Вуктыл (городской округ)

У этого термина существуют и другие значения, см. Вуктыл (значения).
Вуктыл

Страна Россия Россия
Статус Городской округ
Входит в республику Коми
Административный центр город Вуктыл
Дата образования 2015
Глава городского округа Иваненко Дмитрий Олегович
Население (2016) ↘12 348[1]
Плотность 0,55 чел./км²
Площадь 22453,18[2]км²
Часовой пояс MSK (UTC+3)
Телефонный код 82146
Код автом. номеров 11, 111
[vuktyl.com Официальный сайт]

Вуктыл

(коми Вуктыл) — административно-территориальная единица (административно-территориальное образование город республиканского значения с подчинённой ему территорией)[3] и муниципальное образование (городской округ с официальным наименованием
муниципальное образование городского округа «Вуктыл»
)[4] в составе Республики Коми Российской Федерации.

Административный центр — город Вуктыл.

Городской округ Вуктыл приравнен к районам Крайнего Севера.

История

Вуктыльский район был образован 21 февраля 1975 года за счёт территорий Печорского и Ухтинского горсоветов. МОГО «Вуктыл» было образовано в соответствии с Законом Российской Федерации № 131-ФЗ от 06.10.2003 в 2005 году.

В Вуктыльском районе была пробурена в 1984—1993 годах Тимано-Печорская сверхглубокая скважина (СГ-5) глубиной 6904 метра.

13 сентября 2015 года жители района на референдуме проголосовали за изменение статуса муниципального района на городской округ и Совет муниципального района «Вуктыл» обратился с этим предложением в Государственный Совет Республики Коми, который в декабре 2015 года принял соответствующий закон[5].

Административно-территориальное устройство

Административно-территориальное устройство, статус и границы города республиканского значения Вуктыла с подчиненной ему территорией установлены Законом Республики Коми от 6 марта 2006 года № 13-РЗ «Об административно-территориальном устройстве Республики Коми»[12]

Административно-территориальное образование включает 5 административных территорий:

Административная территорияАдминистративный центрНаселённые пунктыКоличество населённых пунктов
1город республиканского значения Вуктыл
с прилегающей территорией
город Вуктылгород Вуктыл1
2село Дутово
с подчиненной ему территорией
село Дутовосело Дутово, посёлок Лемты, деревня Савинобор, посёлок Шердино4
3посёлок сельского типа Лемтыбож
с подчиненной ему территорией
посёлок Лемтыбожпосёлок Лемтыбож1
4село Подчерье
с подчиненной ему территорией
село Подчерьесело Подчерье, посёлок Кырта2
5посёлок сельского типа Усть-Соплеск
с подчиненной ему территорией
посёлок Усть-Соплескпосёлок Усть-Соплеск, деревня Усть-Воя, деревня Усть-Щугер3

Муниципально-территориальное устройство

До декабря 2015 года в муниципальный район Вуктыл входило одно городское и четыре сельских поселений:

Городское и сельские поселенияАдминистративный центрКоличество населённых пунктовНаселениеПлощадь, км2
1Муниципальное образование городского поселения «Вуктыл»город Вуктыл1↘10 430[1]72,94[2]
2Муниципальное образование сельского поселения «Дутово»село Дутово4↘1010[1]76,11[2]
3Муниципальное образование сельского поселения «Лемтыбож»посёлок Лемтыбож1↘173[1]23,75[2]
4Муниципальное образование сельского поселения «Подчерье»село Подчерье2↘601[1]7,74[2]
5Муниципальное образование сельского поселения «Усть-Соплеск»посёлок Усть-Соплеск3↘134[1]9,78[2]

В декабре 2015 года все муниципальные образования были упразднены, а на территории муниципального района образован городской округ.

КомиОнлайн

Четверг, 31 января, 2013, 09:15 11295 22

«КомиОнлайн» собрал всю последнюю информацию о гербах городов и районов Коми. Как оказалось, не все из них к 2013 году успели обзавестись своим главным символом.

Герб Усть-Сысольска. Утвержден 2 октября 1780 года.

Главную часть герба составляет щит, который делится на две части. В верхнем поле расположен герб Вологодского наместничества («В красном поле выходящая из облака рука, держащая золотую державу с серебряным мечом»), в нижнем — символическое изображение Усть-Сысольска («Медведь, лежащий в берлоге, в голубом поле. В знак того, что такого рода зверей в окрестностях сего города находится довольно»).

Герб Сыктывкара. Утвержден 18 мая 1978 года.

Проект герба выполнен первым коми художником В.Поляковым. Медведь, вышедший из берлоги, – олицетворение разбуженного и преображенного края. На верхнем поле щита красного цвета помещена ель в обрамлении зубчатого колеса, призванная отразить производственную специализацию современного города. В нижней части щита на двух симметрично расположенных полях ели, как символ богатства лесом окрестностей города. Две узкие и одна широкая серебряные нити, образующие вилообразный крест, указывают на местоположение города в устье реки Сысола при впадении ее в Вычегду.

