Место и год основания Ярославля: версии и легенды


Историческое и культурное значение Ярославля

Ярославль в 1731 г. — лес храмов

Еще в XI веке здесь, в месте слияния Волги и Котросли, была построена крепость для защиты подступов к Ростову Великому. Древние стены Спасского монастыря были свидетелями самоотверженных и жестоких битв русского народа с ордынскими захватчиками. В этот город стекалось для освобождения Москвы ополчение Минина и Пожарского. В Ярославле был найден один из списком жемчужины древнерусской литературы – «Слова о полку Игореве». С именем этого города на великой русской реке Волге связаны многие факты биографии, творчества выдающихся деятелей русской культуры: основателя первого в России общедоступного национального театра – актера, режиссера и драматурга Ф. Г. Волкова, дорогого русскому сердцу народного поэта Н. А. Некрасова, поэта-демократа Л. Н. Трефолева, скульптора А. М. Опекушина, певца Л. В. Собинова, художника А. И. Саврасова. Велика роль города и в жизни России. Для рассказа об истории возникновения города, происхождения его названия нам нужно заглянуть в далекое прошлое страны, приоткрыть его страницы, где летописные свидетельства соседствуют с большим количеством народных преданий и легенд.

История возникновения Ярославля

Ярославль. Вид на Коровники, слияние рек Волги и Которостли. Старая открытка

Древний Ярославль начинается с того места. Которое и по сей день именуется Стрелкой. Нарицательное слово стрелка часто встречается в русской топонимии. Так принято называть мыс, длинную косу при слиянии двух рек (см. Мурзаевы Э. и В. Словарь местных географических терминов. М., 1959, с. 211). Именно на стрелке, образованной впадением реки Которосль в Волгу, а также рукавом Которосли, проходившим по дну Медведицкого оврага (запомним это название, нам еще предстоит к нему вернуться), возникло древнейшее поселение людей. В ходе археологических раскопок на Стрелке были обнаружены следы древнего мерянского селения. С этими длинными перекликается одно из преданий о возниковении города Ярославля. Оно дошло до нас в записках ростовского архиепископа Самуила Миславского – так называемое «Сказание о построении града Ярославля». Вот что там сказано: «В области Ростовстей, при брезе реки Волги и Которосли, лежащее некое место, нам нем же последи создася славный град Ярославль… И сие бысть селище, рекомое Медвежий угол, в нем же населеницы человецы поганые веры – языцы, зли сущее» (см. Лебедев А. Н. Храмы Власьевского прихода г. Ярославля. Ярославль, 1877, с. 6).

Предыстория

На основании проведенных археологических раскопок можно утверждать, что на территории современного Ярославля существовало древнейшее поселение, датируемое I тысячелетием до нашей эры — эпоха начала железного века. Но на этом месте существовали и более ранние поселения, которые относят к III-V векам. Основание города Ярославля – X-XI век, до этого момента Поволжье населяли фино-угорские народности. Постепенное переселение славян на данную территорию начинается с VIII-IX веков. При этом многие археологи подчеркивают, что колонизация прошла без насилия. Славяне мирно сосуществовали с народом меря, и в течение некоторого времени племена практически соединились. В год основания Ярославля берега Волги были достаточно густо населены, имеются сведения о нескольких поселках, жители которых занимались рыболовством и ремеслами.

Легенда о возникновении города Ярославль

Медвежий угол… Овраг Медведица (или Медвидицкий овраг)… Медведь на гербе Ярославля… Да, «хозяин лесов» — одно из главных действующих лиц в легенде о возниковении города. Обратимся вновь к тексту «Сказания…». Когда Ярослав Мудрый после установления дания, взимавшейся с жителей Медвежьего угла, снова приехал из Ростова в эти места, жители «напусти от клети некоего люта зверя и псов, да растешут князя и сущих с ним». Однако, Ярослав «секирою своей победи зверя», и жители «ужасеся и падоша ниц князю». Кто же этот таинственный лютый зверь? Очевидно, действительно медведь, причем для жителей селения не просто лесной зверь, а зверь культовый, священный, особо почитавшийся. Любопытно, что в предании зверь не называется. Известно, что у многих народов (в Сибири, в частности), в среде которых был распространен культ медведя, существовало табу – запрет называть зверя, если так можно выразиться, по имени). О медведе говорили «хозяин, «зверь», «старик» (кое-где отголоски этого явления встречаются и по сей день, разумеется, лишь в форме народных традиций). Между прочим, и мы с вами, не подозревая того, называем хозяина леса весьма уклончиво – медведем, т.е. «едящим мед, медоедом». Это общее для всех славян эвфемистическое слово (слово-заместитель, более мягкое, употребляющееся по ряду причин вместо основного) заменило исконное индоевропейское название медведя, которое сохранилось в санскрите, греческом, латинском языках. Общеславянское медведь образовано сложением двух основ без соединительной гласной: именно меду- и глагольной -есть, где конечный гласный основы перед е изменился в в (см. Шанский Н. М., Иванов В. В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь, с. 260). Не случайны кроме названных и другие эвфемистические именования медведя у русских типа космач, лесник, костоправ, Мишка, Потапыч, Михайла Иваныч, Топтыгин.

