Список районов Забайкальского края Сибири (Читинская область)


Как появился регион?

Забайкальский край можно назвать относительно молодым регионом. Первые люди здесь появились не более 35 тысяч лет назад. Первые поселения были обнаружены вблизи нынешней столицы.

Образование Забайкальского края началось с объединения Бурятского автономного округа и Читинской области в 2007 году. Главы местного самоуправления обратились с официальным письмом к президенту РФ. Официальной датой создания региона считается 11 марта 2007 года. В этот день прошел референдум. Народ должен был высказать свое мнение по поводу объединения нескольких административных единиц в Забайкальский край. Столица региона была выбрана немного позже.

Сегодня Забайкалье – это достаточно крупный регион, в котором проживают люди различных национальностей. По данным последней переписи населения, общая численность Забайкальского края составляет 1 087 479 человек. Наиболее заселенной является центральная часть региона. А вот в северной части заселение достаточно слабое.

Карта Забайкальского Края с городами, районами и посёлками

1. Чита14. Улеты с. (Улетовский район)27. Оловянная пгт (Оловяннинский район)40. Калга с. (Калганский район)
2. Сретенск г. (Сретенский район)15. Шилка г. (Шилкинский район)28. Шерловая Гора пгт (Борзинский район)41. Амазар пгт (Могочинский район)
3. Кличка пгт (Приаргунский район)16. Шелопугино с. (Шелопугинский район)29. Борзя г. (Борзинский район)42. Могоча г. (Могочинский район)
4. Кокуй пгт (Сретенский район)17. Арбагар пгт (Шилкинский район)30. Газимурский Завод с. (Газимуро-Заводский район)43. Нерчинск г. (Нерчинский район)
5. Тупик с. (Тунгиро-Олекминский район)18. Первомайский пгт (Шилкинский район)31. Забайкальск пгт (Забайкальский район)44. Приисковый пгт (Нерчинский район)
6. Верх-Усугли с. (Тунгокоченский район)19. Холбон пгт (Шилкинский район)32. Чара с. (Каларский район)45. Нерчинский Завод с. (Нерчинско-Заводский район)
7. Приаргунск пгт (Приаргунский район)20. Жирекен пгт (Чернышевский район)33. Балей г. (Балейский район)46. Кыра с. (Кыринский район)
8. Тарбагатай пгт (Петровск-Забайкальский район)21. Букачача пгт (Чернышевский район)34. Александровский Завод с. (Александрово-Заводский район)47. Красный Чикой с. (Красночикойский район)
9. Нижний Цасучей с. (Ононский район)22. Дровяная пгт (Улетовский район)35. Горный пгт48. Карымское пгт (Карымский район)
10. Петровск-Забайкальский г. (Петровск-Забайкальский район)23. Хилок г. (Хилокский район)36. Атамановка пгт (Читинский район)49. Дарасун пгт (Карымский район)
11. Баляга пгт (Петровск-Забайкальский район)24. Могзон пгт (Хилокский район)37. Яблоново пгт (Читинский район)50. Курорт-Дарасун пгт (Карымский район)
12. Новопавловка пгт (Петровск-Забайкальский район)25. Чернышевск пгт (Чернышевский район)38. Акша с. (Акшинский район)51. Краснокаменск г. (Краснокаменский район)
13. Вершино-Дарасунский пгт (Тунгокоченский район)26. Калангуй пгт (Оловяннинский район)39. Новая Чара пгт (Каларский район)52. Ясногорск пгт (Оловяннинский район)

Спутниковая карта Забайкальского Края

Переключение между спутниковой картой Забайкальского Края и схематической производится в нижнем левом углу интерактивной карты.

Читинская область (Забайкальский Край) — Википедия:

Дата образования Забайкальского Края:

26 сентября 1937 г.
Население Забайкальского Края:
1 135 700 чел. (2005 г.)
Телефонный код Забайкальского Края:
302
Площадь Читинской области:
431 892 км²
Автомобильный код Забайкальского Края:
75, 80

Районы Забайкальского Края:

Агинский, Акшинский, Александрово-Заводский, Балейский, Борзинский, Газимуро-Заводский, Дульдургинский, Забайкальский, Каларский, Калганский, Карымский, Краснокаменский, Красночикойский, Кыринский, Могойтуйский, Могочинский, Нерчинский, Нерчинско-Заводский, Оловяннинский, Ононский, Петровск-Забайкальский, Приаргунский, Сретенский, Тунгиро-Олёкминский, Тунгокоченский, Улётовский, Хилокский, Чернышевский, Читинский, Шелопугинский, Шилкинский.

Города Забайкальского Края — список городов Читинской области в алфавитном порядке:

Численность населения городов Забайкальского края в 2017 году.

Город Балей

основан до 1736 года. Население города- 11370 чел.
Город Борзя
основан в 1899 года. Население города- 28874 чел.
Город Краснокаменск
основан в 1967 года. Население города- 52811 чел.
Город Могоча
основан в 1910 года. Население города- 13442 чел.
Город Нерчинск
основан в 1653 года. Население города- 14912 чел.
Город Петровск-Забайкальский
основан в 1789 года. Население города- 16524 чел.
Город Сретенск
основан в 1689 года. Население города- 6643 чел.
Город Хилок
основан в 1895 года. Население города- 10724 чел.
Город Чита
основан в 1653 года. Население города- 347088 чел.
Город Шилка
основан в 1765 года. Население города- 12784 чел.

Читинская область

находилась на северо-востоке России в Забайкалье.
Читинская область
была переименована в
Забайкальский Край
, который образовался в результате объединения Агинского Бурятского автономного округа и Забайкальского Края 1 марта 2008 года. Этот регион России уникален тем, что именно здесь берут начало крупнейшие реки России –
Лена
,
Енисей
,
Амур
. Областной Забайкальского края – город
Чита
. Читинская область граничила с Китаем, Монголией, с Иркутской и Амурской областями, а также с республиками Бурятия и Якутия.

Экономика Забайкальского Края

В Забайкальского Края много цветных и черных металлов, драгоценных металлов, урана и минеральных вод. Основные отрасли промышленности Читинской области — это металлургия, деревообработка , топливная, легкая и пищевая промышленность.

Что посмотреть в Забайкальского Края

Достопримечательности Забайкальского Края – это большое разнообразие архитектурных, исторических, культурных и этнографических памятников, а также музейных и мемориальных комплексов. Более 10 памятников области имеют республиканское значение и более 200 – федеральное.

Самый красивый и богатый на достопримечательности город Чита

, который с 1999 года носит титул исторического. Основные памятники города имеют религиозную направленность. Это мусульманские мечети, православные и католические церкви, а в ближайшее время в городе также будет открыт буддийский дацан.

