Усть-Кут, нач. XXI в. |
Усть-Кут
, город в России, административный центр Усть-Кутского района Иркутской области, в пределах Братской епархии. Расположен у впадения реки Куты в реку Лену, в 610 км к северо-востоку от Иркутска (воздушным путем). Через город проходит Байкало-Амурская магистраль. Здесь находятся крупный речной порт, аэропорт, железнодорожная станция. Население — 44 805 человек (2012) [1].
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Один из старейших населённых пунктов на р. Лене. Город тянется вдоль реки на 40 км, имея в то же время ширину всего 1,5 — 2,5 км.
Топонимика
Усть-Кут нередко называют городом с тремя названиями, так как с ним отождествлено три топонима: Усть-Кут (город и аэропорт), Лена (железнодорожная станция), Осетрово (порт).
Поселение
было основано в устье реки Куты (от эвенк. кута — заболоченное место). Отсюда название — Усть-Кутский (в старом написании — Усть-Куцкой) острог, позже село Усть-Кутское. Постепенно в широкий обиход вошло укороченное название села, закрепившееся при смене статусов поселения, — Усть-Кут. При склонении названия ударение не сохраняется и переходит к окончанию:
в Усть-Куте́, из Усть-Кута́
и т. п.
Этнохороним — устькутя́не
(формы мужского и женского рода:
устькутя́нин, устькутя́нка
). Форма
устьку́тцы,
нередко используемая центральными и региональными СМИ, считается неверной.
Станция Лена
названа по имени реки Лены, восходящему к эвенк. елю эне («большая река»).
Порт Осетрово
назван по имени рабочего посёлка, включённого в состав Усть-Кута в 1954.
История
Усть-Кут — третье по счёту русское поселение на территории современной Иркутской области и второе из существующих в наше время. Старше Усть-Кута из ныне существующих только город Киренск (1630). Областной центр Иркутск основан на 30 лет позже Усть-Кута.
Некоторые события истории Усть-Кута
1631 | Основан Усть-Кутский острог |
1639 | На соляных источниках устья Куты открыты первые солеварни, давшие начало знаменитому Усть-Кутскому солеваренному заводу, ставшему первым в Сибири (завод проработал более 310 лет и был закрыт в начале 1950-х) |
1736 | Целебные свойства Усть-Кутского соляного источника впервые описал профессор И. Гмелин, участник Второй Камчатской экспедиции В. Беринга |
1885 | Пароходное сообщение по Лене начало осуществляться строго по расписанию |
Конец XIX | Местные промышленники и купечество организуют при солеваренном заводе грязелечебницу, в которой устанавливают несколько деревянных ванн. В 1902 устанавливается первая железная ванна, используемая в лечебных целях. Лечебница действует до 1913 |
1900 | В Усть-Куте отбывает ссылку Л.Д. Троцкий, впоследствии один из организаторов Октябрьской социалистической революции |
1914 | Начаты инженерные изыскания будущей железнодорожной трассы на участке Тайшет — Усть-Кут |
1925 | Усть-Кут становится административным центром Усть-Кутского района, образованного на базе трех волостей Киренского уезда — Марковской, Орлингской и Усть-Кутской |
1928 | По инициативе речников баскомфлота СССР и Северного речного пароходства на территории Усть-Кутского солеваренного завода возобновляется работа лечебницы, которая преобразуется в курорт. Основана Осетровская пристань. |
1932 | Возобновлены изыскания железнодорожной трассы Тайшет – Лена |
1934 | Вблизи Усть-Кута создается крупнейшая перевалочная база нефтепродуктов |
1940 | Село Усть-Кут преобразовано в рабочий поселок |
1946 | Возобновлены (прерванные войной) строительные работы на железнодорожной магистрали Тайшет – Лена |
1950 | Железная дорога Тайшет – Лена доходит до поселка Осетрово (к месту будущего речного порта), где строится станция Лена. В поселке Осетрово развернуто строительство речного порта |
1954 | Путем слияния поселков Усть-Кут и Осетрово образован город Усть-Кут. В то время он являлся городом районного подчинения (уровня). На железнодорожной станции лена построено новое здание вокзала |
1963 | Усть-Кут становится городом областного подчинения (уровня). Открыт новый аэропорт Усть-Кут (прежний, отработавший 15 лет, был на правом берегу Лены, в районе современного поселка РЭБ) |
1974 | На строительство БАМа прибывают прибыли посланцы XVII съезда ВЛКСМ |
1980 | Сдан первый в городе девятиэтажный дом |
1985 | Завершена электрификация Западного участка БАМа |
1987 | В город пришел первый скорый поезд Москва – Северобайкальск |
2007 | Севернее Усть-Кута проложен магистральный нефтепровод «ВСТО» |
Российские первопроходцы появились в устье Куты в конце 1620-х. В 1628 (по другим данным — в 1629) казацкий десятник Василий Бугор поставил здесь зимовьё. Годом же основания поселения считается 1631, когда отряд под предводительством атамана Ивана Галкина основал Усть-Кутский острог.
Развитие острога как постоянного поселения напрямую связано с именем Ерофея Хабарова. В 1630-х в предместьях Усть-Кутского острога он основал солеварню, завёл на Лене пашню, организовал ямскую гоньбу.
