Из опубликованного. Тайшет — город или поселение? Точка в извечном споре


История

Своим появлением Тайшет обязан Транссибирской магистрали. При её строительстве весной 1897 было основано небольшое поселение, где осенью того же года, с началом железнодорожного движения, открыли станцию, а в 1904 построили паровозное депо.

При станции действовали одноклассное училище, врачебный и питательный пункты Переселенческого управления. Прибывавшие сюда крестьяне-переселенцы успешно осваивали близлежащие земли, и вскоре со станции стали отправляться сельскохозяйственные и лесные грузы.

Удобное положение — в долине реки Бирюсы (судоходной в то время), а также близость железной дороги способствовали быстрому развитию нового поселения. В 1906 г. его преобразовали в село, которое в 1910г. стало административным центром Тайшетской волости.

В период коллективизации Тайшет выбрали местом кулацкой ссылки. В его окрестностях создали спецпоселки для раскулаченных и сосланных крестьян. Поток ссыльных начал расти после решения Политбюро ВКП(б) о строительстве БАМа в 1932 г.

В 1937 г. село Тайшет преобразовали в рабочий посёлок, который сразу стал районным центром в созданной в этом же году Иркутской области.

В марте 1938 г. посёлок получил статус города. В то время здесь работали два крупных лесопильных предприятия, шпалопропиточный завод, паровозное депо и вагоноремонтный пункт, кирпичный завод, машинно-тракторная мастерская, паровая мельница и две хлебопекарни.

С 1938 г. в Тайшете разместили ряд подразделений ГУЛАГа, и он превратился в своеобразную «лагерную столицу» Иркутской области. Здесь начинался Западный участок БАМа. Вдоль трассы будущей железной дороги разместили лагпункты и колонны исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ). Этот мрачный период в истории города продолжался почти до 1960-х гг. В течение этого срока в Тайшете дислоцировались:

— Тайшетлаг (ИТЛ УНКВД по Иркутской области);

— Южлаг (ИТЛ ГУЛЖДС НКВД);

— Озерлаг (ИТЛ № 7 с особо строгим режимом содержания заключенных, созданный в 1948-1949 гг. на базе Южлага).

Используя даровой труд заключенных, власти рассчитывали быстро построить магистраль. Открыть движение поездов на участке Тайшет-Падун (350 км) планировали в 1940 г., а на участке Падун-Лена — в 1941 г. Но эти планы так и не были реализованы. Отчасти из-за низкой организации работ, их слабой инженерной подготовки и высокой затратности, но в основном по причине крайне неэффективного труда заключенных. Оказалось, что железнодорожное строительство, осуществляемое системой ГУЛАГа, значительно уступает по своей эффективности работам по сооружению Транссиба и других магистралей в дореволюционной России.

Достаточно сказать, что с 1932 г. (с принятия решения о строительстве БАМа) до начала Великой Отечественной войны было подготовлено всего 124 км трассы (от Тайшета до Чуны), при этом земляное полотно отсыпано и инженерные сооружения построены только на участке в 76 км, а рельсы уложены на протяжении 58 км. (Для сравнения напомним, что в дореволюционной России ежегодно строилось до 2 тыс. км железнодорожных магистралей. Этот показатель оказался недостижимым в советское время, несмотря на титанические усилия властей и гигантские жертвы гулаговского периода.)

С началом войны возведение БАМа остановили. Уложенное железнодорожное полотно разобрали, а рельсы отправили в Европейскую часть страны для целей обороны. Основной контингент Южлага, вместе с авторемонтными мастерскими, перевели в прифронтовые районы и использовали для ремонта техники. Многих направили в штрафбаты, оставшихся в Тайшете заключенных перевели на лесозаготовки и сельхозработы.

После войны Наркомат путей сообщения предложил СНК СССР возобновить строительство магистрали, используя для работ не только заключенных, но и военнопленных. Осенью 1945 г. в дополнение к Тайшетлагу и Южлагу был создан Ангарлаг (для работы на участке трассы от Братска до Усть-Кута).

Строительство началось одновременно в нескольких местах будущей магистрали. Из-за высокой смертности лагеря постоянно пополнялись новыми партиями заключенных и военнопленных (только японских военнопленных в конце 1945г. прибыло 39 тыс.). Но работы по-прежнему шли медленно, и в октябре 1948 г. Тайшетский ИТЛ ликвидировали, создав на его базе особый лагерь № 7 — Озерлаг — с более жестким режимом. Одновременно увеличили численность заключенных.

