Точка на карте мира. Якутия. Вилюйск. Маленький экскурс в историю.


Местоположение

Административный центр Вилюйского улуса Якутии. Город расположен на правом берегу реки Вилюй (приток Лены), в 592 км к северо-западу от Якутска.

Это действительно был очень маленький городок. В Вилюйске начала 1870-х годов было четыре улицы, на них — сорок пять домов и одиннадцать юрт, а из достопримечательностей — церковь да тюремный замок. Как и значительное число других городов Сибири и Дальнего Востока, Вилюйск основан казаками. В 1634 году воевода Якутского острога Иван Галкин отправил Посника Иванова с десятком казаков осваивать реку Вилюй и ее левый приток Тюнг — по сути, собирать ясак (то есть дань) с местных жителей. Первое казачье поселение в этих краях получает название «Верхневилюйское зимовье», в дальнейшем переименовывается в Оленск (на гербе города по сей день изображен олень), а с 1805 года официально именуется Вилюйск.

Жизнь вилюйчан изменилась с тех пор незначительно. Более половины жителей составляют представители коренного населения, остальные — славяне. Охота, рыболовство, собирательство и сейчас, в XXI веке, остаются чуть ли не основным занятием жителей. Самый простой способ поразить гостя города — позвать зимой на рыбалку, выловить толстенького налима и тут же угостить деликатесом: свежей налимьей печенью. С непривычки на процедуру разделывания трепещущей рыбки бывает страшно и посмотреть, но на вкус лакомство оказывается гораздо естественнее и приятнее консервированной печени трески.

Присутствует в Вилюйске и промышленность, причем производятся не только пищевые, в том числе молочные, продукты, но и бетон, и арболит; есть строительные предприятия… Ведется даже добыча газа. Но природа здесь остается на первом месте — вообще в Якутии с ее бескрайними просторами, зависимостью от погоды и малонаселенностью особенно очевидно, насколько искусственна человеческая цивилизация и сколько усилий и трудолюбия надо приложить, чтобы — нет, не победить — жить с природой если не в дружелюбном согласии, то в добрососедстве и гармонии.Между прочим, все тот же Чернышевский в 1875 году, отмечая развитие сельского хозяйства в Вилюйске, напишет: «А здесь овощи недурны, правда. Но чтобы выросли они, за ними ухаживают, как в Москве или Петербурге за ананасами».

Вилюйск

(Республика Саха (Якутия))

Код ОКАТО:
98218501
Основан:
1634
Город с:
1783 Город районного подчинения (Вилюйский р-н Республики Саха (Якутия))
Центр:
Вилюйский р-н
Город прежде назывался:

Оленск17831821
Телефонный код (справочный телефон)
41132*****42-00-9

Отклонение от московского времени, часы:
6
Географическая широта:
63°45′
Географическая долгота:
121°37′
Высота над уровнем моря, метров:
110 Время восхода и захода Солнца и Луны в городе Вилюйск

Корни и плоды образования

В середине XIX века уровень образованности населения Вилюйска оставлял желать лучшего. Вилюйский исправник (возглавляемому исправником окружному полицейскому управлению принадлежала вся исполнительная власть в городе) П. Э. Кларк описывает неутешительную картину: «Во всем округе нет ни одного училища, а потому и грамотности между инородцами вовсе не существует». Более того: по наблюдениям Кларка, казаки утрачивают связь с родной культурой, забывают русский язык и «живут, как якуты».

Маленькие прихожане-якуты. Фото протоиерея Сергия Клинцова

Это неудивительно. Первое учебное заведение Вилюйска — казачья школа — не просуществовало и семи лет: в 1829 году приняла первых учеников, а весной 1836 — закрылась, потому что посещали ее всего несколько человек. В итоге на рубеже XIX и XX столетий, когда город начинает активно застраиваться новыми зданиями для самых разных нужд, в Вилюйске создаются и новые учебные заведения. К 1917 году здесь было три школы: высшее начальное училище, приходская министерская (по старой памяти ее продолжают называть «казачьей») школа и миссионерская школа для девочек.

