Звенигород. Достопримечательности, фото и описание, что посмотреть за 1 день

Однажды морозным февралем захотелось съездить в какой-нибудь маленький городок Московской области. Выбор пал на Звенигород, расположенный в 30 км к западу от Москвы. Несмотря на свою миниатюрность (население всего 20 тыс.человек и площадь около 50 км²), в Звенигороде достаточно достопримечательностей, исторических ценностей и неплохих ландшафтов, чтобы любопытному туристу было чем себя занять на день.

Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде

Звенигород — старейший город Подмосковья; по археологическим данным уже в XII веке на этом месте существовало поселение, а по летописным записям город упоминался с 1382 года. Изначально Звенигород служил Москве оборонительной точкой, не случайно здесь были построены две крепости: монастырь и кремль. Сейчас же — это туристический город, так же известный своими санаториями и чистым воздухом.

Как доехать до Звенигорода

До Звенигорода и обратно регулярно ходят несколько видов общественного транспорта.

Автобусы: м. Кунцевская — автобус №452 м. Тушинская — автобус №455 м. Строгино — автобус №881

Электрички: Электрички отправляются каждый час с Белорусского и Савеловского вокзалов.

Так же можно ехать с пересадкой через поселок Голицыно. Голицыно с Москвой соединен еще более частыми электричками, а от Голицыно до Звенигорода и обратно легко доехать на рейсовом автобусе №22.

Железнодорожный вокзал в Голицыно

Самое неудобное то, что ж/д станция и автовокзал находятся в совершенно разных местах.

Железнодорожный вокзал в Звенигороде

Наше путешествие по Звенигороду начинается с железнодорожного вокзала, который находится на окраине города. Вся привокзальная территория — одна большая стройплощадка! Серьезно, куда ни глянешь, везде раскопано и огорожено.

С вокзала решаем ехать сразу в Саввино-Сторожевский монастырь — главную достопримечательностью Звенигорода. Несмотря на то, что монастырь находится за городом, от ж/д вокзала к нему ходят 23 и 51 автобусы.

использованная литература

Заметки

  1. ^ абcdе
    Закон № 11/2013-OZ
  2. ^ аб
    Федеральная служба государственной статистики России (2011). «Всероссийская перепись населения 2010 года. Том 1» [Всероссийская перепись населения 2010, т. 1].
    Всероссийская перепись населения 2010 года [Всероссийская перепись населения 2010]
    (по-русски). Федеральная служба государственной статистики.
  3. https://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/bul_dr/mun_obr2018.rar; дата архивации: 26 июля 2022 г .; получено: 25 июля 2022 г .; URL архива: https://web.archive.org/web/20180726010024/https://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/bul_dr/mun_obr2018.rar.
  4. ^ абc
    Закон № 36/2005-OZ
  5. «Об исчислении времени». Официальный интернет-портал правовой информации
    (по-русски). 3 июня 2011 г.. Получено 19 января, 2022.
  6. Почта России. Информационно-вычислительный центр ОАСУ РПО. (Почта России
    ). Поиск объектов почтовой связи (
    Поиск почтовых объектов
    ) (по-русски)
  7. Федеральная служба государственной статистики России (21 мая 2004 г.). «Численность населения России, субъектов Российской Федерации в составе федеральных округов, городских поселений, городских поселений, населенных пунктов, населенных пунктами 3 тысячи и более человек». [Население России, ее федеральных округов, субъектов федерации, округов, городских поселений, сельских населенных пунктов — административных центров, сельских населенных пунктов с населением более 3000 человек] (XLS). Всероссийская перепись населения 2002 года [Всероссийская перепись населения 2002 года]
    (по-русски).
  8. «Всесоюзная перепись населения 1989 г. Численность наличного населения союзных и автономных республик, автономных областей и округов, краёв, областей, городских поселений и сёл-райВеликое княжество Московское и княжества Северо-восточной Руси | Виртуальная выставка к 1150-летию зарождения российской государственности». rusarchives.ru
    . Получено 17 июля, 2022.
  9. «Иван Калита». www.hrono.info
    . Получено 17 июля, 2022.
  10. Историческая справка — Городской округ Звенигород . www.zvenigorod.ru
    (по-русски). Получено 17 июля, 2022.
  11. Королев Н. (29 мая 2014 г.). «Однодневная поездка в Звенигород». Россия вне заголовков. Получено 29 января, 2022.
  12. Камалакаран А. (29 июля 2016 г.). «4 православных монастыря, которые стоит посетить под Москвой». Россия вне заголовков. Получено 29 января, 2022.

Источники

  • Московская областная Дума. Закон №11 / 2013-ОЗ от 31 января 2013 г. «Об административно-территориальном устройстве Московской области», в ред. Закона №249 / 2019-ОЗ от 29 ноября 2022 г. «О внесении изменений в Закон Московской области» Об административно-территориальном устройстве Московской области «». Вступил в силу на следующий день после официального опубликования (13 января 2013 г.). Опубликован: «Ежедневные Новости. Подмосковье», №24, 12 февраля 2013 г. (Московская областная Дума. Закон № 11/2013-ОЗ от 31 января 2013 г. Об административно-территориальном устройстве Московской области
    В редакции Закона от 29.11.2019 № 249/2019-ОЗ.
    О внесении изменений в Закон Московской области «Об административно-территориальном устройстве Московской области».
    . Действует со дня, следующего за днем ​​официального опубликования (13 января 2013 г.).
  • Московская областная Дума. Закон №36 / 2005-ОЗ от 3 февраля 2005 г. «О статусе и границе городского округа Звенигорд», в ред. Закона №12 / 2010-ОЗ от 26 февраля 2010 г «О внесении изменений в Закон Московской области« О статусе и границе городского округа Звенигород »и Закон Московской области« О статусе и границах Одинцовского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований » ». Вступил в силу со дня официального опубликования. Опубликован: «Ежедневные Новости. Подмосковье», №26, 12 февраля 2005 г. (Московская областная Дума. Закон № 36/2005-ОЗ от 3 февраля 2005 г. О статусе и границе Звенигородского городского округа
    В редакции Закона от 26 февраля 2010 г. № 12/2010-ОЗ.
    О внесении изменений в Закон Московской области «О статусе и границе Звенигородского городского округа» и в Закон Московской области «О статусе и границах Одинцовского муниципального района и входящих в его состав вновь образованных муниципальных образований»
    . Действует со дня официального опубликования.).

Саввино-Сторожевский монастырь

Саввино-Сторожевский монастырь был основан на горе Стороже в 1398 году одним из первых и ближайших учеников Сергия Радонежского — преподобным Саввой. Тогда это была одна небольшая деревянная церковь и келья; каменным храмом, палатами и стенами монастырь обзавелся чуть позже в XVI в.

Остановка называется «Дом отдыха Министерства Обороны», автобусы едут дальше прямо, а нам к монастырю направо по указателям.

Перед северным входом в монастырь в сквере установлен памятник Савве Сторожевскому.

Памятник Савве Сторожевскому

Саввино-Сторожевский монастырь является третьим по популярности у паломников, после Троице-Сергиевой лавры и Серафимо-Дивеевского монастыря.

За время своего существования монастырь претерпел множество изменений: от полнейшего упадка до возведения нового архитектурного ансамбля. Посмотрим, что же сейчас представляет из себя Саввино-Сторожевский мужской монастырь.

Стены и башни монастыря

Территория монастыря обнесена 760-метровыми каменными стенами высотой 9 метров и шириной 3 метра с окнами-бойницами, расположенными в три ряда: для дальнего боя, ближнего боя и пушечных атак. Станы опираются на семь военных башен, одна из которых была разобрана в XVIII веке. Так, на кануне Русско-Польской войны, монастырь превратился в боевой щит Звенигорода и Москвы.