Герб Сыктывкара. Утвержден 29 ноября 1993 года.

Согласно авторской трактовке главного художника Сыктывкара А.Неверова, композиция герба сохраняет силуэт предыдущего и возвращает главный символ герба Усть-Сысольска – медведя в берлоге, но уже как хранителя традиций города, оберегающего ростки новой жизни. На гербе присутствует элемент национального орнамента «Шондiбан» – солнце. Диагональные полосы – слияние двух рек, ассоциации с северным сиянием.

Герб Сыктывкара. Утвержден 25 марта 2005 года.

Современный герб Сыктывкара. Флаги Коми со старого герба были стилизованы под полярное сияние, изменился цвет щита. В лазоревом поле на зеленой горе лежит в берлоге золотой медведь, сопровожденный вверху серебряной звездой в виде элемента национального орнамента «Шондiбан».

Герб Сыктывкара. Новые черты.

В 2008 году депутаты совета города решили видоизменить герб столицы Коми, добавив ему французские черты, так как действующий вариант не соответствует геральдическим требованиям. Новый герб Сыктывкара практически ничем не будет отличаться от прежнего, только он будет размещаться на прямоугольнике с наибольшим заострением в средней нижней части — так называемом французском щите.

Герб Воркуты. Утвержден 20 апреля 1971 года

Герб выполнен Николаем Жилиным. В лазуревом щите серебряный скачущий олень на фоне черного стилизованного угольного копра и черного же террикона с червленой звездой, сопровождаемый в оконечности национальным коми орнаментом на белом фоне. В вершине щита наименование города на серебре.

Красная звезда над копром шахты имеет значение: по шахтерской традиции, звезда над копром загоралась только тогда, когда шахта выполняла план добычи угля. Это был символ, который сразу видели люди, за многие километры. В девяностых годах, на гербе Воркуты перестали обозначать красную звезду.

Герб Печоры. Утвержден 15 сентября 1983 года.

Автором герба города является художник В.Худяев. Щит герба вертикально разделен на две половины — светло-синюю и красную, повторяющие цвета государственных флагов РCФСР и Коми АССР. Между светло-синей и красной половинами щита расположено стилизованное изображение зеленой ели. Ель обрамляет голубое крыло, которое символизирует, что Печора — город транспортников, ломаная красная стрела — символ энергетиков. Внизу герба — дата «1949» — год образования города. Герб венчает золотой коми национальный орнамент. Голубая полоса символизирует великую северную реку — Печору, от которой произошло название города. Надпись «Печора» выполнена в подражание древнепермской письменности (абур, анбур), которая была создана миссионером Стефаном Пермским во 2-й половине XIV века.

Герб Ухты. Утвержден 20 сентября 1979 года.

За основу герба города Ухты взят щит с соотношениями сторон 4:5. По вертикали щит разбит на два сектора. Верхний (меньший сектор) окрашен в голубой цвет, нижний – в красный. Цвета соответствуют цветам флага РСФСР и Коми АССР. На нижнем поле щита стилизованное изображение ели (контур зеленого цвета, поле – белого) – символ лесной и лесоперерабатывающей промышленности. Щит заключен в рамку золотистого цвета. Внутри поля ели символическое изображение буровой вышки черного цвета с голубой плашкой – символ нефтегазовой промышленности и геологии. В верхнем поле щита надпись «Ухта» белого цвета. В средней части вышки дата преобразования рабочего поселка Ухта в город Ухту – 1943 год (серого цвета). На фоне нижней части вышки символическое изображение раскрытой книги белого и голубого цветов с черным контуром – символ науки, культуры и народного образования – и мастерка черного цвета – символ строительства.

Герб Усинска. Утвержден 30 марта 2000 года.

За основу герба принята работа художника П.Карпова. Герб имеет форму щита. Зеленый фон щита символизирует лесные богатства территории. В центре герба на зеленом поле щита изображен чум оленевода в сполохах северного сияния.

Внизу щита изображается нефтяная вышка, которая как бы находится внутри чума. Данная композиция отображает исторический факт – исконным занятием населения на территории муниципального образования было оленеводство, затем на территории развилась нефтяная отрасль. Название города «Усинск» на верху герба также выполнено с учетом географического расположения города – окончание букв шрифта имеют острые углы. Герб муниципального образования городского округа «Усинск» отражает географическое расположение города – Север и основные направления деятельности населения муниципального образования городского округа «Усинск» – отрасли нефтяную и сельскохозяйственную, конкретно оленеводство.

Герб Инты. Утвержден 23 марта 1982 года.

Автор герба — Ариф Али Оглы Байрамов.

На гербе изображен склон террикона, водонапорная башня, перед ними стоит олень, в небе северное сияние. Террикон символизирует угледобывающую промышленность, северное сияние — местоположение города за полярным кругом. Водонапорная башня, изображенная в гербе, реально существующий архитектурный объект. Башня построена в 1954 году, недавно она была отреставрирована.