Тем не менее ситуация с грамотностью в Вилюй­ске, как и во всей Якутии, продолжала оставаться плачевной — 98 % населения края накануне революции оставалось неграмотным. Советская власть проводит обширную программу ликвидации безграмотности, вводится начальный всеобуч. В 1979 году именно в Вилюйске открывается первый музей истории народного образования в СССР. Его основатель — школьный учитель Геннадий Семенович Донской — человек поистине выдающийся. Музей создавался с нуля, на чистом энтузиазме. За короткое время удается изыскать средства, найти помещение — не говоря уже о том, чтобы собрать материалы. Сегодня музей располагает большим количеством уникальной информации по истории народного образования в Якутии. Некоторые экспонаты представляют особую ценность для эпохи создания музея. Где в 1970-е годы люди могли бы узнать, что образование коренным народам несла все-таки Церковь? А вот Г. С. Донскому ученик подарил «Букварь для якутовъ» 1895 года. И на нем достаточно крупными буквами написано: «Миссионерское изданiе. Казань». Стоит отметить, что подобные начинания в Якутии — не редкость.

Жители республики очень бережно относятся к истории рода и края, краеведческие музеи есть во многих населенных пунктах.

В декабре 2014 года по благословению епископа Якутского и Ленского Романа в Якутской духовной семинарии состоялась краеведческая конференция «Наша церковь: история Православия в улусах Якутии». В ней приняли участие семьдесят человек, увлеченных историей родного края. До нашего времени продолжают в Вилюйске открываться учебные заведения — общеобразовательные и средние специальные. Сегодня помимо музыкальной и художественной школы в городе действуют Профессиональное техническое училище и Педагогический колледж имени Н. Г. Чернышевского, в котором учатся несколько сотен студентов со всей республики.

Стоит отметить, что именно подростки и молодежь часто организованно посещают вилюйский храм святителя Николая. «Чувство прекрасного у вилюйчан развито, так что тянутся если не к вере, то сначала хотя бы к красоте, — рассказывает настоятель Никольского храма иеромонах Роман (Сокольников). — Но духовный интерес демонстрировать публично опасаются: приходят либо поодиночке, либо организованными группами». Учителя этот интерес приветствуют. Один раз в неделю батюшка встречается со студентами местных училищ и техникумов на территории храма и проводит уроки духовно-нравственного воспитания, включающие знакомство с православной культурой: сначала водит их на колокольню, потом — беседа уже непосредственно в храме.

Примечания

  1. 12
    www.gks.ru/free_doc/doc_2016/bul_dr/mun_obr2016.rar Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года
  2. Башарин Г. П.
    История аграрных отношений в Якутии: Аграрные отношения с древних времен до 1770-х годов. — Арт-Флекс, 2003. — С. 49.
  3. Оленск // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. Калашников А. А.
    Якутия: хроника, факты, события, Часть 1. — Бичик, 2000. — С. 18.
  5. 123456789101112
    [www.MojGorod.ru/r_saha/vilujsk/index.html Народная энциклопедия «Мой город». Вилюйск]. Проверено 21 июня 2014. [www.webcitation.org/6QUek56qk Архивировано из первоисточника 21 июня 2014].
  6. [demoscope.ru/weekly/ssp/rus_gub_97.php?reg=80 Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года. Якутская область]. Проверено 26 октября 2013. [www.webcitation.org/6Ked2KMGf Архивировано из первоисточника 26 октября 2013].
  7. [demoscope.ru/weekly/ssp/rus59_reg2.php Всесоюзная перепись населения 1959 года. Численность городского населения РСФСР, её территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу] (рус.). Демоскоп Weekly. Проверено 25 сентября 2013. [www.webcitation.org/6GDOghWC9 Архивировано из первоисточника 28 апреля 2013].
  8. [demoscope.ru/weekly/ssp/rus70_reg2.php Всесоюзная перепись населения 1970 года Численность городского населения РСФСР, её территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу.] (рус.). Демоскоп Weekly. Проверено 25 сентября 2013. [www.webcitation.org/6GDOiMstp Архивировано из первоисточника 28 апреля 2013].
  9. [demoscope.ru/weekly/ssp/rus79_reg2.php Всесоюзная перепись населения 1979 года Численность городского населения РСФСР, её территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу.] (рус.). Демоскоп Weekly. Проверено 25 сентября 2013. [www.webcitation.org/6GDOjhZ5L Архивировано из первоисточника 28 апреля 2013].
  10. [demoscope.ru/weekly/ssp/rus89_reg2.php Всесоюзная перепись населения 1989 года. Численность городского населения]. [www.webcitation.org/617x0o0Pa Архивировано из первоисточника 22 августа 2011].
  11. [sakha.gks.ru/Lists/20101/Attachments/3/03_городское%20и%20сельское%20население.xls Численность городского и сельского населения Республики Саха (Якутия)] (xls). Проверено 10 января 2013. [www.webcitation.org/6E00BDnPV Архивировано из первоисточника 28 января 2013].
  12. [www.gks.ru/bgd/regl/B09_109/IssWWW.exe/Stg/d01/tabl-21-09.xls Численность постоянного населения Российской Федерации по городам, посёлкам городского типа и районам на 1 января 2009 года]. Проверено 2 января 2014. [www.webcitation.org/6MJmu0z1u Архивировано из первоисточника 2 января 2014].
  13. [sakha.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/sakha/resources/4c22eb804e8ba4699a749f7904886701/01-05.xls Всероссийская перепись населения 2010 года. Якутия. Таб. 5. Численность населения по районам, городским и сельским населённым пунктам]. Проверено 5 апреля 2016. [www.webcitation.org/6gY1ButF3 Архивировано из первоисточника 5 апреля 2016].
  14. [www.gks.ru/free_doc/doc_2012/bul_dr/mun_obr2012.rar Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям. Таблица 35. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2012 года]. Проверено 31 мая 2014. [www.webcitation.org/6PyOWbdMc Архивировано из первоисточника 31 мая 2014].
  15. [www.gks.ru/free_doc/doc_2013/bul_dr/mun_obr2013.rar Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2013 года. — М.: Федеральная служба государственной статистики Росстат, 2013. — 528 с. (Табл. 33. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов)]. Проверено 16 ноября 2013. [www.webcitation.org/6LAdCWSxH Архивировано из первоисточника 16 ноября 2013].
  16. www.gks.ru/dbscripts/munst/munst98/DBInet.cgi?pl=8112027 Якутия. Оценка численности населения на 1 января 2009-2015 годов
  17. [www.gks.ru/free_doc/doc_2015/bul_dr/mun_obr2015.rar Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2015 года]. Проверено 6 августа 2015. [www.webcitation.org/6aaNzOlFO Архивировано из первоисточника 6 августа 2015].
  18. с учётом городов Крыма
  19. [www.gks.ru/free_doc/doc_2016/bul_dr/mun_obr2016.rar Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года. Таблица «31. Численность населения городов и пгт по федеральным округам и субъектам Российской Федерации на 1 января 2016 года». RAR-архив (1,0 Mб)]
  20. Пестерев В. И.
    История Якутии в лицах. — Якутск: Бичик, 2001. — С. 102—103. — 464 с. — ISBN 5-7696-1606-7.