В конце 1940-х гг. в двух ИТЛ собрали для строительных работ порядка 100 тыс. чел. (в Ангарлаге — около 60 тыс., в Озерлаге — 40 тыс.). Это почти вдвое больше, чем было задействовано при возведении Транссибирской магистрали в конце XIX в. Но даже такая масса даровой рабочей силы не могла компенсировать крайне низкого организационного и инженерно-технического обеспечения строительных работ. В какой-то степени положение спасали «харбинцы» — наши соотечественники, проживавшие в Маньчжурии, оказавшиеся после разгрома Квантунской армии осенью 1945 г. «врагами народа» и сосланные на строительство дороги. Многие из них имели большой опыт железнодорожного строительства (участвовали в возведении Транссиба и КВЖД) и остались работать в Харбине после революции. «Харбинцы» выделялись среди других заключенных своим трудолюбием и профессионализмом. Благодаря их участию сооружение магистрали пошло быстрее.

В декабре 1947 г. железнодорожный путь проложили до старого Братска, куда пришел первый поезд с четырьмя вагонами-теплушками. В эксплуатацию этот участок пущен летом 1951 г., после открытия движения по новому железнодорожному мосту через Ангару. И только в январе 1959 г. в поселке Заярске состоялся митинг, посвященный сдаче в постоянную эксплуатацию всей магистрали Тайшет—Лена.

Силами заключенных в городе построен ряд жилых домов (на улицах Пушкина, Кирова, Кооперативной, Фрунзе и др.), а также некоторые социально-культурные объекты (больница, гостиница, столовая, баня, несколько детсадов, магазины, казармы). Многое из построенного в тот период эксплуатируется до сих пор.

Большие людские потери при строительстве дороги, а также низкая эффективность труда заключенных привели к тому, что было решено отложить возведение БАМа на участке от Лены до Амура. К реализации этого масштабного проекта вернулись только в 1974 г., объявив БАМ ударной Всесоюзной комсомольской стройкой. В тот период Тайшет вновь стал опорным пунктом и транзитным городом для нового железнодорожного строительства.

Накануне кризиса 1990-х гг. в Тайшете успешно работали и наращивали объемы производства комбинат строительной индустрии, авторемонтный и шпалопропиточный заводы, фабрика швейных изделий, мясокомбинат, пищекомбинат, маслодельный завод, хлебозавод и др. Из этих некогда успешных предприятий сохранились немногие. Прекратили существование комбинат строительной индустрии, фабрика швейных изделий, мясокомбинат, хлебозавод и ряд других предприятий.

Винокуров М.А., Суходолов А.П. Города Иркутской области

Тайшет попал в зону наводнения, случившегося в конце июня 2022. По информации пресс-службы правительства Иркутской области, в Тайшете подтопило 53 дома1.

Читайте в Иркипедии

  • Политическая ссылка, революционные события и Гражданская война на территории Тайшетского района
  • Тайшет до 1917 года
  • Тайшет // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)
  • Тайшетлаг
  • Кто вынес БАМ на своих плечах
  • Железная дорога Абакан — Тайшет. История строительства
  • Тайшетский городской комитет комсомола (Горком) (1960–1991)
  • Тайшетский городской комитет партии (Горком) (1960–1991)

Из опубликованного. Тайшет — город или поселение? Точка в извечном споре

«Тайшет – это не город, а поселение», — такие утверждения зачастую можно услышать от вполне респектабельных людей, довольно уверенно ориентирующихся в жизненном пространстве. «Статус города у нас давным-давно забрали!», — вторят им безымянные интернет-писатели и настаивают на том, что мы не имеем никакого морального права праздновать День города, потому что города Тайшета якобы в природе не существует.

И та же «Википедия», которую многие ошибочно считают авторитетным источником, настаивает, что Тайшет с 2015 года носит статус поселка городского типа.

«Бирюсинская новь» решила разобраться во всех этих спорах и хитросплетениях, выяснить, кто прав, а кто не совсем, в городе мы с вами живем или таки в селе… Истина оказалась совсем рядом.

Итак, заявления типа «не город, а поселение» по сути своей столь же некорректны, как утверждения, что на дворе не зима, а вечер. Термины «город»-«поселение», которыми уверенно оперируют тайшетоненавистники, не входят в один синонимический ряд, а значит никакому сопоставлению не подлежат.

