. Стало активнее продвигаться строительство жилья и культурно-бытовых объектов. Большая работа проделана строителями по созданию производственной базы — сданы в эксплуатацию комплекс бетонного завода, цеха сборочного железобетона и арматурный цех. Жители переселены из палаточного городка в добротные благоустроенные дома. Вскоре его заместителем был назначен прибывший в город молодой специалист Крупа Анатолий Андреевич.
В 1960—1962 г.г. были сданы клуб на 200 мест, баня, ателье по ремонту обуви, почта со сберкассой, три детских сада на 300 мест, больница на 27 коек.
В октябре 1962 г. строители начали закладку фундамента главного корпуса больничного комплекса. Были построены инфекционное отделение, пищеблок, родильное помещение и административно-хозяйственное отделение.
В 1963 г. предстояло ввести на ТЭЦ турбину мощностью 5000 киловатт и котел номер один производительностью 75 тонн пара в час, обеспечивающие теплом объекты комбината и посёлка Железногорска. В этом году комбинат и посёлок сооружали 5000 строителей. Началось строительство дома культуры «Горняк».
В сентябре 1963 г. сдан в эксплуатацию первый в Железногорске 48-квартирный дом. Предстоит сдать многоэтажные кирпичные дома, детский сад на 125 мест, детские ясли на 120 мест, столовую на 200 мест и другие объекты. В 1963 г. сдана в эксплуатацию школа № 1.
1964 г. — решающий этап стройки. Наращиваются темпы строительства, работы ведутся и днём, и ночью.
20 сентября 1965 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий посёлок Железногорск преобразован в город районного подчинения с присвоением ему наименования — «город Железногорск-Илимский» и перенесением в него центра района.
В 1964 г. в Железногорске побывал писатель Константин Симонов.
С 1965 г. проводились занятия в горно-металлургическом техникуме, который сначала был филиалом Черемховского горного техникума. День рождения Железногорского техникума — июль 1966 года, когда Министерство чёрной металлургии СССР издало приказ об его организации.
В 1967 г. была построена районная больница на 240 мест с поликлиникой (позднее появится и четырёхэтажная городская поликлиника со светлыми кабинетами).
С 1968 г. работает Железногорское городское училище металлургов ПЛ-33. В 2006 году произошло объединение горно-металлургического техникума и профессионально-технического училища в профессиональный лицей.
В 1968 г. открылся самый большой магазин в городе — Дом одежды. В этом же году был сдан в эксплуатацию Дом культуры «Горняк». В апреле 1968 г. сдан в эксплуатацию и спортивный зал «Горняк».
В 1968 г. возвели первую в городе девятиэтажную «коробочку», тогда таких домов не было ни в одном из северных городов Восточной Сибири. Макет девятиэтажки проследовал по главным улицам города в праздничной колонне демонстрантов 7 ноября 1968 г. В декабре этого же года сдан в эксплуатацию первый в городе крупнопанельный дом на 90 квартир.
Застройка города велась на разных этапах по генеральным планам, разрабатываемым проектными институтами: «Гипроруда» в 1957 г. для 1-й очереди строительства города; ЛенНИИПградостроительства в 1974 г. для 2-й очереди строительства города и «Братскгражданпроект» в 1984 г. как продолжение 2-й очереди.
Город в перспективе был рассчитан на население 45 тысяч человек.
Постепенно Железногорск-Илимский застраивается крупнопанельными сборными и кирпичными домами — растёт новый каменный город. Правда, город не отличается своеобразием архитектурных форм, он состоит из двух-трёх-четырёх-пяти и девятиэтажных «коробочек». Разнообразие вносят здания объектов соцкультбыта. Различны по внешнему облику детские дошкольные учреждения. Интересен архитектурный ансамбль административных и общественных зданий на центральной площади города. В городе много лестниц, так как он расположен на горном склоне.
Железногорск-Илимский был первым городом в Восточной Сибири, где в 1969 г. построили широкоформатный кинотеатр «Илим», красивое здание из стекла и камня, оснащённый современной кинопроекционной и звуковоспроизводящей аппаратурой. В ночь с 8 на 9 января 2010 г. в фойе кинотеатра произошёл пожар. Необходим ремонт помещения.
В 1970 г., накануне октябрьских праздников, железногорцы получили прекрасное кафе «Север». Строители изменили проект потолка и пола, при отделке применили деревоплиту, пластик, оргстекло. Теперь это здание используется в коммерческих целях.
21-22 апреля 1970 г. впервые приняты телевизионные передачи Братского телецентра через Железногорский ретранслятор.
Телевышка поднялась до 148 метров. Параллельно с монтажом телевышки в здании ретранслятора монтировалась сложная аппаратура.
Для трудящихся КГОКа с 1971 г. функционировал санаторий-профилакторий на сто мест. Размещался он в комфортабельном здании в лесной зоне. Теперь это здание переоборудовано в общежитие.
В августе 1973 г. принята в эксплуатацию самая большая в Железногорске-Илимском школа № 4.
