Памятник основателям города Татищеву и де Геннину в Екатеринбурге

Один из самых известных монументов Екатеринбурга — памятник отцам-основателям города Василию Никитичу Татищеву и Георгу Вильгельму (Вилиму Ивановичу) де Геннину. Памятник находится в историческом центре уральской столицы, возле городской плотины. Два знаменитых деятеля изображены стоящими рядом (в полный рост), надпись на монументе гласит «Славным сынам России В. Н. Татищеву и В.И. де Геннину, Екатеринбург благодарный 1998 год».

© Ирина Егорова

Рядом с культурным объектом располагаются и другие достопримечательности — площадь Труда с фонтаном, часовня Святой великомученицы Екатерины, Водонапорная башня, Музей природы, Дом Севастьянова, Музей камнерезного искусства и др. Памятник Татищеву и де Геннину значится в списке объектов туристического маршрута — «Красная линия».

Возле основания монумента выложены гранитные ступени и площадка, которые облюбовали городские скейтеры. Также на площади перед скульптурным сооружением проводят городские праздники, митинги, концерты и другие мероприятия.

Создание памятника

Открытие монумента состоялось в августе 1998 года, в честь 275-летия Екатеринбурга. Победителем конкурса на создание объекта стал московский мастер П. П. Чусовитин. Примечательно, что скульптор родился и первое образование получал на Урале. Изготовили 19 частей бронзового памятника на .

© Евгений Голосов

Достопримечательности Екатеринбурга: названия, фото и описание

Лучшие достопримечательности Екатеринбурга с фото и описанием — исторические и современные, а также интересные места, которые можно посетить с детьми. Карта достопримечательностей, маршруты, адреса и телефоны, ближайшие остановки общественного транспорта.

Екатеринбург давно перестал ассоциироваться с промышленностью: город-миллионнер активно развивается, с каждым годом действительно становится всё более привлекательным для туристов.

Обилие парков, недавно благоустроенная набережная с оригинальными памятниками клавиатуре и группе The Beatles, несколько озер в черте города, шоу фонтанов на Плотинке — вот лишь немногие причины приехать в Екатеринбург летом. Отдыхающих ждет Центральный парк культуры и отдыха имени Маяковского, к тому же аттракционы есть и на других площадках: один из самых больших парков развлечений с колесом обозрения работает при ТРЦ Радуга Парк. Зимой же центром притяжения становятся Ледяной городок и фестивали ледовых скульптур. В школьные каникулы популярны аквапарк и океанариум.

Городские музеи и центры искусства с экспозициями о городе и интересные частные коллекции — универсальное и интересное направление. Музеи Екатеринбурга с их классическими и современными способами взаимодействия с посетителями предлагают программу, которая спасет поездку даже при самой ужасной погоде.

Театральная программа в столице Урала — это опера и балет, постановки Музкомедии и Драмтеатра, авторский «Коляда-театр» с непередаваемой атмосферой, спектакли для детей на нескольких лучших городских сценах, камерные и студенческие театральные площадки.

Несколько важнейших храмов в Екатеринбурге охватывает маршрут Синей линии, связанный с именем царской семьи Романовых. Основные памятные места можно успеть посмотреть самостоятельно.

Для первой прогулки по городу можно выбрать Красную линию либо просто следовать по проспекту Ленина, внимательно изучая сосредоточенные на нем достопримечательности. Среди них: комплексы УрФУ, жилые дома-памятники конструктивизма, Городок Чекистов, Оперный театр, здание типографии «Уральский рабочий», здание кинотеатра Колизей, Главпочтамт (Дом связи), площадь Труда с часовней, Музей камнерезного искусства, площадь 1905 года и Дворец Молодежи.

Посмотреть на город с высоты можно бесплатно с нескольких мест — с Метеогорки в центре или горы Уктус, с ресторанов в новых высотных зданиях в центре города, а главная (и платная) смотровая площадка находится на высоте 186 метров небоскреба «Высоцкий».

Окрестности Екатеринбурга богаты на природные достопримечательности, есть исторические, паломнические туры — вариантов для поездок точно хватит на всё лето, если выбирать маршруты выходного дня.

Интересные факты

Историки считают, что при жизни отцы-основатели не были дружны и их современники очень бы удивились, увидев подобный памятник. Кроме того, скульптор изобразил Татищева и де Геннина удивительно похожими, хотя это не так. Даже не все жители Екатеринбурга не могут отличить их друг от друга и точно сказать, кто из них кто. Сложности добавляет и тот факт, что надписи под скульптурами перепутаны и не соответствуют действительности — Вильгельм де Геннин располагается слева, его можно узнать по шляпе-треуголке, Василий Татищев стоит справа — на голове у него парик.

После показа известного мультфильма молодежь стала называть памятник «Бивис и Баттхед».

Панорама монумента зимой:


Такого количества памятников, как в Екатеринбурге, я не встречала нигде. Хочу познакомить вас с его малыми архитектурными формами, поскольку они весьма интересны и охватывают все стороны человеческой жизни: эмоции, профессии, технику, географию, литературных и кино героев, любимых певцов, братьев наших меньших и т.д.