ГербКняжпогостского района. Утвержден 16 апреля 2010 года.

Герб отражает национальные, топонимические и экономические особенности района. Солярный знак в виде круга – символ солнца, покрытый характерным для народа коми узором. Символика солнца многозначна. Это символ источника тепла, энергии, света, богатства и изобилия. Символ солнца в виде солярного знака, по народным поверьям, был древним оберегом от злых чар и всего недоброго, являлся источником света, тепла, жизни и добра.

Составной пояс в центре герба – символ железной дороги в Княжпогостском районе, имеющей огромное значение в экономике и жизни людей, в развитии района, являясь своеобразной артерией, связывающей район со всей республикой и Россией. Освоение природных богатств — Княжпогостский район богат фосфоритами, залежами соли, бокситовыми рудами, древесиной — стало возможным только после прокладки железной дороги.

Княжеская шапка в гербе района – гласный символ названия района, связанного с названием старинного села Княжпогост, возраст которого превышает 500 лет. По местным легендам Погост Княж был основан князьями Вымскими, которые управляли Пермью Вычегодской с 1451 по 1502 годы. Пурпурное поле герба района символизирует знатность княжеского рода, его древность.

Герб Сосногорска. Утвержден 4 декабря 2003 года.

В авторскую группу герба вошли: идея — В.Котов (Сосногорск), геральдическая доработка — К.Моченов (Химки), обоснование символики — Г.Туник (Москва), компьютерный дизайн — В.Некрасов (Москва), О.Афанасьева (Москва).

В червленом (красном), зеленом и лазоревом (синем, голубом) поле, разделенном волнистым вилообразным серебряным крестом, поверх всего – золотой токующий глухарь, сидящий на сосновой ветви того же металла».

Центральной фигурой герба города Сосногорска (до 1957 года – город Ижма) является токующий глухарь, сидящий на сосновой ветви. Глухарь в центре герба показывает, что город Сосногорск является географическим центром Республики Коми; глухарь – это самая крупная, сильная и жизнестойкая птица коми лесов и сосновая ветвь аллегорически показывают особенности природы и преимущественное положение в хвойных лесах сосны, делая, тем самым герб «полугласным.

Золото символизирует богатство, справедливость, уважение, великодушие.

Волнистый вилообразный крест аллегорически показывает слияния двух рек – Ижмы и Ухты, на котором расположен город Сосногорск.

Серебро – символ совершенства, благородства, чистоты, веры, мира. Синяя часть герба аллегорически показывает газоперерабатывающее производство. Лазурь символизирует природный газ, добываемый в окрестностях города, а также красоту природы, безупречности, возвышенных устремлений, добродетели. Красный цвет — символ солнца и тепла, красоты, радости и праздника. Зеленый цвет дополняет символику природы города, а также этот цвет символизирует жизнь, процветание, стабильность.

Герб Ижемского района. Утвержден 26 ноября 2011 года.

В зеленом поле с серебряной вызубренной однократно зазубренными зубцами, главой и серебряной оконечностью серебряный, с золотыми рогами и копытами и червлеными глазами бегущий олень. В вольной части щита — герб Республики Коми. Щит увенчан муниципальной короной установленного образца.

Герб Прилузского района. Утвержден 13 апреля 2009 года.

В серебряном поле лазоревый пониженный волнистый пояс, на котором — зеленое дерево, справа подобное березе, слева — ели, обремененное вписанным вверху и внизу золотым колосом; внизу пояс сопровожден тремя соединенными в ряд и вписанными вверху и внизу веретенами (сквозными ромбами) в цвет поля, окаймленными и заполненными внутри червленью.

Важнейшими отраслями Прилузского района, самого южного района Республики Коми, являются лесопромышленный и аграрный комплексы. Это нашло отражение в гербе района.

Зеленые деревья символизируют лиственные и хвойные леса, составляющие вместе тайгу — главное богатство района. Символика деревьев многообразна: береза — символ невинности, обаяния, побуждения к любви, очищения; ель — символ цельности, вечной жизни, покоя. Колос пшеницы — символически отражает сельскохозяйственный производственный потенциала района. Колос — символ единства, плодородия, полноты жизни и ее будущего преобразования. Волнистый лазоревый пояс — символизирует реку Луза, основную водную артерию района. Лазурь — символ возвышенных устремлений, искренности, преданности, возрождения.

Красный узор, состоящий из сквозных ромбов — аллегория национального коми орнамента — знак уважения и почитания предков и их культуры, знак памяти и верности народным традициям. Серебро — символ чистоты, ясности, открытости, божественной мудрости, примирения.

Зеленый цвет символизирует весну, здоровье, надежду. Красный цвет — символ мужества, жизнеутверждающей силы и красоты, праздника, труда. Золото — символ высшей ценности, величия, великодушия, богатства, урожая.