Достопримечательности Забайкальского Края:

Арей, Цугольский дацан, Нерчинский Успенский монастырь, Алханай, Читинский дацан, Агинский дацан, Шумовский дворец, Усадьба Зазовских, Деревянное здание почты, Краевой драматический театр, Памятник «Любви и верности», Мемориал Халхин-Гол, Краеведческий музей, Художественный музей, Музей «Церковь декабристов», Свято-Воскресенский собор, Казанский кафедральный собор, Часовня Александра Невского, Михайло-Архангельская церковь, Титовская сопка, Ботанический сад, Детская железная дорога.

Чита

Несколько областей объединено в Забайкальский край. Столица же у них единая. Центром региона был выбран город Чита с численностью населения более 300 тысяч человек. Название свое населенный пункт получил благодаря реке, которая протекает неподалеку. Чита и на сегодняшний день является настоящей гордостью Забайкалья.

Столица имеет резко континентальный климат с характерным температурным режимом. В зимний период средняя температура здесь составляет около 25 градусов по Цельсию ниже нуля. Лето теплое и влажное. Температура редко поднимается выше 20 градусов по Цельсию. Наиболее теплый период в Чите длится всего 77 дней.

Столица находится в часовом поясе Иркутского времени. Относительно Московского времени смещение составляет 5 часов.

Правительство Забайкальского края находится в Чите. А местное самоуправление представлено Думой городского округа, а также местной городской администрацией. Главой администрации является мэр, который избирается населением.

Чита – это не просто центр Забайкалья, а настоящая культурная столица. Здесь присутствует огромное количество музеев и театров. Приезжий сможет получить огромное удовольствие, прогуливаясь по улицам. Старинная архитектура города впечатляет. А весной и летом в Чите проходит множество фестивалей, привлекающих туристов не только из России, но и других соседних стран.

История

1783—1805 годы. Нерчинская область

6 марта 1783 года на основании Именного Указа было образовано Иркутское наместничество в составе четырёх областей, в том числе 11 февраля 1784 года была образована Нерчинская область

(центр — город Нерчинск), которая делилась на 4 уезда:

  • Баргузинский уезд (центр — город Баргузинск)
  • Доронинский уезд (центр — город Доронинск)
  • Нерчинский уезд (центр — город Нерчинск)
  • Сретенский уезд (центр — город Сретенск)

Уезды Нерчинской области Иркутского наместничества, 1792 год
12 декабря 1796 года Нерчинская область вошла в состав новообразованной Иркутской губернии.

В 1798 году были упразднены Доронинский и Сретенский уезды, их территория вошла в состав Нерчинского уезда.

22 апреля 1805 года согласно Именному указу Нерчинская область была ликвидирована, Нерчинский уезд вошёл в состав Иркутской губернии (см. далее АТД Иркутской области)

.

1851—1919 годы. Забайкальская область

11 июля 1851 года, путём выделения из Иркутской губернии Верхнеудинского и Нерчинского округов и Кяхтинского градоначальства), была образована Забайкальская область, которая включала в себя большую часть нынешнего Забайкальского края.

9 февраля 1863 года Именным указом Кяхтинское градоначальство было упразднено, его территория вошла в состав Забайкальской области.

В 1870 году было образовано три новых округа: Баргузинский, Селенгинский и Читинский, в 1872 году — ещё три: Троицкосавский, Акшинский и Нерчинско-Заводский. В 1901 году округа были преобразован в уезды.

Первоначально область входила в состав Восточно-Сибирского генерал-губернаторства. 16 июня 1884 года она была передана в состав Приамурского генерал-губернаторства. 17 марта 1906 года — включена в состав Иркутского генерал-губернаторства, где была до марта 1917 года.

После принятия в октябре 1917 года на Общебурятском съезде в городе Верхнеудинске Статута о временных органах по управлению, начинается территориальное, хозяйственное и административное размежевание бурятского и русского населения. Бурятское население, проживавшее на территории Забайкальской области объединяется в сомоны, хошуны и аймаки. В Забайкальской области образовались аймаки: Агинский, Баргузинский (наряду с Баргузинским уездом), Хоринский и Селенгинский. В связи с организацией последнего был упразднен Селенгинский уезд, русское население которого присоединилось к Троицкосавскому и Верхнеудинскому уездам. В следующем году Верхнеудинский уезд был разделён на два уезда: Верхнеудинский и Петровско-Забайкальский.

1920—1926 годы. Забайкальская область, губерния

6 апреля 1920 года была провозглашена Дальневосточная республика, в состав которой вошла, в том числе, и Забайкальская область.

22 ноября 1920 года постановлением правительства ДВР из Забайкальской области была выделена Прибайкальская область

, в составе 3 уездов: Баргузинского, Верхнеудинского и Троицкосавского.

10 ноября 1922 года оставшаяся часть Забайкальской области была преобразована в Забайкальскую губернию (центр — город Чита), которая разделялась на шесть уездов:

  • Акшинский
  • Александрово-Заводский
  • Нерчинский
  • Нерчинско-Заводский
  • Сретенский
  • Читинский

15 ноября 1922 года Президиум ВЦИК принял постановление «Об объединении РСФСР и ДВР в качестве Дальневосточной области

» с центром в Чите (с декабря 1923 года — в Хабаровске). В её состав вошли области ДВР, переименованные в губернии: Амурская, Забайкальская, Приамурская, Прибайкальская, Приморская (с северной частью о. Сахалин) и Камчатская область РСФСР. Дальневосточной области так же административно подчинялась полоса отчуждения Китайско-Восточной железной дороги.

К 1 января 1926 года административно-территориальное устройство Забайкальской губернии было следующим:

1926—1930 годы. Сретенский и Читинский округа ДВК

4 января 1926 года постановлением Президиума ВЦИК Дальневосточная область была преобразована в Дальневосточный край с центром в Хабаровске. Этим же постановлением устанавливалась окружная и районная система деления края. В состав ДВК вошло 9 округов, разделённых на 76 районов, в том числе:

  • Сретенский — в пределах Сретенского уезда (за исключением части Покровской волости), Нерчинского уезда (за исключением Могочинской, Размахинской, части Шилкинской и части Ново-Троицкой волостей), и части Александрово-Заводской волости Борзинского уезда Забайкальской губернии
  • Читинский — в пределах Читинского уезда, Борзинского уезда (за исключением Александрово-Заводской волости), Размахинской волости, части Шилкинской и части Ново-Троицкой волостей Нерчинского уезда Забайкальской губернии

В 1926 году посёлок Петровский Завод получил статус города и был переименован в Петровск-Забайкальский, район сохранил своё название — Петровско-Заводский до 1963 года.

1 июля 1927 года Хоацайский и Хилоко-Бурятский хошуны были преобразованы в национальные районы.