Расположенный в конечной точке Ленского волока, Усть-Кут стал важным транспортным узлом для освоения Сибири и Дальнего Востока. Здесь готовились суда-дощаники для Северной экспедиции Витуса Беринга. Через острог проходили экспедиции Дмитрия и Харитона Лаптевых, Владимира Атласова и Степана Крашенинникова, Григория Шелихова, Геннадия Невельского.
Уже в XVII вблизи острога на Лене и Куте образовалась цепочка небольших деревень, составивших Усть-Кутскую волость. До XIX века Усть-Кут был местом проведения крупных ярмарок. Население волости также занималось хлебопашеством, работало на сользаводе, обслуживало пути сообщения — Ленский волок и ямской тракт.
Долгие годы Усть-Кут служил местом ссылки политических заключённых. Осенью 1900 в селе отбывал ссылку Лев Троцкий. На сользаводе работало большое количество ссыльных поляков — участников восстания 1863.
Во время Гражданской войны в Усть-Куте развернулись бои за обладание выходом к золотым приискам Ленского бассейна. 13 ноября 1919 село, оставленное подразделениями отступающей Русской армии, было занято партизанами под командованием Даниила Зверева.
В 1926 в Усть-Куте впервые открыта больница, село стало центром новообразованного Усть-Кутского района. В 1928 на месте закрытого солеваренного завода открыт Усть-Кутский курорт, известный уникальными лечебными грязями.
В 1941 — 1945 более трёх тысяч устькутян участвовали в Великой Отечественной войне, более тысячи из них не вернулись. За участие в сражениях четыре жителя Усть-Кута получили звание Героя Советского Союза: Иван Антипин, Михаил Андреев, Алексей Пестерев, Пётр Тюрнев.
В 1943 село получило статус рабочего посёлка (посёлка городского типа).
В июле 1951 в Усть-Кут пришёл первый поезд по вновь построенной железнодорожной линии Тайшет – Лена. В том же 1951 сдана первая очередь Осетровского речного порта, в будущем крупнейшего в СССР. С завершением его строительства город становится крупным транспортным узлом промышленного масштаба, обслуживает бо́льшую часть «северного завоза».
29 июля 1954 Усть-Куту был присвоен статус города районного подчинения путём объединения рабочих посёлков Усть-Кута и Осетрово. В 1963 — 2004 являлся городом областного подчинения.
В 1974 Усть-Кут был объявлен отправной точкой всесоюзной комсомольской стройки — строительства Байкало-Амурской магистрали. В городе располагался штаб Западного участка.
В 1996 численность населения города достигла исторического пика — 62,4 тыс. человек, после чего начало уменьшаться в связи с миграцией населения.
Наводнение 2001
В 2001 город пострадал от наводнения на Лене. В Усть-Куте были подтоплены все прибрежные улицы, в том числе в центре города, разрушены строения в частных секторах. Часть микрорайонов была лишена автобусного сообщения из-за затопления маршрутных трасс. Разливы на Куте привели также к краткосрочному затоплению трассы Р419 и размыву железнодорожной насыпи на некоторых участках.
Аварии на теплосетях 2001
Зимой того же года в результате ряда аварий на котельных без отопления оказались центральные микрорайоны города. В школах были отменены занятия, жители многоэтажных домов оборудовали свои квартиры печками-буржуйками, однако режим чрезвычайной ситуации не был введён вплоть до 24 декабря, когда на телевизионную «Прямую линию» с президентом России дозвонился один из жителей Усть-Кута. После того как катастрофическое положение стало известно широкой общественности, в городе спешно был проведён ремонт теплового оборудования и замена сетей. 27 декабря в отставку подал мэр города Владимир Корнейко, который в это время находился в отпуске.
Несмотря на то, что последующие зимы Усть-Кут переживает более благополучно, в городе неоднократно вводился режим чрезвычайной ситуации ввиду нехватки топлива, а выражение «замерзающий Усть-Кут» стало газетным штампом.
- Усть-Кутский острог
- Проклятие забытых кладбищ
СМИ
Помимо федеральных и областных СМИ, в Усть-Куте выпускаются местные газеты, производятся местные радио- и телепрограммы. Офсетной печатью занимаются две типографии. Кроме того, действует несколько типографий, использующих ротационную печать.
Телевидение
Во всех микрорайонах города в зоне уверенного приёма находятся 2 эфирных телеканала: «Первый канал» и «Россия» (с программами ГТРК «Иркутск»), — в большинстве районов также доступен телеканал «Россия 2». На местной телестудии «Диалог» производятся местные новости и небольшое количество других телепрограмм общеинформационного характера. Вещание местного телевидения не превышает 20 минут в день, в остальное время на частоте ретранслируются передачи канала «Рен-ТВ». Приём телеканала возможен в центральных и ряде периферийных микрорайонов города.
Развита система спутникового телевидения. С 2002 года начал работать оператор кабельного телевидения ООО «Обзор». C 2009 года появился еще один оператор кабельного телевидения «Мир ТВ»
Радио
Единственная местная радиостанция — «Лена-FM», работающая с 2004 года. Носит информационно-развлекательный характер. Кроме того, возможен прием федеральных радиостанций «Юность» (FM) и «Маяк» (УКВ). В 2010 запущена вторая радиостанция в FM диапазоне «Радио Радио» (бывшее «Поместное радио») 102.0 FM
Газеты
В Усть-Куте выпускаются три газеты:
- «Ленские вести» — старейшая газета района, выпускается с 1938 года (ранее под названиями «Ленский большевик», «Ленский коммунист»). Выходит еженедельно.