В настоящее время в распоряжении железногорцев около 380 тысяч квадратных метров жилья, 5 общеобразовательных школ, одна сменная общеобразовательная школа (бывшая вечерняя). Есть центральная детская школа искусств и центр развития творчества детей и юношества. Библиотечная сеть города представлена двумя центральными районными библиотеками (взрослой и детской), библиотекой семейного чтения.
В октябре 1977 г. в городе был открыт краеведческий музей. Сейчас это историко-художественный музей имени М. К. Янгеля.
В 1981 г. на берегу реки Илим построен лагерь отдыха для детей на 360 мест, зимой он должен был использоваться как база отдыха для трудящихся. В настоящее время лагерь заброшен.
11 апреля 1981 г. введён в эксплуатацию плавательный бассейн «Дельфин» — первое сооружение подобного типа, построенное за Уралом. В бассейне 50-метровая дорожка. Здесь имеются специализированные залы, игровой холл, зал женской гимнастики, тренажёрный зал, кабинет врачебного контроля, уголки для отдыха.
Почти ровесник города — стадион «Строитель». На промплощадке комбината недавно построен Ледовый дворец, в котором проводятся соревнования по хоккею.
На вершине горы в лесном массиве создана парковая зона.
Есть в городе сквер Илимских партизан с памятником, где захоронены останки видных илимских партизан, погибших в борьбе с колчаковщиной.
На центральной площади города сооружён бронзовый памятник славному земляку илимчан — выдающемуся конструктору ракетно-космических систем Михаилу Кузьмичу Янгелю. С площади вниз лестница ведёт к мемориалу воинам — илимчанам, павшим в годы Великой Отечественной войны. Воздвигнут в городе обелиск первостроителям Железногорска-Илимского.
Память о тех, кто открывал Коршуниху и в числе первых застраивал город, хранят в своих названиях улицы: Максима Иващенко и Гарри Щеголева, Строителей.
В северной части расположен десятый квартал города. Он, в основном, застроен пяти и девятиэтажными крупнопанельными и кирпичными домами улучшенной планировки различной цветовой гаммы. В дома встроены магазины, почтовое отделение.
В октябре 1985 г. в городе открыт новый торговый комплекс.
С августа 1988 г. в 13 микрорайоне работники комбината, по инициативе генерального директора В. Н. Хохлова, начали строить двухквартирные коттеджи.
В 2001 г. приступили к строительству православного собора для железногорцев по заказу церкви Казанской иконы Божией Матери и инвестора в лице КГОКа. Строительство Свято-Троицкого храма было завершено в 2007 г.
25 января 1969 г. самолёт Ил-14 открыл регулярное сообщение по линии, связывающей Железногорск с областным центром.
С октября 1970 года начали осваивать самолёты Як-40. Авиация связывала Железногорск-Илимский с Иркутском. Возведённый в перестроечные времена комфортабельный аэровокзал оказался невостребованным. После экономических реформ аэропорт оказался банкротом и прекратил своё существование.
Большое значение в жизни города играет Коршуновский горно-обогатительный комбинат, который входит в состав ОАО «Мечел». Это предприятие является одним из ключевых поставщиков железной руды для всех металлургических предприятий Кузбасса. КГОК — крупнейший налогоплательщик не только города, но и региона.
Значительная часть населения занята в секторе добычи полезных ископаемых, с конца девяностых развивается и лесозаготовительный сектор.
Численность населения, согласно последним данным, составляет около 27 тысяч человек. Для сравнения — на 1 января 1965 г. в городе проживало 16028 человек, на 1 января 1995 г. −33 тысячи жителей.
Ископаемые ресурсы
Рядом с городом находится Коршуновское железорудное месторождение. Оно приурочено к Ангарской железорудной провинции (к Ангаро-Илимской группе). Рудопроявление здесь связано с интрузией траппов. Рудные тела имеют форму неправильных жил и доступны для разработки открытым способом. Руда содержит около 25 % железа и легко обогащается. Ее балансовые запасы на Коршуновском месторождении сейчас оцениваются примерно в 100 млн. т, забалансовые — в 454 млн. т. Месторождение эксплуатируется Коршуновским ГОКом с 1965 г. Основная и наиболее доступная часть залежей руды в разрабатываемом карьере уже выбрана, а горно-технические и экономические условия ее добычи несколько снизились.
Экономика
Основой экономики Железногорска-Илимского является промышленность, представленная крупнейшим на востоке России предприятием горно-металлургического комплекса — ОАО «Коршуновский ГОК».
Комбинат добывает железную руду, обогащает ее и выпускает железорудный концентрат (основное сырье для выплавки стали). Проектная мощность ГОКа — около 6 млн. т концентрата в год. Он создавался для обеспечения сырьем Восточно-Сибирского металлургического комбината (ВСМК), размещение которого планировали в Тайшете. Но ВСМК так и не построили. Поэтому в качестве временной меры, учитывая, что действовавшие в то время металлургические предприятия в Новокузнецке не имели достаточной рудной базы, их стали снабжать Коршуновским концентратом (около 5 млн. т в год, расстояние перевозки — 1,6 тыс. км). После распада СССР, когда западносибирские металлургические предприятия утратили сырьевую базу в Казахстане, значение Коршуновского ГОКа в их сырьевом обеспечении еще более возросло.