Под покровом святителя Николая

О немногочисленных вилюйских храмах можно говорить долго и с надрывом — церковная жизнь в советские годы здесь была уничтожена вдребезги. В начале XX века в городе было три храма: Никольский и Новоникольский соборы и Иннокентьевская кладбищенская церковь. При находившейся рядом с городом колонии прокаженных действовала Свято-Пантелеймоновская церковь. Сейчас в Вилюйске восстановлен лишь Никольский храм. Его история начинается еще в 1741 году, когда путешествовавший по берегам Вилюя епископ Иркутский Иннокентий (Нерунович) заложил в Верхневилюйском зимовье часовню во имя святителя Николая. Через год был освящен храм. К сожалению, меньше чем через полвека он был уничтожен пожаром. На его месте была выстроена двухэтажная церковь, просуществовавшая сто лет — из-за подмыва берега течением реки ее пришлось разобрать. Вместо нее к 1910 году строится однопрестольный Новоникольский собор. Тысячу рублей на его возведение пожертвовал лично государь Николай II. В советские годы в храме сначала располагалось почтовое отделение, а затем — жилые помещения.

Казацкая семья. Евдокия Даниловна Кондакова, вилюйчанам больше известная как «Кубачиха», работала у Н. Г. Чернышевского в Вилюйске. Фото из архива Сергея Рудченко

В 1993 году возрождается Якутская епархия, и вскоре в Вилюйске появляется православная община. Власти выделили под молитвенный дом часть здания клуба. Приход просуществовал в этих условиях два десятилетия. Лишь в 2006 году еписко­пом Якутским и Ленским Зосимой (+2010) было освящено место под строительство нового храма. Но до завершения работы было еще далеко.

Благочинный Вилюйского округа иеромонах Гермоген (Рубцов) в 2011–2012 годах жил здесь же — на сцене дома культуры (самого дома культуры к этому моменту уже не существовало). Проснувшись, спускался со сцены и попадал в храм. Очень удобно, далеко ходить не надо. Об условиях жизни священник рассказывал со смехом: «У меня есть любимый тазик, любимый чайник, любимые ведро и ковш!» Действительно, что еще надо человеку для счастья?