Самое большое скопление скульптур в одном месте наблюдала на Вайнера и в ТЦ «Гринвич». Начну с Вайнера. Самая трогательная для меня картинка из бронзы стоит на углу Вайнера и Попова у дома купца Телегина и называется «Друзья». Эта троица – человек, собака и лошадь – привлекают к себе внимание постоянно. Прототипом мужичка стал реальный человек – легендарный кузнец-философ Александр Лысяков. На озере Шарташ у него кузница, конюшня с лошадьми, собаки. И одевается он точь в точь, как изображен: сапоги, брюки галифе, странный головной убор, сюртук. И палка у него есть, и саквояж.


Следующий объект – «Коробейник» или «Офеня». Торговцы всякой мелочью появлялись и на базарах, и на крупных ярмарках, путешествовали по весям, разнося мануфактурный и галантерейный товар, лубочные картинки, книжки, сладости и прочее, нужные в хозяйстве вещи. Преимущественно это были крестьяне Владимирской губернии, между собой они говорили на условном языке – офене, отсюда и пошло второе название коробейников. Этот офеня предлагает духи, пудру, румяна. Потрите флакончик в руках коробейника, положите на поднос денежку и вам улыбнется удача. Коробейник появился на улице раньше всех, в июле 2006 года, а в августе этого же года встали на углу «Друзья».


Удачу принесет и перстень «Банкира», что вышел из банка и направляется к ожидающему его автомобилю. Горожане и гости так усердно трут кольцо, что блестит даже палец. Место установки символично – рядом здание Государственного банка. А в автомобиль можно присесть и сделать фото на память. Говорят это даже усиливает удачу.


Деньги хорошо, а любовь – лучше. Наши «Влюбленные» счастливы и молоды. Присели на ограду, сбросили обувь, болтают ногами и мечтают о будущем. Им очень хорошо друг с другом. И это не смотря на то, что кто-то утащил туфельки девушки, стоявшие у ограды.

Одновременно с перечисленными скульптурами открылся фонтан «Спираль времени» или «Машина времени». При мне еще не работал,


поэтому не могу ничего сказать о своем впечатлении. С появлением этого фонтана в Екатеринбурге появилось еще одно место, где можно на счастье бросить монетку в воду, загадав желание.

А рядом весело крутит колеса придуманного им велосипеда мастеровой человек Ефим Михеевич Артамонов. Уральцы считают, что это именно он в самом начале XIX века изобрел двухколесный велосипед и, согласно


легенде, прокатился на нем в 1801 году до Санкт-Петербурга и Москвы, на коронацию Александра I. Фактов, подтверждающих это, краеведы не нашли. Но легенда красивая. Если присмотреться повнимательнее, то некоторые спицы колес уж очень похожи на точеные ножки стульев. На удачу нужно потереть руль.

Из общего ряда бронзовых фигур как-то выбиваются два медведя,


подарок Генерального консула Германии городу к его дню. Сначала, в 2007 году, появился Миша, как символ германо-уральской дружбы. Россию ведь часто олицетворяют с медведем. Этот же зверь украшает 7 веков кряду герб Берлина. В 2002 году немцы решили сделать своих медведей послами мира. Разработали три варианта: танцующий, стоящий на задних лапах и бегущий. В Екатеринбург приехал «Танцующий» из стекловолокна и прочного пластика. Но его нужно было оформить. Объявили конкурс. Самым-самым признали предложение 11-летней Динары Проточанской, которая посчитала, что лучшим украшением для медведя будут герои сказки «Бременские музыканты». Позже, к Мише приехала Маша, чтобы он не скучал.


Рядом с Гринвичем стоит Гена Букин. Тем, кто смотрит сериалы («Счастливы вместе» по ТНТ), этот персонаж знаком. Гена по профессии продавец обуви, вот и поставили его у торгового центра. А примета, связанная с ним, такая: надо потереть носик ботинка, что у Букина в руках, и фортуна будет к вам благосклонна.

Совсем рядом с киношным героем стоит единственный в России памятник


Майклу Джексону – самому успешному исполнителю в истории шоубизнеса, обладателю 13-ти Грэмми. В Книге рекордов Гиннеса его имя встречается 13 раз. Бронзовый трехметровый Майкл изображен в любимой позе – одна рука на груди, другая обращена к зрителю, а ноги готовы к «лунной походке».

У входа в торгово-развлекательный на пересечении улиц 8 Марта и Радищева лежит на асфальте прелюбопытнейшая личность под названием «Пуп земли». С него начинается отсчет меридианов. Полное его название


«Пуп Земли Гринвич». Ассоциации по поводу личности данного гражданина у всех разные. Кто-то принимает его за бомжа, кто-то за Санта-Клауса в отпуске, а, может быть, это капитан Врунгель, или Дядюшка Сэм с дорогой сигарой в руке. На животе крупная надпись «Гринвич» и карта Великобритании, на которой обозначен Лондон. Устал горемыка, прилег, облокотившись на чемоданы, и обувь снял, чтобы ноги отдохнули. Горожане кладут ему в ботинки мелочь. Глядя на скульптурное чудо, настроение улучшается, улыбка появляется.