В авторскую группу вошли: идея герба — В. Десятникова (Прилузский район), геральдическая доработка — К.Моченов (Химки), художник и компьютерный дизайн — О.Салова (Москва), обоснование символики: В.Мишин (Химки).

Герб Сыктывдинского района. Утвержден в 2004 году.

Автор — Валерий Торопов.

Зеленый цвет — цвет надежды, весны, пробуждения, радости, природы. На гербе изображены представители финно-угорского фольклора — хищная птица (филин) и лось.

Лось в финно-угорской геральдической традиции является солярным образом, власти, верхнего мира. Образ лося также связывается с идеей силы, благородства, красоты, гармонического строения мира.

Композиция «хищная птица (филин) — лось» выполнена в стиле культового литья «пермского звериного стиля» и соответствует мифологическим воззрениям народа коми. Филин — символ мудрости, зрелого мышления, означающий то, что люди не должны ничего предпринимать опрометчиво, а прежде хорошо и спокойно подумать и поразмыслить. В традиционном толковании хищная птица (филин) с полураскрытыми крыльями символизирует образ власти, верхнего мира. Крестообразный контур птицы также является символом духовной власти.

Колос истолковывается как божий промысел; символизирует плодородие земли и изобилие. Зеленые ели — одно из вечнозеленых деревьев Центральной и Северной Европы, символ вечной, неумирающей, продолжающейся жизни.

Герб Сысольского района. Утвержден 31 марта 2008 года.

В рассеченном лазоревом и зеленом поле с узкой серебряной зазубренной оконечностью, каждый второй зуб которой увенчан малым червленым ромбом, золотой медведь прямо, стоящий на золотой открытой книге и сопровождаемый во главе золотым солнцем.

Подчеркивая связь современного Сысольского района с некогда самостоятельной волостью Вычегодской земли, за основу герба района взяты символы в пермском зверином стиле золотого цвета. В геральдике медведь — тотемное животное коми народа, самый сильный зверь наших лесов, олицетворяющий добродушие, силу, уважение и почет. Он бережет народ Сысолы и охраняет ее богатства. Книга — ум и стремление к познанию. Она указывает и на то, что на Сысольской земле родились основоположник коми литературы И.А.Куратов, известные люди республики и России. Лес — главное богатство района. Справа от медведя расположен росток, который символизирует возрождение, начало новой жизни, слева — рыба, символ плодородия.

Лик Зарни Ань (Золотой Бабы): это жизнедарующая солнечная богиня, матерь мира, которая оберегает нас, дает тепло и радость жизни. Она хранит все доброе и святое.

Круг — основа композиции, символ единства и бесконечности, знак абсолюта и совершенства. Это единство власти и народа, национальностей, взрослых и детей, бесконечность в развитии и процветании. Внизу изображен орнамент — знак принадлежности к коми культуре и уважения к истории предков. Значение орнамента «Кочки с ягодами» говорит о богатстве лесных даров, в более широком понимании — о богатстве «плодов» (результатов).

Серебро в геральдике — символ чистоты, искренности, совершенства и мира. Количество ягод — семь, это неслучайно. Это магическое число приносит удачу. Золотой цвет — величие, богатство культуры Сысольского района и уважение к нему. Зеленый цвет символизирует надежду на лучшее, радость жизни, изобилие и указывает на лесные богатства района. Цвет лазури (с левой стороны) говорит о величии и красоте земли Коми.

Авторская группа: члены клуба «Шондi» при районном Центре детского творчества Сысольского района И.Некрасов, А.Карманова, И.Раевская (руководитель Л.А.Соломатина).

Герб Троицко-Печорского района.

Герб Троицко-Печорского района представляет собой красный щит, на зеленой земле, завершенной золотым национальным орнаментом, стоит золотой лось, повернутый влево. В вольной части щита — герб Республики Коми.

Лось — мистическое существо. Лосю поклонялись еще много тысячелетий назад и продолжают это делать до сих пор! Чтобы просьба была услышана, надо просто повязать цветную ленточку на его рога или ноги. Все зависит от того, кто что просит.

В 1949 году на территории района, в поселке Якше, создана первая в мире опытная лосеферма.

Герб Удорского района. Утвержден 6 сентября 2005 года.

В черном поле, серебряная идущая лиса с червлеными (красными) глазами и языком; щит имеет узкую серебряную кайму.

Подчеркивая связь современного Удорского района с Удорской областью, являвшейся одной из Титульных земель Российских императоров за основу герба района взят исторический герб области, дополненный серебряной каймой.

В геральдике лисица – символ проницательности, хитрости, прозорливости. Серебро в геральдике – символ чистоты, искренности, совершенства и мира. Черный цвет – символ мудрости, покоя, скромности и образованности. Червленый (красный цвет) – символ труда, силы, мужества, красоты и праздника.

Авторская группа: В.Безумов (Сыктывкар), геральдическая доработка — К.Моченов (Химки), обоснование символики — К.Переходенко (Конаково), компьютерный дизайн — Г.Русанова (Москва).

