- 17 Ноября, 2019
- Регионы
- Наталья Калиниченко
Магаданская область – регион, где сохранилась многолетняя мерзлота, очень суровые зимы и даже есть золото, которого добывают в год около 20 тонн. Здесь есть нетронутая природа и стремительные реки, встречаются кочующие племена оленеводов. В регионе красивейшие горы и одно из самых холодных морей во всем мире – Охотское, температура вод которого даже в самое теплое время года не поднимается выше +10 °С.
Площадь территории Магаданской области не так велика, но на 1 жителя приходится целых 3 кв. км.
Общая характеристика
Область является восточным регионом страны и по административно-территориальному делению является частью Дальневосточного федерального округа. Находится на северо-востоке государства. Граничит с Республикой Саха и Хабаровским краем, Чукотским автономным округом. В регионе преобладает горный рельеф. Равнины представлены в долинах рек и на побережье Охотского моря.
Площадь Магаданской области на 2022 год составляет 462 464 кв. км.
Административным округом является город Магадан, который считается самым благоустроенным на всей территории Дальнего Востока.
По количество населения область является самой малозаселенной на всей территории страны, при этом по площади регион занимает 11 место.
Население и религия
На начало текущего года количество населения равняется 141 234 гражданам. В большинстве своем это русские, на которых приходится 80,3% от всей численности. Коренных жителей немного – 2,7%. Вторая национальность по численности – украинцы, их здесь 9,9%.
Средняя продолжительность жизни в региона составляет 63,7 года, женщины доживают до 70,1, а мужчины только до 58,1 года.
Около 57% всего населения считают себя православными. Протестантов около 3,6%, а католиков еще меньше – 2,2%.
Демографическая ситуация с 83-х годов прошлого столетия устойчиво снижается, как и численность жителей. Миграция происходит преимущественно на Урал, в центральную часть страны и на Поволжье. К примеру, в 1987 году численность населения области составляла 550 тысяч человек.
Кроме того что многие уезжают из региона, повышается смертность, а рождаемость снижается. За прошлый год в области умерло 1632 человека, а родилось только 1377.
Демографические показатели
Одной из причин снижения скорости убыли населения может являться повышение рождаемости. В советский период на 1 тысячу человек в год приходилось около 17 новорожденных. В 90-е эта цифра составляла 8-8,5 новорожденных. Затем начался постепенный неустойчивый рост, и сейчас рождаемость колеблется от 12 до 12,5 человек на тысячу жителей в год. Однако данных за последние годы нет даже на официальных сайтах. Вероятнее всего, рождаемость осталась на том же уровне, поскольку кривая численности населения, включающая данные и за этот год, не показывает каких-либо новых тенденций (имеет плавный ход).
Данные по смертности также не захватывают последние 4 года. Ее значения были минимальны до 1995 года (в среднем 5,5-6 умерших на 1000 чел.). Затем до 2003 года она колебалась в районе 9-10 человек на тысячу. После чего показатель вырос и составлял 12,5-14 умерших на 1000 жителей. В 2013 и 2014 годах смертность была незначительно меньше.
Естественный прирост был значительным в советский период (10,5-12,5 чел./1000), чуть меньше в 1990 (8,1), а далее преимущественно отрицательным, иногда положительным, но везде небольшим. Лишь с 2013 он стал положительным, но незначительным по величине.
Таким образом, резкий спад в 90-х, по-видимому, связан с миграционным оттоком населения в другие регионы России, а не с естественным демографическим положением в области.
Населенные пункты
Вся площадь Магаданской области – это 74 населенных пункта, леса, озера, реки и бескрайние просторы. Больше всего населения в областном центре – Магадане, где проживает 91 781 человек по состоянию на начало текущего года. В области есть еще один город – Сусуман, где проживает всего лишь 4588 человек. Третий по численности населенный пункт – пгт Ола. В нем 6117 человек. Население представлено преимущественно коренными племенами. Поселок раскинулся на Тауйской губе, где постоянно дуют ветра.
Следующий поселок с большой численностью населения – пгт Сокол, с количеством жителей 4805 человек. Расположен буквально в 50 км от столицы, в направлении Усть-Нера, в близости от аэропорта Магадан. Пятерку лидеров замыкает поселок Омсукчан, где живет 3707 человек. Появился он в 1937 году на месте богатых залежей золота, серебра, олова.
Остальная территория – это поселки Магаданской области, городского типа и просто села. Самыми маленькими по численности населения считаются Таскан и Колымское, где проживает по 10 человек.
С 2014 по 2022 год было упразднено 11 населенных пунктов. Тенденция к этому наблюдается и сегодня. На начало 2022 года в ряде населенных пунктов уже не осталось жителей, в частности в Стан Утином, Спорном, Полевом, Имени Горького, Верхнем Арт-Уряхе, Яблоневом, Карамкене, Обо и ряде других.
Районов в Магаданской области всего 9. Самый большой Ольский, состоящий из 9 сел. В целом в районе проживает 9637 человек. Основная часть населения обосновалась на побережье и занимается рыбной ловлей, охотой. Трудолюбивым жителям удается даже выращивать картофель и другие овощи, и этом в условиях вечной мерзлоты!
Самый маленький район – Средне-Эванский, где проживает всего 1938 человек на площади в 102 000 кв. км. В районе всего 5 населенных пунктов, жители которых занимаются преимущественно добычей золота и других драгоценных металлов и камней. Здесь даже нет автомобильных и железнодорожных путей.
Памятники истории и археологии
Человеческие поселения существовали на территории области ещё в эпоху палеолита. И хотя большинство туристов интересуются лишь недавней историей региона, его советским периодом, более древние артефакты также привлекают внимание любознательных путешественников.
Стоянка Конго
- Адрес: река Конго, Ягодинский район.
В советское время возле устья речки Конго в Ягоднинском районе была открыта одна из древнейших в регионе стоянок первобытного человека. Стоянка относилась к эпохе палеолита, на её территории археологи собрали внушительную коллекцию предметов того периода. Значительная часть находок – орудия охоты: наконечники стрел, каменные ножи, резцы.
Главной добычей древних охотников становились северные олени и лошади. К сожалению, в настоящий момент стоянка погребена под водами Колымского водохранилища, однако вблизи водоема по-прежнему можно набрести на редкие артефакты.