Медвежий угол в Ярославле

Ярославль. Берег реги Волги. Стрелка. Старая открытка

Сведения о культе медведя на Ярославщине мы имеем и в археологическом, этнографическом материале (См., например: Воронин Н. Н. Медвежий культ в Верхнем Поволжье в XI в. – Материалы и исследования по археологии, № 6. М.-Л., 1941). Вспомним и реку Медведицу (левый приток Волги), и городище на ней, носящее имя «Город Медведь». Все это помогает понять тот ужас, который охватил жителей Медвежьего угла при гибели священного зверя. Сказание о подвиге Ярослава Мудрого в той или иной форме бытовало, по-видимому, и в древние времена. Именно поэтому легенда нашла свое отражение в старинном гербе Ярославля, несмотря на то, что самое раннее его изображение относится к XVIIв.: «В серебряном щите медведь, стоячи, держит в левой лапе золотую секиру на такой же рукоятке». Конечно же князь Ярослав не довольствовался одной лишь победой над символом местной самостоятельности. Стремясь закрепиться на водном пути из Ростова в Волгу, он основал город «на острову, его же учреди реки Волга и Которосль и проточие водное», т.е. на современной Стрелке, которая в плане напоминала равносторонний треугольник.

Предпосылки возникновения

Год основания Ярославля до сих пор является предметом споров. Поселения на этом месте существовали и ранее. Но предпосылкой возникновения именно укрепленного пункта являлись постоянно расширяющиеся торговые связи. Использование Волги в качестве основной водной артерии региона привело к тому, что большое количество купцов снаряжали свои корабли богатым товаром и пускали по реке. В наиболее удобных точках берегов рек имелись небольшие поселения разбойников, которые грабили торговые суда. На стрелке, расположенной между Волгой и Которослью, находилось именно такое городище. С точки зрения военной стратегии, место идеально подходило и для разбойников, и для дружины, охраняющей границы княжества. При заселении и укреплении данной территории поселению было дано имя Ярославль. История основания древнего города связана с князем киевским Ярославом. В первые века своего развития город изначально был укрепленным районом, который делал безопасным путь на Ростов великий. Поэтому год основания Ярославля в качестве «городища» является до сих пор загадкой.

События 1024 года в истории города Ярославля

Когда это точно произошло? Пожалуй, это один из самых сложных и спорных вопросов, касающихся древней истории Ярославля. Построение Ярославля чаще всего связывают с бурными событиями 1024 года (См. Морозова М., Рейпольский С. Ярославль. Ярославль, 1950; Ярославль. Очерки по истории города. Ярославль, 1954). Ярослав Мудрый, втянутый в междоусобную борьбу на юге со своим братом Мстиславом, был вынужден заниматься и делами Суздальской земли: «В се же лето всташа влеви в Суждали, избиваху старая чадь, глаголющее, яко си держат гобино (т.е. богатство, имущество, урожай – М.Г., В. Д.)… Ярослав приде Суздалю, изымав волхвы, а другыя показни» (См. Полное собрание русских летописей. Лаврентьевская летопись, т.1. Л., 1926, стб. 175).

Дата основания города Ярославля

Существует и другая точка зрения, также имеющая аргументацию. По мнению ряда исследователей, Ярославль мог быть основан не позднее 1010 года (См. Мейрович М.Г. Когда был основан Ярославль. Ярославль, 1959). Сказание прямо относит события в селении Медвежий Угол ко времени, когда Ярослав был ростовским князем. Именно укреплением княжеской власти в далекой Ростовской земле могло быть продиктовано основание крепости в устье судоходной Которосли. Вот что писал в связи с этим академик М. Н. Тихомиров: «По летописи, Ярослав первоначально княжил в Ростове, а только после смерти старшего брата Вышеслава перешел в Новгород. Случилось это не позже 1015 г. Между тем, связь Ярославля с Ростовом совершенно явная, так как Которосль связана с Ростовским озером. Построение Ярославля имело задачей охрану пути от Волги к Ростову. Следовательно, с полным основанием можно считать, что Ярославль был основан до 1015 года» (См. Тихомиров М.Н. Древнерусские города, с. 415-416).

Ярославль, камень основания

На Волжской набережной находится одна из самых посещаемых достопримечательностей города, которая притягивает не только множество туристов, местные жители верят в магические силы, которыми наделен этот исторический раритет. Камень основания Ярославля овеян древними легендами и преданиями, считается, что именно с этого места началась история города. За ним возникли первые укрепления, строились новые церкви и дома. Экскурсоводы говорят, что если долго присматриваться к камню, то воображение само нарисует картины древности: князя Ярослава с дружиной, мастеров строителей, ремесленников и охотников, людей, которые построили этот город. Жители Ярославля приписывают камню чудодейственные свойства. По их словам, он обладает особым магнетизмом и может исцелять болезни. Многочисленные туристы бросают монетки, веря в то, что загаданное желание исполнится. И это неудивительно: камень лежал на этом месте еще до основания города, от него веет древностью и сказкой.

Первое упоминание в летописи о городе Ярославль

Первое упоминание города в летописи относится к немного более позднему времени – к 1071 г. В это время на северо-востоке Руси, на берегах Волги, вспыхнуло восстание смердов, которое возглавили волхвы. Летопись сохранила подробный рассказ о восстании крестян-смердов, во главе которого встали «два волхва от Ярославля». Восстание было жестоко подавлено княжеской дружиной. Вот те строки из летописи, где мы впервые находим упоминание Ярославля: «Бывши бо единою скудости в Ростовстей области, встата два волхва от Ярославля… и убивашета многы жены, именье их оптимашета себе» (См. Полное собрание русских летописей, т. 1, с. 75).