Герб Усть-Вымского района. Утвержден 10 марта 1999 года.

На гербе изображены четыре лосиных головы. Головы обрамляют исполненное по мотивам пермского звериного стиля изображение золотого малого геральдического щита с женской личиной (Зарни Ань). Щит располагается на другом большом красном геральдическом щите. Справа и слева они соединяются полосами голубого цвета, которые в центре сливаются в одну полосу.

Герб Усть-Куломского района.

В золотом поле — зеленое вписанное острие, обремененное сидящей белкой в цвет поля, держащей в передних лапах таковой же орех. Герб Усть-Куломского района может воспроизводиться со статусной короной установленного образца.

С появлением первого человека на территории Усть-Куломского района и по сегодняшний день лес остается главным источником жизни жителей района. Это и промышленная лесоразработка и переработка древесины, а также лесоразведение. Лес — источник плодов и ягод, орехов и грибов, это источник чистого воздуха и прекрасного отдыха. В гербе Усть-Куломского района большой зеленый треугольник (острие) аллегорически представляет дерево.

Многое связано в Усть-Куломском районе и с другим богатством леса — пушниной. Строительство Ульяновского монастыря, сооружение Екатерининского канала непосредственно связано с пушным промыслом. Белка символизирует пушной промысел. Символика белки многозначна: символ домовитости, хозяйственности, запасливости, символ изобретательности, несгибаемости, стойкости, символ целеустремленности.

Орех, символизирует плодородие, жизненную энергию, начало, а орех в лапах белки символизирует изобилие здешней природы дарами леса. Зеленый цвет символизирует весну, здоровье, надежду. Золото — символ высшей ценности, величия, великодушия, богатства, урожая.

Авторская группа: идея герба — А.Гесев (п. Кебанъель, Усть-Куломский район), геральдическая доработка — К.Моченов (Химки), художник и компьютерный дизайн — И.Соколова (Москва), обоснование символики — В.Мишин (Химки).

Остальные муниципалитеты — Вуктыл, Усть-Цилемский, Койгородский, Корткеросский районы — пока не имеют официально утвержденной гербовой символики.

У Корткеросского района есть проект, который отправили в Геральдическую палату для согласования. На нем изображен один из ключевых элементов зырянской мифологии — золотая утка. В ней гармонично сочетаются основа жизни — солнце, лес — главное богатство района, а на крыльях нашлось место корктеросским селам.

При подготовке материала использовалась информация с сайтов nbrkomi.ru, geraldika.ru и газеты «Усинская новь»

Поделиться

Состав

В состав административно-территориального образования и городского округа входят 11 населённых пунктов:[12]

Населённый пунктТип населённого пунктаНаселение
1Вуктылгород, административный центр↘10 430[1]
2Дутовосело957[7]
3Кыртапосёлок66[7]
4Лемтыпосёлок221[7]
5Лемтыбожпосёлок↗174[11]
6Подчерьесело710[7]
7Савинобордеревня15[7]
8Усть-Воядеревня20[7]
9Усть-Соплескпосёлок151[7]
10Усть-Щугердеревня27[7]
11Шердинопосёлок122[7]

Примечания

  1. 12345678
    www.gks.ru/free_doc/doc_2016/bul_dr/mun_obr2016.rar Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года
  2. 123456
    [www.gks.ru/dbscripts/munst/munst87/DBInet.cgi?pl=8006001 (Республика Коми. Общая площадь земель муниципального образования]
  3. [docs.cntd.ru/document/951600634 Конституция Республики Коми]; [docs.cntd.ru/document/802060050 Закон Республики Коми от 06 марта 2006 года N 13-РЗ «ОБ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ УСТРОЙСТВЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ»] (с изменениями на 06.05.2016)
  4. [vuktyl.com/itemsovet-0/itemsovet-3.html Устав городского округа]
  5. [www.garant.ru/hotlaw/komi/678071/ Закон Республики Коми от 1 декабря 2015 года № 114-РЗ «О преобразовании муниципальных образований муниципального района «Вуктыл» в Республике Коми и внесении изменений в связи с этим в Закон Республики Коми «О территориальной организации местного самоуправления в Республике Коми»]
  6. 12
    www.gks.ru/dbscripts/munst/munst87/DBInet.cgi?pl=8112027 Оценка численности постоянного населения на 1 января
  7. 12345678910
    [komi.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/komi/resources/2d66df004e30e856b59eff3bf8d20d64/2.3.+Численность+населения+городских+округов%2C+муниципальных+районов%2C+поселений+и+населенных+пунктов.doc Всероссийская перепись населения 2010 года. Численность населения городских округов, муниципальных районов, поселений и населённых пунктов]. Проверено 29 декабря 2014. [www.webcitation.org/6VBXCpOV4 Архивировано из первоисточника 29 декабря 2014].
  8. [www.gks.ru/free_doc/doc_2012/bul_dr/mun_obr2012.rar Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям. Таблица 35. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2012 года]. Проверено 31 мая 2014. [www.webcitation.org/6PyOWbdMc Архивировано из первоисточника 31 мая 2014].
  9. [www.gks.ru/free_doc/doc_2013/bul_dr/mun_obr2013.rar Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2013 года. — М.: Федеральная служба государственной статистики Росстат, 2013. — 528 с. (Табл. 33. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов)]. Проверено 16 ноября 2013. [www.webcitation.org/6LAdCWSxH Архивировано из первоисточника 16 ноября 2013].
  10. [komi.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/komi/resources/090b768043529cd496ccd774665da2b8/Оценка+численности+населения+по+городским+округам%2C+муниципальным+районам%2C+поселениям+и+городским+населенным+пунктам.doc Оценка численности населения по городским округам, муниципальным районам, поселениям и городским населённым пунктам Республики Коми на 1 января 2014 года]. Проверено 22 марта 2014. [www.webcitation.org/6OG8RDoNu Архивировано из первоисточника 22 марта 2014].
  11. 12
    [www.gks.ru/free_doc/doc_2015/bul_dr/mun_obr2015.rar Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2015 года]. Проверено 6 августа 2015. [www.webcitation.org/6aaNzOlFO Архивировано из первоисточника 6 августа 2015].
  12. 12
    [docs.cntd.ru/document/802060050 Закон Республики Коми от 6 марта 2006 года № 13-РЗ «Об административно-территориальном устройстве Республики Коми»]