Фото из архива Якутской епархии

На дверях бывшего ДК висели две таблички: справа — «Свято-Никольский православный приход», а слева — «Авиакассы». Билеты в две стороны неба, так сказать. В 2013 году, наконец, был освящен великолепный златоглавый Никольский храм — яркий, бело-желтый, на прозрачно-акварельных просторах пейзажей Вилюйска с деревянными строениями, он смотрится как дворец — настоящее посольство Царствия Небесного. Храм освящали два архиерея — епископ Якутский и Ленский Роман и иерарх Польской Православной Церкви епископ Горлицкий Паисий. Высокий гость в проповеди сравнил православных вилюйчан с окормляемыми им русинами, которых на долгие полтора столетия отрывали от Православия. «Но после Голгофы наступает Воскресение», — владыка увидел в новом храме Воскресение для всего православного Вилюйска.

Екатерина из туманного Альбиона

Говоря о Вилюйске, нельзя упустить еще одну славную и печальную страницу его истории — уже упомянутую колонию для прокаженных. Основала ее в 1892 году знаменитая сестра милосердия Кэт Марсден — фигура яркая и противоречивая. Она положила много трудов на создание приемлемых условий существования для больных лепрой по всему миру. В то же время мисс Марсден многократно обвиняли в безнравственности, «самопиаре», финансовых манипуляциях и даже в шпионаже. В Вилюйске между тем память о ней и ее трудах сохранилась самая добрая. Дело в том, что до появления в этих краях «Екатерины из туманного Альбиона» сотни прокаженных жили в чудовищных условиях без надежды на элементарную медицинскую помощь и человеческое участие.

Сестра милосердия Кэт Мардссен на фоне карты ее путешествия по Сибири. 1892

Проказы боялись. Боялись настолько панически, что вывозили больных на верную смерть в самые труднодоступные места, где даже дорог не было. «3амечательна у якутов крайняя боязнь этой болезни. Ни один не решится не только прикоснуться к прокаженному, но даже близко подойти не решится. Прокаженный изгоняется из семьи. А общество приговаривает к удалению из своей среды даже того, у кого нет проказы, но родители поражены ею, или если кто жил раньше с прокаженными», — пишет Кэт о вилюйских прокаженных. Единственным человеком, посещавшим несчастных, был вилюйский священник Иоанн Винокуров, который и сопровождал мисс Марсден в ее поездках.

Вообще-то она приехала в Россию, чтобы найти неизвестное лекарственное растение, о котором ей рассказали в Турции, — траву, якобы растущую в Сибири и исцеляющую лепру. Она знакомится с епископом Уфимским Дионисием (Хитровым) — бывшим якутским архиереем, тот направляет ее к епископу Якутскому Мелетию (будущему епископу Рязанскому и Зарайскому, святителю). Прибыв в Якутию, она выясняет, что чудодейственная трава — легенда. Увидев, насколько невыносима жизнь больных в этих краях, сестра Кэт загорается идеей построить колонию-лепрозорий — поселок для проживания прокаженных. Планировалось строительство отдельных домиков с огородами, мужской и женской больниц для тяжелобольных и так далее. Предполагалась программа не только лечения и ухода, но и психологической поддержки и социальной реабилитации пациентов: способные трудиться должны были работать в мастерских и заниматься сельским хозяйством — не для заработка, конечно, а просто чтобы отвлечься от болезни. Мисс Марсден организует сбор пожертвований по всему миру, инициирует съезды врачей, вдохновляет сестер милосердия на путешествие в далекую Якутию — на помощь несчастным. Ее подвиг высоко оценивают как те, ради кого она трудится, так и церковные иерархи и государственные деятели… Вскоре колония была построена. Здесь находят приют и медицинский уход прокаженные со всей Якутии. Содержание обеспечивают местные купцы. В 1960-е лепрозорий был упразднен, так как болезнь отступила — в 1962 году осталось всего два пациента. Сегодня на территории колонии располагается Вилюйский психоневрологический интернат — ему присвоено имя Кэт Марсден. Многие идеи основательницы оказались применимы и для пациентов этого учреждения: их реабилитации также способствует трудотерапия.

Хомус без мистики

В советский период Вилюйск оставался вторым культурным центром Якутии после столицы, Якутска. В Вилюйском народном доме (доме культуры) работают первые якутские профессиональные деятели искусства. В 1929 году открывается кинотеатр. Еще раньше, в 1920, — краеведческий музей. Сегодня одно из его отделений — Дом хомуса, в котором все желающие могут познакомиться с этим «культурообразующим» для Якутии языковым музыкальным инструментом.