Рудник Бутугычаг
- Координаты: 59.591472, 150.812022.
Тенькинский район в середине прошлого века стал пристанищем одного из подразделений Дальстроя – Тенькинского исправительно-трудового лагеря, или Теньлага. В его состав входил созданный в 1937 году рудник Бутугычаг и посёлок-лагерь.
В 1936 году геолог Борис Флёров обнаружил в местности богатое оловорудное месторождение. Для добычи ценного металла решили привлечь самую дешёвую и бесправную рабочую силу – заключённых. В то непростое время недостатка в них не было: каменные жернова репрессий крутились день и ночь, поставляя рудникам всё новых и новых рабочих.
Невыносимые условия труда, недоедание и лучевая болезнь многих отправляли в могилу, но на место погибших приходили другие. Лагерь, как и рудник, был закрыт в 1956 году. Сегодня на его месте остались только руины кирпичных зданий. Приближаться к каменным призракам запрещено, так как радиационный фон в лагере по-прежнему повышен.
Рудник «Днепровский»
- Координаты: 61.398360, 151.792250.
Другой печально известный рудник был организован в самом начале Великой Отечественной войны. Добыча олова велась здесь с перерывами: рудник законсервировали в 1944 году, вновь открыли спустя пять лет и окончательно ликвидировали в 1955 году. При шахтах был построен лагерь, его узники и были единственной рабочей силой «Днепровского».
Попасть внутрь рудника невозможно из-за большой линзы льда, зато можно осмотреть сохранившиеся руины лагерных построек. Удивительно, но в столь непростом климате уцелели даже деревянные строения.
«Серпантинка»
- Координаты: 59.591669, 150.812470.
Так называемая «Серпантинка» – ещё один свидетель кровавого прошлого Магадана. Монумент установлен вблизи разрушенной пересыльной тюрьмы, в том месте, где производились расстрелы.
Открытие скорбного памятника состоялось в 1994 году. Камень обвязан лагерной колючей проволокой, у его подножия лежит табличка с посвящением всем жертвам ГУЛАГа. Позади монумента стоит простой четырехконечный крест.
Памятник первой геологической экспедиции
- Координаты: 59.566137, 151.248661.
На берегу Охотского моря перед глазами путешественников предстаёт неожиданное зрелище: среди жёлто-серых скал на побережье сияет купол небольшой часовни, рядом с которой ярким пятном выделяется голубой монумент.
Оба строения – являются памятником первым исследователям Магаданской земли. Именно в этом месте в 1928 году высадилась экспедиция советских геологов под руководством исследователя Юрия Билибина. Памятный знак в виде плиты с барельефной картой Дальнего Востока был установлен в 1978 году к 50-летию высадки первопроходцев.
Смотрите достопримечательности соседних с Магаданской областью регионов — Сахалина, Якутии, Хабаровского края, Камчатки и Чукотки
В советское время Магаданская область стала символом тюрем и лагерей, страха людей перед гонениями и репрессиями. В наши дни регион дружелюбно встречает туристов и предлагает гостям полюбоваться на его несметные природные богатства и памятники истории.
Столица
Какой федеральный округ у Магадана? Естественно, Дальневосточный, так как город является административным центром всей области. Здесь проживает 91 781 житель, то есть 64% от всего населения области.
Откуда появилось такое название, историкам так и не удалось точно установить. Однако существует множество версий на этот счет. Но большинство ученых сходятся во мнении, что название произошло от эвенского словосочетания «ветреное место», или «монгдан».
Столица Магаданской области раскинулась территории площадью 295 кв. км. Здесь очень короткое лето с белыми ночами, но сильными ветрами. Сам населенный пункт поделен на две части устьем реки Магаданки. Самый холодный месяц – январь, когда средняя температура воздуха составляет –16 °С. Самый теплый месяц лета – августа, но и в это время температура не поднимается выше +15 °С.
Архитектура представлена преимущественно домами, возведенными в 50-е годы прошлого столетия в стиле неоклассицизма. Есть уникальные конструкции, характерные для сталинского ампира.
Столица Магаданской области получила статус города в 1939 году. Местность обживали золотоискатели. В городе расположен порт, который является вторым по величине на всем северо-востоке государства.
Продукты питания в столице довольно дорогие, ведь их достаточно проблематично сюда доставить. Попасть в город можно на автомобиле или самолете. Чтобы добраться до Магадана из европейской части страны на машине, придется проехать больше 10 000 км, а это не меньше 148 часов. На самолете лететь тоже 7 часов. Железнодорожного сообщения нет, как и судоходного пассажирского. Порт принимает исключительно грузовые суда, но и то в период с декабря по май.
Удивительный факт: несмотря на суровость климата, в городе огромное количество фонтанов.
В Магадане практически никогда не угоняют автомобили. А причина простая: их просто некуда деть и некому продать. В 70-е годы прошлого столетия на протяжении целых 3 лет в местном ресторане пел Шуфутинский. После распада Советского Союза из города в течение 10 лет выехала треть населения. Еще один интересный факт: в столице этого региона нет ни одного «Макдоналдса», зато есть местная сеть общественного питания, ничем не хуже американского бренда.
Историческая справка о регионе
Вплоть до XVIII века вся площадь Магаданской области была заселена юкагирами. Затем начались походы русских казаков в этот край. Уже в 20-30 годы прошлого столетия сюда постоянно направлялись геологоразведочные экспедиции. В 30-годы открылся первый золотодобывающий трест, прииски разрастались. В регионе было много тюрем. Заключенные использовались в качестве бесплатной рабочей силы.
Однако археологические раскопки доказывают, что первые люди появились на этих землях еще в эпоху раннего неолита.
Современные границы область получила в 1953 году, этот год и является датой ее образования. Магадан был основан в 1939 году в качестве рабочего поселка и в 1954 году стал областным центром. В том же 1954 году рабочий поселок получил статус города, название осталось прежним — Магадан. Какая область или край это? Здесь есть нюансы. Фактически город является столицей Магаданской области — субъекта РФ, то есть территориальной единицей.
На самом деле современное законодательство наделяет край и область одинаковым юридическим статусом. Хотя у терминов разные исторические предпосылки.