Население

Численность населения
1959197019791989199619982000
100↗7814↗16 767↗19 330↘18 800↗18 900↘18 600
2001200220052006200720082010
↘18 500↘14 472↘14 000↘13 700↘13 400↘13 300↘12 356
2011201220132014201520162017
↗12 400↘11 917↘11 599↘11 198↘10 729↘10 430↘10 205
20182019
↘10 017↘9780

На 1 января 2022 года по численности населения город находился на 933 месте из 1115 городов Российской Федерации.

Отрывок, характеризующий Вуктыл (городской округ)

Москва между тем была пуста. В ней были еще люди, в ней оставалась еще пятидесятая часть всех бывших прежде жителей, но она была пуста. Она была пуста, как пуст бывает домирающий обезматочивший улей. В обезматочившем улье уже нет жизни, но на поверхностный взгляд он кажется таким же живым, как и другие. Так же весело в жарких лучах полуденного солнца вьются пчелы вокруг обезматочившего улья, как и вокруг других живых ульев; так же издалека пахнет от него медом, так же влетают и вылетают из него пчелы. Но стоит приглядеться к нему, чтобы понять, что в улье этом уже нет жизни. Не так, как в живых ульях, летают пчелы, не тот запах, не тот звук поражают пчеловода. На стук пчеловода в стенку больного улья вместо прежнего, мгновенного, дружного ответа, шипенья десятков тысяч пчел, грозно поджимающих зад и быстрым боем крыльев производящих этот воздушный жизненный звук, – ему отвечают разрозненные жужжания, гулко раздающиеся в разных местах пустого улья. Из летка не пахнет, как прежде, спиртовым, душистым запахом меда и яда, не несет оттуда теплом полноты, а с запахом меда сливается запах пустоты и гнили. У летка нет больше готовящихся на погибель для защиты, поднявших кверху зады, трубящих тревогу стражей. Нет больше того ровного и тихого звука, трепетанья труда, подобного звуку кипенья, а слышится нескладный, разрозненный шум беспорядка. В улей и из улья робко и увертливо влетают и вылетают черные продолговатые, смазанные медом пчелы грабительницы; они не жалят, а ускользают от опасности. Прежде только с ношами влетали, а вылетали пустые пчелы, теперь вылетают с ношами. Пчеловод открывает нижнюю колодезню и вглядывается в нижнюю часть улья. Вместо прежде висевших до уза (нижнего дна) черных, усмиренных трудом плетей сочных пчел, держащих за ноги друг друга и с непрерывным шепотом труда тянущих вощину, – сонные, ссохшиеся пчелы в разные стороны бредут рассеянно по дну и стенкам улья. Вместо чисто залепленного клеем и сметенного веерами крыльев пола на дне лежат крошки вощин, испражнения пчел, полумертвые, чуть шевелящие ножками и совершенно мертвые, неприбранные пчелы. Пчеловод открывает верхнюю колодезню и осматривает голову улья. Вместо сплошных рядов пчел, облепивших все промежутки сотов и греющих детву, он видит искусную, сложную работу сотов, но уже не в том виде девственности, в котором она бывала прежде. Все запущено и загажено. Грабительницы – черные пчелы – шныряют быстро и украдисто по работам; свои пчелы, ссохшиеся, короткие, вялые, как будто старые, медленно бродят, никому не мешая, ничего не желая и потеряв сознание жизни. Трутни, шершни, шмели, бабочки бестолково стучатся на лету о стенки улья. Кое где между вощинами с мертвыми детьми и медом изредка слышится с разных сторон сердитое брюзжание; где нибудь две пчелы, по старой привычке и памяти очищая гнездо улья, старательно, сверх сил, тащат прочь мертвую пчелу или шмеля, сами не зная, для чего они это делают. В другом углу другие две старые пчелы лениво дерутся, или чистятся, или кормят одна другую, сами не зная, враждебно или дружелюбно они это делают. В третьем месте толпа пчел, давя друг друга, нападает на какую нибудь жертву и бьет и душит ее. И ослабевшая или убитая пчела медленно, легко, как пух, спадает сверху в кучу трупов. Пчеловод разворачивает две средние вощины, чтобы видеть гнездо. Вместо прежних сплошных черных кругов спинка с спинкой сидящих тысяч пчел и блюдущих высшие тайны родного дела, он видит сотни унылых, полуживых и заснувших остовов пчел. Они почти все умерли, сами не зная этого, сидя на святыне, которую они блюли и которой уже нет больше. От них пахнет гнилью и смертью. Только некоторые из них шевелятся, поднимаются, вяло летят и садятся на руку врагу, не в силах умереть, жаля его, – остальные, мертвые, как рыбья чешуя, легко сыплются вниз. Пчеловод закрывает колодезню, отмечает мелом колодку и, выбрав время, выламывает и выжигает ее. Так пуста была Москва, когда Наполеон, усталый, беспокойный и нахмуренный, ходил взад и вперед у Камерколлежского вала, ожидая того хотя внешнего, но необходимого, по его понятиям, соблюдения