Ярослав Мудрый

Великий Князь Киевский родился в 978 году. Отец сразу после рождения Ярослава отдал ему Ростовские земли в княжение. Дата основания города Ярославль — 1010 год, именно в этот период князь правил Ростовскими землями. Об этом времени его жизни сложно сказать что-то определенное: данные не сохранились. Достоверное летописное упоминание князя Ярослава начинается с 1010 года, и связано оно с созданием города-крепости на берегу Волги. Дальнейшая судьба князя связана с Новгородом, где он находился с 1011 года. После смерти брата Вышеслава Владимир (отец братьев) в обход старшего из сыновей ставит Ярополка в Новгород, который на тот момент был серьезным военным и торговым центром. Новгородская дружина уступала числом только Киевской, и статус Новгорода, как города, был значительно выше Ростова. Ярослав пройдет нелегкий путь до титула Великого Киевского Князя, который объединит русские земли и завоюет признание своего народа мудрым и просвещенным правлением. Прозвище «Мудрый» Ярослав Владимирович получит только в XIX веке, потомки оценят его роль в становлении единой и мощной Руси. Его роль в образовании города Ярославля практически неоспорима, но также пронизана легендами и сказаниями. До сегодняшнего дня дошли две основные версии, на которых стоит остановиться более подробно.

Топонимика и структура названия города Ярославля

Итак, налицо связь топонима Ярославль с именем основателя города Ярослава Мудрого, ставшего впоследствии великим киевским князем. Структура названия довольно проста. Топоним образован от антропонима Ярослав при помощи суффикса-форманта –j-. Это наиболее древний тип, характерный для названий славянских городов; формант –j- унаследован еще от праиндоевропейской эпохи и проявляется в древнейших записях. У славян этот формант образовывал притяжательные прилагательные. В топонимии при его помощи образовывались названия преимущественно со значением притяжательности от личных имен, т.е. «чей город?» — город Ярослава, город Владимира, город Изяслава и т.п. Иными словами, Ярославль – Ярославов город. Эта словообразовательная модель в русской топонимии давно уже стала непродуктивной. Откуда в топониме взялась буква (звук) л? Лингвисты называют его «л эпентетическое». Появление его вызвано фонетическими изменениями, происшедшими в составе названия в момент присоединения к основе слова форманта –j-, поскольку ему предшествовал губной согласный звук. Названия населенных пунктов на –славль из княжеских имен на -слав особенно характерны для периода строительства укрепленных городов удельными князьями.

Стрелка Ярославля — Крепость ака Рубленый город


Новая страница биографии город была открыта с наступлением XIII в. В 1215 г. князь Константин Всеволодович заложил на Стрелке «палаты» — княжеский двор и первую каменную церковь Успения Богородицы. В Ярославле возник один из древнейших в Севро-Восточной Руси монастырей – Спасо-Преображенский (или просто Спасский). Первоначально Ярославль представлял собой, как и большинство древнерусских городов, рубленую деревянную крепость. Поэтому древнейшая часть города, расположившаяся на Стрелке, долгое время именовалась Рубленым городом. Об этом старинном и поэтическом наименовании ныне нам напоминает название церкви, построенной в 1695 г., — Никола Рубленый город, или просто церковь Николы Рубленого. Некоторые исследователи предполагают, что название Рубленый город могло закрепиться сравнительно поздно в связи с противопоставлением в XVI в. Земляному городу. В 1463 году Ярославль вошел в состав единого Русского государства. После этого начался дальнейший рост территории города и его экономическое развитие. Уже в XVIв. он окружает свой посад высоким земляным валом и глубоким наружным рвом, отсюда и название Земляной город (интересна параллель с древней Москвой, где, как мы знаем, также существовал Земляной город; есть в нынешнем Ярославе и Красная площадь). Примечательно, что административный центр Ярославля находился на территории Рубленого города вплоть до конца XVIII века, когда возник «регулярный план» города, в соответствии с которым центр был перенесен на Ильинскую площадь (позднее – Советская).

Ярославль в период Смутного времени

Интересные события связаны у Ярославля со Смутными временами. Мало кто знает, что знаменитая Мария Мнишек

– жена
Лжедмитрия Первого
(Г.Отрепьева) и первая провозглашенная русская царица (задолго до Екатерины Первой), после смерти мужа, была арестована новым царем —
В.Шуйским
.

Вместе с другими членами семьи, Мнишик, лишившись драгоценностей и богатой одежды, была отправлена на поселение

в Ярославль, где прожила практически два года
с 1606 по 1608
. Всего в ярославскую ссылку было вывезено тогда
около 400
поляков, а поселили их за Земляным городом, в районе нынешней улицы Собинова, под охраной стрельцов.

Арестованная Мария Мнишек в Ярославле. Художник Клодт

Затем, рвущаяся к власти Мария, пообещав уехать назад в Польшу, не выполнила обещания, а стала женой Лжедмитрия Второго

(Тушинского вора), признав его своим первым спасенным супругом, и еще несколько лет боролась за московский престол. Все это закончилось для нее довольно плачевно, но это уже совсем другая история…

Кстати, в ноябре 1608

года Ярославль сдался без боя воинству Лжедмитрия Второго, это произошло скорее всего просто ради сохранения города и его жителей от зверств и насилия. Но уже вскоре город окажется в эпицентре освободительного движения. Именно тогда в город попадает знаменитый список иконы Казанской богоматери, с которым связано создание впоследствии Казанской женской обители.

В апреле 1609 года

, после битвы у
села Григорьевское
и бегства польского гарнизона, в Ярославль вошли освободительные отряды войск
Н.Вышеславцева
, организованные в Вологде. Это был один из ярких эпизодов освободительной борьбы и первая серьезная победа русских над поляками.

После боя с польскими захватчиками. Картина

Поляки бежали из Ярославля. А ополченцы, понимая важность стратегического положения города, провели ряд работ по укреплению

оборонительных сооружений. Восстанавливались башни, земляные валы оснащались острогом (остро-заточенными бревнами).