В дореволюционной России краем называли территорию, которая имела границы с другими государствами. В край могло входить несколько областей. Однако даже в те времена статус у области и края был фактически одинаковым. Со временем понятия стали синонимами. К примеру, даже словосочетание Пермский край уже фактически не используется, так как этот регион перестал быть приграничным.
Естественно, невозможно представить Магадан без системы лагерей ГУЛАГа. В 1932 году появился Северо-восточный исправительно-трудовой лагерь, который просуществовал вплоть до 1951 года. В год закрытия заключенных в лагере насчитывалось боле 170 тысяч, которые, собственно говоря, и занимались добычей золота и строительством города.
Красивые реки, озера и бухты Магаданской обл.
Чарующие реки и озёра радуют туристов не только чистой водой, богатыми уловами и живописными пейзажами, но и креативными названиями.
Колымское водохранилище
- Координаты: 61.917417, 149.807791.
Один из крупнейших водоемов Магаданской области был создан искусственно советскими инженерами и строителями. Водохранилище предназначалось для Колымской ГЭС, которую начали строить у посёлка Синегорье в 1970 году и ввели в эксплуатацию в 1981 году.
Территорию затопили в 1980 году, длина нового водоема составила 148 километров, ширина – 6 километров, а максимальная глубина достигла невероятной отметки в 120 метров. Чтобы наполнить водохранилище, пришлось пожертвовать несколькими важными объектами: вода затопила шесть рабочих поселков и ценную палеолитическую стоянку возле реки Конго.
Река Ола
- Координаты: 60.616104, 151.296281.
Река Ола не так прославлена, как Колыма, но её значение для экономики и развития области сложно переоценить. Относительно небольшая речка, чья длина составляет всего лишь 166 километров, щедро одаривает жителей региона запасами горбуши, кеты, кижуча и других ценных рыб.
Ола сбегает со склонов Ольского плато и впадает в Тауйскую губу. В верховьях речной поток вымывает из горных пород восхитительные агаты и выбрасывает их на берега по пути к морю.
Озеро Джека Лондона
- Координаты: 62.076793, 149.528415.
Самое знаменитое и популярное среди туристов озеро Магаданской области уютно расположилось среди горных вершин Ягодинского района. Водоём очень глубокий, максимальная глубина достигает 50 метров. Озеро имеет вытянутую форму, его длина составляет 10 километров, а ширина – менее 2 километров. Памятник природы питают река Пурга и ряд крупных и мелких ручьёв.
Своё наименование водоем получил в 1932 году от советского геолога Петра Скорнякова. Сейчас уже сложно сказать, почему учёный выбрал именно это название.
Одни считают, что первооткрыватель был поклонником творчества американского писателя Джека Лондона, другие утверждают, будто на берегу была найдена одна из книг прозаика. Из воды выступают четыре маленьких острова, поросших лиственницей и кедровым стлаником. На одном из них – острове Вера – работает метеостанция. Несколько лет назад озеро вместе с окрестностями вошло в состав одноименного природного парка.
Озеро Танцующих Хариусов
- Координаты: 62.112817, 149.566297.
Вблизи озера Джека Лондона находится ещё один великолепный пресный водоём – озеро Танцующих Хариусов. Столь необычное название озеру дал прораб И. Топунов, трудившийся под руководством геолога Петра Скорнякова.
Водоём действительно богат хариусом, однако особи в нём намного меньше, чем в близлежащем озере Джека Лондона. Двух водных братьев соединяет протока Вариантов. Длина озера – 3 километра, ширина – менее 1 километра. Из водоёма вытекает река Кюель-Сиен.
Бухта Нагаева
- Координаты: 59.536362, 150.598686.
Бухта Нагаева – ворота в Охотское море. На восточном берегу разместился областной центр, на северном – один из крупнейших торговых портов на российском Северо-Востоке. Во времена сталинских лагерей здесь также действовал перевалочный пункт для репрессированных.
Бухта была названа в честь адмирала Алексея Нагаева. К сожалению, местные воды нельзя назвать экологически чистыми, деятельность порта и многочисленные корабли отравляют окружающую среду.
Бухта Гертнера
- Координаты: 59.542839, 150.919447.
Прекрасная бухта на окраине Тауйской губы – это средоточие ярких природных достопримечательностей. К Гертнера примыкает бухта Весёлая с небольшим, но очень колоритным островом Вдовушка. Неподалёку выдаётся остров Кекурный, на котором разместилась крупная колония чаек.
Бухта с 1912 года носит имя известного гидрографа Константина Гертнера. На песчано-галечные пляжи бухты приезжают отдыхать как жители Магадана, так и туристы из других городов и регионов страны. Также здесь регулярно проводятся всевозможные национальные праздники и этнические фестивали.
Органы власти
В зависимости от типа административно-территориальной единицы формируются органы власти. Возникает вопрос: область и сам Магадан – какой федеральный округ? Вся эта территория отнесена к Дальневосточному федеральному округу. Государственная власть осуществляется областной думой, во главе которой стоит губернатор. Местная дума является однопалатным органом. Это единственный законодательный и высший орган власти в регионе.
Депутаты в Думу попадают через прямые выборы и осуществляют свою деятельность на протяжении 5 лет.
Структура исполнительной власти определяется губернатором в рамках его компетенции.
С сентября 2022 года пост губернатора занимает Носов Сергей Константинович (1961 года рождения). Эта персона отличается наличием прекрасных организаторских способностей и порядочностью. Имеет активную политическую позицию и является членом партии «Единая Россия».
До выборов на должность губернатора Магаданской области Сергей Константинович был главой Нижнего Тагила. За период правления ему удалось вывести город на 11 позицию в рейтинге эффективно управляемых городов. За период деятельности Носова полностью реализована программа по внедрению инновационных проектов по благоустройству. Возведено новое, и главное, доступное жилье, проведены работы по освещению и благоустройству, отремонтированы социально значимые объекты инфраструктуры.
Ключевой проблемой региона, как отмечает губернатор, является снижение численности населения. Именно люди являются основополагающим фактором экономического роста и процветания. Невозможно развивать потенциал области, если будет постоянный отток населения.