Центральная Красная башня (или Надвратная башня) украшена сохранившимися с XVII в. изображениями Богоматери и преподобных Сергия и Саввы. Под Красной башней находится главный вход — Святые ворота, которые сейчас были закрыты. В 1883 году над Красной башней была установлена церковь во имя Алексия, Человека Божия.

Красная башня

Северо-восточная башня находится справа от Красной башни. Шпили башен украшены трубящим ангелом, мы видели очень похожего сибирского ангела во время нашего путешествия с Тобольский кремль.

Северо-восточная башня

Провиантская башня предположительно названа так из-за хранившегося в ней продовольствия для войска.

Провиантская башня

Сейчас в Провиантской башне открыт магазин с монастырской выпечкой и небольшой трапезной для посетителей на втором этаже.

Провиантская башня

Тут можно купить хлеб, пирожное, пряники, торты, рулеты, печенье, трубочки и т.п.

Видно, что внутреннюю часть башни привели в порядок не так давно, стены разукрашены вручную, даже кондиционеры замаскированы, стараясь по-максимуму передать дух былого времени.

Кафетерий на втором этаже достаточно уютный: маленькие столики в нишах стены, подсвеченные витражи. Готовят тут вкусно, правда все блюда постные (монастырь же), а цены — московские: порция борща без мяса стоит 120 рублей. И обратите внимание на полный стеллаж со спиртным, к слову безаокогольной медовухи в монастыре мы так и не нашли. Зато насладились сбитнем и вкуснейшей выпечкой!

Житная башня, служившая для склада зерна.

Житная башня

Южная башня (или Усова башня)

Южная башня

Юго-восточная башня — для хозяйственных нужд.

Юго-восточная башня

Внутри стен Саввино-Сторожевского монастыря

Трапезная, построенная в 1652-1654 годах изначально имела четыре этажа (включая один подвальный) и большую столовую палату. По тем временам, трапезная была просто чудом строительных дел: в подвальном этаже здания размещался ледник и колодец, вместо слюды в окна были вставлены стекла, помещение отапливалось теплым воздухом, поднимавшимся по специальным трубам. На верхнем этаже здания размещалась монастырская казна. После перестройки в XIX веке трапезная уменьшилась в высоту и потеряло свои крестовые своды.

Трапезная Саввино-Сторожеского монастыря

Напротив трапезной с 1998 года на месте алтаря храма преподобного Иоанна Лествичника, разобранного в 1782 году, стоит часовня-беседка. Заходить в нее почему-то запрещается.

Часовня на месте церкви Иоанна Лествичника

Со стороны соборной площади к трапезной вплотную примыкают звонница и церковь Преображения господня. На фотографии ниже можно увидеть красивый вход в трапезную через звонницу.

Четырех-ярусная звонница была построена в XVII века. С 1671 по 1941 гг. звонницу украшал главный символ Звенигорода — 35-тонный Благовестный колокол, отлитый в этом же монастыре на соборной площади в 1668 году. Три года колокол ждал своего часа, когда его, наконец-то, поднимут и закрепят на колокольне. В 1941 году во время войны колокол был разбил. В 2003 году в Воронеже был отлит новый 37-тонный колокол, который сейчас и украшает средний ярус звонницы.

Церковь Преображения господня была пристроена к трапезной в 1693 году.

Церковь Преображения господня

Надвратная церковь Живоначальной Троицы считается одной из первый построек XVII века (1651 год). В 1807 году на средства Наталии Владимировны Шереметевой к церкви пристроена трапезная с приделом в честь Казанской иконы Божией Матери. Получается, в монастыре две трапезных: одна для монахов, вторая — для знатных особ?

Тут же лежит нижняя часть языка большого Благовестного колокола.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы возведен в 1405 году еще при жизни преподобного Саввы на месте первого деревянного храма. В декабре 1406 года преподобный Савва скончался. Перед храмом под толщей снега сохранены руины надвратной церкви Сергия Радонежского. В соборе Пресвятой Богородицы установлена рака с мощами Саввы Сторожевского.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Справа от собора Пресвятой Богородицы находится очень скромный Дворец царя Алексея Михайловича Романова с отдельными покоями для каждого члена царской семьи. Стройка дворца началась в 1652 году и затянулась почти на 20 лет, в течение которых здание несколько раз перестраивалось. Монастырь давно был любимым местом молитвы многих русских царей, но именно при Алексее Михайловиче Романове Саввино-Сторожевскому монастырю был дан статус первой в России Лавры, и он стал считаться резиденцией русских государей. К обители из Москвы был проложен Царский путь, ныне известный как «Рублевка», по которому совершались паломничества к мощам Саввы Сторожевского.

Дворец царя Алексея Михайловича Романова

У южной стены монастыря расположились братские корпуса: малый келейный корпус и большой братский корпус. Изначально это был один большой корпус, построенный в XVII веке, во времена, когда количество монахов доходило до 300 человек.

Малый келейный и большой братский корпуса

В XIX веке часть большого братского корпуса разобрали и на его месте построили малый келейный корпус.

Малый келейный корпус

Над оставшейся частью большого братского корпуса надстроили верхний этаж, в которым находились больница, аптека и братская богадельня. В настоящее время корпуса заняты под кельи братии обители.

Большой братский корпус

Замыкающей постройкой вокруг Собора Рождества Пресвятой Богородицы являются Царицыны палаты. Нарядное бело-красное строение было построено в середине XVII века для супруги Алексея Михайловича Романова — царицы Марии Ильиничны Милославской.

Царицыны палаты

В центральной части располагались покои царицы.

Царицыны палаты

Для удобства царицы палаты соединили переходом с Троицкой надвратной церковью, которая стала домовым храмом Марии Ильиничны. Сейчас в палатах размещены выставки Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея, а также восстановленные реставраторами боярские покои.

Последняя постройка, к которой мы подошли на территории монастыря, — Казначейский корпус, стоявший у восточной стены неподалеку от выхода. Построен он был в середине XVII века для проживания сопровождавших царя. Так же из этого корпуса велось управление хозяйством монастыря, отсюда и название. Сейчас это так же здание музея.

Казначейский корпус

Историческая справка

Древняя история города

Глубокая древность

Время возникновения подмосковного Звенигорода спорно. Археологи утверждают, что окрестные холмы, по высоте напоминающие небольшие крутые горы, поросшие лесом, стали излюбленным местом поселения людей еще несколько тысячелетий ранее.

Основные этапы известной истории Звенигорода, до периода его расцвета в конце XIV столетия, можно восстановить, следуя разным источникам. К ним относятся не только отдельные упоминания в документах или летописях (крайне скупые), но и результаты трудов археологов и историков.

В довольно кратком виде известная нам сегодня история Звенигородского края в древности имела приблизительно следующую хронологию. В начале II тысячелетия до нашей эры (до Рождества Христова), а затем и в самом начале нашего современного летоисчисления здесь появились памятники поселений людей в эпоху железного века. Остатки их обитания известны ученым. Принято считать, что в это время произошло также расселение в этих местах финно-угорских племен.

Неподалеку от Саввино-Сторожевского монастыря, существующего по настоящее время в подмосковном Звенигороде, ученые нашли городище V—VII веков с остатками погребальных памятников поздней Дьяковской культуры (по названию села Дьяково). Их взору предстал древний могильник – так называемый «домик мертвых» (этим словосочетанием подобные кладбища «окрестили» исследователи). Когда-то здесь была в самом деле гробница в виде домика: в вырытой землянке строились стены из бревен, а сверху они затем покрывались двускатной крышей.

В звенигородском «домике» оказались остатки 24-х сожжений умерших людей. Рядом нашли различные украшения, битую посуду из глины, а также так называемые грузики, столь свойственные эпохе дьяковской культуры. Сохранились и урны в виде сосудов, где также находился прах.