Но поляки вскоре вернулись и осадили

Ярославль, желая вернуть его под свое начало. Героически оборонялись ярославцы, сосредоточившие главные силы в районе Власьевской башни. Однако, в начале мая, предатель открыл полякам
Семеновские ворота
, которые находились в районе нынешней
Красной площади
. Защитники города вынуждены были укрыться на территории Кремля (Рубленого города), и частично за стенами Спасо-Преображенского монастыря.

Хотя Земляной город оказался в польской власти и был подвержен грабежу и насилию, Кремль и монастырь держались более трех недель!

После чего польские войска сняли осаду и ушли к Костроме. Об этих героических временах нам сегодня напоминают строения Казанского женского монастыря, воздвигнутого в честь той выдержанной польской осады на окраине Земляного города (ныне ул.Первомайская, 19 А). А Ярославль постепенно становился центром освободительного движения всей страны.

Народные ополченцы в начале 17 века

Все знают, что Народное ополчение

во главе с Мининым и Пожарским начало формироваться в Нижнем Новгороде, именно туда стекалось население других городов, желающие принять участие в освободительном походе против польской интервенции. Освободительный поход состоял из нескольких этапов. Не все помнят, что вначале ополченцы через ряд городов прибыли
вЯрославль
, где еще целых
4 месяца
продолжалось укомплектование отрядов, и уже из Ярославля освободители направились в сторону Москвы.

Войска Народного ополчения в Ярославле находились в основном на территории Спасо-Преображенского монастыря. Именно там окончательно был сформирован «Совет Всея земли»

— новое российское правительство, в составе которого кроме Минина и Пожарского находились и князья
Долгорукие
, Куракины,
Шереметьевы
и т.д. Этот «Совет» возглавил руководство освобожденной русской территории и организацией дальнейшего освобождения страны.

Спасо-Преображенский монастырь 19 века

Ярославль в этот период становится неофициальной столицей

России. Из него посылаются отряды на освобождение близлежащих городов, князь Пожарский и другие полномочные представители вели дипломатические
переговоры
об оказании помощи ополченцам или просто о соблюдении мирных отношений со
Швецией
,
Германией
, Новгородским государством. В результате на помощь Народному ополчению прибыли шведские и немецкие артиллерийские войска.

Таким образом, ярославское «стояние»

было весьма результативным. Значительно увеличилась численность ополчения, его боевая и организационная мощь. Многие города начали восстанавливать на своих территориях правопорядок и хозяйственную деятельность, ведь ополченские войска оказывали им различную помощь, в том числе и в борьбе с бандитскими формированиями, которые воспользовались неразберихой в стране и встали на путь грабежа.

В июле 1612 года

отряды Народного ополчения покинули Спасо-Преображенский монастырь и отправились освобождать
Москву
. Это освобождение окончательно завершилось только
4 ноября
, после взятия Московского Кремля. Сегодня этот день отмечается как День Народного единства. А
шапка Мономаха
на Гербе Ярославля как раз и служит ярким напоминанием о роли города в событиях Смутного времени.

Названия улиц Ярославля и внутригородская топонимика

Ярославль — дворянская улица. Старая открытка.

Рассказывая о Ярославле, история названия города, городских топонимах и географических названиях в его окрестностях, нельзя не обратить внимание на один факт. Ярославль – один из древнейших русских городов с богатой, многовековой историей, с характерными природными особенностями. Однако, взглянув на современную карту Ярославля, вы не найдете на ней достаточного количества старых и образных старинных наименований, возникших в прежние столетия или данных в память о прошедшем (как, например, в Москве). Внутригородская топонимия Ярославля носит в основном современный характер: Народный переулок, Советский переулок, Революционная, Первомайская, Депутатская, Большая Октябрьская, Школьная, Кооперативная улицы, улица Свободы, Республиканская улица, площадь Труда, Малая Пролетарская и Малая Химическая улицы. В Ярославле есть и такие названия, которые несут в себе лингвоисторическую информацию, непосредственно связанную с более ранней историей города: улицы Некрасова, улица Городской Вал, Мельничный переулок, Ямская улица, улица Матросский Спуск, Суздальская улица и другие. Стандартизация внутригородской топонимии – явление широко распространенное, это особенно обращает на себя внимание в старинных русских городах. На наш взгляд, вопрос о наименованиях и переименованиях улиц, площадей и т.п. в таких города и поселках нуждается в серьезном анализе. Возможно, следует ускорить работу над официальным документом, регламентирующим присвоение новых названий внутригородским объектам (существующие инструкции касаются лишь названий самих населенных пунктов и иных географических объектов). В работе над таким документом (и приложением к нему) могли бы более продуктивно участвовать и языковеды, историки, географы.

Современный город

В настоящее время Ярославль считается третьим по величине городом центральной части России. По последним данным его население превышает 600000 человек. Параллельно с наиболее доходными видами деятельности (туризмом и торговлей) в городе существует развитая промышленность, транспортная сеть и жилищно-коммунальное хозяйство. При широких возможностях современной логистики (развитая железнодорожная сеть, воздушные пути) Волга остается востребованной транспортной артерией, грузовые и пассажирские перевозки осуществляются на базе речного порта города Ярославля. На должном уровне находится наука, результаты исследований нескольких проектных институтов внедряются в промышленные производства. За счет развитого промышленного сектора основываются новые предприятия с привлечением зарубежных инвестиций. Ярославль продолжает расти и совершенствоваться, не забывая о своем великом прошлом и бережно его храня.