На данный момент предусмотрено несколько программ по решению демографической проблемы. Работает программа по поддержке молодых семей, работает система адресной помощи семьям с низким доходом. Система образования и здравоохранения медленно, но все же улучшается, повышается комфортность проживания в населенных пунктах.
У желающих переехать на Колыму есть возможность получить несколько гектаров дальневосточной земли. Также есть предложение вернуть военные формирования в область, чтобы привлечь офицеров и членов их семей.
МАГАДАНСКАЯ ОБЛАСТЬ
Православие на территорию М. о. было принесено отрядами рус. первопроходцев. Первые случаи крещения представителей местных народов относятся к XVII в. При строительстве острогов и крепостей казаки наряду с казармами, с арсеналами и со складами возводили часовни. В 1653 г. была построена часовня в Тауйском остроге, в 1739 г.- часовня в Ямском остроге. В 1668 г. Сибирский и Тобольский митр. Корнилий направил «для святительских дел» на реки Индигирку, Алазею и Колыму насельника якутского Спасского монастыря иером. Макария. Его миссия продолжалась 15 лет.
В церковном отношении территория М. о. с сер. XVII в. по 1727 г. подчинялась Тобольской епархии, а 15 янв. 1727 г. вошла в новообразованную Иркутскую епархию (см. ст. Иркутская и Ангарская епархия).
В сер. XVIII в. начальник Камчатской духовной миссии архим. Иоасаф (Хотунцевский; впосл. епископ) направлял «проповеднические свиты» в прилегающие к Камчатскому п-ову земли, в т. ч. на Охотское побережье. В 1758 г. в Гижигинской крепости казаки построили Спасскую ц., ставшую центром миссионерской деятельности. Благодаря ее священнослужителям и прихожанам уже к 60-м гг. XVIII в. были обращены в Православие оседлые коряки из окрестностей Гижигинской крепости и Гарманды (ныне село Северо-Эвенского р-на); в корякские острожки ежегодно выезжал причт Спасской ц. для совершения богослужений и треб. После 1760 г. началось крещение коряков-кочевников, а в 80-х гг. XVIII в.- массовое обращение в Православие кочевых и оседлых тунгусов. В этот же период были крещены мн. юкагиры. К нач. XIX в. все охотские тунгусы исповедовали Православие.
В кон. 1840 г. была учреждена Камчатская епархия, включившая бо́льшую часть территории М. о. Первым Камчатским архиереем стал еп. свт. Иннокентий (Вениаминов; с 1850 архиепископ, впосл. митрополит) с титулом «Камчатский, Курильский и Алеутский». 26 июля 1852 г. к этой епархии была присоединена Якутская обл., в к-рую входила юго-зап. часть земель М. о.
При свт. Иннокентии на территории края увеличилось количество храмов. Жители с. Ямск добивались разрешения на возведение церкви с 30-х гг. XIX в.; к нач. 40-х гг. местная часовня сильно обветшала. Указом Синода от 5 апр. 1844 г. строительство храма было разрешено. В февр. 1847 г. новую Благовещенскую ц. освятил свт. Иннокентий. Перестроить в церковь тауйскую часовню (возводилась неск. раз, последний — в 1820) Синод постановил еще в 1834 г. Однако вместо возведения нового храма к часовне был пристроен алтарь; 1-м настоятелем Покровского прихода в 1839 г. стал свящ. Стефан Попов. В 1843 г. была заложена новая тауйская церковь, освященная свт. Иннокентием 5 марта 1847 г. По преданию, она была построена на месте обнаружения иконы Покрова Божией Матери. В 1857 г. церковь сгорела, новая была освящена 23 дек. 1864 г. Свт. Иннокентий поощрял сооружение часовен на Охотском побережье при участии зажиточных оленеводов. В 50-х гг. XIX в. часовни были возведены в селах Ола и Армань (ныне поселки Ольского р-на).
В 1845 г. к охотским тунгусам с Николаевской походной ц. приехал помощник свт. Иннокентия свящ. Д. В. Хитров (впосл. еп. Дионисий). Во время поездки по епархии в нач. 50-х гг. XIX в. свт. Иннокентий учредил Гижигинскую миссию во главе со свящ. Львом Поповым. К сер. XIX в. Православие приняли оседлые коряки, жившие в селах Ямск, Туманы (впосл. поселок Ольского р-на, ныне не существует) и Наяхан (впосл. поселок Северо-Эвенского р-на, ныне не существует). Свящ. С. Попов, часто выезжавший к тунгусам-кочевникам, выучил их язык. По благословению свт. Иннокентия при помощи тауйского казачьего старшины тунгуса Г. Шелудякова он создал алфавит для тунгусов. В 1854 г. этот миссионер перевел Евангелие от Матфея и краткий катехизис с молитвами; также им были составлены «Тунгусский букварь с молитвами» (М., 1858) и «Краткий тунгусский словарь» (М., 1859).
В 1-й пол. XIX в. переселенцы, в 1771 г. покинувшие упраздненный Анадырский острог на Чукотке и переехавшие в Гижигинскую крепость, начали возвращаться на старое место. В окрестностях бывш. острога возникали поселения. В этот период центром миссионерской работы в бассейне р. Анадырь стала гижигинская Спасская ц. В 40-х гг. XIX в. свт. Иннокентий направлял отсюда на Чукотку священнослужителей для проповеди чукчам; новоучрежденную Анадырскую миссию (также именовалась Гижигинской походной ц.) возглавил гижигинский свящ. Р. И. Верещагин. Спасская ц. не имела необходимых для содержания миссии средств, для этой цели направлялись доходы ямской и тауйской церквей. В 1862 г. на средства гижигинского купца П. П. Брагина в с. Маркове (ныне Анадырского р-на Чукотского АО) была построена Никольская ц., ставшая центром Анадырской миссии. Гижигинская походная ц. была переименована в Корякскую походную миссию.
С учреждением 12 янв. 1870 г. Якутской епархии (к-рую тогда же возглавил еп. Дионисий (Хитров), бывший с 1868 Якутским викарным архиереем) территория М. о. была разделена между нею и Камчатской епархией.