Якутская тундра. Фото протоиерея Сергия Клинцова

Кстати, хомус, он же варган, — еще одно живое свидетельство значения природы для северного человека. На хомусе сложно изобразить мелодию в европейском понимании, зато с его помощью слушатель погружается в мир животных и стихий. Исполнитель дарит аудитории крики чаек, цокот копыт лошадей и оленей, шум реки и ветра… Те, кому такое искусство не было раньше знакомо, порой даже пугаются: как это? — музыки не слышно, кричит по-звериному… «Что-то тут есть духовно нездоровое!» — думает житель средней полосы — и ошибается. Не надо искать в хомусе мистики. Просто ветер, зверь и птица — поют. А северный человек повторяет их песню.

Климат

Вилюйск находится на самом севере умеренного пояса Северного полушария. Климат резко континентальный. Зима очень холодная, лето короткое, но достаточно тёплое.Самая низкая температура отмечалась в 1927 году.Среднегодовая температура в Вилюйске такая же,как и в Чокурдахе.

Климат Вилюйска
ПоказательЯнв.Фев.МартАпр.МайИюньИюльАвг.Сен.Окт.Нояб.Дек.Год
Абсолютный максимум,−0,4−210,118,630,336,137,436,027,718,03,3−2,137,4
Средняя температура, °C−35,8−30,4−18,9−5,65,815,418,714,45,5−7,5−25,8−34,5−8,2
Абсолютный минимум, °C−60,9−58−50−40,2−23−5,30,0−6,3−15,4−39,8−52,7−57,9−60,9
Норма осадков,1199122439503835252013285
Источник: [pogoda.ru.net/climate/24641.htm Погода и климат] Норма за период 1981 — 2010 гг.

Полет на «чебурашке»

Вилюйск нельзя назвать труднодоступным местом — всего 600 километров (не так уж далеко по меркам самого крупного субъекта федерации, на территории которого поместится Индия) от столицы республики. Впрочем, для жителя средней полосы, а особенно — крупных городов, большая часть Якутии — места труднодоступные. Так всегда было: не зря наш рассказ мы начали с письма Чернышевского. В Вилюйск из Якутска можно добраться на такси — как правило, это старенькие, но крепкие уазики-«козлы». Как говорится, танки грязи не боятся. Не боятся они и бездорожья — не зря здесь шутят: «У нас нет дорог, у нас только направления». Только ехать долго: можно и часов семнадцать протрястись. Летом здесь бывает жарко, а окна открывать нельзя — песком засыплет с ног до головы. Один путешественник рассказывал, как решил подышать воздухом во время июльской поездки в Вилюйск. Подышал он, в итоге, пылью, а одежду пришлось перестирывать — даже ту, которая лежала в плотно завязанном и застегнутом рюкзаке. Другой вариант — самолет. Из Якутска регулярно летают маленькие девятнадцатиместные самолетики со смешным народным названием «чебурашка» — чехословацкие L-410. В них немного трясет, зато летают «чебурашки» невысоко, так что во время полета можно смотреть в окошко и всей душой наслаждаться видами. Вилюйск ждет.

Материал опубликован в спецвыпуске журнала «Фома» «Малые города — герои России». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 № 79-рп и на основании конкурса, проведенного Обществом «Знание» России.

На заставке Свято-Никольский храм

День четвертый и пятый: туристическая база «Биллээх»

Река Вилюй богата рыбой, а леса дичью. Чтобы это понять, необходимо выбраться за пределы города. Едем ночевать в туристическую базу «Биллээх» (тел.), заодно порыбачим. Помимо этих занятий здесь еще можно насобирать ведра голубики и черной смородины. Ягоды в лесу очень много.

Договариваетесь о времени с хозяином турбазы. Из Вилюйска вас забирают на лодке. Плыть минут 25. Стоимость транспортировки до места базы входит в стоимость ночлега в домике – 1500 рублей. Зато здесь можно спокойно отдохнуть вдали от городского шума, наедине с природой.

Есть в этой местности и тукуланы или другими словами якутские пустыни. Это еще одна загадка природы — песчаные насыпи посреди тайги. Ученые предполагают, что тукуланы представляют собой остатки обширной ледяной пустыни, которая впоследствии поросла хвойными деревьями и стала тайгой. Кстати самые крупные тукуланы можно найти в бассейне реки Вилюй. Считается, что такие земли относятся к засушливым районам Якутии. Только, чтобы добраться до них придется часов пять идти по тайге… Это долго и опасно. Пока мы шли, нам встречалось много следов медведей. Лучше одним не ходить.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]