приличий, – депутации. В разных углах Москвы только бессмысленно еще шевелились люди, соблюдая старые привычки и не понимая того, что они делали. Когда Наполеону с должной осторожностью было объявлено, что Москва пуста, он сердито взглянул на доносившего об этом и, отвернувшись, продолжал ходить молча. – Подать экипаж, – сказал он. Он сел в карету рядом с дежурным адъютантом и поехал в предместье. – «Moscou deserte. Quel evenemeDt invraisemblable!» [«Москва пуста. Какое невероятное событие!»] – говорил он сам с собой. Он не поехал в город, а остановился на постоялом дворе Дорогомиловского предместья. Le coup de theatre avait rate. [Не удалась развязка театрального представления.] Русские войска проходили через Москву с двух часов ночи и до двух часов дня и увлекали за собой последних уезжавших жителей и раненых. Самая большая давка во время движения войск происходила на мостах Каменном, Москворецком и Яузском. В то время как, раздвоившись вокруг Кремля, войска сперлись на Москворецком и Каменном мостах, огромное число солдат, пользуясь остановкой и теснотой, возвращались назад от мостов и украдчиво и молчаливо прошныривали мимо Василия Блаженного и под Боровицкие ворота назад в гору, к Красной площади, на которой по какому то чутью они чувствовали, что можно брать без труда чужое. Такая же толпа людей, как на дешевых товарах, наполняла Гостиный двор во всех его ходах и переходах. Но не было ласково приторных, заманивающих голосов гостинодворцев, не было разносчиков и пестрой женской толпы покупателей – одни были мундиры и шинели солдат без ружей, молчаливо с ношами выходивших и без ноши входивших в ряды. Купцы и сидельцы (их было мало), как потерянные, ходили между солдатами, отпирали и запирали свои лавки и сами с молодцами куда то выносили свои товары. На площади у Гостиного двора стояли барабанщики и били сбор. Но звук барабана заставлял солдат грабителей не, как прежде, сбегаться на зов, а, напротив, заставлял их отбегать дальше от барабана. Между солдатами, по лавкам и проходам, виднелись люди в серых кафтанах и с бритыми головами. Два офицера, один в шарфе по мундиру, на худой темно серой лошади, другой в шинели, пешком, стояли у угла Ильинки и о чем то говорили. Третий офицер подскакал к ним. – Генерал приказал во что бы то ни стало сейчас выгнать всех. Что та, это ни на что не похоже! Половина людей разбежалась. – Ты куда?.. Вы куда?.. – крикнул он на трех пехотных солдат, которые, без ружей, подобрав полы шинелей, проскользнули мимо него в ряды. – Стой, канальи! – Да, вот извольте их собрать! – отвечал другой офицер. – Их не соберешь; надо идти скорее, чтобы последние не ушли, вот и всё! – Как же идти? там стали, сперлися на мосту и не двигаются. Или цепь поставить, чтобы последние не разбежались? – Да подите же туда! Гони ж их вон! – крикнул старший офицер. Офицер в шарфе слез с лошади, кликнул барабанщика и вошел с ним вместе под арки. Несколько солдат бросилось бежать толпой. Купец, с красными прыщами по щекам около носа, с спокойно непоколебимым выражением расчета на сытом лице, поспешно и щеголевато, размахивая руками, подошел к офицеру. – Ваше благородие, – сказал он, – сделайте милость, защитите. Нам не расчет пустяк какой ни на есть, мы с нашим удовольствием! Пожалуйте, сукна сейчас вынесу, для благородного человека хоть два куска, с нашим удовольствием! Потому мы чувствуем, а это что ж, один разбой! Пожалуйте! Караул, что ли, бы приставили, хоть запереть дали бы… Несколько купцов столпилось около офицера. – Э! попусту брехать то! – сказал один из них, худощавый, с строгим лицом. – Снявши голову, по волосам не плачут. Бери, что кому любо! – И он энергическим жестом махнул рукой и боком повернулся к офицеру. – Тебе, Иван Сидорыч, хорошо говорить, – сердито заговорил первый купец. – Вы пожалуйте, ваше благородие. – Что говорить! – крикнул худощавый. – У меня тут в трех лавках на сто тысяч товару. Разве убережешь, когда войско ушло. Эх, народ, божью власть не руками скласть! – Пожалуйте, ваше благородие, – говорил первый купец, кланяясь. Офицер стоял в недоумении, и на лице его видна была нерешительность. – Да мне что за дело! – крикнул он вдруг и пошел быстрыми шагами вперед по ряду. В одной отпертой лавке слышались удары и ругательства, и в то время как офицер подходил к ней, из двери выскочил вытолкнутый человек в сером армяке и с бритой головой. Человек этот, согнувшись, проскочил мимо купцов и офицера. Офицер напустился на солдат, бывших в лавке. Но в это время страшные крики огромной толпы послышались на Москворецком мосту, и офицер выбежал на площадь.