Поэт Трефолев и улица его имени в Ярославле

Есть на карте Ярославля улица Трефолева. В ее названии ярославцы увековечили память о своем земляке поэте-демократе Л.Н. Трефолеве (1843-1905); поэт жил на этой улице. Трефолев был и хорошим переводчиком, редактором, историком родного края. Поэт свято верил в прекрасный завтрашний день родины. Об этом свидетельствуют хотя бы такие строки, вышедшие из-под его пера: Век жестокий, век проклятый Я едва ль переживу, Я чудесный век двадцатый Не увижу наяву. Многие стихотворения Л. Н. Трефолева благодаря напевности, простому и образному языку превратились в народные песни. Таковы, например, «Дубинушка», «Песня о камаринском мужике» и «Когда я на почте служил ямщиком» (это было поэтическое переложение Трефолевым стихотворения польского поэта Владислава Сырокомли «Ямщик»).

Ярославль — родина Некрасова

Ярославль. Некрасовский бульвар. Старая открытка

И в первую же очередь Ярославль литературный, Ярославль поэтический – это Некрасов. Ярославщина по сути стала родиной великого русского поэта. Трехлетним ребенком он был привезен в родовое имение отца – село Грешнево (ныне Некрасово), неподалеку от Ярославля. В одиннадцатилетнем возрасте Некрасов поступил в ярославскую гимназию. И в зрелые годы поэт не порывал связей с Ярославским краем. Он часто приезжал на лето в Грешнево, а в 1861 г. приобрел усадьбу в селе Карабиха. О Карабихе следует рассказать подробнее… Это простое русское название прочно вошло в историю русской литературы. Здесь Николай Алексеевич Некрасов на протяжении почти четырнадцати лет ежегодно жил по нескольку месяцев, создавая свои лучшие произведения. Здесь поэтом были написаны поэмы «Мороз, Красный нос», «Русские женщины», «Дедушка», стихотворения «Возвращение», «Калистрат» и другие. На ярославской земле Некрасов черпал вдохновение, собирал материал для многих своих произведений. Не случайно именно к этому краю обращены взволнованные некрасовские строки: Опять она, родная сторона, С ее зеленым, благодатным летом, И вновь душа поэзией полна… Да, только здесь могу я быть поэтом! У людей, приезжающих в Карабиху, в Дом-музей Н.А. Некрасова, знакомящихся с его биографией и историей творчества, нередко возникает вопрос: «Какова история этого места России? Откуда ведет свое происхождение название села и усадьбы?» Ответить на этот вопрос можно и должно. Местность, в которой расположена Карабиха, связана с рядом исторических событий. Так, в период междоусобной войны во второй четверти XV в. здесь происходили сражения между войсками московского князя Василия Темного и его соперника – галицкого князя Дмитрия Шемяки в борьбе за великое княжение. Войска Шемяки потерпели сокуршительное поражение в 1435 году в битве близ Карабитовой горы. Так называется возвышенность подле Карабихи. Народное предание сохранило память о сражении, истолковывая значение названия горы как словосочетание «кара бе там». В основу названия населенного пункта и горы легло, по-видимому, диалектное русское слово карабить, означающее «боронить пашню» (См. Даль В.И. Толковый словарь…, т. 2, с. 89).

Ярославль советский

Самым первым событием новой советской эпохи было Ярославское антибольшевистское

июльское
восстание 1918
года, жестокое подавление которого положило начало Красному террору в городе. Кроме того, под артобстрелами красной артиллерии погибло много мирных жителей, часть их них бежала из города. Было разрушено и множество зданий. Численность ярославцев после подавления восстания и репрессий сократилась
почти вдвое
! Закрывались и уничтожались храмы, церковные ценности изымались. К счастью, все уничтожить воинствующим атеистам не удалось.

Здание Духовной Академии после подавления Ярославского восстания 1918 года

В конце 20 — начале 30-х годов жизнь в городе начала налаживаться. Строились новые дома, утверждался новый градостроительный план, появлялись новые промышленные предприятия. В годы Великой Отечественной войны

город работал на нужды фронта, многие ярославцы находились на линии огня.

После войны продолжается строительство и развитие города, которое практически не затрагивает исторический центр. Именно сохранение многих историко-архитектурных памятников 17-19 веков

и целостности исторической застройки центра, позволило внести Ярославль в список образующегося в 70-х годах туристического Золотого Кольца России.

Памятный знак — Ярославль — столица Золотого кольца

К празднованию Ярославлем своего 1000-летия (2010г.

) были отреставрированы многие архитектурные объекты и установлены новые памятные знаки, в том числе и
Памятник «1000 лет Ярославлю»
.

Памятник «1000 лет Ярославлю» в Парке «Стрелка»

Исторические события и Спасо-Преображенский монастырь Ярославля

Спасо-Преображенский монастырь в начале XVII века (рисунок современного художника)

Для историков русской литературы, как и для любого русского человека, имя города Ярославля связывается еще с одним важным фактом. В начале главы мы упомянули, что Спасо-Преображенский монастырь в этом городе на Волге – один из древнейших русских монастырей. Многим известен Спасский монастырь в отечественной истории. Хотя бы тем, что здесь было создано первое на северо-востоке Руси духовное училище, имевшее крупную по тому времени библиотеку из тысячи рукописных книг. Или тем, что за его стенами нашел укрытие Иван Грозный, когда в 1571 г. войска крымского хана Девлет-Гирея подошли к Москве. Или тем, что стены монастыря выдержали 23-дневную осаду весной 1609 г., в период борьбы с польскими интервентами. А 27 июля 1612 года от стен Спасского монастыря уходило народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского на решающую битву с врагами, засевшими в Москве. Но все же один факт из истории Спасского монастыря особенно нам дорог. В ризнице монастыря хранился единственный список замечательного памятника древнерусской литературы – «Слова о полку Игореве». В 1795 году граф А. И. Мусин-Пушкин купил у бывшего архимандрита Иоиля Быковского ряд ценных рукописей. Среди них известный коллекционер и обнаружил список «Слова»… Мы уже упомянули о библиотеке духовного училища в Спасском монастыре. В 1214 году училище и библиотека были переведены в Ростов. К великому прискорбию, сокровища библиотеки сгорели во время одного из ростовских пожаров. Не исключено, что именно в библиотеке духовного училища хранилась древняя рукопись «Слова о полку Игореве», с которой в XVIв. был сделан список, приобретенный впоследствии Мусиным-Пушкиным.

