Государственный музей палехского искусства в годы Великой Отечественной войны

Палех — большое старинное село на Владимиро-Суздальской земле. Ныне административно принадлежит Ивановской области. Известен Палех своей лаковой миниатюрой. Стиль палехских живописцев своеобразен и легко узнаваем. Роспись выполняется по черной лаковой поверхности в основных цветах — красном, желтом и зеленом. Своим символом палешане считают Жар-птицу.

Палех — село древнее. По легенде, люди пришли в здешние леса и принесли с собой свои святыни, спасаясь не то от татарских разбойников, не то от боярского произвола. Было большое разорение, леса горели, случилась великая палеха, отсюда и название села «Палех».

Местные жители рассказывают свое предание о появлении села: будто бы от молнии все деревья на горе сгорели, ее назвали Паленой, а место — Палехом.

С XVII века занимались в селе иконописью, жили тихо и замкнуто, секреты мастерства никому не раскрывали. Существовали целые семейные династии живописцев. Кроме икон палешане писали и восстанавливали фрески во владимирских соборах, в московском Кремле, в соседних городах и селах.

После революционных перемен начала XX века библейские сюжеты были у новой власти под запретом. Палехские художники в 1924 году объединились в Артель древней живописи и стали заниматься росписью шкатулок и других небольших вещиц в привычной для себя манере.

Сегодня Палех представляет собой городок-мастерскую. На 5000 жителей здесь каждый восьмой — художник.

Множество интересных мест вокруг Палеха и по пути к нему — в путеводителе по Ивановской области.

Для удобства планирования маршрута все упоминаемые достопримечательности мы отметили на карте города:

Исторические места и музеи

Государственный музей палехского искусства

Адрес: ул. Баканова, 50, ул. Ленина, 2 Телефон: 8 49334 2-13-24, 8 49334 2-10-54 Режим работы: вт-вс 10:00 — 17:30 Стоимость: взрослые — 200 руб., студенты, пенсионеры — 100 руб., дошкольники — бесплатно

Музей основан в 1935 году, благодаря Алексею Максимовичу Горькому, покровительствовавшему лаковому промыслу в Палехе. Музей открылся в десятилетний юбилей Артели древней живописи.

Первая экспозиция составляла немногим более 500 работ. В 1936 году она пополнилась иконами Кресто-Воздвиженского храма.

Сейчас в музее:

  • более 10 000 экспонатов,
  • 3000 русских икон,
  • 7000 лаковых миниатюр.

Есть библиотечно-информационный центр, где можно узнать всю историю палехского искусства от иконы до шкатулки.

Государственный музей палехского искусства — это целый музейный комплекс, состоящий из музея лаковой миниатюры, музея иконы и четырех мемориальных музеев:

  • дома-музея Ивана Ивановича Голикова,
  • музея-мастерской Дыдыкина,
  • дома-музея Павла Дмитриевича Корина,
  • музея-усадьбы Николая Михайловича Зиновьева.

В сувенирном киоске можно приобрести оригинальную палехскую вещицу.

Музей иконы

Адрес: ул. Ленина, 6 Телефон: 8 49334 2-17-28, 8 49334 2-15-84 Режим работы: вт-вс 10:00 — 17:30 Стоимость: 50-100 руб.

Музей открыт в 2014 году в специально построенном здании. Здесь наиболее полно представлена иконопись Палеха.

Основу экспозиции составляют иконы Кресто-Воздвиженского храма. Среди них есть древние иконы XIV-XVII веков, те святыни, что появились в здешних краях вместе с людьми, искавшими лучшей доли.

Кроме икон, в музее есть предметы церковной утвари — оклады икон, образцы резьбы по дереву.

Музей лаковой миниатюры

Адрес: ул. Баканова, 50 Телефон: 8 49334 2-10-54 Режим работы: вт-вс 10:00 — 17:00

Основа экспозиции — произведения палехских художников. В музее более 7 тысяч экспонатов.

Мастера писали миниатюры специально для музея. Так появилось много работ, посвященных произведениям Александра Сергеевича Пушкина.

Музей часто называют сказочным, потому что на миниатюрах любое событие превращалось в сказку.

Дом-музей И. И. Голикова

Адрес: ул. Ленина, 2 Телефон: 8 (49334) 2-10-54, 2-17-28 Режим работы: вт — вс 10:00 — 17:30 Стоимость: 30-50 руб.