Христианизации коренных народов способствовало основанное свт. Иннокентием в 1869 г. Православное миссионерское общество. Так, его Якутский комитет, образованный в 1870 г., принимал участие в финансировании Чукотско-Колымской миссии (РГИА. Ф. 796. Оп. 193. Д. 6828. Л. 25). В 1875 г. казанским Православным миссионерским об-вом при Гурия Казанского святителя братстве была основана переводческая комиссия, 1-м председателем которой стал Н. И. Ильминский. Она занималась переводом на языки инородцев, в т. ч. на тунгусский (эвенский), религ. лит-ры, составлением словарей и букварей; впосл. эти труды были изданы и распространялись в основном бесплатно.
1 янв. 1899 г. Камчатская епархия была разделена на Благовещенскую (см. ст. Благовещенская и Тындинская епархия) и Владивостокскую (см. ст. Владивостокская и Приморская епархия). В последнюю были включены земли М. о., ранее относившиеся к Камчатской епархии.
В кон. XIX — нач. XX в. на территории М. о. продолжалось храмовое строительство. В 1884 г. в с. Ямск вместо обветшавшей Благовещенской ц. была возведена новая. 8 сент. 1896 г. в с. Ола была освящена новопостроенная Богоявленская ц. Полотняный иконостас для нее был изготовлен в Москве на пожертвования зажиточных кочевников-тунгусов братьев Иннокентия и Михаила Хабаровых. В кон. XIX в. в с. Армань была построена Благовещенская ц.; тогда же или в нач. XX в. возведен деревянный Никольский храм в с. Сеймчан (ныне поселок Среднеканского р-на). В нач. XX в. тауйская и ольская церкви упоминаются в источниках как обветшавшие.
В 1907 г. Владивостокский архиеп. Евсевий (Никольский; впосл. митрополит) назначил настоятелем гижигинского прихода и начальником Корякской походной миссии иером. Нестора (Анисимова; впосл. митрополит). В результате наводнения, вызванного проливными дождями в авг. 1907 г., жителям Гижигинского у. угрожал голод. Иером. Нестору при содействии архиеп. Евсевия, Мамадышского еп. Андрея (Ухтомского), прот. прав. Иоанна Кронштадтского (внесших свои пожертвования) и редакций нек-рых газет удалось организовать в ряде городов и губерний России сбор средств для помощи пострадавшим. В течение 1-го года миссионерского служения иером. Нестор освоил тунгусский (эвенский) язык и при помощи тунгусов и местных русских перевел на него молитву Господню, заповеди блаженства, нек-рые евангельские главы, наставления о христ. жизни и др. Впосл. эти переводы были опубликованы. 14 сент. 1910 г. по инициативе и проекту иером. Нестора было открыто миссионерское Камчатское братство во имя Всемилостивого Спаса, а 4 нояб. 1911 г. восстановлена Камчатская миссия (4 стана). Ее деятельность распространялась на Камчатскую обл., в т. ч. на Охотский и Гижигинский уезды. Миссия была подчинена Владивостокскому архиерею, ее начальником стал иером. Нестор (с 1914 игумен, с 1915 архимандрит). В авг. 1916 г. было образовано полусамостоятельное Петропавловское (с окт. того же года — Камчатское и Петропавловское) вик-ство Владивостокской епархии, возглавить к-рое было определено архим. Нестору. 16 окт. 1916 г. во Владивостоке состоялась его архиерейская хиротония. В следующем году еп. Нестор выехал на Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. В 1919 г. он дважды посещал Камчатку, а в нач. 1920 г. покинул Россию. В 1922 г. в г. Никольске (ныне Уссурийск) состоялось Дальневосточное архиерейское совещание, на основании решения которого в том же году Высшее церковное управление за границей постановило выделить Камчатское викариатство в самостоятельную епархию.
В XIX — нач. XX в. при церквах на территории М. о. имелись немногочисленные школы, в которых обучались дети тунгусов, якутов, ительменов и коряков. Однако действовали эти школы периодически, прекращая и вновь возобновляя работу; учеников было немного. В условиях острой нехватки врачей и фельдшеров и недостаточного снабжения лекарствами медицинскую помощь местным жителям оказывали священнослужители.
Кочевой образ жизни местного населения и большие расстояния до храмов и между ними придавали своеобразие религ. жизни представителей коренных народов. В XVIII — нач. XX в. кочевых тунгусов и юкагиров нередко крестили миряне; для совершения венчаний к ним приезжали священники (в таких случаях в метрических книгах делалось уточнение о венчании «в поле»). Еп. Нестор (Анисимов) свидетельствовал, что при посещении им кочующих тунгусов они для совершения треб сооружали из неск. юрт одну просторную, в которой могли поместиться более 200 чел. На месте причащения воздвигали крест, остававшийся там после разборки большой юрты и ухода кочевников. Вплоть до закрытия церквей в XX в. регулярно и по возможности часто посещать их стремились не только оседлые жители, но и кочевники. Тунгусы тауйского побережья во время масленицы проездом с ольской ярмарки останавливались в Тауйске у своих кумовьев и оседлых друзей, посещали местную Покровскую ц., венчались, крестили детей. Во время поста многие старики приезжали из тундры в Тауйск говеть и участвовать в таинствах. В этот период они также находили приют в домах оседлых тауйцев, навещали знакомых, обменивали привезенные с собой товары. В быту правосл. тунгусов тауйского побережья закрепились рус. обычаи, связанные с церковным календарным циклом: катание с гор, вечорки с рус. песнями и плясками, хождение ряженых по домам на святках и на масленицу. Гижигинские тунгусы заключали браки с коряками только при условии принятия последними Православия. Христианство у аборигенных народов переплеталось с их традиц. верованиями в загробную жизнь и с представлениями о незримых добрых и злых покровителях.