Датировали памятник серединой – третьей четвертью I тысячелетия уже нашей эры. Это самый поздний период существования Дьяковской культуры. Однако подобные «домики мертвых» известны были не только в звенигородских краях. Нечто подобное было распространено и в Восточной Европе, на севере, и даже в Азии. То есть предки звенигородцев имели отношение к устойчивой культурной традиции, которая была свойственна цивилизациям, занимавшим довольно обширные территории.

А цивилизация Дьяковской эпохи неожиданно исчезла буквально за несколько столетий до появления здесь славян. До сих пор непонятно – откуда пришли эти жители и куда потом делись. Разрыв почти в два столетия до славянского пришествия (в этот короткий исторический период не находят никаких остатков Дьяковской культуры) указывает на их загадочный уход из этих мест, а возможно даже – гибель или вымирание в результате каких либо эпидемий.

Появились затем и более «свежие» находки, связанные с историей Звенигородчины, сделанные в районе Саввинской Слободы уже в XXI веке с помощью новых технологий, и основанные на методиках радиоуглеродного датирования образцов древесного угля. Люди в древности жгли костры и печи, оставляя следы, которые дают нам возможность определить время их проживания. Так появились следующие даты: от II века до Рождества Христова и, предположительно, еще древнее.

Город же, как таковой («огороженное пространство»), мог появиться на месте нынешнего Звенигорода (крепости Городок) в XI столетии или чуть ранее. А то, что еще до нашествия татаро-монгольских полчищ, то есть в XII веке, здесь уже были построены настоящие укрепления — теперь общеизвестный для ученых-археологов факт. По крайней мере насыпанные на земляном материке высокие валы относятся археологами к этому времени.

Тогда вокруг уже активно селились славяне-вятичи (хотя территория западного Подмосковья иногда считается пограничной с другими представителями славянского рода – кривичами). Об этом свидетельствуют буквально «рассыпанные» вокруг Звенигорода курганы (как, впрочем, и по дороге к нему от Москвы), в которых сегодня ученые находят останки наших предков. От Мякинино (у окружной дороги столицы) до Саввинской Слободы на своеобразной виртуальной карте можно было бы увидеть активно заселенный район, где люди чувствовали особенное удобство места для долголетнего проживания. Защищенная холмистая местность, пойма Москвы-реки, удобные для возделывания земли, леса, в которых было много зверей. Все это способствовало появлению здесь довольно крупных поселений, в том, числе и городов – как, например, на месте Звенигорода.

Возможно также, что на здешней горе, скорее всего в славянские времена названной Сторόжи (именно с буквой «и» в конце), могло быть и нечто более интересное. Исходя из названия, которое, кроме общеизвестного «сторожи» – «сторожевые разъезды», «охранение», напоминает также и другое старинное значение слова «сторожи» – «оберег», «охранитель», вероятно, здесь могло располагаться древнее капище или место для языческих обрядов, имевшее значение чтимых объектов дохристианского времени. Обычно такие святилища уничтожались после распространения христианства, поэтому почти невозможно найти их следы. Таких примеров на Руси много, взять хотя бы Новгородские земли. И если это лишь неподтвержденное предположение (подсказка – название горы-холма Сторожи), то по отношению к Звенигороду Галицкому, например, сохранились предания о некоем языческом «святилище Рода», привлекавшем сюда немало людей.

Подарками археологам служат находки в курганных могильниках того времени. Это характерные предметы быта и украшений того времени у вятичей. Среди них – женские височные кольца из семи лопастей, бусы из полудрагоценных камней – хрусталя или сердолика (вид опала), пояса из металла, браслеты, амулеты, гривны и перстни. Однако мы не увидим здесь христианской символики, например, крестов. И хотя находка в курганах бронзового нательного креста домонгольского времени все-таки была осуществлена в самом начале уже нашего, третьего тысячелетия, – это был уже один из последних по времени могильников вятичей, и символично, что в нем был похоронен ребенок. Так, постепенно, вятичи стали крестить своих потомков.

По этой причине, быть может, в документах и летописях упоминания о самом Звенигороде появились не сразу, позднее, когда в Московии стала развиваться христианская культура, которая в первую очередь связана была с письменной традицией. Христианские писцы фиксировали все, что имело отношение к развитию православия в данном регионе. До этого для них в этом крае как будто мало что существовало, и они словно не замечали названия больших городов и сел. Такое понимание истории являлось вполне естественным в эпоху развития новых начинаний, изменений не только в культуре, но и в политике и экономике. Пришло время, и города были названы своими именами, зафиксированы документально, отображены в грамотах и летописях. Это было сделано в эпоху, когда православие стало главной духовной традицией на окрестных землях.

Грамотность уже тогда стала распространяться повсеместно. И если в Звенигороде южном, Галицко-Волынском, были найдены три берестяные грамоты, подтверждающие умение жителей писать, а также развитую систему письменного общения, то в Звенигороде Московском мы по сей день не можем похвастаться находками таких ценных документов. Быть может потому, что в более сухих почвах, а к ним относятся холмы в пойме Москвы-реки, берестяные грамоты просто не могли бы сохраниться.

Таким образом, древний Звенигород является ровесником, а может быть, и старшим братом Москвы.

Холмогоров В.И. и Холмогоров Г.И. Из книги «Город Звенигород. Исторический очерк» (1883 г.): «О времени его построения до сих пор не найдено прямых сведений ни в одном из известных исторических источников. Пожар, уничтоживший в 1723 г. Звенигородскую канцелярию, по-видимому, погубил все документы, в которых можно было бы встретить указания по данному вопросу».

Центральную часть Звенигорода, расположенную на большой высоте, окруженную глубокими и крутыми оврагами, а с одной стороны — Москвой-рекой, называли Городком. Странное «уменьшительное» наименование (не город, а городок) было связано, видимо, с тем, что площадь вершины холма, на которой он располагался, была небольшой. Здесь никогда не могло бы разместиться достаточно много построек, чтобы величать поселение Городом. Уже в позднее время название Городок было зафиксировано на бумаге, как итог существовавшей долгое время до этого и распространенной веками устной традиции.

Такая «двойственность» (удобство, защищенность и одновременно — малая площадь) стала роковой для развития здешнего центра жизни. Из-за этого главная часть Звенигорода не могла превратиться в крупный торговый и жилой центр. Но это легко можно было сделать в его окрестностях, на посадах. А определенная неприступность крепости, ее ключевое положение над окружающим пространством, возможность наблюдения за горизонтом на многие версты, сделали здешние холмы на некоторое время чуть ли не главным форпостом Северо-Восточной Руси на пути между Востоком и Западом.

«Мал да удал» — самая удачная поговорка для названия Звенигорода, который еще покажет себя во всем великолепии в конце XIV века, в период своего расцвета, когда здесь соединятся созидательные энергии двух великих подвижников: преподобного Саввы Сторожевского и князя Юрия Звенигородского.

Город до XIV столетия

В IX-XII появилось нескольких городов с одноименным названием Звенигород в Юго-Западной Руси (в Лаврентьевской летописи «Звенигород» упоминается уже за 1015 г.).

Но только серединой XII века мы можем предположительно датировать основание нового Звенигорода – в Северо-Восточной Руси, которое иногда приписывается князю Юрию Долгорукому (по версии, например, историка 18 века – В.Н. Татищева). Называют даже вероятный год такого основания – 1152-й. Хотя есть предположение, что Звенигород на Москве-реке был освоен и назван так переселенцами с южных русских земель. А потому в XIII – начале XIV столетий возможное владение Звенигородом приписывается князьям Черниговским. Эта версия появилась еще в XIX веке. При этом другие исследователи предполагали, что Звенигородские (как и Московские) земли принадлежали Ростово-Суздальскому княжеству.