- «Диалог-ТВ» — городская газета. С 1991 года выпускалась как телепрограмма канала «Диалог». В 1997 переформирована в городской информационный еженедельник.
- «Обзор-ТВ» — городская газета. Выпускается как телепрограмма для кабельного телевидения.
- Задорожная Елена Анатольевна, Болсун Елена Ивановна — легкоатлетки, участницы Олимпиад, уроженки Усть-Кута.
- Акулич Олег Александрович — российский и белорусский актёр, уроженец Иркутской области, детство и юношество провёл в Усть-Куте. Выпускник Осетровского речного училища.
- Марков Нектарий Константинович — заслуженный учитель России, краевед, в 1955–1984 директор Усть-Кутской средней школы № 2, кавалер ордена Трудового Красного Знамени, почетный гражданин города Усть-Кута.
- Троцкий Лев Давидович — российский политический деятель, один из лидеров Октябрьской революции, отбывал ссылку в Усть-Куте в 1900.
- Андреев Михаил Александрович.
- Антипин Иван Николаевич.
- Пестерев Алексей Иванович.
- Тюрнев Пётр Фёдорович.
- Рудых Александр Витальевич — участник боевых действий в Афганистане и в других «горячих точках».
- Шерстянников Андрей Николаевич — участник антитеррористической операции в Чечне.
- Усть-Кут — один из немногих городов, где на каждые пять лет приходится по два городских юбилея. Одинаково широко здесь празднуется как годовщина основания Усть-Кутского острога (каждый 1-й и 6-й год десятилетия), так и годовщина присвоения Усть-Куту статуса города (каждый 4-й и 9-й год). Юбилеи присвоения статуса города совпадают с юбилеями начала строительства БАМа, произошедшего на 20 лет позже.
- В Усть-Куте находится единственный железнодорожный мост через Лену.
- Усть-Кут // Винокуров М.А., Суходолов А.П. Города Иркутской области
- Усть-Кутский острог
- Речники (городской дом культуры, город Усть-Кут)
- Проклятие забытых кладбищ
- Погода в Усть-Куте
География
Географическое положение
Усть-Кут расположен в центральной части Иркутской области в верхнем течении реки Лены у места впадения в неё реки Куты.
Город застроен преимущественно по левым берегам рек. Протяжённость с запада на восток по прямой линии — около 28 км; по руслам рек — около 34 км (исключая Туруку).
Расстояние от Усть-Кута до Иркутска:
- по железной дороге — 1385 км (Усть-Кут — Тайшет — Иркутск);
- по автомобильным дорогам — 973 км (Усть-Кут — Братск — Тулун — Иркутск);
- прямым воздушным путём — 510 км.
Ближайшие города — Железногорск-Илимский (107 км на запад), Киренск (174 км на север вниз по течению Лены).
Климат
Климат города резко континентальный. Средняя температура января −25 °C, июля +17 °C. Минимальная температура −58 °C, максимальная (в тени) +42 °C.
Годовое количество осадков 350 мм. В зимний период — в виде снега. В межсезонье (весной и осенью, а также в начале и конце лета) нередок град.
Территория города приравнена к районам Крайнего Севера.
Рельеф и геологическое строение
Город расположен на территории Лено-Ангарского плато, среди покрытой тайгой холмов, рельеф сильно расчлененный, абсолютные высоты местности от 558 до 757 м над уровнем моря.
Непосредственно на территории города находятся запасы уникальных лечебных вод и грязей. Лечебные средства: радоновые 15 нкюри/л (43 единиц Махе) хлоридные натриевые рассолы, содержащие бром, которые в разведённом виде используют для ванн; иловая грязь озера. Лечение заболеваний органов движения и опоры, гинекологических, периферической нервной системы[3].
Вблизи города — разведанные запасы углеводородов (нефти и природного газа).
Почвенный покров
Почвы преимущественно дерново-карбонатные, дерново-подзолистые. Луговые и пойменные почвы средне- и легкосуглинистого механического состава.
Карта
Усть-Кут: карты |
Усть-Кут: фото из космоса (Google Maps)Усть-Кут: фото из космоса (Microsoft Virtual Earth)
Усть-Кут. Ближайшие города. Расстояния в км. по карте (в скобках по автодорогам) + направление. По гиперссылке в графе расстояние можно получить маршрут (информация любезно предоставлено сайтом АвтоТрансИнфо) | |||
1 | Железногорск-Илимский | 101 (136) | З |
2 | Новая Игирма | 117 (186) | З |
3 | Магистральный | 124 (198) | ЮВ |
4 | Казачинское | 125 (213) | ЮВ |
5 | Улькан | 160 (241) | ЮВ |
6 | Киренск | 180 (268) | СВ |
7 | Железнодорожный | 217 () | СЗ |
8 | Жигалово | 221 (688) | Ю |
9 | Усть-Илимск | 222 (336) | СЗ |
10 | Северобайкальск | 254 (364) | ЮВ |
11 | Нижнеангарск (Республика Бурятия) | 260 (389) | ЮВ |
12 | Братск | 262 (353) | З |
13 | Вихоревка | 290 (383) | З |
14 | Качуг | 314 (553) | Ю |
Краткая характеристика
Расположен на севере Лено-Ангарского плато, у впадения р. Кут в Лену, в 610 км от Иркутска (воздушным путём). Речной порт (на Лене). Ж.д. станция. Пункт перевалки речных и ж.д. грузов.