1930—1936 годы. Районы Восточно-Сибирского края

30 июля 1930 года Читинский и Сретенский округа Дальневосточного края были переданы в состав новообразованного Восточно-Сибирского края. Одновременно с этим округа были упразднёны, их районы отошли в прямое подчинение Восточно-Сибирского края, а Зейского округа — в подчинение Дальневосточного края.

10 декабря 1930 года из южной оконечности Бодайбинского района (так называемый Каларский угол), Витимо-Каренгского туземного района Восточно-Сибирского края и территории в районе рек Нюкжи и Олёкмы (так называемый Тупиковский туземный район) Якутской АССР был образован Витимо-Олёкминский национальный (Эвенкийский) округ

(центр — Усть-Муя; временно) в составе Восточно-Сибирского края. Округ состоял из 4 районов:

  • Витимо-Олёкминский (центр — фактория Толочи на реке Каренге)
  • Каларский (центр — рабочий посёлок имени XI лет Октября на реке Катымяхта; временно)
  • Мачинский (центр — Химолхо)
  • Тупиковский (центр — Тупик)

В 1931 году Хоацайский и Хилоко-Бурятский национальные районы были объединены в Хилоко-Хоацайский район с центром в Могзоне.

В 1932 году был упразднен Хилокский район, территория которого вошла в состав Хилоко-Хоацайского, Петровск-Забайкальского и Красноярского районов.

В 1933 году село Красный Яр, центр Красноярского района, было переименовано в Красный Чикой, район — в Красночикойский.

В 1934 году Хилоко-Хоацайский район был переименован в Улан-Хилокский территориальный район.

11 февраля 1935 года был ликвидирован Жидкинский район (центр — село Жидка). Часть его территории вошла в новообразованный Балейский район, часть — в новообразованный Шахтаминский район (центр — село Шелопугино). В то же время из ликвидированного Улан-Хилокского, части территории Петровск-Забайкальского и Красночикойского районов был вновь создан Хилокский район (центр — посёлок Хилок).

В 1935 году были также упразднены Олинский район (центр — село Олинск), территория которого вошла в состав Нерчинского района; Малетинский район, территория которого вошла в состав Петровско-Забайкальского района.

5 декабря 1936 года Восточно-Сибирский край был разделён на Бурят-Монгольскую АССР и Восточно-Сибирскую область

(центр — город Иркутск) в составе 45 районов.

1937—2008 годы. Читинская область и АБАО

1937—1950 годы

Читинская область в составе РСФСР с центром в Чите была образована 26 сентября 1937 года в результате разделения Восточно-Сибирской области. В состав новообразованной Читинской области были включены, в том числе, 6 районов ликвидированной Зейской области:

  • Джелтулакский
  • Зейский
  • Зейско-Учурский
  • Могочинский
  • Рухловский
  • Тыгдинский

А также два аймака Бурят-Монгольской АССР, преобразованные в Агинский Бурят-Монгольский национальный округ

(АБМНО) Читинской области:

  • Агинский
  • Улан-Ононский

2 сентября 1938 года был ликвидирован Витимо-Олёкминский национальный округ, территория которого вошла в состав Читинской области. Были образованы следующие районы:

  • Каларский
  • Нюкжинский
  • Тунгиро-Олёкминский (21 сентября)
  • Тунгокоченский (21 сентября; центр — село Тунгокочен)

16 декабря 1938 года город Рухлово был переименован в город Сковородино, а Рухловский район — в Сковородинский.

К 1 апреля 1940 года АТД Читинской области выглядело следующим образом:

5 февраля 1941 года в результате разукрупнения Оловяннинского (Байн-Цаганский, Буйлесанский, Икаральский, Кобухайвский, Куранжинский, Ново-Дурулгуйский, Старо-Дурулгуйский, Старо-Чандантский, Тут-Халтуйский, Усть-Лисканский и Цасучейский сельсоветы

) и Борзинского (Кулусутайский и Соловьёвский сельсоветы) районов был образован Ононский район (центр — село Нижний Цасучей), в который также вошла часть Улан-Ононского аймака. Оставшаяся часть Улан-Ононского аймака была переименована в Дульдургинский район АБМНО (центр — село Дульдурга). В том же году в Агинском округе были образованы Агинский и Могойтуйский районы АБМНО.

8 декабря 1942 года во вновь образованный Калганский район были переданы Буринский, Верхне-Калгуканский, Доновский, Калганский, Нижне-Калгуканский, Чингильский, Чингильтуйский и Чупровский сельсоветы

Быркинского района и
Больше-Зерентуйский, Горно-Зерентуйский, Золотоношенский, Ивановский, Кадаинский, Козловский, Кутомарский, Михайловский, Потаскуйский, Средне-Борзинский, Чащино-Ильдиканский и Явленский сельсоветы
Нерчинско-Заводского района.

19 июня 1948 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР Агинский, Могойтуйский и Дульдургинский районы в составе АБМНО были ликвидированы. 2 августа того же года Джелтулакский, Зейский, Зейско-Учурский, Нюкжинский, Сковородинский и Тыгдинский районы Читинской области были включены в состав Амурской области.

1951—1962 годы

25 августа 1951 года Агинский, Могойтуйский и Дульдургинский районы Агинского Бурят-Монгольского национального округа были восстановлены.

16 сентября 1958 года Агинский Бурят-Монгольский НО был переименован в Агинский Бурятский национальный округ.

В 1959 году был ликвидирован Усть-Карский район (центр — посёлок Усть-Карск), территория которого вошла в состав Сретенского района.

24 августа 1961 года Шахтаминский район был переименован в Шелопугинский район.

30 марта 1962 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Быркинский район был переименован в Приаргунский с перенесением районного центра из села Бырка в Приаргунск.

1963—1965 годы

1 февраля 1963 года прошла всесоюзная реформа районного деления, в соответствии с которой районы Читинской области были разделены на сельские и промышленные. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР были упразднены Акшинский, Александрово-Заводский, Быркинский, Могочинский, Нерчинско-Заводский, Ононский, Хилокский (территория была передана Петровск-Забайкальскому, Читинскому, Красночикойскому и Улётовскому районам) и Чернышевский районы. Были образованы Даурский, Карымский и Могочинский промышленные районы; город Шилка отнесён к категории городов областного подчинения.

В результате реформы Читинская область была разделена на 3 промышленных и 18 сельских районов, 4 города имели статус областного подчинения.

4 марта 1964 года был упразднён Карымский сельский район.

12 января 1965 года в соответствии с постановлением ноябрьского (1964 года) Пленума ЦК КПСС деление Читинской области на промышленные и сельские районы было упразднено. Вновь были образованы районы:

  • Акшинский — (центр — село Акша)
  • Карымский — (центр — посёлок городского типа Карымское)
  • Могочинский — (центр — город Могоча)
  • Чернышевский — (центр — посёлок городского типа Чернышевск)

Город Шилка был отнесён к категории городов районного подчинения.