Только появившись, новый Звенигород (не будем отрицать того мнения, что город уже тогда мог носить это название), пережил в 1237-1238 годах нашествие монголов, разорение Московии и Звенигородского края войском хана Батыя, как, впрочем, и позднее, в том же столетии. Лишь около 1303 года произошло возможное окончательное присоединение Звенигорода к Москве. Его можно отнести к периоду правления князей Даниила Александровича и Юрия Даниловича.

Как известно, около 1339 года город и удел впервые упоминаются в письменных источниках – в духовной грамоте (завещании) князя Ивана Калиты.

Их духовной грамоты великого князя Ивана Даниловича Калиты (1339 г.): «А се даю сыну своему Ивану: Звенигород, Кремичну, Рузу, Фоминьское, Суходол, Великую свободу, Замошьскую свободу, Угожь, Ростовци, Окатьева свободка, Скирминовьское, Тростна, Негуча. А села: село Рюховьское, село Каменичьское, село Рузьское, село Белжиньское, село Максимовское, село Андреевское, село Вяземьское…»

Мы видим, что князь передает Звенигород второму по старшинству сыну (что становится традицией для великих князей Московских) – Ивану Красному. Так появляется первый известный нам по источникам князь Звенигородский (по отношению к Звенигороду Московскому и существующему здесь Звенигородскому удельному княжеству). Иногда грамота Ивана Калиты датируется 1328 или 1336 годами.

Когда в 1353 году, после кончины князя Симеона Гордого Москвой стал править его брат Иван Иванович Красный, то и Звенигород перешел в состав его Московских владений. На время прекратил существование Звенигородский удел. Около 1358 года произошла передача Звенигорода по завещанию от князя Ивана Красного его второму сыну – Ивану, новому князю Звенигородскому.

Из духовной грамоты великого князя Ивана II Ивановича (1358 г.): «А се даю сыну своему, князю Ивану: Звенигород со всеми волостми, и с мытом, и с селы, и с бортью, и с оброчники, и с пошлинами, Кремична, Руза, Фоминьское… А хто сю грамоту порушить, судить ему Бог…».

Но уже в 1364 году Звенигородский удел, в качестве выморочного, вновь входит во владения правителя Москвы.

Когда около 1375 года князь Дмитрий Иванович Донской в первом варианте своего завещания оставит свои владения наследнику, то в их число несомненно к тому времени входит и Звенигород.

Известно, кстати, что уже в 1380 году бояре Звенигородские участвуют в Куликовской битве, неся большие потери (как сообщает «Задонщина», в сражении пали 30 лучших воинов-бояр из Звенигорода, представлявших из себя хорошо экипированных и профессиональных «рыцарей» со своими ратниками).

В 1382 году хан Тохтамыш сжег Москву, заодно он также разорил и Звенигород, уничтожил в огне старые деревянные укрепления и «опустошил всю область». Об этом сообщила первая летописная запись о подмосковном городе. Однако уже в 1386 году бояре Звенигородские с войском принимают участие в походе Московской рати князя Дмитрия Донского на Новгород.

О силе Звенигорода повествует и тот факт, что в это времена (1380-е годы) великий князь Дмитрий Иванович назначает Звенигороду выплату дани для «выхода» в Орду в размере 272 рубля (одну из самых высоких в Московии, что говорит о значимости и богатстве края).

В 1389 году скончался великий князь Дмитрий Донской. Он оставляет свое второе завещание, которое определило судьбу Звенигорода на ближайшие десятилетия, и благодаря которому город и край пережили настоящий расцвет.

Из духовной грамоты великого князя Дмитрия Ивановича Донского (1389 г.): «А се даю сыну своему, князю Юрью, Звенигород со всеми волостми, и с тамгою, и с мыты, и с бортью, и с селы, и сo всеми пошлинами. А волости Звенигородские: Скирменово с Белми, Тростна, Негуча, Сурожык, Замошъская слобода, Юрьева слобода, Руза городок, Ростовци, Кремична, Фоминьское, Угож, Суходол с Ыстею, с Истервою, Вышегород, Плеснь, Дмитриева слободка… А хто сю грамоту мою порушит, судит ему Бог, а не будет на нем милости Божий, ни моего благословенья ни в сии век, ни в будущий».

После этого мы можем говорить о появлении в русском летописании того Звенигорода, который знаком многим, посещающим или интересующимся им уже в наши дни: великого и в чем-то таинственного града на реке Москве, ставшего золотой страницей в летописи отечественной истории.

Сколько было Звенигородов

«Звенящих городов» на Руси было много. Почему «звенящих» (если вообще здесь имеются в виду «звоны» как звуки)? Мнение, будто «в Звенигородах в колокола звонили, а потому так и назвали», не может быть признано правильным, потому что во времена появления большинства таковых городов-тезок – колоколов не существовало и в помине (использовались била – железные пластины). Таким образом, на два простых вопроса: сколько на Руси было Звенигородов и откуда появилось столь яркое и уникальное название для города — не многие ответят точно.

Поэтически «звенеть» могла и струящаяся вода в реке (кстати, самый вероятный источник происхождения названия — этот гидроним), и тишина окружающей природы («звенящая тишина»), и даже людская молва («слышен звон, да не знаем, где он»). Один из ценителей этимологии и топонимики, известный историк XVIII века В. Н. Татищев, докопался до такого толкования (кстати, весьма интересного), найдя ссылку в древнерусских текстах — «Звенигород или Свиногород», что рисует в воображении некий «город скотоводов». А теперь нашлось и другое созвучие: Звенигород — Савенигород, то есть «город Саввы».

В этом смысле странными звучат и выводы автора известного этимологического словаря, который, не взирая даже на старинные польские интерпретации названия города, не похожие на «звон» как таковой, все же делал выводы о том, что Звенигород произошел от оповещения населения об опасности с помощью этого самого «звона».

Из «Этимологического словаря русского языка» Макса Фасмера (XX в.): «Звенигород. Населенные пункты в Моск. обл. и на Украине; укр. Звенигород, др.-польск. Zunigród, позднее Zmigród в [бывш.] Галиции… Из [стар.] Zvьnigordъ «(укрепленный) город, в котором при приближении опасности звонили для оповещения окрестных жителей»».

Что ж, впереди и всякие новые предположения…

Странная история была у названия города.

Строительство домов и крепостных стен из камня тогда было делом очень трудным и дорогим. Поэтому, как мы помним, лишь в 1367 году в Москве появился каменный Кремль, то есть спустя только почти полтора века после появления монголов.

Не менее важными центрами русской жизни становятся крупные удельные города, бывшие центры или даже столицы княжеств, влившиеся в состав московских земель.

Таким историческим городом стал в то время и Звенигород, который благодаря, например, сыну Дмитрия Донского – князю Юрию Дмитриевичу, пережил в период его правления свои лучшие времена и настоящий расцвет.

Городов с названием Звенигород действительно на Руси было несколько. До сих пор иногда происходит некоторая путаница — о каком из них, где и в связи с чем идет речь, а также кто и когда их основал.

Первые Звенигороды появились еще во времена Киевской Руси. Известны были два южных древнерусских Звенигорода Галицких (их разделяют не случайно) — один на левом берегу Днестра, что между устьями рек Серет и Збруч, а другой — на реке Белке (в Подольской земле, к юго-востоку от Львова). Этот — второй — Звенигород (иногда называемый Червенским) был даже в XI веке центром удельного княжества Галицкой земли (не путать с северным Галичем).

Оба города хотя и были достаточно укреплены (у одного из них сохранились валы и рвы, найдены многие ценные предметы, включая печати вельмож) и представляли собой образцы развитых центров цивилизации, но при нашествии монголов в начале XIII столетия были непоправимо разрушены. Один просто стерли с лица земли, и он перестал существовать, а другой — остался за Польшей и превратился «отголоском звона» в град Дзвинигород.

