Достопримечательности города Тара (Омская область)


Город Тара, 2004 год

Тара
, город в России, административный центр Тарского района Омской области, кафедральный город Тарской и Тюкалинской епархии. Расположен на левом берегу р. Иртыш, в 285 км от ж.д. станции Любинская, в 302 км к северу от Омска. Узел автомобильных дорог. Население — 27,6 тыс. человек (2012).

  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Шестой основанный в Сибири город. Первое русское поселение на территории современной Омской области.
Основан в 1594 году воеводой князем Андреем Васильевичем Елецким для защиты верх-иртышских волостей от нападения хана Кучума и немирных татар. В царском наказе князю Елецкому говорилось: «Итти город ставить вверх Иртыша на Тару реку, где бы государю было впредь прибыльняе, чтобы пашню завести и Кучума царя истеснить и соль завести…»

.

Осмотрев устье р.Тара (гидроним Тара — из тюркского тар

— «узкий»), князь Елецкий решил, что низкие, болотистые земли на реке к заведению пашни не пригодны, к постройке города не удобны. Место было выбрано на высоком левом берегу Иртыша возле реки Аркарки. Это была наиболее приподнятая территория, окруженная с запада заболоченными, трудно проходимыми низинами, с южной и северной сторон — оврагами, с восточной — поймой рек Иртыша и Аркарки.

Однако, существует версия, согласно которой изначально город действительно построили в устье реки Тара (там где ныне п. Усть-Тара). Затем, в 1669 году, после пожара или большого наводнения его перенесли на настоящее место [1].

Город сгорал почти полностью не менее пяти раз (в т.ч. в 1629 и 1658 и 1669 (?) годах) [2].

Акварельный рисунок г. Тары 1734 года (из фондов архива ЛОРАН), с сайта taragorod.ru

В течение почти всего XVII века Тара считалась пограничным городом с Джунгарией и киргизскими кочевьями и имела весьма важное значение как стратегический пункт, из которого русские предпринимали свои экспедиции в предгорья Алтая и в Среднюю Азию. В это время в городе завязалась оживленная меновая торговля с Джунгарией, Бухарой и Ташкентом.
В 1697 году город был зачислен в ведомство Тобольского разряда, в 1708 году был приписан к Сибирской губернии, с 1719 года — к Тобольской провинции.

Со строительством в XVIII веке Омской крепости, когда Сибирский тракт прошёл к югу от Тары, город потерял своё стратегическое и торговое значение.

С 1782 года — уездный город Тобольской области Тобольского наместничества (с 1796 года — Тобольской губернии).

Через Тару проходила военно-этапная дорога из Тобольска к Томску.

В начале 1880-х годов в окружном городе Тара Тобольской губернии имелось 6 православных церквей, мечеть, 952 дома, уездное и приходское училище, женская школа, почтовая станция, тюремный замок. Здесь действовали 2 салотопенных, 1 мыловаренный, 6 свечносальных, 5 кожевенных, 1 винокуренный, 3 кирпичных завода, 18 кузниц, паровая мукомольная мельница.

Тара. Вид с колокольни Спасской церкви, 1916 год. Фото из личных архивов А.А. Жирова, с сайта taragorod.ru

Множество людей собирали торговые ярмарки – Благовещенская (с 20 марта по 20 мая) и Екатерининская (с 24 ноября по 20 декабря). Торговали одеждой, обувью, кожами, рыбой, скотом и сбруей, мехами (белка, лиса, бобер, горностай). Из ремесел были развиты серебряное, кузнечное и живописное. В это время город принадлежал «по довольству жителей, к лучшим городам Тобольской губернии» [3].
По сведениям 1900 года, в городе имелись типография, 2 фотографии, городской ломбард, городская общественная библиотека, телеграф, благотворительные учреждения: дом призрения бедных (откр. в 1882), сиропитательный дом коммерции советника Я.А. Немчинова, ночлежный дом для ссыльных (откр. в 1890).

В начале века, по сравнению с городами, находящимися на железнодорожной линии, значение Тары пало.

С июня 1918 по ноябрь 1919 года в Таре размещались войска А.В. Колчака.

Современная Тара — второй по величине районный центр Омской области. Здесь находятся филиал Омского телевизионного завода; мясной, маслосыродельный, мельничный комбинаты; рыбный, пивоваренный, кирпичный заводы; обувная и швейная фабрики.