Герб Ярославля

Изображение Медведя

как основной фигуры ярославского герба появилось в правление
Алексея Михайловича
, т.е. в
70-х гг. 17 века
. Медведь – это с одной стороны символ силы, с другой — это связь с легендой о победе над ним Ярослава Мудрого. Именно с этой победы и началось освоение волжско-которосльных берегов. Но впоследствии на изображении Герба менялся и цвет и поза медведя.

Битка Ярослава Мудрого с Медведем на месте будущего города

В официальном утверждении герба в 1730 году

было записано, что Медведь должен быть
черным
, основное поле
желтым
, его боевой топор –
чекан
– должен быть
красного цвета
. На основании этого утверждения чеканились городские печати.

Когда же Ярославль стал губернским центром при Екатерине Второй

, вид герба был официально изменен, ведь он стал уже не просто городским гербом, а
губернским
! Общий щитовой фон с нижним заострением должен был быть
серебряным
, а идущий направо Медведь нес в лапе секиру
золотого цвета
. Хотя многие печати оставались с предыдущим гербом.

Герб Ярославля 1778 года

Впоследствии разрабатывается еще один вариант городского герба (1856 г

.), но он не получил официального утверждения. В этом варианте над щитом появилось дополнение в виде
Императорской короны
, а снаружи шел декор из позолоченных веток дуба и Андреевской ленты.

Герб 1856 года

В советские времена изображения Гербов не употреблялось. Но фигуру этого зверя для своей эмблемы использовал Ярославский автозавод. А само изображение герба появилось на эмблемах празднования 950-летия города.

90-е годы отмечены началом возрождения российских традиций, и в 1993 году

на этой волне ярославский Совет народных депутатов утверждает очередной Герб Ярославля. Щит остался серебряный, а Медведь теперь бурого цвета, но с той же секирой почему-то пошел в противоположную сторону. Сам щит был обрамлен ветками дуба и лентами российского триколора.

Герб 1993 года

И, наконец, последнее изменение ярославского Герба произошло летом в 1995

году. Это изображение было приближено к сюжету 18 века. Снова сделав Медведя черным, его вновь развернули направо. Серебряный герб венчала шапка Мономаха.

Герб 1995 года

Сегодня медвежьи фигуры украшают эмблемы многих ярославских организаций. Она используется Хоккейным клубом «Локомотив»

и
Футбольным клубом «Шинник»
, Ликероводочным и
Ярославским пивным заводами
.

Фигуры Медведей встречаются в Ярославле повсюду

А у Ярославского музея-заповедника

, базирующегося в Спасо-Преображенском монастыре, имеется свой гербовый талисман в живом виде – там живет
Медведица Маша
, которую желают посмотреть практически все туристы, посещающие музей.

Медведица Маша — талисман Ярославского Музея-Заповедника

А в частной коллекции Музея «Мой любимый Мишка»

можно увидеть десятки плюшевых, пластмассовых, деревянных и прочих игрушечных медведей, собранных за многие годы.

Встречаются медведи и в виде ландшафтных скульптур

на городских улицах и парковых аллеях, в
виде клумб
и прочее. В Парке 1000-летия Ярославля находится скульптура
З.Церетели

Медведь с рыбой
, причем дикий зверь выполнен в натуральную величину.

Скульптура З.Церетели «Медведь с рыбой»

Автор статьи: Касаткина Татьяна

А.К. Саврасов и Ярославль

С Ярославлем связано немало примечательных фактов из биографии, творчества многих выдающихся деятелей русской культуры. Вероятно, не многим известно, что в Ярославле, на Волге, большой художник Алексей Кондратьевич Саврасов работал над картиной «Грачи прилетели» (и над многими другими полотнами). Казалось бы немного времени провел А. К. Саврасов в Ярославле – всего несколько зимних и весенних месяцев 1870-1871 гг. Но для художника этот период в творчестве был очень плодотворным. Здесь он написал известные картины «Волга», «Разлив Волги под Ярославлем», «Могила на Волге». Здесь он создал несколько этюдов «Грачей». Анализ этюдов показывает, что А. К. Саврасов долго искал самое верное композиционное и цветовое решение картины. Один из первых этюдов написан на тогдашней окраине Ярославля, именовавшейся Вспольем. Фоном для дерева с гнездящимися грачами служила Владимирская церковь. Оно имело значение «край поля» и «открытое место перед стенами города, поселения». Во втором значении слово всполье неоднократно встречается в памятниках письменности. Например: «А те б люди Салтыков или Луквица… со всеми людьми, которых с ними пошлют, выехав за город, стояли на всполье, где пригоже» (1517 г.) (Цит. По: Словарь русского языка XI-XVIIвв., вып. З. М., 1976, с. 144-145). Слово всполье упомянуто и в словаре В. И. Даля: «Всполье – край, окраина, начало; выгон, место вокруг околицы» (См. Даль В. И. Толковый словарь…, т. 1, с. 269)