Та же участь — погибнуть безвозвратно — постигла и так называемый Звенигород Киевский. Эта древнерусская крепость прикрывала подступы к Киеву с юго-востока. Запомнили потомки название града по причине того, что в летописи за 1097 год появилась запись об известном ослеплении здесь требовльского князя Василька Ростиславича. Мелькал он в документах и в период, когда воевал тут за свои интересы князь Юрий Долгорукий. Но появившиеся как будто из «ниоткуда» все те же монголы так постарались в уничтожении крепости, что сегодня никто не может даже предположить — где мог точно находиться исторический град.

Было на Киевской земле местечко и с таким названием — Звенигородка, на реке Гнилой Тикич. Монголы и его, сожгли, однако городок позже восстановили, и в XIV — начале XV века тут появились удельные князья из Карачевской ветви Черниговского дома, называвшиеся Звенигородскими. Ликвидировали удел литовцы, когда Звенигородский князь Александр Федорович с сыновьями в 1408 году сбежал от Литвы на Русь.

Не эту ли Звенигородку с ее черниговским прошлым будут потом неоднократно путать со Звенигородом Московским? Ведь само княжество Черниговское границами доходило почти до Москвы, например, город Руза (рядом со Звенигородом подмосковным) был некоторое время в его владениях. Поэтому, когда говорили, что Звенигород на Москве-реке — это важная пограничная крепость, то имелось в виду, что она не защита Москве, а прикрытие северо-восточных границ Черниговского княжества — от той же Москвы!

Все эти города-тезки вводили потомков в заблуждение, особенно когда они пытались определить — какой, кому и когда принадлежал. Но уж очень популярным и приятным для уха было это название, ставшее одним из символов древнерусского градостроительства.

Из Энциклопедии Брокгауза и Ефрона: «Звенигород — уездный город Московской губернии, на крутой горе левого берега реки Москвы. Местоположение очень красивое. По древности Звенигород из городов Московской губернии считается первым после Москвы. Некоторые историки относят его основание к XII, даже XI в., но это маловероятно. О Звенигороде как городе в первый раз говорится в духовной грамоте великого князя Иоанна Даниловича Калиты, в 1328 г. В 1382 г. Звенигород разорил Тохтамыш. С 1328 по 1492 г. было особое Звенигородское удельное княжество. В смутное время Звенигород был взят поляками, и в нем жил некоторое время Владислав. В 1650 г. повелено было сделать «каменный город около всего строения», а 4 года спустя З[венигород] объявлен крепостью. В 1708 г. З[венигород] приписан к Московской губ., а с 1781 г. сделан у. г. [уездным городом]…

Звенигородское удельное княжество — с первой половины XIV столетия до конца XV-го Звенигород московский был центром особого Звенигородского княжества, по временам присоединявшегося к Москве. Первым его князем был Иоанн Иоаннович (сын Калиты), который, сделавшись в 1353 г. великим князем, присоединил его к Москве. Вторым князем был Иоанн, сын Иоанна II, с 1359 по 1364 г. В 1364 г. Звенигородский удел, как выморочный, вновь присоединен к Москве. По духовному завещанию Дмитрия Донского (1389) Звенигородский удел получил третий его князь, Юрий Дмитриевич. За Юрием следует Василий Косой, затем Василий Ярославич, получивший Звенигородский удел от великого князя в обмен на Дмитров всего только на 5 лет. После шести лет принадлежности к Москве Звенигород снова отдается в виде удела Андрею Васильевичу Большому, который был его последним удельным князем (1462-1492)».

Как удел Московского княжества город переходил по наследству одному из детей великого князя. Сын Дмитрия Донского — Юрий передал его также своим сыновьям, но те после длительной борьбы за великокняжеский престол уступили его вновь Москве, причем навсегда. Потомки князя Василия I, не любившие «зазнавшихся» князей Звенигородских, и особенно — память о Юрии, строившем свою собственную Звенигородскую Русь, старались позднее умалить как можно более значение города. Он в конце XV века перестанет иметь какое-либо важное торговое или военное значение.

О Звенигороде вспомнили в XVII веке первые цари новой династии Романовых. Им очень интересно было понять или приподнять завесу забытой истории старинного поселения людей. Возрождение Звенигорода во времена царя Алексея Михайловича могло превратить город в один из самых главных на Руси после Москвы. Но история привела затем к власти Петра Великого, которому Древняя и Средневековая Русь была столь же не интересна, как его отцу — голландские тюльпаны. Звенигород снова забыли.

Может быть именно поэтому Звенигород сохранит какую-то историческую, неповторимую прелесть, загадочность, привлекающую в его окрестности сотни и сотни путешественников, паломников, творческих и жаждущих духовных поисков людей?! Он стал одним из воображаемых проявлений старинных представлений русских о несостоявшемся и канувшем в Лету чудесном граде Китеже.

Уже упомянутый князь Юрий Дмитриевич, как известно, победив волжских булгар, приведет к стенам своего города некоторое количество пленных переселенцев, которые затем расселятся по ближайшим окрестностям. Однако история оставила нам и другие свидетельства о поселениях, например, приезжавших из Орды татар, которые обосновывались на западе от Москвы, на подступах к Звенигороду. Именно они оставили немало «татарских» названий деревень, сохранившихся до наших дней.

В XV—XVI столетиях даже сам город отдавался в качестве владения татарским князьям, переходившим на службу к русскому царю. С чем была связана такая странная традиция? Скорее всего, с дипломатией, в которой союзничество с Ордой имело немаловажное значение.

(По книге Константина Ковалева-Случевского «Звенигород и Звенигородская Русь. Сокровища подмосковной цивилизации». М., 2009).

Другие постройки вокруг Савва-Сторожевского монастыря

Рядом с Савва-Сторожевским монастырем находятся несколько интересных для посещения точек. Прямо напротив северных ворот и памятнику Савве можно увидеть четыре разноцветных дома — монастырская гостиница. Правда сейчас роль гостиницы выполняет только крайнее правое зеленое здание.

Монастырская гостиница

Это строение сейчас занимает Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей.

Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей

Кому отдано крайнее левое здание — непонятно. Построено оно практически на склоне, рядом со смотровой площадкой.

А вот и сама смотровая площадка. Вид так себе, летом, наверное, лучше. Зато сейчас сквозь голые березы хорошо видна ограда колодца преподобного Саввы Сторожевского.

Смотровая у стен Савво-Сторожевского монастыря

Колодец был выкопан Саввой Сторожевским в 1400 году. Позже на этом месте открылся источник, вода в котором считается целебной.

Спуск к колодцу Саввы Сторожевского

Севернее где-то в километре от монастыря находятся Скит, храм Саввы Сторожевского, святая пещера Саввы сторожевского и купальня.

Релевантные товары в Online-магазине:

Lancaster
Sun Beauty Нежное молочко Великолепный загар SPF30

3 200 руб.

Lancaster

Sun Beauty Обезжиренное молочко-спрей Великолепный загар SPF30

от 2 032 руб.

Merci Handy

CLEANSING SPRAY Спрей очищающий Чистота

от 1 088 руб.

эксклюзив

Darphin

L’Institut Прибор для звуковой чистки и массажа лица по методике салона красоты

6 799 руб.

sale

Все товары

Звенигородский кремль (Городок) и Собор Успения Пресвятой Богородицы

От монастыря возвращаемся в Звенигород: одну остановку назад по Ратехинскому шоссе, и вот мы наблюдаем странное скопление людей. Оказывается, они набирали воду из родника.

С этого момента начинается территория древнего Звенигородского кремля. Звенигородский кремль является уникальным историческим памятником XII века, именно в это время здесь возникло первое поселение с земляными и деревянными укреплениями. Сейчас кремль называют «Городком».