После установления советской власти в регионе, уже в 20-х гг. XX в., местными властями была проведена оценка церковного имущества ямской Благовещенской ц., при этом «в доход государства» были изъяты все деньги. Необходимые для совершения богослужений свечи, ладан, вино, масло и мука были описаны, но изъятию не подверглись, поскольку верующие смогли выплатить их стоимость. В процессе оценки были допущены множественные нарушения. Сохранилась жалоба свящ. С. И. Мамина (адресованная, очевидно, духовному начальству), в к-рой он докладывал, что в алтаре «оценочная комиссия во главе с секретарем Сельревкома учинила такое кощунство, какое не допускают невежественные дикари». Иерей указал на невозможность совершать богослужения «до тех пор, пока Священные предметы Престола и жертвенника не будут освящены от нечистот прикосновения рук означенных нахалов» (ГА Магаданской обл. Ф. Р-40. Оп. 1. Д. 4. Л. 271. Цит. по: Бацаев. 2007. С. 26). В 1926 г. по распоряжению Ольского райисполкома старая ямская церковь была разобрана на дрова для школы, а престол и жертвенник сожжены. Оценке подверглись здания и имущество новой ольской Благовещенской ц.
Антирелиг. работа на территории М. о. сталкивалась с рядом затруднений. В 20-х гг. XX в. представители местных властей о (Там же. С. 25). В авг. 1925 г. на 1-м тунгусском съезде Ольской вол. представитель 6 родов высказал просьбу прислать в Олу приходского священника. Имелись случаи предоставления сельсоветами своих помещений для собраний верующих. При этом «сотрудники советских органов» не только не препятствовали проведению этих собраний, но и принимали в них активное участие. В янв. 1927 г. во все сельсоветы Ольского р-на райисполком направил телеграммы, в к-рых указал на недопустимость подобных фактов, а телеграммой от 4 марта 1927 г. потребовал «решительно усилить борьбу с религией» (Там же).
Свящ. С. Мамин до конца жизни (ум. в июле 1928) продолжал совершать богослужения в ямской Благовещенской ц. и в арманском приходе, к-рый он посещал неск. раз в год. Весной 1929 г. житель Ямска П. Чёрных ездил в с. Гижига, чтобы пригласить местного свящ. Н. Сновидова приехать в Ямск для исполнения треб. Но священник от поездки отказался, опасаясь притеснений со стороны властей. До нач. 30-х гг. XX в. богослужения в ряде храмов и часовен на территории М. о. совершал приезжавший раз в год из Охотска свящ. (прот.?) А. Канаев; в остальное время богослужения совершались мирским чином. Кочевые эвены на собрании в Тауйске 14 февр. 1931 г. обратились к властям с просьбой отремонтировать Покровскую ц., однако вскоре она была отобрана у верующих, ее полуразрушенное здание сохранялось до нач. 60-х гг. XX в. 27 марта 1931 г. состоялось общее собрание жителей с. Ямск, постановившее ходатайствовать перед Ольским райисполкомом об устройстве в здании Благовещенской ц. избы-читальни или школы. Жители с. Сеймчан также отказались от своей церкви и в июне 1931 г. на общем собрании постановили организовать в ней клуб, часть церковного имущества продать на торгах, золотые и серебряные предметы передать «для обороны страны», а мебель — местной школе. 29 марта 1932 г. решением общего собрания жителей с. Ола здание Богоявленской ц. отобрали у верующих, а церковные ценности постановили передать в Госбанк. В авг. 1932 г. 1-й орочельский съезд Советов Северо-Эвенского р-на постановил устроить в часовне с. Наяхан дом туземца. Часовня в с. Армань, к-рую содержали эвены-кочевники, была закрыта не ранее 1934 г.
После закрытия гижигинской Спасской ц. служивший в ней престарелый иером. Нифонт был вынужден скрываться в отдаленных селениях, в чем ему помогали эвены и камчадалы. По нек-рым сведениям, при помощи укрывавших его местных жителей он совершал требы в домах верующих. По одним данным, иером. Нифонт умер в сел. Алачеве (ныне урочище) на р. Наяхан, по другим — погиб во время пожара в своем доме в с. Наяхан в 1940 г.
К сер. 30-х гг. XX в. на территории М. о. были закрыты все церкви и часовни.
В период гонений на Церковь, в 30-50-х гг. XX в., священно- и церковнослужители, а также верующие миряне отбывали заключение в системе Северо-Восточного ИТЛ, в их числе — еп. Вениамин (Новицкий; впосл. архиепископ), богослов прот. В. П. Виноградов (впосл. протопресвитер) и М. В. Гундяев (впосл. протоиерей, отец Патриарха Московского и всея Руси Кирилла). Позднее нек-рые узники были прославлены как новомученики и исповедники.
25 дек. 1945 г. была учреждена Хабаровская епархия, в к-рую вошла территория М. о. 27 дек. того же года произошло формальное упразднение Камчатской и Петропавловской кафедры. В кон. 40-х гг. XX в. Хабаровский еп. Гавриил (Огородников; впосл. архиепископ) планировал совершить объезд всей епархии, в т. ч. посетить Магадан. Однако осуществить это намерение не удалось, поскольку в июне 1949 г. он был освобожден от управления епархией.
Покровский женский мон-рь в Магадане. Фотография. 2015 г. Покровский женский мон-рь в Магадане. Фотография. 2015 г. Несмотря на отсутствие церквей и священников, атеистическую пропаганду и адм. давление на верующих, в быту эвенов прочно укоренились правосл. традиции. Советский историк и этнограф У. Г. Попова отмечала, что в 60-х гг. XX в. у эвенов тауйского побережья сохранилась святочная традиция хождения ряженых по домам, а в домах нек-рых колхозников-эвенов «в переднем углу, под тюлевой занавеской» хранились иконы. В то время как в предвоенные и послевоенные годы среди рус. старожилов распространилась мода давать детям иностранные имена, своих детей эвены продолжали называть исключительно по святцам. Представители старшего поколения гижигинских, ольских и тауйских эвенов бережно хранили иконы. По воскресеньям их помещали в вост. части юрт. В проч. дни и во время кочевки иконы хранились в чехлах из ровдуги (оленьей кожи), на лицевой стороне к-рых было принято нашивать крест из красной или синей ткани. Иконы эвены-кочевники называли «нэнгун» или «хэвки» (святыни), во время кочевок их перевозили на специально предназначенном для этого олене («нэнгурук» или «хэвкирук»). Правосл. веру с элементами шаманизма долгое время сохраняли представители рассохинской группы эвенов-кочевников. На традиц. эвенский календарь большое влияние оказал календарь православный; в эвенских названиях месяцев содержались имена святых и названия церковных праздников. Тем не менее в постановлении Магаданского обкома КПСС по вопросам усиления атеистического воспитания от 3 нояб. 1981 г. с удовлетворением о (ЦХСД Магаданской обл. Ф. 21. Оп. 41. Д. 218. Л. 8). В отсутствие духовенства верующие М. о. для совершения треб посещали храмы в др. регионах страны во время отпусков, причем так поступали даже коммунисты и комсомольцы (ТАОСОРОА Магаданской обл. Д. 5. Л. 81-90; ЦХСД Магаданской обл. Ф. 21. Оп. 41. Д. 218. Л. 2). Правосл. жители М. о. участвовали в подготовке к торжествам, приуроченным к 1000-летию Крещения Руси. Праздничные мероприятия в Магадане включали организацию выставки произведений религ. искусства из фондов обл. музея и из частных коллекций магаданцев, проведение цикла лекций, посвященных этому юбилею, публикацию материалов из фондов обл. архива по истории РПЦ и ее миссионерской деятельности среди аборигенного населения области.