Правительство Забайкальского края

Высшим должностным лицом региона является Губернатор, который выбирается сроком на 5 лет. Назначить главу может лишь Законодательное собрание, состоящее из 50 депутатов. Выборы членов представительного органа власти также происходят каждые пять лет. Исполнительным органом власти является Правительство Забайкальского края, возглавляемое губернатором.

Первый Губернатор Забайкалья был выбран лишь 5 февраля 2008 года. Им стал Равиль Гениатулин. Немного позже прошли выборы депутатов в представительный орган власти. Часть членов Законодательного собрания выбирали по партийным спискам. Некоторые депутаты смогли попасть в орган власти по одномандатным округам.

Законы Забайкальского края появляются благодаря представительному органу власти. Если большая часть депутатов голосует за тот или иной проект, его относят на подпись губернатору. Закон вступает в силу лишь тогда, когда его одобряет высшее должностное лицо региона.

6:1 в пользу тех, кто за округа вместо районов в Забайкалье. Что ждёт села?


Всё, что происходит в Забайкалье и городе Чита

16 декабря в Госдуму внесли законопроект, упраздняющий городские и сельские поселения, которые перестают существовать как муниципальные образования, а местная власть в них переходит к городским или муниципальным округам. Как поменялась жизнь в уже образованных округах Забайкалья и какие надежды или опасения связывают с новым законопроектом главы районов, муниципальные чиновники и общественники, узнала редакция ИА «Чита.Ру». Спойлер: пока среди опрошенных большинство за муниципальные округа.

О чём законопроект?

В пояснительной записке к проекту закона говорится, что «в соответствии с конституционными основами единства публичной власти законопроектом выстраивается обновлённая модель организации и деятельности органов местного самоуправления». Одноуровневая система позволит создать новую систему организации власти на местах, в основе устройства которой будет заложен не территориальный принцип, а принцип привязки к населению.

Законопроект усилит ответственность глав муниципальных образований перед руководителем региона. Укрепится и статус главы местной администрации, который будет замещать муниципальную должность. Для всех должностных лиц местного самоуправления устанавливается единый срок полномочий — 5 лет.

Глава субъекта вправе будет вынести предупреждение или объявить выговор главе муниципального образования и руководителю местной администрации за ненадлежащее исполнение или неисполнение переданных полномочий. Одним из оснований для отставки главы муниципального образования в отставку станет систематическое недостижение показателей эффективности деятельности.

Общая структура органов местного самоуправления при этом остается неизменной, она будет состоять из представительного органа, главы муниципального образования и местной администрации. По сути, главы администраций, а не поселений, как сейчас, будут под управлением главы округа, который будет отчитываться перед губернатором.

Основная часть положений законопроекта вступает в силу с 1 января 2023 года. При этом до 1 января 2028 года устанавливается переходный период, в течение которого будет постепенный переход к одноуровневой организации местного самоуправления.

Неновое для Забайкалья

Для Забайкалья это не такое уж и новшество, ещё в 2022 году муниципальную реформу анонсировал губернатор региона Александр Осипов. Реформа предполагала возможность упразднения сельских поселений и объединения их в целом районе в муниципальный округ с едиными администрацией и советом депутатов. В феврале 2020-го депутаты заксобрания края поддержали изменения в устав и приняли муниципальную реформу. Уже в 2022 году первые муниципальные округа появились в Забайкалье, ими стали Каларский и Приаргунский муниципальные округа.

Глава Каларского округа Сергей Климович:

— Есть и плюсы, и минусы. Централизация, конечно, очень помогает в работе в плане оперативности исполнения полномочий. Но есть и минусы. Допустим, на должность главы очень сложно найти квалифицированных специалистов, которые бы соответствовали требованиям законодательства по образованию. Если избранный глава мог без высшего образования работать, то уже назначаемый только с высшим как специалист муниципальной службы. Это один из минусов для отдалённых территорий.

Вопросы по имуществу, инвентаризации удалось хорошо отработать, так как при отсутствии советов в поселениях повысилась оперативность управления.

Я думаю, что именно в маленьких населённых пунктах это плюс значительный, потому что у нас есть населённые пункты с населением 40 человек, 80 человек, и там собирать совет, избирать его, самое главное, находить туда людей сложно.

Глава Приаргунского округа Евгений Логунов:

— Первое — на уровне системы муниципальной власти хорошо то, что в сёлах не избираем депутатов сельских поселений, то есть это определённая экономия бюджетных средств. Ещё тем более в сёлах очень большая кадровая проблема, чтоб найти депутата, никто не идёт, ну и в главы тоже никто сильно не рвётся. Второе — то, что раньше были главы поселений, сейчас они считаются главами сельских и городских администрации. Они напрямую подчиняются главе округа — и назначаются, и освобождаются от должности распоряжением главы, то есть выборной системы уже тоже нет. Эти два момента я считаю приоритетными.


Всё, что происходит в Забайкалье и городе Чита

Бывший глава Приаргунского района, депутат совета Приаргунского муниципального округа Сергей Литвинцев:

— Приходится идти вот на такие меры, укрупнять, организовывать округа. Я думаю, что это будущее, все районы уйдут рано или поздно.

Избавились от проблем [после преобразования в округ]. У нас не хватало специалистов в поселениях, финансистов, бухгалтеров, которые занимались формированием бюджета, исполнением и отчётом, такого звена практически не было, мы от этого ушли. От муниципальных комиссий — то есть когда проходит избирательная комиссия местного уровня, необходима муниципальная комиссия, а её не из кого стало формировать в сёлах. […] Соответственно и финансировать должны были людям, они же не бесплатно работают в муниципальной комиссии. Тоже сократились расходы по данному вопросу.

Сократилась нагрузка на глав администраций, так как раньше все надзорные органы отправляли представления, требования, предупреждения, а теперь глав администраций сёл и посёлков никто никуда не привлекает, никаких требований не выписывает. Также в округе увеличился бюджет, стало больше возможностей для участия в программах, и грантовая поддержка для округов выше, чем для муниципального района.

Естественно, нагрузка на главу округа увеличилась, все шишки на одну голову. Но что делать на сегодняшний день, если специалистов не хватает, и чтобы было эффективнее работать в районе, всё равно в районном центре проще подобрать.

Глава Кыринского района Забайкальского края Любовь Сакияева:

— Закон позволит нам работать более эффективно. Я из той системы, когда была сильна вертикаль власти, и хочу, чтобы так же было сейчас. Сегодня глава района не может влиять на нерадивого главу поселения. Ладно я, педагог, могу найти подходы, как-то договориться. Но в целом глава села может сказать: меня народ выбрал, не указывайте мне. И весь срок сидеть на стуле, ничего не предпринимая и не исправляя проблем. А я ему не могу ни выговор сделать, ни премии лишить.