Теперь о «Гринвиче». Меня он заинтересовал не столько магазинами, ресторанами, кафе, кинозалами и проч. учреждениями, сколько своей скульптурой. Занимает ТЦ целый квартал и расположен в границах улиц 8 Марта, Радищева, Куйбышева, Вайнера, поэтому места в нем хватает и фонтанам со скульптурой и растительностью, и просто симпатичным бронзовым героям из прошлого и настоящего, и выставке ретроавтомобилей, и многому другому.

Вот такие здесь экспонаты:

— мальчишка «Чистильщик обуви», озорной, с хитринкой в глазах, работу свою сделал и протягивает ладошку за денежкой;

«Щёголь» мне почему-то напомнил фильм «Женитьба Бальзаминова». Помните, какой там уморительный Вицин в котелке, с галстуком, весь в предвкушении богатства. Так и здешний то ли увидел кого-то, то ли снимет шляпу и почтительно поздоровается. В общем, тоже в ожидании;

«Мадемуазель» — стоит далековато от «Щеголя», да и в зеркальце любуется: «Свет мой, зеркальце, скажи….», а может быть новой шляпке не нарадуется;

— «Портной» совсем рядом с кокеткой и предлагает с улыбкой свои услуги. На руке прикреплена игольница, карандашик за ухом, ножницы, готовые к работе, и ткань – все уже ждет клиента

«Шопер Гриня» — не знаю уж, почему дали замученному папе такое имя. Бедный папа отправился в магазин без своей половинки. Может быть, совершал покупки к празднику. Весь увешан пакетами, коробками, и, вдобавок с милой девчушкой на шее. Дочка, чтобы не упасть, схватила отца за голову и прикрыла нечаянно ладошкой глаз. Где уж тут не растерять покупки.

«Бульдог» — совсем другое дело, когда покупки совершают дамы. Купила, сложила вещи на скамеечку, посадила песика охранять и налегке отправилась за следующей обновкой. Хорошо, что рядом не оказалось кота

«Кот и повар» — кот занят важным делом – выпрашивает у повара вкуснятину. Скульптуру не нашла, только картинку на сайте. Может быть на реставрации, поскольку у повара кто-то реквизировал курицу на блюде и крышку, которой оно накрывалось. Выглядели они так – худой повар несет душистую, с хрустящей золотистой корочкой курочку, а худющий кот уцепился лапами за фартук и с такой мордочкой выпрашивает лакомство, что я бы не устояла. В общем, торговый центр оставил приятное впечатление своей зеленью, журчащей водой в фонтанах, скамеечками для отдыха и отсутствием толкотни.

Выходим с подругой на улицу и возвращаемся на «Плотинку», посмотреть на «Камень любви». За камнем находится монументальный барельеф, посвященный основателям и строителям города. Но белое на белом в солнечный день не удалось заснять.

В другой части пруда, у киноконцертного зала «Космос», стоит памятник братьям Люмьер — Луи Жану и Огюсту – родоначальникам кинематографа. Он был открыт в честь 150-летия


со дня рождения Огюста и 45-летия со дня открытия кинотеатра в августе 2012 года. Горожане и гости Екатеринбурга с удовольствием фотографируются с этими персонажами, стульчик только холодноват в пасмурную погоду – ведь он из бронзы.

Если пройти мимо них в глубь сквера, то там, на небольшой возвышенности стоит памятник православным покровителям семьи, верности и


брака князю Петру и княгине Февронии Муромским, причисленных к лику святых. Они жили долго и счастливо, и умерли в один день. Спокойные, красивые лица. Петр держит в руках колечко – символ верности друг другу. Вот-вот наденет любимой, а на руке Февронии сидит голубка. За ними челн с раскрытым парусом. Понесет он их по волнам житейским, и будут они вместе и в горе, и в радости.

На Красноармейской у дома № 10 стоит памятник Владимиру


Высоцкому. Его открыли в феврале 2006 года неподалёку от гостиницы «Большой Урал». Это особый памятник. Здесь певец и артист не пламенный трибун и боец, а обычный счастливый человек — с гитарой и любимой женщиной. Бронзовые фигуры Владимира Высоцкого и Марины Влади выполнены в жанре городской скульптуры – без массивного постамента, в масштабе 1:1, почти как живые. Влади отнеслась к своему скульптурному изображению своеобразно, сказав в интервью, что памятники умершим ставят, а не живым; что, судя по возрасту Высоцкого, рядом с ним должна стоять его жена – Иза Высоцкая. Ещё имя Высоцкого носит самая высокая башня города в 54 этажа


На набережной Исети, чуть ниже моста по улице Малышева, находится памятник легендарной группе «The Beatles» — первый и пока единственный в России. Силуэты участников группы из чугуна и вмонтированы в специально возведенную кирпичную стену, на которой выведены слова популярной песни из репертуара ливерпульской четверки: «The love you take is equal to the love you make». Кстати, памятник установлен на собранные фанатами деньги во время проведения музыкальных марафонов и аукционов.