Но как, когда и почему мы стали путаться? Ответ на поверхности: это произошло в 2005 году, когда вся страна начинала жить по новому федеральному закону о местном самоуправлении.

ТРЁХГЛАВЫЙ ТАЙШЕТ

Давайте разбираться. До 2005 года на карте Иркутской области существовали десятки равноценных муниципальных образований. В их числе – «Город Тайшет» и «Тайшетский район». Это были самостоятельные административные единицы, они не входили в состав друг друга и друг другу не подчинялись. И жили как добрые соседи – в точности так же, как сейчас живёт Тайшетский район, например, с Нижнеудинским или Нижнеингашским (хоть последний и входит в состав другого региона).

Тайшет24 в Одноклассниках

Правда, в глазах рядовых обывателей мы – горожане и жители сельской местности — были не соседями, а буквально одной семьёй.

Ну, во-первых, потому, что администрация Тайшетского района банально находилась на территории города. Это действительно несколько странно, и разместиться местной власти было бы куда логичнее на своей земле (например, в Старом Акульшете), а не в соседнем муниципалитете.

Во-вторых, играли далеко не последнюю роль теснейшие социальные связи города и села. Мы гоняли в деревни на рыбалку, на дачи, к родственникам, а сельчане к нам – по своим делам. Всегда совместно отмечали главный праздник страны – День Победы. Проводились какие-то совместные межшкольные конкурсы… и так далее. И газета, собственно, была одна, общая, в которой искусственных разделений тоже отродясь не проводилось. Наши мэры были верными партнёрами (в подавляющем большинстве вопросов они спокойно находили общий язык), и никто из них не пытался казаться на голову выше другого.

А кроме всего, целый ряд структур работал на два соседних муниципалитета одновременно. Например, больница, милиция, противопожарная и налоговая службы, пенсионный фонд и так далее. Примерно так же, как сегодня Тайшетский Почтамт, военкомат, ФСБ и другие ведомства работают на Тайшетский и Чунский район одновременно.

В состав муниципального образования «Город Тайшет» входили сам Тайшет, а также Бирюсинск и Юрты. У муниципалитета был свой мэр. С постсоветских времён и вплоть до 1998 года эту должность занимал Анатолий Стрелков. Ему на смену пришёл Николай Шрайнер, правивший до 31 декабря 2005 года.

Свои мэры/главы администраций (в разные годы они назывались по-разному) были в Бирюсинске и Юртах. Их назначал (и увольнял тоже) мэр Тайшета. При этом самого мэра избирали жители всех трёх входящих в его состав населённых пунктов.

Структура, хоть и несколько запутанная (а возможно, и нелогичная), но достаточно понятная.

В то же время в состав муниципального образования «Тайшетский район» входили несколько десятков сельских населённых пунктов. Все их жители избирали мэра района, а тот назначал (ну и в час досуга увольнял) глав местных администраций.

В 2005 году началась реформа местного самоуправления. Вкратце напомним, как это происходило у нас. В целом и в общем процедура была безболезненной. Во всяком случае, для населения. А вот у чиновников был повод тревожиться.

И вот почему.

В 2002 году жители города Тайшета (включая бирюсинцев и юртинцев) избрали мэром на второй срок Николая Шрайнера. Его полномочия должны были истекать в 2006-м.

В 2004 году жители Тайшетского района выбрали мэром (тоже на второй срок) Анатолия Зелезинского, срок полномочий которого заканчивался в 2008-м.

Реформа спутала все карты, поскольку отщипывала и у Шрайнера, и у Зелезинского немалые сроки – уже 31 декабря 2005-го оба должны были оставить свои кресла. И начать жить по новому закону мы должны были с новым начальством.

География

Тайшет располагается в правобережной долине реки Бирюсы, между её небольшими правыми притоками — Тайшеткой и Акульшеткой. Окружён лесами. В окрестностях имеются земельные участки, освоенные для сельскохозяйственной деятельности. В поймах близлежащих речек встречаются заболоченные земли. К югу от Тайшета начинаются холмистые возвышенности отрогов Саянского горного массива. Сам город находится в пределах Тайшетской предгорной равнины на высоте 302 м над уровнем моря.