Статистика

  • 1869 — 7091 человек
  • 1897 — 7220 человек
  • 1906 — 7,6 тыс. человек (из них 2,3 тыс. — ссыльные)
  • 1913 — 11,2 тыс. человек
  • 1926 — 10,3 тыс. человек
  • 1939 — 15,4 тыс. человек
  • 1959 — 22,6 тыс. человек
  • 1992 — 26 тыс. человек
  • 2005 — 26,9 тыс. человек

Религия

С 1620 года — в пределах Сибирской и Тобольской епархии. В начале 1620-х годов архиепископом Киприаном в городе были устроены Спасский мужской и Пятницкий женский монастыри.

В начале XVIII века Тара стала убежищем «самых фанатических» старообрядцев. Преследование раскола возбудило здесь целое восстание, повлекшее за собой жестокие казни. После усмирения бунта, в 1722 году старообрядцев «целыми массами» сажали на кол. В начале века в окрестностях города имелись несколько крестов без надписей и обширные насыпи — могилы казненных, а за жителями Тары сохранялось прозвище «коловичи». [4]

В 1734 году в городе было четыре церкви (соборная Успенская, Параскевинская (Пятницкая), Преображенская, Никольская).

18 февраля 1895 года город был включен в новообразованную Омскую епархию.

Перед революцией 1917 года в городе имелось 6 православных церквей, мечеть. Действовали приходское Спасское 3-х классное (откр. в 1841) и приходское одноклассное училища, церковно-приходская одноклассная школа, а также магометанское училище.

Тара. Копия с открытки начала XX века с ныне несуществующими Успенским, Пятницким и Никольским храмами, с сайта taragorod.ru

Из старинных святынь в Таре хранилась Тихвинская икона Божией Матери, принесенная сюда в 1594 году первым воеводой князем Андреем Елецким. Из церковных древностей историками упоминаются золоченные [5] колокола на храме Казанской иконы Божией Матери, пожертвованные храму одним из прихожан — любителей церковного благолепия.
В 1930-е годы были снесены все храмы Тары, кроме Спасского.

В сентябре-ноябре 1937 года, марте 1938 года в городе производились расстрелы священнослужителей и мирян (групповые дела — «Дело к/р организации церковников. Тара, 1937 г.», «Дело прот. Павлинова П.И. и др., Омская о., 1937 г.», «Дело священника Фролова К.Ф. и др. Колосовский р-н Омской обл. 1937 г.», «Колосовской контрреволюционной повстанческой группы»). Тела расстрелянных, предположительно, были захоронены в карьерах кирпичного завода (ныне дд. № 33, 35 по улице 11-я линия) [6].

В 1978 году в городе был открыт молитвенный дом, которого верующие добивались с 1940-х годов.

В 1990 году Спасский храм (ныне кафедральный собор) был передан верующим.

С 6 июня 2012 года Тара — кафедральный город Тарской и Тюкалинской епархии.

Монастыри

  • Параскевы Пятницы (женский) (упразд.)
  • Спаса Нерукотворного образа (мужской) (упразд.)

Храмы

  • Вознесения Господня
  • Георгия Победоносца (упразд.)
  • Казанской иконы Божией Матери (снесен)
  • Николая Чудотворца, собор (разобран в 1938)
  • Параскевы Пятницы (взорван в 1951 году)
  • Спаса Нерукотворного образа, кафедральный собор
  • Тихвинской иконы Божией Матери, кладбищенский (снесен)
  • Успения Пресвятой Богородицы (снесен)

ТАРА: История и Современность (Часть I)

В 1994 году исполнилось 400 лет со дня основания Тары, старейшего города Сибири и первого русского поселения в Омской области. Более 300 лет Тара была воеводским и уездным центром Среднего Прииртышья. Она имеет замечательную историю, множество архитектурных памятников, которые интересуют краеведов, туристов и экскурсантов. Этому событию посвящается цикл статей «ТАРА: История и Современность«

I. ПРИСОЕДИНЕНИЕ СИБИРИ

Начатый в 1581 году исторический поход казацкой дружины под командованием атамана Ермака Тимофеевича после упорного боя на.берегу Иртыша у Подчувашского мыса закончился победой Ермака. После этой победы 26 сентября 1582 года казацкая дружина вступила в столицу Сибирского ханства Кашлык (он же Искер, Сибир). Этот день и считается днем присоединения Сибири к Русскому государству. Обширнейшие малозаселенные и совершенно свободные пространства позволили прибывающим из России народам Сибири расселяться на свободные земли, осуществлять земледельческую и промысловую колонизацию без стеснения и вытеснения аборигенов. Атаман Ермак, как истинный представитель русского народа, начал проводить дружественную политику по отношению к местным народам. С занятием столицы Сибирского ханства Кашлыка к Ермаку стали приходить представители местных племен хантов и манси, татарские князцы и мурзы с подарками и добровольно признавать власть русского царя, давать клятву (по старинной терминологии «целовать шерсть»), в которой говорилось «быть им под его царскую рукою вовеку… и ясак им платить государю во все лета беспереводно, а на русских людей зла никакого не мыслить и не творить».