Климат резко континентальный. Средняя температура января -25С, июля +17С. Осадков 350 мм в год, главным образом летом.
В 3 км от Усть-Кута находится одноимённый бальнеогрязевый курорт. Санаторий, водогрязелчебница. Минеральные источники открыты в 17 в. русским землепроходцем Е.П. Хабаровым. Используются в лечебных целях с 1908 г. Курорт основан в 1925 г.
Территория (кв. км): 56
Информация о городе Усть-Кут на русском сайте Википедии
Исторический очерк
В 1628 г. десятник Василий Бугор построил близ устья реки Кут зимовье. В 1631 г. русские землепроходцы во главе с атаманом Иваном Галкиным основали близ устья р. Кут Усть-Кутский острог. Гидроним Кута связан с характером долины реки: эвенкийское кута — «торфяное болото, топкое место, трясина».
В 1639 г. служилые люди Е.П. Хабарова неподалёку от «острожка» открыли солеварни.
В середине 17 в. острог, утратив своё военное значение, стал важной пристанью, где сосредотачивались грузы, шедшие с Ишима и Верхней Лены.
Рабочий посёлок Усть-Кут с 1943 г. Город с 1954 г. Образован слиянием посёлков Усть-Кут и Осетрово (ПГТ с 1938 г., 3.3 тыс. жит., 1939).
Экономика
Судоверфь, предприятия лесной промышленности, молочный завод.
Основные предприятия
ВНУТРЕННИЙ ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ
ЗАО «Верхне-Ленское речное пароходство»
, Иркутская область, Усть-Кутский р-н, г. Усть-Кут, ул. Пролетарская, 1
Предлагает:
Культура, наука, образование
Речное училище.
Краеведческий музей.
Памятники: партизанам, павшим за Усть-Кут (1957), партизанскому командарму Гражданской войны Д.Е. Звереву (1969) и др.
ВУЗы города
Осетровский филиал Новосибирской государственной академии водного транспорта (в г. Усть-Куте)
666793, Иркутская область, Усть-Кутский р-н, г. Усть-Кут, ул. Володарского, 65
Архитектура, достопримечательности
Усть-Кут вытянут вдоль реки Лена на 30 км и состоит из отдельных микрорайонов, связанных единой дорогой-улицей.
Численность населения по годам (тыс. жит) | |||||||
1939 | 4.0 | 1992 | 61.8 | 2007 | 45.8 | 2016 | 42.5 |
1959 | 21.3 | 1996 | 62.4 | 2008 | 45.3 | 2017 | 42.3 |
1967 | 29 | 1998 | 59.6 | 2010 | 44.5 | 2018 | 41.7 |
1970 | 33.2 | 2000 | 57.1 | 2011 | 45.4 | 2019 | 41.1 |
1979 | 49.6 | 2001 | 56.2 | 2012 | 44.8 | 2020 | 40.8 |
1982 | 53 | 2003 | 50.0 | 2013 | 44.3 | 2021 | 40.3 |
1986 | 57 | 2005 | 47.6 | 2014 | 43.6 | ||
1989 | 61.2 | 2006 | 46.6 | 2015 | 43.0 |
Транспортная доступность
Усть-Кут — центр Осетрово-Ленского транспортного узла, крупнейшего в Восточной Сибири. Здесь пересекаются железнодорожные и водные пути сообщения. Обеспечен круглогодичный выход на федеральную сеть автодорог.
Усть-Кут — центр Осетрово-Ленского транспортного узла, крупнейшего в Восточной Сибири.
Здесь благоприятно пересекаются железнодорожные и водные пути сообщения. Имеется аэропорт, способный принимать крупные транспортные самолёты. Обеспечен круглогодичный выход на федеральную сеть автодорог.
Железнодорожный транспорт
Усть-Кут находится на Восточно-Сибирской железной дороге. Основная железнодорожная станция — Лена. Кроме неё, в городе расположены:
грузопассажирские станции: Усть-Кут, Якурим, Лена-Восточная;
исключительно грузовые станции: Лена-Перевалка, Портовая, Якурим-Перевалка. (В едином технологическом процессе с портом Осетрово.)
До конца 1990-х годов на западной окраине города функционировала станция Паниха. Многие предприятия имеют собственные подъездные пути.
Существуют проекты по строительству железнодорожных веток на север (Лена — Непа — Ленск) и юг (Иркутск — Жигалово — Лена).
Пассажирское сообщение
. Постоянное пассажирское сообщение поездами дальнего следования:
• в западном направлении — Москва, Красноярск, Иркутск, Кисловодск. В летнее время — Адлер, Анапа, Новосибирск.
• в восточном направлении — Северобайкальск, Тында.
Пригородные поезда следуют до станций: Вихоревка, Ручей (на запад), Киренга (на восток).
Первый поезд на станцию Лена пришёл в 1951 — тогда Усть-Кут был конечной точкой строящейся Тайшето-Ленской железной дороги (ныне это участок ВСЖД, называемый Западным БАМом.) В постоянную эксплуатацию дорога была сдана в 1958. В 1974 Усть-Кут стал отправной точкой возобновлённого строительства Байкало-Амурской магистрали, здесь располагался штаб Западного участка. В 1975 сдан железнодорожный мост через Лену, единственный на сегодня.