К кон. 80-х гг. XX в. в Магадане существовала небольшая правосл. община, не имевшая священника. Верующие собирались на квартирах для чтения Свящ. Писания и бесед. После встречи 29 апр. 1988 г. генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачёва с патриархом Московским и всея Руси Пименом местные власти отметили активизацию инициативной группы по регистрации магаданского православного прихода (ТАОСОРОА Магаданской обл. Д. 5. Л. 40). Первый в регионе магаданский Покровский приход был зарегистрирован 22 февр. 1989 г., 23 окт. того же года его настоятелем стал свящ. А. А. Шаров. Богослужения проводились в перестроенном под церковь частном доме (ныне на территории магаданского в честь Покрова Пресвятой Богородицы женского монастыря). Уполномоченный Совета по делам религий по М. о. констатировал, что регистрация правосл. общины «ощутимо повлияла на религиозную обстановку в Магадане» (Там же. Л. 45). В авг. 1989 г. был объявлен конкурс на лучший проект храма, посвященного жертвам политических репрессий, начался сбор пожертвований на его строительство. Летом-осенью того же года верующие Покровского прихода объехали бо́льшую часть районов М. о., установив контакты с православными жителями региона. 28 дек. 1989 г. был зарегистрирован приход в пос. Усть-Омчуг Тенькинского р-на. 20 апр. 1990 г. Хабаровский еп. Гавриил (Стеблюченко; впосл. архиепископ) совершил закладку магаданской Свято-Духовской ц.
31 янв. 1991 г. от Хабаровской епархии была отделена Магаданская и Камчатская, в к-рую вошли М. о., Чукотский АО и Камчатская обл. 23 февр. 1993 г. от Магаданской епархии была отделена Петропавловская и Камчатская епархия, а 19 июля 2000 г.- Анадырская и Чукотская епархия.
Природа
Фото Магаданской области завораживают. В регионе преобладает горный рельеф. Суровый климат обусловлен близостью Охотского моря. Самыми крупными полуостровами считаются:
- Пьянгина.
- Кони.
- Тайгонос.
Рельеф края характеризуется сочетанием плато, хребтов и прибрежных впадин.
Под леса занято 33% всей территории. Это преимущественно растения северотаежного типа, лиственные редкостойные леса, где много чозени и душистого тополя, встречается рябина. Среди кустарников множество жимолости, розы иглистой и смородины.
На склонах в южной части встречаются реликтовые растения. В прибрежных районах лесов меньше, преобладает каменистая местность.
В юго-западной части края протянулся сейсмически опасный Черский пояс. В этой местности возможны землетрясения от 8 баллов.
Большая часть региона покрыта мномолетнемерзлой породой. В среднем речь идет о 150-200 метрах, а в некоторых местах толщина слоя достигает 400 м. На побережье мерзлота представлена прерывистой полосой.
На территории Магаданской области насчитывается 68 тысяч рек. По общей протяженности они занимают 118,9 тысяч км. Практически все они уже к началу октября покрыты льдом, который сходит лишь к маю. Большая часть рек — типичные горные, с быстрым течением и порогами. Регион славится и количеством озер — здесь их около 25 тысяч. Этот холодный край России лучше всех остальных обеспечен водными ресурсами.
Природные условия
Область находится в списке регионов Крайнего Севера, что уже само по себе говорит о суровых условиях. В прибрежной зоне из-за столкновений влажных сравнительно теплых морских и холодных континентальных воздушных масс могут возникать погодные катаклизмы в виде снежных буранов, заносов и прочих неприятностей. В материковой части погода в основном стабильная, с сильными и экстремально сильными морозами зимой и довольно теплым летом. Ярко выражена континентальность климата. Морозы бывают примерно такие же, как и в Якутии.
Почти везде вечная мерзлота. Рельеф гористый, с преобладанием средневысотных гор. Случаются землетрясения, силой до 7-8 баллов.
Животный мир
Несмотря на суровый климат, практически вся площадь Магаданской области заселена множеством представителей фауны. Здесь можно встретить оленей, снежных баранов, медведей, лосей, белок и соболей.
На территории региона несколько заказников, а точнее, 11. В частности, в Солнечном разводят овцебыков, которых завезли с полуострова Таймыр. В Аткинском берегут и охраняют снежного барана, а Малкачанский и Кавинский созданы для перелетных птиц.
Воды Охотского моря также богаты разнообразной рыбой. Здесь, в естественной среде, живет кижуча, кета и горбуша, проходит нерест лосося. В прибрежных водах много минтая, гребешков, креветок, крабов, трески и морских ежей. Именно в этих водах обитают 9 видов китообразных морских представителей. Есть моржи и тюлени.
Ресурсы
Магаданская область является лидером в отрасли добычи золота и серебра. В регионе более 1,2 тысячи месторождений. Больше всего их на юго-западе края, близ Охотского моря и реки Колымы.
Серебряные залежи находятся преимущественно в центре области. На северо-западе много каменного угля, а около столицы – бурого.
На территории края также обнаружены залежи кобальта, молибдена, цинка, сурьмы, меди и других редких металлов. Много в этих недрах песчано-гравийных смесей, керамзитовой глины, известняка. На самом шельфе моря даже удалось обнаружить природный газ и нефть.
