Домодедово
, город областного подчинения в России, административный центр Домодедовского района Московской области, кафедральный город Домодедовского викариатства Архиепископии Русских Церквей в Западной Европе и центр Домодедовского благочиния Подольской епархии. Расположен на Москворецко-Окской равнине, в центре Восточно-Европейской равнины, в 37 км к югу от Москвы. Железнодорожная станция на линии Москва-Павелец. Население — 124,3 тыс. (2017)
- Официальный сайт:
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Название городу дало село Домодедово, первые упоминания о котором было в 1401 году в духовной грамоте Владимира Андреевича Храброго, князя Серпуховского и Боровского. Территория современного города расположена на старинной дороге — Каширском тракте, который многие века связывал Москву с Каширой и другими городами южного направления.
В XVII веке в границы Домодедова входило две старинные деревни — Назарьево и Скнилово, точная дата исчезновения которых неизвестна. От деревни Скнилово остался один овраг, который сейчас называется Скниловский, расположенный между улицами Текстильщиков и Мичурина.
В 1775 году во время реформ Екатерины II на месте села Колычева на реке Пахре был образован город Никитск, уезд Московской губернии. В его границы вошли деревни Домодедово, Никитское, Битягово, Заборье. В 1796 году по указу сына императрицы Павла Первого Никитский уезд был упразднен, а селению возвращен прежний статус — село Колычево.
В 1812 году через территорию будущего города в направлении Подольска отступала французская армия, оставлявшая Москву.
В 1825 году хозяин усадьбы Константиново статский советник И. Ф. Похвиснев основал бумагопрядильную фабрику. Недалеко от фабрики был отстроен небольшой рабочий поселок с фельдшерской приёмной и школой для детей рабочих.
До середины XIX века территория города была пустырем с заросшим мелким кустарником и лиственными деревьями. Во времена крестьянской реформы 1861 году на частях земель Домодедовской волости Подольского уезда была образована Домодедовская дворцовая лесная дача, территория которой была разбита на кварталы, где проводилась плановая вырубка леса и заготовка хвороста. Очищенные от леса земельные участки сдавались внаём для строительства дач.
В 1897 году было начато строительство железнодорожной ветки Рязанско-Уральской железной дороги от Павельца на Москву, которая прошла через Домодедовскую волость. Станцию на 34 км от Москвы назвали по имени расположенного в пяти километрах села Домодедово — административного центра волости. 19 января 1900 года состоялось торжественное открытие станции Домодедово и началось регулярное пассажирское и грузовое движение в направлении Москва-Павелец.
В начале века недалеко от станции был основан пристанционный поселок, стали появляться заводские поселки, расширялись дачный поселок и поселок Константиновской фабрики. В 1919 году в пристанционном поселке была открыта первая образовательная школа. На летний период в поселке Домодедово заселялись дачники из Москвы.
В 1924 году постановлением Подольского уездного исполкома пристанционный поселок Домодедово был отнесен к статусу «Дачный поселок городского типа». А в 1928 году был избран дачный совет.
В связи с реконструкцией города Москвы в поселок Домодедово в 1937 году переехало около 200 семей москвичей. В 1938 году был образован рабочий поселок Домодедово, который развивался вдоль Каширского шоссе, между железнодорожной линией и рекой Рожайка.
Развитие поселка задержала Великая Отечественная война. В первые послевоенные годы промышленные предприятия Домодедово быстро восстанавливали свой производственный потенциал. Вместе с промышленным развитием рабочего поселка шло жилищное и бытовое строительство.
12 марта 1947 года рабочий поселок был преобразован в город районного подчинения.
7 апреля 1962 года вблизи города Домодедова началось сооружение одноименного аэропорта, в котором с 1966 года открылись регулярные пассажирские авиаперевозки.
В 1965 году в черту города вошел рабочий поселок Константиновской шерстопрядильной фабрики.
В 1969 году город Домодедово стал городом областного подчинения и центром нового Домодедовского района, выделенного из Подольского района.