Воздушный транспорт
Аэропорт Усть-Кут расположен в 10 км к северу от города. Регулярные авиарейсы выполняются до Иркутска. Транспортное сообщение между аэропортом и городом по состоянию на конец 2010 года возможно только на такси и личных автомобилях. Для обслуживания аэропорта предусмотрен также маршрут № 101 «ст. Лена — аэропорт», однако в течение 2010 года он не действовал. Поднимается вопрос о его восстановлении.
Речной транспорт
Крупный речной порт Осетрово на реке Лене (занимается, в том числе, обслуживанием северного завоза).
Пассажирское сообщение вверх по Лене до посёлка Жигалова, вниз — до Пеледуя. Осуществляется теплоходами типа «Заря» и «Полесье».
Автомобильный транспорт
Дорожная сеть, связывающая Усть-Кут с другими населёнными пунктами, слабо развита. Город связан с федеральной сетью автодорог посредством региональной трассы Р419 (выход на автодорогу «Байкал» через Братск в Тулуне).
В 2007 автодорога Р419 была передана в федеральную собственность и стала частью строящейся автодороги «Вилюй».
На восток от Усть-Кута параллельно БАМу проходит автодорога до Звёздного и — формально — до Северобайкальска (фактически сквозное движение по автодороги невозможно для большинства автомобилей ввиду её плохого состояния).
Автозимники
. Зимой из Усть-Кута на север через Мирный проходит автомобильный зимник, соединяющий с федеральной сетью автодорог труднодоступные районы Иркутской области и Якутии. Широко используются и другие зимники.
Городская улично-дорожная сеть
. Центральные улицы имеют асфальтовое покрытие, часть периферийных — бетонное. Остальные без покрытия. Имеется объездная автомобильная дорога для транспорта, следующего транзитом.
Автобусное сообщение
В Усть-Куте создано 12 городских маршрутов. Существует сеть пригородных маршрутов — до дач «Ветеран» (села Турука), аэропорта, посёлков Казарки, Верхнемарково, Ния. Работает один междугородный маршрут — до Иркутска. В летнее время также выполняются перевозки в направлении дачных посёлков, круглогодично до Киренска частными микроавтобусами. Автовокзала нет.
Расстояние от Усть-Кута до Иркутска:
• по железной дороге — 1385 км (по линии Усть-Кут — Тайшет — Иркутск); • по автомобильным дорогам — 973 км (Усть-Кут — Братск — Тулун — Иркутск); • прямым воздушным путём — 520 км.
Ближайшие города: Братск — 320 км, Железногорск-Илимский — 107 км на запад, Киренск — 300 км на северо-восток вниз по течению Лены).
Религия
Со времени основания Усть-Кутский острог входил в границы Тобольской епархии.
В «Описной книге» 1699-1700 годов имеется упоминание об острожной Спасской церкви . В течение двух веков храм несколько раз перестраивался.
С декабря 1721 года Усть-Кут находился в пределах самостоятельной Иркутской епархии.
В XIX веке на территории солеваренного завода был построен Прокопиевский храм.
Народ в Усть-Кутском крае был мало религиозен. Об этом говорится в отчёте о состоянии Иркутской епархии за 1911 год:
«Жизнь нравственно-религиозная, видимо, давно замерла в Ленских просторах и пока ничего не предпринимается, чтобы оживить её. Религиозно-нравственных чтений и бесед с народом не ведётся
«.
В отчёте о состоянии Иркутской епархии за 1915 год сказано, что «в Киренском, например, уезде, в следствие, отказа прихожан от содержания храма и причта, Усть-Кутский приход призакрыт
«.
В советское время оба Усть-Кутских храма были уничтожены.
К началу 1990-х годов в Усть-Куте была основана община православных христиан — около 20 человек. Община собиралась в половине двухквартирного списанного дома по улице Котовского. Старостой общины была Витковская Ксения Тарасовна.
В 1992 году на праздник Крещения Господня впервые после долгого перерыва был совершен крестный ход на реку Лена, в районе старого Усть-Кута.
В 1993 году открылся храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.
С 2006 по 2008 год в местной газете «Парус» действовала еженедельная рубрика «Мир православия». За это время было издано более 40 статей.
5 октября 2011 года город вошел в состав Братской епархии.
Храмы
- Николая Чудотворца
- Прокопия Устюжского (строится)
- Спаса Нерукотворного Образа (строится)
- «Споручница грешных» иконы Божией Матери, в колонии строгого режима УК-20
- Успения Пресвятой Богородицы
Городская инфраструктура
Город вытянут вдоль рек Лены и Куты. Его длина по руслам рек составляет 34 километра, в то время как максимальная ширина застройки не превышает трёх километров.
Административно город не разделён, но фактически Усть-Кут состоит из микрорайонов и посёлков. Центральные микрорайоны — Лена и Речники. Здесь находится большинство социальных, культурных объектов и сосредоточена бо́льшая часть населения. Остальные микрорайоны и посёлки находятся как ниже, так и выше по течению Лены, застроены преимущественно по левому берегу. Правобережная часть небольшая и состоит из двух микрорайонов. Жилые кварталы перемежаются с территориями промышленного назначения и брошенными недостроенными объектами городского значения.