Ещё мне кажется, что с финансами можно будет работать более концентрированно и точечно. Перераспределить деньги на одно село, затем на другое, на третье, чтобы таким образом делать что-то масштабное, а не распылять везде небольшие суммы. Хотелось бы посмотреть на некоторые нюансы, как работа на практике идёт в Приаргунском или Каларском округе. Но в целом мне кажется, что новая система будет лучше.

Повлиять на главу села в нынешней системе может только население. Но люди недостаточно созрели для этого: где-то стесняются, где-то боятся, где-то не знают, но властям на ошибки указать не могут. Кроме того, сложно формировать советы депутатов в сёлах. Кандидатов сложно искать, так как не все желающие отвечают требованиям, а многие не хотят избираться, потому что работа в совете не предполагает оплаты, но отнимает время.


Всё, что происходит в Забайкалье и городе Чита

Управляющий делами администрации Борзинского района Роман Гридин:

— Мы с 2022 года пытаемся двигаться в этом направлении. Двухуровневая система местного самоуправления, которая была введена 131-ФЗ, считаю, неприемлема для нашей территории. Она была взята по опыту Германии и работает там, где большая численность населения, сильная экономика, хорошая доходная база. В наших условиях такого практически нет. Иметь в селе с населением 160–180 человек администрацию, избирательные комиссии, совет депутатов при доходной базе около 100 тысяч рублей – просто нерентабельно. К тому же людей нет, кого набрать в депутаты, главы, специалисты.

Данная реформа назрела, особенно для Забайкальского края, потому что сельские поселения вымирают. Такими темпами, если мы не объединимся, мы их просто потеряем в ближайшие 10 лет. А ещё объединение увеличит управляемость. Хоть говорят, что данная реформа отдаляет власть от народа, но ничего подобного. Специалистов на селе не осталось. Мы девять глав в районе избирали буквально в этом месяце, очень тяжело прошло, потому что многие уехали, с кандидатурами проблемы. Администрации и при этой реформе останутся, власть никуда не уйдёт, но управляемость улучшится.

Считаю, что к каждому региону надо подходить избирательно. Где-то это будет работать, а где-то, может, и навредит. Но для нашего региона будет только на пользу.

Исполнительный директор Совета муниципальных образований Забайкальского края Валерий Буянов:

— Этот законопроект идёт на смену 131-го закона практически полностью. Я помню, как 131-й закон внедрялся — споров было очень много, это была довольно коренная ломка сложившейся практики. Устаканивалось это довольно долго, по моим представлениям лет 5–7, а может быть даже и 10. Новый законопроект своей всеобъёмностью предполагает такую же ломку. Снова возвращаемся к одноуровневой организации управления территориями, отказываемся от многих наработок.

Закон и переход на новую систему, на мой взгляд, придуман управленцами и удобен для них. Удобен ли он будет для населения и как будет работать реально — вопрос. […] Хотя укрепление вертикали власти реально требуется. Сейчас у нас некоторые органы и деятели местного самоуправления понимают управление так: «Я на своей земле хозяин, я что хочу, то и ворочу». Это неправильно. А в этом законопроекте довольно чётко обозначен перечень обязанностей и полномочий органов местного самоуправления.

Описанная в законопроекте новая система сможет помочь избавиться от путаницы с передачей полномочий. Сложилась практика передачи с нижнего уровня на районный. Потом с районного на региональный. Иногда, наоборот. Эта ситуация существовало и существует. Может быть, этот законопроект, если его реализуют, её уберёт.

Главный недостаток перехода, мне представляется, в том, что у нас резко сократится численность актива, который участвует в выработке решений и контроле. Убирается низовой депутатский актив. Предполагается, что его должен заменить институт сельских старост. Это всё неплохо, но этого мало. Замена неравноценная. Если бы этот законопроект предусматривал и другие механизмы восполнения этого актива, было бы неплохо.

В новой системе может получиться так, что жителям потребуется больше времени для решения своих проблем. Это всё будет определяться практикой конкретного руководителя. Кто-то подтянет на себя решение даже мелких вопросов. Но если будет грамотно организована управленческая работа, то, скорее всего, переход сильно не заденет возможность решения проблем.

Система будет зависеть от того, как она будет понята, как она будет претворена и какая практика будет наработана после этого.

Временно отстранённый от должности на время следствия по уголовному делу глава Газимуро-Заводского района Роман Задорожин:

Я вообще считаю, что для Забайкальского края этот закон сегодня неприемлем. Если говорить конкретно про Газимуро-Заводский район, я вообще не вижу улучшения, во-первых, и работы муниципалов, и жизни людей при принятии этого законопроекта. При нашей сегодняшней схеме, в которой мы работаем — это девять глав, девять человек, которые тянут работу, не сопоставимую с их зарплатой. Я не знаю, как это будет выглядеть, если это будет округ.

В Забайкальском крае повсеместно применять этот законопроект нельзя, может быть, точечно где-то. Но применительно к территории Газимуро-Заводского района — у нас протяжённость 260 километров до самого дальнего поселения. Шаговой доступности нет, сообщения нет. Как всё это будет организовываться? Я считаю, что только сыграет против человека. Я не вижу будущего в Забайкальском крае с такой системой. Ротация кадров частая ни к чему не приводит.

***

Таким образом, из семерых опрошенных «Чита.Ру» только временно отстранённый от должности на время следствия по уголовному делу глава Газимуро-Заводского района Роман Задорожин дал полностью негативный прогноз на муниципальную реформу. Главы уже созданных округов ищут и находят плюсы в работе, а руководители пока ещё муниципальных районов и общественники ждут изменений с тревогой, но и с надеждой.

Лейтмотивом тревожных ответов муниципалов стало то, что в сёлах нет высококвалифицированных специалистов, которые могли бы работать в органах местного самоуправления. Поможет ли реформа не только централизации власти, но и развитию маленьких сёл, сможем увидеть при реализации закона.

муниципальная реформамуниципальные округа

Елена Раздобреева06:01, 22 декабря 2021

НазадВперёд

Районы Забайкальского края

В состав Забайкальского края входит 31 район. К ним относятся 10 городов, 41 поселок городского типа, а также 750 сельских населенных пунктов. Такое административно-территориальное деление объясняет основную занятость населения. Большинство жителей Забайкалья проживает в селах. Фермеры благодаря хорошему чернозему и чистому воздуху имеют неплохой доход.


Самым большим населенным пунктом в регионе является Чита. Второе место занимает город Краснокаменск. Здесь проживает около 50 тысяч человек. Численность же населения в большинстве городов и поселков не превышает и 20 тысяч человек.

Муниципальное устройство

В рамках муниципального устройства края, в границах административно-территориальных единиц Забайкальского края, с учётом всех преобразований до 24 июля 2022 года существовали следующие муниципальные образования:

  • 4 городских округа,
  • 31 муниципальный район, 42 городских поселения и
  • 333 сельских поселения.