Летом 1585 года (по другим данным, 1584 года) Ермак с частью своей дружины совершил поход вверх по Иртышу. Князцы Тебендинских, Ташетканских и других юрт встречали Ермака с подарками и добровольно вступали в подданство России. Эти и другие факты добровольного вхождения в состав Русского государства, прием Ермаком послов от хантов и манси, призывы к русским оборонять местные народы дают основание говорить не о завоевании Россией Сибири, а о добровольном присоединении большинства ее территорий к России.

На территории современной Омской области Ермак доходил до устья реки Шиш. Для защиты и управления местными народами Московское правительство приступило в Сибири к строительству городов. В 1585 году был возведен Обский городок, в 1586 — Тюмень. А в 1587 заложен Тобольск, на многие годы ставший главным городом Сибири.

II. КНЯЗЬЯ ЕЛЕЦКИЕ

В последней четверти XVI века при царях Федоре и Борисе Годунове в России развернулось активное строительство крепостей. Для усиления обороны от крымских татар на «южной украине» возводятся города Воронеж (1585 г.) Орел, Ливны, Самар (1586 г.), Саратов (1590), Елец (1592), Курск (1596 г.). Участники Ливонской войны, знакомые с немецкими и шведскими укреплениями, стали основателями новых русских городов. В числе строителей укреплений выделялись Елецкие, потомки чернигово-сиверских князей. Один из них — Василий Иванович стал воеводой пограничного Рыльска.

III. ОСНОВАНИЕ TAPЫ

Возникла необходимость создания новых укреплений и в Сибири. Дело в том, что на юге этого обширного края продолжал кочевать хан Кучум. Его воинство разоряло местные племена и народности, признававшие власть русских. Татары жаловались и просили обезопасить их. Вот почему московские власти решили выше Тобольска в центре многолюдной Аялынской волости поставить русский город. Возглавить экспедицию было поручено опытному строителю князю Андрею Васильевичу Елецкому. Позже о возникновении Тары писали: «изначальное заведение оного учинено для защиты живущих по реке татар от набегов хана Кучума».

С конца 1593 года в Москве и Казани начал формироваться отряд для строительства нового города на Иртыше. В Сибири он пополнился тюменскими и тобольскими казаками, а также местными татарами. Весной 1594 года отряд в 1540 человек вышел из Тобольска. В царском наказе князю Елецкому указывалось: «Идти ставить город вверх Иртыша на Тару реку, где бы государю было впредь прибыльнее, чтоб пашню завести и Кучума-царя истеснить и соль устроить».

Место для города было намечено при устье реки Тары, прикрывавшем ясачных татар Аялынской волости, но с оговоркой, что если на той реке не окажется всех необходимых условий, то Елецкий должен выбрать другое, более подходящее место. «А пришед на Тару реку, присмотреть под город место, где пригоже быть новому городу, туто и место очистить и город поставить», — говорилось в наказе. Участок у устья реки Тары «не поглянулся князю Елецкому по низости и неудобству». Город поставили на берегу реки Аркарки, назвав его «по реке Таре… как сначала положено было заложить город».

Новое место на Аркарке было более удобным. Река прикрывала город с юга. С запада подходило Чистое болото. Южнее Аркарки находилась другая речка -Ибейка с высокими обрывистыми берегами. Лишь на севере (в сторону Тобольска) лежала возвышенная грива с черноземной почвой, пригодной для пашни.

Строители выполнили наказ: к осени 1594 года основные сооружения были возведены. Как и все русские города XV-XVI веков, Тара состояла из двух частей. В центре возводилось сравнительно небольшое укрепление — город, где помещалось воеводское подворье и «государева казна». Его опоясывало большое обширное укрепление — острог с жилыми постройками служилых людей и горожан.

И в царском наказе, и в других документах XVI-XVII веков Тара именуется городом. Допускается ошибка, когда Тару называют крепостью. Город по рангам XVk XVII столетий выше крепости. Крепость имеет лишь военное оборонительное сооружение, город же имел укрепления и обладал административной властью над окружающей местностью. Тара сразу стала воеводским центром.