Городок. Звенигород

В годы правления князя Юрия Дмитриевича Звенигородского (сына Дмитрия Донского), которому Звенигород достался по завещанию отца, город был укреплен системой земляных валов высотой до 8 м. Внешняя сторона валов была покрыта глиной, а угол наклона составлял до 70 градусов. Достаточно было слегка полить эту сторону водой, чтобы сделать её неприступной для врага. По гребню вала были установлены мощные деревянные стены с башнями.

Повсюду висят таблички, запрещающие кататься и ходить по земляным склонам, дабы не раскатывать их, но, похоже, русского человека ничем не проймешь. Эти великолепные рельефы так и манят к себе! Москва давно бы уже могла накопать на каком-нибудь пригородном пустыре таких же холмов и соорудить там горнолыжный склон.

В 1395 году в самом центре кремля по указанию князя возвели деревянный терем-дворец, примерно через четыре года рядом с ним построили каменный Собор Успения Пресвятой Богородицы, сохранившийся до наших дней практически в первозданном виде. К сожалению, не получилось запечатлеть собор во всей его красе — ремонт крыши.

Собор Успения Пресвятой Богородицы

Для уменьшения числа служб в Успенском соборе, в XIX веке рядом с ним была построена деревянная церковь Богоявления Господня, которая была сожжена в 30-е года XX века. В 2003 году на этом же месте закончилось строительства нынешней церкви.

Церковь Богоявления Господня

Тут же на Городке мы увидели несколько частных домов и административных зданий. Кому-то повезло жить в таком насыщенном историей месте.

Звенигород в XVII-XVIII вв.

В начале XVII века город и монастырь пострадали от польско-литовских интервентов, а в 1812 город пострадал от французских войск. В XIX веке благодаря живописной природе Звенигород и его окрестности, которые называют подмосковной Швейцарией, стали одним из самых популярных и любимых дачных мест москвичей. Здесь отдыхали и работали Н.М. Карамзин, А.И. Герцен, А.П. Чехов, И.И. Левитан, А.К. Саврасов, Н.П. Крымов и многие другие.

Дом и липа А. П. Чехова

Выйдя из Городка на улицу Красная Гора, мы сразу же натыкаемся на бывший дом Антона Павловича Чехова. Думаю, всем знакомы его рассказы, которые интересно читать в любом возрасте, но не каждый знает, что Антон Павлович работал врачом в Звенигороде. Случилось это в 1884 году, когда местный врач Успенский был вынужден взять отпуск на месяц, а взамен себя попросил поработать Антона Павловича. На тот момент Чехов окончил Московский университет и только начинал карьеру писателя. Вот, что он писал другу о своей жизни в Звенигороде:

● из письма Н. А. Лейкину от 25 июня 1884 г: «…Предлагали мне место земского врача в Звенигороде — отказался…»

● из письма Н. А. Лейкину от 14 июля 1884 г.: «В настоящее время я нахожусь в граде Звенигороде, где волею судеб исправляю должность земского врача, упросившего меня заменить его на 2 недельки. Полдня занят приемкой больных (30–40 человек в день), остальное же время отдыхаю или же страшно скучаю, сидя у окна и глядя на темное небо, льющее уже 3-й день нехороший, безостановочный дождь… Перед моим окном гора с соснами, правее дом исправника, еще правее паршивенький городишко, бывший когда-то стольным городом… Налево заброшенный крепостной вал, левее лесок, а из-за последнего выглядывает Савва освященный . Заднее крыльцо, или вернее задняя дверь, около которой воняет сортиром и хрюкает поросенок, глядит на реку.»

● из письма Н. А. Лейкину от середины июля 1884 г.: «…Или так сделайте: поезжайте на вторую станцию Смоленской дороги, Голицыне. Отсюда до Звенигорода (15 верст) на лошадях. В Звенигороде обозреем Савву освященного и покатим отсюда в Новый Иерусалим (20 верст). Всё это отнимет у Вас не более суток. Прихватите Пальмина. Заранее предупреждаю: удобств на пути не найдете… Дороги и города хуже худшего, но зато масса беллетристического материала. Если переночуете у меня, то свожу Вас в больницу на приемку (рассказ в 300 строк). На Илию, 20-го, у меня будет 60 человек больных, 22-го человек 40. Лучше сделаете, если начнете путешествие Звенигородом. Дороги тряски, но живописны…»

дом Чехова в Звенигороде

дом Чехова в Звенигороде

Обогнув дом А. П. Чехова мы наткнулись два новеньких разноцветных еще строившихся здания. Первая мысль: «Наверное, музей!» Но нет, вообще непонятно, что это за здания, для какой цели они построены и почему одно из них хочет столкнуть Чеховский дом в овраг?

Через улицу Красная Гора, на улице Октябрьской, мы нашли пень с памятной табличкой. Это бывшая липа, под которой любил отдыхать Антон Павлович вместе со своим новым знакомым фельдшером — Сергеем Васильевичем Барминцевым. Пнем Чеховская липа стала в 2013 году, когда старое дерево пострадало сначала от сильного ветра, а затем от снегопада сломалось полностью.

Липа Чехова

Неподалеку сохранился дом семьи Барминцевых (одноэтажный с резными наличниками), где и сейчас продолжают жить потомки фельдшера Сергея Васильевича.

Дом фельдшера Барминцева

Как же оно все происходит?

Буднично и незаметно. Вот вы гуляете с собакой, как обычно, вечером, приходите домой, кормите и, если собака живет на улице, забываете о ней до утра. Но в этот вечер вы замечаете странные звуки — гремят предметы на веранде, что-то падает и затем ритмические глухие удары об пол. Когда вы выглянете, вы сможете увидеть свою любимую собаку лежащую на спине и в судорогах бьющуюся об пол головой. Мысль (и верная) — отравление? Да, жопа, но это жизнь и у собаки уже тикает обратный отсчет. Вы идете к компьютеру (на часах 22 часа, ближайшая ветеринарка на Посаде уже закрыта) и открываете интернет в поисках информации чем и как спасать. Вы вбиваете «отравление собаки ядом» и второй ссылкой попадает на форум, бегло прочитываете информацию и понимаете — да, здесь есть полезная информация и важная последовательность действий. Посылаете на печать, одеваетесь и параллельно звоните двум-трем людям, которые по вашему мнению могут знать точно больше вашего.

Из трех вы получаете обратную связь от одного, бумаги с инструкцией у вас в кармане, а вы на улице. Собаки нет, но вот она появляется, обтирая угол дома спиной на кривых ногах, с пеной у рта, рычащая и оскаленная пробегает мимо вглубь участка.

Вы в машине, вы в дежурной аптеке А5 (на Московской в здании «Связного»), вы второй в очереди и читаете три листа бумаги, а когда ваш черед — диктуете подряд все что попадается из текста, плюс добавляете от себя физраствор, капельницу и шприцы. Вы едете домой, на улице -16 градусов и холодает, собаки нет. Фонарь в руке, во второй пакет из аптеки, а сами вы на карачках в подпол веранды — нету, к сараю — нету, в подпол строящегося дома (попасть здесь в подпол собаке легко, а вот вам — нет) — опять нет. Так не бывает, начинаем еще раз по кругу.

Подпол веранды — теперь есть — лежащая спина, еще дышит. На пузо ползком к собаке — но вот она сама выгребает, и убегает рыча в темноту. Бля, как ловить рычащую собаку в припадке!? Бац, глухой удар о забор и дергающиеся ноги из сугроба — ШАНС! Бегом с пакетом кучи всего и коленями на собаку — первым делом из списка В6 внутримышечно 5 мг (вот так вот отложилось). Раскалываешь ампулу, набираешь шприц (все на морозе) и в собаку там где у людей плечо (вообще, лучше в бедро — это плечо на задних ногах).