24 июля 2022 года Каларский и Приаргунский районы были преобразованы в муниципальные округа, муниципальное устройство приобрело следующий вид:

  • 4 городских округа,
  • 2 муниципальных округа,
  • 29 муниципальных районов, 39 городских поселений и
  • 315 сельских поселений.

Городские, муниципальные округа и районы

Развитие региона

Как и вся Россия, Забайкальский край имеет хорошие экономические показатели. Огромное количество чернозема дает возможность прекрасно развиваться сельскому хозяйству. Большинство продуктов, потребляемых местным населением, производятся именно в Забайкалье.

Благодаря значительному количеству рек и озер регион обладает огромным гидроэнергетическим потенциалом. Но, к сожалению, на сегодняшний день в этой сфере работы проделано очень мало. Большой упор делается на другие сферы экономики. Прекрасное развитие Забайкальского края обусловлено большими запасами ценных драгоценных металлов, меди, олова, молибдена, полиметаллических руд. Основная база ядерной промышленности России также находится на территории Забайкальского края.


Развитие региона характеризуется также и хорошей образовательной базой. Забайкальск (Забайкальский край) славится трема высшими учебными заведениями. Одновременно здесь может обучаться более 7000 студентов. Это гордость не только региона, но и всей Российской Федерации. Ведь выпускники вузов получают действительно качественное образование благодаря хорошему педагогическому составу. Немало внимания уделяется спортивному развитию молодежи.

Территория как признак статуса Забайкальского края

Государственное территориальное устройство субъекта Российской Федерации не отнесено ни к ведению Российской Федерации, ни к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Согласно ст. 73 Конституции Российской Федерации государственное территориальное устройство субъектов Российской Федераии является исключительной сферой ведения республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. [8]

Национально-территориальное государственное устройство субъектов Российской Федерации основано на административно-территориальном делении, которое, с одной стороны, обеспечивает централизованное единство государственной власти и территориальную целостность субъекта Российской Федерации, а, с другой стороны, ограничение властных функций по вертикали и их децентрализацию через местные органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также посредством самоуправления национальных административно-территориальных образований[9].

Территория

Забайкальского края, в соответствии со ст. 2 Устава является частью единой территории Российской Федерации.

Граница края с другими субъектами Российской Федерации может быть изменена только с их взаимного согласия.

Изменение границы края может быть осуществлено при условии свободного прямого волеизъявления большинства граждан, проживающих на территории края, путем краевого референдума.

В соответствии со ст. 6 Устава в целях осуществления государственного управления вся территория Забайкальского края делится на административно-территориальные единицы.

Кроме этого, в целях осуществления местного самоуправления территория края разграничивается между муниципальными образованиями.

Таким образом, параллельно существует два территориального деления – на территории административных единиц и на территории муниципальных образований.

Принципы административно-территориального устройства края, виды административно-территориальных единиц, их статус и состав, порядок их создания, преобразования и упразднения, а также установления и изменения их границ определяются законами края[10].

Создание, преобразование и упразднение административно-территориальных единиц, изменение их границ, установление административных центров административно-территориальных единиц осуществляются с учетом мнения населения соответствующей территории в соответствии с законом края.

В соответствии со ст. 3 Закона Забайкальского края «Об административно-территориальном устройстве Забайкальского края» Забайкальский край состоит из административно-территориальных единиц и входящих в них населенных пунктов.

Административно-территориальная единица

– часть территории Забайкальского края, служащая территориальной основой для создания и (или) деятельности органов государственной власти, отнесенная в установленном порядке к одному из видов административно-территориальных единиц, имеющая статус, наименование, установленные границы и административный центр;

Населенный пункт –

территория, имеющая наименование, статус, компактную застройку в пределах установленной границы и служащая местом постоянного и временного проживания людей.

Законодательством Забайкальского края установлены следующие виды административно-территориальных единиц:

1) район – административно-территориальная единица, в границах которой расположены городские и сельские населенные пункты с прилегающими к ним землями, которые объединены вокруг административного центра района. В законах Забайкальского края слова «административный район» и «район» применяются в одном значении.

2) Агинский Бурятский округ – административно-территориальная единица с особым статусом, созданная в соответствии с Федеральным конституционным законом «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа».

3) закрытое административно-территориальные образование (ЗАТО) – административно-территориальная единица с особым статусом, созданная в соответствии с федеральным законом.

Законодательством Забайкальского края установлены виды и категории населенных пунктов.

По роли в экономической жизни и управлении, характеру организации территории Забайкальского края все населенные пункты Забайкальского края делятся на виды: городские населенные пункты и сельские населенные пункты.

Городские населенные пункты подразделяются на следующие категории: город, поселок городского типа (рабочий и курортный).

Город –

населенный пункт, являющийся промышленным, культурным и административным центром, имеющим развитую социальную, производственную, инженерную и транспортную инфраструктуры, с населением не менее пяти тысяч жителей, преимущественно (не менее половины от общего числа трудоспособного населения) занятым несельскохозяйственными видами производства и обслуживания.

Поселок городского типа (рабочий или курортный) –

населенный пункт с населением, преимущественно (не менее половины от общего числа трудоспособного населения) занятым несельскохозяйственными видами производства и обслуживания, либо населенный пункт, расположенный в местности, имеющей лечебно-оздоровительное значение, с численностью населения не менее одной тысячи жителей, при условии, что количество приезжающих ежегодно для лечения и отдыха в этот населенный пункт составляет не менее 50 процентов постоянного населения.

К сельским населенным пунктам относятся населенные пункты, не соответствующие характеристикам городских населенных пунктов. Сельские населенные пункты подразделяются на следующие категории: село, поселок, станция, поселок сельского типа, поселок при станции, населенный пункт, разъезд, хутор.

Законодательство определяет, что населенные местности, имеющие временное значение и непостоянный состав населения или являющиеся объектами служебного назначения (железнодорожные будки, дома лесников, заимки, полевые станы, метеостанции, животноводческие стоянки, прииски, лесоучастки, чабанские стоянки, дачные поселки и другие объекты), а также одиночные дома не являются самостоятельными населенными пунктами и числятся за теми населенными пунктами, с которыми находятся в административных, производственно-коммерческих и социально-бытовых отношениях.

Создание, преобразование, упразднение районов и населенных пунктов, установление или изменение границ административно-территориальных единиц, установление и перенесение административных центров районов осуществляются с учетом мнения населения или органов местного самоуправления соответствующей территории. Мнение населения выявляется в соответствии с формами, установленными федеральными законами для непосредственного осуществления населением местного самоуправления, уставами муниципальных образований и (или) муниципальными нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

В настоящее время в новых субъектах Российской Федерации приняты уставы, в которые включены специальные нормы, посвященные административно-территориальным единицам с особым статусом. Поэтому исследование правового статуса административно-территориальных единиц целесообразно провести в ракурсе рассмотрения вариативности элементов данного статуса, закрепленных в уставах новых субъектов Российской Федерации[11].