Топокарта квадрата N-47-A (Алзамай, Тайшет, река Бирюса)

Транспортная доступность

Город расположен в западной части области, в 680 км от областного центра — Иркутска. В Тайшете расположен железнодорожный узел и крупная внеклассная сортировочная станция, в которой сходятся магистрали четырех на­правлений. С запада на восток проходит Транссибирская магистраль, с Тайшета начинается Байкало-Амурская магистраль (первый километр Байкало-Амурской магистрали находится в Тайшете), в южном направлении отходит железнодорожная линия, связывающая город со столицей Хакасии Абаканом и с Кузбассом. В непосредственной близости от города проходит автомобильная дорога федерального значения Р255 «Сибирь». Тайшет — начальная точка строительства нефтепровода «Восточная Сибирь—Тихий океан» (ВСТО).

Наша история. Город на четырёх ветрах

В прежние времена, когда другой была страна, другими были Тайшет и Тайшетский район, да и журналисты были не теми, что сегодня, наши края достаточно часто появлялись на страницах областных и центральных СМИ. И не в связи с происшествиями и прочими нехорошими событиями, как это происходит сегодня, а в контексте наших достижений и движения к развитию. Но в 1996 году, когда в Тайшет наведался корреспондент «Восточно-Сибирской правды» Евгений Богачёв, дела у нас шли весьма неважно. Куда хуже, чем сегодня. Об этом и статья в «ВСП» за 6 апреля 1996-го. Давайте вспомним, как это было.

Евгений БОГАЧЕВ, «Восточно-Сибирская правда» Фото Валерия КАРНАУХОВА

У сибирских городов, рожденных Транссибом, своя особая печать. За столетие как ни пытались они примерять другие наряды, их выдает «железнодорожная» амуниция.

И застраивались они чаше всего вдоль и по обе стороны железной дороги, чтобы во все окна смотреть день и ночь на свою стальную кормилицу.

Таков и Тайшет.

Местный вокзал — шумное, пёстрое, суетливое зрелище. Даже в сонные предутренние часы он живёт заботами и страданиями дорожных скитальцев. А в разношёрстной людской толпе, поглощаемой и выдавливаемой очередным пассажирским составом, все больше коробейников-мешочников, искателей работы, хлеба или просто приключений. Такова действительность. У каждого времени свои пассажиры.

Тайшет24 в соцсети ВКонтакте

Отличие Тайшета от других крупных станций существенное. Ему уготовано судьбой и развитием российской истории стоять на пересечении четырёх направлений, или, как говорят сами тайшетцы, на четырёх ветрах. Эта деталь во многом определяет местный образ жизни. Тайшет превратился в транзитный пункт всевозможных грузов, в том числе наркотиков, и в маленький сибирский Рим, ибо все дороги ведут теперь сюда.

А город в основном держится за карман Тайшетского отделения Восточно-Сибирской железной дороги. Именно из этого кармана на две трети идет пополнение городской казны. «Кормилица», не уставая, продолжает нести золотые яйца, хотя сама все чаще довольствуется бартером из второсортных товаров. Ничего не поделаешь, в такие реалии загнал её сегодня неплатёжеспособный грузоотправитель.

Большинство других тайшетских производств, рождённых строительством железных дорог на юг и на север, не говоря о Транссибе, хиреют вместе с брошенными на произвол судьбы родительницами.

Влачит жалкое существование построенный по некогда громкому титулу БАМа комбинат стройиндустрии. А ведь благодаря ему Тайшет обрёл второе дыхание — микрорайоны крупнопанельных многоэтажек заметно украсили провинциально-деревянный городок, прибавили ему жителей.

Зачах и завод по ремонту дорожно-строительных машин. Здесь с грустью вспоминают годы трудовой славы и красных знамен. Известен был далеко за пределами области сверхточными станками, своим литейным цехом и, конечно же, продукцией. Превратившись из «номерного» в заурядное хозяйство, перейдя из рук в руки, сегодня он никому не нужен. Ушли кадры — гордость завода: кто на пенсию, кто на поиски лучшей доли.

Попытки спасти завод, по словам мэра города Анатолия Стрелкова, пока безрезультатны. «Избавьте нас от балласта», — просил директор, передавая городским властям заводской соцкультбыт, а затем жильё. Неся большие расходы на их содержание, мэрия не дождалась ни подъёма завода, ни обещанных поступлений от него в городскую казну. Для реанимации ЗРДСМ надо как минимум десяток миллиардов рублей. Где их взять?