А на Малышева,1 раскинул свои крылья «Аист» — символ чистоты и целомудрия, приносящий в дом счастье и покровительствующий рождению детей. Стоит памятник у жилого дома и смотрит птица на здание тюрьмы. Интересная аллегория получается. Рядом с птицей, почему-то стоит бронзовый английский джентльмен в цилиндре, под зонтиком и табличкой в руках, на которой кто-то вывел «витраж, ковка». Было бы понятно, что это рекламный трюк, если бы у его ног не ползла бы каменная черепашка, а за симпатичным кованым заборчиком не расположились бы барабаны группы «Битлз».


Совсем недалеко от памятника Битлам, на набережной Исети, между улицами Малышева и Куйбышева находится еще один образец малой архитектурной формы, посвященный компьютерной клавиатуре. Появилась она в 2005 году в рамках проводимого в городе фестиваля «Длинные истории Екатеринбурга». Буквально пару слов о нем. Фестиваль этот по-сути «срочная реанимация городской среды» (так определили его суть организаторы). Изначально он был направлен на облагораживание бетонных заборов промпредприятий и строек. Но в 2005 году расширил свои рамки, художникам предложили освоить новую набережную на реке Исеть и создать «визуальную историю». Так появилась «Клава».

Здесь тоже можно загадать желание. Для этого задуманное надо быстренько набрать, прыгая по клавишам, потом двумя ногами встать на «Enter». Всё, желание исполнится. Но если в жизни все идет на перекосяк, и хочется перемен, то «перезагрузитесь» клавишами Ctrl-Alt-Del. Смешно и весело, правда?! В тридцать раз увеличенная копия имеет 104 клавиши, отлитые из бетона и занимает площадь в 64 м.кв. Клава, по сути, символ единения людей, поскольку ежедневно за ней проводят часы, работая, играя, общаясь. Екатеринбуржцы мечтают дополнить композицию компьютерной мышкой и монитором. В 2011 году памятник вошел в десятку наиболее часто посещаемых достопримечательностей города.


С компьютером и мышкой связан еще один памятник «Риэлтор и собачка», прозванные в народе «Герасим и муму». Стоит это чудо на Антона Валека, 19, где находится агентство недвижимости «МАН». В 2006 году компании исполнялось 12 лет и товарищи так решили себя прорекламировать. Деловой молодой человек одновременно работает за нотником (на мониторе всего 2 буквы – «у.е.») и разговаривает по мобильнику. Галстук у него фирменный — с буквами «МАН». А рядом киберпес.

На площади старого железнодорожного вокзала развернулся целый «театр скульптур». Это не просто бронзовые изваяния, каждая фигура имеет свою особенность и характер. «Станционный смотритель» (из века 19-го) с помощью карманных часов определяет время отправления поезда и бьет в колокол. «Путейские рабочие» — коренастый работяга и стройненький молодой специалист — они вне времени, были, есть и будут. Не все можно автоматизировать. А вот «Обходчица» или «Шпалоукладчица» (трудно определить её профессию) это дитя нашего времени. Женщин в оранжевых жилетках частенько увидишь из окошка поезда или электрички. Аппетитная «Проводница» несет стакан чая. Центральной композицией площади являемся мы с вами – «Пассажиры». Смешная сценка разворачивается перед глазами: торопящаяся мама, тащит за собой упирающегося сынишку, который переживает за свой велосипед. Его и чемодан несет папа, засматривающийся на отдыхающую на своем чемодане даму. Декорации в этом театре самые настоящие – семафор, шлагбаум с сигнальным устройством, тупик, вагонные и путевые тележки.

Если вас интересует старина, то обратите внимание на мраморную вазу на постаменте у забора. Такие стояли на станциях в конце XIX века по маршруту Екатеринбург-Верхний Уфалей-Челябинск. А изготовлены они были в честь открытия этой ветки. На постаменте едва различимая от времени надписи «Мраморскiй заводъ Н.С. Новиковъ» и «Открытiе движенiя ж.д. 1836 г.».

Еще один памятник работнику «не умственного труда» — дворнику находится на Ленина, 68. В царской России люди этой профессии не только следили за чистотой, но и выполняли многочисленные функции по поддержанию общественного порядка, связываясь при необходимости с городовыми посредством свистка. Бронзовая фигура в полном облачении дворника: картузе, фартуке и при бляхе (жетоне) на груди. Веселый усач вполне доволен своей работой, а прохожие тому, что с ним можно сфотографироваться.


Не менее улыбчивый
«Сантехник» выглядывает из люка, что на Сибирском тракте. На крышке люка раньше лежал разводной ключ, но его кто-то срезал и унес.
Горд собой и основателен купец, что появился на месте бывшего дома промышленника Коробкова. Называют его памятником промышленнику. Деньги на него собрали екатеринбургские бизнесмены, которые пообещали, что эта скульптура — первая ласточка, т.к. в будущем на этом месте запланирована целая «аллея уральского предпринимательства». Охотно верится, есть же напротив оптового рынка (Техническая, 19, Таганский ряд) памятник «Челнокам».