Битва ярославцев с татарами на Туговой горе

Ярославль. Тугова гора. Старая открытка

Приоткроем еще несколько страницы историко-топонимического прошлого Ярославля. Гроза ордынского нашествия не обошла и северного Ярославского княжества. Город был сожжен, а первый ярославский князь Всеволод погиб в неудачной для русских битве на реке Сити. Однако Ярославль не смирился. В 1257 г. горожане подняли восстание. Согласно преданию, ярославцы во главе с князем Константином встретили татарский отряд за Которослью, на небольшой возвышенности, получившей впоследствии название Туговой горы. Хотя ярославцы бились храбро, и на сей раз силы оказались неравны. Павшие русские воины были похоронены здесь же, на Туговой горе. Впоследствии народная молва стала связывать наименование горы именно с этим событием. Согласно легенде, на холм долго еще приходили женщины, чтобы «тужить» по павшим, оплакивать их. «Туда-печаль» якобы и стала основной названия. Думается все же, что данное предание – позднейший домысел. Летописи умалчивают о битве ярославцев с татарами, да и само княжение Константина в Ярославле устанавливается лишь косвенным путем. Более вероятно другое. Можно попробовать объяснить название Туговой горы через данные о погребальном обряде поволжских финских племен. Ивзестно, что у ряда этих племен умерших зимой не хоронили, а подвешивали на деревьях. Об этом нам известно, в частности, и из фолклорного мтаерила. В мордовской песне умирающая девушка просит родных: Не хороните меня, матушка, на кладбище, Похороните меня, матушка, около большой дороги, Около большой дороги, на старом дубе… (См. Шахматов А. Мардовский этнографический сборник. СПб., 1910, с. 193, 436, 448) Есть и иные свидетельства. Весной умерших снимали и закапывали тут же, под деревьями. Родственники должны были в течении трех дней плакать над могилой. Место же совершения этого обряда именовалось «горой плача». Известно, что на Туговой горе в течении долгого времени существовало кладбище. Возникает естественный вопрос: а не связано ли наименование горы с этим древним погребальным обрядом? Однако пока это не более чем предположение.

Ярославль и Емельян Михайлович Ярославский

Топоним Ярославль сам послужил основой для возникновения некоторых имен собственных. К их числу относится, например, псевдоним Ярославский. Емельян Михайлович Ярославский (М.И. Губельман) (1878-1943) – советский государственный и партийный деятель, академик АН СССР, один из руководителей Октябрьского вооруженного восстания в Москве. В современном Ярославле именем Емельяна Ярославского названа бывшая Федоровская улица – одна из главных магистралей нынешнего Красноперекопского района города. Район же был назван по одному из самых больших предприятий Ярославля – комбинату технических тканей «Красный Перекоп». Свою историю он ведет от бывшей Большой мануфактуры, возникшей еще в XVIII веке. На месте осушенного участка некогда непроходимого болота на правом берегу Котросли возникла одна из крупнейших полотняных мануфактур Петровской эпохи, впоследствии ставшая называться Ярославской Большой мануфактурой. Новое имя – «Красный Перекоп» — фабрика получила в 1920 г. в честь победы Красной Армии на юге. В Красноперекопском районе Ярославля немногочисленные старые названия улиц, как, например, Зеленцовская (по Зеленцовскому ручью), соседствует с большим количеством новых: улицы Стачек, Солнечная, Рабочая, Трудовая и др.

Центр город Ярославля. Общий вид на старой открытке

Подошло к концу время нашего пребывания в древнем городе Ярославле. Настало время покинуть этот старинный и живописный уголок России.

Источник: М. В. Горбаневский, В. Ю. Дукельский — По городам и весям «Золотого кольца».

Портал органов государственной власти Ярославской области

Главная страница » О регионе » История Ярославской области Историческая справка: Ярославль

1010 – (не позднее) основан княжившим тогда в Ростове Ярославом Владимировичем Мудрым

1071 – первое упоминание в летописи в связи с восстанием волхвов в Ростовской земле («Ипатьевская летопись»)

1218 – 1463-1471 – существование Ярославского удельного княжества. Первый самостоятельный ярославский князь – Всеволод Константинович.

Начало XIII века – основание Спасо-Преображенского монастыря с училищем и библиотекой при нём, строительство белокаменных соборов — Успенского в кремле и Спасского с церковью Входа Господня в Иерусалим в монастыре.

1238 – гибель на Сити князя Всеволода, сожжение Ярославля войсками Батыя.

1257 – легендарная битва на Туговой горе ярославцев с отрядом монголо-татар, сопровождавшим сборщиков дани.

1260 – 1299 – правление в Ярославле Федора Ростиславовича Черного – представителя смоленского княжеского дома, женившегося на последней представительнице первой ярославской княжеской династии Марии Васильевне (внучке Всеволода Константиновича). Федор Черный сотрудничал с Ордой, вторым браком был женат на ханской дочери, начав тем самым вторую ярославскую княжескую династию.

1314 – основание ростовским епископом Трифоном на левом берегу Волги в окрестностях Ярославля Толгского монастыря. Сохранившиеся строения в основном возведены в XVII веке на царские вклады. В 1926 году закрыт. В 1987 году возрожден как женская обитель – первая на территории Российской федерации.

С начала XIV века – поддержка Москвы, в том числе участие ярославской дружины в Куликовской битве 1380 года.

С разрастанием династии Ярославских князей происходит дальнейшее дробление княжества на уделы.

1463 – присоединения Ярославского княжества к Москве, присылка в Ярославль московского наместника, но сохранение последним ярославским князем Александром Федоровичем Брюхатым особого статуса на территории его княжества вплоть до своей смерти в 1471 году.