11 августа 2003 года было утверждено административное деление города на Северный, Центральный, Южный и Западный округа.
19 июля 2004 года рабочий посёлок Востряково вошёл в состав города Домодедова, а дачный посёлок Барыбино в дачный посёлок Белые Столбы, а 17 сентября этого же года дачный посёлок Белые Столбы был присоединился к городу Домодедово.
15 декабря 2004 года муниципальное образование «Домодедовский район Московской области» наделяется статусом городского округа.
14 марта 2007 года к городу отошли деревни Заборье, Меткино, Рождественское, Умшары и село Шебанцево. 7 сентября этого же года городской округ Домодедово был разделён на семь микрорайонов, а позднее — на девять.
Домодедово
Впервые «Домодедово с лугами» упоминается в духовной грамоте серпуховского князя Владимира Андреевича, датируемой 1401 годом, которое он завещал своей жене княгине Елене. В 1433 году княгиня «благословила сноху свою Ульяну селами Битягово и Домодедово с деревнями». Вскоре в результате тяжбы между великим князем Московским Василием II и князем серпуховским Василием Ярославовичем серпуховской князь оказался в заточении, а Домодедово отошло к Москве. В XVI веке село стало центром одноименной дворцовой волости и было передано в ведение Конюшенного приказа. Во время царствования Ивана IV Грозного волость вошла в число опричных волостей, здесь содержали и откармливали лошадей опричников. Первое из сохранившихся описаний села дано в писцовой книге 1646 года: «Село Домодедово у реки Пахры, по обе стороны речки Рожайя, а в нем деревянная церковь во имя рождества Христова с приделом Николая Чудотворца, да на церковной земле пять дворов церковного притча и четыре бобыльских. Кроме церковных в селе 57 крестьянских и бобыльских дворов, в том числе кузнеца, со 148 мужскими душами, да один двор пуст».
В 1654 году случилась эпидемия чумы, после которой значительно сократилась численность населения. По данным переписи 1663 года в селе зафиксированы 10 опустевших дворов, а три бобыльских двора и вовсе перестали существовать. По распоряжению властей в село из других дворцовых сел были переселены 46 крестьян мужского пола, в том числе володимерец Кузьма Петров Сизов, Ивашка Марков из села Мячкова, хотунец Митька Кирилов, муромец Сидор Елистратов. В этот период к Домодедовской волости было отнесено село Пахрино (исчезло в начале XX века)
, в котором имелся обширный княжеский двор с большим садом, конюшней и житницами. В Пахрино было перенесено волостное правление, здесь началось формирование государева конюшенного двора, в котором в 1680 году содержались 74 государевых лошади и 41 лошадь царских сокольников.
В 1706 году указом Петра I Домодедово вместе с волостями пожаловано в вотчину сподвижнику царя А. Д. Меншикову. О положении домодедовских крестьян в это время говорит их челобитная князю, в которой говорится, что крестьяне волости до 1707 года были приписаны к приказу большого дворца и «кроме десятинной пашни, молотьбы хлеба и всяких повозок во дворец никаких податей не плачивали, а с 1707 года положено на них в казну царского величества платить по 4 и 5 рублей со двора, да князю на всякие расходы 564 рубля в год». Князь также затребовал к своему дому в новой столице 72 полугодовых работников, на пропитание которых крестьяне платили по 202 рубля в месяц. Жалоба крестьян осталась без последствий, даже после опалы князя. Лишь в 1740 году было принято решение «положенные князем Меншиковым налоги с крестьян не взыскивать».
С основанием в 1730-х годах в селе Пахрино императорской сводной конюшни крестьяне села были приписаны к ней, и основной их обязанностью стало обслуживание потребностей конюшни. Молодых жителей села вместо службы в армии зачисляли конюхами, кузнецами и мастеровыми придворных конюшен. При императрице Анне Иоанновне наиболее состоятельных жителей села с разрешения властей стали записывать в московское купечество, некоторые из них обосновывались в Москве.