Население

С основания Тайшета численность его жителей постоянно росла. Снижаться она начала только в кризисные 1990-е по причине сокращения рождаемости и увеличения смертности, а также возросшего миграционного оттока. Отрицательная демографическая тенденция сохраняется до сих пор.

Динамика численности населения

1939 1959 1967 1970 1979 1989 1992 1996 1998
11 700 33 499 33 000 34 232 38 249 42 391 43 000 43 000 42 700
2000 2001 2002 2003 2005 2006 2007 2008 2009
42 300 42 000 38 535 38 500 37 700 37 300 37 000 36 900 36 546
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
35 485 35 384 34 692 34 339 33 836 33 638 33 587 33 364 33 043
2019 2020
32 754 32 671

Социальная сфера

Образование

По данным на 2022, в Тайшете работают три учреждения здравоохранения – Тайшетская районная больница, Тайшетский кожно-венерологический диспансер и Отделенческая поликлиника (ведомство ОАО «РЖД»).

Муниципальная система образования представлена 6 учреждениями среднего общего образования – школами № 1, 2, 5, 14, 23, 85 и 7 дошкольными образовательными учреждениями – детскими садами № 3, 5, 15, «Ромашка», «Сказка», «Белочка», «Рябинка». Образовательную деятельность осуществляют государственное образовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 19 г. Тайшета», частное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат №24 ОАО «РЖД», частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 206 ОАО «РЖД», а также два учреждения профессионального образования – Тайшетский промышленно-технологический техникум и Тайшетский медицинский техникум.

Культура

Учреждения культуры: Тайшетская детская музыкальная школа, Тайшетская детская художественная школа, дом культуры «Юбилейный», дом культуры «Железнодорожник» ОАО «РЖД», краеведческий музей и библиотечное объединение.

«Тайшет литературный», литобъединение

Музей локомотивного депо станции Тайшет

Спорт

В Тайшете работает детско-юношеская спортивная школа. На базе спортшколы функционирует четыре отделения – настольного тенниса, бокса, лыжных гонок и общей физической подготовки. В 2022 в городе был создан культурно-спортивный , при котором функционирует физкультурно-оздоровительный комплекс. На его базе работают четыре спортивных направления: художественная гимнастика, дзюдо, волейбол и футбол. В вечернее время проходят тренировки сборных команд города по волейболу и футболу, а также занятия по фитнесу. Спортивный комплекс стал базой спортивной подготовки сотрудников силовых ведомств.

В городе имеется один стадион, на территории которого функционируют баскетбольная площадка, две площадки для игры в пляжный волейбол, беговые дорожки, детская спортивно-игровая площадка и футбольное поле с натуральным газоном. В центре города расположен открытый хоккейный корт. В летний период на корте оборудованы две баскетбольные площадки, в зимний – заливается каток для массового катания на коньках. В зимний период в городе работает лыжная база, которая является местом проведения тренировок отделения лыжных гонок ДЮСШ. На лыжной базе также осуществляется работа по подготовке лыжных трасс для массового катания и работает прокат лыж2.

Тайшет

Станция на Транссибе

До появления в этих местах железной дороги по территории, где сегодня расположен Тайшет, проходил Московский тракт, а в ближайшей округе находились заимки крестьян деревни Байроновки. Во время строительства Транссибирской железнодорожной магистрали вблизи строительной площадки и будущей железнодорожной станции стали возникать жилища строителей. Как считают некоторые тайшетские краеведы, первым свою избу поставил Василий Трофимович Конюков, тем самым положив начало будущей улице – 1-й Зеленой (ныне улица Ленина), который позднее вспоминал:
«Весной 1897 года приехал землемер и отрезал нам участок, назвав его по протекающей невдалеке речке Тайшетом…»
.

На железной дороге в конце весны 1897 г. была открыта станция, на которую осенью пришел первый поезд. При станции стал развиваться небольшой пристанционный поселок, получивший название Тайшет – по своему расположению на одноименной реке, правом притоке Бирюсы. В свою очередь, название реки является гидронимом от кетского «та»

, означающего «холодный» и
«шет»
– «река».