На пересечении улиц Ленина и Мичурина неспешно ведут разговор «Горожане». Во время церемонии открытия руководитель администрации свердловского губернатора А. Левин назвал этот памятник визитной карточкой не только города, но и всей России. Посвящен он художникам – ныне здравствующим Михаилу Брусиловскому, Виталию Воловичу и почившему в лету -Герману Метелеву. Для меня они были интересны тем, как посредством жеста, мимики, позы переданы их характеры. Недаром увековеченные художники называют эту группу не памятником, а художественным портретом.


Любопытство – одна из черт характера. И ему тоже в Екатеринбурге поставили памятник, весьма своеобразный. Он создан по карандашному наброску художника Виктора Давыдова и представляет собой двух персон, рассматривающих друг друга через дверной глазок. Чтобы не обидеть прекрасную половину человечества, фигуры из металла сделали обоих полов. Ибо, если вспомнить афоризм Оскара Уайльда: «Знаете ли вы, как велико женское любопытство? Оно почти не уступает мужскому», обоим полам присущ этот порок. И порок ли это на самом деле? Без любопытства не были бы сделаны многие открытия мира. Недаром композиция в 2,5 метра появилась и находится с августа 2009 года на улице Студенческой.

А вот еще несколько прикольных:


памятник аномально жаркому лету 2012 года в виде огромного вентилятора (18 июля было +37,1С, впервые на 75 предыдущих лет). В память об этом событии создали из бетона и стали огромный вентилятор, весом более тонны;

— арт-объект «Большая терка» — городской символ переговоров появился в городе в ночь на 1 апреля 2012 года. В сети выдвинули


две версии, связанные с этим объектом. Первая: данное сооружение — летательный аппарат пришельцев с планеты «Ка-Пец», вторая: конструкция — детище «Обществом кухонных болтунов и сетевых дискуссионеров». А вам какая нравится?;

«Барометр настроения» — если первые два предмета нам хорошо знакомы и широко используются в быту, то барометр — штука сложная. Это интерактивная инсталляция, которая формирует шкалу настроений жителей города и его гостей с помощью собранной в интернете информации — сложного алгоритма, сопоставляющего отдельные слова, символы, их комбинации распознающего позитивные и негативные эмоции. Находится арт-объект у кинотеатра «Салют», что на Толмачева.

А эти две скульптуры служат напоминанием для хозяев собак, выгуливающих своих питомцев в общественных местах. Активисты проекта «Чистый двор – чистая совесть» надеются таким образом повлиять на нерадивых держателей домашних животных: 70-сантиметровый мопс похож на кучку, которую сам и сделал (парк им. П. Морозова); второй же пес старательно убирает за собой (сквер жилого комплекса «Академический»).


Два отпечатка человеческих ног – тоже памятник. Литературному герою Герберта Уэльса, «Человеку-невидимке». Первый в мире. Лежит эта плита, размером метр на метр, у библиотеки им. В.Г. Белинского, и мало кто из горожан знает о его существовании. Левая ступня 43-го размера, а правая почему-то 41-го. Создатели шутят, что подобным образом они хотели увековечить себя. А если серьезно, то (по словам авторов) этот арт-объект повествует о трагедии одиночества и непонятности, о мире, в котором люди общаются по телефону или через интернет.

Осталось два места, на которые я бы хотела обратить ваше внимание. Это кафе «Театральное» с меню, воспроизведенном прямо на стене дома и плавно переходящем на асфальт. А рядом — прекрасная парочка театралов. Он и она. Он уверенный в себе, она – кокетка, прикрывающаяся веером.

ЦПКиО им. Маяковского, созданный на месте бывших купеческих дач в излучине Исети. В нем есть некоторые объекты, любопытные глазу. Например, Литературная аллея с бюстами российских классиков, красивыми старинными фонарями и скамеечками. Или Ретро-аллея, куда собрали, видимо со всего города, потерявшие актуальность изваяния пловцов, футболистов, девушек с веслом и прочие атрибуты культурного прошлого. Работает один большой цветомузыкальный фонтан «Созвездие» и три малых.

Здесь в 2006 году здесь прошел первый Международный фестиваль садово-парковой скульптуры, после которого на центральной аллее остались лучшие работы победителей. Вот некоторые из них: «Улыбка» и «Я люблю себя».



Если вы хотите сменить место работы или перейти на другой карьерный уровень, то вам тоже сюда, в парк Маяковского. Прихватите из дома ленточку и найдите «Дерево карьеры». Пусть оно всего-то высотой в два с небольшим метра, но ветки у него чудесные: на весенних распустились цветы, на летних — листочков видимо-невидимо, на осенних висят плоды, а зимние украшает снежинка. Теперь загадайте желание и завяжите ленточку на веточку того времени года, в котором хотите, чтобы оно исполнилось. И пусть свершится самое обыкновенное чудо!

Вообще в Екатеринбурге более 500 памятников, стел, памятных знаков, плит, обелисков. За день до моего отъезда открыли памятник медсестрам, работавшим во время войны в госпиталях. Есть, короче, что еще посмотреть и о чем рассказать. Но для этого нужно много времени.