1501 – великий пожар, начало возрождения в камне и кирпиче Спасо-Преображенского монастыря. 1516 – год постройки древнейших сохранившихся зданий города (собор, трапезная, Святые ворота монастыря).

С середины XVI века – после присоединения Казанского и Астраханского ханств, а также основания Архангельска, оживляется торговля с Востоком по Волге и со странами Западной Европы через Архангельск, Ярославль на этом торговом пути играл одну из ключевых ролей. Быстрый экономический рост города.

1606 – 1607 – проживание в Ярославле в ссылке Марины Мнишек – супруги Лжедмитрия I.

1610 – основание в городе женского Казанского монастыря «в память о чудесном избавлении Ярославля от 24-х дневной осады поляками.

1612 – пребывание в городе ополчения Минина и Пожарского, Ярославль – временная столица России.

XVII век – «Золотой век» Ярославля. Ярославль – второй по населению и третий по экономическому значению (на втором месте –Казань) после Москвы город в государстве. Крупнейшие ярославские купцы входят в деловую элиту государства (Никитниковы, Светешниковы, Гурьевы, Скрипины и др.). Купечество ведет внутреннюю и внешнюю торговлю со странами Востока и Западной Европы. В городе активно развивается ремесленная промышленность (например, производство кожевенных изделий ). В этот период в городе строится большое количество каменных храмов, складывается своя архитектурная школа.

В начале XVIII века — экономический кризис, связанный с запретом Петра I торговать иностранцам через Белое море, что нарушило устоявшиеся торговые связи ярославцев.

1719 – Ярославль становится центром Ярославской провинции в Составе Московской губернии.

1722 – по указу Петра I ярославцы Затрапезновы и голландец Тамес основывают полотняную мануфактуру, получившую впоследствии название «Ярославская Большая Мануфактура» (сейчас – Комбинат технических тканей «Красный Перекоп»).

1750 – Ф.Волков основал первый в России профессиональный общедоступный театр.

Вторая половина XVIII века – Ярославль – крупный промышленный центр (полотняная, шелкоткацкая, кожевенная промышленность).

1777 – Ярославль становится центром наместничества.

1778 – утверждены регулярный план и герб, начало бурной перестройки города в камне.

1786 – выход в Ярославле первого в России провинциального журнала «Уединённый пошехонец».

1796 – Ярославль становится центром губернии.

1805 – открытие Демидовского высших наук училища (позже – Демидовский юридический лицей).

В XIX в. – в первой половине Ярославль – один из наиболее значимых торговых городов государства. Ярославские купцы специализировались, прежде всего, на торговле хлебом, закупая его на Нижней и Средней Волге и сбывая в Санкт-Петербург и др. Кроме того, торговали тканями, железом, винами, продукцией красочных и химических предприятий и многим другим. Крупные предприятия предшествующего периода в это время либо закрываются, либо приходят в упадок. С середины XIX века наблюдается рост количества промышленных заведений в городе, многие из которых действуют при помощи паровых двигателей. Ярославль становится крупным центром производства свинцовых белил, появляются в городе табачные, химические, кондитерские и другие предприятия.

1820-1821 – строительство бульвара на месте земляных укреплений города.

1831 (март) – начало издания газеты «Ярославские губернские ведомости».

1831-1833 – строительство дамбы через пойму Которосли.

1849 – выход первого номера «Ярославского литературного сборника».

1854 – товариществом «Самолёт» открыто регулярное пароходное сообщение по Волге Ярославль – Нижний Новгород.

1860 – открытие телеграфной линии, связавшей Ярославль с Москвой.

1864 (декабрь) – основано общество для исследования Ярославской губернии в естественно-историческом отношении.

1870 – открыто железнодорожное сообщение Ярославль – Москва.

1872 – открыто железнодорожное сообщение Ярославль – Вологда.

1883 – вступил в строй городской водопровод.

1885 – на месте бывшей Плац-парадной площади на средства И.А Вахромеева заложен Демидовский сквер.

1888 – открыто железнодорожное сообщение Ярославль – Кострома.

1895 – в городе создан первый марксистский кружок.

1895 (20 апреля – 7 мая) – массовая забастовка рабочих Ярославской Большой мануфактуры.

1898 (декабрь) – вышел первый номер ежедневной газеты «Северный край».

1899 (октябрь) – открытие первой общедоступной библиотеки.

1900 – открытие первой электростанции; пущен в эксплуатацию трамвай по маршруту Московский вокзал – Волжская пристань.

1901 – 1905 – в Ярославле создан «Северный рабочий союз», объединивший социал-демократические организации Ярославля, Владимира, Иваново-Вознесенска и Костромы.

1905 – массовые рабочие демонстрации, создание Совета рабочих депутатов на Ярославской Большой мануфактуре.

1908 – открытие учительского института.

1909 – создано художественное общество.

1911 – построено здание театра им. Ф.Волкова (современное, третье на этом месте).

1913 – построен железнодорожный мост через Волгу

1916 (октябрь) – открытие Ярославского автомобильного завода (с апреля 1958 – моторный завод)

1917 (1 марта) – создание Ярославского Совета рабочих депутатов

В годы советской власти Ярославль стал крупным центром химической промышленности и машиностроения. Ныне Ярославль является крупнейшим городом Верхневолжского региона, важным центром науки и культуры. Ярославль – важнейший центр культурно-познавательного, круизного и делового туризма, место проведения важнейших мероприятий международного значения. Население Ярославля составляет 606 888 человек (на 01.01.2010)

Составитель:

кандидат исторических наук

Нина Владимировна Обнорская

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]