Тут неожиданно из темноты возникает встревоженная женская помощь в пуховике на голое тело, ей вручается пакет из аптеки, а дергающееся в судорогах животное тащится на веранду — в дом нельзя, дети не успели уснуть. Пока тащишь начинаешь вспоминать — верную ли дозировку вколол — на коробке цифра 50 крупным, значит 50 мл в одной ампуле….но как-то маловата ампула для 50 мл (ибо 50 мл — это же рюмка), дохожу до веранды, голые колени неожиданной помощи водружаются на собаку, которая в судорогах сжимает челюсть так, что есть ощущения, что сейчас собака саму себя съест.

Читаю еще раз коробочку — так и есть — 50 это концентрация, а ампулы по 1 мл. Раскалываешь ампулу, пытаешься набрать шприц — но жидкость в игле замерзла (понимаешь это на четвертую попытку оттянуть поршень). Новый шприц, 9 ампул замершими пальцами (на самом деле 8, одну потерял по дороге и нашел утром, вместо жидкости там соль — разогорел в руках пока шел в дом (прикольно) и вколол до кучи, но это утром), и еще раз в левое плечо.

Судороги то чуть стихают, то с новой силой еще раз, а как бы надо ждать минут 10. Если судороги не проходят через 10 минут нужно колоть магнезию, но это дело уже серьезное, не хотелось бы. В перерывах между судорогами собаку стошнило, хотя я процесса не помню, помню результат. Судороги закончились, неожиданная помощь с голыми коленками уже охренела от холода (по глазам видно) и вся команда перемещается в коридор дома. Дальше по списку укол кокарбоксилазы (а ее я не купил, и поехал еще разок в аптеку), затем капельница из глюкозы с добавлением витамина С подкожно. Ставить, особенно в первый раз, катетер даже мысли не пришло (хотя это всегда более полезно и эффективно).

После 200 мл 5% глюкозы собака начал вставать, пытаться идти, но все с немного чумным взглядом. На улице начала даже бегать, потом орать странным голосом — крыша явно пока не на месте. Минут через 10 я замерз и вообще уже хочу спать и забыть об этом всем, но собака в дом не хочет, на свое место тоже, хаотично ходит. Ну, с мыслью «я сделал все, что мог» идешь спать.

Рано c утра (морозы как раз под 20 были тогда) берешь фонарик и по третьему кругу ищешь собаку. Нету нигде. ФАК. Найти окоченелый трупик вот вообще не хочется, а не найти ничего это как-то ближе к варианту с трупиком, чем наоборот.

Завтракаешь, идешь искать еще раз. Ребенок с тобой. Пролезает туда, куда ты не пролез и видит собаку. Не пугается, значит может быть она жива. Ты пролезаешь туда, куда раньше бы не полез да и пролезть теоретически не должен был — собака с узкими зрачками лежит, точнее пытается лежать с поднятой головой, но ее постоянно сносит в бок. Собака выглядит неважно, на пузе ползешь к ней, хватаешь и в позе нос к носу пятишься назад обратно, тащишь на руках домой, удивляясь, как же, твою мать, тяжело все-таки эти 25 кг.

Звонишь в ветеринарку и тебе почему-то сообщают, что они с 10! Ну да, седня выходной (25 февраля), но режим вроде как там с 9 до 18 каждый день, но голос в трубке чрезвычайно упорот (однозначно охранник взял трубку, причем клиника работала с 9 это точно!). Хрен с тобой, собаке еще один укол кокарбоксилазы и глюкозу подкожно, как раз пока одеться и провести время с пользой. Собака немного очухалась и едет в багажнике уже сидя. В ветеринарке анамнез, кровь на анализы, катетер, три капельницы раствора Рингера и одну глюкозы, пара каких-то доп жидкостей в капельницу и укола баралгина. Собака отрубилась от бессонной ночи и только иногда постанывала. 3 часа капельницы и домой.

Самое страшное позади. Дальше были еще три дня капельниц, но они проходили уже в чисто техническом формате. Собака полноценно вернулась к своей жизни на 5 день после отравления.

Я хочу и надесь, что ты, неодушевленное чмо в виде человека бросившего заразу, которую с аппетитом съела моя собака, это прочитаешь. Ну это будет немного вселенски честно, понять тебе в деталях все последствия своего трусливого поступка. Хорошо бы ты еще был немного с эмпатией, чтобы даже мог прочувствовать все это на себе.

Улица Красная Гора

Посетив Чеховские места, отправляемся в центр Звенигорода. На подъеме улица Красная Гора наполнена частными домами. Радует, что некоторые современные дома неплохо вписывают в старинную русскую застройку. Например, дома напротив дома Чехова.

Есть некоторые(!) дома, за которыми неплохо ухаживают и поддерживают их внешний вид. Милые домики, но забор все портит. Даже не знаю, какой из этих заборов хуже.

Буквально через пять метров перед нами вырастает малоэтажный жилой комплекс.

По другую сторону дороги — просто какой-то золотой дворец индийского раджи.

Интересно, нормально ли жителям золотой новостройки из своего окна каждый день видеть это?

Или это?

Или вот это? Кстати, в этом страшном доме с 1922 по 1941 гг. размещалась звенигородская планетарная школа, а затем — аэроклуб, курсанты которого стали летчиками во время Великой Отечественной Войны. Звенигород, тебе не стыдно?

Гостиницы Звенигорода

Собираясь провести в Звенигороде несколько дней, стоит заранее позаботиться о том, где можно с комфортом остановиться для проживания:

  • Курортный отель «Ателика Липки». Расположен в 7 км от центра Звенигорода, цена за сутки начинается от 3400 руб. Питание включено в стоимость проживания, к услугам гостей бесплатный Wi-Fi.
  • Гостиница «Звенигород». Находится в центре города, стоимость номера за сутки от 2500 руб. Завтрак входит в стоимость проживания, предоставляется бесплатный Wi-Fi.
  • Бутик-отель «Татьяна Прованс». Располагается в центре Звенигорода, цена за сутки начинается от 4800 руб. В стоимость включен завтрак и бесплатная сеть Wi-Fi.

Музей русского десерта

В этом гаражном кооперативе, что напротив золотого дома, находятся Музей русского десерта и Мастерская художника Феиной. Честно признаться, начитавшись противоречивых отзывов, мы не решились зайти: кто-то остался довольным и хочет приехать снова, кто-то жалуется на высокие цены и маленькие порции. В любом случае, место это в Звенигороде у каждого на слуху.

Преимущества Звенигорода (мое субъективное мнение)

  1. Воздух.
  2. Все рядом (сравниваю с расстояниями в Москве).
  3. Люди добрее, мягче, отзывчивее.
  4. Возможности для малого и среднего бизнеса.

Надо сказать, я вообще пока что не встречала в Звенигороде ни одного москвича, кто был бы не доволен своим переездом из Москвы в Звенигород. Сначала мои знакомые и родственники недоумевали, что это меня так сюда потянуло, а теперь один за другим сами перебираются в мою Швейцарию. Да, как оказалось, есть москвичи, которые завидуют нашей возможности жить там, где лучше и комфортнее.

Вот, пожалуй, и все, что хотела я Вам сказать. Пишите, приезжайте…

Городской парк

Удивительно, что в таком маленьком городке, как Звенигород, есть свой городской парк.

На полноценный парк это место вряд ли тянет. В парке две освещенные аллеи с лавочками, вдалеке виднеется детская площадка, у главных ворот поставлен Закладной камень мемориала воинам-интернационалистам, а напротив камня скромно стоит бюст В. И. Ленина. Интересно взглянуть на этот парк летом.

городской парк Звенигорода

Храм Вознесения Господня

Храма Вознесения Господня гордо возвышается на холме. Еще с XVI века на этом холме строились церкви, позже разрушенные во времена ожесточенных сражений и смут.