Музей открыт в 1968 году в доме, в котором жил и работал Иван Иванович Голиков, положивший начало палехской миниатюре. Дом стоит с 1928 года.

Знакомиться с лаковой миниатюрой надо начинать с этого музея, здесь можно узнать о технологии создания палехских «безделиц».

Музей состоит из двух частей:

  • жилой комнаты мастера с его личными вещами;
  • исторической части. Здесь можно узнать о династии Голиковых, по фотографиям рассмотреть старый Палех, познакомиться с историей создания Артели древней живописи.

Мастерская-музей Н. В. Дыдыкина

Адрес: ул. Ленина, 13 Телефон: 8 49334 2-14-37 Режим работы: вт-вс 10:00 — 17:30 Стоимость: 30-50 руб.

Музей открыт в мастерской скульптора Николая Васильевича Дыдыкина, потомственного иконописца. Став ленинградцем, в Палехе художник проводил лето.

Скульптор Николай Дыдыкин — автор памятника Александру Пушкину, того, что стоит перед музеем-квартирой поэта на Мойке, 12.

Экспозиция музея в Палехе представляет скульптурные работы мастера.

Дом-музей П. Д. Корина

Адрес: ул. Демьяна Бедного, 19 Телефон: 8 49334 2-24-38 Режим работы: вт-вс 10:00 — 17:30 Стоимость: 30-50 руб.

Музей работает с 1974 года. Это родовой дом семьи Кориных. Самая старая постройка Палеха из дерева, стоит со второй половины XIX века. Первой хозяйкой была бабушка Павла Дмитриевича Корина.

На примере этого дома можно видеть, как жили люди в сельской глубинке более ста лет назад.


В музее есть подлинные вещи семьи Кориных:

  • семейная коллекция икон,
  • художественные произведения отца, братьев и самого Павла Дмитриевича,
  • гравюры западных мастеров, собранные художником.

Музей-усадьба Н. М. Зиновьева

Адрес: Палехский район, деревня Дягилево, 26 Телефон: 8 49334 2-17-28 8 49334 2-13-24 Режим работы: вт-вс 10:00 — 17:00 Стоимость: 15-20 руб.

Музей принимает посетителей с 1984 года. Это настоящий крестьянский дом с подлинной обстановкой и бытовыми предметами семьи мастера.

Николай Михайлович Зиновьев — народный художник СССР, автор изящных тонко выписанных миниатюр и масштабных стенных росписей. Живописец преподавал в Палехском училище искусств, по его методике и сейчас учат будущих мастеров.

Музей дает представление об обстановке, в которой жили и творили палехские художники.

Палехский Дом ремесел

Адрес: ул. Ленина, 42 Телефон: 8 49334 2-25-90, 8 49334 2-26-85 Сайт: https://domremeselpaleh. ru Режим работы: пн-чт 9:00-18:00, пт 09:00-16:00, вс 10:00-14:00

Дом расположен в школе-мастерской иконописца и реставратора Николая Михайловича Софонова. Для туристов организован целый проект, который называется «Картины русского быта».

В проект входят экскурсии по ремесленным студиям:

  • глиняной и мягкой игрушки;
  • лоскутного шитья;
  • вязания;
  • росписи по дереву.

Можно поучаствовать в мастер-классах палехской миниатюры и собственноручно расписать закладку и брошку в виде жар-птицы — символа Палеха.

Есть в Доме выставочный зал и салон-магазин. Ежегодно к праздникам Дом готовит игровые программы и конкурсы.

Что посмотреть

Выставочный комплекс включает нескольких музеев: лаковой миниатюры, иконы и 4 мемориальных. Музей лаковой миниатюры и графики насчитывает более 7000 экспонатов, основная часть которых изготовлена в советские времена — тогда поставки продукции артели были регулярными. В 80-е гг. поступления значительно сократились и в 90-е прекратились полностью.

Музей иконы — самый молодой, он открылся только в 2014 г. в отдельном здании. У жителей Палеха всегда были тесные торговые, родственные, культурные связи с соседними областями, откуда они привозили иконы. Здесь была своя школа иконописи, известная высоким мастерством, но в ее работах отчетливо прослеживается влияние школ соседних городов. В результате уже в 18 веке в поселке накопилась объемная коллекция икон, которая со временем стала еще больше и сейчас выставлена в отдельном музее.