Рудной базой для самого ГОКа является Коршуновское железорудное месторождение.
Для расширения сырьевой базы Коршуновского ГОКа в 1982 г. ввели в эксплуатацию Рудногорское, а затем и Татьянинское месторождения. В перспективе возможно еще большее увеличение рудной базы за счет освоения других месторождений Ангарской железорудной провинции.
В настоящее время Коршуновский ГОК занимает устойчивое положение на сибирском рынке железорудного сырья. На востоке России у него пока нет конкурентов. Сопоставимые по мощности производители железорудного сырья (Лебединский, Михайловский и Стойленский ГОКи) находятся далеко — в Центральном округе (в районе Курской магнитной аномалии), и они «завязаны» на металлургические комбинаты Европейской части России и Урала. Имеются также горнообогатительные производства в Северо-Западном округе (Ковдорский и Оленегорский ГОКи, предприятие «Карельский окатыш»), которые поставляют сырье для ОАО «Северсталь».
Энергетика
В городе расположена ТЭЦ-16, входящая в систему «Иркутскэнерго». Ее установленная электрическая мощность — 18 МВт, тепловая — 255 Гкал в час. В качестве топлива используются как азейский, так и жеронский угли. Электрическая мощность ТЭЦ сравнительно небольшая (в рамках региональной энергосистемы), а вот тепловая достаточно высокая, позволяющая надежно обеспечивать теплом и технологическим паром предприятия промышленности (67 % суммарного отпуска тепла) и объекты ЖКХ города (33 % отпуска тепла).
Транспортная доступность
Через город проходит железная дорога Тайшет-Лена с ответвлением Хребтовая-Усть-Илимск. Действуют железнодорожная станция Коршуниха-Ангарская и депо (все они входят в состав Восточно-Сибирской железной дороги).
С началом промышленной добычи железной руды к разрезу Коршуновского месторождения и Коршуновскому ГОКу проложены железнодорожные линии. Со станции осуществляется отправка железорудного концентрата.
Вблизи города в 1973 г. был построен железнодорожный тоннель. В июле 2008 г. параллельно ему проложен второй тоннель, взявший часть нагрузки и повысивший надежность железнодорожного сообщения на этом участке магистрали. Оба подземных железнодорожных коридора проходят под одной из вершин Лено-Ангарского плато и имеют протяженность по 950 м.
Автомагистраль областного значения Братск — Усть-Кут проходит севернее Железногорска. Город соединен с ней автодорогой Железногорск-Хребтовая (15 км). Имеется также автодорога, соединяющая город с поселками Коршуновским и Шестаково, а также с аэропортом.
Аэропорт Железногорска расположен в 12 км к югу от города. В советский период через него осуществлялось регулярное авиасообщение с областным центром и рядом других городов области. В середине 1990-х гг. авиаперевозки были прекращены, а аэропорт законсервирован. Попытки возобновить его работу в начале 2000-х гг. не увенчались успехом. Сейчас регулярных авиасообщений с Нижнеилимским районом нет. Авиаперевозки осуществляются из аэропортов соседних городов — Братска и Усть-Кута.
Таблица 34. Расстояние от Железногорска-Илимского до некоторых городов, км
*От станции Коршуниха-Ангарская.
**До станции Лена.
***До станции Анзёби.
Климат
Среднемноголетняя продолжительность безморозного периода в Железногорске-Илимском составляет около 90 дней. Первые заморозки фиксируются 10 сентября, последние — 29 мая.
Абсолютные значения температур в январе опускаются до -46 °С, а в июле поднимаются до +34 °С. Среднегодовая температура составляет -2,6 °С.
В среднем за год выпадает 470 мм осадков, из этого количества на май-август приходится 53 %.
Социальная инфраструктура
В городе имеется несколько общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования и дошкольного воспитания. Действует филиал Братского индустриального института.
Учреждения культуры представлены библиотечной системой, Историко-художественным музеем им. М.К. Янгеля (конструктора ракетно-космических комплексов, уроженца деревни Зыряновка Нижнеилимского района), а также Историко-литературным музеем им. А.Н. Радищева (отбывал ссылку в Илимском остроге).
Железногорск известен своими уникальными спортивными сооружениями. Здесь построен плавательный бассейн «Дельфин» — один из крупнейших в Восточной Сибири, имеющий 50-метровые плавательные дорожки и вышки для ныряния высотой три, пять, семь и десять метров. Проложена освещенная горнолыжная трасса с электрическим подъемником. Сооружен крытый ледовый корт. Действуют также два стадиона и спортивный зал.
Городское здравоохранение представлено центральной районной больницей, обслуживающей не только городское, но и сельское население.
Уроженцы и жители
- Янгель Михаил Кузьмич (родился в деревне Зыряновка) — советский конструктор.
- Радищев Александр Николаевич (отбывал ссылку в Илимском остроге) — русский писатель, философ, поэт.
- Черных Юрий Егорович — советский детский писатель, поэт.
- Черных Николай Иннокентьевич — Герой Советского Союза, гвардии полковник (родился в деревне Игнатьевой)