Храм Вознесения Господня. Звенигород

Первое известное описание Вознесенского храма было найдено в писцовых книгах за 1624 год. В 1792 году на этом месте был построен каменный храм, разоренный французской армией в 1812 году. Храм восстановили, но в 1922 году полностью закрыли, позже его использовали как место заготовки зерна и стоянки автобусов. В мае 1941 года храм был полностью разобран. В 1998 году тут же была поставлена небольшая памятная часовня.

Храм Вознесения Господня. Звенигород

Нынешний Вознесенский собор был построен к 2007 г. — к 600-летию со дня кончины преподобного Саввы Сторожевского. Здание церкви представляет собой четырёхстолпное пятикупольное кирпичное здание в неовизантийском стиле.

Храм Вознесения Господня. Звенигород

Храм Вознесения Господня. Звенигород

Улица Московская:

Центр Звенигорода определяется двумя главными параллельными улицами, замкнутые в кольцо односторонним движением: Московской и Василия Фабричного (переходящую в Украинскую). Протяженность этих улиц — не более двух кварталов, на которых сосредоточена 1/3 всех достопримечательностей Звенигорода.

Из-за большого скопления машин тяжело фотографировать исторические домики.

А тут непонятно: то ли новострой, то ли хорошо отреставрированный дом.

Неожиданно для себя в столовой купили разрекламированный на всю страну Вятский квас. Неплохо, но не более того.

Гуси со снеговиком едут в полубочке на колесах, запряженной маленькими оленями. Невозможно просто пройти мимо.

Мемориал в Вечный огонь

Памятник павшим звенигородцам и воинам пятой армии западного фронта и вечный огонь. В 1941 г. Звенигород защищал западную часть страны и подступы к Москве: были вырыты противотанковые рвы, установлены противопехотные заграждения, был сформирован истребительный батальон. Когда немцы приблизились к Звенигороду на критическое расстояние и практически праздновали победу, звенигородцы смогли остановить врага у северных ворот города.

Памятник павшим звенигородцам и воинам пятой армии западного фронта и вечный огонь

Памятник А. П. Чехову

Через дорогу установлен замечательный памятник А. П. Чехову — точная копия фотографии Чехова в Мелихове с таксой Хиной 1897 года.

Культурный центр им. Л. П. Орловой

Любовь Петровна Орлова (1902 — 1975) — отечественная кинозвезда голливудского масштаба. Она играла на сцене театра и снималась в кино: «Веселые ребята», «Цирк», «Волга, Волга», «Весна» и др. Орлова на протяжении многих лет была примадонной советского киноэкрана, отличаясь изысканной аристократической внешностью и ухоженностью. Родилась и выросла эта талантливая женщина в Звенигороде, не удивительно, что в её честь был построен целый культурный комплекс.

Культурный центр им. Л. П. Орловой

Памятник Л. П. Орловой

Купчий двор

Интересное современное местечко в Звенигороде — Купчий двор. Это ряд домов в духе XIX века, в которых продаются разные дизайнерские вещички, модная одежда в русском стиле, проходят мастер-классы. Вообще, сюда можно прийти просто как в музей и приятно провести время!

Купчий двор. Звенигород

Купчий двор. Звенигород

Купчий двор. Звенигород

Церковь Александра Невского

Церковь была построена в 1902 году по решению звенигородского собрания в честь императора Александра III. В 1938 году храм закрывается, но судьба его не столь печальна как у Вознесенского храма: здание было перестроено под нужды других учреждений, но не разрушено. После возвращения здания церкви в 1991 году, было проведено несколько этапов восстановительных и реставрационных работ по возвращению первичного облика.

Церковь Александра Невского. Звенигород

Церковь Александра Невского. Звенигород

Церковь Александра Невского. Звенигород

Странно было увидеть в церковном дворе детскую игровую площадку. Наверное, это связано с тем, что на территории церкви действует детская воскресная школа и библиотека.

Церковь Александра Невского. Звенигород

Памятник князю Юрию Звенигородскому и Савве Сторожевскому

Замыкающей достопримечательностью на улице Московской для нас стал памятник русскому князю Юрию Дмитриевичу Звенигородскому и Савве Сторожевскому, а которых уже многое было написано. Памятник был установлен в 2005 году на 853-й день города.

Памятник князю Юрию Звенигородскому и Савве Сторожевскому

Так мы и прошли пешком от конца до начала весь Звенигород. Хорошая выдалась прогулка и совсем не утомительная. Рядом с памятником и церковью полным ходом идет строительство, Звенигород застраивается московскими Высотками, причем очень хаотично и бесцеремонно на исторических местах.

Церковь Александра Невского.

Церковь Александра Невского в Звенигороде — кирпичная церковь в стиле эклектики. Четверик храма завершен восьмигранным барабаном с шатром, обитым жестью. С запада примыкают трапезная и двухъярусная прямоугольная в плане колокольня. Храм был построен в 1898-1902 гг. по проекту архитектора Л.Н. Шаповалова. В 1938 г. храм был закрыт. В нем находились различные учреждения: от женского общежития до Звенигородского узла связи. В результате здание было перестроено и потеряло первозданный вид: на месте центрального купола находилась антенна радиотрансляционной связи. В 1991 г. здание возвращено Церкви, и вскоре в нем начались богослужения. 1998 г. стал и годом открытия детской воскресной школы. В 1999-2002 гг. продолжались реставрация и устроение внутреннего убранства. Храм открыт ежедневно. Богослужения совершаются по субботам и воскресеньям, а также дням особых праздников.

Звенигород — один из древнейших городов Подмосковья, славящийся красотой природного ландшафта и ценнейшими памятниками древнерусского зодчества. Звенигород и окрестности является излюбленным местом отдыха жителей Москвы и других регионов России. Этому способствует уникальный ландшафт города, чистый воздух, архитектурные и духовные памятники старины и отсутствие промышленных предприятий. Звенигород — это еще и колыбель Православия, Успенский собор на Городке является старейшим храмом Подмосковья, а Саввино-Сторожевский монастырь перешагнул 600-летний порог.

Усадьба Введенское

Последний пункт, который нам очень хотелось посетить до отъезда в Москву — усадьба Введенское. Фотографии в интернете обещали нам целый усадебный ансамбль, на деле же нас ожидал лишь короткий разговор с охранником: «только по предварительной записи». Полнейшее разочарование!

Ворота в Усадьбу Введенское

Сейчас на территории усадьбы расположен санаторий, а на воротах висит табличка с правилами посещения: экскурсию проводит специалист санатория по предварительной заявке по-телефону или через электронную почту.

Правила посещения усадьбы Введенское

Ничего не оставалось делать, кроме как идти на вокзал.

Звенигород. Въезд в город

За время прогулки мы отсняли небольшое видео о Звенигороде: всё самое интересное о городе за две минуты. Приятного просмотра и хороших всем поездок!

Транспорт Звенигорода

Передвигаться по городу можно, воспользовавшись автобусами или такси или арендованным транспортом:

  • Автобусы. Сегодня на территории Звенигорода пролегает 20 внутригородских маршрутов, которые позволяют с легкостью добираться из одной точки города в другую. Работа маршруток начинается с раннего утра, примерно с 5:30, и заканчивается поздним вечером, около 22:30. Стоимость поездки на автобусе от 50 руб. Работа общественного транспорта организована так, что долго стоять на остановке в ожидании нужного маршрута не придется – интервал не более получаса.
  • Такси. Те, кто предпочитает автобусам комфортную поездку в автомобиле, могут воспользоваться услугами нескольких таксопарков, расположенных в Звенигороде. Быстро и в любое время суток такси подъедет к любому заказанному адресу. Поездка по городу начинается от 100 руб.
  • Аренда авто. Звенигород, достопримечательности которого можно осмотреть, арендовав автомобиль, также предлагает туристам несколько компаний и частных лиц, сдающих авто в прокат, со стоимостью от 1800 до 10000 руб. в сутки.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]