По данным за 1765 год в 49 дворах села насчитывалось 679 жителей, которым принадлежало 112 лошадей, 63 коровы, 214 овец и 26 свиней. Три семьи лошадей и скота не имели. По существовавшим в те годы порядкам дворцовые крестьяне могли жениться только на девушках дворцовых волостей. Ревизские сказки 1762 года указывают на то, что женихи села брали в жены девушек-односельчанок и из соседних деревень Заболотье, Павловское, Брянцево, Белеутово. Чтобы выйти замуж за пределы волости, девушкам требовалось разрешение волостного правления.
С осени 1770 года в селе началась очередная эпидемия чумы. Всего за несколько месяцев ее жертвами стали 62 мужчины и почти столько же женщин.
Во время Отечественной войны 1812 года через Домодедово прошли главные силы русской армии, совершавшие знаменитый маневр М. И. Кутузова, а вслед за ними прошла конница французов. Урон крестьян от передвижения войск оказался настолько велик, что им потребовалась помощь правительства в виде ссуды «на прокорм и обсев полей» в размере 8 648 рублей.
В 1829 году, после ликвидации конюшни в Пахрино, село было приписано к Бронницкому государеву конному заводу, а после его закрытия в 1845 году передано в ведомство Московской дворцовой конторы.
По данным 1848 года о селе имеются следующие сведения: «Село Домодедово, 392 ревизских души, грунт земли иловатый, поля ровные, урожай ржи сам третий с половиною. Крестьяне занимаются хлебопашеством, некоторые промышляют в Москве слесарными работами и на ситцевых фабриках, иные извозничают по большим дорогам».
После реформы 1861 года были предприняты первые шаги в области народного просвещения. Церковный дьячок и крестьянка М. Г. Рожкова первыми стали обучать у себя на дому 30 детей. В 1888 году крестьянин села Василий Степанович Сизов на церковной земле построил деревянную церковно-приходскую школу с квартирой учителя. Здание школы он передал сельской церкви.
Дачный поселок Домодедово
В ходе крестьянской реформы часть земли, занимаемой сегодня городом Домодедово, была выделена в надел крестьянам села Домодедово и деревень Белеутово и Павловская. По уставной грамоте 1864 года в надел крестьянам с. Домодедово выделено 946 десятин земли, которые они спустя 5 лет выкупили за 24 200 рублей в собственность. В этот период в селе числилось 423 ревизских души, но значительное число их проживали в селе Старый Ям. Некоторые из них, в том числе А. Н. Горбачёв, взяли в аренду пустошь Городяиха на большой Серпуховской дороге, где построили постоялые и жилые дворы, основав деревню Городяиху.
Оставшаяся от надела земля, поросшая березовым и осиновым лесом да мелким кустарником, в 70-е годы ХIХ века включена в состав Домодедовской дворцовой лесной дачи. На ее территории, разбитой на кварталы, велась плановая вырубка леса. Пролегавшую через дачу Каширскую дорогу в 1888-1889 годах замостили камнем, и она стала именоваться шоссе. К нему вплотную примыкала скотопрогонная дорога, по которой гнали скот из южных губерний в Москву.
В 1897 году началось строительство железной дороги Москва – Павелец. Из лесной дачи была отмежевана полоса земли шириной по 32 м в каждую сторону от железнодорожной линии, на ней был вырублен лес, и начались работы по отсыпке полотна железной дороги, строительство станции, водовода от насосной станции на р. Рожай до водонапорной башни и казарм для строителей и сотрудников железной дороги. Весной 1899 года инженер путей сообщения А. А. Венцель на земле крестьян д. Белеутово основал кирпичный завод, а несколько месяцев спустя московский купец П. Н. Мартьянов арендовал у крестьян д. Белеутово 8 десятин земли для строительства цементного завода и спален для его рабочих.