Острог, полукольцом опоясывавший город, имел стены из заплотных городень общей длиной 576 сажен и три аршина. В стенах острога стояло восемь башен -проезжая восьмиугольная, две глухие шестиугольные — Пятницкая и Вишнякова, три глухие — Вестовая, Спасская и Княжина, а также крепостные ворота с башней над ними. О величине башен свидетельствует описание одной башни: «Башня восьмиугольная проезжая шатровая, ширина башни 4 сажени 3 аршина, вышина от земного мосту до первого мосту полдве сажени, а от первого мосту до среднего мосту полдве без чети, а от среднего мосту до обломов 4 аршина без чети, вышина шатра 3 сажени с полуаршином». Если приведенные старинные измерения перевести на современные, то это получится высота пятиэтажного дома.

Из полуторатысячного отряда строителей Тары к зиме основная масса должна была уехать. В новом городе рекомендовалось оставить 140 тобольских и тюменских казаков да 50 плотников, а также предписывалось «в городе быти самому князю Ондрею … да попам, да пушкарям, да стрельцам, у тех бы в городе дворы были». Оставшимся в городе казакам и стрельцам рекомендовалось осенью или весной 1595 года привезти на новое место жен и детей. Эти первые семьи и положили начало формированию русского населения Среднего Прииртышья.

IV. КУЧУМА ИСТЕСНИЛИ

Основателя Тары князя Андрея сменил его сродный брат Федор Елецкий. Он привел пополнение из казаков и стрельцов, получив царский наказ: «Кучума воевать, а себя от него уберечь». Отряд тарских казаков совершил поход против городка Тунус, где укрывался неприятель, но, как сообщает летопись, «Кучуму с немногими татары и с женами и с детьми своими удалось утеча на калмыцкий рубеж, между озер в крепкие места и ту живяще скрытно пакостяше русским и ясачны зельне». Русским через татар стало известно, что Кучум стал искать поддержки у нагайцев. Чтобы перекрыть переправы через Иртыш и не дать Кучуму связаться с нагайцами, из Тары была послана экспедиция вверх по Иртышу. Летом 1596 года отряд в 112 человек на 6 судах шел «вверх Иртыша 20 днищ за Омь реку до урочища Отчаир, Черпак и Отмас». Можно считать, что это была первая русская экспедиция до южной границы нынешней Омской области.

Московское правительство через Тару пыталось вступить в мирные переговоры с Кучумом и его сторонниками. Через тарских татар в степь была послана грамота царя Федора: «Государь Кучума — царя хочет держать под своею рукою, а сына его Аблагирима и людей его вперед пожаловать своим царским жалованием». После этого обращения в Тару добровольно пришла мать царевича Маметкула и группа знатных татар. Все они были отправлены в Москву, «обласканы при дворе», получили высокие чины. Но гордый Кучум отверг мирное предложение. Как доносили из Тары, Кучум ответил: «не поехал де я к государю по государевой грамоте своей волей, в кою пору я был совсем цел, а за саблею мне к государю ехать непочто, а нынче я стал глух и слеп и безо всякого живота».

В августе 1598 года от татар-лазутчиков поступило сообщение, что Кучум кочует на Оби в урочище Ормень. Как сообщается в летописи, тарский отряд в 400 человек под командованием Воейкова, «покинув свой кош на озере Ике, пошел на царя Кучума на спехе и день и ночь и сшел Кучума на Оби реке выше Чат на лугу на Ормени» (вблизи нынешнего Новосибирска). Здесь 20 августа 1598 года состоялась последняя битва с Кучумом.

Так Тара завершила большое дело разгрома хана Кучума, начатого атаманом Ермаком Тимофеевичем. Поставленная перед Тарой задача — «Кучума-царя истеснить» — была выполнена.

Автор: Александр КОЛЕСНИКОВ, доктор исторических наук, профессор.

По материалам альбома «ТАРА — к 400-летию основания города» под редакцией Маслова Н., Орешкова А.

Дом Колчака

Сам особняк был построен по приказу купца Батюшкова в 1901 −1902 годах. Однако дому суждено было прославиться тем, что он был местом, где вершилась история великой России. Дом Батюшкова в 1918 — 1919 годах являлся сибирской резиденцией белогвардейского генерала А. Колчака, здесь также было сосредоточено Всероссийское временное правительство.

Омск на протяжении практически целого года являлся столицей белогвардейского движения. В результате покушения на Колчака в 1919 году здание оказалось разрушеным из-за неудачного взрыва.

С 1980 года дом Колчака становится историческим и культурным достоянием СССР, сегодня в нем находится городской Центральный ЗАГС.

Знаменский районный краеведческий музей

Село Знаменское Знаменского района является одним из самых старых населенных пунктов Омской области. Здесь туристы могут посетить местную достопримечательность — краеведческий музей. Он был основан в 1988 году благодаря стараниям ветеранов труда и Великой Отечественной войны.