Н. Гора

Историческая справка

Инженер, историк и государственный деятель Василий Татищев прибыл на уральскую землю в 1720 году с целью осмотреть край и определить места для строительства заводов. Он поселился при Уктусском заводе, где основал Горную канцелярию, впоследствии ставшую Сибирским высшим горным начальством. Под его руководством были созданы несколько заводов, ставших градообразующими предприятиями. Кроме того, ученый активно занимался образованием, строительством дорог и т. д.

Его активная деятельность пришлась не по душе уральскому предпринимателю Акинфию Никитичу Демидову, который обвинил Татищева в казнокрадстве. Для разбирательства на Урал был направлен инженер, друг и соратник Петра I — Вильгельм де Геннин, который рассмотрел обвинения и оправдал Василия Татищева.

Хотя между деятелями и возникла неприязнь, в последующие годы они плодотворно трудились над развитием уральской промышленности. В 1793 году был открыт Металлургический завод имени Екатерины I, который стал градообразующим предприятием Екатеринбурга. Сегодня, кроме памятника отцам-основателям, в уральской столице есть улицы, названные именами великих ученых.

© Анна Кудрявцева

Обломки самовластья

Писатель, политик и неравнодушный горожанин Антон Баков предложил придать Екатеринбургу статус императорской столицы России. При его поддержке на IMC выходит историческая рубрика, в которой мы изучаем прошлое нашего города.

Памятники императорам в нестоличных городах – признак особой благодарности жителей. Дореволюционный Екатеринбург был беден монументами, зато создавались они не указом сверху, а по инициативе горожан, зачастую на собранные совместными усилиями средства. В революционный год свержение монархии в городе с потенциальным названием Цареубийск сопровождалось свержением бронзовых императоров с постаментов. Но в последние два десятилетия, с реабилитацией монархического прошлого города и формированием «царской» идентичности, бронзовые обломки самовластья постепенно склеиваются воедино.

Памятники к выставке

Как и сейчас, более ста лет назад весомым поводом для преображения города могло стать масштабное мероприятие. «Экспо» 1887 года, Сибирско-Уральская научно-промышленная выставка длилась четыре месяца и привлекла на Урал коммерсантов, промышленников, художников, научных сотрудников – более 80 000 российских и зарубежных посетителей. Специально для этого события амбициозный начальник железнодорожной станции «Екатеринбург-1» Дмитрий Лобанов организовал сквер возле плотины со стороны городского пруда, что по меркам промышленного города XIX века стало новинкой. Территория была практически голой, поэтому небольшой сквер значительно облагораживал облик города. Парковую зону разбили на том месте, где в XVIII веке по указу Петра I и Екатерины I начались первые заводские работы. На территории Плотинного (также его называли Железнодорожным) сквера в 1886 году установили первые памятники-бюсты первым русским императорам в Екатеринбурге. Располагались они на мраморных постаментах и были ограждены деревянным заборчиком. По словам краеведов, возле бюста Петра высаживались белые махровые астры, а возле Екатерины – белые петуньи. На постаментах было выгравировано «Императору Петру I – основателю горно-заводского дела на Урале: 1723» и «Императрице Екатерине I – основательнице города Екатеринбурга: 1723».

Памятники монархам простояли на Плотинке вплоть до 1917 года. Насколько известно, их «свергли» с постаментов анархически настроенные солдаты одного из сибирских полков, бегущие с фронта Первой мировой войны. По одной из самых распространенных версий, солдаты утопили бюсты монархов под плотиной. Российский геолог Модест Клер в 1945 году предлагал свои геофизические методы по поиску и поднятию памятников из пруда, однако бюсты так и не были найдены.

От памятника Петру I сохранился мраморный постамент, на котором установили бюст А.М. Горького, разместив его на левом берегу пруда. Простоял он на набережной городского пруда недолго: из-за непрочности материала бюст разрушился. Теперь на их местах – бюсты уральских писателей Павла Бажова (установлен в 1958 году, скульптор М. Манизер) и Дмитрия Мамина-Сибиряка (установлен в 1987 году, скульптор А. Антонов).

Возвращение в сквер

После распада СССР внимание к дореволюционной истории и к основателям города особо повысилось. В начале 1990-х годов выпускник УралГАХА, скульптор Геннадий Чехомов предложил восстановить исторический памятник Петру I. Восстановленный по фотографиям бюст отлили на Каслинском металлургическом заводе из чугуна, в качестве основания использовали сохранившийся постамент. Официальное открытие памятника состоялось в 1992 году во дворе Музея архитектуры и промышленной техники Урала (ныне Музея архитектуры и дизайна УрГАХУ). На историческом постаменте сохранились изображение герба и надпись: «Императору Петру I, основателю горнозаводского дела на Урале». Внизу римскими буквами и цифрами обозначена дата основания города Екатеринбурга: MDCCXXIII (1723). Но и после восстановления памятник перемещался по территории сквера.