Вскоре после открытия движения по железной дороге уроженец д. Павловской, первым в деревне выкупивший земельный надел в собственность, а затем принятый в московское купечество, Василий Семенович Леонов основал при станции Домодедово лесной склад и лавку, крестьянин д. Новленской Матвей Яковлевич Лапшин открыл чайную, преобразованную затем в трактир, крестьянин Бронницкого уезда М. М. Золотов содержал при станции буфет. Рядом со станцией Общество Рязано-Уральской железной дороги сдавало в аренду участки земли под строительство складских помещений.
В сентябре 1903 года Московский удельный округ провел торги по сдаче в аренду 148 дачных участков в 4-м и 5-м кварталах лесной дачи, но на торги явились всего три человека, а контракт на аренду участка земли под № 85 на берегу р. Рожай близ водокачки заключен лишь с владельцем цементного завода Мартьяновым. В 4-м и 5-м кварталах владельцу Константиновской фабрики Р. А. Келлеру разрешено строительство шоссе от фабрики до Каширского шоссе (ныне Советская улица).
Весной 1905 года в московских газетах появилось объявление: «Дачные участки. Управление Московского удельного округа объявляет, что в 40 верстах от Москвы в Домодедовской лесной даче при ст. Домодедово Павелецкой линии Рязано-Уральской ж.д. сдаются в аренду участки земли под постройку дач… Местность, разбитая на данные участки, примыкает к реке Рожай». Спустя два года, Главное управление уделов и общество крестьян д. Белеутово предоставили Подольской уездной земской управе в бесплатное и бессрочное пользование землю для устройства шоссейной дороги от Каширского шоссе до ст. Домодедово, как продолжения Келлеровской дороги. Управа при этом обязалась предоставлять бесплатный проезд по этой дороге всем арендаторам дачных участков.
В числе первых арендаторов участков были уроженец Костромской губернии заведующий цементным заводом Мартьянова В. Е. Савинов с 1906 года и владелец трактира М. Я. Лапшин, взявший в 1913 году в аренду участок № 155 «б» шестого квартала на 24 года. В это время крестьянин д. Овчинки М. В. Грозилин открыл в поселке кузницу, а через год взял участок № 156 в этом же квартале под постройку дома. Обзавелся участком и крестьянин Владимирской губернии М. А. Митрофанов, работавший на кирпичном заводе. Два соседних участка с 1 января 1915 года взяли в аренду конторщик и весовщик ст. Домодедово Е. Д. Пошехонов и крестьянин д. Новленской Г. М. Лапшин. К этому времени в четырех строениях станции проживало 32 человека и 77 в восьми домах пристанционного поселка. В летний период почти 700 человек ютились в 14 заводских бараках. Однако в годы первой мировой войны число работников на заводах резко сократилось, а с октября 1917 года заводы и вовсе остановились. Купивший в рассрочку цемзавод В. Е. Савинов после национализации в 1918 году был назначен заведующим заводом и одновременно его сторожем.
Очень болезненным оказался вопрос о землепользовании в поселке. Дореволюционные контракты на аренду участков стали недействительными, и волостной земельный комитет в 1918-1923 годах разрешил жителям поселка пользоваться земельными участками в тех размерах, которые сложились фактически. Однако в 1927 году постановления комитета власти признали «незакономерными» и предложили землепользователям заключить новые арендные договоры. Последние, особенно пользовавшиеся не только усадебными участками, но и полевой землей, обратились в Президиум Моссовета с просьбой прислать на место комиссию. Комиссия с участием уполномоченного поселкового совета Л. Г. Колесникова обследовала в октябре 1928 года часть хозяйств поселка и установила, что жители 12 дворов из 30 занимаются преимущественно сельским хозяйством, владея полевыми землями в пределах от одной до четырех десятин, а всего 30,5 десятинами. У них имелось 10 лошадей, 13 коров, 21 овца и 7 поросят. Все они проживали в деревянных домах на каменных фундаментах, имея на усадебных участках посадки яблонь, слив, вишен, земляники и малины. Часть жилых помещений многие из них сдавали под квартиры рабочим и служащим заводов и дачи москвичам.