Мемориальные отделы — это Дома-музеи И. И. Голикова, Н. М. Зиновьева, П. Д. Корина, Музей-мастерская Н. В. Дыдыкина. Каждый из них был выдающимся художником, работавшим в технике палехской живописи. В музеях воссозданы условия жизни, деятельности, много предметов быта, фотографий близких людей мастеров. Их работы представлены в основном отделе.

Церкви и Храмы

Крестовоздвиженская церковь

Адрес: ул. Ленина, 16 Телефон: Режим работы: пн-вс 8:00-16:00

Церковь построена в 1762-74 годах в византийском стиле.

У церкви на западной стене четверика есть выложенный из кирпичей автограф мастера, ее построившего. Звали мастера Егор Дубов. Расписывали храм местные художники.

В 1903 году в ходе реставрации все фрески были переписаны заново. К палехскому стилю добавились библейские сюжеты, взятые с гравюр немецких художников. В 1907 году иконописцами, палешанами Белоусовыми и Николаем Михайловичем Сафоновым, был создан новый иконостас в стиле XVIII века.

От разорения храм удалось спасти, благодаря размещению в нем отдела древней живописи музея палехского искусства.

С начала 1990-х годов храм принадлежит Церкви. Одна из почитаемых святынь храма — икона Шуйской-Смоленской Божьей Матери, список с первообраза.

С 2012 года храм имеет статус кафедрального Крестовоздвиженского собора Палеха.

Церковь Илии Пророка

Адрес: ул. Горького, 6 Режим работы: 08:00-18:00

Кладбищенская церковь построена в камне в 1790 году вместо первоначально деревянной. В советское время церковь использовалась как склад. Расписанные софоновскими мастерами стены были забелены.

Богослужения возобновились в 1989 году. Благодаря искусным прихожанам и поддержке благотворителей, к 1993 году церковь была полностью восстановлена.

Музей лаковой миниатюры

Коллекция лаковой миниатюры и графики насчитывает более семи тысяч экспонатов. А.М. Горький, с заинтересованностью следивший за развитием лакового промысла в Палехе, советовал палешанам хранить их лучшие работы. С этой целью в Артели древней живописи была создана комната образцов, которая и положила начало музейной коллекции.

В декабре 1934 года музеем была закуплена большая часть выставочного фонда Артели древней живописи — это 62 произведения лаковой миниатюры. Среди них работы основоположников палехского искусства: «Игра в шашки» (1925), «Вниз по матушке, по Волге» (1927) И.И. Голикова, «Пастушок» (1927) И.М. Баканова, «У речки» (1925) И.И. Зубкова, «Бой с драконом» (1931) И.П. Вакурова.

Яков Станиславович Ганецкий — видный деятель польского и русского революционного движения, бывший членом коллегии Наркомвнешторга, подарил музею в день его открытия несколько фарфоровых тарелок, среди которых «Строительство РСФСР» А.В. Котухина, «Смычка города с деревней» И.В. Маркичева, «И за борт ее бросает» И.М. Баканова. Буквально через 10 дней после открытия музея у вдовы Е.Ф. Вихрева, одного из главных инициаторов организации музея в Палехе, было закуплено 82 произведения лаковой миниатюры. Самое замечательное среди них — шкатулка «Курган» И.И. Голикова.

Велика роль в создании коллекции лаковой миниатюры первого директора ГМПИ Германа Васильевича Жидкова, возглавлявшего его до 1937 года. Он предложил лучшим художникам Палеха писать миниатюры по договорам специально для музея. При этом сотрудники музея являлись консультантами в процессе создания работ. Так появились в музейном фонде шкатулка В.К. Буреева «Взятие танка», пластина Н.Д. Вакурова «Емельян Пугачев», шкатулка В.М. Салабанова «Чичиков у Коробочки». Но большая часть работ, написанных палешанами в середине 1930-х годов, посвящена произведениям А.С. Пушкина. Лучшие среди них — пластина «Сказка о рыбаке и рыбке» И.И. Зубкова, шкатулки «Сказка о золотом петушке» и «Бахчисарайский фонтан» И.М. Баканова, ларец «Сказка о царе Салтане» А.В. Котухина, шкатулка «Три чуда» И.В. Маркичева, шкатулка «Бесы» И.П. Вакурова, шкатулка С.Д. Солонина «Каменный гость». В совершенстве и безупречности художественного решения этих произведений есть несомненная заслуга Г.В. Жидкова. В настоящее время Палех имеет солидную «Пушкиниану» — от композиций, иллюстрирующих широкий круг пушкинских произведений, до работ, в которых видны попытки авторов их собственного толкования жизненной драмы поэта.