Принято отдельно выделять старую часть города — бывшее село Усть-Кут. В настоящее время известное как микрорайон «старый Усть-Кут». Застройка здесь преимущественно одноэтажная деревянная. Сохранились исторические здания, не входящие в перечень объектов культурного наследия.
Город окружён тайгой, до неё из любой точки города можно добраться не более чем за 30 минут. В устье Куты находится остров Домашний, являющийся одним из центров отдыха горожан.
Над городом на всём его протяжении возвышаются сопки, имеющие на вершинах скальные образования. Часть из них носит названия и является объектом некоторых городских легенд, например, Чёртова скала, Бубнов камень, Петух, Мир и другие.
Усть-Кут
Фрагмент из книги М.А. Винокурова и А.П. Суходолова «Города Иркутской области», 2010 год На сайте «Прибайкалье» (www.pribaikal.ru) публикуется с разрешения авторов
Усть-Кут — это один из старейших городов Восточной Сибири. Он основан в 1631 г. — на 30 лет раньше Иркутска.
Находится в устье реки Куты (отсюда название города) при ее впадении в реку Лену, в 510 км к северо-востоку от Иркутска по прямой.
Является административным центром Усть-Кутского района, относится к северным городам Иркутской области (вместе с Братском, Бодайбо, Киренском и Усть-Илимском).
Город стал конечным пунктом железнодорожной магистрали Тайшет —Лена, строившейся в 1946-1950 гг., и начальным пунктом Байкало-Амурской магистрали, строившейся в 1974-1987 гг. Со второй половины 1970-х гг. его называли восточной столицей БАМа.
В советский период (и до 2006 г.) Усть-Кут являлся городом областного подчинения (уровня). Сейчас он включен в состав Усть-Кутского муниципального района и отнесен к городам районного уровня (подчинения). Площадь города — 56 км2 (5,6 тыс. га).
Рельеф.
Усть-Кут расположен на Лено-Ангарском плато, в пойменной долине реки Лены, на высоте 295 м над уровнем моря.
Город находится среди покрытых тайгой холмов с абсолютными отметками вершин от 558 до 757 м над уровнем моря.
На пологой пойменной территории рек Лены и Куты имеются небольшие участки, пригодные для сельскохозяйственной деятельности. Почвы здесь дерново-карбонатные и дерново-подзолистые, в луговой части — средне- и легкосуглинистые. Эти земли осваивались русскими крестьянами со второй половины XVII в. и использовались для сенокосов, выпаса скота, выращивания овощей и некоторых зерновых. В настоящее время почти все эти участки заняты жилой застройкой современного Усть-Кута.
Климат.
Город расположен на территории, приравненной к районам Крайнего Севера. Климат здесь резко континентальный. Среднемно-голетняя продолжительность безморозного периода составляет 97 дней. Первые заморозки фиксируются 9 сентября, последние — 3 июня.
Среднемесячная температура января -25,5 °С (абс. -52 °С), июля +17,6 °С (абс. +38 °С). Среднегодовая температура -3,7 °С.
Среднегодовая величина выпадающих осадков равна 431 мм, из этого количества на май —август приходится 57 %.
Население.
В городе проживают 44,5 тыс. чел., или 1,8% населения Иркутской области (по состоянию на 2010 г.). Численность населения Усть-Кута начала быстро сокращаться с середины 1990-х гг. как по причине естественной убыли, так и в результате возросшего в этот кризисный период оттока населения. Эта неблагоприятная для города демографическая динамика сохраняется до настоящего времени и пока не преодолена.
Основное занятие жителей Усть-Кута — работа на предприятиях железнодорожного и водного транспорта, в лесоперерабатывающей промышленности и бюджетных учреждениях города.
Динамика численности населения Усть-Кута, тыс. чел.
Год | 1960 | 1970 | 1980 | 1990 | 2000 | 2005 | 2010 |
Население | 23,4 | 33,2 | 50,8 | 61,4 | 57,1 | 47,6 | 44,5 |
Социальная сфера.
В городе и районе действуют 16 средних, 6 основных, 3 начальные школы, 4 учреждения дополнительного и 21 учреждение дошкольного образования. Функционируют речное училище и профессиональное училище № 61.
В городе действует центральная библиотечная система с сетью филиалов, имеется краеведческий музей и музей истории транспорта, училище искусств.
В городе и районе около 100 спортивных сооружений, десятки спортивных залов. Ежегодно проводится множество спортивных мероприятий.
Здравоохранение представлено Центральной районной больницей с поликлиникой, Осе-тровской больницей (бывшая лечебница водников), железнодорожной больницей на станции Лена с поликлиникой и стационаром на 80 мест. Действуют также санатории «Усть-Кут» на 250 мест и «Эйсейра» (бывший профилакторий Осетровского речного порта).
Перспективы.