В связи с тем, что земли поселка планировалось разбить на участки под застройку, уездный земельный отдел в апреле 1929 года предупредил владельцев пахотной и луговой земли, чтобы они засевали землю исключительно яровыми культурами, заключив краткосрочные договоры с волостным комитетом сроком до октября месяца.
Между тем крепла экономическая база поселка. С 1923 года возобновил производство кирпичный завод, изготовив за сезон 2,3 млн. штук кирпича, а к 1930 году увеличив выпуск кирпича до 14,2 млн. штук. В 1928 году начал производство цементный завод. На этих заводах в 1930 году было занято уже 820 человек, для них построены новые бараки. В поселке образован рабочий кооператив, членами которого стали 500 человек, на Каширском шоссе построено его здание, в котором разместились правление, склады и магазины. Ему переданы дом и чайная Г. М. Лапшина. Начали работать амбулатория и первый детский сад.
Рабочий поселок Домодедово
В постановлении исполкома Подольского райсовета в 1934 году записано: «Принимая во внимание, что в поселке Домодедово из 2 500 жителей количество работающих на кирпичном, силикатном заводах и железнодорожной станции составляет свыше 1000 человек, кроме того в поселке постоянно проживает 500 человек на положении дачников, и что население поселка совершенно не связано с сельским хозяйством, с целью усиления благоустройства поселка и руководства производственной жизнью … просить Мособлисполком включить п. Домодедово в список рабочих поселков области с организацией поселкового совета».
Однако, эта просьба осталась без последствий. В соответствии с постановлением Президиума Моссовета от 21 декабря 1928 года поселок официально назывался дачным. Судьбоносной для посёлка стала реконструкция Москвы, в связи с которой из ветхих домов столицы предстояло переселить в поселок Домодедово 1200 семей москвичей. Решением Подольского райсовета под новое жилищное строительство выделено 265 гектаров земли, примыкающей к существующему поселку, в том числе 60 га для рабочих и служащих заводов и железнодорожной станции. К середине сентября 1937 года в поселок переселились первые 200 семей. Новоселы застроили Заводскую, Лесную, Дачную, Ново-Московскую, Западную улицы и Московский проезд. Газета «Подольский рабочий» в номере за 31 марта 1938 года о, в мастерской «Сантехмонтажа». На средства московских городского и областного советов в поселке началось мощение центральных улиц и тротуаров. Построены новая хлебопекарня производительностью в 10 тонн хлеба в сутки, средняя школа на 280 мест, рылись колодцы, открыта аптека, началось бурение первой артезианской скважины.
В 1939 году дачный поселок Домодедово преобразован в рабочий с числом жителей 10 тысяч человек и продолжал застраиваться. Только за последние три предвоенных года здесь построено 900 жилых домов, появились улицы Первомайская, Новая, кирпичный завод для своих работников начал строительство двухэтажных кирпичных домов, московскому разрешено строительство в восточной части поселка 12-квартирных домов, начато строительство головных сооружений водопровода, открыт колхозный рынок.
Начавшаяся Великая Отечественная война прервала развитие поселка, круто изменив все сферы его жизни. Многие из его жителей были мобилизованы в армию или ушли в народное ополчение. Деятельность остальных была подчинена нуждам армии, мерам по обороне столицы. Кирпичный работу прекратили, завод металлоконструкций выполнял спецзаказы оборонного значения, изготовляя амбразуры, ежи, бензоемкости. Производственные мастерские райпромкомбината изготовляли валяную обувь для армии, шили для бойцов нательное белье и телогрейки. Особо важную роль в оборонительных мероприятиях сыграли работники железнодорожной станции. В характеристике начальника станции В. Н. Домогатского записано: «С 19 октября 1941 года по 25 января 1942 года производил выгрузку материалов, прибывающих на станцию для строительства оборонных рубежей, выполняя спецзадания. Как начальник станции сплотил весь коллектив к бесперебойной и четкой работе, к быстрому и безаварийному продвижению поездов, способствовал быстрой погрузке и выгрузке военных эшелонов. В период налетов вражеской авиации находился на своем посту и принимал активное участие в быстрейшей ликвидации последствий налетов».