К числу атрибутивных признаков округов, согласно уставам, следует отнести следующие.

Во-первых, собственные органы управления. Наличие собственных органов управления является одной из важнейших характеристик, указывающей на особый статус таких единиц.

Так, Устав Пермского края в Коми-Пермяцком округе учреждает институт должностного лица, возглавляющего Коми-Пермяцкий округ. Глава Коми-Пермяцкого округа как должностное лицо возглавляет в ранге министра края краевой орган исполнительной власти Министерство края по делам Коми-Пермяцкого округа. Аналогичная система управления округом была воссоздана и в Иркутской области.

Вторым элементом особого статуса указанных округов является особая организация их территории. Это выражается, прежде всего, в уставных положениях о территориальной целостности данных округов. Так, например, одним из принципов административно-территориального устройства уставы Красноярского и Пермского краев указали принцип территориальной целостности административно-территориальной единицы.

В третьих, несмотря на нивелирование в Красноярском крае статуса округов до муниципальных районов, в остальных федеральных конституционных законах и уставах субъектов четко прослеживается логика создания данных округов в качестве надмуниципальных структур. Так, например, ст. 109 Забайкальского края подчеркивает, что организация местного самоуправления на территории Агинского Бурятского округа осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Забайкальского края с учетом особенностей административно-территориальной единицы[12].

Важной особенностью является то, что административно-территориальные единицы являются преемниками автономных округов, образованных по национально-территориальному признаку.

Таким образом, анализ законодательства объединенных субъектов показывает, что сборными атрибутивными признаками особого статуса административно-территориальных единиц являются: целостность и единство территории в пределах установленных ранее границ, административное деление, административный центр, собственные органы управления, символика, использование в официальных сферах общения национального языка[13].

В зависимости от вариативности набора указанных признаков, округа можно разделить на три группы. Первая группа предполагает наиболее жесткую правовую регламентацию статуса административно-территориальной единицы, фактическую трансформацию округа в муниципальный район. Исключение составляет лишь гарантированное федеральным конституционным законом представительство административно-территориальной единицы в законодательном органе объединенного субъекта. Примером такого урегулирования правового статуса административно-территориальной единицы является законодательство Красноярского края.

Второй вариант правового регулирования особого статуса административно-территориальной единицы был реализован в Иркутской области и Камчатском крае. В указанных субъектах, на наш взгляд, логика категории «особый статус административно-территориальной единицы» была соблюдена больше, и статус бывших автономных округов не стали нивелировать до статуса муниципальных образований. Согласно федеральным конституционным за

конам и уставам вышеназванных субъектов, административно-территориальные единицы с особым статусом здесь являются надмуниципальными структурами. Вследствие этого в органах исполнительной власти субъектов были созданы специальные администрации территориальных единиц, а в законодательных органах увеличена норма представительства от них[14].

Третий вариант правовой регламентации особого статуса административно-территориальной единицы является наиболее широким, и применен в Забайкальском и Пермском краях. Здесь прослеживается попытка законодателя сформировать административную автономию в рамках округов.

Если принять во внимание, что три варианта регулирования были выделены на основе анализа законодательства о пяти объединенных субъектах, то напрашивается вывод, что законодатели в настоящее время не пришли к единому пониманию особого статуса административно-территориальной единицы. Если учитывать также и то, что процессы по объединению субъектов имели целью упорядочить сложный субъектный состав Российской Федерации и административно-территориальную структуру страны, решить «проблему» сложносоставных субъектов Российской Федерации в целях эффективности управления, то можно сделать вывод и о том, что данные цели также не были достигнуты. Фактически в Российской Федерации появился новый вид субъектов Российской Федерации – объединенные субъекты с административно территориальными единицами, обладающими особым (практически всегда различным) статусом.

Таким образом, реформа если и не привела к кардинально противоположным результатам, то дала определенный концептуальный сбой. И если все же действительно преследуется цель оптимизации управления территориями, то одним из выходов из создавшейся правовой ситуации видится принятие единого федерального закона об особом статусе административно-территориальной единицы в объединенных субъектах[15].

Так или иначе, за исключением Красноярского края, анализ соответствующих объединительных федеральных конституционных законов и уставов вновь образованных субъектов Российской Федерации позволяет сделать следующие обобщения: 1. Административно-территориальные единицы с особым статусом учреждаются федеральными конституционными законами, этими же законами сохраняется их территориальное единство в границах соответствующих бывших автономных округов – субъектов Российской Федерации. 2. Статус этих административно-территориальных единиц устанавливается федеральным законодательством (на данный момент это только соответствующие объединительные федеральные конституционные законы), уставами и законами вновь образованных субъектов Российской Федерации. 3. В рамках особого статуса эти административно-территориальные единицы получают дополнительные права и обязанности по сравнению с обычными административно-территориальными единицами: наличие специальных органов государственной власти, представительство в законодательном органе субъекта Российской Федерации, отдельные разделы в программах социально-экономического развития соответствующего субъекта Российской Федерации и т. д. 4. Закрепление дополнительных прав и обязанностей в уставах и законах субъектов Российской Федерации означает, что их изъятие возможно лишь в порядке внесения изменений и поправок в указанные правовые акты[16].

Учреждение административно-территориальных единиц с особым статусом в процессе образования новых субъектов Российской Федерации привело к тому, что появились региональные территориальные автономии в административной форме. Таким образом, объединение «сложносоставных» субъектов Российской Федерации привело к образованию в границах бывших автономных округов национально-территориальных автономных образований регионального уровня[17].

Как было сказано выше, Агинский Бурятский округ – административно-территориальная единица с особым статусом, созданная в составе Забайкальского края в границах территории Агинского Бурятского автономного округа.

Статус Агинского Бурятского округа устанавливается федеральными законами, Уставом и законами Забайкальского края.

Можно выделить следующие особенности Агинского Бурятского округа как административно йединицы с особым статусом.

Во-первых, в границах Агинского Бурятского округа находятся административные районы: Агинский, Дульдургинский и Могойтуий, то есть данная административная единица включает в свой состав три.

Во-вторых, хотя государственная власть на территории Агинского Бурятского округа осуществляется органами государственной власти Забайкальского края, однако, в структуре исполнительных органов государственной власти края образуется исполнительный орган государственной власти Забайкальского края, осуществляющий функции по взаимодействию с иными исполнительными органами государственной власти Забайкальского края и координации деятельности их территориальных органов на территории Агинского Бурятского округа. Руководитель указанного органа одновременно является заместителем председателя Правительства края. Таким органом является Администрация Агинского Бурятского округа[18].