Дальнейшие перспективы города связаны с комплексным освоением и переработкой углеводородного сырья, лесохимическим и деревообрабатывающим производством, сохранением опорной ремонтной базы речного флота, осуществляющего судоходство в бассейне Верхней Лены, укреплением позиций в качестве ключевого железнодорожно-водного перевалочного узла. Очень важно возрождение аэропорта Усть-Кута и увеличение объема северных авиаперевозок. Целесообразно продвижение имиджа Усть-Кута как курортного города с повышением качества обслуживания в санаториях «Усть-Кут» и «Эйсейра». В городе также возможно размещение базы обслуживания магистрального нефтепровода «ВСТО». При освоении северных месторождений углеводородного сырья целесообразно создание в районе Усть-Кута и Киренска крупных генерирующих мощностей (такая возможность рассматривалась ОАО «Иркутскэнерго»), на которых будет использоваться попутный газ данных месторождений.
Облик города.
Усть-Кут вытянут узкой полосой вдоль берегов Лены и Куты более чем на 30 км. Ширина его застройки — около 1 км (максимальная — около 3 км).
Столь необычная планировка Усть-Кута создает у приезжих образ «города с одной улицей». Но это не совсем так. Большинство микрорайонов связывает вторая, объездная дорога, расположенная чуть выше городской застройки. Да и реку Лену, основной водный путь Усть-Кута, тоже можно условно назвать главной транспортной улицей города, как и железную дорогу. Хотя город расположен по обоим берегам Лены и Куты, основная его часть находится на левых берегах этих рек. На правом берегу разместились всего два микрорайона. Обе части города соединены двумя арочными металлическими мостами — автомобильным и железнодорожным.
Административно город не разделен, хотя в действительности состоит из отдельных, во многом самостоятельных микрорайонов, связанных единой дорогой-улицей. Жилые кварталы перемежаются с территориями промышленного назначения и брошенными временными поселками.
Ядром Усть-Кута являются два микрорайона — Лена и Речники. Они застроены современными каменными многоэтажными и полностью благоустроенными домами. Здесь проживает основная часть населения Усть-Кута, размещены важнейшие социально-культурные объекты. Городским центром считается сквер между железнодорожным и речным вокзалами. Остальные микрорайоны и поселки находятся от центра ниже и выше по течению Лены. Старая часть города (бывшее село Усть-Кут) располагается в устье реки Куты. Здесь же находится остров Домашний —любимое место отдыха горожан. На окраинах и в старой части преобладают деревянные одноэтажные дома, построенные в начале и середине прошлого века. Сохранились исторические здания. Сравнительно недавно в состав города включены два отдаленных поселка — Минган (в 1995 г.) и Турука (в 2004 г.).
Усть-Кут окружен горами и тайгой. Некоторые горные склоны образуют скалистые утесы, имеющие названия и овеянные городскими легендами (например, скала Любви, Чертова скала, Бубнов камень, Мир и др.).
Своих гостей город встречает разными названиями (Усть-Кут известен как город трех имен): пассажиров поезда — станция Лена, прибывших водным транспортом — порт Осетрово и только прилетающих самолетом — аэропорт Усть-Кут.
Герб
Усть-Кута утвержден городской думой в 2009 г. На его зеленом щите изображены золотые соболь, якорь и башня острога. Место слияния рек Лены и Куты показано в виде перевернутой буквы «У». Авторы нового герба — А. Половикова (Усть-Кут), К. Моченов (Химки), О. Фефелова (Балашиха), К. Переходенко (Конаково). Внесен в геральдический регистр РФ (№ 4833)
Геральдика
Герб
у Усть-Кута впервые появился в 1974 (официально не являлся гербом, имел статус знака). Он представлял собой изумрудный щит с изображениями куницы, якоря и надписью «1631 г.» на фоне стилизованного изображения устья реки.
10 февраля 2009 был принят новый герб. На щите зелёного цвета изображены золотые соболь, якорь и башня, символизирующая острог. Геральдическое описание: «В зелёном поле серебряная повышенная левая перевязь, однократно волнисто изогнутая (справа выгнутая), соединенная слева внизу с правой перевязью того же металла, также однократно волнисто изогнутой (справа вогнутой). Перевязи сопровождены вверху золотой идущим и обернувшимся соболем, внизу якорем (наподобие морского), также золотым, а слева — бревенчатой башней того же металла, имеющей остроконечную кровлю и арку без порога, причем меньшая перевязь проходит поверх правой опоры арки и позади низа левой опоры».
Флаг
города, принятый также 10 февраля 2009, повторяет рисунок герба.
Население
Динамика численности населения Усть-Кута
1875 | 1959 | 1960 | 1967 | 1970 | 1979 | 1980 | 1982 | 1986 | 1987 |
278 | 21 343 | 23 400 | 29 000 | 33 197 | 49 647 | 50 800 | 53 000 | 57 000 | 58 000 |
1989 | 1990 | 1992 | 1996 | 1998 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2005 |
61 165 | 61 400 | 61 800 | 62 400 | 59 600 | 57 100 | 56 200 | 49 951 | 50 000 | 47 600 |
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 |
46 600 | 45 800 | 45 300 | 44 832 | 45 375 | 45 290 | 44 805 | 44 301 | 43 552 | 42 971 |
2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | |||||
42 498 | 42 272 | 41 689 | 41 149 | 40 783 |
Демографическая ситуация
До середины XX века Усть-Кут оставался крупным селом с преимущественно крестьянским населением, включая семьи осевших здесь ссыльных. Переломными стали 1940-е годы, когда началось строительство Осетровского речного порта и Ленской железной дороги, на строительство которых стекались рабочие из близлежащих поселений и других регионов СССР. В 1943 Усть-Кут приобретает статус рабочего посёлка, в 1954 становится городом при численности населения около 20 тысяч человек, преимущественно рабочих. С возобновлением строительства БАМа в 1970-х город переживает вторую волну миграции — здесь селятся тысячи молодых специалистов, в большом числе из Ставропольского и Краснодарского краёв, шефствовавших над станцией Лена. Вслед за строителями в Усть-Кут прибывают геологи в составе нескольких геологических экспедиций.