Ремонтные рабочие станции Г. В. Безлепкин, Ф. Г. Давыдов, А. Ф. Костюков, находясь на казарменном положении, по-ударному восстанавливали разрушенные бомбежками пути на перегонах Домодедово – Белые Столбы, Белые Столбы – ст. Барыбино. Путевой обходчик К. П. Конопкин 25 октября 1941 года на перегоне Домодедово – Ленинская при бомбежке предотвратил крушение проходивших военных и пригородных поездов.
Трудно переоценить вклад жителей поселка в строительство оборонительных сооружений. Многие из них участвовали в сооружении противотанкового рва от д. Овчинки до ст. Домодедово, лесных завалов на участке Сальково – Домодедово – Пушкино, оборонительных линий в районе п. Домодедово – д. Заборье. Среди награжденных медалью «За оборону Москвы» значились 22 работника станции Домодедово, 21 – завода металлоконструкций, 8 – огнеупорного завода, директор мастерских И. Н. Гаврюшин, учительница школы № 1 Н. С. Робустова и другие.
При налетах фашистской авиации разрушен заготовительный цех сварочной базы, пострадали завод металлоконструкций, железнодорожная станция, линии электропередач и связи, некоторые жилые дома.
Мирную жизнь пришлось начинать в тяжелейших условиях. Жилой фонд поселка пришел в крайне запущенное состояние. Заводские бараки были перенаселены и требовали капитального ремонта, а некоторые из них находились на грани обвала. Не лучше обстояли дела и в частном секторе. В каждом из 1 121 домовладений числилось по два и более владельца. Поселковый совет был завален просьбами о разрешении перестроить террасы, веранды и даже сараи под жилье. Из 42 улиц и проездов некоторые, в т.ч. Павловская, Полевая, Народная, только начинали застраиваться. Электричество имелось лишь в части домов, строительство водопровода с начала войны законсервировано, вода в некоторых колодцах без кипячения к употреблению непригодна, продукты питания распределялись по карточкам.
Поссовет планировал в 1947 году построить 1000 кв. м. новой жилплощади и отремонтировать 33 дома, осветить центральные улицы, отремонтировать 12 колодцев, проложить 2 100 погонных метров водопроводной сети, установить 12 водозаборных колонок, построить радиоузел.
Город Домодедово
К 1947 году поселок Домодедово насчитывал 1 573 дома с населением 20 300 человек. Учитывая численность населения и перспективы его развития, Президиум Верховного Совета РСФСР 12 марта 1947 года принял Указ «О преобразовании рабочего поселка Домодедово Подольского района Московской области в город районного подчинения».
В 1950-х гг. в городе были построены новые и реконструировали старые предприятия: , завод металлоконструкций (), завод стройматериалов и конструкций, завод огнеупорных изделий, швейно-трикотажная фабрика. Построены новые объекты социальной сферы: школа на 400 учащихся, здание горсовета, родильный дом, библиотека, предприятия розничной торговли. Шло активное строительство микрорайона «Жилпоселок». В 1956 году в городскую черту был включен поселок Константиновской фабрики, который стал микрорайоном Домодедово.
К началу 1959 года численность населения города составила 27,7 тыс. человек. В 1962 году начал работу кинотеатр «Авангард», в 1966 году — главное здание городской больницы на улице Пирогова.
В 1962 году рядом с городом начато строительство московского аэропорта «Домодедово», 25 марта 1964 года отсюда вылетел первый пассажирский рейс Москва — Свердловск. С 1966 года из аэропорта «Домодедово» выполняются регулярные пассажирские рейсы.
К концу 1960-х гг. Домодедово превратился крупный промышленный центр. На 1 января 1969 года численность населения превысила 35 000 человек. В городе работали 9 промышленных предприятий, шесть общеобразовательных школ, музыкальная школа, филиал Подольского индустриального техникума, кинотеатр, три клуба, дом пионеров, шестнадцать библиотек.