– В связи с реконструкцией Музея архитектуры и дизайна (в рамках которой было перекрыто дворовое пространство, где стоял памятник Петру I) приняли решение о переносе памятника на новое место, – рассказывает научный сотрудник Музея архитектуры и дизайна Елена Штубова. – В 2013 года памятник Петру I пережил очередное, третье рождение. Архитектор С.А. Дектярев и скульптор Ю.В. Крылов разработали проект установки памятника в Историческом сквере в обновленном виде (основанием старого мраморного постамента стал новый – гранитный). 15 ноября 2013 года памятник Петру I переместили на площадку перед зданием бывшего лесосушильного цеха Екатеринбургской механической фабрики, он занял центральное место в экспозиции крупногабаритной техники уральских заводов.

Благодарность царю-освободителю

Если Петр I и его супруга Екатерина имели отношение непосредственно к Екатеринбургу, были его основателями, то Александр II с историей города непосредственно связан не был. Лишь один раз, будучи цесаревичем, он посещал Екатеринбург. Однако слава Александра II как царя-освободителя была общероссийской. Главной причиной благодарности царю была крестьянская реформа 1861 года, из-за которой царь стал глубоко уважаем народом. В Екатеринбурге есть несколько мест, связанных с его именем. Первое – это Александровская богадельня на улице Воеводина. Ее возвели в честь «спасения» государя, после неудачного покушения на его жизнь в 1877 году.

Еще один объект – Александро-Невская часовня на Хлебном рынке (ныне – территория Дендропарка), которая была возведена в 1881 году к двадцатилетию отмены крепостного права. Подобные часовни можно встретить во многих городах России.

Но судя по тому, что часовни возводились достаточно быстро и повсеместно, построены они были на казенные деньги. То, что народ был искренне благодарен Александру II, доказывал памятник государю в полный рост на главной площади Екатеринбурга. Его установили на народные деньги, которые собирали всем городом 25 лет.

– К отмене крепостного права можно относиться по-разному, – отмечает Евгений Бурденков, заведующий научно-информационным центром Музея истории Екатеринбурга. – Для одних реформа 1861 года была благом, а для других – ухудшением ситуации. Например, крестьяне черноземной полосы вместе со свободой получали лишь небольшой кусочек земли, за счет которого прокормить себя было невозможно. Поэтому они были вынуждены арендовать землю у помещика, что стало новой формой закабаления с системой выкупных платежей. Но для рабочих это стало большим благом. Закрепощение людей при заводах было жестким. Как только была объявлена свобода, крестьяне с . После 1861 года закрывается Монетный двор, Механическая фабрика, Елизаветинский завод, многие отказались работать на казенных предприятиях. Но появилось множество альтернатив – частные заводы и фабрики, где условия работы были лучше. Поэтому именно на Урале к отмене крепостного права относились весьма позитивно.

Сбор денег на памятник царю-освободителю начался в 1886 году, через пять лет после его гибели. Идею увековечивания императора Александра II подал швейцар окружного суда, бывший крепостной Олимпий Клевакин. Первый проект представили на рассмотрение городской Думе весной 1887 года. Сбор средств среди екатеринбургского купечества был продолжен купцом Е.А. Телегиным, и к концу года учрежденный Думой специальный строительный комитет располагал суммой 2 тысячи рублей.

Однако собирали деньги в несколько подходов. Только к 1895 году на пересечении улиц Уктусской (8 Марта) и Главного проспекта (проспекта Ленина) появился гранитный постамент со ступенями и четырьмя фонарями на столбах. Но понадобилось еще 11 лет, чтобы на постаменте появился памятник монарху.

Проект памятника купца А. П. Кожевникова, утвержденный губернским строительным комитетом, в 1894 году в министерстве сочли «не соответствующим высокому назначению» и потребовали переделать. В итоге Дума решила поставить точную работу скульптора М.П. Попова, автора памятника Александру II в Екатерининском зале Московского окружного суда. В 1900 году екатеринбуржцы выкупили у вдовы М.П. Попова право на повторную отливку.

В 1903 году фигуру отлили из чугуна на Кусинском заводе на Южном Урале, однако ее качество снова не устроило городские власти. Тогда за дело взялись работники Каслинского завода, они отлили новый вариант памятника царю-освободителю, и в 19 октября 1906 года он был представлен горожанам.

Памятник изображал императора Александра II в полный рост, в общегенеральской форме, лицом обращённого на восток. В правой руке он держал свиток со словами «19 февраля 1861 года». На постаменте памятника была выбита надпись: «Царю Освободителю в память о 19 февраля 1861 года от городского общества и горнозаводских мастеровых. Осени себя крестным знаменем, православный народ, и призови с нами Божие благословение на твой свободный труд».

На момент установки памятник приобрел дополнительное значение. К 1906 году правители в России сменились дважды. Кажется, что неспроста памятник установили именно после активизации революционных процессов на Урале, ровно через год после кровавого погрома на Кафедральной площади (площади 1905 года). Возможно, установка памятника именно в этот день была попыткой укрепления государственности, консолидации общества, выступала в роли «духовных скреп».