Значение слова вуктыл

гор., центр Вуктыльского р-на. Возник в 1968 г. Расположен на прав, берегу Печоры, ниже устья р. Вуктыл. На лев. стороне Печоры, напротив р. Вуктыл, находится д. Вуктыльдiн «место возле р. Вуктыль». На карте 1846 г.— Вуктилдын. В 1859 г.— Вухтыльская (Яко). На месте д. Яко (Якö) сейчас находится база отдыха вуктыльцев. С 21 августа 1984 г. Вуктыл — город район. подчинения.

Город назван по р. Вуктыл, прав, притоку Печоры, которая берет начало с возв. Вуктылпарма. Дл. 128 км. В 20 км от истока Вуктыл принимает в себя слева р. Вуктылвож, выходящего из бол. Вуктылнюр (коми вож «приток», нюр «болото»). В словаре П. Семенова р. Вуктыл записана как Вуктыль. Данная форма произношения встречается и среди местного населения.

В первой части названия отражено древнекоми слово вук (более стертые формы ук, уг, ух, ик, ык) со значением «левый». Данная лексема имеет финно-угорское происхождение, ср. фин. vasen, кар. v a s е п, важэм(э), эст. v a s a k, диал. v a s e m, vasam, ненец. вадеко, вадысеи, вассей «левый». В первом слоге коми у регулярно соответствует прибалтнйско-финское а: коми удны «кормить, поить» — фин. а п t а а «давать, вручать». Лексема вук (с вариантами) встречается в следующих гидронимах: Вуктыл или Вуктыль, лев. приток р. Локчим (44 км); Вуктыл, лев. приток Вычегды (32 км); Вуктым, лев приток р. Тулом (45 км); Иктым, лев. приток р. Лопья; Ухтым, лев. приток Колвы (бас. Вишеры); Иктыль, Уктыль, Ыктыль, лев, приток Южн. Мылвы (68 км); Вуква, лев. приток Ижмы; Шом Вуква, лев. приток Выми; Воктым или Вуктым, лев. приток Сысолы (64 км), Укдым или Угдым, лев. приток Вычегды (116 км). Все перечисленные реки являются левыми притоками, о чем говорят сами названия.

Рассматриваемый гидроним является исключением из принятого правила. Правила определения правого и левого притоков, которыми мы сейчас пользуемся, установились сравнительно недавно. Вопрос о том, что считать правым или левым притоком, определялся конкретными историко-географическими условиями. Бассейн Средней Печоры перекрестно заселялся с низовья ижемцами и с верховья вычегодцами. Вероятно, данная река получила свое наименование при заселении ее с низовья. Кроме того, положение притока как правого или левого зависело от позиции наблюдателя, что определялось сакральными причинами. Так можно объяснить происхождение гидронима Вуктыл, как правого притока.

В совр. коми языке понятие «правый» выражается словом веськыд, основное значение которого «прямой, правдивый, справедливый, честный». Понятие «левый» шуйга, шульга представляет собой русское заимствование, ср. шуий, шульга «левый».

Во второй части гидронима мы выделяем древнекоми форму ты — тый «озеро». Неустойчивый звук й перешел в л, ль. Так образовались формы тыл, тыль.

Реки с формантами -тыл, -тыль, -тыв, -тым имеют болотистый характер и в русле по пути течения образуют ряд озеровидных расширений с большими глубинами.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]