27 апреля 1969 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР № 741/2 был образован Домодедовский район. Город Домодедово стал его административным центром – городом областного подчинения.
В 1971 году утвержден генеральный план застройки города. На привокзальной площади построен первый 9-ти этажный дом. Сдано в эксплуатацию здание горкома партии и горсовета. В 1990 году построен дом культуры «Мир». В 1997 году начато строительство микрорайона «Дружба». В 2000–2001 гг. вдоль Каширского шоссе возводятся многоэтажные кирпичные здания на месте снесенных деревянных домов.
В 2004 году к городу присоединены рабочий поселок Востряково и поселок Белые Столбы. В 2007 году в состав города вошли деревни Заборье, Меткино, Рождественское, Ушмары и село Шебанцево.
12 января 2005 года образовано муниципальное образование городской округ Домодедово в составе Московской области, а Домодедовский район был упразднен.
Где находится город Домодедово?
Домодедово — город, который образует административно-территориальную единицу и одноименное муниципальное образование городской округ Домодедово, находится в Московской области на расстоянии 37 км от центра Москвы. Домодедово располагается в Москворецко-Окской равнине, в центральной части Восточно-Европейской равнины. Протянулся с севера на юг вдоль железной дороги. Приблизительная численность населения города составляет 127 тысяч человек, площадь территории Домодедово — 159 квадратных километров.
Климат в Домодедово — умеренно-континентальный. Для климата характерна мягкая зима с оттепелями и теплое, влажное лето. Из-за частых циклонов с Атлантики и Средиземноморья в городе наблюдается увеличенная облачность. На территории города, практически отсутствуют водные ресурсы. Основные реки, которые протекают в Домодедово — Пахра, Рожайка, Северка.
Домодедово находится в одной часовой зоне с Москвой, смещение относительно Всемирного координированного времени (UTC) — +3.
Чем известен город Домодедово?
- В городе Домодедово находится Серафимо-Знаменский скит — женский монастырь, который был основан в 1920 году по инициативе грузинской княжны Марджанишвили. На территории скита протекает святой источник, популярный среди местных жителей и туристов.
- На улице Советской находится Обелиск Славы. Памятник установлен в честь героев Великой Отечественной войны, которые отдали свои жизни за Родину. На территории сквера, где находится обелиск, установлен Вечный огонь и стенды с фамилиями погибших во время войны.
- Также в городе Домодедово располагается городской парк «Ёлочки», который поделен на тематические зоны. На территории парка имеется Аллея Молодоженов, Храм Святых Петра и Февронии, спортивные площадки, досугово-развлекательный центр, ЗАГС. Парк оборудован скалодромом и различными развлекательными зонами для детей и взрослых.
- Недалеко от города находятся Сьяновские каменоломни — искусственно созданные пещеры которые создавались для добычи известняка. Пещера является самой большой в Московской области. По своей величине пещера занимает 5 место в России. Добыча известняка началась в XIII веке.
- В центре города находится Историко-художественный музей, который открылся в 1992 году. Каждый год, в мае, здесь проводится Ночь в музее. В это время любой желающий может посетить музей ночью. В здании музея находятся архивы, вещи и предметы, которые связаны с историей и важными событиями города. Большая часть коллекции посвящена Великой Отечественной войне.
- На территории города Домодедово находится усадьба Растуново, которую построил А. П. Демидов в 1797 году. Усадьба построена из красного кирпича и украшена белыми рисунками. На текущий момент времени в усадьбе Растуново возвели церковь Иверской иконы Божией Матери.
- Самая необычная достопримечательность в городе — музей Башмака, который находится возле музея сказок. Здесь находится самый большой башмак в мире, внутри которого находится музей. В качестве экспонатов здесь размещена различная обувь со всего мира. Здание музея состоит из двух этажей.
- В Домодедово находится известная каменоломня «Кисели» или «Каминское». Ранее здесь занимались добычей известняка для строительства Москвы. Длина пещеры — 11 м. На сегодняшний день в каменоломне проводятся экскурсии для туристов.