В третьих, Законодательное Собрание Забайкальского края на срок своих полномочий образует консультативно-совещательный орган – Собрание представителей Агинского Бурятского округа, обеспечивающий формирование предложений по защите законных интересов народов, проживающих на территории Агинского Бурятского округа, их прав на сохранение самобытности, культуры, языка, обычаев и традиций.

В четвертых, исполнительные органы государственной власти края и их территориальные органы разрабатывают и участвуют в реализации на территории Агинского Бурятского округа федеральных, краевых целевых программ, в том числе по сохранению и развитию национальной культуры, языка, национальных видов спорта, народных промыслов и ремесел, а также в реализации приоритетных национальных проектов, в которых цели и источники финансирования выделяются обособленно

.

В пятых, на территории Агинского Бурятского округа наряду с государственным языком может использоваться бурятский язык, обеспечивается право граждан получать и распространять информацию на бурятском языке через средства массовой информации, органы государственной власти края способствуют созданию на территории Агинского Бурятского округа учреждений образования и культуры для сохранения языков и культур.

В настоящее время в Российской Федерации отсутствуют федеральные законы, устанавливающие правоотношения в вопросах определения особого статуса административно-территориальных единиц в составе субъекта Российской Федерации, хотя уже образованы новые субъекты Российской Федерации, в состав территорий которых входят административно-территориальные единицы с особым статусом. В целях устранения пробела в правовом регулировании вопросов, связанных с установлением особого статуса административно-территориальных единиц в составе новых субъектов Российской Федерации и установления общих правил для федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, связанных с определением особого статуса административно-территориальной единицы в новом субъекте Российской Федерации представляется целесообразным принятие федерального закона «Об особом статусе административно-территориальных единиц в составе объединенных субъектов Российской Федерации»[19].

Начиная с 2003 г., укрупнение регионов как направление преобразований в государственно-территориальном устройстве Российской Федерации перешло от дискуссий на тему о его целесообразности к практическому воплощению. В 2005-2008 гг. объединительный процесс охватил 11 субъектов Российской Федерации, было осуществлено 5 объединительных проектов, в результате число субъектов Российской Федерации сократилось с 89 до 83. Таким образом, процесс объединения регионов, в частности, «матрешечных» субъектов состоялся, на карте Российской Федерации появились новые объединенные субъекты[20].

Объединительный процесс в регионах столкнулся с проблемой «особого статуса» бывших автономных округов в составе новых субъектов Российской Федерации. Этот политико-правовой вопрос до сих пор не решен. Бывшие автономные округа пытались отстаивать право на «особый статус», мотивируя это тем, что жители автономных округов шли на референдумы и голосовали за объединение только потому, что округ, перестав быть автономным, сохранит «особый статус» в будущем укрупненном регионе. Опубликованные и утвержденные после референдумов федеральные конституционные законы содержат статьи об особом статусе округов. В Забайкалье представители бурятского этноса фактически полностью пытаются юридически реставрировать бывшую автономию Агинского округа[21].

Как было сказано выше, на территории края могут создаваться закрытые административно-территориальные образования, которые имеют особый статус. Порядок образования, правовой статус закрытого административно-территориального образования определяются федеральным законодательством[22].

Здравоохранение в регионе

Сегодня в Забайкалье функционирует более 120 лечебных учреждений. Помощь пациентам оказывают квалифицированные врачи с высшим медицинским образованием. В этом плане можно назвать достаточно развитым Забайкальский край. Столица региона славится учебными учреждениями, в которых успешно лечат онкологические заболевания.

В сельской местности помощь людям оказывают в фельдшерско-акушерских пунктах. Здесь и роды принимают, и делают назначения для лечения несложных заболеваний. В сложных случаях больного отправляют в районный центр или же столицу.

Религия

В плане религии Забайкальский край можно назвать достаточно разносторонним. Сегодня здесь существуют еще традиционные верования старинных народов – шаманизм, тотемизм и фетишизм. Некоторые коренные жители исповедуют ислам и иудаизм.

С появлением русскоязычного населения на территории современного Забайкалья в XVII веке пришло сюда и православие. Первая Воскресенская церковь была построена в 1670 году. Она сохранилась и по сей день.

Природа в Забайкалье

Рельеф региона представлен как горами, так и равнинами. В северной части Забайкальского края находится много гор, а вот на юге преобладает степь. В горной местности преобладают леса. Департамент Забайкальского края сообщает, что на 2006 год общая площадь лесного фонда составляла более 34 тысяч га. Это 67% от общей площади всего региона. Благодаря лесам воздух в Забайкалье чистый и свежий. Множество курортных зон размещено именно в сосновых лесах.

Славится Забайкалье также и своими водными ресурсами. К наиболее крупным рекам относятся Шилка, Онон, Хилок, Аргунь. А вот к наиболее крупным группам озер относятся Торейские и Куандо-Чарские.

Хорошие минеральные ресурсы способствуют высокому уровню экономики Забайкальского края. На территории региона сконцентрированы запасы серебра и меди в больших количествах. Более 2% общероссийских запасов каменных углей также сконцентрировано в Забайкалье.

Туризм в Забайкальском крае

Весь регион разделен на несколько туристических зон. Юго-Запад считается наиболее популярным у приезжих. Огромное внимание туристов привлекает Сохондинский заповедник. Сюда организовываются целые походы с ночевкой под открытым небом. В летнее время года туристы путешествуют на байдарках, а зимой — на лыжах. Привлекает многих также и горная местность. Но восхождение на возвышенность могут позволить себе лишь опытные туристы.


Юго-Восток привлекает спортивных туристов гораздо меньше. Несмотря на это, здесь имеется немало природных и культурных достопримечательностей. Чего только стоят памятники бурятской национальной культуры – Агинский дацан, Цугольский дацан. В Алханайском национальном парке каждый турист сможет отдохнуть душой и телом. Здесь имеется множество памятников, которые расскажут об истории и культуре Забайкалья.

Славится своей прекрасной архитектурой Забайкальский край. Столица показывает контраст древности и нынешних времен. Рядом со старинными постройками находятся современные здания и коттеджи.

Север Забайкалья привлекает туристов горной местностью. Организуются восхождения на высшую точку Забайкалья – Пик Бам. Хребет характеризуется сложными перевалами и бурными реками. Поэтому отправляться сюда самостоятельно не рекомендуется.

Достопримечательности

Огромной популярностью в регионе пользуются природные комплексы. Ежегодно множество туристов приезжает в Сохонднинский и Даурский заповедники. Здесь имеются такие достопримечательности, как урочище Чарские пески, Ламский городок, скала Полосатик.

Огромный интерес у туристов вызывают буддийские центры. Их возраст превышает 200 лет. Именно здесь сохранились древнейшие архитектурные памятники бурятского народа. Интересно туристам будет взглянуть на здание соборного храма Цокчен-дугана, а также многочисленные курильницы благовоний. Яркие впечатления остаются у туристов после посещения службы в храме.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]