Охрана окружающей среды
Около 56% всей территории края вообще не тронуты рукой человека. Поэтому в целом экологическую обстановку в регионе можно назвать благоприятной. Однако около 13% площади находятся в кризисной ситуации, речь идет Магадане, Прикамском районе, где активно ведется хозяйственное освоение. Связано это с горными разработками, в результате которых идет комплексное нарушение поверхности земли, воды и воздух загрязняются.
К самым опасным и загрязняющим промышленным объектам относят Магаданскую ТЭЦ, энергокомбинаты и золоторудные предприятия. Неблагоприятная обстановка и около населенных пунктов: реки загрязняются бытовыми отходами, вследствие чего повышается бактериальное загрязнение. Последнее время экологии отмечают, что в питьевой воде значительно снижено количество биогенных элементов.
Область отличается повышенным уровнем радиации, кстати, регион считается самым неблагополучным в этом плане во всей России. Особо опасная ситуация сложилась в Тенькинском и Среднекамском районах. В большей степени это связано с извлечением из недр земли руд с высоким содержанием токсических элементов.
Привлекательность региона для туристов
Практически все 462 464 кв. км — площадь Магаданской области — являются раем для рыболовов и охотников. Одной из достопримечательностей региона является река Колыма протяженностью 2129 км. Здесь много мест для осуществления сплавов и обычных путешествий на лодках. У рыбаков есть шанс поймать самую необычную рыбу — от нерки до кеты.
Сюда едут поохотиться на горных баранов и медведей, оленей. Потенциал в этом плане огромен: даже годовые квоты не выбираются.
В области множество горячих минеральных источников. Самый популярный курорт — Талая (Хасынский район). Это настоящий бальнеологический рай, расположенный в самой чистой части региона на высоте 720 метров над уровнем моря.
Любителям истории также будет чем заняться в Магаданском крае. Здесь можно увидеть настоящие стойбища оленеводов, пообщаться с настоящими местными аборигенами (это коряки и эвены), услышать множество древних легенд.
А если приехать в Магадан в июле, то можно посетить единственный на территории всей страны «Золотой фестиваль». Фишкой фестиваля является конкурс «Старательский фарт» — это соревнование по промывке грунта для поиска золота. Победитель получает приз до 1 миллиона рублей.
В регионе есть несколько горнолыжных трасс. Однако они больше подойдут профессионалам, так как инфраструктура слабо развитая. И конечно же, это первозданная природа, уникальный ландшафт и чистый воздух.
Где находится Магаданская область, показано на карте ниже
Источники Магаданщины: священные и лечебные
Сложно поверить, но холодная Магаданская область богата горячими источниками, воды которых обладают лечебными свойствами.
Мотыклейские источники
- Координаты: 59.355083, 148.661667.
Термальные источники в окрестностях поселка Балаганое – самый популярный бальнеологический курорт области. По месторасположению родники делят на три группы разной температуры и степени минерализации:
- Право-Улуканские,
- Лево-Улуканские,
- Средне-Улуканские.
Исходящий от горячей воды пар не даёт забыть о том, что вблизи расположены дремлющие вулканы. В 1975 году родникам был присвоен статус памятника природы.
Таватумские термальные источники
- Координаты: 61.837954, 157.815479.
Термальные минеральные источники у реки Таватум – также пользуются спросом у туристов. Источники делятся на пять групп, температура самых горячих превышает 60м °С, температура самых прохладных держится в районе 25 °С.
Территория возле ключей хорошо обустроена, здесь работает детский лагерь, оборудованы бассейны под открытым небом, баня, домики и спортивная площадка. Несмотря на все удобства, таватумские источники не пользуются такой популярностью, как некоторые другие курорты.
Причиной тому неудобное расположение и удаленность от населенных пунктов. Родники бьют в удивительно красивой долине, окруженной невысокими сопками. Летом в окрестностях зеленеет ольха, а под ветвями деревьев в изобилии растут грибы и ягоды.
Широкинские источники
- Координаты: 61.850290, 157.399388.
Горячие источники у р. Широкая особенно богаты различными элементами. Всего насчитывается 38 выходов вод с повышенной минерализацией. Температура потоков варьируется от 33 °С до 56 °С. Вблизи воды растут очень редкие растения, такие как крестовник коноплеволистный и кипрей железистый.
В 1975 году ключи и прилегающая к ним территория были объявлены памятником природы. Родники практически не обустроены, но и к ним приезжают желающие укрепить здоровье с помощью лечебных ванн.
Ключ Конгали
- Координаты: 59.575521, 151.021106.
Узкий, непримечательный на первый взгляд ручей Конгали, является одной из самых интересных достопримечательностей побережья Охотского моря. Путешественников влечёт сюда не столько чистая вода родника, сколько возможность посмотреть на камни, лежащие возле потока.
Валуны имеют необычную округлую форму, некоторые сравнивают их с драконьими яйцами. Путь к ручью не самый короткий и простой, однако в конце похода туристов ждёт награда в виде любопытных творений природы и эффектных пейзажей.
Меры предосторожности
Однако, путешествуя по области, следует быть осторожным. Трасса довольно тяжелая, в некоторых местах дорога обрывистая, эти места в особенности при экстремально низких температурах довольно сложно проходить. Местные жители дополнительно утепляют автотранспортные средства и даже ставят второе лобовое стекло.
Помимо морозов, второй опасностью являются медведи. Нередки случаи, когда они нападают на людей. Поэтому не стоит ночевать в заброшенных населенных пунктах, тем более без оружия. Прогулки без проводника в лес также не рекомендованы. Некоторые заброшенные поселки строили еще зеки, там много штолен и высокая радиация.
Зато летом в регионе нет никаких клещей: из-за максимально низких температур эти представители фауны не прижились.
Бензин в Магаданской области дорогой, а дизельное топливо еще дороже. Это связано с особенности снабжения региона. Чем дальше населенный пункт от Магадана, тем дороже топливо.
Магаданская область – богатейший регион России с нетронутыми землями. Но весь парадокс в том, что оттуда бегут люди. На сегодняшний день наблюдается настоящая демографическая катастрофа. Некогда край этот был настоящей валютной кузней всей страны, а теперь состоит преимущественно из заброшенных поселений.