На протяжении многих лет работы поступали через Дирекцию выставок Союза художников СССР. Большие коллекции переданы музею в 1962, 1974 и 1984 годах. Традиционными были закупки произведений лаковой миниатюры, которые создавались палехскими художниками специально для юбилейных выставок, посвященных очередной годовщине Артели древней живописи. Как правило, в этих случаях работы для палехского музея приобретались Министерством культуры РСФСР и РФ, а также Ивановским областным управлением культуры. Значительность объемов поступлений, их регулярность и качественный уровень позволяли проследить историю развития промысла, увидеть новые тенденции в стилистике и тематике палехских работ. С конца 1980-х годов коллекция лаков пополняется нерегулярно. Очень сложным стал для музея период с середины 1980-х до середины 1990-х годов. За это десятилетие фонд отдела современного палехского искусства пополнился всего 59 произведениями лаковой миниатюры.

Достопримечательности в окрестностях

Шартомский Страус

Адрес: Шуйский район, село Введеньё Координаты: 56,957867, 41.322221 Телефон: Сайт: https://ivstraus.ru Режим работы: сб-вс 12:00-14:00 Стоимость: 150 руб. Как добраться:

  • на автобусе: с автовокзала Иваново рейс «Иваново — Введенье»;
  • на машине: по дороге «Иваново — Шуя» в направлении села Дунилово, по пути будет указатель с левой стороны.

Страусиная ферма с 15 страусами и приветливыми хозяевами.

Название связано с расположенным в селе Николо-Шартомским монастырем XIV века.

Экскурсия по ферме займет около часа. Фотографировать на ферме разрешено.

Можно получить много информации о страусах, покормить их с рук, купить мыло из жира страуса, или приобрести страусиное яйцо.

Церкви села Введеньё

Николо-Шартомский монастырь

Координаты: 56°57′58″ с.ш. 41°20′18″ в.д. Адрес: Шуйский район, село Введеньё

Монастырь — один из древнейших в стране. Основан в XIII-XIV веках. По одной из версий, его заложили монахи, бежавшие из Суздаля от татарского нашествия, по другой — обитель построена на месте, где на берегу реки Шартомы (древнее название реки Шахмы) молодой крестьянке явился образ Николая-Чудотворца.

До XVI века монастырь был богатым и влиятельным. Затем постепенно утратил свое значение. В 20-е годы прошлого века обитель была закрыта, превращена в колхозный склад.

С 1990 года монастырь принадлежит церкви. Сейчас активно восстанавливается.

Помимо монастыря, в селе есть еще два храмовых комплекса.

Первый комплекс находится в центре села у Шуйской дороги. Построен на месте упраздненного в 1764 году Введенского женского монастыря. Сначала в 1807 году был построен холодный храм Введенья, деньги на который собирали всем миром, в 1845 году — теплая Владимирская церковь. Обе церковные постройки были типичными для зажиточных сел Шуйского уезда.

Другой комплекс расположен в бывшем селе Пупки в начале Северной улицы. Церкви Вознесения Господня и Иоанна Богослова построены на месте деревянной церкви Святой Параскевы. Состояние храмов — заброшенное.

Другие храмы и церкви села Введенье:

Действующая церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы

Координаты: 56.965115, 41.330416

Действующая церковь Владимирской иконы Божией Матери

Координаты: 56.965021, 41.329805

Действующая церковь Вознесения Господня

Координаты: 56.968751, 41.336966

Не действующая церковь Иоанна Богослова

Координаты: 56.968542, 41.336651

Государственный музей палехского искусства в годы Великой Отечественной войны

«Я уже Вам писал, что в музее с 1-х дней устроена выставка на оборонную тему и теперь ещё ждёт пополнения 14-ю новыми вещами». И PS: Да! Совсем забыл. Музей палехского искусства этим летом имеет в виду «турнэ», может быть и к Вам, как и вообще по городам». Письмо датировано 3 января 1942 г.