Тайшет в начале XX века

Рядом с домом Василия Конюкова свои избы срубили Григорий Грязнов, Сергей Ульянов, Демид Лотак и Василий Евсеев, положив начало будущей улице Юго-Восточной (ныне улица Матросова). В Путеводителе по Великой Сибирской железной дороге за 1900 г. указано, что станция Тайшет была 3-го класса, на ней работал буфет. При станции действовал врачебно-питательный переселенческий пункт, на котором переселенцы регистрировались и направлялись на участки. Тот же путеводитель, но за 1901–1902 гг. сообщает, что при станции было одноклассное училище, работал врачебный приемный пункт. В 1904 г. было построено паровозное депо. Недалеко от Тайшета возникли разъезды Суетиха и Юрты, где предпринимателем Жоголевым были построены лесопилки и бараки для рабочих.

Удобное расположение пристанционного поселка в долине судоходной в те времена реки Бирюсы, а также наличие железнодорожного сообщения способствовали активному развитию поселения. Сюда прибывали крестьяне-переселенцы, которые начинали успешно осваивать близлежащие земли. Вскоре началась отправка со станции сельскохозяйственных и лесных грузов.

В начале XX века в поселке появились небольшие предприятия – были построены кирпичный завод и лесозавод. В 1906 г. была построена церковь (в советское время на ее месте стоял кинотеатр «Победа»), Тайшет становится селом в составе Алзамайской волости, а с 1910 г. – центром Тайшетской волости Канского округа (Красноярский уезд Енисейской губернии). В селе по данным 1911 г. было 400 дворов и 1 500 жителей. Среди занятий местного населения были земледелие, ремесленные промыслы, работа на железнодорожной станции, на лесозаводе, в паровозном депо. В 1914 г. в селе действовали сельская и железнодорожная школы, публичная библиотека, больница на 10 коек с одним врачом, кинематограф. В числе самых крупных торговцев Тайшета был переселенец И. К. Супрун, владевший несколькими домами, торговой лавкой, харчевней, квасным производством, игорным домом, гостиницей, кинематографом.

После февральской революции в Тайшете появилась земская управа, председателем которой избрали Н. К. Мункина, работавшего на станции старшим телеграфистом, а секретарем – И. П. Лосинского.

Фактически с самого начала Тайшет являлся местом уголовной и политической ссылки. В период 1913–1917 гг. здесь на поселении проживал известный революционер Иван Адольфович Теодорович с женой Глафирой Ивановной Теодорович (Окуловой). Всего, по некоторым данным, перед революцией в селе находились на поселении около 30 политических ссыльных. К 1917 году здесь насчитывалось около 1 500 дворов, в которых проживали 2,5 тысячи человек.

2 марта 1917 г. власть в Тайшете перешла в руки Временного исполнительного комитета Тайшетской волости, с августа того же года была передана волостному земскому правлению. В декабре 1917 г. состоялось избрание волостного совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. В 1918–1919 гг. в районе Тайшета проходил Шиткинский партизанский фронт. В ночь с 7 на 8 мая 1919 г. около тысячи шиткинских партизан совершили нападение на станцию Тайшет, разгромив вокзал. Партизаны 2 часа сражались с прибывшими на станцию белыми, успели разобрать участок пути на перегоне Тайшет – Байроновка, а также повредить железную дорогу на участке Тайшет – Суетиха. В итоге на две недели было прервано движение поездов. В течение 1919 г. партизаны неоднократно пускали под откос железнодорожные составы.

25 января 1920 г. у станции Тайшет части Красной Армии вступили в бой с белочешскими войсками. Последние отступили, взорвав при этом мост через реку Бирюсу, а также водокачку и некоторые другие объекты. Тайшет был занят передовыми частями Красной Армии, в селе была окончательно установлена советская власть.

С 1924 г. село становится центром вновь образованного Тайшетского района.

Во время коллективизации Тайшет являлся местом ссылки кулаков. В его окрестностях были созданы спецпоселки для раскулаченных. Поток ссыльных начал увеличиваться после выхода в 1932 г. постановления Совнаркома о строительстве БАМа.

В статусе города

В 1935 г. в селе начал работу шпалопропиточный завод, перевезенный из Красноярского края. 1 октября 1935 г. Тайшету был присвоен статус рабочего поселка. В 1937 г. поселок становится районным центром в составе вновь образованной Иркутской области. С 2 марта 1938 г. Тайшет – в статусе города районного подчинения. В тот период кроме шпалопропиточного завода, паровозного депо и вагоноремонтных мастерских, в городе работали 2 крупных лесопильных предприятия, машинно-тракторная мастерская, кирпичный завод, 2 хлебопекарни, паровая мельница.