Экспозиции музея посвящены быту крестьян, живших в XIX веке, подвигам участников Второй Мировой войны, заселению и освоению Знаменского района.

Памятник слесарю Степанычу

Памятник слесарю Степану или, как его в основном принято называть Степанычу, находится в городе Омске. Он расположен на Люблянском проспекте и посвящен простому рабочему человеку. Бронзовый человек, высунувшись из люка, опер свой подбородок на сложенные руки. Он словно всматривается на проходящих мимо прохожих.

У данного памятника реального прототипа нет, он привезен в Сибирь из города побратима Омска — Братиславы.

Парковая скульптура «Динамическое равновесие или Весы бытия»

Автором скульптуры является скульптор-модернист А. Н. Капралов. Его творение было поставлено в 1991 году рядом с музеем изобразительных искусств имени М. А. Врубеля. Высота памятника составляет 6 метров. Он представлен в виде весов с чашами, которые относительно друг друга находятся в состоянии баланса.

К перекладинам весов прикреплены две клетки, одна из которых пуста, а в другой заключены люди и животные.

Считается, что автор своей задумкой изобразил ежедневный выбор каждого человека, осуществляемый между духовным и материальным.

Озеро Ульжай

На территории Черлакского района туристы могут посетить одну весьма необычную достопримечательность Омской области — реликтовое озеро Ульжай.

Данный водоем привлекает к себе огромное количество туристов, которые приезжают сюда с одной единственной целью — принять грязевые ванны. Местные жители рассказывают про здешние сульфиды чудеса, они утверждают, что грязь может избавить человека от прыщей, сыпи, она вдобавок лечит еще и внутренние заболевания. Лечебную грязь из озера Ульжай в большом количестве доставляют во все Омские санатории.

Археологический парк «Батаково»

Прибыв в поселок Большеречье, туристы могут посетить там уникальный исторический памятник Батаково. На сегодняшний день Батаково принято считать единственным в своем роде археологическим природным парком. Городище, раскопанное археологами, состоит из цитадели, посада и города. В древности через этот населенный пункт проходил караванный путь, по которому на Русь везли предметы торговли из Китая и Передней Азии.

Жители городища занимались скотоводством, рыболовством и охотой. Недалеко от Батаково расположен уникальный могильный комплекс.

Омский государственный драматический театр

Строительство театра было начато в 1874 году на частные средства. Функционировать он начал уже в 1905 году. На сцене театра сразу же начал выступать профессиональный актерский состав.

В советский период одними из руководителей театра был М. Н. Ханжаров, сумевший поднять его на высокий профессиональный уровень. В 1983 году драматический театр получил статус академического, с этого момента он включается в список ведущих театров России и удерживает эту позицию до сих пор.

Спасская церковь в Таре

Приехав в город Тару, туристы обязательно посещают такой религиозный центр, как Спасская церковь. Она была построена в XVIII веке и считается историческим и архитектурным памятником федерального значения. Церковное здание построено в стиле сибирского барокко. Данная достопримечательность была построена тобольскими мастерами, она состоит из двух этажей.

Баировский заказник

На территории Тюкалинского, Колосовского и Саргатского районов располагается один из самых старейших заказников Омской области. Он был организован в 1959 году.

Баировский заказник является уникальным природным резервуаром Прииртышья. Его основная направленность — охрана и разведение птиц (лебедь, журавль, серый гусь), болотной и полевой дичи.

Успенский собор

Самым знаменитым собором Омской области считается Успенский собор, находящийся в столице региона. Собор был построен в самом конце XIX века на месте старой рощи на деньги прихожан. По сути своей данное строение является переработкой знаменитого Санкт-Петербургского храма Спаса на Крови, оно было построено архитектором Э. Вэрихом.

Ачаирский женский монастырь

Путешествуя по Омской области, туристы могут посетить одно интересное место, имеющее свою печальную историю.

В 1907 году в казачьем поселке Ачаир был построен монастырь. Монахини жили в нем, занимались сельскохозяйственным трудом и помогали обездоленным людям. В 1920 году религиозный центр был разграблен до основания, а в 1930 году на его территории была распространена одна из многочисленных колоний знаменитого ГУЛАГа.

После смерти И. В. Сталина здание обители было взорвано большевиками. С 1991 года началось активное восстановление Ачаирского женского монастыря. Туристы могут не только посетить данное место, у них имеется возможность разместиться в гостинице, расположенной неподалеку от монастыря. На территории обители имеется источник с теплой целебной минеральной водой, в котором можно купаться даже зимой.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]