Музей закупил рисунки И.И. Голикова, миниатюры И.П. Вакурова, А.А. Дыдыкина. Среди новых приобретений были и скульптурные портреты палешан работы Н.В. Дыдыкина. Но главное – рисунки и миниатюра П.Д. Баженова, о которых так мечтал директор музея.

Большие перемены произошли в музее в 1943 г. Было принято решение Совета Народных Комиссаров о переводе Государственного музея палехского искусства в сеть республиканских учреждений. Он стал называться Республиканским Государственным музеем народного изобразительного искусства. В связи с этим перед музеем были поставлены задачи заниматься пропагандой не только палехского искусства, но также искусства Холуя и Мстёры в масштабе РСФСР. Был повышен бюджет, улучшились условия работы сотрудников. Музею поставлена задача организовать несколько масштабных выставок, в том числе и передвижных по крупным городам России. Музей должен был издать каталог всего собрания и путеводитель.

В 1943 году музейные сотрудники планируют новую реэкспозицию. В качестве консультанта к работе вновь привлекается первый директор музея Герман Васильевич Жидков. Он ставит задачу построить экспозицию по монографическому и хронологическому принципу. Однако наряду с витринами, посвящёнными творчеству отдельных мастеров, он призывает сохранить несколько тематических витрин, в том числе и посвящённых Великой Отечественной войне.

Несмотря на то, что при музее действовала своя реставрационная мастерская, лучшие работы на реставрацию отправляются в Москву, в Государственную Третьяковскую галерею. Среди них икона Ильи Балякина «Не рыдай Мене Мати» 1769 г. В Палехе реставрацией музейных икон в годы войны занимались опытные мастера Иван Васильевич Белоусов и Павел Львович Парилов. И.В. Белоусов работал в первые годы войны. О нём тепло отзывался К.И. Померанцев в своих письмах в Иркутск:

«Реставратор человек с большим опытом, «мальчику» 75 лет. Икона, находящаяся у него на расчистке с февраля месяца, едва ли не каждый день удивляет тем, что скрыто было двумя реставрациями. Теперь она засияла своими красками XVIII столетия».

П.Л. Парилов в музее работал недолго. По окончании Великой Отечественной войны он был направлен в Кинешму учить детей-сирот войны рисованию.

В 1943 г. коллекция музея пополнилась ещё 45 экспонатами. Среди них икона «Василий Блаженный» XVII в., приобретённая в Москве у сына В.М. Васнецова. По заказу музея А.А. Дыдыкиным написан холст «Вольга», И.П. Вакуровым шкатулка «Морская царевна», М.П. Малинкиной шкатулка «Салют». Были также приобретены картины Андрея Корина, архивные материалы.

Директором музея с 1 июня 1944 г. (Приказ № 524 Управления по делам искусств при Совнаркоме РСФСР от 23 мая 1944 г.) был назначен Николай Михайлович Зиновьев. Осенью 1944 года К.И. Померанцев передал ему дела и переехал в Курск. Н.М. Зиновьев, один из старейших художников Палеха, руководил музеем до 1956 года. В период 1944-1945 гг. в музее активизировалась собирательская деятельность. Сотрудники привезли значительное количество древних икон из окрестных закрытых и разрушенных храмов. Ценность поступивших экспонатов определял музейный художественный совет с привлечением специалистов по древнерусской живописи и знатоков иконного дела, коими являлись старейшие палехские художники, бывшие иконописцы. Так в музейной коллекции оказалась самая древняя икона «Николай Чудотворец с житием» конца XIV века. Научную и просветительскую деятельность музея по-прежнему консультировал Г.В. Жидков, приезжая в Палех.

Решал музей и сложные бытовые проблемы, к которым можно отнести, например, нехватку дровяных ресурсов для отопления музейных помещений. Коллектив музея собственными силами заготавливал дрова. Из отчёта ГМПИ за 1945 г.: «…всего повалено и напилено 50 кубометров дров».

В Государственном музее палехского искусства открыта выставка, посвящённая деятельности небольшого коллектива музея в трудный для всей страны военный период.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]