– Это не единственный пример, доказывающий теорию поиска точки опоры в неспокойные времена, – подчеркивает Евгений Бурденков. – В 1905 году началось строительство Крестовоздвиженского собора на территории Свято-Николаевского мужского монастыря в Верхотурье. Грандиозный, третий по объему в России собор строило огромное количество паломников. Это говорит о том, что какой-то план действительно существовал.

В 1917 году памятник царю-освободителю сбросили с постамента. Хаотичные революционные события того времени редко удавалось зафиксировать, поэтому известно лишь то, что сбросили монарха рабочие и крестьяне во время Февральской революции.

После этого на постаменте сменилось множество памятников. 10 марта 1917 года на него установили небольшую копию американской статуи Свободы, – символ либеральных ценностей. В 1918 году ее снесли, и некоторое время постамент пустовал. В 1919 году красноармейцы водрузили на него голову Карла Маркса, однако позже переместили ее на Вознесенскую площадь. Последним памятником на постаменте стал «Обнаженный труд» – мраморная фигура голого мужчины в полный рост, выполненная скульптором-авангардистом Степаном Эрзья. Народ остался недоволен изображением обнаженного тела на главной площади, и вскоре этот памятник также был снесен.

Памятник Александру II восстановлен так и не был.

Второй Александр II

На территории нынешнего Екатеринбурга находился еще один памятник Александру II. Бронзовый бюст установили через год после гибели царя на Нижне-Исетском заводе (ныне – Химмаш), до революции его территория не входила в состав Екатеринбурга. Заводские рабочие были особо благодарны монарху, так как он освободил их от обязательного труда. Деньги на установку собрали сами заводчане, и 12 мая 1882 года священники церкви Казанской Божьей матери торжественно освятили бронзовый бюст императора.

Как и «предыдущие императоры», он тоже не уцелел: по ставшему уже классическим сценарию, его сбросили с постамента революционеры. Позже туда установили гипсовый бюст Карла Маркса, однако вскоре он раскрошился. Тогда на стелу установили звезду, а в 1969 году этот обелиск посвятили памяти погибшим в годы Великой Отечественной войны детдомовцам. С 1987 года Совет ветеранов Уралхиммаша ухаживает за памятником.

– Несмотря на то, что большую часть времени памятник посвящен погибшим детдомовцам, его двойное значение сохранялось всегда, – вспоминает бывший директор музея НИИхиммаш Антонина Кубасова. – Советские заводчане знали историю своих предшественников и о том, какое большое значение имел царский манифест для рабочих Нижне-Исетского завода.

Возрождение Освободителя

В 2007 году уральскому кузнецу Александру Лысякову рассказали легенду о том, как император Александр II выковал в кузнице Нижне-Исетского завода подкову и четыре гвоздя. Как утверждают историки, это действительно всего лишь легенда, и во время своего визита в Екатеринбург он в 1837 году был ещё не императором Александром II, а всего лишь наследником престола цесаревичем Александром Николаевичем, и Нижне-Исетского завода не посещал вообще.

Александр Лысяков заинтересовался личностью императора, узнал о сохранившемся постаменте и обратился к архитектору Юрию Крылову с просьбой воссоздать памятник, тогда благодаря ему и усилиям студентов архитектурной академии удалось собрать деньги на бюст – около двух миллионов рублей. Нужную сумму собрали так же быстро, как когда-то на оригинальный памятник, и в 2009 году Александр Бурмистров из Нижнего Тагила отлил копию бронзового памятника.

По сей день памятник Александру не установили. Сейчас он находится в церкви Казанской иконы Божией Матери на Химмаше.

– В ближайшее время устанавливать бюст мы не планируем, – рассказывает Ирина Блиновских, бухгалтер храма. – По форме он изготовлен специально под стелу, на которой стоял и раньше, но сейчас она посвящена детдомовцам. Это вопрос не только юридический, но и моральный – мы не собираемся отбирать ее у Союза ветеранов. Поэтому пока судьба памятника не решена. Возможно, мы установим его на территории храма.

Последний памятник последнему монарху

С появлением новой идентичности города Екатеринбурга как места гибели царской семьи появляются и новые объекты: последний из установленных памятников русским царям – памятник Николаю II и его семье на территории Храма-на-Крови авторства скульптора Константина Грюнберга. Установлен он был в год открытия храма – в 2003-м. Скульптура изображает царскую семью за мгновение перед расстрелом.

За советский период в городе появилось значительно больше памятников, и, казалось бы, сейчас скромным восстановленным бюстам императоров трудно составить им конкуренцию в качестве достопримечательностей города. Однако внимание к монархическому прошлому с каждым годом все возрастает – канонизируют царскую семью, создается монархическая партия, восстанавливаются дореволюционные памятники, планируется установка более грандиозных монументов основателю города и его супруге. Одним словом, сейчас создается благоприятная среда для вполне обоснованной реабилитации прошлого Екатеринбурга, поиска в нем новых смыслов, сопоставимых по значимости с теми, что остались от «свердловского» наследия города.

Рубрика «История Екатеринбурга» выходит при поддержке Антона Бакова и проекта «Екатеринбург – императорская столица России».

Фото: екатеринбургский Музей архитектуры и дизайна, Музей истории Екатеринбурга.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]