Номинальная численность населения города продолжала расти до 1996, когда достигла исторического пика 62,4 тыс. человек. (Эти данные, однако, не отражают реальную динамику естественного прироста и миграции: в 1996 в состав города был включён рабочий посёлок Якурим.) С этого времени отмечается массовый отток населения, в 2001 — 2003 достигший максимальной величины: за два года населённость Усть-Кута сократилась на 6,2 тыс. человек (более 10% населения). С 2010 по 2022 численность населения Усть-Кута сократилась почти на 5 тысяч человек.
Большинство жителей города работают на предприятиях водного и железнодорожного транспорта, в государственных и бюджетных организациях города, торговле, а также в лесоперерабатывающей промышленности1.
Экономика
Экономика Усть-Кута основана на добыче природных ресурсов, лесном хозяйстве и деятельности предприятий транспортного узла «железная дорога — порт».
Основные предприятия:
• в нефтегазовом комплексе — ООО «УКНГ» (Ранее ОАО «УстьКутНефтегаз» — дочернее предприятие ООО «Иркутская нефтяная компания»; нефтебаза
• в транспортном комплексе — Осетровский речной порт, Верхне-Ленское речное пароходство, ОАО «Алроса-Терминал», предприятия ВСЖД;
• в лесном комплексе — ООО «Микура», ООО «Леналессервис», ЗАО «Велес», ЗАО «Ленаэкспортлес», ОИК-51.
Основные отрасли промышленного производства в порядке уменьшения объёмов — добыча полезных ископаемых, обрабатывающее производство, теплоэнергетика. Бо́льшая часть добываемых природных ресурсов экспортируется в другие регионы России и в Китай. Ассортимент конечной продукции, выпускаемой в городе, очень мал — преимущественно это пиломатериалы и изделия из дерева. Кроме того, для нужд города выпускают продукцию предприятия пищевой промышленности — хлебозавод, частные пекарни, молокозавод.
Социальная сфера
Образование
По состоянию на 2022 в Усть-Куте работали 12 общеобразовательных учреждений. Также имеются:
• Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Усть-Кутский промышленный техникум»;
• Филиал негосударственного образовательного профессионального образования «Иркутский гуманитарно-технический колледж»;
• Усть-Кутский институт водного транспорта (филиал) Сибирского государственного университета водного транспорта (СГУВТ)1.
Здравоохранение
Муниципальные учреждения здравоохранения по состоянию на 2018:
• Центральная районная больница;
• Железнодорожная линейная больница, в том числе станция скорой помощи.
Частные медицинские учреждения:
• ООО «Доктор» (ул.Реброва-Денисова, 8);
• ООО «Стомкомфорт» (ул.Речников, 45),
• кабинет ультразвуковой диагностики Григорьева И.Н. (ул.Кирова, 124),
• ООО «Санаторий «Эйсейра» (ул.Речников, 1а),
• ООО «Стоматологическая поликлиника Проскоков И К» (ул.Кирова, 90 кв.45) и другие1.
Культура
В городе имеются дома культуры, библиотеки, музей, детская школа искусств, кинотеатр.
Речники (городской дом культуры, город Усть-Кут)
Спорт
По состоянию на 2022 в городе имелись: один стадион, две детско-юношеские спортивные школы, 42 спортивных зала1.
Уроженцы и жители
- Задорожная Елена Анатольевна, Болсун Елена Ивановна — легкоатлетки, участницы Олимпиад, уроженки Усть-Кута.
- Акулич Олег Александрович — российский и белорусский актёр, детство и юность провёл в Усть-Куте. Выпускник Осетровского речного училища.
- Марков Нектарий Константинович — заслуженный учитель России, краевед, в 1955–1984 директор Усть-Кутской средней школы № 2, кавалер ордена Трудового Красного Знамени, почетный гражданин города Усть-Кута.
- Троцкий Лев Давидович — российский политический деятель, один из лидеров Октябрьской революции, отбывал ссылку в Усть-Куте в 1900.
Герои Советского Союза (участники Великой Отечественной войны):
- Андреев Михаил Александрович;
- Антипин Иван Николаевич;
- Пестерев Алексей Иванович;
- Тюрнев Пётр Фёдорович.
Герои России:
- Рудых Александр Витальевич — участник боевых действий в Афганистане и в других «горячих точках».
- Шерстянников Андрей Николаевич — участник антитеррористической операции в Чечне.
Местное самоуправление
С 31 декабря 2004 местное самоуправление осуществляется в рамках Усть-Кутского городского поселения. Исполнительно-распорядительный орган — администрация поселения, подчинённая администрации Усть-Кутского муниципального района; представительный орган — городская Дума.
Глава города (глава городской администрации) — Кривоносенко Владимир Георгиевич, избранный 2 декабря 2007.
Глава городской думы — Бабушкин Олег Георгиевич, выдвинутый из числа депутатов городской Думы.