Лагерное прошлое города

С 1938 г. в городе были размещены несколько подразделений ГУЛАГа, Тайшет становится своеобразной «лагерной столицей» Иркутской области. Отсюда начинался западный участок Байкало-Амурской магистрали. Вдоль будущей железной дороги началось размещение лагерных пунктов и колонн исправительно-трудовых лагерей. До 1960-х гг. продолжался мрачный период в истории Тайшета, в течение которого в городе дислоцировались: Тайшетлаг, Южлаг, Озерлаг (создан в 1948–1949 годах на базе Южлага).

С использованием дарового труда заключенных власти планировали построить магистраль в короткие сроки. Уже в 1940 г. планировалось открыть движение составов на почти 350-километровом участке Тайшет – Падун, а в 1941 г. на линии – Падун – Лена. Однако эти планы реализованы не были, среди причин были низкая организация работ, их слабая инженерная подготовка, высокая затратность, но главной причиной был крайне неэффективный труд заключенных.

С началом войны строительство БАМа было остановлено, уже уложенные железнодорожные пути были разобраны, а рельсы отправлены для целей обороны в Европейскую часть Советского Союза. Основной контингент Южлага и авторемонтные мастерские были переведены в прифронтовые районы и использованы для ремонта техники. Часть заключенных отправили в штрафбаты, а оставшиеся в Тайшете были задействованы в сельхозработах и лесозаготовках.

После окончания войны Наркомат путей сообщения выдвинул предложение возобновить строительство магистрали с использованием не только труда заключенных, но также военнопленных. Осенью 1945 года в дополнение к уже существовавшим Южлагу и Тайшетлагу был организован Ангарлаг (для ведения работ на участке Братск – Усть-Кут. Высокая смертность вынуждала постоянно пополнять лагеря новыми партиями военнопленных и заключенных (в конце 1945 г. только японских военнопленных прибыло 39 тысяч человек). Но работы все равно шли медленно, поэтому осенью 1948 г. было принято решение о ликвидации Тайшетского ИТЛ и создании на его базе особого лагеря № 7 – Озерлага с ужесточенным режимом. Одновременно увеличивалось количество заключенных. К концу 1940-х в двух исправительно-трудовых лагерях было собрано для строительных работ около 100 тысяч человек (60 тысяч в Ангарлаге и 40 тысяч в Озерлаге), это почти вдвое превышало количество рабочих, задействованных в конце XIX века при строительстве Транссиба. Но лишь в январе 1959 года в постоянную эксплуатацию был сдан весь участок железной дороги Тайшет – Лена.

В городе силами заключенных построены многие объекты: ряд жилых домов по улицам Пушкина, Кооперативной, Фрунзе, Кирова и др., многие социально-культурные объекты, среди которых больница, столовая, баня, гостиница, несколько детсадов, магазины. Многие построенные в тот период здания эксплуатируется и сегодня.

На рубеже тысячелетий

Накануне кризиса 1990-х в городе Тайшете успешно работали фабрика швейных изделий, комбинат строительной индустрии, шпалопропиточный и авторемонтный заводы, мясокомбинат, пищекомбинат, хлебозавод, маслодельный завод и другие. Из них сохранились немногие. В последующие годы прекратили существование фабрика швейных изделий, комбинат строительной индустрии, хлебозавод, мясокомбинат и некоторые другие предприятия.

Уроженцы и жители

  1. Иван Бич — герой Гражданской войны, командир партизанского отряда Шиткинского фронта. Погиб в октябре 1919. Похоронен в городском парке. В городе есть улица, названная его именем.
  2. Бурлов Николай Ананьевич — герой Гражданской войны, уроженец села Бирюса. В городе также есть улица, названная его именем. О его могиле можно прочесть в статье «Братская могила красноармейцев в Иркутске (Памятник борцам революции)»
  3. Жеребцов Гелий Александрович — физик, академик РАН (1997), директор ИСЗФ СО РАН (Институт солнечно-земной физики), почётный гражданин г. Иркутска (2004).
  4. Теодорович Иван Адольфович — российский революционер, советский государственный деятель, историк революционного движения.
  5. Мясников Иван Степанович — Герой Советского Союза.
  6. Пахотищев Николай Дмитриевич — Герой Советского Союза.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]